Общественный строй древних славян доклад

Обновлено: 04.07.2024

Восточные славяне — это культурно-языковая славянская общность племен, говорящих на родственных восточнославянских языках.

Восточные славяне накануне образования Древнерусского государства

Племена, которые говорили на славянском и балтском языках, некогда представляли единую общность. Славяне превратились в самостоятельный народ, когда выделились из балто-славянской общности. В III веке н.э. по землям балтов и славян по Висле прошли германские племена, основавшие в Северном Причерноморье готскую державу.

Согласно летописцу Нестору, славяне расселились по Восточноевропейской равнине:

  • поляне – среднее правобережье Днепра с племенным центром в Киеве;
  • древляне – междуречье рек Припять и Рось с племенным центром в Искоростене;
  • дреговичи – левобережье Припяти с племенным центром в Брянске;
  • бутане и волыняне – в верхнем течении Южного Буга и Волыни с племенным центром в Берестье;
  • уличи с племенным центром в Пересечене, и тиверцы с племенным центром в Белгороде – в бассейн Днестра;
  • северяне – левобережье Днепра, бассейны Сулы, Десны, Сейма и Северного Донца с племенным центром в Чернигове;
  • радимичи в междуречье верхнего течения Днепра и Сожи с племенным центром в Любече;
  • кривичи – в верховьях Волги, Двины и Днепра с племенным центром в Смоленске;
  • полочане – в бассейне Западной Двины, реки Полоти с племенным центром в Полоцке;
  • словене – вокруг озера Ильмень с племенным центром в Новгороде;
  • вятичи – в бассейне верхнего и среднего течения Оки и Москвы с племенным центром в Москве.

Готовые работы на аналогичную тему

Занятия древних славян

Основным занятием славянских племен было земледелие. В зоне лесов земледелие было подсечно-огневым: деревья подрубали, они засыхали и их сжигали. Затем пни выкорчевывали, почву удобряли золой и рыхлили бороной-суковаткой – бревном с необрубленными сучьями. Примитивно удобренные поля недолго оставались плодородными (10 - 15 лет). Необходимость освоения нового участка, заставляла переносить поселок с места на место.

В лесостепной зоне практиковалось переложное земледелие. На участке выжигали траву, оставшейся золой удобряли землю, рыхлили ее и использовали до полного истощения. К IX веку в лесостепи славяне стали использовать плуг, переворачивавший пласты плодородной земли. Пахотным орудием на севере была соха, которой удобно пахать в лесистой местности. В соху запрягали лошадь, а плуг волокли быки или волы.

Славяне выращивали просо, пшеницу, ячмень, рожь, горох, бобы. Важными техническими культурами были конопля и лен, из которых изготавливали ткани.

Для земледелия были нужны разнообразные орудия: железные наконечники для плуга и сохи, топоры, серпы, мотыги и т.п. Поэтому важной отраслью хозяйства было производство железа. В IX веке у славян уже появляются поселки металлургов. Кузнечное дело считалось таинственным занятием. Кузнец был одним из любимых героев славянского фольклора. Гончарство также стало важной отраслью хозяйства славян.

Кузнецы и гончары стали первыми ремесленниками, не занимавшимися сельским хозяйством: земледельческие продукты они получали в обмен на произведенную продукцию.

Общественный строй

В VII-IX веках у славян шел процесс разложения родоплеменного строя, совершался переход от родовой общины к соседской.

Основа общности в соседской общине определялась не кровным родством, а близостью проживания. Соседи свое хозяйство вели индивидуально, господствовала частичная собственность, однако земля не была собственностью общинника, ее собственником считалась вся община, поэтому периодически проводились переделы участков. Лесные угодья, пастбища, места лова принадлежали всей общине. Выделилась родоплеменная знать – вожди и старейшины, которые окружали себя дружиной, не зависящей от народного собрания и способной принудить общинников к повиновению. Так славянское общество готовилось к возникновению государственности.

Каждое племя имело князя, который опирался на дружину. Воинов возглавлял воевода. Князь был обязан одевать, кормить и вооружать дружину. Оружие и дорогую одежду дружинники могли добыть в походах, но кормиться они должны были в своих землях. Поскольку князь и дружина не могли кормиться в одном и том же месте долго, они постоянно переезжали от одной общины к другой, чтобы у населения хватало продуктов. Князья и дружинники в это время еще не имели собственных земель, однако князья обладали охотничьими угодьями. Охота была не просто забавой, а приносила меха и мясо. У князя и подвластного населения существовал договор о дани. Князь же должен был выступать судьей в тяжбах и конфликтах и защищать общину в случае угрозы.

1. Восточные славяне − это русские, белорусы и украинцы.

2. Западные славяне − это поляки, чехи, словаки, лужичане.

3. Южные славяне – это болгары, македонцы, сербы, хорваты, словены.

Начало научной разработки вопроса о происхождении славян относится к первой половине XIX в. Исследования этого времени показали принадлежность славянских языков к индоевропейской языковой семье. На этом основании было высказано предположение о существовании индоевропейской общности, которая включала в себя предков германцев, балтов, славян и индоиранцев.

Российский ученый А. Шахматов считал, что эта индоевропейская общность сложилась в бассейне Балтийского моря. По мнению чешского историка Л. Нидерле, в начале II тыс. до н.э. индоевропейская общность распалась. Из нее выделилась балто-славянская общность, которая в I тыс. до н.э. разделилась на балтскую и славянскую. А. Шахматов полагал, что вначале эту общность покинули ушедшие на юг предки индоиранцев и фракийцев, а затем от балтов отделились славяне, расселившиеся во II в. н.э., после ухода германцев с Вислы, на остальной территории Восточной Европы.

В XX в. американские исследователи Г. Трегер и X. Смит высказали предположение, что первоначально существовала древнеевропейская общность, которая во II тыс. до н.э. распалась на предков южных, западных (кельты и романские народы) и северных европейцев (германцы, балты и славяне). В I тыс. до н.э. из североевропейской общности выделились вначале германцы, а затем балты и славяне. Отечественный ученый Л. Гумилев считал, что в этом процессе имело место не только разделение славян с германцами, но и их соединение с германоязычными русами, и что это произошло в ходе заселения славянами Поднепровья и района озера Ильмень.

1. Хозяйственный и общественный строй древних славян

1.1. Общая характеристика древних славян

Анты и племена, жившие к северу от них по верхнему Днепру, Западной Двине, верхней Оке и Волге, − это восточнославянские племена.

К концу VI в. славяне занимали уже огромную территорию от Лабы (Эльбы) до Дона, Оки и верхней Волги и от Балтийского поморья до среднего и нижнего Дуная и до Чёрного моря. В VI и VII вв. славяне продвинулись на Балканский полуостров. Расселяясь на запад и юг и смешиваясь с местным населением, венеды дали начало западным и южным славянам. Так, в состав западного славянства вошли жившие к востоку от Эльбы многочисленные племена лугиев. В областях к югу от Дуная славяне ассимилировали жившие там племена иллирийцев и фракийцев.[1]

Археологические находки советских учёных показывают, что славянам издавна был известен плуг с железным лемехом. У славян были искусные кузнецы, ювелиры, изготовлявшие бронзовые украшения с эмалью, гончары, делавшие красивую глиняную посуду.

Вооружение славян первоначально было довольно примитивным. Каждый воин был вооружён двумя дротиками, иногда щитом; были у них и луки со стрелами, смазанными ядом. Любимой тактикой славян было заманивать врагов в леса и болота и там истреблять их внезапными нападениями. Но византийские писатели указывают, что славяне скоро превзошли римскую военную технику, научились осаждать и брать укреплённые города. В своих маленьких лодках-однодревках они смело пускались в отдалённые морские походы.[3]

Славяне издавна были знакомы с земледелием, которое было их основным занятием. Археологические данные свидетельствуют о наличии у них обширных зерновых запасов, особых кладовых зерна.

По Маврикию, славяне особенно много сеяли ячменя и проса, уже в первые столетия нашей эры разводили домашний скот; им были известны и различные домашние ремесла.

У славян, живших в районе Вислы и Верхнего Днепра, большую роль, кроме земледелия и скотоводства, играли рыболовство и лесное хозяйство (звероловство, бортничество).

В славянской религии особенно ярко отразились два момента, характерные для первобытных земледельческих народов: обожествление сил природы − славяне обоготворяли небо, солнце, гром, молнию (бог неба − Сварог, бог грома и молнии − Перун, богиня Жива, олицетворявшая плодородие), горы, деревья, воды (водяной, русалки) − и поклонение предкам (домовой, шур, или чур). Выделившегося в особый класс жречества у славян еще не было.[4]

Закон не может быть законом, если за ним нет сильного.

Махатма Ганди

Изучение общественного строя восточных славян в период 6-9 века важен, поскольку он позволяет отследить процессы изменения в обществе, приведшие к формированию государственности. Этот период характеризуется жизнью населения в племенах, но они были не едиными.

До образования государства у восточных славян было 2 общественных строя. Изначально это была родовая община, а затем ее сменила соседская община. Разберемся в чем разница между ними

Что такое родовая община

Понять суть родовой общины можно по рисунку, приведенному ниже.

Общественный строй восточных славян при родовой общине

Основную ячейку общества составлял род. Род (отсюда слово родственники) - семья или группа семей. Семьи составляли племена. а племена заключали союзы друг с другом. Так было начиная с 6 века нашей эры.

При родовой общине было 2 типа имущества:

  • частное - инструменты, животные и так далее.
  • общественное - земля, реки и озера, леса, охотничьи угодья и так далее.

Родовая община: кто чем владел

Вопрос распределения того, кто чем пользуется из общественного имущества у восточных славян в племенах не стоял, поскольку племя включало в себя кровных родственников. Часто земля перераспределялась каждый код, чтобы у всех были равные возможности.

Что такое соседская (территориальная) община

С 7 по 9 века родовая община была полностью вытеснена соседской общиной. Иногда ее также называют территориально. Теперь племена формировались не на основе семей или клана семей. Теперь в племя мог войти любой, и люди были уже не родственниками друг другу, а просто соседями. Таким был общественный строй у восточных славян в 7-9 веке нашей эры.

Появление соседской общины стало основной для разложения общества на классы, а также для появления социальных конфликтов. В этот период все больше начинает укрепляться понятие частной собственности. Все, что находилось в общественном пользовании, при родовой общине потихоньку переходит в руки отдельных владельцев.

Формирование неравенства

  • они распределяли продовольствие. Племя собирает урожай, нарочитая чадь говорит кто сколько может взять. Естественно большая часть остается себе.
  • они распределяют военные трофеи. Военные походы приносили трофеи. Большая их часть оставалась у знати.

В результате чем больше проходило времени, тем больше богатели одни и беднели другие. Тем более, что к 9 веку власть уже передавалась (не официально, но все же) по наследству. В это же время появляются купцы, ремесленники и родовая знать.

Управление племенами и общинами

Рассматривая общественный строй восточных славян нужно обратить внимание на структуру его управления. Тем более, что с развитием соседской общины роль правления становится все более заметной. Общая структура управления племенами может быть представлена в виде схемы.

Хозяйство и основные занятия древних славян (период до формирования Древнерусского государства)

Основная сфера деятельности – земледелие. Значительная часть территорий, на которых проживали древние славяне, не подходила для обработки земли и выращивания сельскохозяйственных культур, но особая подсечно-огневая система упрощала земледелие в лесной зоне.

Для обработки земли использовали: борону-суковатку, соху, топор, мотыгу, плуг. Для рыхления грунта плуг применяли в лесостепи, степи. Севернее основным орудием являлась соха. Славяне выращивали просо, рожь, ячмень, бобы, горох, технические культуры – лен и коноплю.

Славяне знали животноводство, но оно играло вспомогательную, подсобную роль. Занимались разведением коз, свиней, лошадей, овец, крупного рогатого скота.

Ремесла славян

  1. В связи с необходимостью изготавливать орудия труда для обработки почвы, активно развивалось кузнечное дело – оно находилось на втором месте после земледелия в списке важнейших занятий древних славян. К VII-IX веку известны первые металлургические поселения. Кузнец был почитаемой персоной, а его деятельность считалась практически колдовской.
  2. Второй популярный вид ремесла – гончарное дело. Производство изделий из глины позволяло обеспечить бытовые нужды жителей поселения. На высокий уровень техники гончары вышли только к периоду Древней Руси, до этого качество продукции не было совершенным – стенки посуды были довольно толстыми, просматривались примеси в глине.
  3. Деревообработка – распространенный вид деятельности ремесленников в лесной зоне. Из дерева строили, изготавливали посуду, орудия труда, украшения.
  4. Ювелирное дело достигло высокого уровня техники тоже к периоду Древней Руси, ранние славяне не производили сложные изделия, техника была примитивной.
  5. Ткачество: древние славяне лесной зоны выращивали коноплю и лен, чтобы получать ткани для пошива одежды.

Кузнецы и гончары стали первыми ремесленниками, которые не обрабатывали землю! Продукты питания они получали путем обмена.

Другие занятия (промыслы)

Торговали медом, воском, мехом, изделиями из железа.

Общественный строй восточных славян

Территориальная община – совокупность людей, которых объединяет место проживания, а не родственные связи. Община характеризуется автономностью, определенным набором занятий, наличием административного центра, определенной иерархии. Главой общины выступал старейшина. Главу избирали на общественном собрании – вече.

Родовая и территориальная формы общин ведут к образованию племени. Формирование городских центров и государственности родовой строй распадается. Племена объединяются в княжества под руководством князя.

Славянское язычество и верования

Тотемизм – вера в общего предка, которым могло выступать как животное, так и растение.
Магия – вера в силу обрядов. Существовала особая группа волхвов или кудесников, считало, что они обладали магическими способностями, могли проводить обряды.
Фетишизм – вера в магическую силу предметов, поклонение им.
Анимизм – вера в духов, существование души не только в живых объектах.
Шаманизм – вера в наличие сверхъестественных сил у конкретного лица (шамана), который в своих обрядах обращается к силам природы.

Особенности славянского язычества:

Збручский идол – наиболее яркая иллюстрация язычества славян, найден в селе Гусятин на реке Збруч, в 1848 году. На нем вырезаны изображения, которые демонстрирую систему мировосприятия славян. На нижнем ярусе – подземный мир, на среднем – мир живых людей, на верхнем – боги.

Божество

Чему покровительствовал?

Роль в пантеоне

Перун

Гром, молния, покровитель князя, воинов

Хорс или Хорос

Воплощал собой Солнце

Одно из основных божеств пантеона

Дажьбог

Покровительствовал Солнцу, смене сезонов

Мокошь

Единственное женское божество в пантеоне Владимира Великого

Стрибог

Связан с атмосферными явлениями

Велес

Считался также покровителем поэзии, сказаний – есть споры, относительно его роли в пантеоне

Сварог

Не был включен в пантеон Владимира

*перечислены только основные боги, но пантеон включал еще ритуально-календарных покровителей, региональных божеств, мог включать персонажей, известных из литературных источников.

Пантеон в таком виде оформился после реформы Владмимира Святого в 980 году.

Читайте также: