Доклад на тему интеллектуальная миграция в рк

Обновлено: 17.05.2024

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

экономика.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Тюмень 2013
СОДЕРЖАНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . 21

1. Генезис международной трудовой и интеллектуальной миграции

Международная интеллектуальная миграция как явление сформировалась на позднем этапе развития международной трудовой миграции, что подтверждает ретроспектива периодизации данного явления:

• миграция древнего мира, связанная с наличием рабов в государствах;

• современный этап, начавшийся после второй мировой войны.

Основные из них заключаются в следующем: в любой национальной популяции количество людей, способных к формированию новых прорывных идей, весьма ограничено и не превышает 3-5% населения в целом; интеллектуальная элита общества формируется столетиями и тысячелетиями и является самовоспроизводящей и достаточно хрупкой системой; интеллектуал - особый, в какой-то степени искусственный тип личности. Для проявления личности именно в этом качестве требуются определенные условия, среди которых можно выделить:

• наличие интеллектуальных задатков на генетическом уровне, поскольку абсолютное большинство интеллектуалов - прямые Международная интеллектуальная миграция в экономике знаний потомки столь же интеллектуальных родителей;

• максимально раннее, в возрасте 3-5 лет, погружение в интеллектуальную семейную или профессиональную среду определенной направленности, например, химия, физика, медицина;

• наличие талантливых учителей, так как погружение одаренного ребенка в обычную образовательную среду в большинстве случаев ведет к его усреднению и потере им таланта;

• отсутствие материальных и бытовых проблем, что, согласно исследованиям американских ученых, способствует раскрытию и развитию творческого потенциала неординарной личности.

Процесс усиления миграции развивался наряду с процессами интеграции в Европейском союзе. Так, на первом этапе (с 1958 г.) были введены правила, согласно которым перемещение рабочей силы между странами-учредителями не ограничивалось; на втором этапе, связанном с формированием таможенного союза (с 1968 г.), у иммигрантов появилась возможность наниматься на работу в любой стране ЕС без специального разрешения. В результате дальнейший приток иностранцев обусловлен ростом третичного сектора экономики, глобализацией производства, реструктуризацией отраслей промышленности в направлении повышения их технологической составляющей, что повлекло за собой спрос на высококвалифицированных специалистов.

Рисунок 1. Миграционные составляющие по векторам движения человеческого и интеллектуального капитала

Таким образом, составляющими международной трудовой миграции как

Международная интеллектуальная миграция имеет разнообразные формы проявления, которые в ходе развития мировой экономики видоизменяются. Представляется целесообразным классифицировать международную интеллектуальную миграцию по критериям перемещения интеллектуального капитала (факт пересечения границы) и субъекты, его носители. Они позволяют выделить наряду с известными новые формы, обусловленные развитием реального и виртуального перемещения, среди которых теневая интеллектуальная миграция и ИТ-аутсорсинг.

Таблица 1. Классификация новых форм интеллектуальной миграции

Определенный научный и практический интерес имеют характеристики данных форм. Так, миграция руководителей ТНК на срок от одного до трех лет удовлетворяет потребности в специфических профессиях и уровня квалификации менеджеров, периодически возникающих на национальных сегментах международного рынка труда развитых стран. Необходимо отметить ежегодное увеличение въезда высококвалифицированных специалистов. Так, уже в 2007 г. по рабочим визам в США въехало около 500 тыс. специалистов, в том числе одна треть высококвалифицированных. За 1987-2007 гг. занятость в филиалах американских ТНК выросла почти на 5 млн. чел. При этом, заработная плата американского работника, занятого в филиале ТНК была почти на 25% выше, чем в среднем по экономике (Супян, 2008).

3. Сущность и функции международной интеллектуальной миграции

Президент Национального центра научно-технической информации (АО НЦНТИ) Адил Ибраев рассказал Forbes.kz, как повлиял на казахстанскую науку переход на трехступенчатую систему высшего образования: бакалавриат – магистратура – докторантура PhD



С одной стороны, Казахстан и его научная сфера не могут оставаться в стороне от процессов глобализации, охватывающей все сферы нашей жизни. Да, бывает сложно удержать баланс между устоявшимся, традиционным и новым, может быть, не всегда приемлемым с точки зрения исторического опыта страны. Тем не менее, мы должны идти в ногу со всем миром, и прежде всего в области науки. Это подразумевает выведение научных исследований на международный уровень, повышение академической мобильности при подготовке научно-технических кадров, модернизацию системы образования с учетом международных стандартов, чтобы страна быстрее и полнее интегрировалась в мировое образовательное и научное пространство. У этой работы есть безусловные положительные стороны.

Во-первых, это омоложение кадрового потенциала науки – средний возраст ученых, защищающих диссертации, снизился до 30 лет.

Во-вторых, расширились контакты казахстанских молодых исследователей с их зарубежными консультантами, которые делятся своими методами проведения научных исследований. В этом же контексте можно назвать растущее число зарубежных стажировок, участие во всевозможных научных конференциях и форумах, где обсуждаются на высоком профессиональном уровне актуальные проблемы развития тех или иных областей знания.

В-третьих, я бы назвал появившуюся у нас возможность публиковаться в зарубежных рейтинговых изданиях и повышение самого уровня научных работ до международных стандартов.

- Но в чем тогда заключается, как вы выразились, неожиданность результатов исследований НЦНТИ практики подготовки научных кадров?

- В Казахстане, в отличие от развитых стран мира (это прежде всего государства Запада и Юго-Восточной Азии), всегда наблюдался недостаток научных кадров, их численность на 1 млн населения в целом и на 10 тыс. человек экономически активного населения у нас была в несколько раз ниже. Но в последние годы проблема формирования кадрового потенциала науки, его воспроизводства и рационального использования не только не решилась, но и обострилась. Например, после присоединения Казахстана к Болонской декларации произошел резкий спад числа защит диссертаций. За шесть последних лет защищено всего около 700 работ, в то время как раньше, когда действовала традиционная система, ежегодно регистрировалось около 1500 кандидатов и 300-500 докторов наук.

С 2008 до конца 2013 приток докторантов PhD составил 673 человека. Из них, по официальным статданным, в науке занята лишь треть (223 человека). Оставшиеся две трети молодых ученых работают в сферах, никак не связанных с научной и образовательной деятельностью. Но подобная ситуация наблюдалась и при традиционной, двухступенчатой системе подготовки кадров. То есть здесь встает другая проблема – использование научного потенциала. Если у молодого ученого нет возможности применить свои знания на родине, то – что он делает?

- Уезжает туда, где эти возможности есть?

- В каких отраслях знаний чаще всего сегодня защищаются?

- Хороший вопрос. Здесь ситуация повторяется – в отраслевом отношении, как и в количественном, докторантура также не отвечает потребностям научно-технологического и экономического развития страны. Если традиционная номенклатура насчитывает 418 научных специальностей, то докторантура PhD – всего 173. В прошлом году 154 докторанта (64%) защитили диссертации в области общественных наук, 48 (20%) – в технических и прикладных, 39 (16%) – в естественных и точных. По приоритетным направлениям: горное и нефтегазовое дело, наноматериалы и нанотехнологии, химическая технология неорганических веществ, информационные системы и вычислительная техника – защитились единицы!

- Может быть, небольшое число защищенных диссертаций компенсируется значимостью полученных результатов?

- Полезные для науки и практики работы есть, потому что талантливых молодых ученых в Казахстане немало. Но если говорить в целом о качестве научных исследований, то здесь картина неутешительная. Я разговаривал с разными людьми, посвятившими свою жизнь науке. Так вот, они считают, что требования к научным результатам современных докторантов у нас занижены. Нынешнюю докторскую работу по качеству исполнения многие сравнивают с добротно сделанной дипломной работой прежних, дореформенных времен. Согласно исследованиям НЦНТИ и в соответствии с ГОСО РК 5.04.034-2011, докторанту PhD на проведение исследовательской работы отводится лишь около 30% времени. Между тем, для ряда технических, естественных и сельскохозяйственных специальностей необходимо дополнительное время для сбора первичных экспериментальных данных во время полевых, промышленных, полупромышленных испытаний. Не случайно за рубежом на научные эксперименты в программах PhD отводится в среднем 60% времени обучения, оставшиеся 40% – на курсы и методологию.

То есть, сегодня мы можем говорить о том, что новая система подготовки кадров высшей квалификации для науки и экономики работает неэффективно, она не обеспечивает не только реального роста кадрового потенциала науки, нужного для инновационной экономики, но и простого его воспроизводства.

- Но мы вряд ли возьмем и откажемся от участия в Болонском процессе и выйдем из общего образовательного и научного пространства. Тогда в чем ваши исследователи видят выход?

- Нам не нужно ни от чего отказываться. Но делать выводы надо. Приблизившись к европейским стандартам, важно найти средства, которые будут способствовать росту нашего научного потенциала. Например, в качестве рекомендации предлагается восстановить прежнюю двухступенчатую систему подготовки научных кадров высшей квалификации или учредить вторую докторскую степень (хабилитированный доктор), а также вернуть институт соискательства. Большинство стран СНГ наряду с внедрением болонской модели (бакалавриат – магистратура – докторантура PhD) сохранили национальную систему квалификации в рамках подготовки научных кадров. В Азербайджане существуют ученые степени доктора философии (PhD) с указанием отрасли науки и доктор наук, опять-таки, с указанием отрасли. В Молдавии также есть доктор наук и доктор хабилитат. В России и Белоруссии в системе высшего образования введены бакалавриат и магистратура, но сохранена полностью двухступенчатая система подготовки научных кадров: кандидат – доктор наук. В Армении также сохраняется двухступенчатая система подготовки кадров высшей квалификации. На Украине принято компромиссное решение: сохранился порядок подготовки и защиты кандидатской диссертации, но в дипломе указывается ученая степень доктора PhD, то есть предусматривается переименование степеней без сущностного реформирования подготовки научных кадров.

Развитие системы подготовки научных кадров идет во всех странах мира, и важность его трудно переоценить, как нельзя переоценить значение перехода на европейские стандарты для всей нашей системы образования и науки. Но этот переход не должен нам представляться как нечто застывшее, как некая священная корова, которую нельзя трогать. Если не получается в течение десятка лет добиться необходимого результата, то не нужно искать злой умысел или заведомый непрофессионализм исполнителей – нужно искать оптимальное решение.

Во многих странах Европы и Британского содружества успешно функционирует двухуровневая система подготовки кадров высшей квалификации, включающая академическую степень доктора PhD и высшую ученую степень доктора наук (DSc, хабилитированный доктор), присваиваемую на основе многолетних исследований и соответствующую традиционной для нас в прошлом степени доктора наук. В Германии присуждение степени хабилитированного доктора не требует подготовки и защиты диссертации, здесь нужны другие условия: публикация солидных научных статей и монографий, заметный вклад в науку и так далее. В англосаксонских странах существует так называемая система тенура (tenure). Университет присваивает тенур наиболее квалифицированным докторам философии, которые также имеют авторитетные научные публикации и другие научные достижения. Это реально высокий научный и административный статус.

Другими словами, если учесть опыт развитых стран мира, наша реформа в сфере подготовки научных кадров является незавершенной. Мы как бы остановились на полпути. Значит, надо свериться с картой и двигаться дальше, к искомой цели. Тем более что Болонская конвенция, как я уже говорил, не догма, она предусматривает уважение к особенностям и традициям каждой страны и показывает единый вектор развития. Выбор средств для движения – за нами.

Год за годом на протяжении многих лет Казахстан теряет свой интеллектуальный потенциал. Причем в угрожающих масштабах. Происходит это при полном, возможно, даже преступном, бездействии правительства и других госструктур. И пока мы не думаем о будущем, другие страны прибирают к рукам наши лучшие мозги, ослабляя нас на десятилетия вперед, пишет Караван.

Различные страны настойчиво и методично завлекают вчерашних школьников из Казахстана бесплатным образованием, более приемлемыми условиями жизни и работы. А мы бездействуем и теряем даже не сотнями – тысячами будущих ученых, инженеров и прочих технарей, недостаток которых Казахстан остро испытывает уже сейчас.

Забирающие умы

Возможно, для кого-то это будет неожиданностью, но одна из стран, методично “забирающих” наши мозги, – Китай.

– Здесь многие после годового обучения могут рассчитывать на грант. Зачем это нужно многомиллиардному Китаю, можно только догадываться, – говорит председатель алматинского филиала РОО учителей “Ар-Намыс” Ирина СМИРНОВА. – С 1996 года Германия приложила также немало усилий, чтобы сосватать к себе наших ребят, учеников школ с немецким языком обучения. Сдав экзамен на знание языка, они могут претендовать на бесплатное обучение в любом вузе Германии. И если раньше прием шел только на гуманитарные специальности, то теперь они приглашают и на технические… То же самое стали делать страны Прибалтики: помимо стипендии и бесплатного жилья они предоставляют разрешение на работу.

Большую активность в плане “приватизации” умных голов проявляет Россия. Ее вузы, не скрывая, что у них в стране не хватает молодежи, перетягивают к себе выпускников казахстанских школ.

– Наши дети, уезжая на учебу в другую страну, очень редко возвращаются, – продолжает Смирнова. – Особенно это касается России, так как у нас общее языковое, культурное пространство. Чтобы нашим выпускникам легче было решиться на выезд на учебу в вузы, Россия идет на хорошие уступки. Например, там часто проводятся олимпиады, которые по сути ими не являются, так как в них задания намного проще. Но это своеобразное знакомство на будущее. Российские вузы устраивают в Казахстане выездные экзамены. Позже детям обещают и действительно предоставляют бесплатное проживание в общежитии, стипендию и дальнейшее трудоустройство.

– Что в ситуации с утечкой мозгов вызывает наибольшую тревогу?

– Удручает бездействие нашей образовательной системы. Мало того, что многих выпускников отпугивает ЕНТ, так еще и те, кто не прошел пороговый уровень, а это примерно 40 процентов из сдающих тестирование, просто оказываются за бортом любого образования в первый год после школы. А ведь молодые люди, достигшие 18 лет, – это самое дорогое, что есть у государства. Оно тратит на них миллиарды, чтобы дать бесплатное образование в школе, и. вот так просто отдает их другим государствам.

Безвозвратно потерянные кадры

Чтобы понять, почему Казахстан должен испытывать как минимум беспокойство (а лучше – бить тревогу) по поводу “утечки мозгов” – причем уже со школьной скамьи, оглянемся назад.

Эксперт исследовательского совета по миграции стран СНГ при центре миграционных исследований Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук Елена САДОВСКАЯ исследует проблему утечки мозгов уже давно. В интервью “Каравану” она отметила:

– По данным государственной статистики, за 1994–2004 годы Казахстан покинули 245 390 человек, имеющих высшее образование, 82 974 – неоконченное высшее образование и 463 323 человека – среднее специальное образование. Разница между выбывшими и прибывшими составила: 152 949 человек – с высшим образованием, 36 947 – с неоконченным высшим и 383 705 – со средним специальным. Эти потери включают и годы высокой (1994), и относительно низкой (2004) эмиграционной активности. Анализ состава безвозвратно выбывших из Казахстана специалистов с высшим образованием показывает, что из 184 632 человек, покинувших республику в 1996–2004 годах, 47 563 имели техническое образование, 37 990 – педагогическое, 19 266 – медицинское, 18 380 – экономическое, 12 061 – архитектурно-строительное, 9 595 – сельскохозяйственное, 4 500 – юридическое, 35 277 человек – другие специальности.

По словам Садовской, из-за утечки умов Казахстан уже давно испытывает дефицит высококвалифицированных кадров в сфере управления, образования, здравоохранения, промышленности, в сельском хозяйстве и в других секторах экономики. По данным казахстанской компании “КазМунайГаз”, только ее потребности составили в середине “нулевых” около 25 тысяч специалистов нефтегазового сектора.

Своих отдаем, а чужих приглашаем?

– Мозги из Казахстана утекают в США, Канаду, Россию, Германию, Израиль, и правительство ничего не сделало, чтобы предотвратить этот процесс, – говорит Елена Садовская. – Оно и сейчас ничего не делает, а только “борется” с последствиями безвозвратной интеллектуальной эмиграции, создавая все новые и новые противоречивые документы по привлечению специалистов из-за рубежа. Делать это все более и более трудно, потому что конкуренция за умы возрастает во всем мире, а Казахстану пока нечего предложить – он проигрывает по уровню оплаты труда, социальному пакету и по многим другим параметрам в сравнении с развитыми странами. В Казахстане еще не смоделированы последствия интеллектуальной эмиграции, которая всегда имеет негативные последствия для национальных экономик. Не была сделана оценка ущерба от потери человеческого и интеллектуального капитала, что затрудняет оценку перспективной потребности республики в рабочей силе в разрезе отраслей и регионов.

Посчитали – прослезились

Российские ученые оценили экономический ущерб от утечки умов – ежегодной безвозвратной эмиграции 50 тысяч специалистов с высшим образованием – в 25 миллиардов долларов в год, что сравнимо с суммой оттока из страны денежного капитала. Экономический ущерб от безвозвратной интеллектуальной эмиграции из Казахстана оценен по аналогичной методике. Выезд специалистов с высшим и неоконченным высшим образованием из Казахстана за период 1992–2004 годов составил около 235–250 тысяч человек, и, таким образом, общий ущерб от утечки умов может быть оценен в 120–125 миллиардов долларов. Потеря человеческого капитала, как никакой другой фактор, негативно повлияла на все стороны жизни Казахстана и еще длительное время будет сказываться на перспективах его индустриального развития и в целом экономического состояния.

Директор Центра макроэкономических исследований Олжас ХУДАЙБЕРГЕНОВ считает, что в среднем подготовка грамотного специалиста на уровне бакалавра обходится в 100–150 тысяч долларов, включая расходы с первого класса школы:

– Если студент окончил еще и магистратуру, то еще 30–100 тысяч долларов в зависимости от того, где учился. Но под квалифицированными специалистами сейчас понимаются в основном те, кто учился за рубежом, поэтому, скорее всего, надо брать верхний потолок. Доктор добавляет к стоимости еще 200 тысяч долларов. Но это только цена подготовки, а ведь есть еще потенциальная стоимость использования их знаний, точнее, идей.

Бездумное образование?

90-е годы породили не только внешнюю утечку мозгов, но и внутреннюю. Примеров тому масса.

Дочь моих знакомых училась шесть лет по гранту в медицинском университете, но на последнем курсе узнала о возможности открытия своего бизнеса через Интернет. Итог: страна недосчиталась врача общей практики, но на деле их – тысячи! Другой пример: сын коллеги учится на прикладного математика, но возможности трудоустройства по специальности весьма туманны, поэтому он уже на третьем курсе устраивается работать в крупную торговую сеть, где у него есть перспектива роста. Угадайте, получит ли страна прикладного математика? И нужен ли он ей вообще? Продумало ли государство, открывая специальность, куда потом пойдут работать эти светлые головы? Подобная практика – с выпускниками аграрных, педагогических факультетов. Я уже молчу про пресловутых экономистов и юристов. Год назад в Казахстане финполиция объявила в розыск болашаковцев, не вернувшихся в страну после учебы. Но зачастую и эти специалисты с дипломами Йеля, Лондонской школы экономики, Массачусетского технологического института и с хорошим знанием английского тоже оказываются в Казахстане либо не востребованными, либо им не могут предложить достойную оплату.

Системная невостребованность

По мнению социолога Елены Садовской, ситуация, когда люди с высшим образованием, не найдя применения своим знаниям, занимаются малоквалифицированным трудом, к сожалению, далеко не редкость в Казахстане:

– Это свидетельствует о недостатках системы высшего и среднего специального профессионального образования. Говорит об избыточности числа специалистов с гуманитарным образованием, не востребованных на рынке труда, и нехватке специалистов с техническим, в которых остро нуждается страна. Резкое социальное расслоение в Казахстане, социальная несправедливость и отсутствие социальных лифтов для молодежи – все это приводит к тому, что молодые люди начинают подрабатывать где и кем угодно. Лишь бы заработать деньги на содержание семьи, ведь многие после окончания вуза не только женятся или выходят замуж – у них уже появляются дети, которые требуют огромных расходов. Такая занятость не по специальности приводит к недоиспользованию интеллектуального потенциала, структурной безработице, социальному напряжению. Это также ведет к формированию эмиграционных настроений, которые возросли в последние годы.

Файлы: 1 файл

Рубанова А.А. Тс-11.doc

В теории миграционного процесса факторы миграции — совокупность объективных и субъективных причин, влияющих на принятие решения о миграции. Наиболее распространена классификация, разграничивающая факторы миграции в зависимости от возможностей регулирования их влияния на миграционные процессы. В конце 1960-х гг. была разработана классификация, согласно которой факторы миграции распределялись по трем группам:

- неуправляемые, постоянно действующие факторы;

- так называемые временные факторы, которые могут регулироваться косвенным воздействием;

- регулируемые переменные факторы.

В первую группу факторов миграции входят географическое положение местности и ее природные компоненты: метеорологические, геологические, фито- и зоогеографические и т.д. Высокие перепады сезонных температур, заболоченность, землетрясения, наводнения, кровососущие насекомые часто в большей мере способствуют оттоку населения, чем все остальные факторы.

Вторая группа включает факторы, которые могут быть изменены постепенно. Это уровень освоенности территорий, в том числе создание производственной и социальной инфраструктуры; половой, возрастной, этнический состав населения. Одним из временных факторов, с наибольшей силой действующих на миграционные процессы, выступает состав населения по продолжительности проживания. В районе, где население растет высокими темпами за счет миграции и, следовательно, повышена доля новоселов, как правило, выше доля мужчин, несемейных и т.д. Подобная структура населения способствует высокой миграционной подвижности населения;

В отличие от факторов причина — это то, что обусловливает следствие или действие. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечет за собой другое явление. Причина стоит перед действием.

Причинами внутренних миграций являются поиск работы, улучшение жилищных условий, повышение уровня и изменение образа жизни и т. д. Внутренние миграции особенно распространены в странах с обширной территорией, разнообразными природно-климатическими и экономическими условиями. В странах с обширной территорией значительное место занимают сезонные миграции рабочей силы — временные перемещения рабочей силы в сельскую местность для выполнения сезонных и сельскохозяйственных работ, и из сельской местности временное сезонное перемещение в город — отходничество.

Основной причиной международной миграции является экономическая: разница в уровне заработной платы, которая может быть получена за одинаковую работу в разных странах мира. Нехватка специалистов той или иной профессии в определенном регионе повышает заработную плату для этой профессии и, соответственно, стимулируют приток мигрантов. Для внешних миграций рабочей силы характерным является увеличивающийся удельный вес в её составе высококвалифицированных специалистов.

Отчасти миграция обусловлена такими причинами как войны (эмиграция из Ирака и Боснии в США и Вели кобританию), политические конфликты (эмиграция из Зимбабве вСША) и природные катастрофы (миграция из Монтсеррата в Великобританию из-за извержения вулкана).

Вынужденная миграция может служить средством социального контроля авторитарных режимов, тогда как добровольная миграция является средством социальной адаптации и причиной роста городского населения.

Можно выделить два основных типа взаимосвязи факторов с явлениями. Первый тип относится ко всем естественным процессам: биологическим, физическим, технологическим и т.д. Здесь связь фактора с явлением носит непосредственный характер, без каких-либо промежуточных звеньев. Второй тип принадлежит к социальным (в том числе миграционным) процессам. Основное отличие второго типа процессов от первого заключается в том, что здесь объектом воздействия выступает человеческая психика. Факторы влияют на явление не непосредственно, а опосредованно, через сознание, через психику субъекта. Для социальных по своей сути явлений факторы и причины логично ложатся в трехчленную схему: факторы — причины — явление. Здесь причина — промежуточное звено между фактором и действием.

Человеческое поведение, в том числе и в сфере миграции, детерминируется внутренней системой потребностей и внешней средой, т.е. субъективными и объективными компонентами в их органической взаимосвязи. Не вся среда, в которой находится индивид, является ситуацией его поведения, а только часть ее, находящаяся в определенных взаимоотношениях с системой его потребностей. Следовательно, факторы — это обусловленная природой совокупность условий жизни населения, состав которых и приоритетность входящих в него компонентов зависят от структуры потребностей.

Существующее в жизни многообразие наборов факторов с их разделением по значимости объясняется исключительно различиями в иерархии потребностей разных совокупностей людей или отдельных индивидов. Отсюда очередность и мера изменения территориальных или поселенных различий тех или иных условий жизни всецело определяются отношением к ним населения, структурой его потребностей.

Таким образом, миграция - это перемещения людей, связанные с постоянной или временной переменой места жительства и пересечением каких-либо административных или государственных границ. Миграция бывает внешней и внутренней, экономичной и социально-культурной, постоянной и временной, добровольной и принудительной.

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ.

2.1 Международный рынок интеллектуального труда.

В современном мире значительный размах приобрела межгосударственная интеллектуальная миграция. Между странами перемещаются значительные контингенты трудовых ресурсов высокой и высшей квалификации самых различных специальностей и профессий: артисты, спортсмены, художники, композиторы, писатели, но, пожалуй, самым емким, самым структурно дифференцированным и играющим наибольшую роль в развитии мирового научно-технического процесса является сегмент интеллектуальной межгосударственной миграции, охватывающий научные кадры и во много формирующий международный и внутригосударственные рынки научного труда.

Одной из характерных закономерностей современной межгосударственной миграции научных кадров является значительное и постоянное увеличение ее масштабов, вовлечение в мировой миграционный оборот кадрового потенциала науки большинства стран мира. Включение с конца 1980-х годов ученых стран Восточной Европы и бывшего СССР в мировой рынок интеллектуального труда позволяет говорить о том, что межгосударственная миграции научных кадров приобрела, по существу, глобальный характер. Так, согласно оценкам некоторых исследователей, только современная русскоязычная “научная диаспора” за рубежом с постоянно изменявшимся составом своих участников включала за 1992-1995 гг. в общей сложности порядка 30-40 тыс. человек. В тоже время, согласно нашим оценкам, в настоящее время за границу выехало занятых ранее в сферах науки, научного обслуживания, медицины не менее 180-250 тыс. человек, из которых не менее 100 тыс. занято за границей в сферах науки, научного обслуживания, высшего образования, научных исследований и разработок. Кроме того за последние несколько лет резко усилился поток студентов и аспирантов, обучающихся в высших учебных заведениях за границей, которых тоже следует рассматривать в качестве одного из контингентов “утечки умов” (оценки 10-15 тыс. человек, не считая стажеров).

Заметно возрастает активность стран третьего мира в привлечении ученых, которые, в отличии, например от США и Германии, предъявляют спрос на научные кадры не только высшей, но и средней квалификации. Большой спрос на ученых, в первую очередь на профессорско-преподавательский состав, существует в Китае. Не скрывают своего интереса к ученым из стран Восточной Европы и СНГ Иран и Ирак, заинтересованные в первую очередь в притоке специалистов в области ядерных, химических, биологических технологий и технологий “двойного “ назначения и готовые им платить даже больше, чем в США. Существует спрос на специалистов, прежде всего по адаптации новых и новейших технологий, в Индии, Пакистане, Арабских эмиратах, ряде других стран.

Из ЮАР в последние годы уехало по разным оценкам от 1 до 1.6 млн людей с высокими профессиональными или организационными навыками. В частности, эмигрировали более 45 % врачей. По оценкам бюро статистики ЮАР, каждый такой отъезд повлёк за собой в среднем потерю работы 10 неквалифицированными работниками, что серьёзно угрожает экономическому благополучию данного региона. Чтобы остановить этот процесс, ЮАР пыталась добиться от других стран прекращения найма на работу докторов, получивших образование в ЮАР.

На мировом рынке научных кадров существует противоречивая тенденция. С одной стороны, развивающиеся страны, способные обеспечить высокой уровень доходов, привлекают высококвалифицированных специалистов из развитых стран - ученых, преподавателей, врачей. К этой группе стран можно отнести Арабские эмираты, некоторые страны Юго-Восточной Азии, Ливию, некоторые другие. С другой стороны, аналогичный, в принципе, по квалификационному уровню и профессиональному составу миграционный поток направляется из развивающихся стран в развитые страны. В этом заключается одна из особенностей современного международного рынка труда высококвалифицированной рабочей силы.

Изучение мирового опыта показывает, что спрос на специалистов высшей квалификации по регионам и странам достаточно ограничен и миграция носит избирательный характер.

Количественные показатели масштабов интеллектуальной миграции не дают в полной мере оценить реальное положение дел, когда речь идет о миграции работников интеллектуального творческого труда. Лишь немногие из сотен тысяч людей, занимающихся исследованиями и разработками, становятся специалистами высокого и высшего уровня. Между тем, мировой рынок высококвалифицированного интеллектуального труда предъявляет спрос прежде всего на элитных ученых, уже добившихся значительных результатов, и перспективную талантливую молодежь - предэлиту, которая представляет собой интеллектуальный “задел” для будущих научных достижений. Научные работники средней квалификации практически не имеют реальных шансов устроиться на Западе по специальности.

Читайте также: