Доклад и выступление в чем отличие

Обновлено: 07.07.2024

Задали подготовить доклад, а вы не знаете, с чего начать? Не можете разобраться в структуре и правилах оформления по ГОСТу? Не уверены, что правильно определили объем работы?

Без паники. Сейчас я расскажу и покажу, как написать классный доклад.

Что представляет собой доклад

Докладом принято называть исследовательскую работу, в которой рассматривается несколько вопросов и проблем. Темы докладов обычно не претендуют на масштабность и объем — это всего 5-6 страниц текста.

Отличительная особенность доклада — устная его презентация. Его зачитывают на научных конференциях, юридических заседаниях, в армии, в учебных заведениях и т. д. Готовя и выступая с докладом, школьники и студенты учатся связано оформлять свои мысли на письме и грамотно взаимодействовать с аудиторией. А это большой плюс в последующем обучении.

Подготовка доклада положительно сказывается на умении работать с документацией и литературой.

Отличие от реферата

Чем же они различаются?

Выявить и решить проблему.

Информировать о проблеме, явлении и т. д.

Как раскрывается тема

С помощью основных тезисов, взятых из одного или нескольких источников.

Небольшой обзор нескольких источников. Точная и полная передача информации не обязательна.

Регламентируется стандартом и содержит титульник, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованных источников и приложения.

Не регулируется правилами. На усмотрения автора. В большинстве случаев здесь есть титульник, введение, основная часть, заключение и список литературы.

от 30 до 40 страниц

от 4 до 6 листов

Сдается в письменном виде.

Обязательно устное выступление.

Углубимся в вопрос, чтобы понять, как написать доклад по предмету в школе, на защиту курсовой или дипломной работы.

Правила написания доклада

Как выбрать тему и начать доклад

Тему обычно предлагает преподаватель, причем не одну, а сразу несколько на выбор. Окончательное слово за вами. Вот несколько простых советов, о которых стоит помнить:

  • изучите информацию, размещенную в инструкции. Инструкцию выдает преподаватель. В ней указано, о чем стоит говорить и для кого, а также о необходимости делиться собственным мнением;
  • делайте ставку на оригинальность. Необычные темы, вызывающие интерес, слушают внимательно и высоко оценивают;
  • включайте личный интерес. Тема должна быть вам интересно, иначе рассказать о ней хорошо и увлекательно будет непросто;
  • учитывайте степень знакомства с темой и ее понимание. Чем лучше вы ориентируетесь в теме, тем проще будет отвечать на вопросы слушателей после выступления;
  • оценивайте сложность. Сложные темы требует больших временных затрат (сбор статистики, поиск информации в архивах и др). Подумайте, есть ли у вас время и возможности готовить доклады такой сложности;
  • используйте разный материал. Имейте в виду, что нужно пользоваться разными типами источников: электронными и бумажными.

Не нравится предложенная тема? Начали писать, но потом передумали? Не страшно. Тему можно поменять. Это реально и вполне допустимо.

В целом, предлагаемые преподавателем темы недалеки от изучаемого материала, поэтому не должны вызывать проблем.

Как выбрать литературу

Подготовка любой работы требует внимательного отношения к источникам информации:

  • во-первых, необходимо изучить тему со всех сторон, прочитав огромный объем информации;
  • во-вторых, нужно отсеять лишнее, оставив от 10 до 20 основных источников;
  • в-третьих, нужно проанализировать литературу и понять, что и как из прочитанного можно использовать.

Давайте договоримся: надежные и авторитетные источники информации — учебники и научные журналы. Обычно они находятся в библиотеках — физических и электронных. К другим источникам информации нужно относится с определенной долей скептицизма. Ну или тщательно ее проверять.

Заведите привычку фиксировать, когда, где и что вы смотрели. Выписывайте всю информацию, необходимую для списка использованных источников.

Составление плана

План — ваш надежный союзник в построении четкого и логичного изложения материала. Составляете вы его не на проверку, а для себя.

Поскольку работа небольшая, не нужно в плане делать подпункты. Старайтесь ограничиться простыми и короткими пунктами, которые свяжут текст и обеспечат логику повествования.

Сядьте и подумайте, как бы вы сами хотели услышать новый для вас материал. Представьте себя на месте слушателей. Это может натолкнуть вас на интересные варианты, как преподнести информацию.

Не важно, как именно вы раскрываете тему: линейно или разветвленно, от тезиса к аргументации или от аргументов к тезису, описательно или аналитически. План в любом случае нужен.

Структура доклада

Стандартный доклад состоит из вводной, основной, заключительной частей, а также библиографического списка.

Вводная часть. Очень важно правильно начать писать: грамотно сформулировать основную задачу работы и тезис, который будет обоснован в процессе. Здесь же нужно обозначить цели, задачи, предмет, объект и актуальность.

Нередко перед этой информацией пишут несколько абзацев текста, в которых коротко рассказывают о содержании работы.

Основная часть. Это ядро доклада, его смысловой центр. В ней обязательно должны быть представлены ключевая идея, все главные факты, рассуждения, описания, иллюстрации, сравнения и т. д. Слушатели должны погрузиться в тему, понять ее и отрефлексировать.

Если у вас доклад на техническую тематику, то в ней располагаются таблицы, расчеты, схемы, диаграммы и другие средства наглядности.

Выносить объемные таблицы, схемы и т. д. в приложения не стоит, так как работа сама по себе не очень большая. К тому же, слишком объемная наглядность — явление нечастое.

Заключительная часть. Задача заключения — представить выводы, сделанные на основе озвученного материала. Нужно коротко повторить ключевые идеи, основные моменты их анализа и обобщить полученные новые сведения.

Если это допускается, можно закончить доклад собственным мнением на предмет. Но, как правило, доклад носит объективный характер.

Список использованной литературы. Под использованной нужно понимать всю литературу и источники, к которым вы обращались в процессе подготовки. Это, в том числе, электронные ресурсы и источники, которые вы просто просматривали, но ничего из них не использовали.

Список составляется в соответствии с требованиями ГОСТа и ничем не отличается от списка в реферате, курсовой или дипломе. В нем источники располагаются в алфавитном порядке или согласно упоминанию в тексте.

На каждый источник должна быть ссылка в тексте.

Требования ГОСТа к докладу

Доклад не такая серьезная работа как курсовая или диплом. Но тоже оформляется по правилам не из головы. Для этого и существует ГОСТ. В любом случае, все нюансы обговариваются с преподавателем.

Какие документы стоит использовать:

Что касается самых общих требований по оформлению:

  • шрифт — Times New Roman;
  • размер шрифта — 12-14;
  • выравнивание текста — по ширине;
  • нумерация — внизу посередине.

Как выступать с докладом на защите

10 советов как представить доклад.

  1. Рассчитывайте на 10-20 минут выступления. Точное время оговаривается с преподавателем. Выделяйте на выступление столько, сколько необходимо для знакомства с темой, пересказ основных моментов и озвучивание выводов.
  2. Старайтесь говорить своими словами. Заученный текст выглядит сухо и не цепляет слушателя. Говорите так, как будто общаетесь со знакомыми. Главное, не забывайте о точности фактов.
  3. Научные и сложные термины объясняйте человеческим языком. Чтобы рассказать доклад не нужны умные слова.
  4. Придерживайтесь логики и последовательности изложения. Не скачите с темы на тему. Запутаетесь сами и запутаете слушателей.
  5. Подготовьте ответы на предполагаемые вопросы заранее. Ориентируйтесь на тему.
  6. Контролируйте темп говорения. Не растягивайте слова и не тараторьте. Четко выговаривайте слова.
  7. Разберитесь со страхом. Главное, не успокаивайте себя, репетируйте, выберите удобную одежду и обувь. Во время выступления следите за дыханием и позой, как советует известный коуч Кристин Шеффер в своей лекции TED.
  8. Адекватно реагируйте на дискуссию, которая происходит после выступления.
  9. Будьте убедительны. Уверенность говорит о том, что у вас все под контролем и вы разбираетесь в том, о чем говорите.
  10. Настройтесь на благоприятный результат. Думайте в позитивном ключе, ведь наши мысли частенько материализуются.

Чтобы посмотреть, как все правила и требования работают на практике, вы можете скачать образец доклада. Оформить презентацию помогут готовые шаблоны, которые можно найти на Venngage.

Остались вопросы? Задайте их опытным экспертам Studently. Они всегда готовы помочь и проконсультировать.

Лекция –связное, развернутое научное или научно – популярное изложение какого – либо вопроса специалистом. Лекции используются в учебной обстановке – в школе, вуз. Научно – популярные лекции на те или иные темы читают для широкого круга слушающих. В лекции все должно быть логично, понятно для слушателей, все сложные слова и термины необходимо объяснить. В лекции обязательно надо выделить отдельные вопросы (пункты). Лекции обычно бывают по длительности от 20-30 минут до 1-1,5 часов (вузовская лекция).

Задания.

· Какие утверждения правильные?

1. Ответ ученика на уроке – это убеждающее выступление.

2. Информационная речь – это лекция, рассказ учителя.

3. Тост – это развлекательное выступление.

4. Речь на открытии нового предприятия – это протокольно – этикетное выступление.

5. Речь на траурном митинге – это протокольно – этикетное выступление.

6. Анекдот для публики – это развлекательное выступление.

7. Речь с оценкой заслуг юбиляра – это убеждающее выступление.

8. Речь с оценкой заслуг юбиляра – это развлекательное выступление.

9. Доклад – всегда подготовленное выступление

12. Лекция строится по строгому плану.

13. Беседа эффективна в небольшой аудитории.

14. Лекции читаются в вузах (в сфере высшего образования).

15.В беседе слушатели отвечают по ходу на вопросу оратора.

· Относятся ли к публичным выступлениям следующие (если да, то к какому виду по цели).

Выступление кандидата на выборах перед избирателями; объявление сокурсникам о завтрашней экскурсии; разговор декана (директора) со студентом в его кабинете; устный отчет о проделанной работе на профсоюзном собрании; представление курсу почетного гостя; тост отца на юбилее своего начальника; поздравление ректором выпускников вуза; объявление по радио; выступление на занятии по риторике; инструкция о том, как пользоваться этим электроприбором; похвальное слово школе на выпускном вечере; речь перед учащимися о вреде курения; приглашение сокурсников посетить выставку книг в библиотеке; аннотация книги по риторике для сокурсников; речь о важности занятий спортом (на конкурсе ораторов); рассказ попутчикам о себе в поезде дальнего следования.

Отчет Председателя Совета Министров о работе правительства за год; речь кандидата в депутаты на предвыборном митинге; объяснение материала учителем на уроке; получасовое выступление ученого на научной конференции; выступление трех студентов с подготовленными материалами (по 3 мин.) в ходе объяснения учителя по теме урока; классный час с выступлением психолога, который рассказывает о проблемах психологии, задает вопросы учащимся и отвечает на их вопросы; выступление сотрудника библиотеки в группе с обзором новых поступлений.

Ваше мнение.

1.Почему в 90-е гг. 20 века в России резко снизился уровень культуры речи?

2. Почему наши политики так плохо говорят?

3. Имидж – это коммуникативная необходимость или попытка обмануть окружающих?

4. Почему люди как бы стесняются говорить и принимать комплименты?

5. Умение эффективно и бесконфликтно общаться с людьми – природный талант или результат обучения?

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИЧНОМУ ВСТУПЛЕНИЮ

Надо учиться хорошо говорить перед аудиторией в самых разных условиях, а для этого овладеть умением готовить публичные выступления разных жанров: и информационные, и протокольно-этикетные, и убеждающие, и развлекательные.

Разные жанры, как и разные формы публичного выступления (лекция, доклад, выступление и пр.), требуют разных приемов подготовки. Но есть и общие правила подготовки публичного выступления- правила, которые можно и нужно применять при подготовке любого выступления в любом жанре:

Чем отличается реферат от доклада

Учиться в университете нелегко. Студентам постоянно приходится выполнять письменные работы: самостоятельные, курсовые, дипломные. В том числе учащиеся готовят рефераты и доклады.

Чем отличается доклад от реферата? Попробуем разобраться в статье.

Ещё больше полезной информации ищите в нашем Telegram-канале. И не забывайте пользоваться акциями и скидками от компании — с ними учиться гораздо выгоднее.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Реферат и доклад: в чём разница

Зачем отличать доклад от реферата? Как минимум, чтобы выполнить задание научного руководителя и не задавать лишних вопросов. Ведь разные формы работы требуют разных действий и подготовки.

Так что займёмся поиском основных отличий доклада от реферата. И начнём с чётких определений.

Определение реферата и доклада

Реферат — это небольшое самостоятельное исследование на определённую тему, в котором студенты рассматривают одну, реже несколько проблем.

По сути, реферат очень похож на курсовой проект. Только последний имеет больший объём, и к курсовым предъявляют более строгие требования по оформлению.

Основные различия доклада и реферата

А теперь давайте подробнее рассмотрим, какая разница между докладом и рефератом по таким параметрам, как:

  • цели работы;
  • основная структура;
  • нужное количество источников;
  • общий объём;
  • форма подачи;
  • особенности оформления.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Цель реферата и доклада

Реферат и доклад хоть и похожи по форме, всё же имеют разные цели. Так, реферат должен показать, как вы усвоили учебный материал, умеете ли работать с литературными источниками, выделять главные мысли и оформлять выводы в письменном тексте. Подчеркнём, в реферате важно демонстрировать не свои мысли, а авторские.

У доклада немного другая задача. С его помощью проводят анализ уже выполненного автором исследования, тезисно рассказывают аудитории основные идеи, рассматривая проблемы с разных сторон, и побуждают к дискуссии. Именно в докладе можно делиться собственными размышлениями и полемизировать с другими.


Готовя доклад, думайте о возможных вопросах от аудитории

Доклад и реферат: структура работы

Реферат и доклад различаются не только своими целями, но и структурой. У реферата она имеет чёткую форму и состоит из таких последовательных частей:

    : демонстрируют вводные данные об учебном заведении, теме и авторе. : перечисляют основные части работы. : определяют цели, задачи и методы их решения.
  1. Основная часть: исследуют информационные материалы и данные по обозначенной теме. : делают выводы, исходя из рассмотренной информации. : дают перечень библиографических источников. , если есть. В них размещают дополнительные графические материалы.

У доклада структура более свободная. Она опирается на три основные части:

  1. Введение, где необходимо рассмотреть актуальность вопроса.
  2. Основная часть, в которой автор приводит главные аргументы, а также делится своими размышлениями на тему.
  3. Заключение, где выступающий обязан сделать выводы и подвести итоги.

Большая свобода доклада предполагает большую ответственность. Ведь собственные мысли нужно хорошо аргументировать и быть готовым ответить на любой каверзный вопрос от аудитории.

Количество источников в докладе и реферате

Чтобы написать хороший реферат, необходимо найти приличное количество библиографических источников. Их должно быть не менее десяти. Все проверенные и одобренные научным руководителем.

А в докладе источниками могут послужить конспекты лекций, научные статьи, учебные монографии. Иногда преподаватели просят подготовить доклады по определённым авторам, и тогда его книги становятся предметом исследования.

Однако это не значит, что можно халатно относиться к источникам. И в реферате, и в докладе нужно обязательно делать сноски на использованную литературу и грамотно размещать авторские цитаты.

Объём доклада и реферата

Что больше: доклад или реферат? Количество источников напрямую влияет на данный показатель. Поэтому стандартный объём реферата в университете — 15-25 страниц. В это количество входят все структурные элементы работы: от титульного листа до списка литературы. Исключение — всевозможные приложения, хотя они в реферате встречаются редко.

А вот с докладом дело обстоит иначе. Его максимальный объём, как правило, не превышает 10 страниц. Так что количественное преимущество за рефератом.

Если необходимо выступить с рефератом, то автор делает краткий пересказ текста. А вот доклады зачитываются полностью.

Реферат и доклад: форма подачи

Чем отличается доклад от реферата? Чаще всего формой подачи. Реферат — это письменная работа, которую студенты сдают на проверку и редко защищают перед аудиторией.

Доклад — напротив может не иметь письменной формы, но всегда зачитывается перед аудиторией. Часто преподаватели даже не просят сдавать письменный вариант работы.

Оформление доклада и реферата

Так как реферат — это маленький курсовой проект и официальный документ, его необходимо оформлять по правилам ГОСТ:

  • шрифт написания — Times New Roman;
  • размер шрифта — 14 кегель;
  • межстрочный интервал — одинарный;
  • размеры полей: правое — 1 см; левое — 3 см; верхнее и нижнее — 2 см.

Совсем другое дело, если преподаватель просит не просто подготовить доклад, но и сдать окончательный документ после выступления. Тогда ориентируйтесь на требования, которые указаны выше, и не забудьте подготовить титульный лист, оформляя итоговую версию работы.

Надеемся, теперь вы чётко видите разницу между докладом и рефератом и не запутаетесь, приступая к выполнению и написанию этих работ. А если понадобится помощь — обращайтесь в студенческий сервис. Наши эксперты помогут подобрать научные материалы, грамотно изложить тезисы и сделать итоговые выводы.

ДОКЛАД. ВИСТУПЛЕНИЕ С ДОКЛАДОМ

Искусство устного публичного выступления — сложное и трудное искусство, но овладеть хотя бы основами его способен каждый человек.

Чтобы доклад хорошо воспринимался слушателями и имел успех, необходимо тщательно продумать его содержание и сделать оригинальным по композиции. Наиболее распространённой считается структура, состоящая из трёх частей: вступления, основной части, заключения.

Во вступлении выделяется тема доклада, затем указываются причины выбора данной темы, обосновывается её актуальность и значение для конкретной аудитории, формулируется цель доклада, иногда кратко излагается история вопроса. Рекомендуется начинать выступление с интересного примера, крылатого выражения, цитаты, которые привлекут внимание слушателей, заставят задуматься над высказанными положениями.

Основная часть начинается с характеристики проблемы затем рассматриваются отдельные её аспекты. При подготовке этой части следует кратко записать содержание каждой мысли, то есть сформулировать тезисы, подобрать к каждому тезису доказательства — факты, цифры, цитаты и пр. Последовательный переход к обсуждению каждого отдельного положения делает доклад чётким, логичным и позволяет перейти к заключительной части.

В заключении доклада следует повторить основную мысль, подытожить наиболее важные положения. При этом полезно заранее продумать не только содержание, но и его речевое оформление, подобрать такие слова, с помощью которых можно было бы лаконично и выразительно завершить свою речь. Ведь если первые слова оратора завоёвывают внимание слушателей, то задача последних — усилить эффект выступления.

(По Ю. Равенскому.)

КАК ГОТОВИТЬ ДОКЛАД

1. Определите адресата речи, и цель общения.
2. Продумайте тему, определите основную мысль будущего доклада.
3. Изучите литературу по этой теме, глубоко осмыслите её.
4. Подберите материал, обратив внимание на те факты, которые будут интересны аудитории, сделайте выписки.
5. Составьте рабочий план и в соответствии с ним систематизируйте подобранный материал.
6. Основные положения нескольких источников обобщите, вследствие чего мысли, изложенные в нескольких работах, зазвучат полнее, убедительнее.
7. Запишите текст доклада полностью или частично (начало, конец).
8. Выделите термины, незнакомые слова, уточните произношение трудных слов, расставьте ударения.
9. Перескажите устно текст доклада дома.
10. Говорите не очень быстро, делайте паузы, соблюдайте правильную интонацию.

ВЫСТУПЛЕНИЕ С ДОКЛАДОМ

1.1. Вы уже знаете, что речь выступающего воспринимается лучше, если он говорит, а не читает написанное. Запомнить текст доклада, а также отработать другие приёмы, способствующие успешному выступлению, помогает репетиция. Прочитайте текст и скажите, каковы цели тренировочных выступлений, на что следует обращать внимание во время репетиции речи.

Цель тренировочной работы состоит в том, чтобы докладчик на протяжении всего выступления как можно больше времени смотрел на слушателей, поддерживал с ними контакт. Для достижения этого нужно хорошо ориентироваться в тексте рукописи. Разборчиво написанный текст с подчёркиваниями в нужных местах и соответствующими обозначениями на полях, а также тренировочное многоразовое повторение выступления помогут вам в этом.

Во время такой тренировки вы заметите, что в одних частях выступления вам приходится заглядывать в текст чаще, в других — реже. Это зависит от того, о чём идёт речь в тексте: конкретные или абстрактные вопросы, общие или узкие, специфические.

Запоминая текст, сосредоточивайтесь прежде всего на содержании, а не на стиле. Тренируясь, вы запоминаете удачно сформулированные предложения, и потом вам не придётся с волнением импровизировать перед слушателями. Однако главная цель таких тренировок в том, чтобы вы постепенно приобрели уверенность в своих силах, а со временем научились формулировать свои мысли без рукописи.

После изложения одной мысли сделайте короткую паузу. Это даст вам возможность вспомнить, о чём идёт речь дальше. Во время выступления такие паузы помогают слушателям лучше понять высказанную мысль и подготовиться к восприятию новой. После одного или двух тренировочных выступлений обозначьте на полях места, где нужно сделать паузы, а также те места, где вам приходилось снова заглядывать в рукопись.

II. Потренируйтесь в запоминании текста подготовленного вами доклада в соответствии с указанными рекомендациями. Употребляйте обращения к воображаемым слушателям; для установления контакта с ними используйте словосочетания обратите, пожалуйста, внимание; как вы знаете; это уже подчёркивалось (отмечалось); важно подчеркнуть (выделить) такие вопросы, как. ; как уже говорилось и т. д.; вводные слова и сочетания слов: итак, таким образом, скажем, например и др.

2. Прочитайте тексты и скажите, что нужно учесть начинающим докладчикам при подготовке к выступлению с докладом.

1) краткостью,
2) быстрым движением речи,
3) краткими освежающими отступлениями. Краткость речи состоит не только в краткости времени.

Краткость — отсутствие всего лишнего, не относящегося к содержанию, что нарушает второе требование — быстрое движение речи вперёд. Речь должна быть экономной, упругой. Нельзя рассуждать так: ничего, я оставлю это слово, это предложение, этот образ, хотя они и не особенно-то важны. Всё неважное — выбрасывать, тогда и получится краткость. Нужно делать так, чтобы слов было относительно немного, а мыслей, чувств, эмоций — много.

2. Выступающий должен научиться владеть своим голосом.

(По Е. Ярославскому.)

3. Послушайте выступления с докладами ваших одноклассников. На один из них составьте письменный отзыв, используя приведённый план анализа выступления.

1. Содержание доклада, его соответствие теме.
2. Логичность и последовательность изложения материала.
3. Характер произнесения доклада (голос, темп, интонация).
4. Рациональность использования отведённого времени (около 20 минут).
5. Избранный вариант произнесения доклада (написан весь текст доклада; произнесение по памяти с редкими обращениями к записям; наличие коротких записей, тезисов; выступление без каких-либо записей).
6. Использование выразительных средств (риторические вопросы, цитаты).
7. Языковое оформление.
8. Общий вывод.

6. Представьте, что кто-нибудь из одноклассников попросил вас помочь выяснить причины своего неудачного выступления. С чего начали бы вы это выяснение? Какие вопросы задали бы ему? На что, по-вашему, следует обращать внимание при подготовке доклада и выступлении с ним перед аудиторией?

Н.А. Пашковская, В.А. Корсаков, Русский язык, 10-11 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов


Основы русского языка, подборка рефератов к урокам русского языка, скачать сочинения, уроки русского языка 10 класс онлайн, домашняя работа

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.

Читайте также: