Военное образование в россии доклад

Обновлено: 07.07.2024

В данной работе изложены вопросы совершенствование системы военного образования и подготовки военных специалистов.

Недостатки в подготовке офицеров неизбежно влекут за собой сложности в подготовке рядового и сержантского состава, которые, определяют успех при ведении боевых действий. Решить эту задачу можно путем повышения профессионального уровня и статуса руководящего и преподавательского состава военно-учебных заведений.

Остро стоит вопрос с полевой и лабораторной базы вузов, которая должна обеспечить необходимый уровень подготовки офицерских кадров.

В последние годы на развитие этой базы начали выделяться значительные средства из бюджета.

Курсанты стали приобретать основные практические навыки не только на тренажерах, но и новых образцах вооружения и военной техники, что обеспечивает формирование кадрового потенциал Российской армии грамотными военными специалистами.

Важно, чтобы из вузов выпускался офицер-профессионал с высокой методической, строевой и физической подготовкой, владеющий различными приемами и способами обучения подчиненных.

Предложения по совершенствование системы военного образования и подготовки военных специалистов:

  • подготовка офицеров в военно-учебных заведениях должна проводиться с учетом современных требований ведения боевых действий в горячих точках мира;
  • программы обучения каждой дисциплины, необходимо разрабатывать строго по этапам обучения;
  • преподаватели должны строго соблюдать установленный порядок под готовки и проведения каждого занятия с курсантами, и положить в процесс обучения, простые и понятные всем формы, принципы и приемы;
  • военный специалист должен готовиться, чтобы эффективно руководить подчиненными, а преподавателям необходимо передавать жизненный опыт и свой образовательный уровень;
  • вузам необходимо создавать условия для полного удовлетворения потребностей в офицерах, беречь каждого курсанта и доводить его до выпуска; повышение качества военного образования за счет высокой мотивации у курсантов в изучении преподаваемых дисциплин;
  • эффективность системы военного образования во многом зависит от качества и своевременности материального и финансового обеспечения образовательного процесса;
  • активное внедрение в совершенствование военного образования новейших технологий обучения;
  • система военного образования должна сочетать обучающуюся и воспитательную функции;
  • подготовку будущего офицера следует вооружать знаниями в военной области, а также формировать и воспитать военного специалиста с высоким. патриотическими, морально-психологическими, нравственными, духовными и физическими качествами;
  • для инновационного прорыва в области военного образования в первую очередь необходимо подготовить грамотный преподавательский и научный состав вуза;
  • совершенствовать подготовку офицеров по новым специальностям, на базе уже имеющихся вузов;
  • разрабатывать новые квалификационные требования к военно-профессиональной и специальной подготовке выпускников с учетом изменяющейся обстановки в мире;
  • внедрять эффективные образовательные программы, систематически анализировать, как выпускники служат в войсках, какие полученные знания и навыки в училище применяются на практике, а что нужно в обучении менять;
  • выпускники должны изучать не только существующие образцы вооружения и технику, но и те, которые поступят в перспективе;
  • качественно планировать участие курсантов в войсковых стажировках для приобретения войскового опыта;
  • проведения учебных занятий с использованием компьютерного моделирования и электронных учебников;
  • повысить ответственность вузов за качество подготовки военных специалистов, их способность приступить к выполнению обязанностей в войсках, как грамотных офицеров;
  • осуществлять качественный подбор абитуриентов с высокой мотивацией к военной службе;
  • развивать способы активизации мыслительной деятельности курсантов в традиционных формах учебной деятельности;
  • применять инновационные обучающие технологии циклов учебных дисциплин;
  • активно применять научно-познавательные модели и обучающие технологии;
  • управлять качеством образовательного процесса;
  • формировать компетенции самообразования курсантов:
  • применять современные подходы организации самостоятельной работы курсантов;
  • использовать интерактивные методы обучения в вузах, как средство формирования ключевых компетенций, знаний, умений и навыков;
  • формировать познавательную самостоятельность в процессе изучения дисциплин:
  • ориентация учебного процесса на потенциальные возможности курсанта и их реализацию, способствовать вооружению курсантов прочными знаниями, умениями и навыками, а также умениями переносить их в новые ситуации;
  • формировать у курсантов потребность в новых знаниях;
  • направлять обучение на связь с жизнью, опытом курсантов, формировать необходимые компетенции;
  • ориентировать мышление курсантов на решение общих и частных задач с целью творческой переработки учебной информации;
  • обеспечивать деятельность курсантов по соотнесению частных сведений с основными идеями, законами, теориями для формирования системы знаний, способов деятельности и компетенций;
  • содействовать овладению учебными умениями как инструментом познания; создавать оптимальные условия для активной мыслительной деятельности каждого курсанта.

Анализ различных точек зрения, респондентов на проблему управления и качества военно-профессионального образования позволил сформулировать ряд исходных постулатов:

  • управление его качеством – широкая проблема, требующая подготовки офицерских кадров конструктивного решения в военно-педагогической
    науке и практике в ближайшие годы, в отечественной и мировой образовательной практике не существует общепринятых и неизменных критериев, показателей признаков, с помощью которых можно было бы определить качество – военно-профессионального образования офицерских кадров в высшей военной школе;
  • решение проблемы управления качеством военно-профессионального образования офицерских кадров целесообразно искать на основе междисциплинарного подхода, используя известные интерактивные показатели, оценивающие качество профессионального образования с разных сторон, подходов и в различных аспектах;
  • само качество, как и управление им, целесообразно рассматривать не вообще, а только с учетом условий военно-профессионального образования в конкретном военном вузе.

В существующей теории и практике подготовки военных специалистов можно выделить следующие основные недостатки:

Как устроено военное образование в России?

У желающих получить военное образование есть несколько вариантов – поступить в военное училище после 9 класса, после 11 класса, поступить в профильный военный вуз или в военный учебный центр при гражданском вузе. О том, как во всем разобраться и сделать правильный выбор, читайте в нашей статье.

Военные вузы

Учебные заведения Министерства обороны дают возможность получить профильное военное образование и стать кадровым офицером. Поступление в такое учреждение отличается от приема абитуриентов в вузы с гражданскими направлениями обучения. Юноше следует обратиться в военкомат по месту жительства, где можно получить сведения обо всех российских университетах армейского направления и предлагаемых ими специальностях. Для поступления в вуз нужно получить направление, которое выдают после прохождения медкомиссии, психологического отбора и сдачи нормативов по физподготовке. Все документы кандидата в курсанты проверяют органы МВД и госбезопасности. Если юноша отвечает всем требованиям, ему выдают направление для поступления в армейский вуз.

Перспективы по окончании обучения:

  • Гарантированное трудоустройство.
  • Достойная заработная плата.
  • Соцпакеты и льготы для военнослужащих и их семей.
  • 20 лет выслуги для выхода на пенсию.
  • Предоставление жилья по государственной программе.

Недостатки:

  • Жесткий контроль.
  • Уставные отношения, которые определяют подчинение старшему по званию.
  • Редкие встречи с родными и близкими.
  • Наряды и дежурства.
  • Взыскания за нарушение устава.

Лучшие военные вузы страны

  1. Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД РФ готовит офицеров с высшим военно-специальным образованием для замещения должностей офицеров структур по работе с личным составом войск национальной гвардии Российской Федерации.

Военные училища

Военные училища после 9 класса делятся на два вида – кадетский корпус (школу) и суворовское военное училище, которое отличается тем, что не принимает в свои ряды девушек. Нахимовское училище готовит своих учеников для морской службы. Существуют военно-музыкальные училища, которые готовят музыкантов в погонах для военных оркестров. Существуют также военные училища для девушек: кроме специальностей медсестры и радистки многих выпускниц ждет офицерская карьера. Кроме работы с техникой, девушки могут вставать во главе отряда и командовать им.

Военные училища после 11 класса разделяются по войскам. Бывают сухопутные, военно-воздушные, ракетные, военно-морские, военно-космические, материально-технического обеспечения и войск связи.

Среди желающих поступить в военное училище проводится конкурсный отбор. Вот какие условия участия в нем: гражданство РФ, возраст не старше 16 лет, для первого курса Суворовского училища МВД – возраст не старше 17, а для второго – не старше 18 лет, 1 и 2 группа здоровья по физкультуре, хорошая успеваемость в школе, отсутствие проблем с законом. Для поступления в коенно-музыкальное училище у претендента должны быть музыкальные навыки игры на инструменте и пения. Спортивная кадетская школа требует наличия спортивного разряда по одному из видов спорта.

Для поступления в военное училище необходимо пройти дополнительные испытания, которые включают в себя психологическое тестирование, экзамены по общеобразовательным предметам, которые проходят в виде собеседования или тестирования. Нужно будет сдавать русский язык, математику, информатику, физику или иностранный язык. Третье – сдача физических нормативов: подтягивание, бег на 100 метров и 1 километр.

Военные кафедры и военные учебные центры в гражданских вузах

C 31 января 2019 года вступил в силу закон об упразднении военных кафедр в вузах. Их заменили военными учебными центрами (ВУЦ либо УВЦ).

Российское военное образование

Несмотря на все сложности обучения, военное образование в России традиционно пользуется популярностью. Престиж профессии обеспечивает не только польза обществу, но и постоянная финансовая поддержка, которую государство оказывает военным. Поступить на службу сегодня могут как юноши, так и девушки.

Причин, заставляющих молодых людей выбирать карьеру военнослужащего, множество: бесплатное высшее образование, стабильная востребованность, высокие стипендии и денежное довольствие офицеров, льготы на приобретение жилья, ранняя пенсия. Перечисленные выше бонусы вкупе с относительной легкостью поступления в вузы Министерства обороны обеспечивают неугасающий интерес к профессии.

Истоки военного образования

Родоначальником военного образования на Руси считается Император Всероссийский Петр I, который способствовал становлению кадетских корпусов. Будучи основателем регулярной Русской армии и флота, а также выдающимся полководцем, Петр Великий уделял повышенное внимание подготовке солдат и офицеров. Именно при нем в конце XVII века в Москве открылось первое учебное заведение военного профиля, где будущие артиллеристы осваивали основы геометрии, тригонометрии, правила и приемы стрельбы, методы изготовления пороха и многое другое.

За школой при бомбардирской роте Преображенского полка последовала Академия морской гвардии, начавшая работу в 1715 году. Там преподавали языки, математику, географию, астрономию, фортификацию и навигацию. После окончания обучения выпускникам Академии предписывалось пройти 5-летнюю практику за границей, чтобы затем в Российской империи сдать экзамен на получение воинского звания.

Открывшиеся в следующие годы инженерные школы также давали специальные умения, необходимые для военных, однако сами по себе не обеспечивали офицерский чин. Считалось, что офицерами становятся не за счет накопленных теоретических знаний, а вследствие практического опыта участия в военных действиях.

Далее, на Руси началось становление кадетских корпусов, перенявших западноевропейский опыт. Эти образовательные учреждения хоть и не покрывали полностью потребность в офицерах, но стали образцом, на основе которого впоследствии формировалась сеть военно-учебных заведений.

Образование военных в Российской империи и СССР

С конца 70-ых годов начальная военная подготовка преподавалась даже в общеобразовательных школах. Для нового предмета выделялись отдельные классы, оборудованные противогазами, муляжами гранат и автоматов Калашникова. Дети разбирали и собирали оружие, знакомились с радиотехникой, изучали разновидности отравляющих газов, а также получали начальные знания в фармакологии и медицине, чтобы уметь оказывать первую помощь.

Основная же подготовка военных в СССР велась в:

  1. академиях (Военная академия Советской Армии);
  2. институтах (Военный Краснознамённый институт Министерства обороны СССР);
  3. училищах (Тольяттинское высшее военное строительное командное училище).

Обучение офицерского состава Комитета государственной безопасности СССР проходило на высших курсах КГБ, которые проводились в Москве, Ленинграде, Минске, Алма-Ате, Горьком, Киеве, Ташкенте, Свердловске, Тбилиси.

Современное военное образование в России

Подготовка военных кадров в Российской Федерации начинается в одном из 15 учебных заведений среднего общего образования (8 суворовских училищ, 7 кадетских корпусов). Там курсанты осваивают как общеобразовательную программу, так и профильные предметы военно-учетных специальностей.

Что касается высшего образования, то здесь можно условно выделить:

Отдельно стоит сказать о:

  • Военно-дипломатической академии, отвечающей за обучение специалистов разведки;
  • Общевойсковой академии Вооружённых сил РФ, готовящей офицеров инженерных и командных областей;
  • Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил РФ, ответственной за переподготовку и повышение квалификации старших и высших офицерских чинов.

Чтобы поступить в военный вуз, абитуриенту необходимо быть гражданином РФ, не иметь высшего образования, подпадать под возрастной ценз, обладать крепким здоровьем и физической выносливостью, а также пройти психологическое и психофизиологическое обследование.

Достоинства и недостатки военного образования

К плюсам получения военного образования относится:

  • Относительная легкость зачисления;
  • Высокая стипендия;
  • Бесплатное обучение;
  • Режим дня;
  • Самостоятельность учащихся, которая обеспечивается за счет жесткой дисциплины и контроля над посещаемостью, успеваемостью;
  • Бесплатное форменное обмундирование;
  • Бесплатное сбалансированное питание (рацион разработан с учетом нагрузок курсантов);
  • Бесплатное медицинское обслуживание в ведомственных поликлиниках и госпиталях;
  • Трудоустройство в Вооруженные силы, где у каждого служащего есть возможность подняться по карьерной лестнице исключительно на своем старании, без связей и знакомств;
  • Ранний выход на пенсию и повышенные пенсионные выплаты;
  • Стабильная востребованность профессии;
  • Участие в госпрограмме по обязательному обеспечению жильем;
  • Льготы как для самих офицеров, так и для членов их семей.

Такое большое число бонусов предоставляется будущим военнослужащим, чтобы покрыть очевидные сложности профессии:

  • Опасность для жизни (даже в мирное время происходят инциденты, требующие вмешательства армии);
  • Постоянный контроль и необходимость беспрекословно выполнять приказы начальства;
  • Дежурства, наряды;
  • Редкие свидания с родными;
  • Взыскания за нарушение уставных требований и иные проступки.

Дополнительное профессиональное образование для военнослужащих

Тем, кто уже отслужил в Вооруженных силах РФ и увольняется из армии, доступна федеральная программа по переподготовке военнослужащих запаса. Инициатива предполагает бесплатное обучение гражданской профессии.

Военнослужащим запаса предлагается выбор из 60 профилей, включая экономику, IT-технологии, юриспруденцию, радиотехнику и государственное управление. Для того, чтобы начать бесплатное обучение, заинтересованный военный должен в обязательном порядке отслужить по контракту не менее 5 лет и заранее подать прошение о направлении на переподготовку.

Образовательные курсы длятся от 250 часов до нескольких месяцев. Они доступны для мужчин до 50 лет и для женщин до 45 лет. На период обучения военные числятся в командировке, за ними сохраняется звание, право получать зарплату и командировочные надбавки.

Военнослужащий может пройти программы профессиональной переподготовки онлайн. Так, например, Современная научно-техническая академия (лицензия № 034268 от 25.10.2013) предоставляет выбор из сотен курсов. Для зачисления понадобится только паспорт, заявление и бумаги об окончании среднего специального либо высшего учебного заведения.

После окончания дистанционного обучения каждый выпускник академии получает удостоверение/диплом установленного образца, позволяющий устроиться как в государственные, так и в частные компании. На курсы СНТА действует рассрочка.

Военное образование

Военное образование – это процесс подготовки, повышения квалификации и переподготовки военных специалистов, сопровождающийся констатацией достигнутого образовательного уровня. Основная цель В.о. – обеспечение комплектования войск (сил) квалифицированными военными кадрами. В РФ В.о. включает начальное, среднее, высшее, послевузовское и дополнительное образование. Начальное В.о. имеет целью приобретение знаний и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов по специальностям (профессиям), требующим соответствующего уровня квалификации. Среднее В.о. предусматривает подготовку военных специалистов среднего звена, предназначенных для замещения должностей прапорщиков, мичманов и офицеров. Высшее В.о. включает подготовку офицеров для замещения первичных офицерских должностей (с высшим военно-специальным образованием) и офицеров-специалистов в области управления крупными воинскими коллективами (с высшим военным образованием). Послевузовское В. о. направлено на подготовку высококвалифицированных научно-педагогических и научных кадров. Дополнительное В.о. проводится с целью непрерывного повышения квалификации и переподготовки военнослужащих, освоения новых профессиональных функций, образцов вооружения и военной техники. В.о. получают, как правило, в образовательных учреждениях, что удостоверяется соответствующим документом (удостоверением, свидетельством, дипломом).

Источники: Военное образование и национальная безопасность. Кабанович Г.А., Спицын Ю.Г. —СПб., 1998; Армия, государство и общество: система военного образования в социально-политической истории России (1701-1917 гг.). Лушников А.М. —Ярославль, 1996; Советская военная школа в 1921-1941 гг.: социально-политические аспекты развития. Лушников А.М. —Ярославль, 1997; Военно-морское образование в России: история и современность. Еремин В.П. и др. —СПб., 2000.

Читайте также: