Образ россии в поэзии живописи и музыке серебряного века доклад

Обновлено: 30.06.2024

Серебряный век – это определенный период в истории русской поэзии, автором данного термина хотели стать многие кандидатуры. Этот век проходил с 1890 до 1930 годов. Хронология до сих пор остается спорным вопросом.

Литературные течения были разнообразные: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм. Разберем стили конкретнее:

Символизм – это течения явилось в следствии кризиса, который охватил европейскую культуру. Авторы данного течения: Бальмонт, Брюсов, Блок. Они утверждали, что с помощью предмета можно изучать окружающий нас мир. Автор ассоциирует различные вещи и делает акцент на нем. В символизме были такие понятия как младшие символисты и старшие.

Акмеизм выделился из символизма и даже начал ему противостоять. Представителями течения можно назвать Гумилёва и Ахматову. Многие считают акмеизм продолжением символизма, и утверждают, что основного течения под названием акмеизм не было вовсе.

Футуризм был неким прообразом культурного будущего, его главной целью было разрушение стереотипов. Яркие лидеры: Маяковский, Есенин. Футуристы были сторонниками того, чтобы свергнуть старую школу и больше выделяли живопись. В футуризме выделяются такие же отдельные категории как русский футуризм, кубофутуризм, эгофутуризм, новокрестьянская поэзия.

В имажинизме главной целью являлось создание образа. Представители считали, что все нуждается в образности.

Также поэтами серебряного века были знаменитые: Марина Цветаева, Игорь Северянин, Борис Пастернак, Даниил Хармс, Николай Заболоцкий, Саша Черный, Николай Рерих.

Именно в этом веке появляется различное кинематографическое искусство. Это время можно охарактеризовать совершенно новым, непонятным.

Этот период было одновременно трагическим и насыщенным. Это совершенно другой мир, открывается всё тайное, неизведанное, совершаются различные кругосветные путешествия, появляется возможность учиться, развиваться.

Были авторы старой закалки, люди реализма, но были и новые авторы, которые пытались свергнуть тех, совершить переворот. Так новое течение авторов все-таки победило.

Это время подарило нам очень глубоких, интересных и сложных авторов, которых мы помним и любим до сих пор.

Доклад 2

Серебряный век (конец XIX — начало XX века) - по праву считается вторым рождением поэзии. Однако, достоверно о его завершении никому не известно.

В этот период такие знаменитые поэты, как: Ахматова, Бальмонт, Сологуб, Блок, Брюсов, Гумилев, Мандельштам, Волошин, Цветаева, Северянин, Маяковский и Есенин создали свои мировые шедевры, которые по истине считаются классикой литературы.

В его состав входит большое количество литературных течений и объединений.

Одним из главных течений является символизм. Он зародился в эпоху культурного кризиса. В литературе процветала утрата веры моральных ценностей и в идеалистическую философию. Поэзия ставила перед собой глобальные философские вопросы. Символизм - это вовсе не однородный механизм.

Амеизм вышел из более крупного направления - символизм, однако, полностью противоречил ему. Здесь в центре находились материальные ценности, предметность, точность слова. Была основана группа "Цех поэтов".

Футуризм - авангардное течение русской литературы. Его роль заключалась в образе искусства в будущем. Футуризм стремился разрушать культурные стереотипы, предлагая взамен слово в защиту техники, как грядущего механизма.

Кубофутуризм - также считается авангардным направлением в литературном искусстве, однако, не первооткрывателем. Направление характеризовалось отречением от идеалов прошлого, провокационных выходок. В рамках этого направления зародился литературный прием под названием "заумная поэзия".

Эгофутуризм предпочитал очищенные ощущения, без каких-либо примесей. Также он выступал за использование новых иноязычных слов, демонстрируя самолюбие. Однако, данное направление было кратковременным, а вызвано это тем, что многие поэты попросту изживали все свои творческие ресурсы, переходя в другие жанры, либо вовсе покидали литературный мир.

Новокрестьяснкая поэзия серебряного века вошла в обиход, объединяя поэтов, отражая их общие черты, присущие их литературной поэтической манере. Поэты вышеупомянутого направления часто упоминали в своих произведениях тему деревенской России, ее связь с природным миром и народным творчеством. Между строк можно было разглядеть стилевые ноты русского модерна.

Завершающим направлением поэзии серебряного века считается имажинизм, целью которого было создание образа, основанного на выразительном средстве под названием метафора, соединяя тем самым прямые и переносные элементы двух образов. Здесь как раз таки можно было встретить провокационные выходки, мотивы отсутствия власти.

Поэзия серебряного века

Популярные сегодня темы

Как заманчиво и многообещающе звучит это словосочетание – туристический поход! Кто из молодежи не ходил в походы с гитарами и палатками, кострами и тяжелыми рюкзаками. Романтика жизни, плечо

Солнечная система удивительное место, ведь в ней находиться одна единственная планета, в которой зародилась жизнь и она стала для людей и многих других существ домом, пристанищем, это планета

Только 17 элементов в периодической таблице являются неметаллами, но они составляют большую часть материи во вселенной. Это элементы, которые не являются металлами и не обладают качествами ме

Образование – это то, что необходимо каждому человеку в современном мире. Но образование подразумевает определенного рода нагрузки. Как же быть, чтобы учёба негативно не отразилась на здоровь

Военно-промышленный комплекс – это взаимосвязанная совокупность различных государственных и негосударственных организаций и предприятий, которые занимаются разработкой


Все это было подготовлено революционной ситуа­цией в России и буржуазно-демократической револю­цией 1905 г. Многие русские писатели обратились к дра­матургии как жанру литературного творчества, способ­ного наиболее полно отразить социальные проблемы. Театр как искусство обретает большую популярность.

После поражения революции 1905 года в русском художественном сознании усилились настроения пес­симизма. Это характерно для творческого пути Л.Анд­реева. Но постепенно намечался выход из декадентс­ких творческих установок. В творчестве И.Бунина, А.Куприна формировались новые формы романтизма. Поиски новых форм отражения внутреннего мира че­ловека воплотились в акмеизме и футуризме — новых постсимволических течениях.

Футуристы: Д.Бурлюк, А.Крученых, В.Каменский, ранний В.Маяковский ориентировались на язык ули­цы, рекламу, лубок, городской фольклор и плакат. Они стремились разрушить грань между искусством и жизнью, считали себя провозвестниками будущего.

Тенденции символистов проявились и в живописи. В это время своего расцвета достигает творчество крупнейшего русского художника — Михаила Врубеля. Художник в поиске истины и красоты, в его картинах фантазия соединена с реаль­ностью, его красота — это мечта, не так просто найти в противоречивой окружающей действительности. Другим важнейшим живописцем был Валентин Серов — продолжатель лучших традиций передвижничества. Творчество художников М.В.Несте­рова, К.А.Коровина, АП.Ряпушкина, Н.К.Рериха, И.Ле­витана развивается на стыке веков в лучших традици­ях реалистического искусства. Скульптура этого периода также отличается богатством. Это творчество А.С.Голубкиной, С.Г.Коненкова, П.Трубецкого.

Две страшнейшие в истории человечества миро­вых войны, политические перевороты и революции, уста­новление жестокого авторитарного режима в России определили дальнейшее развитие русской культуры XX столетия.

В России первой трети прошлого века произошел мощный духовный всплеск, вбросивший в сокровищницу мировой культуры немало значительных идей и произведений в сферах религиозной и философской мысли, всех видов искусства. На взлет творческой активности Серебряного века повлияло постоянно укрепляющееся ощущение наиболее чуткими мыслителями и художниками нарастающего, глобального, никогда не случавшегося еще в истории человечества кризиса всего: культуры, искусства, религии, духовности, государственности, самого человека и человечества, и одновременно - напряженное ожидание некоего небывалого воспарения духовности, культуры, самого бытия человека к чему-то принципиально новому, непреодолимо влекущему, великому, к "мировому расцвету", - по словам П. Филонова. Апокалиптические настроения абсолютного конца сталкивались с не менее сильными чаяниями принципиально новых революционных преобразований[1] .

Три направления интеллектуально-художественно творчества того времени: религиозная философия, символизм и авангард явились основными столпами культуры Серебряного века[2] .

После могучего взлета русской культуры, обозначенного в науке как "Серебряный век", актуально попытаться прояснить его основные параметры и характеристики, с позиций современного видения этого феномена, понять проблемы, волновавшие творцов и мыслителей того удивительного, духовно и художественно насыщенного времени, выявить созданные ими ценности.

Многое уже делается в этом направлении, особенно в плане изучения литературы, искусства, религиозной философии. Поэтому, в замысле работы - обобщить наиболее ценные данные и заключения современных исследователей, и в тоже время максимально обратиться к оригинальным шедеврам Серебряного века. И, подводя итог анализу материала этого периода, эскизно наметить главные очертания вырисовывающейся картины интеллектуально-художественно творчества.

Цель работы: раскрыть основные достижения в русском искусстве периода "Серебряного века".

1. Новая концепция искусства

Новый стиль в русском искусстве возник в 80-е гг. XIX в. под большим влиянием французского импрессионизма. Его расцвет отмечен рубежом XIX и ХХ вв.

В течение нескольких десятилетий после своего заката (уже к концу 10-х гг. ХХ столетия стиль модерн в русском искусстве, с которым ассоциируется Серебряный век, уступает свою главенствующую роль новым направлениям) искусство Серебряного века воспринималось как декаданс и безвкусие.

Но ближе к концу второго тысячелетия оценки стали меняться. Дело в том, что существует два типа расцвета духовной культуры. Для первого характерны мощные новации и великие достижения. Яркие примеры тому – греческая классика V–IV вв. до н.э. и особенно европейский Ренессанс.

Сделать из своей жизни поэму – сверхзадача, которую ставили перед собой герои Серебряного века. Так, символисты, прежде всего, не хотели отделять писателя от человека, литературную биографию от личной. Символизм не хотел быть только литературным течением, но порывался стать жизненно творческим методом. Это был ряд попыток найти безукоризненно верный сплав жизни и творчества, своего рода философский камень искусства.

Были в этом стремлении и теневые стороны. Излишне манерная речь и жестикуляция, шокирующий костюм, наркотики, спиритизм – на грани веков все это носило признаки избранности и порождало своеобразный снобизм.

Литературно-художественная богема, резко противопоставлявшая себя массе, искала новизны, необычности, остроты переживаний. Магия, спиритизм и теософия привлекали символистов-неоромантиков не только в качестве колоритного материала для художественных произведений, но и как реальные пути расширения собственных духовных горизонтов.

Итак, единый стиль, зародившийся в России и ставший синонимом понятия Серебряный век, был действительно универсальным, ибо – пусть на короткий срок – он охватил не только все сферы творчества, но и непосредственно жизнь людей эпохи fin de siecle. Таким является всякий большой стиль[4] .

Эстетика Серебряного века русской культуры в совокупности своих самых разных, часто диаметрально противоположных направлений, движений, ярких авторских находок подвела итоги многим исканиям классической эстетической мысли, особенно в выявлении метафизической сущности эстетического и художественности искусства. Наряду с этим, многие мыслители, писатели, художники, теоретики искусства того времени в атмосфере хорошо ощущавшегося ими кризиса Культуры и искусства более или менее единодушно пришли к выводу о необходимости существенного расширения сферы эстетического опыта за рамки, ограничивавшие его в классической эстетике. Осознали, что искусство в его новоевропейском понимании автономного "изящного искусства" завершает свое бытие, и художник должен выйти за его пределы в реальную жизнь и там активно работать по эстетическим законам над ее преобразованием. Сегодня очевидно, что эстетика Серебряного века - это эстетика великих утопий, маньеристского эстетизма, смелых и радикальных экспериментов и серьезных открытий[5] . Эстетический опыт и эстетические теории того времени стоят у истоков многих современных радикальных процессов в сфере художественной практики и знаменуют этап формирования неклассической и постнеклассической эстетик, которые активно выходят на эксплицитный уровень в начале нового тысячелетия.

2. Художественные направления и представители течений

Среди мирискусников Валентин Серов был ближе всех к реалистической традиции. Пожалуй, он был самым значительным из русских портретистов Серебряного века. Он создавал портреты-картины, где персонаж представлен в активном взаимодействии с жизненной средой. И он же основной создатель живописной эстетики мирискусников.

Этому принципу соответствует и одна из лучших его работ последнего периода – портрет княгини Ольги Константиновны Орловой. Здесь все построено на симметрии и контрастах, приведенных, правда, в определенную гармонию. Так, голова и корпус портретируемой переданы очень объемно, а ноги даны силуэтом, почти плоским. Треугольник, в который вписана фигура, опирается на острый угол; рамы картин агрессивно нацелены на голову модели. Однако спокойное, абсолютно уверенное выражение лица, обрамленного огромной шляпой, как бы останавливает резкие движения предметов богатого интерьера. Судя по всему, Серов довольно иронично относился к портретируемой.

Врубель (1856 –1910)

Рерих (1874 –1947)

Николай Рерих был не только художником, но и историком. Известен и его интерес к археологии. Это нашло отражение в его искусстве. Особенно интересовала художника славянская языческая древность и раннее христианство. Рериху близок духовный мир людей далекого прошлого, и их способность словно растворяться в мире природы. Определяющую роль в изображении играют контурные линии и локальные цветовые пятна[7] .

Бакст (1866 –1924)

Лев Бакст больше, чем другие мирискусники, приблизился к европейскому варианту модерна. Гибкий контур, обобщенная трактовка формы, лаконичность цвета и плоскостность изображения свидетельствуют о влиянии на Бакста таких западных художников, как Эдвард Мунк, Андрес Цорн и другие.

Сомов (1869 –1939)

Борисов-Мусатов (1870 –1905)

Во всех картинах Борисова-Мусатова находит выражение романтическая мечта о прекрасной гармонии, абсолютно чуждой современному ему миру. Он был истинным лириком, тонко чувствующим природу, ощущающим слиянность человека с природой.

3. Литература, музыка, театр, соединение видов искусства

Наиболее показательно образ "серебряного века" проявился в литературе. С одной стороны, в произведениях писателей сохранялись устойчивые традиции критического реализма. Толстой в своих последних художественных произведениях поднимал проблему сопротивления личности закоснелым нормам жизни ("Живой труп", "Отец Сергий", "После бала"). Основная мысль публицистики Толстого - невозможность устранить зло насилием.

А. П. Чехов в эти годы создал пьесы "Три сестры" и "Вишневый сад", в которых отразил происходившие в обществе важные изменения.

Социально заостренные сюжеты были в чести и у молодых писателей. И. А. Бунин исследовал не только внешнюю сторону процессов, происходивших в деревне (расслоение крестьянства, постепенное отмирание дворянства), но также и психологические последствия этих явлений, то, как они влияли на души русских людей ("Деревня", "Суходол", цикл "крестьянских" рассказов). А. И. Куприн показал неприглядную сторону армейского быта: бесправие солдат, опустошенность и бездуховность "господ офицеров" ("Поединок"). Одним из новых явлений в литературе стало отражение в ней жизни и борьбы пролетариата. Зачинателем этой темы стал А. М. Горький ("Враги", "Мать")[10] .

В первое десятилетие XX в. в русскую поэзию пришла целая плеяда талантливых "крестьянских" поэтов - С. А. Есенин, Н. А. Клюев, С. А. Клычков.

Вместе с тем начал звучать голос, предъявляющий свой счет представителям реализма нового поколения, протестовавшего против главного принципа реалистического искусства - непосредственного изображения окружающего мира. По мнению идеологов этого поколения, искусство, являясь синтезом двух противоположных начал - материи и духа, способно не только "отображать", но и "преображать" существующий мир, творить новую реальность.

Основоположники нового направления в искусстве поэты-символисты, объявили войну материалистическому мировоззрению, утверждая, что вера, религия - краеугольный камень человеческого бытия и искусства. Они считали, что поэты наделены способностью приобщаться к запредельному миру посредством художественных символов. Первоначально символизм принял форму декаданса. Под этим термином подразумевали настроение упадничества, тоски и безнадежности, резко выраженный индивидуализм. Эти черты были свойственны ранней поэзии К. Д. Бальмонта, А. А. Блока, В. Я. Брюсова. После 1909 г. наступает новый этап в развитии символизма. Он окрашивается в славянофильские тона, демонстрирует презрение к "рационалистическому" Западу, предвещает гибель западной цивилизации, представленной, в том числе и официальной Россией. Вместе с тем он обращается к стихийным народным силам, к славянскому язычеству, пытается проникнуть в глубины русской души и видит в русской народной жизни корни "второго рождения" страны. Эти мотивы особенно ярко звучали в творчестве Блока (поэтические циклы "На поле Куликовом", "Родина") и А. Белого ("Серебряный голубь", "Петербург"). Русский символизм стал явлением мирового масштаба. Именно с ним связано, прежде всего, понятие "серебряный век".

Оппонентами символистов выступали акмеисты (от греч. "акме" - высшая степень чего-либо, цветущая сила). Они отрицали мистические устремления символистов, провозглашали самоценность реальной жизни, призывали возвращать словам их изначальный смысл, освободив от символических толкований. Основным критерием оценки творчества для акмеистов (Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам) был безупречный эстетический вкус, красота и отточенность художественного слова А формалисты ясно и четко заявляли, что их морфологический метод анализа искусства возник для изучения художественности искусства, т.е. для выявления его эстетических качеств. Они были убеждены, что "литературность", "поэзию", т.е. художественную сущность произведения искусства можно выявить только путем морфологического анализа самого произведения искусства, а не того, "отражением" чего оно является, кто и при каких условиях его создал, как оно воздействует на реципиента, какое имеет социальное, культурное и т.п. значение. Главными в их категориальном аппарате стали термины материал (к нему относилось все, из чего художник делает произведение: слово, сам язык в его обыденном употреблении, мысли, чувства, события и т.п.) и форма (то, что придает материалу художник в процессе творчества). Само произведение называлось вещью, ибо оно в понимании формалистов не творилось или создавалось, как полагала классическая эстетика, но делалось с помощью системы приемов.

Русская художественная культура начала XX в. испытывала также влияние зародившегося на Западе и охватившего все виды искусства авангардизма. Это течение вобрало в себя различные художественные направления, объявившие о своем разрыве с традиционными культурными ценностями и провозгласившие идеи создания "нового искусства". Яркими представителями русского авангарда были футуристы (от лат. "футурум" - будущее). Их поэзия отличалась повышенным вниманием не к содержанию, а к форме поэтической конструкции. Программные установки футуристов ориентировались на вызывающую антиэстетичность. В своих произведениях они использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиши. Сборники стихов футуристов носили характерные названия: "Пощечина общественному вкусу", "Дохлая Луна" и др. Российский футуризм был представлен несколькими поэтическими группировками. Наиболее яркие имена собрала петербургская группа "Гилея" - В. Хлебников, Д. Д. Бур-люк, В. В. Маяковский, А. Е. Крученых, В. В. Каменский. Ошеломляющим успехом пользовались сборники стихов и публичные выступления И. Северянина.

Начало XX в. - это время творческого взлета великих русских композиторов-новаторов А. Н. Скрябина, И. Ф. Стравинского, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова. В своем творчестве они пытались выйти за рамки традиционной классической музыки, создать новые музыкальные формы и образы.

Молодые постановщики А. А. Горский и М. И. Фокин в противовес эстетике академизма выдвинули принцип живописности, в соответствии с которым полноправными авторами спектакля становились не только балетмейстер и композитор, но и художник. Балеты Горского и Фокина ставились в декорациях К. А. Коровина, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакста, Н. К. Рериха. Русская балетная школа "серебряного века" дала миру плеяду блестящих танцоров - А. Т. Павлову, Т. Т. Карсавину, В. Ф. Нижинского и др.

Примечательной чертой культуры начала XX в. стали работы выдающихся театральных режиссеров. К. С. Станиславский, основатель психологической актерской школы, считал, что будущее театра - в углубленном психологическом реализме, в решении сверхзадач актерского перевоплощения. В. Э. Мейерхольд вел поиски в области театральной условности, обобщенности, использования элементов народного балагана и театра масок. Е. Б. Вахтангов предпочитал выразительные, зрелищные, радостные спектакли.

Большую роль в развитии эстетики Серебряного века сыграли русские символисты. Символизм приобрел сильную национальную окраску у крупнейших младосимволистов Андрея Белого, Вячеслава Иванова, Александра Блока, Эллиса и др. Вячеслав Иванов был убежден, что приближается принципиально новый этап художественного творчества, когда все искусства будут объединены в некую художественно-религиозную мистерию - своеобразное синтетическое сакральное действо, в котором примут активное участие как подготовленные актеры, так и все зрители. Истинный художник-символист грядущего, согласно Иванову, должен творчески реализовать в себе связь "с божественным всеединством", пережить миф как событие личного опыта и затем выразить его в своем мистериальном творчестве. Для Андрея Белого сущность и смысл искусства имели теософско-религиозную окраску, а в теургии как главной цели символизма он видел возврат искусства в сферу религиозной деятельности по преображению жизни.

Мирискусники создали добротный русский вариант того эстетически заостренного движения рубежа столетий, которое культивировало высокий художественный вкус, тяготело к поэтике неоромантизма или символизма, к декоративности и эстетской певучести линии, и в России получило название стиля "модерн". Сами участники движения (Бенуа, Сомов, Добужинский, Бакст, Лансере, Остроумова-Лебедева, Головин, Билибин) не были великими художниками, не создали художественных шедевров или выдающихся произведений, но вписали несколько заметных эстетских страниц в историю русского искусства, фактически показав миру, что и нашему искусству не чужд дух национально ориентированного эстетизма.

2. Ахиезер А.С. Социокультурная динамика искусства в России //Полис.– 2001.– №5. 27-32с.

3. Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры //Вопросы философии.– 2004.– №1. 41-53с.

4. Гуревич П.С. Культурология. – М.: Гардарики, 2000. – 280 с.

5. Емельянов Б.В., Новиков А.И. Русская философия Серебряного века: Курс лекций. – Екатеринбург, 2005. – 320 с.

10. Мамонтов С.П. Основы культурологии. – М.: Олимп, 2001.– 436 с.

11. Морозов Н.А. Пути России: модернизация неевропейских культур. – М.: Варна, 2001. .– 328 с.

12. Рапацкая Л.А. Искусство серебряного века. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс,2003. – 912 с.

13. Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма. – Воронеж, 1991. –244с.

15. Червинская О. Акмеизм в контексте Серебряного века и традиции. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2007. – 208 с.

[1] Рапацкая Л.А. Искусство серебряного века. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс,2003. –85с.

[2] Иванова К.Е. Эстетика Серебряного века: пролегомены к систематическому изучению//

Вопросы философии, 2007, № 8, с. 47.

[3] Рапацкая Л.А. Искусство серебряного века. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс,2003. –68 с.

[5] Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма. – Воронеж, 1991. –116с.

[6] Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма. – Воронеж, 1991. –122с.

[7] Рапацкая Л.А. Искусство серебряного века. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс,2003. – 638 с.

[8] Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма. – Воронеж, 1991. –189с.

[9] Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма. – Воронеж, 1991. –172с.

Серебряный век русской культуры пришелся на начало ХХ века, он совпал с эпохой модерна. Название свое получил уже после своего окончания. На авторство претендовали многие писатели и философы, но кому оно принадлежит, неизвестно. Точно лишь то, что понятие зародилось среди русских эмигрантов. Применяется термин исключительно к русской культуре, в основном к литературе (но не только).

Серебряный век в поэзии, музыке, философии

Культурный расцвет

Серебряный век продолжался недолго, менее четверти века — с 1900 по 1922 год. Начало периода совпадает со смертью В. Соловьева, известного религиозного мыслителя и поэта. В конце этой поры из Советской России были высланы мыслители и философы, неугодные новой власти.

Гении литературы

Небольшая продолжительность вовсе не означает, что эти годы были незначительными — наоборот, со временем их ценность даже выросла. Представители русской культуры первыми поняли, насколько вреден рационализм, бездуховность, отсутствие религиозных идеалов. Запад осознал это намного поздней.

Эпоха индустриализации совпала с небывалым расцветом всех видов творчества, она породила новые направления, вызывала бурные споры, дала толчок к рассвету философской мысли. Искусство серебряного века отличается своей элитарностью, утонченностью. Поэтому нельзя отождествлять всю литературу, что появилась в конце XIX — начале XX века, с Серебряным веком, ведь в этих хронологических границах существовало много направлений:

    .
  • Классический реализм.
  • Сатира.
  • Крестьянская поэзия.
  • Пролетарская поэзия.

Но это не просто вопрос хронологии. Скорей, образ мышления, присущий художникам, жившим в ту эпоху. И хотя они часто конфликтовали между собой, в итоге сознание потомков объединило их в особую плеяду.

Гении литературы

Ярче всего необычная эпоха проявила себя в творчестве деятелей пера. На стыке времен возникла целая плеяда звезд мирового значения. Всем хорошо известны писатели серебряного века русской литературы. Список их впечатляет:

 Яркие представители литературы

    .
  • Игорь Северянин.
  • Саша Черный.
  • Марина Цветаева.
  • Сергей Есенин.
  • Владислав Ходасевич.
  • Всеволод Рождественский.
  • Николай Гумилев.
  • Александр Блок.

Точный список составить затрудняются даже литературоведы, как и установить временные рамки. Условно для литераторов время расцвета началось с 1890 г., но наиболее жаркие споры вызывает дата его окончания. Часть считает, что конец наступил с началом Гражданской войны, другие называют дату смерти Александра Блока, расстрела Николая Гумилева или самоубийства Владимира Маяковского.

Культурный расцвет

Совершенно новым явлением стал символизм. Его приверженцы утверждали, что религия и вера — это основа не только искусства, но и всего человеческого бытия. Поэты были уверены, что через художественные символы они способны приобщиться к сфере запредельного. Поначалу новые взгляды вылились в декаданс — индивидуализм, состояние тоски и безнадежности были характерны для раннего творчества А. Блока, К. Бальмонта, В. Брюсова.

После 1909 г. символизм вышел на новый уровень. Он начал демонстрировать презрение к рационалистической философии, предвещая гибель западной цивилизации. Появились славянофильские настроения, возник интерес к языческим корням русской души. Именно там символисты стремились отыскать истоки для возрождения духовности.

Время перемен

Образованию стали уделять повышенное внимание, эпоха ознаменовалось открытием новых школ. Власть решила ввести начальное обучение для всех. В России тогда было больше всего церковно-приходских школ (более 40 тысяч в 1905 году). Хотя реформа проводилась неумело, ее плоды были заметны:

 Новые тенденции в живописи и скульптуре

  • Выросло число учащихся начальных школ с 2,5 млн в 1900 г. до 6 млн в 1914 г.
  • Увеличилось количество земских училищ с 20 тыс. в 1904 до 28 тыс. в 1914 г.
  • Созданы коммерческие училища, дававшие, кроме общеобразовательной, специальную подготовку.
  • Введено совместное обучение девушек и юношей.
  • Выросло количество средних специальных учебных заведений (сельскохозяйственных, горных, железнодорожных, технических и промышленных).

Просвещение получило мощный толчок к развитию, открылись новые вузы, пединституты. Появилось более 30 высших курсов для женщин, после чего они получили массовый доступ к высшему образованию. Более половины студентов не имели дворянского происхождения, но смогли приобрести востребованную профессию.

Мир искусства серебряного века

Портретист Валентин Серов

Известнейший мастер той эпохи — портретист Валентин Серов, оказавший влияние на многих видных художников. В каждой мелочи он видел нечто большое, значительное. Портрет девушки становился под его кистью гимном красоты, любви и счастья. Он писал не только представителей интеллигенции, но также чиновников, членов царской семьи, банкиров. При этом всегда оставался смелым в характеристике своих героев. Серову удавалось сочетать классические традиции с новаторскими идеями, примером тому служат портреты М. А. Врубеля, И. Рубинштейн, Т. Н. Карсавиной.

Поиск новых направлений

Творчество серебряного века

Скульптура этого времени отличалась разнообразием. Лучший представитель школы реализма — С. Волнухин, автор памятника Ивану Федорову, первому печатнику. П. Трубецкой представлял импрессионизм. Известны были работы П. Трубецкого, который выполнил скульптурные портреты Л. Толстого, С. Витте, Ф. Шаляпина и др.

Выдающимися для своего времени были произведения С. Коненкова. Его скульптуры отразили поиски стиля реализма в новых направлениях. Он увлекался как Микеланджело, так и русским деревянным скульптурным творчеством, портретами. Все его работы несут отпечаток неповторимого стиля.

Модерн и не только

Развитие архитектуры

Как следствие технического прогресса стали появляться новые города, росла промышленность. Развивался транспорт, менялась общественная жизнь. Благодаря этому архитектура серебряного века получила возможности для изменений. Главное, что преображались не только крупные города, но и провинция.

Самым ярким представителем этого периода специалисты называют архитектора Ф. Шехтеля. Поначалу вдохновение он находил в готических образцах (примером может служить особняк С. П. Рябушинского, построенный в 1902 году), но затем Шехтель постоянно использовал традиции русского деревянного зодчества — как в здании московского Ярославского вокзала (1902−1904).

Достижения научного мира

Развитие науки и образования

Это было время прорыва не только для деятелей культуры. Оставили свой след в истории также деятели науки, которые открывали новые сферы. Основоположником гидро- и аэродинамики стал Н. Жуковский, создавший теорию гидравлического удара. Именно он открыл закон подъемной силы крыла самолета.

Основы воздухоплавания, ракетодинамики разработал К. Циолковский, проводивший эксперименты в области моделирования дирижаблей и самолетов. Циолковский изобрел автопилот, обосновал возможность космических полетов, предложил ракетный двигатель.

В. Вернадский, выдающийся русский ученый, своими трудами положил начало новым направлениям в радиологии, геохимии, биохимии. Если бы не его учения о ноосфере и биосфере, не появилась бы экология. Только в современном мире, который стоит на гране экологической катастрофы, можно сполна оценить, насколько новаторскими были его идеи.

Новое религиозное сознание

Поиски духовного самоопределения характерны для русского человека в любые времена. Но именно в те годы под влиянием философии находилась не только научная сфера, но и вся культура в целом. Лучшие умы пытались объединить духовное с материальным.

Религиозной мысли серебряного века

Ярчайшим представителем культурной эпохи стал В. С.Соловьев. Выросший в набожной среде, в юности пережил тяжелый духовный кризис, увлекался материализмом и атеизмом. В студенчестве взгляды его в очередной раз изменились.

Блестящие мыслители — Н. Бердяев, С. Булгаков, Д. Мережковский, П. Флоренский — определили развитие философии, этики и культуры во всем мире. В частности, предвосхитили развитие экзистенциализма.

Непродолжительная эпоха повлияла на всю мировую культуру. Лучшие умы поколения обратили внимание общества на то, что необходим не только технический прогресс, но и возрождение духовных ценностей.

Читайте также: