Научная картина мира в представлениях галилея доклад

Обновлено: 04.07.2024

В статье кратко рассмотрено становление механистической картины мира. Основоположником механики по праву считается Галилей, на основе работ которого впоследствии Ньютон смог создать первую научную теорию. Перечислены основные идеи, принципы и законы окружающего мира, принятые в рамках концепции механицизма.

Ключевые слова

Текст научной работы

Развитие физики как науки в современном ее понимании начато трудами Галилео Галилея (1564–1642), и его заслуга в формировании классической механики и становлении нового мировоззрения очень велика.

Галилеем открыт закон свободного падения тел и доказана независимость ускорения свободного падения тел от их плотности и массы. Он также разграничил понятия равномерного и неравномерного движения, ускоренного движения, сформулировал понятие ускорения, современное понятие скорости как отношения расстояния ко времени, вывел формулу, связывающую ускорение, путь и время:

Галилей показал, что воздействие на данное тело окружающих тел определяет не скорость (как считалось в механике Аристотеля), а ускорение тела (фактически это утверждение представляло собой первую формулировку закона инерции) [3].

Важнейшие открытия Галилея — введение инерциальной системы отсчета, формулировки принципа инерции и принципа относительности, закон независимости действия сил (принцип суперпозиции). Изобретение им первого термометра позволило начать количественные изучения тепловых явлений.

Усовершенствовав зрительную трубу, изобретенную им в 1608 г., и превратив ее в телескоп с 30-кратным увеличением, Галилей сделал ряд выдающихся астрономических открытий: спутники Юпитера и Сатурна, фазы Венеры, солнечные пятна; обнаружил то, что Млечный Путь представляет собой скопление бесконечного множества звезд, и т.д. По некоторым источникам, наблюдал кольца Сатурна в период благоприятной их видимости с Земли, но не смог объяснить, что это такое — а при более поздних своих повторных наблюдениях не смог их обнаружить, т.к. наступил неблагоприятный период видимости колец (промежуток времени, когда луч зрения наблюдателя на Земле лежит в плоскости колец и они видны с ребра — в это время из-за незначительной толщины они не видны), и предположил, что ошибся.

Относительно произвольной системы отсчета законы движения тела могут иметь весьма сложный вид, пространство может являться не однородным и неизотропным, а время — неоднородным. Напомним, что однородность означает отсутствие выделенных направлений, а изотропность — отсутствие выделенных точек. Однако всегда можно найти инерциальную систему отсчета, по отношению к которой пространство является однородным и изотропным, а время — однородным.

Свойства пространства и времени в инерциальных системах отсчета:

  • пространство однородно, то есть физические явления протекают одинаково в двух системах отсчета, сдвинутых параллельно друг относительно друга;
  • пространство изотропно, то есть физические явления протекают одинаково в двух системах отсчета, повернутых относительно начала координат;
  • время однородно, то есть физические явления протекают одинаково при изменении начала отсчета времени.

Однородность и изотропность пространства и времени обеспечивает сохранение некоторых физических величин. Строгий вывод этого факта дается теоремой Нетер, которая позволяет явно выписывать вид законов сохранения. В частности из однородности пространства следует закон сохранения импульса, а из однородности времени следует закон сохранения энергии. Теорема Нетер гласит, что если свойство системы не меняется при каких-либо преобразованиях переменных, то ему соответствует некоторый закон сохранения.

Во всех инерциальных системах отсчета законы движения, удовлетворяющие принципу инерции, выглядят одинаковым образом. Принцип относительности равносилен утверждению о том, что все инерциальные системы отсчета эквивалентны, и ни одной из них нельзя отдать предпочтение. Принцип равноправия (эквивалентности) всех инерциальных систем отсчета выражен в методе преобразования координат (правилах описания одного и того же физического события в разных системах отсчета). Эти преобразования называются преобразованиями Галилея и вводятся следующим образом.

Пусть (x,t) — инерциальная система отсчета, а (x',t') — инерциальная система отсчета, движущаяся с постоянной скоростью v относительно первой (рис. 1).

К объяснению преобразований Галилея

Рисунок 1. К объяснению преобразований Галилея

Тогда будут справедливы следующие выражения:

Согласно этим преобразованиям, течение времени и его ритм во всех инерциальных системах отсчета происходит одинаково. Неизменными также остаются размеры движущегося тела и его масса в разных системах отсчета. Правило сложения скоростей в преобразованиях Галилея не допускает существования конечной (предельной) скорости движения.

Пространственные преобразования системы координат сводятся к преобразованиям двух типов: повороту относительно начала координат и параллельному переносу.

Свойства преобразований Галилея:

  • преобразования Галилея сохраняют метрику евклидова пространства (расстояния между точками);
  • пространственный поворот системы координат сохраняет расстояние между телами;
  • параллельный перенос системы координат сохраняет расстояние между телами.

Принцип эквивалентности всех инерциальных систем отсчета Галилея не позволяет проверить, покоится данная инерциальная система отсчета, или движется прямолинейно и равномерно. Решение данного вопроса вызвало дискуссию, существует ли в мире абсолютная система отсчета. Поиски такой абсолютной системы отсчета сохранились вплоть до конца XIX века.

Введение абсолютного пространства позволяло обосновать понятия инерциальной системы отсчета и относительного движения. Абсолютное время (или чистая длительность) обуславливало одновременность событий в любой точке пространства (принцип дальнодействия). Пространство у Ньютона является пустым вместилищем всех вещей и процессов, оно трехмерно, бесконечно и пусто.

В процессе обоснования своей теории Ньютон пришел к необходимости разработки исчисления бесконечно малых величин, что позволило ввести ему понятия ускорения и мгновенной скорости. В разработке этого метода, являющегося сегодня частью математического анализа, принимали участие также Декарт и Лейбниц.

Наиболее значительными результатами Ньютона являются три закона механики, закон всемирного тяготения и открытие дисперсии света. Он первым дал теоретическое обоснование гелиоцентрической модели и эмпирически полученных законов Кеплера, что сыграло решающую роль в победе системы Коперника.

Ньютон также выдвинул принцип дальнодействия — передачи взаимодействия между телами на расстоянии через пустоту с бесконечно большой скоростью. Это было сделано для объяснения явления гравитации, однако физического обоснования этому явлению Ньютон так и не смог дать (хотя косвенно он объяснял это тем, что т.к. в закон всемирного тяготения время не входит, то гравитационное взаимодействие распространяется мгновенно). Принцип дальнодействия противоречил принятому тогда в науке представлению о корпускулах — частицах, между которыми осуществляется взаимодействие посредством контакта (принцип близкодействия).

На основе закона всемирного тяготения Ньютон вывел в качестве простых следствий и уточнил законы Кеплера, а также показал, что в общем случае движение тел Солнечной системы может происходить по любому коническому сечению, в том числе по параболе и гиперболе [2]. Он делает вывод о единстве законов движения комет и планет и впервые включает кометы в состав Солнечной системы; развивает математический метод вычисления истинной орбиты кометы по данным ее наблюдений. Закон всемирного тяготения также дал возможность объяснить приливы и отливы, сжатие планет (в частности, обнаруженное у Юпитера), прецессию. Ньютону принадлежит и объяснение возмущающего движения в Солнечной системе, исходя из которого в 1781 г. была открыта планета Уран, в 1846 г. — Нептун, а в 1930 г. — Плутон.

В связи с обсуждениями теории Ньютона, швейцарский ученый Фотье дю Дюийе (1664 — 1753) высказал гипотезу о существовании гравитонов — частиц, которые позволяют силе тяготения распространяться с мгновенной скоростью.

Открытие Ньютоном явления дисперсии света в 1666 г. состояло в том, что белый свет состоит из света различных цветов, и, значит, белый свет имеет более сложную природу, чем цветной. После открытия сложного состава белого света Ньютон приступил к изучению преломления монохроматических лучей и выяснил, что оно зависит от цвета луча. В результате Ньютон понял причину хроматической аберрации линзовых объективов телескопов. Сделав неправильный вывод о принципиальной неустранимости этого дефекта (это верно только для однолинзовых объективов — впоследствии были созданы многолинзовые объективы, лишенные этого недостатка), в 1668 г. он изобретает отражательный телескоп с металлическим зеркалом — рефлектор.

Механистические представления доминировали вплоть до середины XIX века. Считалось, что все явления природы и душевной сферы человека могут быть сведены к механическим (концепция механицизма). Дальнейшее развитие физики показало ограниченность механистического подхода, а новые теории приходили в противоречия с механикой Ньютона.

Актуальность данной работы связана с тем, что основы нового типа мировоззрения, новой науки были заложены Галилеем.

Цель данной работы – рассмотреть биографию Г. Галилея и его роль в становлении классической науки.

Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать литературу по данной теме.

2. Познакомиться с происхождением Галилея, его детством и юностью.

3. Рассмотреть научные познания в средние века.

4. Изучить роль Галилея в современной науке.

Объектом исследования является процесс становления классической науки.

Предмет исследования – роль Галилея в становлении классической науки.

Глава 1. Происхождение Галилея, его детство и юность.

Галилео Галилей, основатель современной наблюдательной и опытной науки, был старшим из шестерых детей Винченцо и Юлии Галилео и родился 18 февраля 1564 года в итальянском городе Пизе. Отец его, бедный дворянин, обремененный большим семейством, не имел никакого состояния, и средства к жизни добывал личным трудом, живя большей частью во Флоренции, где он давал частные уроки музыки. Он имел некоторые познания в математике и любил эту науку, но, не имея ни средств, ни досуга, не мог заниматься ею и старался отвлечь от этого и своего сына, основательно полагая, что для занятия столь привлекательной наукой, могущей легко овладеть всем вниманием человека, необходимо быть несколько обеспеченным в средствах к жизни. В 1564 году он женился на дочери Козмы Вентури, Юлии; плодом этого брака и был Галилей. Кроме него Винченцо имел еще двух сыновей и трех дочерей.

Из своего положения и обстановки Галилей сумел извлечь все, что только было можно. Дело, которым занимался и жил его отец, он изучил, по-видимому, в совершенстве и превзошел своего отца, потому что, как говорят его биографы, он с течением времени оспаривал пальму первенства в музыке даже у первых преподавателей этого искусства во Флоренции. Но был еще один учебный предмет, которому совершенно никто не учил Галилея; ему научился он без всяких посторонних указаний – самостоятельно; это – рисование. Искусство рисования, живопись так сильно привлекали к себе Галилея, что, по его

собственным словам, он выбрал бы своей профессией живопись, если бы только выбор зависел от него. Галилей действительно считаться знатоком живописи, к которому обращались лучшие художники Флоренции, спрашивая его мнения относительно перспективы, освещения и даже самой композиции своих картин. Даже известные живописцы того времени удивлялись его таланту и знанию дела и, не стесняясь, сознавались, что они во многом обязаны его советам. Может быть, такие отзывы до некоторой степени зависели от его выдающегося положения на другом поприще, чуждом живописи, когда ни о зависти к нему, ни о конкуренции с ним не могло быть и речи и когда, наоборот, упоминание имени Галилея, ссылка на его мнение могли служить отличной рекомендацией для художника.

Галилей в то время, может быть, еще не чувствовал своего великого призвания, а может быть, и не хотел огорчать отца непослушанием, а потому согласился на его желание и поступил в 1583 году 19-летним юношей в Пизанский университет с намерением изучать медицину. По счастью для него, в таинстве этой науки или искусства посвящали не тотчас, а нужно было прослушать до этого приготовительный курс аристотелевской или перипатетической философии, состоящей из метафизики и математики. Последняя, бывшая для него столь долго запретным плодом и потому представлявшая всю прелесть новизны, живо привлекла к себе внимание Галилея. В своей ранней юности он слыхал от отца, что как музыка, так и любимая им живопись много зависят от науки чисел и протяжения – математики. Этих элементарных сведений оказалось, однако, достаточным, чтобы Галилей получил вкус к математике и быстро увидел в ней, по его собственным словам, «самое надежное орудие для изощрения ума, потому что она приучает нас строго

пажам, и, застигнутый в этом подслушивании, обратил на себя внимание Ричи. Как бы то ни было, но молодой Галилей обратился к Ричи с просьбой познакомить его с Евклидом, и – тайно от отца. Ричи согласился заниматься с

Галилеем, но не считал возможным делать этого без согласия его отца, с которым находился в дружеских отношениях; он известил последнего о желании сына и просил его не препятствовать юноше заниматься тем, к чему он чувствует склонность. К счастью Галилея, и в университете был человек, придерживавшийся новых взглядов, - преподаватель физики Яков Манцони, значительно отрешившийся от школьной перипатетической философии и державшийся учения Пифагора. Его уроки не только обратили внимание Галилея на крайнюю неосновательность, и сбивчивость начал, на которых основывалась тогдашняя физика, но побудили его отнестись критически к общепринятым мнениям и пройти в этом отношении несравненно дальше учителя. При своем светлом уме Галилей никак не мог приучить себя пассивно соглашаться с бездоказательными мнениями других и полагаться с на какие-то бы то ни было авторитеты в вопросах, которые можно было проверить размышлением, наблюдением и опытом.

Чего так боялся отец, то и случилось. Познакомившись с Евклидом, Галилей пожелал идти дальше и скоро перешел к Архимеду, сочинения которого подарил ему Ричи, между тем как занятия медициной все больше и больше отодвигались на задний план.

Хватаясь, подобно утопающему, за последнюю соломинку, отец Галилея просит Ричи перестать заниматься с сыном, а последнему запрещает даже видеться с Ричи.

Первое время, когда отец устроил над ним тщательный надзор, Галилей, хотя ему был уже 21 год, не решался открыто идти против его воли и, занимаясь решением математических вопросов или читая своих любимых авторов, держал перед глазами трактаты по медицине; но в последствии, когда он получил уже некоторую известность и был представлен великому князю Тосканскому, он упросил отца позволить ему заниматься любимой наукой и получил, наконец, его полное согласие.

Глава 2. Наука и научное познание в средние века

Средневековая наука почти не соответствует критериям научности. Это означало ее безусловный шаг назад по сравнению с античной наукой. В средние века проблемы истины решались не наукой или философией, а теологией (философским учением о Боге). В этой ситуации наука становилась средством решения чисто практических задач. Арифметика и астрономия, в частности, были необходимы только для вычисления дат религиозных праздников. Такое чисто прагматическое отношение к средневековой науке привело к тому, что она утратила одно из самых ценных качеств античной науки, в которой научное знание рассматривалось как самоцель, познание истины осуществлялось ради самой истины, а не ради практических результатов.

Поэтому говорить о развитии науки в период раннего Средневековья не приходится – есть только ее упадок. Сохраняются лишь жалкие остатки того конгломерата научных знаний, которым обладала античность, изложенные в сочинениях тех античных авторов, которые признавались христианской церковью. Пересмотру эти знания не подлежали, их можно было только комментировать – этим и занимались средневековые мыслители.

Тем не менее, в недрах средневековой культуры успешно развивались такие специфические области знания, как астрология, алхимия, ятрохимия, натуральная магия, которые подготовили возможность образования современной науки. Эти дисциплины представляли собой промежуточное звено между техническим ремеслом и натурфилософией и в силу своей практической направленности содержали в себе зародыш будущей экспериментальной науки. Исподволь они разрушали идеологию созерцательности, осуществляя переход к опытной науке.

Однако постепенно позитивные изменения в средневековой науке набирали силу, и поэтому представление о соотношении веры и разума в картине мира

менялось: сначала они стали признаваться равноправными, а затем, в эпоху Возрождения, разум был поставлен выше откровения.

В это же время были сделаны первые шаги к механистическому объяснению мира. Появляются понятия пустоты, бесконечного пространства и движения по прямой линии, требование устранить из объяснения телеологический принцип и ограничиться действующими причинами.

Также закладывается новое понимание механики, которая в античности была прикладной наукой. Античность, да и раннее Средневековье рассматривали все созданные человеком инструменты как искусственные, чуждые природе.

Важным было создание условий для точного измерения. В науке вплоть до эпохи Возрождения точное измерение природных процессов считалось невозможным. Такое представление восходит к античности, где точность рассматривалась как характеристика только идеальных объектов. Сейчас же идет бурное развитие астрологии, содержащей в себе зародыши будущей астрономии и требующей довольно точных измерений. Так начинается математизация физики и физикализация математики, которая завершилась созданием математической физики Нового времени. И не случайно у истоков этой науки стоят астрономы – Коперник, Кеплер, Галилей.

Глава 3. Роль Галилея в возникновении современной науке

3.1. Вклад в методологию.

Основы нового типа мировоззрения, новой науки были заложены Галилеем. Он начал создавать ее как математическое и опытное естествознание. Исходной посылкой было выдвижение Галилеем аргумента, что для формулирования четких суждений относительно природы ученым надлежит учитывать только объективные – поддающиеся точному измерению – свойства (размер, форма, количество, вес, движение), тогда как свойства, просто доступные восприятию (цвет, звук, вкус, осязание), следует оставить без внимания как субъективные и эфемерные. Лишь с помощью количесивенного анализа наука может получить правильные знания о мире. А чтобы глубже проникнуть в математические законы и постичь истинный характер природы. Галилей усовершенствовал и изобрел множество технических приборов – линзу, телескоп, микроскоп, воздушный термометр, барометр и др. Использование этих приборов придавало эмпиризму новое, неведомое грекам измерение.

Очень важно, что свою систематическую ориентацию на опыт Галилей сочетал со стремлением к его математическому осмыслению. Эксперимент для него – планомерно проводимый опыт, посредством которого исследователь как бы задает природе интересующие его вопросы. Ответы, которые он хочет получить, возможны не на путях умозрительно-силлогистических рассуждений, но должны быть итогом дедуктивно-математического осмысления результатов исследования. Галилей ставил такое осмысление столь высоко, что считал возможным полностью заменить традиционную логику, как бесполезное орудие мышления, математикой, которая только и способна научить человека искусству доказательства.

Это важнейшая сторона методологии Галилея вылилась у него в идею систематического применения двух взаимосвязанных методов – аналитического и синтетического (он называл их резолютивным и композитивным). При помощи аналитического метода исследуемое явление расчленяется на более простые составляющие его элементы. Затем вступает другое методологическое действие в виде того или иного предположения, гипотезы, с помощью которых достигается объяснение интересующих ученого фактов или явлений природы в их большей или меньшей сложности. Эта задача решается проверкой правильности принятой гипотезы, которая не должна находиться в противоречии с фактами, выявленными при анализе опыта. Такого рода проверка осуществляется при помощи синтетического метода. Иначе говоря, Галилей нашел подлинно научную точку соприкосновения опытно-индуктивного и абстрактно-дедуктивного

способов исследования природы, дающая возможность связать научное мышление, невозможное без абстрагирования и идеализации, с конкретными восприятием явлений и процессов природы.

3.2. Вклад в космологию.

С 1609 года начинается рад прекрасных открытий Галилея в области астрономии, почти непрерывно следующих одно за другим. В этом году в Италии начали распространяться слухи, что какой-то голландец представил графу Морицу Нассаускому замечательный оптический прибор, представлявший отдаленные предметы близкими. Ничего, кроме этого, решительно не было известно. Галилей обратил внимание на этот предмет и вскоре устроил первый телескоп, основанный на том же принципе, как наши теперешние театральные бинокли, то есть на сочетании между собой выпуклых и вогнутых стекол. Несмотря на то, что свойства выпуклых стекол были известны в Голландии, слава изобретения телескопа должна принадлежать исключительно Галилею, потому что только он устроил этот прибор на рациональных началах и дал ему надлежащее употребление.

Устроенная Галилеем труба была, конечно, крайне несовершенна. Сначала она увеличивала только от 4 до 7 раз, и после всех усовершенствований Галилею удалось довести увеличение лишь до 30 раз.

Галилео Галилей в изобретенный им телескоп увидел в небе то, что до сих пор оставалось скрытым для невооруженного глаза. И ему первому из земножителей суждено было увидать лунные горы и пропасти. Он узнал, что лунные горы сравнительно выше земных; он узнал также, что Луна всегда обращена к нам одной и той же своей стороною.

Зимою следующего года на долю Галилея выпало новое счастье: он открыл новые планеты и тем опроверг заблуждение, господствовавшее над умами людей несколько тысячелетий, что существует всего семь подвижных светил, или планет, считая в числе их и Солнце. Открытые новые планеты оказались спутниками Юпитера. Смена фаз Венеры не оставляла сомнений в том, что это освещенная Солнцем планета действительно обращается вокруг его. Наконец, множество невидимых глазом звезд и особенно удивительная звездная россыпь, составляющая Млечный путь, - разве это не подтверждало учение Бруно о бесчисленных солнцах и землях? С другой стороны, темные пятна Галилеем на Солнце, опровергали учение Аристотеля и других философов о неприкосновенной чистоте небес. Небесные тела оказались похожими на Землю,

и это сходство земного и небесного заставляло постепенно отказаться от ошибочного представления о Солнце как центре всего Мироздания.

Научная деятельность Галилея поражает своей громадностью и разнообразием. Хотя множество сочинений еще до нас не дошло, но и то, что нам известно, показывает, что он занимался и оставил свои следы во всех отраслях современного ему естествознания – в математике, механике и физике в широком смысле этого слова. По словам Араго, сочинения и письма Галилея на каждом шагу блещут такими гениальными мыслями, которые подтвердились лишь в новейшее время, через два или три века после Галилея. Орлиный взор его проникал далеко за круг задач своего времени и провидел будущие судьбы науки на расстоянии целых веков. Занимаясь определением погрешностей и определением их влияния на результаты наблюдений, Галилей едва не открыл теории вероятностей и, во всяком случае, положил ей начало. Его наблюдения над движением звезд с целью доказать вращение Земли едва не привели его к открытию аберрации света, сделанному Брадлеем через два с лишним века после Галилея. Ему принадлежит первая мысль об определении годичного параллакса звезд, то есть мысль об определении их расстояния; он угадал, что в пространстве между Сатурном и неподвижными звездами существуют невидимые планеты, из которых мы знаем теперь две: Уран и Нептун. Он изучал свойства лучистого тепла, которое, проходя через воздух, не нагревает его. Он не верил в мгновенное распространение света и надеялся определить скорость его опытом именно на тех началах, на которых это было осуществлено лишь в наше время французским физиком Физо.

Список литературы

1. Воронов В. К., Гречнева М. В., Сагдеев Р. З. Основы современного естествознания: Учеб. Пособие для вузов. – 2-е изд., стер. – М., Высш. шк., 1999. – 247с.

2. Горелов А. А. Концепции современного естествознания: Учеб. Пособие для студ. Высш. учеб. Заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 512с.

3. Грушевицкая Т. Г., Садохин А. П. Концепции современного естествознания: Учеб. Пособие – М.: Высш. шк., 1998. – 383с.

4. Дубнищева Т. Я. Концепции современного естествознания: Уч. пособие для студентов. 2003.

5. Коперник. Галилей. Кеплер. Лаплас и Эйлер. Кетле: Биогр. Повествования. / Сост., общ. ред. Н.Ф. Болдырева; Послесл. А. Ф. Арендаря. – Челябинск: Урал, 1997. – 456с.

Физика как основа естествознания. Галилео Галилей и физика. Галилей и его влияние на развитие научной мысли. Становление механистической картины мира. Переход к экспериментальному изучению природы. Галилей и его роль в становлении современной науки.

Рубрика Биология и естествознание
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 17.11.2009
Размер файла 30,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Становление механистической картины мира

2. Галилей и его роль в становлении современной науки

Список использованных источников

В основе естествознания лежит физика и ее законы. Ведь физика изучает простейшие и вместе с тем наиболее общие свойства материального мира.

Физика как наука берет свое начало от Галилео Галилея (15.2.1564 г. - 8.1.1642г.), выдающегося итальянского ученого (прежде всего - физика и астронома), одного из основателей точного естествознания. В 1581 г. поступил в Пиэанский университет, где изучал медицину. Но, увлекшись геометрией и механикой, в частности, сочинениями Архимеда и Евклида, оставил университет с его схоластическими лекциями и вернулся во Флоренцию, где четыре года самостоятельно изучал математику. С 1589 г. - профессор Пизанского университета, в 1592-1610 гг. - Падуанского, в дальнейшем - придворный философ герцога Медичи.

Галилео Галилей оказал значительное, влияние на развитие научной мысли. Галилею человечество обязано двумя принципами механики, сыгравшими большую роль в развитии не только механики, но и всей физики. Галилей установил закон инерции (1609), законы свободного падения, движения тел по наклонной плоскости (1604-1609) и тела, брошенного под углом к горизонту; открыл закон сложения движений и закон постоянства периода колебаний маятника (явление изохронизма колебаний, 1583). От Галилея ведет свое начало динамика. Галилей считается изобретателем первого телескопа (1609). Его астрономические открытия сыграли огромную роль в развитии научного мировоззрения. В 1632 г. вышел известный "Диалог о двух главнейших системах мира", в котором Галилей отстаивал гелиоцентрическую систему Коперника. Выход книги разъярил церковников, инквизиция обвинила Галилея в ереси и, устроив процесс, заставила публично отказаться от коперниковского учения, а на книгу наложила запрет.

1. Становление механистической картины мира

В течение довольно долгого времени, особенно под влиянием позитивистского понимания истории науки, господствовало представление о Галилее как об ученом, который полностью пересмотрел все традиционные представления о науке, ее методах и задачах, какие были до него, и на расчищенном таким образом, как бы пустом месте стал строить совершенно новое здание науки - науки современной. Хотя Галилей действительно сделал больше других в деле разрушения старого и создания нового понятия науки, тем не менее это не означает, что он не опирался на определенную традицию, на те достижения, которые составили предпосылки его собственной работы Галилео Галилей. Формирование классической механики - Режим доступа:

Становление механистической картины мира связывают с именем Галилео Галилея. Именно он установил законы движения свободно падающих тел и сформулировал механический принцип относительности. Но главная заслуга Галилея в том, что он впервые применил для исследования природы экспериментальный метод вместе с измерениями исследуемых величин и математической обработкой результатов измерений. Если эксперименты спорадически ставились и раньше, то математический стал применять именно Галилей. Подход Галилея к изучению природы принципиально отличался от ранее существовавшего натурфилософского способа, при котором для объяснения явлений природы придумывались априорные, не связанные с опытом и наблюдениями, чисто умозрительные схемы. Натурфилософия, что следует из се названия, представляет собой попытку использовать общие философские принципы для объяснения природы. Такие попытки предпринимались еще с античной эпохи, когда недостаток конкретных данных философы стремились компенсировать общими философскими рассуждениями. Иногда при этом высказывались гениальные догадки, которые на многие столетия опережали результаты конкретных исследований.

Переход к экспериментальному изучению природы и математическая обработка результатов экспериментов позволили Галилею открыть законы движения свободно падающих тел.

Принципиальное отличие нового метода исследования природы от натурфилософского состояло, следовательно, в том, что в нем гипотезы систематически проверялись опытом. Эксперимент можно рассматривать как вопрос, обращенный к природе. Чтобы получить на него определенный ответ, необходимо так сформулировать вопрос, чтобы получить на него вполне однозначный и определенный ответ. Для этого следует гак построить эксперимент, чтобы по возможности максимально изолироваться от воздействия посторонних факторов, которые мешают наблюдению изучаемого явления в "чистом виде". В свою очередь гипотеза, представляющая собой вопрос к природе, должна допускать эмпирическую проверку выводимых из нее некоторых следствий. В этих целях, начиная с Галилея, стали широко использовать математику для количественной оценки результатов экспериментов.

Таким образом, новое экспериментальное естествознание в отличие от натурфилософских догадок и умозрений прошлого стало развиваться в тесном взаимодействии теории и опыта, когда каждая гипотеза или теоретическое предположение систематически проверяются опытом и измерениями. Именно благодаря этому Галилею удалось опровергнуть прежнее предположение, высказанное еще Аристотелем, что путь падающего тела пропорционален его скорости. Предприняв эксперименты с падением тяжелых тел (пушечных ядер), Галилеи убедился, что этот путь пропорционален их ускорению, равному 9,81 м/с2.

2. Галилей и его роль в становлении современной науки

Основы нового типа мировоззрения, новой науки были заложены Галилеем. Он начал создавать ее как математическое и опытное естествознание. Исходной посылкой было выдвижение Галилеем аргумента, что для формирования четких суждений относительно природы ученым надлежит учитывать только объективные - поддающиеся точному измерению - свойства (размер, форма, количество, вес, движение), тогда как свойства, просто доступные восприятию (цвет, звук, вкус, осязание), следует оставить без внимания как субъективные и эфемерные.

Лишь с помощью количественного анализа наука может получить правильные знания о мире. А чтобы глубже проникнуть в математические законы и постичь истинный характер природы, Галилей усовершенствовал и изобрел множество технических приборов - линзу, телескоп, микроскоп, магнит, воздушный термометр, барометр и др. Использование этих приборов придавало эмпиризму новое, неведомое грекам измерение. Прежние дедуктивные схоластические размышления о вселенной должны были уступить место ничем не скованному экспериментальному ее исследованию с целью постижения действующих в ней безличных математических законов.

Очень важно, что свою систематическую ориентацию на опыт Галилей сочетал со стремлением к его математическому осмыслению. Эксперимент для него - планомерно проводимый опыт, посредством которого исследователь как бы задает природе интересующие его вопросы. Ответы, которые он хочет получить, возможны не на путях умозрительно-силлогистических рассуждении, но должны быть итогом дедуктивно-математического осмысления результатов исследования. Галилей ставил такое осмысление столь высоко, что считал возможным полностью заменить традиционную логику, как бесполезное орудие мышления, математикой, которая только и способна научить человека искусству доказательства. Эта важнейшая сторона методологии Галилея вылилась у него в идею систематического применения двух взаимосвязанных методов - аналитического и синтетического (он называл их резолютивным и композитивным).

При помощи аналитического метода исследуемое явление расчленяется на более простые составляющие его элементы. Затем вступает другое методологическое действие в виде того или иного предположения, гипотезы, с помощью которых достигается объяснение интересующих ученого фактов или явлений природы в их большей или меньшей сложности. Эта задача решается проверкой правильности принятой гипотезы, которая не должна находиться в противоречии с фактами, выявленными при анализе опыта. Такого рода проверка осуществляется при помощи синтетического метода. Иначе говоря, Галилей нашел подлинно научную точку соприкосновения опытно-индуктивного и абстрактно-дедуктивного способов исследования природы, дающую возможность связать научное мышление, невозможное без абстрагирования и идеализации, с конкретным восприятием явлений и процессов природы. Ориентация на математику приводила Галилея к более радикальному развитию аналитической традиции. Он вновь возвращается, хотя и на более высоком уровне, к идеям Пифагора и Платона о числовых архетипах бытия. Действительным языком книги природы он считает язык геометрических фигур.

Особое значение имеют открытия Галилея в области механики, так как с помощью совершенно новых категорий и новой методологии он взялся разрушить догматические построения господствовавшей аристотелевской схоластической физики, основывавшейся на поверхностных наблюдениях и умозрительных выкладках, переполненной телеологическими представлениями о движении вещей в соответствии с их "природой" и целью, о естественных и насильственных движениях, о природной тяжести и легкости тел, о совершенстве кругового движения по сравнению с прямолинейным и т.д. Именно на основе критики аристотелевской физики Галилей создал свою программу строительства естествознания. Стержень физических представлений Аристотеля составляет учение о движении, которое невозможно понять без обращения к проблеме пространства. Пространство, по Аристотелю, - это место, граница объемлющего с объемлемым. Тело, снаружи которого имеется объемлющее его тело, находится в определенном месте.

Так, в соответствии с учением об элементах, земля находится в воде, вода - в воздухе, воздух - в эфире, эфир - ни в чем. Так как пространство обусловлено качественной границей между объектом и окружающей его средой, оно неоднородно. Движение также определяется качественной природой его носителя. Так, огонь естественно, по природе движется вверх, а вниз - против природы - насильственно. В силу этого правила, тяжелые тела всегда движутся к центру, а легкие - на периферию.

Галилей опроверг перипатетическое (аристотелевское) учение о естественных и насильственных движениях. Он показал, что если средой движения является не воздух, а вода, то некоторые тяжелые тела (скажем, бревно) становятся легкими, так как движутся вверх. Следовательно, движения тел вверх и вниз зависят от их удельного веса по отношению к среде, а не от их предназначения.Аристотель считал, что тяжелое тело должно падать с большей скоростью, чем легкое, по причине своего стихийного влечения к центру земли как к своему естественному местонахождению: чем тяжелее тело, тем сильнее это влечение.

Используя математический подход в своих физических опытах, Галилей вначале опроверг эту аксиому, а затем сформулировал закон постоянного ускорения для движения падающих тел - движения, совершенно не зависящего от веса или состава данных тел. Также он проанализировал метательное движение и пришел к идее инерции, пока еще не сформулированной точно, но сыгравшей в дальнейшем развитии естествознания огромную роль.

В отличие от Аристотеля, полагавшего, будто все тела стремятся достичь места, отведенного им природой, и будто всякое иное движение прекращается, если отсутствует некий постоянно возобновляемый внешний импульс, Галилей считал, что движущееся тело стремится пребывать в постоянном движении, если только какая-нибудь внешняя причина не остановит его или не отклонит от направления его движения.

Так было опровергнуто одно из главных возражений последователей Аристотеля против теории планетарной Земли: они утверждали, что предметы, находящиеся на поверхности Земли, в случае ее движения неизбежно оказались бы сброшены с нее и что любой метательный снаряд, запускаемый вверх под прямым углом, обязательно приземлялся бы на некотором расстоянии от исходной точки броска. Поскольку не наблюдалось ни того ни другого, они заключали, что Земля должна быть неподвижной.

Но, вооружившись понятием инерции, Галилей доказывал, что пребывающая в движении Земля автоматически передает свое собственное движение всем находящимся на ней предметам или же метательным снарядам и, следовательно, общее инерционное движение остается незаметным наблюдателю, также находящемуся на Земле.

Философское и методологическое значение законов механики, открытых Галилеем, было огромным, ибо впервые в истории человеческой мысли было сформулировано само понятие физического закона в современном значении.

Законы механики Галилея вместе с его астрономическими открытиями подводили ту физическую базу под теорию Коперника, которой сам ее творец еще не располагал. Из гипотезы гелиоцентрическая доктрина теперь начинала превращаться в теорию. На протяжении своей жизни, отданной науке, Галилей преуспел во многом: действенно поддержал коперниковскую теорию, постулировал полную подчиненность природы законам математики, ввел идею о силе как действующем механическом факторе, изложил основы современной механики и экспериментальной физики, обосновал рабочие принципы современного научного метода. Поэтому не случайно именно эта фигура отмечает рождение подлинно научного естествознания. Галилей начал научную революцию, приведшую к созданию современной науки.

Величие творчества Галилея заключаются не только в сделанных им непреходящих открытиях, заложивших основу классической механики (кинематика равноускоренного движения, принцип относительности, изучение свободного падения тел и доказательство того, что движение в поле тяжести не зависит от массы тела и др.).

Галилей сумел практически реализовать экспериментальный метод исследования явлений природы. Этот метод, теоретически сформулированный английским философом Френсисом Бэконом, был применен Галилеем в конкретных ситуациях, причем именно Галилей впервые придал методу современные черты (создание модели явления, отбрасывание несущественных факторов, неоднократное повторение опыта и т.п.). С другой стороны, Галилей возродил подход Архимеда к описанию явлений на языке математики.

Список использованных источников:

Подобные документы

Особенности формирования научной картины мира в эпоху становления классического естествознания. Развитие физики как науки. Исследование роли внутренних и внешних факторов в формировании физической картины мира. Новая гелиоцентрическая парадигма Коперника.

реферат [36,3 K], добавлен 27.12.2016

Противоречит ли наука вере в Бога. Отвергает ли современная наука того Бога, в которого верили такие ученые как Ньютон, Галилей, Коперник. Сотворение мира: случайность или замысел Творца. Результаты научных открытий. Вера, основанная на доказательстве.

реферат [66,9 K], добавлен 21.05.2015

История науки свидетельствует, что естествознание, возникшее в ходе научной революции XVI–XVII вв., было связано с развитием физики. Механистическая, электромагнитная картины мира. Становление современной физической картины мира. Материальный мир.

реферат [15,1 K], добавлен 06.07.2008

Характеристика современной естественно-научной картины мира. Междисциплинарные концепции как важнейшие элементы структуры научной картины мира. Принципы построения и организации современного научного знания. Открытия XX века в области естествознания.

контрольная работа [21,9 K], добавлен 18.08.2009

Античное естествознание как синтез натурфилософских идей и научных прозрений о "природы вещей". Эра механицизма в естествознании как становление системного знания действительной науки. Современная космологическая естественно-научная картина мира.

реферат [54,3 K], добавлен 05.06.2008

Понятие "научная картина мира". Физика как ведущая дисциплина в классической научной картине мира. Историческая смена физических картин мира. Современная картина мира. Главный предмет синергетики. Исторические формы проблемы происхождения жизни.

контрольная работа [24,6 K], добавлен 04.02.2010

Научные картины мира и научные революции в истории естествознания. Изучение физической картины мира в ее развитии. Явления электричества и магнетизма. Квантово-релятивистская физическая картина мира, законы электродинамики. Общая теория относительности.

Галилей Г. Диалог о двух системах мира // Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. М., 1964.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII–XVIII вв.). М., 1987.

Гуссерль Э.Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. СПб., 2004.

Рассел Б. История западной философии. Т.2. Кн.3. Ч.1. Гл.IV. Новосибирск, 1994.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3. Новое время. СПб., 1996. Ч. 2. Гл. 2. § 6. Драма Галилея и основание современной науки.

Штекли А.Э. Галилей. М., 1972.

Доклад 4. РОЛЬ Б.ПАСКАЛЯ В СТАНОВЛЕНИИ НАУКИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

С п и с о к л и т е р а т у р ы:

Великиепреобразователи естествознания: Блез Паскаль. XIX Международные чтения: Тезисы докл., 26-27 нояб. 2003 г. Минск, 2003.

Паскаль Б.Мысли. М., 1996.

Соколов В.В.Европейская философия XV-XVII веков. М., 1984. Раздел 2. Гл. 6.

Стрельцова Г.Я.Блез Паскаль. М., 1979.

Стрельцова Г.Я.Паскаль и европейская культура. М., 1994.

Тарасов Б.Н.Паскаль М. М., 1979.

Доклад 5. МИРОВОЗЗРЕНИЕ И.НЬЮТОНА

С п и с о к л и т е р а т у р ы:

Акройд П.Исаак Ньютон. Биография / Пер. с англ. М., 2011.

Баюк Д. Исаак Ньютон. // Энциклопедия для детей. Физика. Ч. I. М., 2002.

Дмитриев И.С. Религиозные искания Исаака Ньютона // Вопросы философии. 1991. № 6.

Дорфман Я.Г. Всемирная история физики с древнейших времен до конца XVIII века. М., 1974. Гл.7.

Карцев В.П.Ньютон. М., 1987.

Косарева Л.М. В поисках философского камня: о мировоззрении Ньютона // Генезис научной картины мира. М., 1985.

Кузнецов Б.Г. Пути физической мысли. М., 1968.

Ньютон И. Математические начала натуральной философии. М., 1989.

Ньютон И. Оптика. 2-е изд. М., 1954.

Семенычёв В. Ньютон // Философская энциклопедия. М., 1967. Т.4.

Спасский Б.И. История физики. Ч.1. 2-е изд. М., 1977. Раздел 2. Гл. IV.

ЧТЕНИЕ ПЕРВОИСТОЧНИКОВ:

Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени. Раздел II. Гл. 3. Возникновение и социализация механической картины мира XVII в. М.: Наука, 1989. С. 81-109.

Кризис классических рациональности и естествознания. Рождение неклассической науки на рубеже XIX–XX веков

1. Социально-исторические и философско-мировоззренческие предпосылки кризиса классической рациональности. Романтизм как реакция на Просвещение. Гёте-естествоиспытатель против ньютонианства. Романтическая натурфилософия и ее роль в выборе познавательной стратегии (И.Риттер, Л.Окен, К.-Г. Карус, Г.-Т. Фехнер, В.Оствальд, Я.Ф.Фриз, М.Я.Шлейден, Э.Ж. Сент-Илер, Р.Майер, Г.Гельмгольц, Л.Больцман, К.Гаусс, Г.Х.Эрстед, Ю.Либих, А. фон Гумбольдт). Новые тенденции в культуре и философии (модернизм, неклассическая философия) как предвестие кризиса в науке. Усиление роли абстрагирования в искусстве и науке.

2. Развитие идей электромагнетизма. Формирование понятия поля. Статистическая физика: выявление пределов классической науки. ОТО и преобразование онтологических оснований классической науки. Релятивистская модель мира.

3. Квантовая механика и преобразование гносеологических оснований классического естествознания. Принципы неопределенности и дополнительности. Идея связи признаков познаваемого объекта со средствами и операциями его познания. Дискуссия А. Эйнштейна и Н. Бора о детерминизме.

4. Основные характеристики неклассической картины мира: единство континуальности и дискретности, необходимости и вероятности, обратимости и необратимости, причинности и дополнительности, наблюдаемости и ненаблюдаемости, математического формализма и его физического смысла. Потребность в универсальности физической картины мира: А.Эйнштейн и теории объединения взаимодействий.

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Дубнищева Т.Я. Ретрофизика в зеркале философской рефлексии. М., 1997. Гл. VI.

Кузнецов Б.Г. Современная наука и философия. М., 1981.

Лауэ М. История физики. М., 1956.

Минасян Л. А.Единая теория поля. М., 2005.

Мухин К.Н. Занимательная ядерная физика. М., 1969.

Спонтанностьи детерминизм / Под ред. В. В. Козютинского и др. М., 2006.

Чудинов Э.М. Теория относительности и философия. М., 1974.

ФизикаXX века: развитие и перспективы. М, 1984.

Философиянауки / Под ред. С.А. Лебедева. М., 2004. Раздел VII. Гл. 1-2.

Список дополнительной литературы

Бор Н. Причинность и дополнительность // Избр. научные труды: В 2-х т. Т.2. М., 1971.

Бриллюэн Л. Новый взгляд на теорию относительности. М., 1972.

Бройль Л. Революция в физике (Новая физика и кванты). М., 1963.

Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987.

Дирак П. А.Воспоминания о необычайной эпохе. Сб. ст. М., 1990.

Еремеева А.И. Астрономическая картина мира и ее творцы. М., 1984.

Кузнецов Б.Г. Эйнштейн. Жизнь. Смерть. Бессмертие. 5-е изд. М., 1979.

Купцов В.И. Детерминизм и вероятность. М., 1976.

Ланцош К. Альберт Эйнштейн и строение космоса. М., 1967.

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии. М., 1989.

Лойфман И.Я. Принципы физики и философские категории.– Свердловск, 1973.

Максвелл Дж.К. Статьи и речи. – М., 1968.

Паркер Б. Мечта Эйнштейна: В поисках единой теории строения Вселенной. М.. 1991.

Планк М. Единство физической картины мира. М., 1966.

Старосельская–Никитина О. А. Эрнест Резерфорд. М., 1967.

Итальянский ученый Галилео Галилей (1564-1642) справедливо считается подлинным основоположником метода исследования природы. Его научная деятельность сочеталась с глубоким осознанием философских основ нового естествознания: идеи, высказанные Галилеем в этой связи, делают его первым представителем механистического материализма. Астроном, механик и философ, Галилей дал в своих сочинениях развернутое и стройное изложение экспериментально-математического метода и четко сформулировал сущность соответствующего понимания мира [4, c. 155].

Для торжества теории Коперника и идей, высказанных Джордано Бруно, огромное значение имели открытия, сделанные на небе Галилеем с помощью телескопа, который он построил одним из первых. При помощи подзорной трубы, ученый обнаружил кратеры и хребты на Луне (в его представлении "горы" и "моря"), разглядел бесчисленные скопления звезд, образующих Млечный путь, увидел спутники Юпитера. Обо всем этом Галилей поведал миру в своем сочинении "Звездный вестник" (1610), принесший ученому славу "Колумба неба". Тогда же он отчетливо разглядел пятна на Солнце, обнаружил фазы Венеры [5, c.140].

Астрономические открытия Галилея – в первую очередь спутники Юпитера и фазы Венеры – стали наглядным доказательством истинности гелиоцентрической теории Коперника; наблюдения же Луны, казавшейся планетой, вполне аналогичной Земле, и пятен на Солнце, сыграли ту же самую роль по отношению к идее Джордано Бруно о физической однородности Земли и неба. Смещение солнечных пятен показало, что Солнце вращается вокруг своей оси. Открытие же звездного состава Млечного пути (многие схоласты считали его "спайкой" двух небесных полушарий) было косвенным доказательством бесчисленности миров во Вселенной [6, c. 94].

Все эти открытия Галилея положили начало его ожесточенной полемике со схоластами и церковниками. До сих пор католическая церковь была вынуждена терпеть воззрения тех ученых, которые признавали теорию Коперника в качестве одной из гипотез, а ее идеологи считали, что доказать эту гипотезу в качестве теории невозможно. Теперь же, когда эти доказательства появились, римская курия принимает решение, запрещающее всякую пропаганду взглядов Коперника, даже в качестве гипотезы, а сама книга Коперника "Об обращении небесных сфер" вносится в "Список запретных книг".

Деятельность Галилея была поставлена тем самым под удар, но ученый продолжал работать над совершенствованием доказательств истинности теории Коперника. В этом отношении огромную роль, еще более важную, чем наблюдения неба в телескоп, имели работы Галилея в области механики [6, c. 92].

Галилей путем ряда экспериментов создал важную отрасль механики – динамику, т.е. учение о движении тел. Занимаясь различными вопросами механики (равномерное движение тел, свободное движение тел, движение тел по наклонной плоскости, движение тела, брошенного под углом к горизонту и т.д.), Галилей открыл ряд фундаментальных законов механики: одинаковость скорости падения тел различного веса в безвоздушной среде, неуничтожимость прямолинейного равномерного движения, сообщенного какому-либо телу, до тех пор, пока какое-либо внешнее воздействие не прекратит его (то, что впоследствии получило название закона инерции), и др.

Философское значение законов механики, сформулированных Галилеем, состояло в том, что эти законы, допускавшие математическую формулировку, относились ко всей природе и ставили понятие природы на строго научную почву.

Эти же законы были применены Галилеем для доказательства физической реальности теории Коперника, которая была непонятна большинству людей, незнакомых с законами механики.

Сила аргументов, опиравшихся на открытые Галилеем принципы механики и высказанных в вышедшем в 1632 г. "Диалоге о двух главнейших системах мира – птолемеевой и коперниковой", была такова, что она не оставляла никаких сомнений относительно подавляющей убедительности теории Коперника. "Вина" Галилея перед лицом католической церкви состояла в том, что "Диалог" был написан и опубликован на народном итальянском языке и, таким образом, значительно возрастала аудитория, способная воспринять и оценить и без того уже опасную для церкви теорию Коперника [6, c. 101].

Галилео Галилей был осужден римской инквизицией сначала секретно в 1616 году, а потом публично привлечен к суду в 1633 году; во время этого процесса он формально отрекся от своих "заблуждений" и обещал больше никогда снова не утверждать, что Земля вращается вокруг своей оси или вокруг Солнца. Его книга была запрещена, однако приостановить дальнейшее торжество идей Коперника, Бруно и Галилея церковь была уже бессильна [5, c.152].

Таким образом, влияние Галилея на современников – ученых и философов – было громадным. В надписи, высеченной на его могильном памятнике, было сказано, что хотя под конец жизни мыслитель и ослеп, это было для него уже безразлично, потому что в природе будто бы уже не оставалось ничего, чего он в ней еще не увидел.

Слово науки весомо, и оттого рисуемая нею картина мира часто принимается за точное отражение реальной действительности, за изображение вселенной такой, какая она есть на самом деле, независимо от людей. Но наука ведь и претендует на эту роль – бесстрастного и точного зеркала, отражающего мир в строгих понятиях и стройных математических вычислениях. Именно поэтому целью данной работы было показать, благодаря наблюдениям и представлениям каких учёных и философов стало возможным появление первых "штрихов" в создании новой – научной – картины мира.

Рассмотрев предмет данной работы, можно сделать некоторые обобщения. Догма о неподвижности и исключительности Земли была разрушена положением Николая Коперника о том, что большинство видимых небесных движений есть лишь следствие движения Земли как вокруг своей оси, так и вокруг Солнца. Поменяв местами Землю и Солнце, Коперник стал рассматривать Солнце как абсолютный центр Вселенной. Однако ученый сохранил иллюзию о равномерно-круговых движениях планет. А для объяснения смены времен года он ввёл третье движение Земли – "движение по склонению". Непоследовательность Коперника преодолел Джордано Бруно. Он показал, что Вселенная бесконечна и не имеет центра, а Солнце – рядовая звезда в бесконечном множестве звёзд и миров. Закон инерции Галилео Галилея позволил отбросить "движение по склонению" и окончательно доказать несостоятельность аргументации противников гелиоцентризма.

Таким образом, в работах Дж. Бруно, Г. Галилея, других учёных и философов система Н. Коперника была освобождена от остатков аристотелизма. Дальнейший шаг вперёд сделал Исаак Ньютон (1643 – 1727). Его книга "Математические начала натуральной философии" (1687) дала физическое обоснование учению Коперника. Этим окончательно был ликвидирован разрыв между земной и небесной механикой и создана первая в истории человеческого познания научная картина мира. Победа гелиоцентризма означала торжество материалистической науки, стремившейся познать и объяснить мир из него самого.

Следует напоследок отметить, что за привычным доверием к выводам науки, мы часто забываем, что наука – развивающаяся и подвижная система знаний, что способы видения, присущие ей, – изменчивы. А это означает, что сегодняшняя научная картина мира во многом отличается от вчерашней. Повседневное сознание всё ещё живёт научной картиной мира прошлых лет и веков, а сама наука уже ушла далеко вперёд и рисует порой вещи столь парадоксальные, что сама её объективность и беспристрастность начинает казаться мифом.

1. Родчанин Е.Г. Философия: Исторический и систематический курс. – М., 2004.

2. Коплстон Ч.Ф. История средневековой философии. – М., 1997.

3. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980.

4. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Учеб. пособие. – М., 1991.

5. Лишевский В.П. Охотники за истиной: Рассказы о творцах науки / Отв.ред. С.С.Григорян; АН СССР. – М.: Наука, 1990.

Читайте также: