Доклад о социальных инвестициях в россии 2020

Обновлено: 08.07.2024

В нем представлен анализ текущего состояния и основных тенденций развития корпоративной социальной ответственности и социальных инвестиций российских компаний за период с 2014 по 2019 г. Особое внимание уделено трансформации бизнеса в интересах устойчивого развития с соответствующей модификацией модели корпоративной устойчивости. На основе методики, используемой в предыдущих релизах доклада, рассчитан индекс социальных инвестиций российского бизнеса.

Доклад адресован широкому кругу российских и зарубежных читателей — лидеров делового сообщества, представителей органов государственной власти и некоммерческих организаций.

Выводы доклада

  1. Развитие КСО в российском бизнесе в целом соответствует общемировой тенденции трансформации бизнеса в интересах устойчивого развития с соответствующей модификацией модели корпоративной устойчивости. Однако переход к актуальной модели требует не только совершенствования управления корпоративной социальной деятельностью отдельных компаний, но и качественных сдвигов в системе внутри- и межсекторных взаимодействий.
  2. Современное состояние КСО ведущих российских компаний по-прежнему характеризуется наличием устойчивой группы компаний-лидеров, в целом соответствующих лучшим мировым образцам корпоративной социальной деятельности, при относительно медленном процессе интеграции принципов КСО и устойчивого развития в корпоративную стратегию.
  3. Компании-лидеры активно интегрируют Цели устойчивого развития ООН в систему стратегического управления, однако новое целеполагание недостаточно используется для перестройки основных бизнес-процессов, преимущественно фиксируя в новых терминах уже сложившуюся систему взаимодействия компаний с обществом.
  4. Переход к актуальной модели корпоративной устойчивости во многом сдерживается ориентацией компаний на создание ценности для бизнеса и общества, как правило не подразумевающей активной кооперации в интересах устойчивого развития, а совместные инициативы ответственного бизнеса преимущественно ограничиваются благотворительными проектами, в т.ч. — проектами корпоративного волонтерства.
  5. Количественный и качественный индексы социальных инвестиций российского бизнеса в период с 2004 по 2019 г. в целом не демонстрировали положительной динамики. В структуре социальных инвестиций начинают прослеживаться акценты на поддержку местного сообщества и природоохранную деятельность.

Пандемия коронавируса готовит мировой экономике самый масштабный спад со времен Великой депрессии 1930-х гг., предрекают экономисты. Готовящийся к рецессии бизнес мог бы свернуть социальные программы, чтобы сохранить производство, но на деле происходит обратное: крупные российские и международные компании увеличили расходы на благотворительные проекты, развитие городов и местных сообществ, поддержку малого предпринимательства. Почему в кризис инвестиции в устойчивое развитие, человеческий капитал и городскую среду приобретают особый смысл?

Вирус против экономики

Но уязвимее остальных перед лицом разворачивающегося кризиса окажутся вовсе не экономики и крупные финансовые системы, а люди – мелкие предприниматели, самозанятые и работники предприятий, говорится в апрельском докладе Международной организации труда (МОТ). Рынок труда ждет жесточайший кризис со времен Второй мировой войны, пишет МОТ: за первый месяц пандемии условия труда изменились у 81% из 3,3 млрд работающего населения планеты, а рабочее время сократилось в среднем на 10,5%, что эквивалентно потере 305 млн рабочих мест.

Что такое коронавирус?

Сценарий для хорошей компании

Если крупный бизнес сократит инвестиции в социальные проекты, то кризис затянется надолго и кардинально перекроит картину мира – это один из пессимистичных сценариев Deloitte.

Как упадет экономика

Инвестиции со смыслом

Инвестиции бизнеса в социальную сферу стали мировым трендом задолго до пандемии. Ответственный бизнес понял: долгосрочное процветание тесно связано с бережным отношением к природе, местным сообществам и отдельным людям. Такой подход и называется устойчивым развитием.

В 2015 г. ООН сформулировала 17 целей устойчивого развития до 2030 г., среди них – борьба с нищетой и неравенством, охрана природы. Усилиями одних только государств и общественных организаций этих целей не достичь, поэтому ООН призвала бизнес также ориентироваться на цели устойчивого развития в своей работе.

Помощь городам и малому бизнесу

Крупные предприятия заинтересованы в выживании малого и среднего бизнеса так же, как в работе собственных цехов, объясняет Тимофеев из Segezha Group. Ведь устойчивое развитие бизнеса базируется в том числе на благополучии его партнеров – поставщиков сырья, запчастей, оборудования и услуг, поэтому так важно сохранить производственные цепочки и деловые связи. Продолжая работать, крупные предприятия сохраняют экономику и социальную инфраструктуру в масштабах моногородов и прилегающих районов, отметил он.

Рост ВВП на 6,5%, радикальное сокращение бедности, увеличение инвестиций в человеческий капитал — такие цели ставились более десяти лет назад в Концепции развития России до 2020 года. РБК изучил, что получилось, а что нет

Фото: Дмитрий Ловецкий / AP

В 2020 году истекает формальный срок действия Концепции долгосрочного социально-экономического развития России от 2008 года. По ряду целевых показателей документа дедлайн фактически продлен — они стали национальными целями, закрепленными майским указом президента Владимира Путина в 2018 году.

Стратегия-2020

Концепция социально-экономического развития России до 2020 года, разработанная Минэкономразвития, была утверждена правительством в ноябре 2008 года.

На первом этапе — до 2012 года — предполагалось создание базовых нормативных документов и начало их реализации. Однако в 2008 году из-за глобального финансового кризиса цели концепции во многом стали нереализуемыми уже на старте.

В 2011–2012 годах эксперты ВШЭ и РАНХиГС разрабатывали новый документ, ставший известным как Стратегия-2020. Как пояснял Владимир Путин, программу по второму этапу концепции 2008 года необходимо было откорректировать в связи с изменениями, которые внес финансовый кризис.

В марте 2012 года авторы представили итоговый доклад из более чем 800 страниц, предполагавший переход России на постиндустриальную модель развития и рост ВВП минимум на 5% в год. Но Стратегия-2020 так и не была рассмотрена и утверждена правительством. А концепция долгосрочного социально-экономического развития, принятая в 2008 году, не была упразднена и формально остается действующей.

Россия в пятерке мировых лидеров по ВВП

  • Россия по доле в мировом ВВП на протяжении многих лет делила пятое-шестое место с Германией, в 2011–2014 и 2016 годах опережала ее.


Устойчивый рост ВВП на 6,5%

Концепция обещала прорыв в повышении эффективности человеческого капитала и создании комфортных социальных условий, либерализацию экономических институтов и усиление конкурентности бизнес-среды, ускоренное распространение новых технологий и развитие высокотехнологичных производств.

  • Фактические темпы роста экономики оказались далеки от спрогнозированных в 2008 году. Среднегодовой рост ВВП в 2014–2018 годах составил лишь 0,5%. В 2019–2020 годах рост, согласно прогнозу Минэкономразвития, составит 1,3–1,7%.
  • Ускорение экономики ожидается только с 2021 года, до 3,1–3,3%, но при условии реализации обширной программы улучшения делового климата, снижения административных барьеров для бизнеса, цифровизации и т.д.
  • К 2020 году по сравнению с 2012 годом реальный ВВП должен был вырасти на 64–66%, следует из концепции. Но если проанализировать фактическую динамику ВВП с 2012 года, то получится, что в 2013–2019 годах он вырос на 5,8% (с учетом последних прогнозов властей по текущему году).



Реальным доходам обещали рост на 70%

Концепция декларировала цель увеличить реальные располагаемые доходы населения по итогам 2020 года на 64–72% по сравнению с 2012 годом. Однако если в 2007–2013 годах доходы населения росли (на 22% в общей сложности), то с 2014 года началось их сокращение.



Бедных станет вдвое меньше

Еще одна цель концепции на 2020 год — снижение уровня абсолютной бедности с 13,4% в 2007 году до 6–7%, а также увеличение среднего класса до более половины населения.

  • Уровень бедности снижался с 2008 по 2012 год, когда доля населения с доходами ниже прожиточного минимума опустилась до 10,7%. Затем количество бедных опять стало расти и по итогам 2016 года составило 13,3%.
  • После снижения в 2017–2018 годах в нынешнем показатель начал вновь подниматься: по итогам второго квартала 2019 года Росстат зафиксировал рост до 12,7%: за чертой бедности живут 18,6 млн человек.

Цель, обозначенная в концепции, сохраняется, но ее продлили до 2024 года. Согласно майскому указу президента, к этому времени уровень бедности должен снизиться в два раза, то есть до 6,6%. Вице-премьер Татьяна Голикова называла эту задачу самой сложной из всех обозначенных в указе.

Что касается среднего класса, то сейчас к нему можно отнести порядка 38% россиян, подсчитали в ВШЭ. При этом полностью соответствуют всем критериям среднего класса лишь 10,3 млн человек, или 7% по всей стране. В свою очередь, экономисты Альфа-банка утверждают, что доля среднего класса в России сократилась до минимума за 15 лет и составила в 2018 году 30%.



Больше квартир и меньше насилия

Концепция гласит, что уровень смертности от насильственных причин должен снизиться к 2020 году примерно вдвое.

Средний уровень обеспеченности жильем к 2020 году должен был достигнуть 28–35 кв. м на человека (или около 100 кв. м на среднестатистическую семью). По данным Росстата, в 2018 году в среднем на одного человека приходилось 25,8 кв. м жилья.



Рост инвестиций в человеческий капитал

Концепция предусматривала перераспределение бюджетной системы в пользу расходов на развитие человеческого потенциала — с 8,6% ВВП в 2007 году до 11–11,7% ВВП в 2020 году. В частности, расходы на здравоохранение должны увеличиться с 3,6% ВПП до 5–5,5%, на образование — с 4 до 5–6% ВВП.


  • в Великобритании в 2018–2019 финансовом году расходы на здравоохранение составили 7,2% ВВП, на образование — 4,2% ВВП;
  • в США на 2020–2022 годы на обязательные расходы по здравоохранению предусмотрено 10,1% ВВП ежегодно;
  • во Франции в 2020 году на здравоохранение заложено 8% ВВП, на образование — 4,7% ВВП.

Почему стратегия осталась нереализованной

В 2008 году, когда утверждалась Концепция долгосрочного развития, реальность виделась по-другому, рассуждает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. До 2008 года экономика в среднем росла на 7% в год, и после кризиса 2008–2009 годов многие экономисты были уверены, что Россия вернется на траекторию шестипроцентного роста, напоминает она.

По мнению Орловой, долгосрочные стратегии развития пишутся не для выполнения на 100%, а для создания образа будущего, исходя из которого государство будет планировать свои действия. И на момент создания в 2008 году концепция развития до 2020 года была вполне оптимальной.

Как создаются условия для развития рынка социальных инвестиций в России

Представители института развития и частного сектора — о предпосылках, условиях и перспективах развития проектов социального воздействия в России, а также роли государства и бизнеса в их поддержке и масштабировании.

Светлана Ячевская, зампред ВЭБа


— Часть S (социальные факторы) в аббревиатуре ESG, которая прочно закрепилась в главных трендах последнего года, часто уходит в тень в дискуссиях о новой ответственности бизнеса, уступая место более популярной и понятной E (экологические факторы). Но в этой аббревиатуре, призывающей бизнес становиться устойчивее, помимо прибыли важны все составляющие. Более того, именно в части социальной ответственности у российских компаний в последние годы накоплен заметный опыт. Важная часть в социальной части — импакт-инвестиции. Сегодня в России одна из самых привлекательных форм импакт-инвестирования — это социальные проекты, которые напрямую влияют и на ESG-рейтинги компаний.

Это проекты, в которых частный инвестор направляет средства на достижение заранее установленных социальных эффектов и выплата с доходностью инвестору напрямую зависит только от их достижения. И речь не о косвенных социальных результатах, а о конкретном, измеримом и заранее определенном совместно с публичным партнером социальном эффекте. К примеру, инвестор берет на себя обязательство обеспечить повышение качества образования школьников, выраженное в индивидуальном прогрессе каждого ученика. Если результат будет достигнут, государство выплачивает грант в форме субсидии инвестору. Такой проект, как правило, выполняется с привлечением ведущих экспертов и предполагает отработку новой технологии работы в социальной сфере в пилотном режиме. Это не благотворительность, а инвестиция: достижение социального эффекта обеспечивает доходность инвестору.

Но за вопросами о финансах и рейтингах нельзя забывать об основной идеологии импакт-инвестиций — улучшении жизни людей, на благополучие которых направлены проекты. Это самый важный эффект вложения средств. Реализуя такие проекты, мы не просто решаем проблемы отдельной группы людей, но и закладываем основу для положительных изменений в обществе в целом. Технологии реализации пилотных проектов, достигнутые социальные эффекты и отдельные выводы могут стать основой для совершенствования механизмов реализации социальной политики государства.

В настоящий момент мы ведем переговоры об увеличении господдержки таких проектов. Ведь привлечение частных инвестиций в социальную сферу позволяет решать задачи государства эффективнее и, как правило, дешевле. Мы прорабатываем совместно с Минвостокразвития вопрос федерального софинансирования проектов социального воздействия. Надеюсь, что с 2022 года наряду с запуском новых проектов в субъектах РФ такие проекты его получат.


Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

— Развитие инвестиционных возможностей, выход на рынок молодых инвесторов и предпринимателей диктуют не только смену парадигмы ведения бизнеса с учетом факторов ESG. Эти люди взрослели на фоне активного обсуждения проблем социального равенства, ответственного потребления, экологии. Они ищут инструменты, которые помогут их деньгам приносить больше пользы людям и создавать прибыль, выходящую за рамки традиционных представлений о бизнесе. Деньги могут создавать безграничные возможности для решения самых сложных задач в обществе.

Импакт-инвестированию можно найти несколько официальных определений. Один из первых импакт-инвесторов — сэр Рональд Коэн — определил импакт как денежное выражение эффекта от деятельности для людей и планеты. Global Impact Investment Network называет импактными инвестиции, сделанные с намерением оказать положительное, измеримое социальное и экологическое воздействие наряду с финансовой отдачей. В таких проектах последняя обязательна. По разным оценкам, объем импакт-инвестиций в мире достиг порядка $700 млрд — около 1% мировых активов под управлением. Разброс оценок — следствие неустоявшихся методологий определения импакта и подсчета объема таких вложений в мире.

Для компании, ответственно ведущей бизнес и вместе с тем решающей сложные проблемы во множестве областей, включая образование, нехватку кадров или здравоохранение, вопрос результатов таких вложений выходит на первый план. Проекты социального воздействия, как это определяет правительство РФ (social impact bonds, SIB — в мировой практике),— это ресурс, позволяющий добиться соответствующих изменений, а государству — сэкономить на будущих расходах, если решать существующие в регионах проблемы на раннем этапе.

Большое внимание к SIB появилось после финансового кризиса, поскольку они оказались привлекательной возможностью для финансирования социальных проектов в ряде стран. Первый проект SIB, запущенный в Великобритании в 2010 году, был направлен на снижение рецидивизма. Уже через пару лет по схеме SIB начали реализовываться проекты во всем мире.

Безусловно, нельзя говорить о решении глобальных проблем и титанических социальных изменениях исключительно посредством SIB. Они могут рассматриваться как дополнительный, а не основной механизм предоставления соцуслуг. Корпорации, практикующие социальную ответственность, рассматривают SIB как возможность масштабирования их филантропических проектов. Компании могут использовать вернувшиеся от реализации импакт-проекта средства в другой такой программе. Не следует недооценивать и имиджевый фактор как стимул для участников SIB. Опрос, проведенный Институтом Брукингса, показал: инвесторы с большей готовностью включаются в проекты SIB, если такая инициатива реализуется в стране или в секторе впервые.

В странах, которые можно считать драйверами таких проектов, обсуждается риск того, что их инвесторы и исполнители завуалируют нежелательные результаты, выдавая за целевые показатели только те, которые исполнить легче всего. Ведь исполнители могут сами выбирать бенефициаров, которые с большей вероятностью получат ожидаемый результат, и оставлять вне своего фокуса наиболее сложные задачи. Но стоит отметить и однозначную пользу, которую принесли проекты, реализуемые по схеме SIB,— это мониторинг и измерение социальных результатов на каждом этапе проекта, что позволяет точнее выявлять проблемы и подбирать самый эффективный способ их решения.

Ни один такой проект не может быть успешен без полного взаимопонимания и поддержки региональных властей. Пока лишь самые продвинутые и понимающие важность социальных изменений регионы подключились к таким проектам. SIB — новый и не до конца изученный инструмент, но время диктует необходимость поиска современных инструментов.

В 2020 г. объём прямых иностранных инвестиций в Россию снизился в четыре раза по сравнению с 2019-м. На это повлияли два фактора: пандемия коронавируса и напряжённая геополитика.

Давайте рассмотрим динамику и структуру прямых иностранных инвестиций в российские активы, сравним данные с показателями стран Европы и определим перспективы зарубежных инвестиций в экономику РФ на ближайшие несколько лет.

Прямые иностранные инвестиции в Россию

Иностранные инвестиции, поступающие в экономику другой страны, делятся на прямые, портфельные и прочие.

Прямые иностранные инвестиции — финансы, которые поступают в экономику РФ напрямую от иностранных инвесторов и вкладываются в российские проекты. При этом инвестор должен владеть 10% акций компании.

Прямые иностранные инвестиции могут поступать:

    в российские банки;

Портфельные инвестиции — покупка акций, паёв, облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг, доля которых составляет меньше 10% в уставном капитале финансируемой организации.

Прочие инвестиции — торговые кредиты, кредиты правительств иностранных государств под гарантии Правительства РФ, кредиты международных финансовых организаций и другие.

Остановимся на прямых иностранных инвестициях в прочие секторы, на которые приходится 85% в общей структуре зарубежного финансирования в Россию.

По данным Банка России , в 2020 г. прямые иностранные инвестиции снизились в четыре раза, составив 8,6 млрд долл. Из них 7,2 млрд долл. — зарубежные вложения в российские инвестиционные проекты.

За последние десять лет меньше всего инвестиций в российскую экономику зарубежные инвесторы вложили в 2015 г., после мирового кризиса и введения экономических санкций в отношении России из-за событий на Украине. Общий объём составил 6,8 млрд долл.

Больше всего иностранных инвестиций Россия получила в 2013 г. — 70 млрд долл.

Динамика прямых иностранных инвестиций в Россию, млрд долл.

Рис. 1. Источник: Банк России

Если объём прямых иностранных инвестиций сократился в четыре раза в 2020 г., то по количеству проектов падение составило 26,1% — до 141 проекта. Это самое маленькое количество проектов с 2013 г. Максимальное количество проектов, которые получили финансы от зарубежных инвесторов, было в 2017 г. — 238 проектов.

Динамика общего количества проектов прямых иностранных инвестиций в России, шт.

Рис. 2. Источник: EY European Investment Monitor 2020 г.

Лидеры среди стран-инвесторов активно финансирующих российские инвестиционные проекты — Германия, Китай и США. В 2020 г. Германия профинансировала 26 российских проектов (против 36 в 2019 г.), в основном из агропродовольственного сектора. Рост российского экспорта сельскохозяйственной продукции за рубеж, который превысил импорт в 2020 г., делает агропромышленный комплекс России одним из самых инвестиционно-привлекательных в Европе.

В 2020 г. Китай профинансировал 15 российский проектов, против 22 в 2019 г. Поднебесная активно финансирует российские проекты высокотехнологичного сектора: электронику, программное обеспечение и IT-услуги.

Инвесторы из США и Китая в 2020 г. вложили финансы в 15 российских проектов, против 20 в 2019 г. Также инвесторы из США и Германии вкладывают в российский АПК. Несмотря на снижение количества проектов, объём прямых иностранных инвестиций из США в 2020 г. вырос в 3,3 раза за предыдущие несколько лет. На прямых инвестициях не сказались санкции и сложные геополитические отношения.

Структура стран-инвесторов по количеству проектов в Россию, %

Рис. 3. Источник: EY European Investment Monitor 2020 г.

Охотнее всего иностранные инвесторы вкладывают свои активы в российский сектор производства — 107 проектов в 2020 г. Российское производство финансируют инвесторы Германии, США, Китая и Италии.

Из-за спада деловой активности в 2020 г., инвестиции в маркетинговые проекты сократились на 80%. Многие компании стали меньше ресурсов тратить на рекламу и продвижение.

Ещё один крупный сегмент, который является привлекательным для зарубежных инвесторов — бизнес-услуги. В 2020 г. иностранные инвесторы профинансировали восемь российских проектов данного сектора: они связаны с иностранными инжиниринговыми и консалтинговыми компаниями. Половина этих проектов сосредоточена в крупных российских финансовых центрах — Москве и Санкт-Петербурге.

Отраслевая структура прямых иностранных инвестиции в Россию, %

Рис. 4. Источник: EY European Investment Monitor 2020 г. и Банк России

Россия и страны Европы

Согласно ежегодному исследованию крупнейшей аудиторско-консалтинговой компании Ernst & Young, в 2020 г. Россия заняла одиннадцатое место в Европе по количеству проектов с прямыми иностранными инвестициями. В 2020 г. иностранные инвесторы профинансировали 141 российский проект, что ниже показателей 2019 г. Однако это не означает, что менее привлекательной для инвестиций стала только Россия. Из-за пандемии коронавируса и мирового кризиса по всей Европе количество инвестиционных проектов уменьшилось в 2020 г. на 21%. Во всём мире этот показатель ещё ниже — глобальное падение инвестиций составило 42%.

Топ-15 стран Европы по количеству проектов прямых иностранных инвестиций, шт.

Рис. 5. Источник: EY European Investment Monitor 2020 г.

Перспективы иностранных инвестиций в российскую экономику

В I квартале 2021 г. прямые иностранные инвестиции в Россию составили 4,7 млрд долл. против 4,1 млрд долл. за аналогичный период в 2020 г. По мере восстановления деловой активности и на фоне рекордно низкой базы прошлого года можно прогнозировать рост зарубежных инвестиций в российскую экономику в 2021 г.

У России один из самых низких в мире размер государственного долга благодаря нефтегазовым доходам, которые составляют основу федерального бюджета, и значительному объёму ликвидных активов — в виде средств Фонда национального благосостояния.

Уровень долговой нагрузки напрямую влияет на уровень риска финансирования инвестиционных проектов в ту или иную страну. По отношению госдолга к ВВП определяется место государства в рейтинге наиболее привлекательных стран для инвестирования.

Ужесточение монетарной политики Банка России путём повышения ключевой ставки в ближайшие пару лет может создать ещё более привлекательные условия для притока иностранных инвесторов: в остальных странах наблюдается низкий уровень процентных ставок.

В 2021 г. российская экономика чувствует себя лучше и увереннее, чем экономики других стран мира, постепенно восстанавливаясь после кризисного 2020 г. Поэтому можно ожидать притока зарубежных инвестиционных ресурсов.

Напоминаем, что для вашего удобства мы еженедельно собираем эту и другие статьи в один большой дайджест – вы сразу выбираете нужное и отсекаете лишнее. Чтобы получать такую рассылку еженедельно, просто подпишитесь на неё внизу страницы.

Читайте также: