Живопись во время вов доклад

Обновлено: 02.07.2024

Тема защиты Отечества – вечная в изобразительном искусстве и одна из наиболее почитаемых в российской художественной культуре. Освободительная борьба против фашизма вызвала в народе всплеск духовных и физических сил, превратилась в смысл и содержание жизни: во что бы то ни стало выстоять и победить! С этим чувством прошли через войну и деятели искусства – художники, музыканты, скульпторы, писатели. Свое служение Родине они видели в создании произведений, мобилизующих духовные силы общества. Как оказалось, художественные произведения стали могучим оружием и эффективным агитационным средством в великой битве протии фашизма.

На фронтах Великой Отечественной сражалось множество художников – профессионалов и начинающих авторов. Среди них было не мало добровольцев отправившихся на фронт в первые дни войны, причем, далеко не каждый из них выполнял свою боевую задачу с карандашом и бумагой в руках. Воевали в артиллерии, в танковых войсках, в партизанских и развед. подразделениях, но чаще всего – рядовыми пехоты. Вместе со всеми мерзли в окопах, ходили в атаку, в полной мере разделяли боль отступления и радость побед. За годы войны окрепло и выросло дарование многих художников. Они поэтому и смогли создать волнующие произведения, потому что сами находились в центре событий. Репортажный рисунок – фронтовые портреты, виды разрушенных городов. Эти работы представляют несомненную историческую ценность как подлинные документы той эпохи. В них органически сочетаются ощущения автора и объективная правда войны. Шестеро художников за боевые подвиги удостоены звания Героев Советского Союза. И все эти годы они не оставляли своей любимой профессии – рисовали, писали, лепили. Их творческим трудом была создана впечатляющая изобразительная летопись войны. В натурных рисунках и этюдах, сделанных в окопах, во время боев, в медсанбатах и госпиталях, в партизанских отрядах, в подразделениях пехоты, штурмовой авиации, разведки, в расположениях танковых войск и осажденных городах ими создана галерея сильных народных характеров. Сохранившиеся картины того периода, фронтовые рисунки и этюды – уникальные исторические свидетельства военного лихолетья.

И сегодня, с уверенностью можно говорить, что задачу - поддерживать в народе боевой дух, веру в победу и вдохновлять людей на подвиги, представители изобразительного искусства выполнили всесторонне.


Московские зенитчики (1943г.)



Лермонтов на Кавказе (1941-1943)



Оборона Ленинграда




Г.Г. Нисский – один из самых известных советских художников-маринистов. Для лучшего погружения в сюжет будущей картины ему не раз приходилось подниматься в небо на аэроплане, участвовать в походах на катерах, боевых кораблях и даже на подводных лодках.


Фронтовая дорога


Во время Великой Отечественной войны Пименов входил в рабочую группу художников "Окон ТАСС". Картина "Фронтовая дорога" (1944) – одна из многочисленных работ, созданных за год до окончания войны. В ней художник использовал тот творческий метод, который найден был им в середине 1930-х и о чем свидетельствует его картина "Новая Москва" (1937). Художник строит композицию таким образом, что зритель как бы внезапно въезжает на дорогу и перед ним открывается широкая панорама разграбленного и разрушенного в результате фашистского нашествия города. Вместе с девушкой-водителем и ее спутником он ощущает сопричастность к происходящему. Юрий Пименов умеет с необыкновенной зоркостью угадать душу времени, уловить его могучий пульс и романтическое начало.


Фашист пролетел


Картина "Фашист пролетел" была написана А. Пластовым в 1942 г. в период Великой Отечественной войны. Работа выполнена маслом на холсте. Размер картины составляет 138 x 185 см. Картина находится в Государственной Третьяковской галерее.


Портрет генерал-майора И.В. Панфилова (1942г.)


Один из художников-классиков социалистического реализма В.Н. Яковлев в годы Великой Отечественной войны создал цикл работ, включавший в себя как портретную, так и жанровую живопись. Хотя даже портреты, выходившие из-под его кисти, поражают динамичностью и насыщенностью историческим контекстом. За виртуозное изображение героев войны В.Н. Яковлев неоднократно был удостоен высших правительственных премий, в т.ч. и Сталинской первой степени.

Признаюсь, долгое время не задумывалась, что прекрасным отражением войны могут стать не только воспоминания очевидцев, не только военная кинохроника или литературные произведения, написанные ветеранами, но и живопись, созданная в те годы. Как-то даже в голову не приходило, что несмотря на войну, голод и всеобщий ужас, художники продолжали творить и создавали свои, может быть лучшие, самые сильные работы.

Сразу скажу, рассказывать об этом я могу если не бесконечно, то очень долго. Поэтому здесь собрала именно те картины, которые были созданы в годы войны или вскоре после ее окончания. Самые глубокие. Художники сами участвовали в боевых действиях, некоторые как фронтовые художники вместе с солдатами проходили весь путь, создавали зарисовки, которые потом вылились на монументальные полотна. Эти картины — живая летопись войны, быть может даже более красочная, чем словесные описания, более наглядная, благодаря созданным мастерами образам и заложенным смыслам.

Начало войны

В самом начале войны художники еще не создавали больших батальных полотен. Еще непонятно было, насколько война масштабное событие, какой трагедией она станет для всей страны.

Картины этого времени демонстрируют, как в мирную жизнь резко врывается ужас войны, нарушая спокойный ход жизни. Как война приносит с собой боль, страх, смерть. Это разрушение привычного, родного мира становится главной трагедией.

Самые впечатляющие работы этого периоды принадлежат кисти Аркадия Пластова . Взглянув мельком на работу "Немцы пришли" , еще до того, как прочитаем название, мы увидим трудящихся в поле крестьян, озаренных полуденным солнцем. Но приглядимся внимательнее: там на горизонте горит их деревня, а у крестьян в руках вовсе не орудия труда, а орудия войны. Они схватили их, чтобы защищать родную землю, пока женщины, схватив детей, убегают прочь, спасаясь от вражеского обстрела.

Другая работа Пластова всемирно известна. Это "Фашист пролетел" . Опять: на первый взгляд мирный пейзаж. Мальчик пастух лежит на траве в окружении пасущегося стада. Но какой ужас сковывает душу, когда понимаешь истинный смысл изображенного! В правом верхнем углу улетает немецкий бомбардировщик. Пролетая, он насмерть ранил мальчика и несколько коров. У тела хозяина воет собака, оплакивая его смерть. Враг пришел смести все на своем пути. Картина рождает в нас и рождала в сердцах современников ненависть к врагу, вероломно обрушившегося на нашу родину.

Эта работа так впечатляла всех увидевших ее, что И. Сталин взял "Фашист пролетел" с собой на Тегеранскую конференцию 1943 г., где решался вопрос об открытии Второго фронта с союзниками. Есть мнение, что картина не оставила равнодушным никого из присутствовавших, что и для Черчилля, и для Рузвельта это стало последней каплей, после чего в следующем году они открывают Второй фронт.

Пустоту, одиночество, безлюдность изображает на своей картине "Окраина Москвы" Александр Дейнека . Удаляется от нас военный грузовик, а на первом плане в землю воткнуты рельсы, чтобы не дать прохода вражеским танкам. И эти рельсы, как кресты, будто перечеркивают мирную жизнь. Вся картина проникнута напряжением, ожиданием боя. И первым крупным сражением как раз и станет битва за Москву.

Московская битва

На Москву был направлен главный удар гитлеровской армии. Группа армий "Центр" продвигалась очень быстро, почти 2 миллиона немецких солдат шли на столицу. Уже в конце сентября начинаются ожесточенные бои на подступах к городу.

В столицу прибывали новые и новые силы на помощь фронту. Колонну отправляющихся в Москву танков изобразил в своей работе Григорий Нисский. Колонна настолько огромна, что не видно ее конца. На танке сидят и стоят солдаты, с решимостью смотрящие вперед, рвущиеся в бой, на защиту Родины.

К концу октября враг оттеснил войска Красной Армии к Москве. В работе Василия Яковлева "Бой под слободой Стрелецкой" изображен момент контрнаступления под Москвой — сражение близ Волоколамска. На заднем плане — Иосифо-Волоцкий монастырь, освобождённый в ходе наступательной операции в середине декабря 1941 г.

Это огромное батальное полотно, изображающее решающий момент битвы. Здесь множество героев, интересных фронтовых сценок, а сама картина построена по всем правилам батального жанра. В. Яковлев во время войны жил в Москве, но часто выезжал на фронт, делая зарисовки на месте событий.

Атаковала столицу и вражеская авиация, пытавшаяся нанести удар, но безрезультатно. На картине Василия Журавлева "Московские зенитчики" изображены одни из главных героев защиты Москвы — зенитчики, охранявшие столичное небо. Они стоят на Большом Каменном мосту, прикрывая от налёта Московский Кремль.

Москву удалось отстоять, в апреле 1942 г. битва оканчивается, провалив гитлеровский план молниеносного наступления на СССР.

Блокадный Ленинград

Гитлеровская группа армий "Север" двигалась на Ленинград, который должен был стерт с лица земли как символ большевизма и колыбель революции. Уже к сентябрю враг подошел близко к городу, и 8 сентября город был окружен, оказавшись в блокадном кольце, отрезанным от внешнего мира.



Хмелько Михаил Иванович (1919 - 1996)


1941–1945 гг., в годы битвы с фашизмом, художниками было создано
немало произведений, в которых они и выразили всю трагедию войны, и
прославили подвиг победившего народа


https://img0.liveinternet.ru/images/attach/d/0/142/521/142521616_Hmelko_Mihail_Ivanovich__1919__1996__Triumf_pobedivshey_Rodinuy_Diptih2__1960_.jpg


Основной тематикой живописи тех лет была, разумеется, военная

принимают самое активное участие в борьбе с врагом. Часть из них ушли
сражаться на фронт, другие – в партизанские отряды и народное ополчение.
Между боями они успевали выпускать газеты, плакаты, карикатуры.
отражали в своих работах фашистскую угрозу, суровые будни, ненависть к
врагу, страдания советского народа, скорбь по погибшим. В начале войны
присутствовала торопливая фиксация увиденного, не исключающая глубины
мысли


1941-1943 В сквере Зимнего дворца. Х, м. Балаченкова, Н. В., частное собрание (700x565, 77Kb)


В.В. Пакулин (1901-1951). В сквере Зимнего дворца.


В середине войны в живописи наблюдались лаконизм, простота, прямолинейность.

К концу войны картины становятся сложнее, с развитой драматургией.
особое место занимают изображения блокадного Ленинграда.


1942 Ленинград. Из серии Ленинград в дни блокады. Бумага, гуашь. 31,1 х 41,3 см. ГРМ (700x524, 102Kb)

И.А. Серебряный "Портрет Героя Советского Союза летчика-истребителя, старшего лейтенанта И.М.Шишканя". 1943




1943 Демидов переулок. Холст, масло. 58 х 84 см. ГРМ (700x473, 150Kb)


  • В.В. Пакулин (1901-1951). Демидов переулок. 1943 г. Холст, масло. 58 х 84 см.
    Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.


Окраина Москвы. Ноябрь1941 года — Аленсандр Дейнека📕


https://i.pinimg.com/originals/5b/a4/b3/5ba4b342329017e14c7725589a2c7ec6.jpg

https://ar.culture.ru/attachments/attachment/preview/5d81f5a507f0810abbceeba0-preview.jpg

На изображении может находиться: 1 человек, на улице

она
может быть и матерью, охраняющей сон своих собственных сыновей-солдат,
но это и обобщенный образ всех матерей тех воинов, что сражаются с
врагом.



Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Искусство отражает эпоху —

и в этом отношении нет зеркала

более верного и убедительного, чем искусство.

Страшной страницей вошла в историю нашей страны Великая Отечественная война. Сколько искалеченных, изломанных жизней! События 1941-1945 гг. оставили след в сердцах миллионов человек.В народной памяти Великая Отечественная война 1941- 1945 гг. незыблемо сохраняется как свидетельство не только величайшей трагедии, но и великого подвига советских людей.

Тема Великой Отечественной войны находит отражение во всех сферах искусства, в том числе и изобразительного. События ее раскрывались в полотнах, графических сериях и плакатах, в фильмах и театральных постановках. Участники сражений становились героями живописцев, скульпторов, графиков, режиссеров и сценографов.

Проблема данной научно-исследовательской работы: поскольку живопись сама по себе является мощным средством развития образного мышления и способности сверхчувственного восприятия мира, учащимся

необходимо знакомиться с живописными произведениями о Великой Отечественной войне.

Объект исследования: культурно-историческая реальность как условие создания и развития батальной живописи о войне 1941-1945 годов, предмет исследования: произведения живописи о Великой Отечественной войне.

Цель исследования заключается в том, чтобы показать отражение в живописи исторических событий Великой Отечественной войны в хронологическом порядке.

Были определены следующие задачи для достижения поставленной цели:

Собрать и систематизировать информацию о художниках, отразивших в своем творчестве основные события ВОВ;

Проанализировать произведения живописи по теме ВОВ;

Актуальность исследования обуславливается тем, что сейчас в наше время многие забывают подвиги воинов прошлого века, особенно молодое поколение. И поэтому отсутствует любовь к отчизне, гордость за мужество, уважение к армии. Война, затронувшая практически каждого в нашей стране, оставила большой след в наших душах. Нам же, как потомкам Победителей, предстоит помнить о Великой Победе, воспитывать своих детей, исходя из ее уроков. От этого зависит наше будущее.

Новизна: впервые представлена достаточно полная информация об отражении в живописи исторических событий Великой Отечественной войны в хронологическом порядке, показав путь к Победе.

Теоретическая ценность данного исследования заключается в популяризации изучения живописи о Великой Отечественной войне для формирования правильной оценки итогов войны и воспитания патриотизма.

Практическая значимость:материалы и выводы исследования могут быть использованы учителями и учащимися на уроках гуманитарного цикла, на внеклассных мероприятиях в школе, во внеурочной деятельности.

Личным вкладом в решении вопроса по изучению живописи о Великой Отечественной войне я считаю свою художественную деятельность.

Превосходство врага было настолько велико, что советским войскам не удавалось сдержать его натиск, несмотря на ожесточенное сопротивление. И все же молниеносной войны у Гитлера не получилось. Красной Армии удалось нанести врагу ощутимый урон. За первый месяц войны фашисты потеряли больше, чем за все предыдущие войны, вместе взятые.

К середине октября 1941 года немцы вплотную подошли к столице,

парада они вступят сразу в настоящий смертельный бой. Все изображенное на картине строго, четко и спокойно. Страна готова к войне и бою, никто не страшится поражения. Юон хочет показать, насколько торжественен этот момент, как он говорит о силе русского народа. На заднем плане картины видны работающие трубы заводов, это говорит о том, что Москва трудится, дабы обеспечить воинов всем необходимым. Тыл не подведет. Картина глубоко западает в душу благодаря своей суровости и мужественности шагающих в бой солдат.

3. БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД

8 сентября 1941 немецкие войска полностью блокировали Ленинград, отрезав все подступы к нему. Началась героическая оборона города, которая длилась почти 900 дней. Об этих страшных событиях мы узнаём не только из исторических архивов, но и по произведениям искусства, созданным в этот период ленинградскими художниками.

Художники показали удивительно трагическую красоту города, нашли художественные средства, чтобы донести свои нравственные идеалы,

ПУТЬ К ПОБЕДЕ

ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ В ОБРАЗАХ А. ДЕЙНЕКИ

бойца, его смелость, отвагу и любовь к родине. Такого человека нельзя сломить. Эта мысль, воплощенная в яркой образной форме, прозвучала в самый грозный год войны, вселяя уверенность в грядущей победе.

СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКОВ

КУРСКАЯ БИТВА НА ПОЛОТНАХ ХУДОЖНИКОВ

5. ЛИКИ ПОБЕДЫ

Задачу окончательно разгромить врага в его логове советское командование успешно решило в ходе Берлинской операции. 30 апреля 1945 г. после тяжелых уличных боев советские войска штурмом взяли рейхстаг (ставку Гитлера), а 9 мая был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.

В годы Великой Отечественной войны советское искусство решительно опровергло изречение: "Когда гремят пушки, музы молчат". Нет, в период одной из самых жестоких и страшных войн в истории человечества музы не молчали. Сразу же после вероломного нападения немецких фашистов на Советский Союз кисть, карандаш, резец художников стали грозным оружием в борьбе с врагом. Многие художники встали на защиту Родины с оружием в руках. Они были свидетелями, а то и непосредственными участниками происходящих драматических событий. Многие из созданных в годы войны и послевоенные годы произведений по праву считаются непревзойденными. В наши дни вновь возрос интерес к Великой Отечественной войне, особенно среди молодежи. Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти. И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности. Те, кто воевал, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели победить фашизм. И не только победить, пережить горе, боль, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда. Несмотря на тяжелейшие условия военного, и послевоенного времени, художественная жизнь не угасала. Мастера живописи создали произведения, которые ныне стали документами времени, несущими правду о жизни, войне и Великой победе.

В своей работе я рассмотрела лишь малое количество работ художников, которые помогают нам понять, через какие страдания прошел наш народ, чтобы приблизить Великую Победу. А если собрать работы всех художников вместе, получится величественнейшая диорама той страшной битвы и войны, которая будет взывать к памяти народной не одно поколение. По неумолимому закону времени уходит в прошлое год за годом. Только у памяти нет срока давности.

И сохранить эту память нам поможет искусство.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Долгополов И. Мастера и шедевры. Т3- М.: Изобразительное искусство, 1990

Лавренко Б.М. Юрий Михайлович Непринцев //Сб. трудов Института им. И.Е. Репина. – СПб., 2000. – С.3-5.

Суздалев П. Из книги об искусстве периода Великой Отечественной войны // Искусство. 1985, № 5. С.70.

Результаты анкетирования

Читайте также: