Доклад на тему психологические основы выживания

Обновлено: 25.06.2024

Психология лежит в основе любой человеческой деятельности. Она направляет и определяет, то как и что вы будете делать. Если у вас есть какие-то затруднения на уровне психологии, то совершенно неважно насколько хорошо вы подготовлены физически. Это вам никак не поможет. Будете похожи на роскошный автомобиль без двигателя - есть все что нужно привести в движение и оно отработано до мелочей, но нет того, что приводит в движение. Поэтому психология выживания - эта та область знаний с которой нужно начинать знакомство с наукой выживания. По большому счету, вся психология - это и есть, ни что иное, как психология выживания. А это несколько больше чем укладывается в наш проект. Поэтому, здесь будут изложены основы психологии выживания.

Воля к жизни.

Одним из самых главных механизмов на которые нацелена психология является, так называемая, воля к жизни. Это мощный стимул, мотивирующий вас на самоспасение в любых условиях. Если у человека, попавшего в беду, снижается воля к жизни, то он становится апатичным и бездеятельным, склонен сдаваться значительно раньше, чем наступит предел его возможностей. Даже если ситуация не предполагает опасности, человек со сломленной волей оказывается неспособным к выживанию. Поэтому очень важно сохранять это качество и использовать его в полной мере. Чтобы пробудить волю к жизни, необходимо поставить себе цель. Она должна быть позитивно сформулированной, конкретной и достижимой. Тщательно проанализировать методы и сроки ее достижения, а также продумать запасные варианты. После выработки такой цели забудьте про нее сознательно. Она должна оставаться на периферии вашего внимания и с ней должны соотносится все ваши действия, но не раздумывайте о ней. Не нужно ее более анализировать, а просто методично, как автомат, следуйте ей не рассуждая и не оправдываясь. Конечно, если обстоятельства радикальным образом изменились, то это потребует и корректировки цели. Но старайтесь избегать частой смены цели. Зачастую, этого требуют не обстоятельства, а наше собственное желание "схалявничать", занявшись самообманом.

Адаптация к новым условиям.

Чем раньше мы примем и свыкнемся с новыми условиями, в которых нам пришлось оказаться, тем быстрее мы сможем эффективно с ними взаимодействовать. Для более успешной адаптации к новым условиям, психология выживания, рекомендует постепенность. Даже если вы чувствуете прилив сил, не беритесь, в первое время за сложные вещи. Лучше приспособьте ваши простые, привычные действия к новым условиям и сосредоточьтесь на качественном их выполнении. Для психологической адаптации важно чтобы не произошел срыв от слишком резкого изменения. Поэтому старайтесь постепенно переносить свои привычки в новое окружения корректируя их в соответствии с новыми условиями. Если что-то не получается не циклитесь на этом, займитесь чем-нибудь другим. Не нужно противопоставлять себя окружающей среде, лучше попытаться влиться в нее. Будьте гибче. Выявите те привычки и модели поведения которые не годятся в текущих условиях и не могут быть никак приспособлены. Найдите чем их заменить. И без сожалений, сознательно расстаньтесь с этим всем старым и не эффективным. Можно даже провести некий свой ритуал прощания.

Контроль эмоций.

В ситуациях экстренного выживания вам понадобится трезвый ум и ясная голова. Поэтому вы должны осуществлять контроль эмоций, коих возможно будет немало. Не нужно их подавлять и сдерживать, но и нет необходимости их терпеть или безрассудно им поддаваться вовлекаясь в бесплодные переживания. Попробуйте использовать эмоции для выживания. Если вы разозлились используйте эту эмоцию как мотиватор и энергию для необходимых вам физических действий. Например заготовьте дрова, или соорудите плот. Если наступила лень, тоска, грусть или скука, то займитесь чем-нибудь не требующим больших энергозатрат, но использующих ваше внимание. Подойдет любая мелкая моторика. Можно плести рыболовные сети, чинить обувь и одежду, готовить ловушки на зверей. Испытывая положительные эмоции направляйте их силу на пересмотр будущих планов и реализацию длительных проектов. Подобная психология убережет вас от аффективных поступков и сбережет силы и здоровье.

Анализ ситуации, выработка плана действий.

Обязательно, прежде чем за что-то браться, произведите анализ ситуации. Ответьте себе на следующие вопросы: "Где я нахожусь и куда мне нужно попасть, что мне угрожает и как я могу оставаться в безопасности, что мне нужно и как это заполучить и т.п". Не спеша и внимательно изучите возможные варианты и выберите несколько наиболее приемлемых. Учитывайте степень риска и не прогнозируемые ситуации. Обдумайте как будете вести себя в случае если ошибетесь. Постепенно, в ходе такого обдумывания у вас выработается план действий. Периодически возвращайтесь к своим ответам и корректируйте их. Подобные психологические манипуляции, помимо очевидной пользы, придадут вам уверенности в себе и успокоят.

Может ли человек, попавший в беду (например, оставшийся один в незнакомом лесу, в горах, в любой неизвестной, безлюдной местности), выжить, остаться здоровым и невредимым и не сойти с ума?

Все мы помним героя романа Д. Дефо Робинзона Крузо, который не только выжил в условиях полного одиночества на необитаемом острове, но и смог обзавестись там собственным хозяйством.

Можно сказать, что всё это вымысел, фантазия писателя. Однако известны и случаи из реальной жизни. В 1959 г. многие газеты писали о трёх советских парнях, в результате случая оказавшихся на дрейфующей льдине в океане. Каково же было удивление спасателей, когда их нашли ослабевшими, но сохранившими здравый рассудок и человеческое достоинство.

Не всегда и не всем людям удаётся сохранить жизнь и человеческий облик в такой экстремальной ситуации, как полная изоляция от общества других людей. Почему же один человек может приспособиться к сложным условиям автономного существования, а другой погибает? С одной стороны, это зависит от физической подготовки человека, попавшего в беду, от его знаний о правилах поведения в экстремальных ситуациях. С другой стороны, даже знающий человек, попав в непривычную для него обстановку полного одиночества, начинает испытывать страх, тоску, отчаяние, под влиянием которых как бы забывает всё, чему его раньше учили. Он опускает руки, перестаёт бороться за себя, подчиняется власти стихии и может погибнуть или сойти с ума.

Что же помогает нам в трудных природных условиях?

Бывалые путешественники, альпинисты, космонавты и другие люди, чьи профессии связаны с автономным существованием в природе, утверждают, что очень важно уметь управлять собой, своими мыслями и чувствами, своими ощущениями и вниманием, т. е. всем тем, что составляет наш внутренний мир, который называют психикой.

Благодаря тому, что человеку свойственны психические познавательные процессы (внимание, ощущения и восприятие, память и мышление, воображение), он способен выживать даже в экстремальных ситуациях.

От того, насколько точно человек воспринимает и ощущает окружающие его предметы (их величину, форму, цвет, движение) или звуки, доносящиеся до него, освещённость пространства, подчас зависит его безопасность.

Говорят, храбрым помогает не столько судьба, сколько разумное суждение, ясность сознания. Сознательное отношение ко всему происходящему помогает выходить победителем из любой трудной ситуации.

Внимание

Внимание — способность, отвлекаясь от всего лишнего, концентрировать своё сознание на тех предметах и явлениях, которые сейчас важны. Каждый знает, что, когда что-то нравится или интересно (например, автомобиль или наряд на моднице), подмечается каждая деталь, т. е. внимание срабатывает само по себе, непроизвольно. Другое дело, когда человек попадает в трудные условия: здесь важно уметь заставлять себя обращать внимание на любую мелочь, которая может оказаться спасительной. Такую способность можно тренировать при помощи специальных упражнений (см. приложение 1). Когда это станет привычкой, у него выработается такая черта характера, как наблюдательность. Именно она помогает человеку быстро ориентироваться в незнакомой местности и в сложной ситуации.

Можно запоминать предметы в витринах магазинов или киосков по дороге в школу, а на обратном пути проверять, правильно ли всё запомнили. Умение воспринимать и запоминать одновременно много деталей вокруг себя (например, в лесу: какие растут деревья, чего больше, деревьев или кустов, с какой стороны на стволах растёт мох, есть ли рядом тропинки или следы животных, человека, влажная или сухая под ногами почва) всегда поможет правильно оценить ситуацию.

Но этого ещё мало: важно уметь удерживать внимание на окружающих предметах и явлениях довольно долго. Иногда бывает трудно внимательно слушать учителя в течение всего урока, хочется заниматься другими посторонними делами. Это показатель того, что внимание школьника не очень устойчиво, в любой сложной ситуации оно может подвести, и вы поддадитесь панике. Кроме объёма и устойчивости внимания, надо развивать и умение одновременно успешно выполнять несколько дел. При осмотре местности нужно уметь быстро переключаться с одного предмета на другой, сразу же запомнив первый.

Ощущение и восприятие

Ощущения — это впечатления, которые мы получаем об отдельных свойствах предметов и явлений при помощи наших органов чувств: глаз, ушей, пальцев, кожи, языка. Восприятие же — более сложный психический процесс. Он включает в себя наш жизненный опыт: то, как нас учили и учат относиться к себе, к другим людям, к труду, к природе, к стране, к нашей планете в целом, чего опасаться, а где быть смелым. Например, получив ожог от спички, мы потом всю жизнь будем помнить, что огонь — это опасно. Значит, восприятие, в отличие от ощущений, есть целостное впечатление о том или ином предмете, человеке, ситуации, явлении.

Однажды был проведён такой психологический опыт: здоровым людям предлагали провести несколько дней в полной изоляции от окружающего мира. Желающих помещали в камеру, в которую не проникали звуки, в ней не менялась температура и было темно. Они должны были лежать на постели абсолютно неподвижно, на руки им надевали картонные футляры, чтобы нельзя было ощупывать окружающие предметы.

Опыт показал, что люди с большим трудом переносят такую изоляцию и через несколько часов настойчиво просят прекратить эксперимент.

Психологический опыт, проведённый на крысах, показал, что те животные, которые под влиянием сильного стресса не предпринимают никаких попыток спастись, безвольно распластываются на дне клетки, как правило, заболевают и даже умирают. У других живот-пых, названных экспериментаторами шустриками, сохраняющих в той же ситуации активность (ищут выход из клетки, стремятся защитить себя), тяжесть заболеваний значительно меньше.

Для того чтобы выжить в экстремальной ситуации в природе, необходимо сохранить нормальные ощущения и восприятие происходящего вокруг. Этого можно достигнуть благодаря целенаправленным активным действиям, наблюдательности, внимательности при оценке поступающей информации.

Например, светлый предмет на тёмном или контрастном фоне кажется ярче, чем он есть на самом деле, а на светлом и нейтральном — более тусклым.

Другой пример: высота шляпы-цилиндра кажется больше, чем диаметр его полей, хотя они равны. Так, в незнакомом месте высота деревьев или построек может показаться значительно больше, чем она есть на самом деле.

Память и мышление

Вспомнить, продумать, построить план действий -мысленно этот путь проделывает каждый из нас, сталкиваясь с трудностями в жизни.

Таким образом, получается, что из нашего настоящего всегда есть мостик в прошлое и будущее. И это благодаря тому, что у человека есть память, мышление и воображение.

Память — это способность запоминать, сохранять, воспроизводить и забывать следы впечатлений.

Учёный-психолог В. Пикслис описал интересные исторические примеры людей с необыкновенной памятью. Оказывается, римский император Юлий Цезарь и царь Македонии Александр Македонский знали по именам всех своих солдат, которых у них было до нескольких десятков тысяч. Выдающийся русский шахматист А. Алёхин мог играть по памяти сразу с 30—40 партнёрами.

Память, как и внимание, бывает непроизвольной и произвольной. Непроизвольно запоминается всё, что нам интересно. Поэтому, чем мы любознательнее, тем быстрее и на более долгий срок запомним всё нас окружающее. Без усилий запоминается и то, что связано с работой, деятельностью человека, требует от него активности, и чем труднее для него задача, тем лучше происходит запоминание.

Если, например, в походе приходится разводить костёр под дождём и приложить немало усилий, чтобы он разгорелся, человек будет долго об этом помнить.

Произвольную память необходимо специально тренировать, для этого надо быть и внимательным, и настойчивым, и уметь управлять своими настроениями и эмоциями. Говорят, что хорошей памяти нет у лентяев и равнодушных, потому что она — не подарок природы своим избранникам, а награда за постоянный настойчивый труд.

Выживание в экстремальной ситуации в условиях автономного существования в природе сильно зависит от уровня развития мышления. Насколько быстро и всесторонне человек сможет обдумать ситуацию, в которой оказался, или быстро оценить её сложность, составить план действий, из всех своих знаний выбрать те, которые необходимы именно сейчас, настолько эффективно может себе помочь.

Воображение

Чтобы выжить в сложных условиях автономного существования, надо хотеть выжить!

Желание выжить должно быть у человека настолько сильным, чтобы он всегда и везде смог сам себе помочь.

Сказанное не означает, что надо, не задумываясь, подвергать себя реальной опасности, например одному ходить в заброшенные пустынные места или в незнакомый лес.

Необходимо развивать у себя установку на выживание, а следовательно, и готовность к спокойным, самостоятельным и целенаправленным (в отличие от панических) действиям для выхода из любой экстремальной ситуации, в которой можно оказаться в природных условиях.

Психологически подготовленные люди — это те, кто постоянно работает над повышением своего внимания, развитием своих ощущений (особенно зрительных и слуховых), над совершенствованием своей памяти, мышления, контролем за эмоциями и волей. Наука психология, с которой вы познакомились на уроках биологии, может предложить много упражнений по развитию у человека всех перечисленных качеств. Однако важно не только знать и хотеть, но и необходимо заниматься Психологическим совершенствованием, Потому что именно от этого зависит ваша возможность выжить в различных опасных ситуациях.

В основе человеческого характера лежит его темперамент. Психологи под Темпераментом Понимают характеристику человека по интенсивности, скорости, темпу и ритму его психических процессов и состояний.

Выделяют 4 основных типа человека по темпераменту.

• сангвиник — человек уравновешенный, активный, подвижный, легко переживающий неприятности и неудачи, практичный;

Флегматик — человек с замедленными реакциями, невозмутимый, постоянный в своих чувствах, размеренный в действиях и речи;

Холерик — человек возбудимый, порывистый, несдержанный в эмоциях, с частыми сменами настроения, быстро говорящий;

Меланхолик — человек со слабым типом нервной системы, очень впечатлительный, обидчивый, глубоко все переживающий, но способный тонко чувствовать и воспринимать больше информации, чем другие, отчего быстрее утомляется.

Образы мушкетеров из известного романа А. Дюма "Три мушкетера" стали давно классическими в практической психологии. Поэтому, чтобы определи 1ь своп тип темперамента, определитесь, кю больше всего вам нравшся из 4-х мушкетеров если взбалмошный и романтический д'Артаньянло вы скорее всего холерик: если молчаливый, замкнутый и таинственный Атос, то меланхолик: дружелюбный, самодостаточный и уравновешенный Портос — флегматик: сдержанный, целеустремленный и рассудительный Арамис - сангвиник

В чрезвычайных ситуациях люди в зависимости от темперамента могут вести себя по-разному. Например, в опасных ситуациях Холерик Начнет лихорадочно метаться, нервничать и, если не сможет взять себя под контроль, скорее всего поддастся панике. Меланхолик Впадает в глубокое уныние и начинает представлять возможные страшные картины того, что может произойти. Это. как правило, мешает ему принять правильное решение. Флегматик Из-за своей заторможенности чаще всего недооценивает опасность. Сангвиник Скорее всего сумеет быстро побороть свой страх и даже найдет в себе силы подшутить над происходящим. Но при этом ему не хватит чуткости к ближним.

Но если темперамент нам дан природой, то характер — это то. что мы формируем сами в себе. Чем человек старше, чем у него больше жизненного опыта, тем в большей степени формирование его характера зависит от него самого. Поэтому если при любой, даже самой незначительной опасности вы привыкли уходить от ответственности, постоянно прятаться за чью-то спину, то значит у вас вырабатывается несамостоятельный характер. И в случае опасности, когда никого не окажется рядом, он может вас подвести. Учитесь принимать решения и грамотно действовать самостоятельно в чрезвычайных ситуациях!

Любые чрезвычайные ситуации природного или антропогенного характера страшны прежде всего тем. что они, как правило, внезапны. К чрезвычайным ситуациям нельзя привыкнуть и полностью обезопасить себя от них. Практически все люди, пережившие их. имеют сильную психологическую травму. Но тем не менее, Помните: Вы можете помочь себе выжить, если противопоставите чрезвычайной ситуации свои знания, умения, силу воли, характера и способности! Выход из чрезвычайной ситуации, если она все-таки сложилась, должен быть найден. Главное — иметь уверенность в этом. Но ее не воспитать ни книгой, ни фильмом, ни беседой, хоть то и другое и третье принесут пользу. Нужен эксперимент и опыт.

Из средств массовой информации, из этой и других книг вы получаете знания о тех или иных чрезвычайных ситуациях, о правилах безопасного поведения при угрозе их возникновения и во время их действия. Если человек заранее предполагает возможность возникновения той или иной чрезвычайной ситуации, продумает порядок действий, то при возникновении такой ситуации этот человек чувствует себя увереннее и спокойнее.

Паника Имеет как физиологические, так и психологические проявления. К Физическим проявлениям паники Относятся:

• рвота и расстройство желудка (так называемая "медвежья болезнь");

• сдавленность грудной клетки, невозможность вдохнуть полной грудью;

• дрожь во всем теле;

• онемение конечностей и покалывание в теле;

• плохой сон или бессонница;

• напряжение и боль в мышцах;

• быстрая утомляемость. Психологическими проявлениями паники являются:

Помутнение сознания, ощущение того, что вы сходите с ума;

• нереальное восприятие происходящего; тело становится словно не вашим;

• ощущение того, что вы умираете или вот-вот умрете;

• взвинченность; человек находится на I рани психологического срыва;

• человек не может сосредоточиться или вообще отключиться от происходящего.

• расслаблять мышцы лица, конечностей, всего тела;

• спокойно и глубоко дышать:

• внушать себе желаемое состояние (есть и другие упражнения, с которыми вы познакомитесь на уроках биологии).

Психическое состояние людей при чрезвычайных ситуациях характеризуется как стрессовое. Стресс — это состояние организма, возникающее под влиянием значительных по силе или продолжительности неблагоприятных воздействий (так называемых ''стрессоров").

На неблагоприятные воздействия самого различного рода, вызывающие сильные негативные эмоции, переживания, волнения (страх, унижение, боль, болезнь — своя и близких, утрата, смерть близких, социальные потрясения, эпидемии, катастрофы), организм отвечает соответствующей реакцией. Стресс — это явление, в котором переплетены как психологические, так и физиологические механизмы. Создатель теории стресса канадский ученый Г. Селье определяет его как совокупность генетически запрограммированных неспецифических реакций организма, первично подготавливающих индивида к физической активности (сопротивлению или бегству).

Со слабыми отрицательными воздействиями на организм, не вызывающими негативной реакции, человек вполне справляется при помощи обычных защитных действий. Стресс же возникает тогда, когда влияние раздражителя (стрессора) превышает приспособительные возможности организма и психики.

Физиологический механизм стресса Заключается в том. что под действием сильного раздражителя в кровь выбрасываются определенные гормоны. Под их воздействием меняется режим работы сердца, повышается артериальное давление, частота пульса, меняются защитные свойства организма (например, увеличивается свертываемость крови). Психологический механизм стресса Проявляется в необходимости принятия особо ответственного решения, резкой смене стратегии поведения и т. п.

В развитии стресса выделяют 3 стадии:

1. Стадия тревоги. Продолжается от нескольких часов до 20-ти суток. Включает в себя Фазы шока И Противотока. Во время

Последней фазы происходит мобилизация защитных сил и возможностей организма.

2. Стадия сопротивляемости. Характеризуется повышенной устойчивостью организма к различным воздействиям.

3. Стадия стабилизации (выздоровления). Если уровень стресса превышает защитные резервные возможности, то состояние организма может ухудшаться вплоть до его гибели.

К сожалению, стресс является составной частью нашей жизни. Избежать его возникновения порой просто невозможно. Однако степень реагирования на него у различных людей разная. Одни реагируют на стресс активно, эффективность их деятельности продолжает расти до определенного предела (так называемый "стресс льва"), тогда как у других реакция преимущественно пассивная, а уровень деятельности резко снижается ("стресс кролика").

Нередко процесс ожидания опасности оказывается намного более неприятным, изматывающим, требующим большого напряжения, чем сама опасность. Доказано, что когда в жизни человека много стрессов, то резервы и защитные возможности его организма постепенно сокращаются. В результате развивается ряд так называемых психосоматических заболеваний (гипертония, язвенная болезнь, сердечно-сосудистые заболевания, аритмия сердца, вплоть до инфаркта и инсульта).

Специальные исследования позволили психологам описать различные формы стрессовых проявлений у людей после пережитых ими чрезвычайных ситуаций.

Истерика Проявляется в резком двигательном возбуждении: человек быстро передвигается или даже бегает без всякой видимой цели; издает непонятные звуки, что-то выкрикивает, восклицает; смеется или горько плачет по всякому незначительному поводу; становится агрессивным, перевозбужденным; быстро возбуждается.

Ступор — вторая, не менее распространенная форма поведения людей в чрезвычайных ситуациях. Такая реакция на стресс проявляется в форме обездвижения, оцепенения. Человек, находящийся в ступоре, часто молчит, стоит или сидит неподвижно, ссутулившись, скорчившись. Взгляд устремлен в никуда.

Апатия Или Депрессия Проявляется у человека в вялости, расстройстве сна, потере аппетита, повышенной раздражительности, в полном безразличии ко всему происходящему. Человек, находящийся в состоянии апатии, страдает от головокружений, часто падает в обморок.

Если рядом нет профессиональных психологов, способных помочь людям вернуться к нормальному самочувствию и поведению, то они должны это сделать сами. К тому же в экстремальной ситуации человеческий организм проявляет свои скрытые возможности — необычную физическую выносливость, силу, выдержку. Это своеобразная защитная реакция организма на стрессовую ситуацию.

Известно, например, что человек в обычной жизни использует интеллектуальные и физические возможности своего организма лишь на 10-20%. В истории известны случаи, когда в критические моменты жизни человеческий организм проявлял недюжие возможности: молодая мать поднимала голыми руками огромные плиты перекрытий, чтобы из-под завалов извлечь своего ребенка; солдат-ар гиллерист в период Великой Отечественной войны один затаскивал артиллерийское орудие на высокую гору, тогда как в обычной обстановке э го орудие с трудом передвигал специальный тягач; пожилая женщина выносила комод из горящего дома, который после пожара с трудом поднимали 2-е мужчин.

Не отчаивайтесь, находясь в одиночестве или в окружении людей в таком же психическом состоянии;

• окажите посильную помощь взрослым в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (в разборе завалов, оказании первой медицинской помощи и т. п.), это отвлечет вас, особенно если в результате чрезвычайной ситуации пострадали близкие вам люди. Помните: Забота о ком-тоВот спасение в тяжелой психологической ситуации!

Больше времени проводите в обществе тех, кто легче перенес опасность, займитесь с ними совместной работой;

• упорядочите режим дня;

• избегайте того, кто сеет панику, говорит о безысходности ситуации, постарайтесь изолировать паникера;

• если вы все-таки оказались в одиночестве, то озвучивайте все происходящее вокруг вас, выражайте свои мысли вслух (так называемый "метод чукчи"); если не можете говорить — пишите; Выговоритесь сами и дайте выговориться тому, кто также оказался в подобной ситуации;

Занимайтесь психологическим тренингом по совершенствованию своей воли и умения управлять своими эмоциями.

Рекомендации по формированию уверенности в своих силах в кризисных жизненных ситуациях:

Постарайтесь понять свои и простить чужие ошибки;

• определитесь со своими жизненными ценностями и приоритетами Оцените свои силы и слабости, поставьте перед собой тостойные но реальные цели Иногда неимоверные усилия тратятся на неверно выбранные цели,

• будьте более терпимы и великодушны к поступкам других чюдей Избегайте дискомфортных жизненных ситуаций и людей,, общение с которыми вам неприятно Жизнь слишком коротка, чтобы тратить на них время1

• радуйтесь общению с активными людьми, чувствуя энергию, которую они излучают1

Психология выживания и управление стрессом - Last Day Club

Очевидное решение — начать осуществлять контроль с практической работы со стрессовыми факторами. ДЕЙСТВИЕ снижает стресс. Так же повторяющиеся попытки приложить максимум усилий на спасение могут указывать на то, что ищется неправильное решение, а слишком большие усилия могут истощить ограниченные ресурсы. В этих случаях психология выживания показывает нам, что повышенное внимание к когнитивной сфере может обеспечить альтернативное решение. Если человек слишком много сосредотачивается на когнитивной сфере, его ум наводняется слишком многими альтернативами, и функциональное принятие решений может быть скомпрометировано. В случае возникновения чрезвычайной ситуации эмоции преобладают над действиями, а чувства разочарования, печали, нерешительности и бессилия могут затуманивать суждения, перерасти в страх / тревогу и панику.

Затем следует фаза адаптации, во время которой организм поддерживает более высокий, чем обычно, уровень активности. Фаза адаптации продолжается до тех пор, пока напряжение не будет снято и организм не придет в норму или, если резервы организма истощены, не закончится истощением и смертью. Изучая психологию выживания, важно понимать, что все мы обладаем конечной способностью к адаптации.

Ответ на эту проблему заключается в разработке набора механизмов или тактик выживания, которые можно объединить в рамках общего стратегического плана. Для достижения этой цели важно иметь долгосрочный план и использовать тактику преодоления трудностей.

Механизмы преодоления включают:

  1. Решение / действие.
  2. Постановка реалистичных целей / достижимых единиц.
  3. Центрирование или фокусировка.
  4. Юмор

Включение юмора в психологию выживания может показаться необычным как механизм преодоления трудностей, но, по моему опыту, это один из самых мощных инструментов в сложной ситуации. Это не означает, что к ситуации надо относится легкомысленно, напротив, юмор играет роль снятия стресса после того, как произошло положительное действие. Его ценность заключается в облегчении ситуации и эмоциональном высвобождении в позитивной и расслабляющей манере.

Выживание в дикой природе / Пожар в палатке

3. Оказавшись снаружи, обрушьте колья палатки и попытайтесь затоптать пламя, если это еще возможно, либо оттащите палатку в сторону, вытряхнув из нее ваши пожитки. Постарайтесь, чтобы огонь не перекинулся на пенопласт, часто использующийся В качестве подстилки: при горении он выделяет ядовитые пары.

4. Если огонь слишком силен, оставьте палатку и все, что в ней есть, догорать.

5. Если ваша палатка загорелась из-за вспыхнувшей у входа керосинки, на которой что-нибудь варилось, отшвырните ее ударом ноги, прежде чем заниматься жилищем. Справившись с огнем в палатке, залейте водой и то место, куда вы отбросили керосинку, чтобы предотвратить лесной пожар.

Выживание в дикой природе / Ночь в палатке

1. Выбирайте для установки палатки твердое ровное место. Не ставьте ее слишком близко к воде и к засохшему руслу, на случай ливневого дождя.

2. Располагайте палатку так, чтобы ее вход оказался на подветренной стороне. Забивая в землю колышки, максимально натягивайте материал, ибо плохо натянутые палатки протекают даже при небольшом дожде.

3. На случай дождя выкопайте вокруг палатки канавку, в которую будет стекать вода.

4. На случай ветра укрепите колышки, положив на них тяжелые камни.

5. Старайтесь готовить пищу вне палатки. Но если из-за плохой погоды вы будете вынуждены делать это в палатке или рядом с ней, укрепите плитку или керосинку, чтобы она не могла перевернуться.

Если вы заблудились ночью

1. Если на небе есть луна, то лунный свет, отражаясь от снега или стеблей травы, позволит вам ориентироваться в темноте и вы без труда доберетесь до дороги, а по ней до какого-нибудь жилья.

3. Если видимость очень плохая и вы находитесь в горах, то лучше всего остановиться и устроиться на ночлег в каком-нибудь укромном месте, забравшись в спальный мешок, если он у вас с собой.

4. Если вас целая группа, то, устраиваясь на ночлег, держитесь поближе друг к другу, чтобы не замерзнуть.

Выживание в дикой природе / Если вы заблудились

1. Немедленно остановитесь и попытайтесь выяснить, где вы находитесь, оценив ситуацию.

2. Подсчитайте время, которое вы провели под землей, и прикиньте, сколько времени вам потребуется, чтобы выйти наружу.

3. Пометьте место, где вы находитесь (пирамидкой из камней либо знаком на стене).

4. Попробуйте найти выход. По дороге почаще оглядывайтесь назад, запоминая вид коридоров: с разных точек они выглядят иначе.

5. Отмечайте свой путь пирамидками из камней или знаками на стене.

6. Почаще отдыхайте, чтобы сберечь энергию. Выключайте освещение во время отдыха. Исследуйте каждый коридор: даже в лабиринте можно найти выход.

Если вы застряли в узком проходе, расслабьтесь: напряжение мышц и прерывистое дыхание увеличивают объем тела. Выползайте, работая всем телом.

Учимся определять маршруты выхода.

Поиск выходных маршрутов является общей концепцией. . Но плохо для них, они всегда оказываются в грязных ловушках, подвергая свою жизнь опасности. Да, они знают, как туда добраться, но не знают, как снова выбраться. И мы люди, а не крысы. Нам нужно не только определить точки входа, но и результаты. Мы должны определить ключевые входы и выходы в городе, чтобы мы знали, как выйти, когда мы застряли в тупике (или в неблагоприятной ситуации).

Говоря об обучении на маршрутах выхода, научитесь управлять своими эмоциями. Избегайте паники .


Когда вы входите в здание, возможно, узнайте, где выходы, спросив или осмотревшись. Вы должны запланировать заранее и определить, по крайней мере, два выхода, куда идти во время чрезвычайной ситуации (например, взрыв, землетрясение …). Теперь, если есть препятствие для выхода, как вы собираетесь его преодолеть? Та же самая концепция применима, когда вы едете по дороге: всегда имейте в виду маршрут выхода, чтобы выехать в случае аварии.

Выживание в дикой природе / Разжигание огня

1. Разыщите сухой материал: сухую траву, солому, бересту, смолистые веточки сосны, щепки.

2. Подготовьте место для костра, обложите его с трех сторон камнями или толстыми ветками, оставив открытой подветренную сторону. Можно также разрезать ножом дерн и отвернуть его в обе стороны, чтобы вывороченная земля служила стенками, закрывающими кострище с трех сторон.

3. Заготовьте побольше дров.

4. Подожгите растопку. Раздуйте огонь и понемногу добавляйте в него ветки и сучья.

5. Для того, чтобы костер горел как можно дольше, уменьшите приток воздуха, обложив костер со всех сторон камнями или землей. Подложите в огонь медленно горящие толстые поленья.

6. Чтобы не замерзнуть ночью, неподалеку от костра надо сделать какое-либо заграждение: положить камни, толстое бревно и т.д. и ложиться спать между костром и этим заграждением, чтобы тепло не рассеивалось.

7. Не увлекайтесь слишком большим костром. Летом вокруг кострища оборвите траву, а еще лучше окопайте кострище.

Разведение огня без спичек. Способы:

1. Необходимо увеличительное стекло и солнечная погода. Можно использовать стекло от очков или фото-видео камеры. Готовим сухую ветошь, пух или траву, затем располагаем стекло так, чтобы солнечный луч усиливался и попадал на сушняк для распалки. На добычу огня таким способом может понадобиться много времени, возможно даже несколько часов.

2. Можно воспользоваться лезвием топора и кремнием. Ударяя вскользь кремнием о лезвие, мы получим искры, которые воспламенят заранее приготовленную ветошь (сушняк). Если кремния нет, можно поискать альтернативу в виде другого крепкого камня, с острыми краями.

3. Понадобится то, что есть в любом доме — марганцовка и глицерин. Насыпьте примерно 1 грамм растертого в мелкий порошок марганцовокислого калия (марганцовки). Затем капните на него 2-3 капли глицерина и быстро убирайте руку. Пройдет всего 2-3 секунды, и вы увидите, как вспыхнет огонь. Выживание в дикой природе / Приготовление пищи на костре

1. Готовить еду следует на углях, а не в пламени.

2. Мясо и рыбу необходимо дольше варить, а не жарить, чтобы нейтрализовать яды и обезвредить бактерии.

3. При расстройстве желудка попытайтесь вызвать у себя рвоту, засунув поглубже в рот два пальца. Кроме того, можно растолочь и проглотить немного угля или мела (одна или две столовые ложки порошка), запив это большим количеством воды.

Оценка обстановки в условиях ЧС и организация оповещения

Общий порядок действий. Учитывая многообразие видов ЧС, каждая из них имеет свои характерные особенности. Это, естественно, определяет вполне конкретный перечень мероприятий, который необходимо выполнить в целях обеспечения безопасности населения. Определен общий порядок действий, предпринимаемых для защиты людей в случае возникновения ЧС. Он включает мероприятия, проводимые как заблаговременно, так и непосредственно при возникновении ЧС.

Предварительно, до возникновения ЧС, проводятся: прогнозирование ЧС, возможных на данной территории, а также оценка масштабов их проявления;

  • мероприятия, направленные на снижение потерь от возникновения ЧС;
  • планирование действий, которые будут осуществляться при возникновении ЧС;
  • подготовка сил и средств для реагирования на ЧС; создание материальных резервов, которые могут потребоваться в ЧС; обучение населения, а также личного состава ВС правилам поведения в ЧС.

При непосредственной угрозе или возникновении ЧС осуществляются следующие мероприятия:

  • срочное оповещение органов управления ГО ЧС, аварийно-спасательных формирований и населения о приближении или возникновении ЧС, информирование населения о мерах защиты;
  • уточнение сложившейся обстановки с целью корректировки существующего плана действий;
  • перевод органов управления на адекватный сложившейся обстановке режим работы;
  • приведение в состояние готовности имеющихся сил и их последующее выдвижение в район ЧС;
  • проведение комплекса работ по ликвидации ЧС и их последствий.

Защищая себя

Еще одним важным навыком, которым вы должны обладать в городской среде, является изучение того, как вы можете защитить себя в случае, если нарушитель подвергает вас риску и угрозам. Изучение техники защиты, в том числе боевых искусств, — хороший способ начать. Вы также можете приносить предметы безопасности каждый день, такие как перцовый баллончик, небольшой фонарик, лицензированное огнестрельное оружие и / или нож.


Говоря о защите себя, не забывайте, что отношение может означать все; Фактически, это может иметь большое значение для вашего городского выживания. Не игнорируйте признаки ощущения угрозы или уязвимости. Конечно, не ходите в рискованной или опасной ситуации, но уходите или отступайте. Насколько это возможно, делайте это самым осторожным и бесшумным способом, каким только можете, и возвращайтесь в место, где есть люди.

Дезинфекция и поиск воды.

Да, земля на 75 процентов состоит из воды (а также и нашего тела), поэтому я могу сказать, что ее всегда будет достаточно, а может быть, даже гораздо больше, чем нам нужно. Но разве вы не понимаете, что вода должна быть питьевой, то есть чистой и безопасной для питья? Это не та вода, которую можно найти нигде, а потом ребенок, когда она вам нужна.

В условиях выживания в городах в местах, где люди полны людей, а питьевая вода очень негигиенична, а вероятность загрязнения воды очень высока, вы должны научиться находить и дезинфицировать воду. Когда вода загрязнена, очевидно, что пить ее небезопасно. Научиться находить питьевую воду в городских местах — важный навык для выживания.

Кроме того, вы можете собирать дождевую воду в контейнере, так как большая часть хранимой воды поможет во многих стихийных бедствиях. А дождевая вода — это рай, который посылают, если вам приходилось подавать собственную воду в течение длительного времени. Печальная истина заключается в том, что когда дождевой воды нигде не найти, ручьи и реки, которые должны обеспечивать водой, часто загрязняются. В этом случае научитесь дезинфицировать и дезинфицировать воду.

Читайте также: