Доклад чтение с листа на уроках фортепиано

Обновлено: 08.07.2024

Свободное и беглое чтение нот с листа - одна из необходимых предпосылок всестороннего развития учащихся, открывающая перед ними широкие возможности для ознакомления с музыкальной литературой, игрой в ансамблях, аккомпанирования певцам и инструменталистам. Владение навыком чтения с листа необходимо как для профессионального обучения музыке, так и для домашнего музицирования. Поэтому, одним из важнейших разделов работы в классе фортепиано является у учащихся предмет чтение с листа, крайне необходимый для дальнейшей практической работы.

Разработкой проблемы чтения нот с листа занимались многие виднейшие педагоги-пианисты и музыканты - Л.А. Баренбойм, Т.Л. Беркман, Ф.Д. Брянская, Р.А. Верхолаз, М.О. Лерман, Т.И. Смирнова, К.А. Цатурян, Г.М. Цыпин, Г.И. Шахов и другие. Но проблема чтения нот с листа по-прежнему остается актуальной, несмотря на достаточную разработанность этой темы в музыкальной педагогике.

Противоречие возникает между необходимостью формирования навыка чтения с листа - важного условия всестороннего развития музыканта и явно недостаточной разработанностью этого вопроса, применительно к начальному этапу занятий детей на фортепиано в существующих условиях ДМШ.

В связи с этим нами разработана технология (система методов и приемов, а также последовательность педагогических действий), направленная на формирование навыка чтения с листа у учащегося-пианиста ДМШ (начальный этап обучения).

  • Всестороннее развитие учащихся, открывающее перед ними широкие возможности для ознакомления с музыкальной литературой, игрой в ансамблях, аккомпанирования певцам и инструменталистам.
  • Развитие самостоятельности и творческой активности учащегося-пианиста.
  • Развитие у детей интереса и любви к музыке.
  • Комплексное музыкальное воспитание и обучение учащегося-пианиста.
  • Идея развивающего обучения.
  1. Интенсивное обучение основам чтения с листа с опорой на активное развитие метроритмического чувства (внутренней ритмической пульсации) и графического восприятия нотной записи. (По методике Смирновой Т.И.).
  2. Освоение и закрепление музыкальной грамоты в наглядно-игровой форме.
  3. Приобретение навыка широкого зрительного охвата нотного текста с использованием элементарного приспособления - бегунка и карточек с музыкальными фразами.
  4. Применение метода сольфеджирования, способствующего связному и осмысленному исполнению текста. Должен переводиться на уровень внутреннего интонирования и фортепианного чтения с листа.
  5. Применение анализа музыкального произведения - создает наиболее благоприятные условия для взаимодействия музыкально-слуховых и слухо-двигательных представлений, т.к. учащийся старается услышать, представить характер музыки до воспроизведения её на инструменте.
  6. Подбор интересного разнообразного музыкального репертуара, соответствующего способностям и уровню подготовленности данного ученика.
  7. Использование различных форм и средств обучения: ансамблевое музицирование, домашняя работа, игровые формы; наглядные пособия, иллюстративно-игровой материал.

Рассмотрим их более подробно. Работа проходила следующим образом. Мы использовали методику интенсивного обучения основам чтения нот с листа Т.И.Смирновой. Необходимо было развить у учащихся метроритмическое чувство. Выполняя серию ритмических упражнений, мы формировали чувство внутренней ритмической пульсации. В нашу задачу входило - познакомить ребенка со сложными ритмическими фигурами, подготовить к исполнению современных и джазовых произведений. По вышеназванной методике, мы также обучали учащихся графическому восприятию нотной записи, т.е. умению видеть общий рисунок движения нот в их взаимосвязи. При этом мы широко применяли увлекательно-игровые формы работы - например, "Музыкальный паровозик" (по работе с ритмическими схемами), упражнение "Бусы" (запись нот, в виде ниточки бус), "Двойные бусы" (интервалы), "Снеговики" (трезвучия) и другие [8, с. 15].

Для успешного овладения навыком чтения с листа необходимо изучать теоретические понятия и постоянно расширять знания по теории музыки. Для этого мы подобрали иллюстративно-разрезной материал, который помог нам сделать увлекательным и интересным не только сам процесс обучения, но и формы контроля, получаемых учениками теоретических знаний. Это различные игры - например, игра "Узнай длительность" ("Паузу", "Определи динамику") и т.д., игра-тест, кроссворд-тест и другие [5, с. 12].

Применение эффективных наглядных методик особенно продуктивно в работе с детьми младшего школьного возраста (6-8 лет). Известно, что в силу особенностей возрастной психологии абстрактное мышление у детей этого возраста, как правило, еще развито слабо, и лучше всего они усваивают теоретические знания в наглядно-игровой форме. Мы сочетали игровые формы работы по разным темам теории музыки, учитывая уровень подготовки учащихся и их психологического восприятия.

Следующим этапом в обучении чтению с листа, было - приобретение широкого зрительного охвата нотного текста. Для начала, необходимо было развить зрительную память - научить читать на один такт вперед. Используя элементарное приспособление "бегунок", мы закрывали нотный текст сначала по полтакта, затем - по такту [5, с. 59]. Дальнейшая работа проводилась в интересной и увлекательной форме. Мы подготовили карточки с короткими музыкальными фразами из всевозможных классических произведений. Ученик должен был найти среди карточек, лежащих перед ним, звучащее произведение (которое исполняет педагог). Эта игра развивает способность концентрировать внимание, охватывать взглядом целиком весь отрывок и моментально сравнивать его с несколькими другими; игра также, расширяет музыкальный кругозор [10, с. 191].

Известно, что пение и сольфеджирование должны сопровождать игру в течение начального процесса обучения. Чем помогает сольфеджирование при обучении чтению с листа? Сольфеджирование - это звуковое наполнение "точек - нот", оживление их. На первых порах педагог играет, а ученик следит за текстом и сольфеджирует, привыкая к звучанию нотного текста. У него при этом задействована цепочка "вижу - слышу - пою". Важно, чтобы во время чтения с листа присутствовал элемент внутреннего интонирования, так как он способствует связному, осмысленному исполнению текста.

  1. Определить тональность, ключевые и встречные знаки;
  2. Прохлопать ритм;
  3. Проанализировать структуру произведения: ритмические и мелодические повторы, части, разделы;
  4. Проследить мелодическую линию, отметить широкие интервалы;
  5. Продумать аппликатуру;
  6. Определить темп;
  7. Обратить внимание на штрихи, динамику.

Анализ создает наиболее благоприятные условия для взаимодействия музыкально-слуховых и слухо-двигательных представлений, поскольку учащийся вникает в музыкальный материал, старается услышать, представить характер музыки еще до воспроизведения ее на инструменте

[9, с. 66]. Логику мышления учащегося в процессе анализа музыкального материала удобнее всего контролировать, когда он рассуждает вслух. Для того, чтобы грамотно исполнить произведение с листа, пишет Г.И.Шахов, необходимо предварительное прочтение нотного текста глазами, что без сомнения очень развивает внутренний слух, заставляет его активно работать. В процессе анализа необходимо приучать учащегося к определенной последовательности, начиная с наиболее общих моментов и, прежде всего с названия произведения, которое нередко определяет его общий характер и жанр - "Марш", "Маленькая полька", "Вальс", "Ласковая просьба", "Петрушка" и т.д.

Чтобы познакомить ученика с разнообразием нотной литературы, мы подобрали обширный репертуар, включающий - народные песни, классику, детскую музыку, песни для голоса и фортепиано, джазовую и популярную музыку.

Эффективность занятий во многом зависит от того, удастся ли педагогу вызвать у ребенка устойчивый интерес к игре по нотам. При этом необходимо придерживаться жанрово-стилевого подбора произведений для чтения с листа. Таким образом, педагог сможет расширить исполнительский опыт и музыкальный кругозор ученика.

Подбор учащимся материала следует вести постепенно, учитывая один из основных педагогических принципов от простого к сложному, от легких тональностей переходить к более сложным, осваивая расположение нот на дополнительных линейках, более сложные ритмические соотношения, разнообразные формы изложения и т. д.

Наиболее сложной задачей для ребенка является чтение с листа двумя руками одновременно. На первом этапе целесообразно давать пьесы, для которых характерно параллельное движение голосов в октаву. Далее необходимо развивать у учащегося умение осмысленно читать нотный текст одновременно по горизонтали и вертикали. Для этого подбираются произведения с мелодией в одной аппликатурной позиции и выдержанными звуками, интервалами или аккордами в аккомпанементе.

Важными составляющими навыка чтения нот с листа является, во-первых, свободная ориентировка пальцев и рук на клавиатуре, а во-вторых - аппликатурная техника. Этого можно достичь при игре гамм, аккордов, арпеджио, а также в процессе транспонирования.

Большое внимание в работе с детьми уделяется ансамблевому чтению с листа. На занятиях используем нетрудные переложения классических произведений, музыку из мультфильмов, что развивает музыкальный кругозор и в то же время повышает интерес детей к чтению с листа. Дети играют в ансамбле с различными вариантами распределения партий: учитель-ученик, два ученика, два ученика и учитель. Этот метод придает уроку элемент игры, а также вырабатывает у учащихся умение предельно концентрировать свое внимание.

Помимо занятий на уроке, дети постоянно получают домашнее задание. Результаты записываются в специально заведенную тетрадь.

Однако оценка в данном случае не столько форма контроля, сколько дополнительный способ поощрить ребенка (все ученики любят получать "пятерки").

Ученикам предлагаются специальные ритмические карточки, "музыкальное лото" (с длительностями, знаками альтерации, динамическими оттенками, штрихами, паузами), благодаря которым дети в игровой форме быстрее и прочнее осваивают азы музыкальной грамоты, что помогает овладению навыком чтения нот с листа.

Творчески пользуясь предложенной технологией, выявив сильные и слабые стороны ученика, более развитые и менее развитые способности, легко построить индивидуальную программу формирования умения чтения с листа с тем, чтобы повысить эффективность обучения.

Чтение нот с листа самым непосредственным образом влияет на эффективность учебного процесса в целом, т.к. представляет собой не что иное, как умение усваивать максимум информации в минимум времени. В результате - увеличение объема изучаемого материала за счет сокращения сроков его прохождения, укрепление межпредметных связей, расширение музыкального кругозора и формирование устойчивого интереса к музыке. В итоге - всестороннее развитие творческих способностей ученика.

Свободное и беглое чтение нот с листа - один из ключевых моментов современного музыкального образования, важное условие всестороннего развития учащегося, основа его будущей самостоятельности.

Формирование навыков чтения нот с листа связано с последовательным решением целого комплекса практических и педагогических задач. При регулярных занятиях чтением с листа расширяется музыкальный кругозор учащихся, развивается музыкальный слух, мышление, облегчается задача организации пианистического аппарата, вырабатывается быстрая ориентировка на клавиатуре, развиваются сложные двигательные навыки, формируется база для аккомпаниаторской практики, игры в ансамбле, оркестре.

Главным недостатком учащихся музыкальных школ в области чтения с листа является, чаще всего, неточное воспроизведение ритмического рисунка, аккордовой фактуры и штрихов. Кроме того, учащиеся не осознают и не чувствуют музыкальной фразы, ее мотивного строения. Это свидетельствует об отсутствии навыка чтения нот с листа и неразвитости музыкального мышления. Возможности учащегося в самостоятельном музицировании в этом случае ограничены.

Навыки, необходимые для успешного чтения нот с листа

Чтение с листа подразумевает сквозное проигрывание нового музыкального материала по нотам. Основная задача заключается в ознакомлении с произведением в общих чертах. Успешность чтения нот с листа зависит от знаний и навыков исполнителя: чем больше видит и внутренне слышит музыкант в нотном тексте, чем скорее и далее предугадывает он логику развития музыкального материала, чем лучше владеет инструментом, тем успешнее он читает с листа.

3) Третье условие – ориентировка при игре по графическому изображению нотной записи. Нужно уметь видеть общую конфигурацию мелодических рисунков, т.е. не вглядываться в каждую ноту, а видеть сразу всю гамму, арпеджио, интервалы, аккорды.

5) При чтении с листа усилия должны быть направлены на воспроизведение завершенных музыкальных мыслей. Нельзя выговаривать по слогам каждую ноту. Только игра по фразам несет осмысленность, внутреннюю логику и эмоциональную окраску.

Структуру музыкальных построений учащемуся легче будет понять на основе песенных мелодий, в которых фразы литературного текста совпадают по своему строению с музыкальными.

При чтении нот с листа не допускается:

1) Остановки, поправки. При случайных ошибках не стоит останавливаться и переигрывать такты. В занятиях чтением с листа игра без остановок является наиболее важной задачей.

2) Значительное отступление от темпа.

3) Прежде всего необходимо воспитать у учащихся четкое ощущение сильной доли, метрической пульсации.

Игра с листа имеет сложную структуру и включает два взаимосвязанных этапа деятельности исполнителя: Чтение нотного текста глазами и последующая игра с листа. Учащийся вникает в музыкальный материал, старается услышать, представить характер музыки ещё до её воспроизведения на инструменте. На основе анализа активно формируются и технические представления. В процессе анализа необходимо приучать ученика к определённой последовательности, начиная с наиболее общих моментов, прежде всего с названия произведения, которое нередко определяет его общий характер и жанр.

Таким образом, первым ориентировочным действием должен быть анализ текста.

Анализ целесообразнее проводить по следующим ступеням:

Лад, тональный план сочинения. Частые смены тональности, модуляции, отклонения, обилие знаков альтерации обычно вызывают у учащихся затруднения при игре с листа.

Анализ формы сочинения помогает выявить, из каких частей, периодов, предложений она состоит, есть ли повторы, репризы частей, рефрены, секвенции, контрастен или сходен тематический материал.

Анализ фактуры произведения: гоммофонно - гармонический или полифонический. В полифонической фактуре необходимо уточнить, какой вид полифонии преобладает: подголосочный, имитационный или контрастный. Кроме того, следует указать на такие часто встречающиеся в произведениях формулы фортепианной техники, как гаммообразные пассажи, арпеджио, тремоло, альбертиевы басы, остинатный бас, хроматические фигурации, аккорды и т.д.

Исполнительские приемы (динамика, артикуляция, темп, педализация, аппликатура, штрихи).

Перед исполнением произведения необходима ладотональная настройка. Ее дает преподаватель или ученик.

Подбор материала.

Формирование навыков чтения с листа требует, чтобы материал был последовательно выстроен и доступен, на один - два класса ниже основного материала индивидуального плана ученика. При этом музыкальный материал должен быть ритмически и интонационно знакомым, интересным, ярким. Для чтения с листа также можно использовать ансамбли, аккомпанемент. На начальном этапе обучения чтению нот с листа мелодии должны отвечать следующим правилам:

содержать в себе гаммообразные последовательности (без скачков), повторяющиеся звуки;

диапазон мелодий должен охватывать звукоряд не более 4-5 звуков;

мелодия должна начинаться и заканчиваться тоникой;

исполняться в медленном или умеренном темпе;

освоить ритмические блоки;

Усложнение материала в дальнейшем должно происходить постепенно, но всесторонне:

появление минорного лада, тональностей с большим количеством знаков, отклонений, модуляций;

расширение диапазона мелодий;

начало мелодии с любой ступени тональности;

усложнение ритмического рисунка, появление пунктиров, триолей;

исполнение в более быстрых темпах.

при выборе пьес для чтения с листа педагог исходит из индивидуальных особенностей учащихся, стремиться выявить характерные для каждого из них трудности и, соответственно, распределить задания.

Список использованной литературы:


Полный текст материала Доклад "Чтение с листа на уроках фортепиано" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Навык чтения с листа является одним из самых важных для любого современного музыканта. Это навык, который значительно расширяет понимание музыки, позволяет изучать бесконечное количество произведений в самых разных стилях. Тем не менее, до сих пор это самый менее развиваемый навык среди большинства музыкантов.
Если вы, допустим, не имеете профессионального музыкального образования, то скорее всего можете полагать, что все музыканты, которые являются профессионалами и получали образование умеют читать с листа и это такой простой навык, который развивается со временем. На самом деле это далеко не так и я могу сказать, что, наверное, процентов 80, если не больше музыкантов, которые отлично играют на инструменте, могут разобрать произведение по нотам, играют с листа не очень хорошо, а некоторые играют очень плохо, несмотря на то, что они очень хорошие музыканты. Всё из-за того, что они не тренировали этот навык и просто не знают как читать с листа.

При этом большинство советов, которые можно встретить, часто касаются только практических элементов развития данного навыка. Проще говоря, чтобы научиться читать с листа, нужно как можно больше читать с листа.
В данной статье я дам вам наиболее важные практические советы, которых стоит придерживаться для того, чтобы ускорить развитие навыков чтения листа.
Бездумно читая с листа каждый день, вы конечно сможете улучшить навык, но прогресс будет очень медленным и, скорее всего, вы не получите того к чему стремитесь.

2 области в чтении с листа

Начнём с того, что разграничим 2 важных области: чтение с листа и разбор произведения.
Разбор произведения выглядит следующим образом: есть инструмент и есть произведение, которое вы хотите разобрать. Вы просто смотрите в ноты и можете медленно находить их на инструменте, можете фразы замедлять, повторять, можете один такт разбирать очень долго. Это именно такой медленный и вдумчивый процесс.
Чтение с листа подразумевает то, что вы взяли инструмент и сразу начали играть, желательно в нужном темпе, с нужной фрезеровкой, то есть близко к тому, как это должно исполняться.
Мой опыт включает в себя более 5-6 даже наверное 7 инструментов, на которых я играл в разное время и естественно на них на всех я умел играть с листа. Как это происходило?
Здесь проще всего начать с аналогии с обычным чтением. Мы все умеем читать. Как мы это делаем, давайте подумаем. Могли бы вы читать, если бы не знали букв? Мы можем читать про себя, можем читать вслух, но если мы не знаем букв, не знаем слов, не знаем грамматики — всё это бесполезно. То есть, первый этап это очевидно умение читать и узнавать буквы, умение их быстро считывать. Точно так же, как вы учитесь читать буквы когда изучаете иностранный язык. В музыке точно также и первый этап это просто научиться читать ноты, произносить их вслух.

Это очень важно, так как здесь вам нужно привлекать разные модальности, скажем так, научиться слушать, научиться произносить, подключать разные области мозга, чтобы быстрее запомнить. Поэтому на первом этапе нужно научиться распознавать ноты.
Некоторым кажется, что нот очень много и это их вгоняет в ступор. На самом деле всё гораздо проще. Если посмотреть на наиболее распространённые ноты, то все они вписываются в диапазон человеческого голоса плюс-минус. Запомните ноты в двух октавах, а две октавы это 14 нот, всего 14 символов на первом этапе нужно запомнить. Это вообще немного.

В языке 33 буквы и вы их без труда используйте, читаете, пишите.

14 нот, в начале вот этого будет достаточно запомнить, научиться их быстро считывать и называть. Берёте любой нотный сборник и учитесь читать. Пока вы не научились читать ноты именно без инструмента, понимать их, считывать — это бесполезно дальше переносить на инструмент. Поэтому, это такой примитивный самый первый над-уровень, но на нём уже застревают, потому что здесь как раз важна практика и использование какие-то простейших мнемонических упражнений. Например, запомнить ноты, которые расположены на линейках и между линеек, гораздо проще, чем просто запоминать их по порядку.

Это один из самых популярных вариантов, который показывают на первом уроке в музыкальной школе. Вы запоминаете ми, соль, си, ре, фа и, соответственно фа, ля, до, ми, ну если прям между линеек. Можно запомнить ре, фа, ля, до, ми, соль и так далее.

То есть, вы сразу же научитесь мыслить какими-то общими категориями.
Итак, первый этап: вы обязательно должны очень быстро, мгновенно научиться читать ноты. В начале это просто одноголосие, то есть одна нота написанная на нотном стане — мелодия. Этого достаточно для того, чтобы уже начинать что-то пробовать инструментом, но я всё-таки советую на этом этапе посидеть какое-то время, пока вы не почувствуйте определённую лёгкость, схожую с тем, как вы читаете книги. Мы не задумываемся о буквах, мы даже не задумываемся о словах. Очень часто читаем именно целыми предложениями. Если вы, допустим, занимались развитием навыков скорочтения, вы знаете, что там уже идёт чтение предложениями, целыми абзацами, и полстраницы можно сразу считывать, какие-то основные смыслы улавливать и так далее. В музыке очень часто всё происходит таким же образом.

Этап 2 Практика за инструментом

Итак, вы переходите к освоению навыков чтения с листа на инструменте. Что здесь нужно? Первый навык, на котором важно сосредоточить внимание это умение играть не смотря на инструмент. Не важно на чём вы играете. Опять же, я играл и на духовых инструментах в оркестре и на фортепиано, поскольку это у меня всегда был вспомогательный инструмент и на струнных самого разного вида. Играя на гитаре не смотреть на гриф, на фортепиано не смотреть на клавиатуру, на трубе смотришь в ноты и аппликатуры автоматически уже ты знаешь и пальцы работают. Если у вас есть с этим проблемы, пробуйте играть с закрытыми глазами, даже простейшие пьесы, композиции без привязки пока к чтению с листа. Научитесь извлекать ноты на грифе гитары, на клавиатуре, на вашем духовом инструменте без подглядывания. Периодически можете смотреть, но научитесь чувствовать, чтобы когда вы вы начнете читать с листа не возникала такая картина, которую часто можно наблюдать у начинающих музыкантов: он смотрит в нотный текст, не знает что за нота, считает, что это за нота, медленно досчитал, а потом начинает её искать на инструменте.

Естественно, что здесь ни о каком чтении с листа в темпе не может идти и речи, потому что это очень медленный процесс и он не приведет к нужному успеху. Это то же самое, что учить язык, не выучив буквы и пытаться читать сложные поэмы. Просто пустая трата времени. Поэтому выделяйте какое-то время на то, чтобы заниматься в темноте, заниматься с закрытыми глазами, развивать тактильное ощущение, учиться играть на инструменте без того, что бы смотреть на него.

Теория и чтение с листа

Точно так же связана, как и в языке.

Вы не читаете бездумно, вы всё равно понимаете грамматику, синтаксис, вы понимаете значение слов. Обратите внимание, мы не можем читать текст, смысл которого не понимаем. Попробуйте взять какую-нибудь сложную научную литературу или текст на языке, который пишется латиницей. Вы не сможете так же быстро читать и вероятно вы ничего не поймете и будете запинаться, если начнете читать вслух.
Музыка состоит из осмысленных, понятных и часто повторяемых логичных элементов. Если вы быстро считываете значение этих элементов, то и быстро воспроизводите и на инструменте.
Например вы видите арпеджио трезвучия до-ми-соль-до и оно секвенцируется на большую секунду вверх, допустим в тональности до-ми-соль-до-ре-фа-ля-ре.


Вы не видите это как отдельную ноту. Начинающие музыканты, у которых нет навыка чтения с листа видят каждую ноту отдельно: до, ми, соль… Даже если они научились их быстро читать, всё равно каждая нота рассматривается как отдельный элемент.
Когда вы хорошо освоили теорию музыки даже на элементарном уровне музыкальной школы, вы видите чаще всего 1 или даже 2 такта, уже как такой собранный цельный элемент. Или допустим гаммаобразное движение. Вам мне нужно считывать каждую ноту, вы уже понимаете, что это гамма. А если пойдёт секвенция, то вы видите, что там, допустим, по четыре ноты до, ре, ми, фа, ре, ми, фа, соль, ми, фа, соль и так далее.

Когда я вижу такой пассаж, мне вообще не нужно его читать. Мне просто нужно понять принцип и он может бесконечно продолжаться, хоть 3 такта, хоть 4. Я уже знаю, что нужно сыграть, не читая каждую ноту отдельно. Мне просто нужно считать этот пассаж и увидеть, что он действительно соответствует тому, что я предугадал. То есть, вам нужно научиться видеть ноты вертикальными и горизонтальными группами.
Горизонтальные группы нот представляют в виде интервальных логичных цепочек. Допустим, вы видите секунды до, ре, ми или терции до, ми, соль, видите где это прерывается или арпеджио и уже мгновенно можете понять, что дальше идёт. У вас в голове, скажем так, в оперативную память ноты загружаются и вы уже думаете, как их играть на инструменте, что естественно облегчает задачу. По сути вам нужно сыграть то, что вы, как будто, уже знаете. Увидели, сразу запомнили и играете. Это в одноголосье. Мы видим одну линию и считываем её горизонтально.

Большинство аккордов предугадываемые. Допустим, мой основной инструмент гитара и я знаю как выглядит большинство аккордов. Мне не нужно их считывать. Я вижу даже, допустим, 5-ти, 6-ти нотный аккорд и я уже знаю, что это за аккорд и как его взять на гитаре, не считая каждую ноту аккорда отдельно.
Аналогичный случай с партитурой. Если я вижу партитуру, я уже знаю, какие ноты и в каком аккорде берутся у определённого инструмента и примерно представляю их.

В музыке ограниченное количество аккордов, несмотря на то, что кажется их бесконечное количество. И когда эти аккорды, читая партитуры много лет, вы уже будете видеть постоянно, вам не нужно будет их считывать по отдельному элементу. Вы просто будете знать, что это такой-то аккорд, как-будто вы видите букву: C — до-мажор. Всё вы знаете, что это до-мажор.

Синтаксис и чтение с листа

Ещё один элемент теории музыки — синтаксис. Если вы не понимаете синтаксис, разбираете каждый такт, видите, как отдельный элемент, не понимаете, что куда идёт или так далее

Если же вы разбираетесь в синтаксисе, то видите мотив, что он развивается, возникает фраза, возникает предложение и, таким образом, просто глядя на 8ми тактовый отрезок можно не прикасаясь к инструменту запомнить мелодию, затем взять инструмент и сыграть. Это очень сильно помогает в практической работе, когда нужно сыграть какую-то незнакомую песню. Ты ещё не знаешь или слышал всего раз, но ни разу не играл. Тут же открываешь ноты, посмотрел в паузе и начал играть, просто помня, что там в нотном тексте. Там 8 — 16 тактов запомнил, держишь в голове и играешь. Всё это очень полезно и помогает осмысливать музыку сразу м исполнять её музыкально, даже играя с листа. Кроме того, облегчает запоминание и сразу в оперативную память загружает не отдельные фрагменты, а 2, 3, 4 такта, в зависимости от простоты мелодии. Иногда и восемь тактов спокойно можно посмотреть и сразу запомнить, понять что там происходит.
На практике мы приходим к тому, что что нужно запоминать формулы. Вся музыка может быть описана простейшими элементами. Большая часть пассажей, большая часть движений, которые используются в той музыке, с которой мы сталкиваемся, они являются вариантами каких-либо уже устоявшихся шаблонов. Например, если вы знаете как звучит пунктирный ритм, то уже не важно в какой композиции вы его встретите, вы его сразу сыграете. Если вы знаете как выглядит, допустим, пентатонический пассаж, пассаж гаммообразный, то вы его сразу будете мгновенно считывать. Соответственно когда вы занимаетесь чтением с листа, двигаясь по шагам, о которых было сказано выше, обязательно отмечайте для себя формулы, которые постоянно повторяются. Конечно вы можете обратиться и к дополнительным учебным материалам, где уже всё структурировано, благо такие пособия есть и их немного, в которых описаны формулы пассажей, аккорды мы изучаем в гармонии и так далее. То есть, вы начнете замечать, что одни и те же элементы повторяются в разных сферах, в разных композициях у разных инструментов и в некоторых случаях достаточно будет один раз посмотреть и вы уже будете даже не с листа играть, а вы посмотрели, поняли что там происходит, запомнили и играете, как будто вы уже знакомы с этой музыкой.

Аппликатура и чтение с листа
Важную роль здесь также играет аппликатура. Вы должны четко понимать, как на вашем инструменте выстраивается аппликатура, знать наиболее удобные аппликатурные формы. Например, на гитаре это пальцевые структуры типа 1-3-4, 1-2-4, если мы говорим о соло игре, аппликатуры аккордов, аппликатуры пассажей, определённых секвенций. На фортепиано тоже есть своя система использования. Подмена пальцев, как играть арпеджио наиболее удобно и многое другое. То есть, в данном случае возникает связь между нотным текстом и физиологией. Аппликатуры вы выучиваете в процессе занятия на вашем инструменте, именно поэтому полезно играть гаммы, различные арпеджио и так далее. Потому что в них в краткой форме изложены различные формулы, которые вам встретятся и вместо того, чтобы каждый раз считывать это, вы уже будете использовать это как наработанный шаблон.

Предугадывание

В итоге мы приходим к тому, что по сути является основой чтения с листа — это предугадывание. Предугадывание нотного текста это то, к чему вам нужно в итоге прийти. Умение видеть на 1, 2, 3, 8 тактов вперёд. Когда, допустим, я читаю с листа, происходит всегда процесс того, что ты играешь как бы следующий такт. Первый такт попал в оперативную память, пока ты его играешь, считываешь второй такт. Всегда идет процесс считывания следующего такта, в зависимости от сложности музыки.

Просто берёте нотный текст любого произведения, желательно на вашем инструменте и слушаете музыку, глядя по тексту, как она развивается. В этом случае у вас исчезает страх смотреть вперёд, так как многие смотрят на такт, который они играют, потому что пытаются разобраться, что же там нужно сыграть и не видят, что происходит дальше. Когда вам не нужно играть, вы начинаете учиться предугадыванию. Естественно на уроках с преподавателем за это может отвечать он, всячески стимулировать, закрывать инструмент, направлять вас указками, ручками, показывать куда двигаться. Но если вы самостоятельно развиваете этот навык, вам нужно учиться именно таким образом: смотрите в ноты и пытаетесь видеть на 2, 3, 4 такта вперёд, постепенно представляя, как это выглядит на вашем инструменте.
Только в этом случае при развитии навыков предугадывания вся картина чтения с листа соберётся у вас в одно целое, в развитый навык, который позволит вам исполнять сразу. Видеть и играть. Но это невозможно без развития всех описанных здесь элементов.

Цепочка вижу, слышу, играю

Следующий этап это понимание цепочки, к которой нам нужно прийти: вижу, слышу, играю.
На первом этапе возможно у вас будет так: вы видите ноты — играйте. Услышали что получилось и сравнивайте это хорошо это звучит или нет. В этом случае хорошо использовать какой-то уже известное произведение, то есть учить транскрипции. Потому, что вы можете сравнить звучит это так как на записи или нет. В любом случае вы стремитесь к выстраиванию этой цепочки видите, слышите, как это должно звучать и уже исполняете. Здесь, естественно, помогает развитие навыков сольфеджио. На сольфеджио точно также развиваются навыки чтения с листа, только там вместо произнесения нот вы их ещё и поёте. То есть, учитесь воспроизводить.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среди многообразия музыкально-пианистических навыков, приобретаемых учащимися в процессе обучения игре на фортепиано, важное значение имеет навык чтения нот с листа, то есть умение сыграть по нотам без остановок какое-либо незнакомое музыкальное произведение, не превышающее по трудности технических возможностей ученика.

Андреева Галина Владимировна, преподаватель по классу фортепиано МБУ ДО Детской школы искусств № 8 г. Ульяновска

Среди многообразия музыкально-пианистических навыков, приобретаемых учащимися в процессе обучения игре на фортепиано, важное значение имеет навык чтения нот с листа, то есть умение сыграть по нотам без остановок какое-либо незнакомое музыкальное произведение, не превышающее по трудности технических возможностей ученика.

С какими наиболее распространенными ошибками учащихся при чтении нот с листа встречается почти каждый преподаватель?

Элементарное незнание нот и типовых ритмических рисунков;

игнорирование ключевых знаков;

потактовое чтение, то есть игра с остановками перед каждым тактом;

невнимательность к динамическим знакам;

пренебрежение знаками агогики.

Для приобретения навыка чтения с листа необходимо формирование целого ряда комплекса навыков. Из чего же состоит комплекс навыков, позволяющий читать ноты с листа? В первую очередь следует четко понимать, что навык чтения нот формируется по нескольким основным принципам:

- двигательный, который заключается в умение быстро выбрать нужную позицию и аппликатуру для исполнения аккорда, пассажа или мелодического оборота, то есть, у обучающегося вырабатывается четкая связь между мелодическим комплексом и определенным движением.

Необходимо на всех этапах обучения использовать и ансамблевую форму музицирования , так как игра в паре с кем-то также способствует развитию беглости чтения музыкальных произведений, тренирует быстроту реакции и стимулирует сообразительность: расширяется видение текста по вертикали.

Для успеха в решении поставленных выше задач хочется подчеркнуть роль мышления и необходимость его развития. Развитое мышление – основное качество, которым должен обладать исполнитель. Развитое мышление легко может компенсировать недостаток других природных способностей и поможет их развить.

Какие же преимущества дает начинающему пианисту навык свободного чтения с листа?

Развивает способность работать над пьесой самостоятельно, побуждает к творческой активности, расширяет репертуар.

Приобщает к домашнему музицированию, участию в самодеятельном творчестве.

Развивает интерес к занятиям и любовь к музыке.

Вывод напрашивается сам собой: учить чтению нот с листа нужно с первых шагов, занимаясь этим систематически как на уроке, так и в качестве домашнего задания, для самостоятельной работы. Ведь от того, насколько прочно будут усвоены базовые теоретические понятия и самые первоначальные тактильно-технические навыки, будет зависеть дальнейшее развитие ученика.

Читайте также: