Доклад на тему право собственности на животный мир и право собственности на объекты животного мира

Обновлено: 02.07.2024

Владение объектами животного мира

  • редкие и вымирающие виды, занесенные в Красную книгу РФ;
  • живущие в особо оберегаемых природных местностях федеральной ценности;
  • водящиеся в территориальном море, континентальном шельфе и только в экономической области РФ;
  • попадающие под влияние международных договоров РФ;
  • относящиеся к особо оберегаемым и значимым в хозяйственном смысле;
  • а также мигрирующие по областям двух и более субъектов РФ.

Понятно, что объекты животного мира, которые не находятся в вышеупомянутом списке, имеют отношение к объектам собственности субъектов РФ. Показанный в федеральном законе список является открытым.

Пользование животным миром

Российские и заграничные юридические лица вправе пользоваться животным миром, а также граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица, у которых нет гражданства. Пользование животным миром выполняется чаще всего в разрешительном порядке, то есть для такого типа функциональности необходимо получение лицензии, либо дозволения. Эта правовая уловка заложена в Федеральных законах:

Так как объекты животного мира можно передавать на длительное и временное использование, то конечно же имеются различия между долгосрочными и именными одноразовыми лицензиями. Длительное пользование используют юридические лица, а временное – граждане.

Если от имени Российской Федерации или ее субъектов предоставляется в пользование животный мир, то осуществляют это определенные государственные органы власти. Касаемо объектов животного мира, которые находятся в федеральной собственности – передачу в пользование выполняет определенный специально уполномоченный государственный орган по обороне, контролю и регулированию пользования объектами животного мира и среды их нахождения. А в отношении объектов животного мира, которые относятся к владениям субъектов РФ, то этот же орган осуществляет их передачу, но только исходя из решения органов исполнительной власти субъектов РФ.

Законы О рыболовстве

В дозволении на добычу или вылов водных биоресурсов, учитывая тип рыболовства, должны быть указаны:

  • данные о лицах, которым переданы в пользование водные биоресурсы, приписанные:
    • к объектам рыболовства;
    • судне, осуществляемому рыболовство;
    • местности добычи или вылова водных биоресурсов;
    • рыбопромысловой области;
    • виды водных биоресурсов, дозволенных для добычи;
    • орудия;
    • варианты и период добычи или вылова биоресурсов;

    Росрыболовство исполняет разрешения и внесения поправок в:

    • оформление;
    • выдачу;
    • регистрацию;
    • поправки в разрешениях на добычу или вылов водных биоресурсов.

    Функциональность разрешения на добычу водных биоресурсов может быть прекращена или это разрешение может быть расторгнуто до истечения определенного периода его действия Росрыболовством, соответственно с основаниями завершения права на добычу водных биоресурсов.

    Сведения о завершении функциональности разрешения на добычу водных биоресурсов или об расторжении разрешения на добычу водных биоресурсов, отправляется в федеральный орган исполнительной власти в части обеспечения обороны РФ.

    Соответственно объект животного мира – это организм животного происхождения (дикое животное) или их популяция – т.е. дикая фауна.

    Во-первых, по его мнению, неуместны территориальные ограничения - животный мир - это совокупность животных , населяющих не только Российскую Федерацию.

    Во-вторых, определение не охватывает всех животных, а выделяет лишь находящихся в состоянии естественной свободы. Иными словами, под определение подходит лишь дикая фауна, что неравнозначно животному миру в целом.

    Позволим себе не согласиться с исследователем. Территориальный аспект, обозначенный в Законе, указывает на то, что закон регулирует отношения внутри Российской Федерации, касательно тех представителей животного мира , которые обитают на ее территории - проще говоря, этим определяются пространственные и территориальные пределы действия Закона.

    Что касается смысловой стороны, а именно включения в животный мир только диких животных – здесь на наш взгляд, законодатель исходил из целесообразности и первостепенности защиты дикого животного мира от посягательства человека.

    Конечно, нельзя не согласиться с тем, что в широком смысле слова животный мир - это все организмы животного происхождения, а не только дикая фауна.

    Однако именно дикие животные являются наиболее уязвимыми с точки зрения воздействия на них результатов жизни и деятельности человека, поэтому их защита является приоритетной. Кроме того, относительно домашних (сельскохозяйственных) животных имеется отдельное законодательство

    Животный мир РФ в пределах ее территории является государственной собственностью. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию в отношении животных на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.

    Это означает, что животный мир РФ изъят из гражданского оборота, а сделки по отчуждению объектов животного мира (продажа, залог и др.), нарушающие в прямой или скрытой форме право государственной собственности на животный мир , недействительны.

    Оборотоспособность диких животных допускается лишь в отдельных случаях по специальным разрешениям (распорядительным лицензиям), выдаваемым компетентными государственными органами.

    Объекты животного мира , изъятые из естественной среды обитания, могут находиться в частной, муниципальной, государственной или иных формах собственности . Владение, пользование и распоряжение такими объектами регулируется гражданским законодательством.




    Правомочия собственника в отношении животного мира осуществляются совместно Российской Федерацией и ее субъектами.

    · редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу РФ;

    · обитающие на особо охраняемых территориях федерального значения (в заповедниках, национальных парках и др.);

    · населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ;

    · подпадающие под действие международных договоров;

    · относящиеся к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;

    · мигрирующие по территории двух и более субъектов РФ.

    От имени Российской Федерации и ее субъектов право собственности реализуют соответствующие государственные органы – общей компетенции (Федеральное Собрание, Президент РФ, Правительство РФ, местные администрации) и специально уполномоченные органы. Государство в лице своих компетентных органов предоставляет животный мир в пользование различным субъектам.

    Тема 11: Правовая охрана и использование объектов животного мира.

    Право собственности на животный мир: понятие животного мира, виды собственности.

    Соответственно объект животного мира – это организм животного происхождения (дикое животное) или их популяция – т.е. дикая фауна.

    Во-первых, по его мнению, неуместны территориальные ограничения - животный мир - это совокупность животных , населяющих не только Российскую Федерацию.

    Во-вторых, определение не охватывает всех животных, а выделяет лишь находящихся в состоянии естественной свободы. Иными словами, под определение подходит лишь дикая фауна, что неравнозначно животному миру в целом.

    Позволим себе не согласиться с исследователем. Территориальный аспект, обозначенный в Законе, указывает на то, что закон регулирует отношения внутри Российской Федерации, касательно тех представителей животного мира , которые обитают на ее территории - проще говоря, этим определяются пространственные и территориальные пределы действия Закона.

    Что касается смысловой стороны, а именно включения в животный мир только диких животных – здесь на наш взгляд, законодатель исходил из целесообразности и первостепенности защиты дикого животного мира от посягательства человека.

    Конечно, нельзя не согласиться с тем, что в широком смысле слова животный мир - это все организмы животного происхождения, а не только дикая фауна.

    Однако именно дикие животные являются наиболее уязвимыми с точки зрения воздействия на них результатов жизни и деятельности человека, поэтому их защита является приоритетной. Кроме того, относительно домашних (сельскохозяйственных) животных имеется отдельное законодательство

    Животный мир РФ в пределах ее территории является государственной собственностью. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию в отношении животных на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.

    Это означает, что животный мир РФ изъят из гражданского оборота, а сделки по отчуждению объектов животного мира (продажа, залог и др.), нарушающие в прямой или скрытой форме право государственной собственности на животный мир , недействительны.

    Оборотоспособность диких животных допускается лишь в отдельных случаях по специальным разрешениям (распорядительным лицензиям), выдаваемым компетентными государственными органами.

    Объекты животного мира , изъятые из естественной среды обитания, могут находиться в частной, муниципальной, государственной или иных формах собственности . Владение, пользование и распоряжение такими объектами регулируется гражданским законодательством.

    Правомочия собственника в отношении животного мира осуществляются совместно Российской Федерацией и ее субъектами.

    · редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу РФ;

    · обитающие на особо охраняемых территориях федерального значения (в заповедниках, национальных парках и др.);

    · населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ;

    · подпадающие под действие международных договоров;

    · относящиеся к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;

    · мигрирующие по территории двух и более субъектов РФ.

    От имени Российской Федерации и ее субъектов право собственности реализуют соответствующие государственные органы – общей компетенции (Федеральное Собрание, Президент РФ, Правительство РФ, местные администрации) и специально уполномоченные органы. Государство в лице своих компетентных органов предоставляет животный мир в пользование различным субъектам.


    Так, главной определяющей характеристикой объектов животного мира являются такие элементы как:

    1. совокупность живых организмов — все виды диких животных;
    2. дикие животные, находящиеся в состоянии естественной свободы.

    Также ст. 4 ФЗ № 52 закрепляет то, что животный мир в пределах Российской Федерации является государственной собственностью и Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию в отношении животных на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне. Однако ни законодательство, ни правовая наука не дает полного и всестороннего объяснения понятия и содержания права собственности на животный мир. Исходя из положения ст. 4 ФЗ № 52 дикое животное, признанное государственной собственностью выступает в качестве имущества и обладает признаками вещи.

    Проанализировав данное определение и опираясь на ст. 1 ФЗ № 52, главным признаком которого является именно дикое животное, находящееся в состоянии естественной свободы, следует вывод, что, животный мир не может выступать в качестве вещи до тех пор, пока не будет утрачена экологическая связь природы с животным в случае вмешательства или воздействия человека способом присвоения. Раскрывая признаки вещи, нужно еще выделить такой ее признак, как полезность, а именно удовлетворение потребностей людей. Животный мир в данном случае является исключением, находясь в состоянии естественно свободы им никто не обладает, а значит и не может извлечь пользу и собственную выгоду. Поэтому, с точки зрения гражданского права, животные не являются вещами и на них нельзя установить какие-либо вещные права.

    Достаточно спорным и дискуссионным считается вопрос о признании объекта животного мира государственной собственностью. Выделяются два основных направления во мнениях ученых.

    Другие ученые, такие как: Г. Ф. Шершеневич и В. И. Синайский относили диких животных к бесхозяйный вещам, право собственности на которые могло быть обретено путем завладения, но установление чьей бы то ни было собственности на всех диких зверей и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы никак не совместимо с самой природой объекта, ведь очень сложно осуществлять правомочия собственника в отношении диких животных, которые постоянно мигрируют. При таких обстоятельствах практически невозможно установить режим собственности. [4]

    В гражданском правев ст. 209 ГК РФ под собственностью раскрывается триада полномочий: владение, пользование и распоряжение. Исходя из данной статьи, под владением понимается физическое обладание вещью, а также осуществление над ней контроля. Указанное положение нельзя применить к объекту животного мира, находящегося в состоянии естественной свободы, а потому осуществление владения над ними невозможно.

    Безусловно существует возможность владения дикими животными вне воли или в полубольных условиях, но для осуществления определенных целей: сохранения генетического фонда, ресурса и т. д. Но опираясь на законодательство Российской Федерации и основные положения экологического права, под объектом животного мира будут пониматься непосредственно те животные, которые находятся в состоянии естественной взаимосвязи с природой.

    К.ю.н. Т. Н. Малая под владением объектами животного мира понимает то,что государство выступает не собственником объекта, а носителем власти, представляющее публичные интересы граждан РФ в определении правового режима единого фаунистического фонда, на установление общих правил на права и обязанности участников по поводу использования ресурсов животного мира. [5, с 11–13]

    Под первой категорией понимается деятельность лиц по использованию объектов животного мира, а вторая включает в себя изучение, добывание и извлечение пользы из объектов для удовлетворения материальных или духовник потребностей человека.Так, пользование животным миром может осуществляться двумя способами -с изъятием или без изъятия объектов животного мира из среды их обитания.

    Примером пользования служит ст. 34 ФЗ № 52, которая регламентирует следующие виды пользования гражданами и физическими лицами: охота, рыболовство, добыча объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам и т. п. Так, прогулка по лесу, наблюдение за поведение животных, их фотографирования и иные методы исследования без изъятия объектов животного мира из среды их обитания-все это способы пользования.

    Говоря о государстве в указанном смысле необходимо отметить,что оно не имеет оснований контролировать и определять субъектов имеющих и осуществляющих право пользования на объекты животного мира, а также вмешиваться в процесс осуществления ими своего законного права. Исходя из вышесказанного, государство не может самостоятельно пользоваться объектом животного мира, хоть и является его собственником.

    Правомочие распоряжения заключается в возможности определения юридической судьбы своего имущества.

    Выделяется научная точка зрения о том, что понятия права пользования и использования нельзя разграничивать, так как осуществление права пользования субъектами осуществляется через деятельность органов власти и управления. Это подтверждается на практике, например, выдача разрешений на отстрел животных — право распоряжения. Но получение разрешения не дает права собственности на животное, оно является предпосылкой для его возникновения.

    Конституция РФ в ст. 72 относит вопросы природопользования, охраны окружающей среды к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Проблема указанного положения заключается в том, что в ФЗ № 52 не определяются критерии отнесения диких животных к той или иной собственности, что вызывает множество коллизий, вопросов и споров на практике. Решением существующей проблемы послужило бы принятие общих критериев, определяющих принадлежность имущества к собственности РФ или ее субъектов, а также детальная регламентация данного процесса.

    Подводя итоги всего вышесказанного, представляется, что животный мир не является государственной собственностью в действительности, это лишь декларативное закрепление в законодательстве.

    Право собственности, закрепленное в ст. 4 ФЗ № 52 не имеет ничего общего с гражданско-правовым пониманием института собственности и существует оно в форме юридической фикции, так как правовая действительность не совпадает с ее нормативной моделью.

    Основные термины (генерируются автоматически): животный мир, Российская Федерация, государственная собственность, естественная свобода, животное, собственность, исключительная экономическая зона, признак вещи, совокупность живых организмов, юридическая фикция.

    Согласно ст. 4 Закона РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в отношении объектов животного мира в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами РФ, а также нормами международного права.

    Объектами федеральной собственности являются:

    – редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, а также занесенные в Красную книгу РФ;
    – обитающие на особо охраняемых территориях федерального значения;
    – населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ;
    – подпадающие под действие международных договоров РФ;
    – отнесенные к особо охраняемым видам, ценным в хозяйственном отношении;
    – естественно мигрирующие по территории двух и более субъектов РФ.

    Приведенный перечень является открытым.

    Право собственности от имени Российской Федерации и ее субъектов осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции.

    Пользователи объектов животного мира обязаны вести учет используемых ими объектов, объемов их изъятия и ежегодно представлять эти и другие данные уполномоченным органам. Государственный учет, кадастр и мониторинг объектов животного мира ведутся по единым для РФ правилам с использованием унифицированных форм хранения информации.

    Право пользования животным миром регулируется экологическим законодательством исходя из прав собственности на него.

    Приоритетное право пользования животным миром включает в себя: предоставление первоочередного выбора промысловых угодий; льготы в отношении сроков и районов добывания объектов животного мира, полового и возрастного состава и количества добываемых объектов и продуктов жизнедеятельности животных; предоставление исключительного права на добывание определенных объектов и продуктов жизнедеятельности животных.

    Согласно Федеральному закону приоритетным правом обладают коренные малочисленные народы и этнические общности, граждане, принадлежащие к этим группам населения, и их объединения. Данное право ограничивается по территориальному признаку – территорией традиционного расселения и хозяйственной деятельности, а не только по субъектному.

    Переуступка приоритетного права гражданам и юридическим лицам, не относящимся к категориям, обладающим этим правом по закону или на основании специального разрешения, запрещается.

    Общими видами пользования животным миром являются охота, рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих, добыча объектов животного мира, не относящихся к объектам охоты и рыболовства, использование полезных свойств жизнедеятельности животных и извлечение их, получение продуктов жизнедеятельности, а также изучение, исследование и иное исследование животных без изъятия из окружающей среды. Пользование животным миром осуществляется либо на основе именных разовых лицензий, либо на основе долгосрочной лицензии, выдаваемой пользователям органами государственной власти, уполномоченными осуществлять право собственности от имени РФ и ее субъектов.

    · 46.Правовые меры охраны животного мира

    · Правовая охрана животного мира - это закрепленная законом система мер, направленных на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для непрерывного использования и воспроизводства объектов животного мира.

    Необходимыми условиями осуществления деятельности по охране животного мира являются разработка и реализация федеральных и территориальных государственных программ по охране животного мира и среды его обитания; ведение государственного учета, государственного кадастра и экологического мониторинга объектов животного мира.

    Пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представлять эти данные в компетентные государственные органы, ведущие учет и кадастр объектов животного мира. Государственный мониторинг объектов животного мира необходим для своевременного выявления изменений в состоянии животного мира, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений в целях сохранения биологического разнообразия, рационального использования животного мира*.

    Обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, предшествующая принятию хозяйственных решений, способных повлиять на животный мир и среду его обитания. Обязательной государственной экспертизе подлежат удобрения, пестициды и биостимуляторы роста растений, а также материалы, обеспечивающие объемы (квоты, лимиты) изъятия объектов животного мира и проведение работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов. Она осуществляется государственным органом по охране окружающей природной среды при участии органов по охране животного мира.

    В целях обеспечения соблюдения всеми юридическими лицами и гражданами требований законодательства РФ о животном мире осуществляется государственный контроль органами общей и специальной компетенции (Министерства сельского хозяйства РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, Федеральной службы лесного хозяйства России и др.), особое место среди которых занимают специализированные подразделения - охотничьи инспекции, рыбоохрана и др.*

    Должностные лица этих органов наделены широкими полномочиями при осуществлении своих контрольных функций (ст. 31 Закона о животном мире):

    - проверять у юридических лиц и граждан документы на право пользования животным миром, право находиться на особо охраняемой территории (акватории) и разрешения органов внутренних дел на хранение и ношение огнестрельного оружия;

    - задерживать нарушителей законодательства о животном мире, составлять протоколы на совершенные ими правонарушения и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;

    - производить досмотр вещей и личный досмотр задержанных лиц, остановку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий добывания объектов животного мира, полученной от них продукции;

    - изымать у нарушителей незаконно добытую продукцию, оружие и другие орудия добывания объектов животного мира, в том числе транспортные средства, а также соответствующие документы;

    - хранить и носить служебное огнестрельное оружие и специальные средства при исполнении служебных обязанностей;

    - применять в установленном порядке физическую силу, специальные средства: наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак и огнестрельное оружие.

    · органов Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающей среды и Федеральной службы лесного хозяйства России и их территориальных органов.

    Сохранение животного мира может быть достигнуто как в процессе непосредственной охраны самих животных и их популяций, так и охраной среды их обитания. Поэтому меры охраны животного мира реализуются по трем основным направлениям:

    - организация рационального использования животного мира, регулирование численности животных и их воспроизводства;

    - сохранение видового многообразия животных (генетического фонда животных сообществ);

    - охрана среды обитания животных.

    47.

    Согласно ст. 4 Закона РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в отношении объектов животного мира в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами РФ, а также нормами международного права.

    Объектами федеральной собственности являются:

    – редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, а также занесенные в Красную книгу РФ;
    – обитающие на особо охраняемых территориях федерального значения;
    – населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ;
    – подпадающие под действие международных договоров РФ;
    – отнесенные к особо охраняемым видам, ценным в хозяйственном отношении;
    – естественно мигрирующие по территории двух и более субъектов РФ.

    Приведенный перечень является открытым.

    Право собственности от имени Российской Федерации и ее субъектов осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции.

    Пользователи объектов животного мира обязаны вести учет используемых ими объектов, объемов их изъятия и ежегодно представлять эти и другие данные уполномоченным органам. Государственный учет, кадастр и мониторинг объектов животного мира ведутся по единым для РФ правилам с использованием унифицированных форм хранения информации.

    Право пользования животным миром регулируется экологическим законодательством исходя из прав собственности на него.

    Приоритетное право пользования животным миром включает в себя: предоставление первоочередного выбора промысловых угодий; льготы в отношении сроков и районов добывания объектов животного мира, полового и возрастного состава и количества добываемых объектов и продуктов жизнедеятельности животных; предоставление исключительного права на добывание определенных объектов и продуктов жизнедеятельности животных.

    Согласно Федеральному закону приоритетным правом обладают коренные малочисленные народы и этнические общности, граждане, принадлежащие к этим группам населения, и их объединения. Данное право ограничивается по территориальному признаку – территорией традиционного расселения и хозяйственной деятельности, а не только по субъектному.

    Переуступка приоритетного права гражданам и юридическим лицам, не относящимся к категориям, обладающим этим правом по закону или на основании специального разрешения, запрещается.

    Общими видами пользования животным миром являются охота, рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих, добыча объектов животного мира, не относящихся к объектам охоты и рыболовства, использование полезных свойств жизнедеятельности животных и извлечение их, получение продуктов жизнедеятельности, а также изучение, исследование и иное исследование животных без изъятия из окружающей среды. Пользование животным миром осуществляется либо на основе именных разовых лицензий, либо на основе долгосрочной лицензии, выдаваемой пользователям органами государственной власти, уполномоченными осуществлять право собственности от имени РФ и ее субъектов.

    · 46.Правовые меры охраны животного мира

    · Правовая охрана животного мира - это закрепленная законом система мер, направленных на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для непрерывного использования и воспроизводства объектов животного мира.

    Необходимыми условиями осуществления деятельности по охране животного мира являются разработка и реализация федеральных и территориальных государственных программ по охране животного мира и среды его обитания; ведение государственного учета, государственного кадастра и экологического мониторинга объектов животного мира.

    Пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представлять эти данные в компетентные государственные органы, ведущие учет и кадастр объектов животного мира. Государственный мониторинг объектов животного мира необходим для своевременного выявления изменений в состоянии животного мира, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений в целях сохранения биологического разнообразия, рационального использования животного мира*.

    Обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, предшествующая принятию хозяйственных решений, способных повлиять на животный мир и среду его обитания. Обязательной государственной экспертизе подлежат удобрения, пестициды и биостимуляторы роста растений, а также материалы, обеспечивающие объемы (квоты, лимиты) изъятия объектов животного мира и проведение работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов. Она осуществляется государственным органом по охране окружающей природной среды при участии органов по охране животного мира.

    В целях обеспечения соблюдения всеми юридическими лицами и гражданами требований законодательства РФ о животном мире осуществляется государственный контроль органами общей и специальной компетенции (Министерства сельского хозяйства РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, Федеральной службы лесного хозяйства России и др.), особое место среди которых занимают специализированные подразделения - охотничьи инспекции, рыбоохрана и др.*

    Должностные лица этих органов наделены широкими полномочиями при осуществлении своих контрольных функций (ст. 31 Закона о животном мире):

    - проверять у юридических лиц и граждан документы на право пользования животным миром, право находиться на особо охраняемой территории (акватории) и разрешения органов внутренних дел на хранение и ношение огнестрельного оружия;

    - задерживать нарушителей законодательства о животном мире, составлять протоколы на совершенные ими правонарушения и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;

    - производить досмотр вещей и личный досмотр задержанных лиц, остановку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий добывания объектов животного мира, полученной от них продукции;

    - изымать у нарушителей незаконно добытую продукцию, оружие и другие орудия добывания объектов животного мира, в том числе транспортные средства, а также соответствующие документы;

    - хранить и носить служебное огнестрельное оружие и специальные средства при исполнении служебных обязанностей;

    - применять в установленном порядке физическую силу, специальные средства: наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак и огнестрельное оружие.

    · органов Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающей среды и Федеральной службы лесного хозяйства России и их территориальных органов.

    Сохранение животного мира может быть достигнуто как в процессе непосредственной охраны самих животных и их популяций, так и охраной среды их обитания. Поэтому меры охраны животного мира реализуются по трем основным направлениям:

    - организация рационального использования животного мира, регулирование численности животных и их воспроизводства;

    - сохранение видового многообразия животных (генетического фонда животных сообществ);

    Читайте также: