Музыка в разные эпохи доклад

Обновлено: 02.07.2024

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ МУЗЫКА. Под западноевропейской музыкой подразумевается музыкальная культура Европы – наследница культур Древней Греции, Древнего Рима и Римской империи, чей распад на западную и восточную части произошел в 4 в.

В русле западноевропейской культуры развивались также культуры Восточной Европы и Америки. Русская музыкальная культура, обнаруживающая много черт, сходных с музыкой Европы, рассматривается, как правило, самостоятельно. Древнегреческая культура оплодотворила как Запад, так и Восток. Но и Древний Восток (Египет, Вавилон, Мидия, Парфия, Согдиана, Кушаны и др.) оказал заметное влияние на музыкальное развитие Европы. В средние века разнообразные музыкальные инструменты, новые ритмы и танцы распространялись с юга Европы на север, а мусульманская Испания была проводником арабских музыкальных и литературных традиций. Позже турки-османы стали носителями музыкального профессионализма Исламской цивилизации, которая по-своему умножала унаследованное ею от античности богатство музыкальной культуры народов Ближнего и Среднего Востока.

МУЗЫКА ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

На протяжении долгого периода на территории Западной Европы формировалась культура нового типа, в которой выделялись культовая (церковная), рыцарская (аристократическая) и бюргерская (городская) традиции. Их специфика и взаимодействие способствовали развитию уникальных черт западноевропейской музыкальной культуры.

Музыка католической церкви в раннем Средневековье (4–10 вв.).

Профессиональные черты западноевропейская музыка прежде всего формировала в лоне христианско-католической церковной практики, которая стала обнаруживать свою специфику, начиная с 4 в. Монастыри были центрами учености и музыкального профессионализма. Музыку богослужения отличал характер отрешенности от всего суетного, смирение и погружение в молитву. Если в самых ранних христианских общинах пели все собравшиеся, то после Лаодикейского собора (364 год) в церкви стали петь только певцы-профессионалы.

Григорианский хорал.

Ставшее основой христианского богослужения пение долго оставалось одноголосным. В большинстве церквей оно осуществлялось по типу псалмодии, походившей на рецитацию: небольшого диапазона и практически не распеваемые слова текста исполнялись одним человеком, а молящиеся отвечали такой же монотонной рецитацией. Текст доминировал над музыкой, которая следовала ритмике слов, а мелодические интонации не должны были отвлекать от смысла текста. В 5–7 вв. существовали различные монастырские традиции, развивавшиеся параллельно римской. В Лионе, Британии и на севере Италии возникло галликанское пение, в Испании (Толедо), находившейся под влиянием арабо-мусульманской культуры – мозарабское. С 5–6 вв. в Италии стало принято исполнять священные тексты в манере пения гимнов, которые отличались голосовым распевом и мелодичностью. Создателем этого типа пения стал в Милане епископ Амвросий, который использовал стихи в форме античной римской поэзии (амвросианское пение).

Монотонное псалмодическое пение не имело ритмизации (распевался прозаический текст). Мелодия плавно поднималась наверх, к более высоким тонам, удерживалась здесь и спускалась вниз к исходному уровню. Тексты и напевы содержались в особых книгах и обновлялись. Круг основных ладов-мелодий, подчеркивающих духовный строй молитвенного ритуала, был ограничен восемью. Они составили структуру октоиха – системы восьми церковных ладов, господствовавших в практике обучения певчих и в музыкальной теории. Средневековые теоретики предписывали каждому ладу свой эмоциональный строй: 1 – подвижность, ловкость; 2 – серьезность и плачевная торжественность; 3 – возбуждение, стремительность, гневливость и суровость; 4– спокойствие и приятность, болтливость и лесть; 5 – радость, успокоение и веселье; 6 – печаль, трогательность и страстность; 7 – легковесность молодости, приятность; 8 – старческую серьезность, величавость.

Среди свода григорианских хоралов имелись песнопения, которые отличались от повседневных и составляли особый вид службы – мессу. Это цикл песнопений по случаю главных богослужебных праздников из 5–6 разделов. Каждый получал название по начальным словам текста: Kyrie eleison (Господи, помилуй); Gloria… (Слава в вышних богу); Credo… (Верую во единого бога); Sanctus… и Benedictus (Свят господь бог Саваоф); (Благославен грядущий во имя бога); Agnus Dei… (Агнец божий, взявший на себя грехи мира).

Зарождение многоголосия.

Музыка в период зрелого Средневековья.

Теория музыки. Нотопись.

До 11 в. певчими использовались специальные значки (невмы), которые ставились над словами текста. Невменное письмо не фиксировало ритмику, а лишь относительную высоту тонов и направление мелодии.

Раннее многоголосие (полифония).

Светская музыкальная традиция в средние века.

Труверы и трубадуры.

Имена многих трубадуров и труверов свидетельствуют о том, что они были выходцами из различных социальных слоев: Гийом VII, граф Пуатье, герцог Аквитанский; граф Ангулемский; бедный гасконец Маркабрюн, служивший при каталонском дворе, Бернарт де Вентадорн; Бертран де Борн. Пейре Видаль – экспансивный и бойкий на язык, служивший при дворе венгерского короля, он и Гируат де Борнейль были близки к властителям Барселоны; при том же дворе много лет служил Гираут Рикьер, чьи мелодии (48) сохранились более всего; Фольке Марсельский из семьи богатого генуэзского купца и Госельм Феди, проигравший свое состояние и ставший жонглером. В 12 в. трубадуры пользовались успехом при кастильском дворе на Севере Испании. Большинство труверов вело свое происхождение из Арраса (к северу от Лауры). Среди труверов много нетитулованных горожан и странствующих рыцарей (Жан де Бриен) и участников крестовых походов (Гийом де Феррьер, Бушар де Марли). Известны были Канон де Бетюн – сын графа, автор многих песен о крестовых походах; бедняк-жонглер, но образованный и тонкий поэт Колен Мюзе, а также Тибо, граф Шампани, король Наварры (сохранилось 59 мелодий).

Городские музыканты (жонглеры, менестрели, шпильманы). С 9 в. появляются сведения о народных музыкантах, чей песенный и инструментальный репертуар будет положен в основу светской музыкальной лирики в 12–13 вв. Жонглеры, менестрели, шпильманы – музыканты-ремесленники. Большая часть их бродила из города в город, они выступали на праздниках. Некоторые оседали и становились городскими трубачами и барабанщиками, певцами, мимами, актерами, исполнителями на различных музыкальных инструментах (виеле – типе скрипки, арфе, флейте, шалмее – типе гобоя, органе и др.). Нередко они устраивались на службу к сеньорам. Среди странствующих подмастерьев прославился певец, поэт и драматург Ганс Сакс, который путешествовал по городам Германии и возглавил движение мейстерзингеров в Нюрнберге.

Культовая и светская музыка в 13–14 вв.

Мотет. Гимель.

ЧЕРТЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ В МУЗЫКЕ

Нидерландская (франко-фламандская) полифоническая школа 15–16 вв.

Инструментальная музыка эпохи Возрождения.

Мадригал.

Флорентийская камерата. Dramma per musica

Музыка эпохи барокко (17 – начало 18 в.)

Начало 17 в. – время, когда в искусствах обнаруживают себя черты стиля барокко. В светских формах музыка сближается с литературой и теряет связь с математикой. Музыкальное искусство не рассматривается теперь в системе квадриума, а сближается с риторикой и вместе с грамматикой и логикой включается в тривиум. Развитие инструментальных жанров отделяет музыку от поэзии и танца. Выходит трехтомный трактат немецкого органиста и композитора Михаэля Преториуса (1571–1621) Syntagma musicum (1615–1619), где рассматриваются формы духовной и светской музыки, музыкальные инструменты (огранофграфия) и музыкальные термины, определяющие суть характерных для своего времени вокальных жанров (мотет, мадригал) и инструментальных (концерт, прелюдия, фантазия, фуга, токката, соната, симфония), популярных танцев (аллеманда, куранта, гальярда, вольта) и др.

Черты барокко в Италии.

Наиболее ярко представлены черты барокко в творчестве итальянских композиторов-органистов. Венецианская полифоническая школа выдвинула Андреа и Джованни Габриели, сопоставлявших вокальные и инструментальные звучания, вводивших аккордовую фактуру. Дж.Габриели (1557–1612/13) начал использовать динамические указания, вводить тематические и ритмические повторы, создал инструментальные сочинения, близкие к зарождавшемуся новому светскому жанру концерта.

Наряду с игрой на органе зарождалась и распространилась по всей Европе практика игры на клавирах – предшественниках фортепиано. Репертуар игры на клавесине, чембало, вирджинале мало чем отличался от органного, но обогащался новыми танцевальными ритмами и аккордовым сопровождением, заимствованным из практики игры на лютне. В Лондоне расцветало творчество Генри Пёрселла.

Черты барокко на Севере Европы.

Классицизм в музыке 17–18 вв.

Итальянская опера в Европе.

Источником светской музыкальной традиции в 17–18 вв. оставалась Италия. По всей Европе (вплоть до России) распространялась итальянская опера. Итальянские музыканты приглашались ко дворам испанских, французских, австрийских монархов, вывозились в качестве слуг в дома знатных аристократов. Например, знаменитый клавесинист-виртуоз, состязавшийся в Риме с Генделем, Доменико Скарлатти – автор первых клавирных сонат, служил при дворе в Лиссабоне в качестве учителя королевы Португалии Марии Барбары, в Мадриде служил композитор и виолончелист Луиджи Боккерини (1743–1805), а должность дирижера оперной труппы Вены и придворного музыканта занимал композитор Антонио Сальери (1750–1825). Богатые европейские дворы стремились создавать собственные музыкальные увеселения. В середине 17 в. немецкие музыканты осваивают оперные постановки в Гамбурге (Г.Ф.Телеман, Р.Кайзер). Появившаяся в Италии опера-буфф, основанная на бытовых, народных и комедийных сюжетах (Служанка-госпожа Дж.Б.Перголези, 1733, Чеккина Н.Пиччини, 1760), распространяется в своих разновидностях во Францию (опера-комик), в Англию (балладная опера), в Вену (зингшпиль).

Инструментальная музыка первой половины 18 в.

Музыка венских классиков (2-ая половина 18 в.)

Прощальная (№ 45), Траурная (№ 49), Военная (№ 100), С тремолом литавр (№ 103), Философ (№ 22), Аллилуйа! (№ 30), Охота (№ 73) и др.

РОМАНТИЗМ В МУЗЫКЕ 19 ВЕКА

Музыканты подчеркивают связь с родиной, черпают вдохновение в народных пластах музыкальной культуры. Так формируются национальные музыкальные школы, обнаруживая государственную принадлежность каждого композитора-романтика и своеобразие его стиля: Карл Мария Вебер в опоре на немецкий народный мелос и сказку создал национальную оперу (Вольный стрелок, 1821); Михаил Иванович Глинка – русскую (Жизнь за царя, 1836); инструментальные и вокальные сочинения Франца Шуберта наполнены австрийскими мелодиями и бытовыми танцами (лендлер, вальс), а в области вокальной музыки, он, как и Роберт Шуман – создатели нового жанра немецкой песни Lied; не только мазурки и полонезы для фортепиано, но все сочинения Фридерика Шопена, обосновавшегося в Париже, пронизаны интонациями его родины – Польши; будучи венгром, Ференц Лист в постоянных странствиях по всей Европе создал Венгерские рапсодии для фортепиано и претворил ритмы венгерского танца вербункош; творчество Рихарда Вагнера основано на немецкой мифологии и философии; Эдвард Григ черпал вдохновение в норвежских образах, танцах и песнях; Иоганнес Брамс опирался на традиции немецких полифонистов и создал Немецкий реквием; Бедржих Сметана и Антонин Дворжак – на славянский мелос, Исаак Альбенис – на испанский.

Музыка на рубеже 19–20 вв.

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА 20 ВЕКА

Музыка первой половины 20 в.

Экспрессионизм в музыкальной культуре Германии.

Атмосфера культурной жизни Германии и Австрии в начале 20 в. была наполнена трагическими предчувствиями грядущих мировых войн. Здесь осуществлялось сознательное разрушение тонального мышления предшествующих эпох – основы музыкального языка классиков и романтиков.

В первой половине 20 в. в Европе зарождаются явления, которые создают предпосылки для авангардизма. Композиторы обращаются к необычным тембрам, ритмам, интонациям (фольклору, джазу, экзотическим восточным инструментам, шумам), расширяя сферу самого материала музыки и увеличивая арсенал используемых средств. Особое обновление наблюдается в области ритмики, которая становится жестче, агрессивнее, разнообразнее по характеру и насыщается элементами экзотики и архаики. Интерес к танцевальным, пластическим, сценически-ораториальным жанрам увеличивается. Миф, сказка и аутентичный (или стилизованный) музыкальный фольклор становится материалом для создания новых произведений, основанных на современной технике письма. Ново-фольклорному направлению (неофольклор) отдали предпочтение Игорь Стравинский, Бела Барток, Карл Орф.

Мода на лишенную тональности (атональную) музыку преобладала, хотя не все композиторы следовали ей. Некоторые, напротив, отстаивали художественную значимость тональных основ мелодии и проявляли интерес к неклассицизму. Многие опусы немецкого композитора Пауля Хиндемита, в том числе и его учение о композиции, подчеркивали важность если не лада, то хотя бы тонального центра в качестве выразительного средства музыки. Неважно, в мажоре или миноре написано произведение, называется оно по тому главному тону, которым заканчивается (Симфония in B для духовых, 1951; цикл пьес для фортепиано Ludus tonalis, 1942). Опора на мажоро-минорное мышление характеризует также творчество Онеггера, Пуленка, итальянского композитора Альфредо Казеллы (1883–1947) и др.

Музыка второй половины 20 в.

Авангардное русло в музыке создало Электронную музыку. В начале 1950-х началось освоение звучаний, шумов и конструирование новых электронных инструментов. Возникают студии электронной музыки: в Кельне, где пишет Штокгаузен; в Париже на французском радио, где работает группа исследователей – Булез, Мессиан, Пьер Анри, П.Шеффер. Родоначальник нового электронного направления, именуемого сначала конкретной музыкой, Шеффер, автор публикации К изучению конкретной музыки (1952), исполнял в концертах свои сочинения для магнитной пленки (Париж, 1948). Созданная Шеффером вместе с Анри Симфония для одного человека (1951) продемонстрировала художественную выразительность электронной музыки. На эффектах электронно-пространственного звучания основана Электронная поэма Вареза (1958), исполненная в павильоне Филипс на Всемирной выставке из 425 репродукторов с 11 каналами каждый. Яркими опусами в этой области стали композиции Кейджа (Марш № 2 для 12 радиоприемников, 1951) и Штокхаузена (Гимны 1966–1967).

К концу 20 в. авангардизм исчерпывает себя, оказывая влияния на другие виды музыкальной культуры – на джаз, рок, киномузыку. Его итогом можно считать выработанное у современников новое представление о музыке и новое отношение к материалу, из которого она делается и который включает теперь самый широкий спектр всех известных исторических и географических стилей и инструментально-звуковых технологий. Будучи, как и высокое музыкальное искусство Европы, явлением элитарным, авангард теряется в культуре повседневности, которая торжествует по сей день. Свойственные ей новые музыкальные формы создания музыки с помощью компьютерных программ и высоких звуковых технологий порождают новый тип неакадемической музыкальной деятельности, доступной музыканту-любителю, осваивающему законы построения музыкального произведения вне стен традиционных музыкально-профессиональных институтов.

Музыка сопровождает человека от рождения до самой смерти. Мать поет колыбельную новорожденному, ребенок разучивает песенки, подросток слушает композиции любимой группы, взрослый смотрит фильмы. Ведет ли человек светскую жизнь или предпочел мирской суете тишину монастыря, ходит ли он на работу в офис или отправляется рано утром кормить кур и коров на ферме,— это не имеет значения. Звуки, художественно организованные и гармоничные, едины для всех и способны тронуть любую душу и открыть любое сердце.

Как же родилась и развивалась та музыка, которую теперь мы называем классической?

Рисунок на древнегреческой вазе: урок музыки

Точка отсчета — средневековье

С одной стороны, рождением музыки правильнее было бы считать то время, когда первобытный шаман впервые завел танец вокруг костра, подпевая и аккомпанируя себе притопыванием ног и хлопками рук. Но, с другой стороны, мы так мало знаем о том историческом периоде, что неизбежно попадаем в область сплошных догадок и теоретических построений. Поэтому периодизацию классической музыки принято начинать примерно с 1000 года — с эпохи позднего Средневековья, вплоть до 1600 года — до Возрождения.

Григорианский хорал (от лат. cantus gregorianus — григорианское пение), традиционное литургическое песнопение римско-католической церкви. Исполняется мужским хором в унисон. Является основой ранних форм европейской полифонии

Огромное влияние на все сферы жизни в то время имела церковь. Поэтому нет ничего удивительного, что пение священных текстов стало одним из первых музыкальных направлений. Григорианские хоралы известны по сей день и заслуженно считаются одними из красивейших образцов вокальной музыки.

До 1025 года музыкальные знания, как и во многих других областях, передавались от учителя к ученику. Единого способа звуковой записи не существовало. Но именно этот год стал поистине поворотным в истории музыки. Монах Гвидо д'Ареццо разработал и предложил систему музыкальной нотации, то есть изобрел ноты. Отныне любой музыкант мог прочесть и в точности воспроизвести любую записанную в этой системе мелодию.

Хоральное пение и песенная традиция трубадуров, многоголосые мессы, ставшие первыми полифоническими произведениями, богатейшие аранжировки произведений для церкви и светские мадригалы и мотеты — вот наследие, оставленное нам музыкантами того времени. Еще одним поворотным моментом, а заодно и витком, завершившим ранний период, стало возникновение оперы. Опера — это революционное сочетание музыки и поэтического искусства.

Из-под церковных сводов — в светские дворцы

Изображение Гвидо д’Ареццо в рукописи из монастыря близ Аугсбурга, около 1100 года

По мере того как церковь начинает уступать часть прежде почти безраздельно принадлежавшей ей власти правителям светским, главным заказчиком музыкальных произведений становится знать. А это означает, что музыка уже является не языком общения с Богом, а развлечением для богатых.

Период барокко охватывает около полутора столетий — с 1600 по 1750 годы. Именно в это время Жан-Батист Люлли, придворный музыкант короля Людовика XIV, вводит новшества в оркестровую музыку, создавая первые подобия современных симфонических оркестров. Арканджело Корелли закладывает основы так называемого большого концерта — музыкального произведения, в котором оркестр делится на две части по группам инструментов и поочередно исполняет партии.


Людвиг ван Бетховен (16 декабря 1770 г. — 26 марта 1827 г.) — немецкий композитор и пианист, представитель венской классической школы, один из наиболее исполняемых композиторов в мире

Период барокко — это время перехода музыки в плоскость светской традиции и рождения множества новых жанров.

Классика — на краткий миг

В это время на музыкальном небосклоне восходят звезды трех величайших композиторов — Гайдна, Моцарта и Бетховена. Полностью формируются жанры классической симфонии и концерта в том виде, который известен нам сейчас.

Ференц Лист за фортепиано

Кристоф Виллибальд Риттер фон Глюк, сыновья Иоганна Себастьяна Баха — Карл Филипп Эммануил и Иоганн Христиан,— Август Карл Диттерс фон Диттерсдорф, Луиджи Боккерини, Антонио Сальери (да-да, тот самый!) — все они внесли огромный вклад в развитие классической музыки и всего лишь за 80 лет классического периода изменили ее практически до неузнаваемости.

Яркая эпоха романтиков

Подобно представителям романтизма в других видах искусства, музыканты-романтики большее внимание уделяли чувствам и восприятию музыки, делая из нее инструмент для выражения своих переживаний. Эта эпоха хоть и продлилась столько же, сколько классический период — с 1830-х по 1910-е годы, но была невероятно щедра на великие имена. И это было время людей страстных и преданных своему делу.

Это были еще 80 лет колоссальных перемен и создания музыкальных произведений невиданного ранее эмоционального накала.

А. П. Бородин

Ц. А. Кюи

Н. А. Римский-Корсаков

М. П. Мусоргский

М. А. Балакирев

Век прошлый, двадцатый

Многим людям кажется, что с годами время ускоряется. Но всякий, кто возьмется за изучение истории любого явления, скажет вам, что так и есть на самом деле. В истории человечества на XX век приходится немыслимый взрыв прогресса во всех областях жизни. И музыка не стала исключением.

Выделить одно основное направление для ХХ века просто невозможно. Мир менялся стремительно, и композиторы пытались отразить эти изменения как можно более полно.

Это была эпоха экспериментов. Импрессионизм Дебюсси и Равеля, додекафония и сериальность Шёнберга, народные мотивы и модернистское новаторство подлинных гигантов ХХ века — Стравинского и Прокофьева, мгновенно узнаваемые мелодии, на которые был так щедр Гершвин, и невероятное многообразие, подвластное Шостаковичу,— это все одно столетие. И оно сделало музыку настолько разнообразной, насколько это только возможно.

Век же двадцать первый только в самом начале, и делать выводы о том, каково будет его музыкальное сопровождение, предстоит нашим потомкам.

Теория музыки: история развития музыкальных жанров, музыкальный стиль

Продолжая цикл статей по теории музыки, мы бы хотели рассказать вам о том, как формировались и развивались жанры в музыке. После этой статьи вы больше никогда не перепутаете музыкальный жанр с музыкальным стилем.

Итак, сначала давайте рассмотрим, чем же отличаются понятия “жанр” и “стиль”. Жанр – это тип произведения, который сложился исторически. Он подразумевает собой форму, содержание и цель музыки. Музыкальные жанры начали свое формирование еще на раннем этапе развития музыки, в строе первобытных общин. Тогда музыка сопровождала каждый шаг человеческой деятельности: быт, труд, речь и так далее. Таким образом, сформировались основные жанровые начала, которые мы разберем далее.

Стиль же подразумевает собой сумму материалов (гармония, мелодия, ритм, полифония), то, каким способом они были использованы в музыкальном произведении. Обычно стиль основывается на веянии определенной эпохи или же классифицируется по композиторам. Другими словами, стиль – это совокупность средств музыкальной выразительности, которая определяет образ и идею музыки. Он может зависеть от индивидуальности композитора, его мировоззрения и вкусов, подхода к музыке. Также стиль определяет течения в музыке, такие как джаз, поп, рок, народные стили и так далее.

стили музыки

Теперь вернемся к жанрам музыки. Существует пять основных жанровых начал, которые, как мы говорили, зародились еще в первобытных общинах:

  • Моторность
  • Декламационность
  • Распевность
  • Сигнальность
  • Звукоизобразительность

Именно они стали основой всех последующих жанров, которые появились с развитием музыки.

Довольно скоро после образования основных жанровых начал, жанр и стиль стали сплетаться в единую систему. Такие жанрово-стилевые системы формировались в зависимости от случая, к которому создавалась музыка. Так появились жанро-стилевые системы, которые использовались в определенных древних культов, для древних обрядов и в быту. Жанр имел более прикладной характер, что сформировало определенный образ, стиль и композиционные черты древней музыки.

На стенах египетских пирамид и в сохранившихся древних папирусов были найдены строки ритуальных и религиозных гимном, которые чаще всего рассказывали о древнеегипетских богах.

древний египет

Считается, что свою высшую точку развития древняя музыка получила именно в Древней Греции. Именно в древнегреческой музыке были обнаружены определенные закономерности, на которых основывался ее строй.

С тем, как развивался строй общества, развивалась и музыка. В средневековой культуре уже сформировались новые вокальные и вокально инструментальные жанры. В эту эпоху в Европе родились такие жанры, как:

  • Органум – самая ранняя форма многоголосой музыки в Европе. Использовался данный жанр в церквях, а расцвет свой получил в парижской школе Нотр-Дам.
  • Опера – музыкально-драматическое произведение.
  • Хорал – богослужебное католическое или протестантское пение.
  • Мотет – вокальный жанр, который использовался как в церкви, так и на светских мероприятиях. Стиль его зависел от текста.
  • Кондукт – средневековая песня, текст которой чаще всего был духовным и морализирующим. До сих пор не могут точно расшифровать средневековые ноты кондуктов, так как они не имели определенного ритма.
  • Месса – литургическая служба в католических церквях. К этому жанру относят и реквием
  • Мадригал – небольшое произведение на лирическо-любовные темы. Этот жанр зародился в Италии
  • Шансон – этот жанр появился во Франции, и изначально к нему принадлежали хоровые крестьянские песни.
  • Павана – плавный танец, который открывал праздники в Италии
  • Гальярда – веселый и ритмичный танец также родом из Италии
  • Аллеманда – танец-шествие, появившийся в Германии

В XVII-XVIII веках в Северной Америке довольно активно развивалась сельская музыка – кантри. На этот жанр очень сильно повлияли ирландская и шотландская народная музыка. Тексты таких песен зачастую рассказывали про любовь, сельский быт и ковбойскую жизнь.

кантри

В конце XIX века и в начале ХХ века в Латинской Америке и Африке довольно активно развивался фольклор. В сообществе афроамериканцев зарождается блюз, который изначально был “рабочей песней”, сопровождавшей работой в поле. Также в основу блюза легли баллады и религиозные песнопения. Блюз лег в основу нового жанра – джаза, который является результатом смешения африканской и европейской культур. Джаз получил довольно широкое распространение и повсеместное признание.

Основываясь на джазе и блюзе, в конце 40-х годов появляется ритм-н-блюз (R’n’B), песенно-танцевальный жанр. Он был довольно популярен в молодежной среде. В последствии в рамках этого жанра появились фанк и соул.

Блюз

Любопытно, что наряду с этими афроамериканскими жанрами в 20-х годах ХХ века появился жанр поп-музыки. Корни этого жанра уходят в народную музыку, уличные романсы и баллады. Поп-музыка всегда смешивалась с другими жанрами, образуя довольно интересные музыкальные стили. В 70-х годах в рамках поп-музыки появился стиль “диско”, который стал самой популярной танцевальной музыкой в то время, отодвинув на задний план рок-н-ролл.

В 50-х годах в ряды уже существующих жанров врывается рок, истоки которого находятся в блюзе, фолке и кантри. Он довольно быстро обрел бешеную популярность и разросся на множество различных стилей, смешиваясь с другими жанрами.

Десятью годами позже на Ямайке формируется жанр регги, который получил широкое распространение в 70-х годах. Основой регги является менто – жанр народной музыки Ямайки.

регги

В 1970-х годах появляется рэп, который “экспортировали” ямайские диджеи в Бронкс. Основателем рэпа считают диджея Kool Herc. Изначально рэп читали удовольствия ради, чтобы выплеснуть свои эмоции. Основой данного жанра является бит, который задает ритм речитативу.

Во второй половине XX века электронная музыка утвердила себя как жанр. Странно, что она не получила признание еще в начале ХХ века, когда появились первые электронные инструменты. Данный жанр подразумевает создание музыки с помощью электронных музыкальных инструментов, технологий и компьютерных программ.

электронная музыка

Жанры, сформировавшиеся в ХХ веке, имеют множество стилей. Например:

Джаз:

  • Новоорлеанский джаз
  • Диксиленд
  • Свинг
  • Вестерн-свинг
  • Бибоп
  • Хард-боп
  • Буги-вуги
  • Кул или прохладный джаз
  • Модальный или ладовый джаз
  • Авангардный джаз
  • Соул-джаз
  • Фри-джаз
  • Босса-нова или латиноамериканский джаз
  • Симфо-джаз
  • Прогрессив
  • Фьюжн или джаз-рок
  • Электрический джаз
  • Acid jazz
  • Crossover
  • Smooth jazz

Поп:

  • Кабаре
  • Менестрель-шоу
  • Мюзик-холл
  • Мюзикл
  • Рэгтайм
  • Лаунж
  • Классический кроссовер
  • Психоделический поп
  • Итало-диско
  • Евродиско
  • Хай-энерджи
  • Nu-disco
  • Space disco
  • Йе-йе
  • K-pop
  • Европоп
  • Арабская поп-музыка
  • Российская поп-музыка
  • Ригсар
  • Лаика
  • Латиноамериканская поп-музыка
  • J-pop

Рок:

  • Рок-н-ролл
  • Биг-Бит
  • Рокабилли
  • Сайкобилли
  • Неорокабилли
  • Скиффл
  • Ду-воп
  • Твист
  • Сёрф
  • Альтернативный рок (Инди-рок / Колледж-рок)
  • Мат-рок
  • Мэдчестер
  • Гранж
  • Шугейзинг
  • Брит-поп
  • Нойз-рок
  • Нойз-поп
  • Пост-гранж
  • Lo-Fi
  • Инди-поп
  • Тви-поп
  • Арт-рок (Прогрессивный рок)
  • Джаз-рок
  • Краут-рок
  • Гаражный рок
  • Фрикбит
  • Глэм-рок
  • Кантри-рок
  • Мерсибит
  • Метал (Хард-рок)
  • Авангардный метал
  • Альтернативный метал
  • Блэк-метал
  • Мелодический блэк-метал
  • Симфонический блэк-метал
  • Тру-блэк метал
  • Викинг-метал
  • Готик-метал
  • Дум-метал
  • Дэт-метал
  • Мелодик-дэт-метал
  • Металкор
  • Нью-метал
  • Пауэр-метал
  • Прогрессив-метал
  • Спид-метал
  • Стоунер-рок
  • Трэш-метал
  • Фолк-метал
  • Хэви-метал
  • Новая волна
  • Русский рок
  • Паб-рок
  • Панк рок
  • Ска-панк
  • Поп-панк
  • Краст-панк
  • Oi!
  • Хардкор
  • Кроссовер
  • Эмо
  • Riot folk
  • Поп-рок
  • Постпанк
  • Готик-рок
  • No Wave
  • Построк
  • Психоделический рок
  • Софт-рок
  • Фолк-рок
  • Техно-рок

Как видите, стилей множество. На перечисление полного списка уйдет масса времени, поэтому делать мы этого не будем. Главное, вы теперь знаете, как появились современные популярные жанры и точно больше не будете путать жанр и стиль.

Точного возраста рождения музыки не знает никто, учёные единодушны лишь в том, что она родилась в первобытном обществе там же, где и появился первый человек — в Восточной Африке. Первым музыкальным инструментом был наш собственный рот, а первой музыкой — пение. Ещё до изобретения слов звуковые напевы помогали нашим предкам общаться.

В эпоху палеолита Homo sapiens стал уже настоящим Homo musicus. Ещё не научившись толком говорить, человек изобрёл столько музыкальных инструментов, что мог собрать целый оркестр. Наши предки делали инструменты из камня, кости и дерева. Позже звуки извлекали с помощью гранёного ребра из кости, правда, издаваемый звук из подобного инструмента напоминал скрежет зубов. Также делали погремушки из черепов, которые заполнялись семенами или сушёными ягодами. Этот звук нередко сопровождал погребальную процессию. Самыми древними инструментами были ударные. Например, один из древнейших ударных инструментов — идиофон — возник в период формирования у древнего человека речи. Продолжительность звука и многократное его повторение ассоциировалось с ритмом биения сердца. Вообще, для древнего человека музыка — это прежде всего ритм. Вслед за ударными были изобретены духовые. Это было больше 20 тысяч лет назад! Именно такой возраст у древнего прототипа флейты, найденного в Астурисе. Несмотря на это, принцип звукоизвлечения у неё тот же, что и у современных аналогов.


Как учёные исследуют древнюю музыку? Ведь записей тогда точно не было, как письменности и нотной грамоты. Здесь науке помогают этнографические материалы — исследование изолированных африканских племён, которые остались на доисторической, первобытной стадии развития. Наблюдение за этими племенами, их обычаями и музыкальными инструментами помогает учёным полнее представить, как жили наши далёкие предки.


По одной из версий, ещё до изобретения нот распространителями музыки стали цыгане. Эта индийская каста музыкантов и певцов кочевала по всей Евразии и даже местами по Африке, зарабатывая уличными концертами. Держа уши чутко раскрытыми, цыгане похищали, заимствовали, распространяли и перемешивали мелодии мира. И нет практически ни одной национальной музыкальной культуры, на которую не оказала бы влияние цыганская, то есть изначально интернациональная сборная солянка: Китай, Индия, Средиземноморье, Ближний Восток щедро, хоть и невольно, одаривали друг друга мелодиями и ритмами через цыганские гитары и бубны.


В этот же период, согласно археологическим раскопкам, появился первый прототип домбры. Сакские кочевые племена использовали двухструнные музыкальные инструменты более 2 тыс. лет назад.

Древняя Греция. Именно здесь была замечена некая закономерная связь между звуками и математическими величинами. Это открытие, как и многие другие, было совершено Пифагором. Основываясь на трудах вавилонских астрономов и математиков, Пифагор определил основные типы гамм, что позволило упорядочить всю систему музыкальной гармонии на Востоке.

Он создал космическую теорию, которая представляла мир как некое пространство гармонии, в которой планеты излучали непрерывные звуки, упорядоченные аналогично нотам в гамме. Согласно этой теории, низкие звуки соответствовали Луне, высокие — планете Земля и т. д. Пифагор отмечал также, что количество нот в гамме соответствует количеству планет на небе и равняется магической цифре 7. Главный вклад Пифагора в развитие музыки заключался в учении о пропорциях звуков. За основу были взяты струнные инструменты, представлявшие собой доску с натянутыми струнами. В результате многочисленных опытов были найдены определённые числовые выражения (интервальные коэффициенты) — октава (2/1), квинта (3/2) и кварта (4/3). Отсчитывая последовательно квинты от исходного звука и перенося их в одну октаву, можно было получить числовое значение любого звука диатонической или хроматической гаммы.


Период, длившийся более тысячи лет, между Античностью и Новым временем принято называть Средневековьем. За это время произошло невероятное количество событий, в том числе и в музыке. Самое важное из них — изобретение нот. Конечно, уже существовало множество систем, но ни одна из них не была удобной и универсальной. А в некоторых странах и вовсе музыкальные произведения было принято хранить в секрете. Например, в Японии IX века приёмы игры на струнных и духовых инструментах передавались от отца к дочери и от матери к сыну в обстановке строжайшей секретности, вплоть до того, что слугам, оставшимся в доме на время обучения, предписывалось затыкать уши ватой. Если кто-то из аристократических дам или кавалеров, поддавшись просьбам императора, соглашался сыграть в дворцовом саду, то потом держали паузу в несколько лет прежде чем играть снова, чтобы ненароком никакой слуга не запомнил секретных переборов и не смог их повторить.


Средние века принято считать эпохой раздробленных, замкнутых в самих себе мини-государств, княжеств, владений и городов. Это так. Однако, Средние века — это и эпоха крестовых походов, эпоха удивительной тяги людей к передвижениям сквозь пространства и культуры. Люди свободных профессий, особенно, солдаты и музыканты, с лёгкостью преодолевали не только тяготы многомесячных путешествий, но и барьеры, поныне разделяющие Запад и Восток, Север и Юг. Турецкие напевы звучали в Венеции, мавританские гимны — в Мадриде, песни испанских евреев — в Сирии или Греции, французы делились своим искусством с сарацинами, итальянцы — с англичанами. На пути музыкальных идей не смогли встать ни религиозные войны, ни разобщённость государств, ни скудость знаний. Из Азии в Европу кочевали и музыкальные инструменты. Например, лютня, к семейству которой относят и гитару, и домбру, и балалайку и многие другие струнно-щипковые инструменты.


Хоть происхождение лютни доподлинно неизвестно, различные варианты инструмента использовались с древнейших времён в культурах Египта, Хеттского царства, Греции, Рима, Болгарии, Китая, Киликии. В начале VII века схожие по форме варианты лютни появились в Персии, Армении, Византии и Арабском халифате. В VI веке, благодаря болгарам, лютня с короткой шейкой распространилась по всему балканскому полуострову, а в VIII веке была привнесена маврами в культуры Испании и Каталонии, таким образом вытеснив доминировавшие до этого в Средиземноморье лютни с длинной шейкой, пандуру и цистру. История последних на этом, однако, не закончилась: на их основе возникли итальянская гитара, колашоне и китарроне.

В общем, до эпохи Возрождения музыка была исключительно церковным искусством, в основе которого лежало многоголосье — хор. Впоследствии под влиянием народной музыки возникли новые школы, новые инструменты и что самое важное новая музыка.

За Средневековьем последовал Ренессанс, который был для музыкантов эрой открытий, новшеств и исследований, эпохой Возрождения всех слоёв культурного и научного проявления жизни от музыки и живописи до астрономии и математики. За двухсотлетний период (1400–1600) во всех музыкальных культурах мира окончательно сформировались музыкальные жанры и формы: у тюрков появились кюи, у индусов кхаиял, у арабов — каул, газал и тарана. Появились кантата, оратория, сольная песня, с которыми связано утверждение гомофонии и возрастание роли основных ладов современной музыки — мажора и минора. В то же время возникает опера, как попытка воскресить античный театр — идея характерная для всего Возрождения.

При изучении классической музыки в первую очередь изучается европейская музыкальная культура. Связано это с тем, что в европейской культуре стали возможны отход от традиционного подхода и появление фигуры композитора, в то время как во всём остальном мире музыка долгое время оставалась народной, а не авторской.

Один из самых важных типов инструментальной музыки, который появился в эпоху барокко, был концерт. Величайшие композиторы эпохи — Вивальди, Корелли, Кавальери, Монтеверди, Рамо, Гендаль и, конечно же, Иоганн Себастьян Бах. Этот величайший гений в истории музыки жил и творил в эпоху барокко, его подход к музыке открыл безграничные возможности создания произведений. Основным инструментом той эпохи был клавесин — предшественник фортепиано.

Самыми яркими композиторами классицизма были Йозеф Гайдн и Вольфганг Амадей Моцарт. Гайдн создал фантастическую хоровую, оперную, оркестровую и инструментальную музыку, но самое большое его достижение именно симфонии, которых он написал более ста. Моцарт, несмотря на свою недолгую жизнь, оставил невероятное музыкальное наследие (например, только симфоний 41, не считая других творений). В конце XVIII столетия восходит ещё одна звезда классической музыки — Людвиг Ван Бетховен. Великий композитор начал сочинять музыку в классическом стиле, унаследованном от Моцарта и Гайдна, но в конечном счёте перерос это и буквально расколол классический стиль, заложив основы новой эпохи, известной как романтический период в музыке.


Романтизм (1810–1910 г.г.). Музыка в романтический период отличается энергией, интенсивностью и страстью. Это был период рождения солистов-виртуозов как явления, исполнители становились звёздами. Список виртуозов возглавляют пианисты Лист и Шопен, скрипач Паганини. В середине романтической эпохи взошла звезда Джузеппе Верди, который признан одним из величайших композиторов всех времён. Он перевернул всю итальянскую оперу, представив миру новые сюжеты произведений, часто с социальными, политическими или патриотическими темами. В Германии реформатором оперы стал Рихард Вагнер, он полностью изменил немецкую оперу. До Вагнера действие и музыка в опере были разбиты на отдельные части или короткие номера, так же, как и в современных музыкальных шоу. Аудитория аплодировала между номерами, а исполнители раскланивались.

ХХ век — век прогресса, глобальных изменений, расцвета науки и искусств. но ещё, к сожалению, и глубочайших потрясений. Первая мировая война, бури революций, чума фашизма, кровопролитная Вторая мировая война, угроза атомного самоуничтожения и экологических бедствий. Изменилось и ощущение человека в мире, произошла научно-техническая революция. Все эти события нашли отражение и в музыке. В XX веке появляются новые понятия, расширяются границы жанров, рождаются абсолютно новые стили. Благодаря изобретению записи, через пластинки, а затем CD-диски и MP3 музыка стала доступна всем.

Например, опера, которая долгое время считалась искусством для избранных, в начале века стала популярной среди масс. Оперные певцы Пласидо Доминго, Мария Каллас, Фёдор Шаляпин, Лючано Паваротти, Энрико Карузо становятся настоящими звёздами. В ХХ веке также творили великие композиторы — Штраус, Сибелиус, Малер, Дебюсси, Прокофьев, Стравинский. И это далеко не все композиторы, оставившие след в истории музыки.

В 1910‑х годах в ресторанах появились танцевальные площадки. Возникла возможность зарабатывать сочиняя и исполняя песни, которые продавались на пластинах. И самое важное — родился джаз, смесь блюза и рэгтайма.


Рождение электрогитары дало толчок и музыке в целом. Она изменилась. Сначала неуловимо, а потом всё больше уходя в иное звучание коллектива музыкантов. Родился ритм-энд-блюз (R&B). Главным представителем новорожденного стал Луис Джордан (Louis Jordan), который со своей маленькой группой начал экспериментировать с блюзом. Так традиционные для довоенных времен биг-бэнды (оркестры для исполнения популярной танцевальной музыки) превратились в просто бэнды — группы из 4–5–6 исполнителей, мощности звука которых с лихвой хватало на танцевальный зал. Вот они — корни составов рок-групп!


Шестидесятые — декада британских рокеров. The Rolling Stones, The Who, The Animals, and The Beatles — отцы рок-музыки, которая уже совсем не похожа на мягкий рок-н-ролл. Сейчас их музыка уже считается классической, однако в то время они были настоящими бунтарями.

XXI век продолжил музыкальное сумасшествие предшественника: новые жанры рождаются практически каждую неделю. Даже точное их количество назвать невозможно, разные источники приводят цифры от 257 до 1650. И целой жизни не хватит, чтобы прослушать всё! Да это и не обязательно, главное — найти свою музыку…

Читайте также: