Доклад на тему арабская музыка

Обновлено: 17.05.2024

Арабская музыка представляет собой сборник музыки из мира арабских , то есть географическая область от Ближнего Востока до Атлантики .

Он представляет собой ветви одной музыкальной семьи, возникшие в культурных очагах Ближнего Востока, но также и в разных контекстах.

Несмотря на многократное появление, эти музыкальные произведения, происходящие из устной традиции , обладают определенными общими характеристиками, под прикрытием ученой музыки смесь индийской системы и искусства интерпретации макама , хотя и в некоторых областях. отмечены. Традиционные формы этой музыки обычно сочетают вокальное и инструментальное исполнение, часто попеременно.

Множественные источники влияния этой музыки восходят к персам и грекам. И наоборот, основные традиции, сформированные в Аравии, развивались и находились под влиянием древних культур различных стран, где преобладали ислам и арабская цивилизация, особенно в Персии, Анатолии, на Ближнем Востоке и в Магрибе, связанных с индийской системой.

Резюме

История


В начале исламской эры арабы-мусульмане часто перекладывали музыку на рабов и пленников (например, певиц по имени Кайна), что особенно благоприятствовало персидскому влиянию. Тем не менее, он очень быстро стал объектом встреч между музыкантами из разных кругов, связанных с дворами (такими как Зирьяб ), и большинство великих мусульманских мыслителей, из которых Фараби был самым преданным, присоединились к его научным исследованиям, опубликовав многочисленные работы. об этом. Именно благодаря этому интеллектуальному изобилию мусульманская культура распространяется посредством арабов. Отсюда его встреча с турецким миром.

В Египте, в частности, родились огромные таланты, композиторы и певцы, такие как Мохаммед Абдель Вахаб , певец Асмахан или Умм Кульсум , которые помимо своего имени позаимствовали доисламскую арабскую поэзию и чья карьера началась в 1932 году. 1960-е годы она разработала новый стиль, который также нашел ее поклонников. Многие женщины отмечают действительно арабскую музыку на протяжении XX - го века, особенно после Каира, дома феминизма в регионе. Мунира Эль Махдея - первый мусульманин, вышедший на сцену, сначала переодетый мужчиной, записывающий музыку 1906 года. В межвоенный период продюсер Бадиа Масабни открыл кабаре и усовершенствовал восточные танцы, которые существуют до сих пор. Во второй половине столетия алжирская Варда аль-Джазайрия и ливанский Файруз являются крупными фигурами в арабской музыке. В 2021 году Парижский институт арабского мира посвящает всем этим женщинам выставку.

Выученная музыка

В отличие от западной музыки, в которой развилось искусство полифонии и гармонии , арабская музыка привязана к монодии, где мелодия является монофонической (за один раз воспроизводится только одна нота) и построена на чрезвычайно богатой системе мелодических ладов, называемых макамами . Он также требует педали баса или дрона , чтобы установить его тон. Однако научная музыка по своим математическим понятиям называется индийской музыкой , разработанной в ведический период, эта основа может варьироваться, и поэтому арабская музыка чрезвычайно модулирует. В древних арабских произведениях о музыке было записано около 400 макаматов, из которых по крайней мере 30 практикуются до сих пор.

Вдохновленные гаммой звуков и интервалами древнегреческой музыки , режимы были адаптированы к арабской музыке. Они основаны на интервалах третей (трикорды), четвертых (тетрахорды) и пятых (пентакорды) и отражают разнообразие культур, встречавшихся во время распространения ислама.

Другая особенность этой музыки, привнесенная очень сложным вокальным искусством (проистекающим из модальной системы и этих микроинтервалов), заключается в орнаментировании гомофонических мелодических линий (инструменты затем используются в унисон или в октаве). Трели, глиссандо и другие ритмические и мелодические вариации составляют сплошной и часто сложный орнамент.

Обучение

Благодаря устной традиции ученик непосредственно изучает технику и традиционный репертуар мастера ( устад или маалем ). После определенного овладения этими элементами музыкант приступает к игре импровизации и искусству музыкального творчества. Как творец, он черпает из традиции элементы, которые были ему переданы, а затем собирает их в соответствии со своими устремлениями или из которых он изобретает вариации, которые обогатят общий репертуар композиций.

Эта устная традиция остается одним из основных элементов в интерпретации, как и в педагогической передаче музыки. Поэтому хорошее владение мелодическими и ритмическими системами необходимо для сочинения и интерпретации арабской музыки. Студенты изучают вокальные и инструментальные произведения, но редко исполняют их в точности так, как они были изначально составлены. В арабской традиции хорошие музыканты приносят вариации и музыкальные импровизации на известные пьесы или модели, такие как классические музыканты из Индии или джазовые музыканты . Импровизации могут быть относительно длинными, превращая композиции продолжительностью около десяти минут в часовые представления и иногда имеющие мало общего с оригинальной моделью.

Музыкальные инструменты

Наиболее используемые инструменты в арабской музыке являются удой (عود), родоначальником европейской лютни иногда используются в качестве мелодического или ритмического баса в инструментальных ансамблях, и нет , флейта тростника. Наиболее распространенными ударными инструментами являются барабаны в форме ваз (например, дарбука دربكة) и бубны с коровьими колокольчиками или без них ( даф , рикк или тар ). Названия и формы инструментов различаются в зависимости от региона их происхождения.

Арабская Rabab , скрипка играла вертикально, трется плечи с скрипкой , особенно в арабо-андалузских оркестрах. Среди других классических инструментов - канун (قانون), принятый в средневековой Европе как псалтырь , цитра с семьюдесятью двумя металлическими струнами.

Музыкальные эволюции и различия

На протяжении веков развивались различные местные музыкальные практики, формирующие особую культурную самобытность для каждого общества. Таким образом, в городах Магриба, таких как Фес, Тетуан, Тлемсен и Тунис, существуют различные версии ноба , которые являются неотъемлемой частью местной музыкальной культуры.

Несколько разные мелодические настроения носят одно и то же название в Сирии , Египте , Ираке и странах Северной Африки. Ритмические формы этой музыки можно артикулировать по-разному, и их интерпретации различаются. Популярная песенная поэзия также меняется в зависимости от местного диалекта.

Иракский Макам не только мелодичный режим , но ряд деталей в определенном режиме. Этот термин имеет более близкое значение к васлах или наубах ( нуба ), чем к макаму в других арабских регионах.

Народная и популярная музыка

В арабском мире сосуществуют сотни местных и народных музыкальных традиций, которые часто несут в себе следы музыкальных практик народов, с которыми соприкасалось арабское население. Таким образом, практика игры в барабан в странах Персидского залива может быть объяснена связями с африканскими торговцами. Традиция гнава получила свое название от рабов черной Африки, привезенных в Марокко . В нубийской музыке Египта используется особая мелодическая система с использованием пентатоники (пяти нот) и различных ритмов.

Популярная музыка современных арабских заимствует как традиционных , так и классического арабского стиля. Электронные клавишные, настроенные на макамат и барабаны, обычно сопровождают певцов стихами и популярными песнями. В некоторых случаях певцы адаптируют свой вокальный стиль или язык к аудитории, не говорящей на арабском языке, стремясь при этом частично сохранить арабские музыкальные традиции. RAI , приезжая из пригородов Оран в Алжире, знал , как связать рок , фанк и регги с традиционной арабо-андалузской музыки.

Традиция арабской музыки пересекается с другими музыкальными традициями Турции , Ирана и Средней Азии. Общие черты существуют среди преимущественно мелодических систем персидского дастгаха , азербайджанского мугама , турецкого макама , узбекского и уйгурского макома . Традиции чтения Корана и религиозные песни из арабских регионов разделяют все мусульманские общины, например, в Индонезии и Пакистане. Точно так же религиозные музыкальные традиции христианских церквей Ближнего Востока, в частности, Маронитской церкви в Сирии или Ливане и Египетской коптской церкви, могут быть связаны с арабской музыкальной традицией.


Арабская поп-музыка

Арабская поп-музыка в основном создается и зародилась в Каире, Египет; с Бейрутом как второстепенным центром. Это порождение арабской киноиндустрии (в основном египетских фильмов), также расположенной в основном в Каире.

Другой аспект арабской поп-музыки - это общий тон и настроение песен. Большинство песен написаны в минорной тональности, а темы, как правило, сосредоточены на тоске, меланхолии, конфликтах и ​​проблемах любви в целом.

Художники

  • Юсуф аль-Маньялави (1857-1912), первый записанный арабский певец
  • Самира Тауфик (род. 1935), ливанская певица, известная тем, что пела на бедуинскомдиалекте Иордании.
  • Ум Калтум (1904-1975) популяризировал эту музыку во всем мире;
  • Файруз (род. 1935), ливанский певец.
  • Сайед Дарвиш считается предшественником возрождения арабской музыки, несмотря на его безвременную смерть в 1923 году, как и композиторы Рияд эль Соунбати или Байрам Тунси. Вот мастера тараба :
  • Мохаммед Абдель Вахаб (1907–1991) - первый арабский певец, добившийся популярности. Он играет в 1 - е арабского музыкального фильма (The White Rose) в 1932 год и посвятил себя впоследствии композицию.
  • Абдель Халим Хафез (1929-1977): один из самых красивых голосов арабского мира. Его песни до сих пор пользуются большим успехом.
  • Фарид Эль Атраче (1915-1974): египетский певец сирийского происхождения, известный как один из лучших исполнителей на уде .
  • Сабах (1927-2014): ливанский певец.
  • Вадих аль-Сафи (1921-2013): ливанский певец
  • Абдельвахаб Дуккали : марокканский певец
  • Зохра аль-Фассия (1905–1994), марокканская певица.
  • Салима Мурад (1900-1970), иракская певица.
  • Наджат Эссагира (египетский певец)
  • Файза Ахмед (1930-1983), сирийского происхождения
  • Ларби Бенсари (1867-1964): алжирский мастер арабо-андалузской музыки.
  • Джордж Вассуф (род. 1961) сирийский певец.
  • Хайфа Вехбе (1976 г.р.) ливанская поп-певица.
  • Нэнси Айрам (род. 1983) ливанская певица.
  • Ваэль Кфоури (1974 г.р.) ливанский певец.
  • Тамер Хосни (1977 г.р.) египетский поп-певец.
  • Рагхеб Алама (род. 1962) ливанский поп-певец.
  • Зив Йехезкель (1984 г.р.) певец иракского происхождения; хотя он израильтянин, он поет на арабском языке репертуар Oum Kalthoum и Mohammed Abdel Wahab ; солист Назаретского оркестра, выступает в основном перед арабско-мусульманской аудиторией.
  • Фази Аль Айеди (родился в 1950 году), певец, композитор и исполнитель на ударе иракского происхождения, предшественник восточного джаза, поселился во Франции с 1971 года.
  • Амр Диаб (родился в 1961 г.) Он является одним из самых популярных певцов египетской поп-музыки в Египте и арабском мире.
  • Оум (1978 г.р.) - марокканский певец, который считается послом марокканской культуры.
  • Хиба Таваджи (1987 г.р.) ливанский певец.
  • Мохаммед Ассаф (1989 г.р. ) - палестинский арабский поп-певец. победитель шоу 2013 года Arab Idol .
  • Малума (1960 г. р.) - популярный мавританский певец.
  • Саад Ламджарред (родился в 1985 г.) - марокканский исполнитель арабской поп-музыки .

Мы также можем сослаться на таких музыкантов, как Сайед Мекави (Египет), Оулайя (Тунис), Сабах Фахри (сирийский певец).

Библиография

На французском

На иностранных языках

Примечания и ссылки

Приложения

Статьи по Теме

Внешние ссылки


В период расцвета Арабского Халифата (VIII–XII вв.) происходит формирование и становление музыкальной культуры исламского мира. Сразу отмечу, что главной особенностью арабской музыки было то, что развивалась она, в основном, как светское искусство.

Дело в том, что согласно легенде, Мухаммад относился к этому виду творчества настороженно, и осуждал христиан, использующих музыку довольно широко в своих богослужениях.

Светская же музыка была ориентирована на вкусы знати и являлась частью адабы – суммы знаний и умений, необходимых для образованного человека ( адиба ). Многие халифы высоко ценили поэзию и музыку , а некоторые сами сочиняли стихи и песни.

Интересный факт, что изначально профессиональными музыкантами могли быть только рабы и женщины. Правители, любившие музыку, покровительствовали талантливым невольникам и женились на музыкантшах.

Отметим, что музыка в арабском мире, прежде всего, предназначалась для камерного исполнения, то есть для небольшого круга ценителей, что сказалось на формах, жанрах, а также инструментарии.

Песни, на стихи любимых и известных поэтов, исполнялись повсюду – во время застолий, во дворцах правителей, во время уличных праздников, на любовных свиданиях и т.д.

Развивалась и инструментальная музыка, а с ней и музыкальные инструменты, любимым из которых был струнно-щепковый ал-уд (аль-уд), чьё название в Западной Европе было трансформировано в lute – лютня. Большой популярностью пользовался реба́б – смычковый инструмент, происхождение которого, многие исследователи, связывают с среднеазиатским кобызом.

Инструменты использовались не только для сопровождения пения, но и для исполнения, собственно, инструментальных пьес.

Специальный человек, должность которого называлась "служитель занавеса", передавал музыкантам пожелания и приказы повелителя, а также рассказывал о реакции слушателей, особенно халифа, оглашая его похвалы или критику.

Нужно отметить, что нуба и сегодня остаётся ведущим жанром в странах, некогда входивших в состав Арабского Халифата, или оказавшихся под влиянием его культурной традиции. В Средней Азии, например, такие композиции переродились в макамы (мукамы, мугамы и пр.).

Обычно нуба включают в себя несколько частей (от 5 до12), в основном связанных с классическими или народными поэтическими формами. Характерной особенностью сюиты является постепенное нарастание темпа пьес к её финалу.

Под влиянием учения Пифагора возникло отношение к музыке, как к сфере математических знаний, так как законы музыкальной гармонии подчиняются строгим математическим соотношениям и вполне могут быть вычислены.

Вскоре во взглядах учёных, на музыкальное искусство, происходит разделение. Часть из них (например, Аль-Кинди, Ибн-Сина) считают приоритетным теоретическое направление, заложенное в трудах античных философов и называемое аль-мусика . Другие же особое внимание обращают на практическую сторону музыкального исполнительства, являясь сторонниками направления аль-гина .

Он обобщил античную теорию, дополнил её размышлениями и рекомендациями о технической стороне исполнительства, а также дал подробное описание распространённых, в его время, музыкальных инструментов Востока.

В своём труде учёный анализирует разные степени одарённости - способности к музыкальному сочинительству и исполнительству, характеризует различные музыкальные звуки и жанры музыки с точки зрения их влияния на психику, здоровье и характер человека.

В своём труде философу удалось изложить теорию арабской музыкальной ритмики ( ика' ) так, что его признали самым полным и стройным. В целом же "Большая книга о музыке" Аль-Фараби стала образцом для последующих поколений музыкальных теоретиков.

Благодаря этим особенностям, арабскую музыку, не знающую полифонии, вполне можно сопоставить с изобразительным искусством ислама , где одноголосная текучая, вьющаяся мелодия, напоминает арабески – лишённые пространственной глубины орнаменты, сплошь покрывающие стены зданий, страницы книг, плоскости посуды, ковров и т.д.

Музыка, развиваясь в странах арабского мира, как светское искусство, могла свободно выражать все оттенки чувств, рассказывать о душевных переживаниях и настроениях, т.е. была весьма эмоциональна и выразительна. Вот как характеризует музыку средневекового Востока исследователь Р.И. Грубер:

Если вам понравилась статья, то не забудьте поставить лайк этой публикации и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы автора о мировой культуре в полном каталоге статей.

Больше о культуре и искусстве стран Арабского Востока вы можете узнать из следующих публикаций:

maxresdefault (700x393, 90Kb)

Арабская музыкальная культура была одной из самых ярких и оригинальных восточных культур средневековья. На музыку были положены любовно-лирические стихи газели - одни из самых древнейших видов арабской поэзии. Шайры, рави поэты-музыканты опирались не только на свои национальные традиции, но и использовали опыт музыкальных культур, которые были старше арабской, египетской, иранской, сирийской.

Немного позже возникает инструментальная музыка, которая в дальнейшем получила самостоятельное развитие и была доведена до высокохудожественного уровня.
Феодальный период – от образования арабского халифата в VII веке н.э. до турецкого нашествия (XVI век) – был временем наивысшего расцвета арабской культуры и искусства. Музыкальная культура стремительно распространилась на огромных территориях. С одной стороны, в арабскую музыку проникло множество интонаций с разных стран Востока, Юга, Запада, что сказалось на ее ладовом строении. С другой стороны, арабский мелос тяготел к острым, напряженным интонациям.

Музыкальные инструменты Востока



Пение, которое считалось высшим родом искусства, обычно сопровождалось игрой на лютне или ребабе.
Ведущим жанром народной и светской профессиональной музыки была лирическая песня. Азербайджанские, армянские мугалич, таджикские маколич, иранские и арабские макалич – все эти национальные стили родственны между собой. Как жанр, арабские макалич это большие вокально-инструментальные композиции или песен нолирические циклы. Каждый из них, в свою очередь, состоял из нескольких малых циклов. Тексты были либо народные, либо написанные поэтами-профессионалами. В них рассказывалось о безбрежных песчаных просторах, о прекрасных оазисах, о красоте побережий. С песней связывались свободолюбивые мечты.

Арабская этническая музыка



Сирийская этническая музыка



Традиционный арабский танец




Арабская песня



"Танур" арабский национальный танец




Эта настройка ограничивает тесситуру до пределов октавы, но увеличивает возможность использования открытых струн, чем облегчает игру.
А. м. получила широкое распространение в христ. Испании. По примеру мусульман христ. правители вводят А. м. в дворцовый обиход. Так, при дворе Санчо IV Кастильского были араб. жонглёры, танцоры, виртуозы игры на лютне, флейте, трубе; Альфонс Арагонский в 1329 просил кастильского короля прислать ему музыкантов, играющих на касбе (флейте) и кануне; Педро IV выписал в 1337 араб. музыканта Халезига - исполнителя на ребабе; при дворе Хуана II выступала труппа араб. жонглёров из Валенсии во главе с Масудом (1389). А. м. прочно вошла также в жизнь испанского народа, несмотря на противодействие церковных властей, пытавшихся помешать испанцам приобщиться к обрядам "неверных".
Андалусская музыка завоевала признание и оказала влияние на муз. иск-во Магриба. Уже в нач. 10 в. учитель Мунис аль-Багдади открыл в Керуане первую муз. школу; Абу Сальт Омайа (11 в.) ввёз в Мехдию ряд новых муз. сочинений. Центр. и окраинные р-ны Магриба значительно меньше, чем Тунис, подвергались влиянию Сирии и Ирака. В 13 в., после изгнания мавров из Испании (в результате Реконкисты к сер. 13 в. в Испании остался лишь Гранадский эмират) и эмиграции арабов в Сев. Африку, в берберских поселениях возникают культурные очаги, где продолжают существовать традиции андалусских городов.
Среди музыкантов и теоретиков на Западе выделялись: в Кордове - философ Ибн Баджа Авемпас -певец, виртуоз-лютнист, теоретик (его теоретич. труд, резюмирующий существующие сведения о музыке, по своему значению приравнен к трудам аль-Фараби), коми.
Мухаммед бен Хайра, музыкант Ахмед бен Кадим, импровизатор на лютне, певец и комп. Исхак бен Симеон; в Севилье - автор популярных заджалов Абу бен Джахдар, музыканты Абу Бакр аль-Хассар, Обайд Аллах бен Джафар, Абу Бакр бен Сарим, Абу Бакр Сабуни (автор изысканных мувашшах); в Арагоне - поэт Абу Бакр из Сарагосы; в Валенсии - Ибн Харик, Ибн Зайд аль-Хаддад; в Мурсии - Ибн аль-Фадель, Ибн Наджи, а также бродячий музыкант, негр Махлаф; в Бее - Ибн Каджат; в Гранаде - Абу аль-Хусейн Али бен Хамбра (крупнейший теоретик, композитор). Нек-рые из этих музыкантов были авторами знаменитого андалусского цикла "Нубат-чхарната".
После завоевания араб. стран турками (1517) и включения этих стран в состав Османской империи араб. культура приходит в упадок. Длительная полоса застоя продолжалась до 2-й пол. 19 в. Эпизодически возникали яркие явления муз. практики и теории, напоминавшие о былом расцвете араб. культуры. Попытки обновления А. м. в 18 в. связаны с возрождением интереса к андалусской традиции. Во 2-й четв. 18 в. в Фесе комп. Эль-Хадж Аллаль аль-Батла создал нубу "Восход луны" в ладу истихлаль (она не фигурирует в "24 нубах" и в "Древе ладов", но близка исчезнувшей нубе в ладу диль). В 1786 Мухаммед ибн аль-Хасан аль-Хайк (образованный музыкант из Тетуана) составил сб. заджалов и тавашших (новое назв. мувашшах), расположив их в последовательности нуб, т.е. так, как они исполнялись. Указания, дававшиеся к каждой песне (ритм, размер, жанр песни, количество ритмич. периодов - даур и т.п.), помогали исполнителю правильно воспроизводить мелодию. Хайк стремился установить правила исполнения муз. произв., пытаясь ограничить увлечение виртуозностью.
Со 2-й пол. 19 в. в араб. странах наблюдалось нек-рое оживление культурной жизни, но этому процессу препятствовал колониальный гнёт. В кон. 19 - нач. 20 вв. в наиболее развитых странах, вследствие зарождения капиталистич. отношений, возникновения антиимпериалистич. и нац.-освободит. борьбы, появляются новые течения в иск-ве. Начинается процесс распада единой араб. культуры на самостоят. нац. культуры (египетскую, ливанскую, сирийскую и др.). В обстановке экономич. и политич. возрождения араб. стран, в условиях образования независимых араб. гос-в формируется совр. араб. культура, в т.ч. музыкальная, преим. в рамках каждой из араб. стран (см. Алжирская музыка, Египетская музыка, Марокканская музыка, Тунисская музыка и др.).
В 20 в. остро встал вопрос о сохранении уцелевших муз. образцов, об изучении А. м. В 1932 в Каире работал конгресс А. м. (неоднократные попытки его созыва предпринимались с 1917), на к-ром обсуждались проблемы будущего А. м., путей её развития. Каирский конгресс подытожил мн. ценные наблюдения и пробудил интepeс учёных к истории А. м. Большое внимание было уделено теоретич. осмыслению закономерностей А. м. В 1971 Советом Лиги араб. стран в АРЕ создана Академия араб. музыки, при к-рой организованы спец. комитеты: по традиц. музыке, фольклору, воспитанию, проблемам творчества и др.
А. м. сыграла выдающуюся роль в развитии не только культуры Востока, но и Запада. Передовые деятели зап.-европ. цивилизации восприняли достижения арабов. Использованные в Зап. Европе муз.-поэтич. достижения арабов касаются прежде всего сюжетной тематики (идеальный образ далёкой возлюбленной, воспевание радости счастливой любви и горькой разлуки влюблённых, мотив жестокости любимой, вероломного нарушения любовного обета и т.п.). В характерных жанрах араб. поэзии 7-9 вв. предвосхищены сирвенты, пастурели, альбы и др. жанры муз.-поэтич. иск-ва трубадуров и труверов. А. м. обогатила европ. инструментарий (особенно щипковые инструменты), повлияла на.европ. муз. ритмику. Своеобразие муз.-поэтич. иск-ва арабов впоследствии вдохновляло европейских композиторов-классиков.
Муз. теория. Одна из осн. проблем араб. муз. теории - проблема звукоряда и ладов (в их специфич. араб. понимании). Нек-рые учёные считали основным 12-ступенный, другие - 17-22-ступенный звукоряд. Однако в музыкальной практике не было единого звукоряда, и "основной" являлся условным звукорядом теоретиков, закрепившимся в 13 в. В 17-ступенном условном звукоряде 12 ступеней отстоят друг от друга на лимму (90 центов), а 5 ступеней - на комму (24 цента), что аналогично системе пифагорейцев. Новейшими исследованиями установлено господство в А. м. 7-ступенной диатоники, своеобразной по сравнению с классич. европ. диатоникой (звукорядом "белых клавиш"): араб. диатоника предполагает "нюансировку" (повышение или понижение) неопорных ступеней лада на 1/3 или 1/4 тона. Такие "нюансы" расцвечивают опорные ступени (кварта, квинта, октава) лада. "Нюансирующие" мелодию вспомогат. интервалы (преим. интонац. шаги на секунду и особенно на терцию) не укладываются в 12-ступенную гамму. Изменяя амплитуду интонирования соседних ступеней лада от 20 до 240 с лишком центов (т.е. от коммы до 5/4 тона), арабские музыканты достигают большого многообразия. Терцовые мелодические соотношения колеблются от уменьшенной (в современном понимании) терции до увеличенной (так возникает "нейтральная" терция).
Совр. араб. теория основой построения звукоряда признаёт тетрахорд (4 звука, охватывающие диапазон кварты - чистой, уменьшенной или увеличенной). Поскольку в А. м. существует особая диатоника, в тетрахордах возникают т.н. "нейтральные секунды" (они расположены между большими и малыми секундами и охватывают 3/4 тона по араб. системе обозначения высотности тонов). Напр., распространённый в А. м. тетрахорд "раст" наряду с целым тоном включает два шага на 3/4 тона (с, d, е-четверть бемоль, f); в тетрахорде "баяти" эти интервалы расположены иначе (d, е-четверть бемоль, f, g). Развёрнутые звукоряды возникают благодаря сцеплению тетрахордов (последний звук первого тетрахорда является первым звуком второго), их соединению (через промежуточный интервал - секунду) и скрещиванию (в этом случае тетрахорды включают два общих тона). Осн. араб. гаммы (как и составляющие их тетрахорды) имеют закрепившиеся за ними назв. и строятся преимущественно от определённого тона (но могут строиться и от других звуков). Тональность (высотное положение) араб. тетрахордов и гамм связана с их структурой.
Араб. теоретики усвоили греч. учение о тетрахордах и их видах, однако они внесли существ. коррективы. Греки рассматривали гамму как последовательность нисходящих звуков, у арабов, наоборот, мелодич. звукоряд строится по восходящей. В связи с этим сложилась иная концепция греч. теории наклонений (по-арабски - "джинc"), т.е. ладовых образований в пределах кварты (тетрахорда). Эти новшества особенно ощутимы в хроматич. наклонении. Греки чаще располагают малые интервалы у нижнего предела кварты, арабы - у её осн. тонов, оставляя широкий интервал посередине. Такой тип наклонения получил название восточного хроматизма.


Строение тетрахорда: а - у греков; б - у арабов.
Теория наклонений получила развитие в трудах аль-Фараби, Ибн Сины. Последний, исходя, по-видимому, из теоретич. предпосылок Птолемея (прокомментированных Порфирием, 260 н.э.), называет 16 наклонений (жанров): 7 "сильных" и 9 "слабых" (среди них - хроматич., 3 энгармонич.). Интервалы между ступенями тетрахордов этих наклонений могут быть расположены тремя разл. способами, что вместе с производными от таких комбинаций даёт 48 наклонений.
Большое значение для А. м. имеют звукоряды, включающие ходы на ув. секунду. В А. м. ув. секунда - самостоят. интервал, равный по значению др. секундам. Звукоряды с ув. секундой - не результат хроматич. видоизменения ступеней какого-либо натурального звукоряда, в широком смысле слова это тоже диатонич. звукоряды.
А. м. отличает развитая ладовая система, включающая 12 ладов - макамов: раст, ирак, истихаль, исфахан, нава, сигах, сика, хиджаз и др. (нек-рые из них иран. происхождения, в свою очередь среди иран. макамов встречаются арабские). Звукоряды макамов - диатонические 7-ступенные, включающие интервалы большого и малого полутонов, большого и малого целых тонов (с разницей между ними на комму). У Сафи-ад-дина 12 классич. макамов входят в сложную 84-ладовую систему, строящуюся на соединении 7 видов тетрахорда с 12 видами пентахорда. Макамы служат ладовой основой больших вок.-инстр. циклов типа сюиты (они тоже называются макамами). В этих произв. мелодич. попевки получают разнообразное орнаментально-вариац. развитие. Для макама характерно рондообразное строение (осн. напев чередуется с инстр. эпизодами). Каждая разновидность макамов имеет типичные ритмич. формулы.
Важный элемент А. м. - мелодич. распев, появление к-рого определяется ритмич. особенностями песни. Для мн. араб. песен типично прогрессирующее орнаментальное развитие осн. мелодич. попевки: каждый последующий оборот становится более сложным по мелодич. рисунку и дробным по ритму. В таких орнаментальных вариантах появляются распевы слогов, вызванные развитием мелодии.
А. м. отличается ритмич. богатством. Ритм в А. м. - сложное явление, опирающееся на взаимозависимость разл. элементов ритмич. структуры: ритм сопровождения на ударных инструментах, ритм акцентов мелодии (т.е. метрич. структура), ритм длительности мелодии, ритм стиха. Арабы исходят из 5 осн. бедуинских ритмов: хазадж, рамаль, такиль ауваль, такиль тани, махури. Эти первонач. ритмы подверглись в А. м. трансформации (из-за несоверш. методики они не нашли точной фиксации в совр. нотном письме). Теории ритма посв. труды мн. учёных, в т.ч. аль-Фараби, Ибн Сины, установивших общую теорию ритма (ика). Они делят ритмы на "связующие", или "непрерывные" (муттасиль), и "разъединяющие", или "прерывающиеся" (гайру муттасиль). Первые исходят из хазадж (род равномерного движения, очевидно, осн. на 2-дольном маршевом размере), вторые представляют собой многочисл. варианты и комбинации, образующие сложные ритмич. комплексы. Учение аль-Фараби базируется на принципе "ударности", "акцентировки" (а не на принципе "длительности", "метричности", свойств, поздней античности). Аль-Фараби видит в ритмике основу построения муз. формы: от первичной ритмич. ячейки, через ритмич. период - даур (простые ритмич. ячейки в совокупности образуют сложный период), вплоть до объединения периодов в целостную муз. структуру.
Для А. м. характерна полиритмия (о чём писали мн. исследователи, в частности Ф. Сальвадор-Даниель, Б. Барток), возникающая в результате ритмич. вариантов в партиях исполнителей вок.-инстр. ансамблей. Напр., на фоне бубна, отбивающего удары 2+4 или 2+2+2, голос или какой-то инструмент движется в ритме 3+3, а на фоне ударов 3+3+2 может развиваться мелодия в ритме на 8 равных долей и т.п. При всей замысловатости ритма в нём можно выделить два осн. элемента: тяжёлый (сильный) удар и лёгкий (слабый). Комбинации этих элементов и дают разнообразные арабские ритмы. Главным является положение сильного удара, слабые могут сочетаться в различных вариантах.
В араб. теории описаны сложные ритмы, образованные сочетанием тактов с неодинаковым количеством счётных единиц. Но в нар. араб. песнях часто встречаются простые ритмы в размере 2/4 или 3/4, не имеющие спец. названий.
Ритм имеет первостеп. значение в исполнит. практике. Певец должен твёрдо ощущать ритм, в то же время исполнитель на ударных - чутко следить за ритмич. тонкостями вок. интерпретации. Разнообразие ритмики отличает и совр. А. м.

Литература : Кузнецов К. А., Арабская музыка, в сб.: Очерки по истории и теории музыки. Сб. исследований и материалов, т. 2, Л., 1940, с. 265-80; Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1, М.-Л., 1941, с. 163-68; его же, Музыкальная культура арабов, в его кн.: Всеобщая история музыки, ч. 1, М., 1956, 4965; Раджабов П. Р., Сагадеев А. В., Ближний и Средний Восток, в кн.: Музыкальная эстетика стран Востока. Общая ред. и вступит. статья В. П. Шестакова, (М.), 1967, с. 245-329 (переводы древних арабских источников, библ.); Эль Сайд Мохамед Авад Xавас, Современная арабская народная песня, М., 1970; Kiesewetter R. G., Die Musik der Araber nach Originalquellen dargestellt, Lpz., 1842; Christianowitsch A., Esquisse historique de la musique arabe aux temps anciens, Cologne, 1863; Salvador-Daniel F., La musique arabe, ses rapports avec la musique grecque et le chant grйgorien, Alger, 1863, 1879; его же, The music and musical instruments ol the Arab with introduction on how to appreciate Arab music (edited with notes, memoirs, bibliography and musical examples by H. G. Farmer), L., 1915; Rouanet J. et Yatil E. N., Rйpertoire de musique arabe et maure, notation moderne, Alger, 1905 (сб. арабских мелодий и напевов); Lаffage, La musique arabe: ses instruments, ses chants, v. 1-3, Tunis, 1905; Idelson A. Z., Die Maqamen der arabischen Musik, "SIMG", XV, Lpz., 1913-14; Вбrtоk Bйla, Die Volksmusik der Araber von Biskra und Umgebung, "ZfM", 1919-20, II: Riberа у Таrаgо J., La musica de las Cantigas, Madrid, 1922; его же, Music in Ancient Arabia and Spain, L., 1927, N. Y., 1950; Sсhlesinger K., Is European musical theory indebted to the Arabs?, L., 1925; Farmer H. G., Clues for the Arabian influence on musical theory, L., 1925; его же, A history of Arabian music to the 13th century. L., 1929, 1967; его же, The sources of Arabian music. An annotated bibliography, в кн.: Records of the Glasgow Bibliographical Society, XIII, Glasgow, 1939; D'Erlanger R., La musique arabe, t. 1-6, P., 1930-59; Pesenti G., Canti sacri e profani, danze e ritmi degli Arabi, dei Somali e dei Suaheli, Mil., 1931; Becker С. Н., Das Erbe der Antike im Orient und Okzident, Lpz., 1931; KongreЯbericht. KongreЯ fьr arabische Musik (1932), Kairo, 1934; Sachs C., The history of musical instruments, N. Y., 1940; Вerner A., Studien zur arabischen Musik auf Grund der gegenwдrtigen Theorie und Praxis in Дgypten, "Schriftenreihe des Staatlichen Institute fьr Deutsche Musikforschung", Lpz., 1937, II; Rоbsоn J., Tracts on listening to music. L., 1938; Сhоttin A., Tableau de la musique marocaine, P., 1939, рус. пер. - Обзор марокканской музыки, М., 1967; Barkechely M., L'art sassanide, base de la musique arabe, Tйhйran, 1947 (на франц. и перс. яз.); Hussmann H., Grundlagen der antiken und orientalischen Musikkultur, В., 1961.

О. А. Виноградова.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973—1982 .

Читайте также: