Социальная принадлежность как основа культурных различий доклад

Обновлено: 15.05.2024

Социальная стратификация – неотъемлемая черта любого общества. Неравенство людей связано с возможностью их доступа к наиболее значимым ценностям общества, которая, в свою очередь, предопределяет и другие возможности. В частности, различные социальные страты имеют разный доступ к доминирующей культуре.

Культурные различия внутри общества порождаются социальной стратификацией. По сути, каждая социальная группа корректирует доминирующую культуру, привнося собственные ценности, правила поведения. Строго говоря, единство культуры социума лишь абстракция. В реальной жизни мы имеем дело со множеством культурных миров, которые в совокупности создают обобщенный образ культуры данного общества.

Социально обусловленные модификации единой культуры получили название субкультур. В широком смысле слова субкультура – это система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры. В основе выделения субкультур может лежать социальный или демографический признак. С этой точки зрения мы говорим о субкультуре интеллигенции, дворянской субкультуре (социальный критерий) или о субкультуре детства, женской субкультуре (демографический критерий). Различия между этими субкультурами касаются в основном образа жизни и манеры поведения. Любой этап в развитии культуры можно рассматривать как совокупность субкультур, базирующихся на примерно одинаковых ценностных основаниях, но уточняющих их.

Вместе с тем все чаще понятие субкультуры применяется к различным социально-культурным общностям, которые находятся в оппозиции к официальной, доминирующей культуре. Особое значение здесь приобретают молодежные субкультуры. На их примере особенно хорошо заметна еще одна черта субкультурных образований. Субкультуры возникают как позитивная или негативная реакция на господствующую в обществе культуру и социальную структуру среди различных социальных слоев и возрастных групп и, следовательно, диагностируют наиболее консервативные сегменты официальной культуры.

Таким образом, нюансы социальной стратификации получают отражение в культуре.

С другой стороны, культура активно участвует в утверждении границ страт, позволяя очертить границы должного и допустимого для каждого социального слоя, для каждой социальной группы. Помимо собственно социальных ограничений, стратификация располагает широким спектром культурных маркеров, указывающих на место индивида в социальной структуре. Рассмотрим этот сюжет более подробно.

В контексте нашей темы особый интерес представляет социальный аспект дихотомии массовой и элитарной культур, то, каким образом она обусловлена социальной стратификацией и какую роль играет в ее поддержании.

Под элитарной культурой традиционно понимается субкультура привилегированных групп общества, которая отличается принципиальной закрытостью и ценностно-смысловой самодостаточностью. Субъекты элитарной культуры одновременно являются ее творцами и потребителями. Другими словами, элитарная культура ориентирована на самовоспроизведение в рамках очень узкого круга экспертов.

Во-вторых, массовую культуру можно определить через рынок. Массовая культура – все то, что продается и пользуется массовым спросом. Здесь опять же снимается вопрос о качестве продаваемого. На первый план выходит степень доступности культурного продукта. Для того чтобы познакомиться с образцами элитарной культуры, необходимо преодолеть ряд барьеров – от собственно финансовых затруднений (например, высокая стоимость билетов) до преград, связанных с закрытостью элитарных сообществ. Эта закрытость, герметичность порой имеет даже визуальное воплощение. Ледяная торжественность больших музеев, грандиозная роскошь оперных театров, декор концертных залов как будто специально ориентированы на отказ от коммуникации с профанами. Своей холодной вежливостью они как бы исключают соблазн близости.

Массовые развлечения, напротив, подразумевают коллективное участие в празднестве. Цирк или мелодрама популярны не только потому, что дают непосредственное чувственное удовлетворение отдельному зрителю. Они формируют чувство общности самой возможностью общего разговора, сердечного смеха, разрушения условностей и установлений социального мира.

Казалось бы, элитарная культура сознательно и последовательно противостоит культуре большинства, или массовой культуре во всех ее исторических и типологических разновидностях – фольклору, народной культуре, официальной культуре того или иного сословия или класса или государства в целом, культурной индустрии и т. п. С другой стороны, это означает, что она нуждается в постоянном контексте массовой культуры, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре, на разрушении сложившихся стереотипов и шаблонов масскульта.

Взаимодействие и диффузия массовой и элитарной культуры особенно отчетливо проявляются в современном искусстве. Возникает своего рода эффект двойного дна. Так, неискушенный читатель воспринимает романы Бориса Акунина как удачный образец детектива. Взгляд эрудированного интеллектуала различает в нем изощренную игру аллюзий, многочисленных отсылок к классическим текстам. Подобная двойственность культурных артефактов свидетельствует о том, что социальная стратификация утрачивает жесткость и маркирование социально-культурных различий приобретает более сложный и утонченный характер.

Главное, что создает ученый - гуманитарий - это научный текст в виде книги, статьи, заметки или рецензии.

Ученый может также выступать автором идеи, составителем и редактором коллективного труда или серийного издания.

Отечественная тематика, т.е. изучение этнических и других.


Этническую идентичность следует рассматривать больше как форму социальной организации, чем выражение определенного культурного комплекса. Процесс рекрутирования в состав группы, определения и сохранения ее границ свидетельствует, что этнические группы и их характеристики являются результатом исторических, экономических и политических обстоятельств и ситуативных воздействий.

Будучи вопросом сознания (идентификации), членство в этнической группе зависит от предписания и самопредписания. Только после того, как индивиды разделяют общие представления о том, что есть этническая группа, или же они заключены в рамки этих представлений внешними обстоятельствами, они действуют на основе этих представлений, а этничность обретает организационные и институциональные различия.

Примеров ситуации вынужденной этнической идентичности любой исследователь найдет на территории бывшего СССР не тысячи, а миллионы. И даже не нужны газетные примеры: достаточно посмотреть вокруг несколько иным взглядом. Мой бывший сват, Борис Бабаян, моя бывшая невестка Оксана Бабаян, приятель моего сына Феликс Хачатурян, прожившие всю жизнь в Москве, не знающие ни одного слова по-армянски и не бывавшие в Армении, числятся по паспорту армянами, хотя не только по культуре, но по самосознанию являются русскими. Звучание фамилии и фенотипический стереотип не могут быть маркерами, а тем более детерминантами этнической идентичности, как это зачастую бывает в постсоветских обществах, хотя связь фамилии и фенотипа с этничностью наука не отрицает и часто использует для исторических реконструкций. Пришла пора специалистов объяснить эту одну из наследованных деформаций бытовой и элитарной ментальности?


Ключевые слова: культура, общепризнанные ценности, культурная идентичность, культурные различия, ценностная ориентация человека, межкультурность, межкультурная коммуникация

Key words: culture, universally recognized values, cultural identity, culturaldifferences, value orientation of a person,cross-culture, intercultural communication.

Культура — возделывание души человека.

Культура олицетворяет собой то, как люди живут и что они создают для себя и своего мира.

На каждого человека оказывает решающее влияние собственная пространственная культура, в которой он растет. Культуры могут отличаться различными структурными признаками, таким как язык, мышление, восприятие, пространственный опыт, ценностные ориентации, невербальное общение, опыт, модели поведения (обычаи, нормы, роли), а также социальные группы и отношения, которые формируют специфический профиль культуры.

Культура формирует идентичность людей, поэтому здесь говорят о культурной идентичности, которая не воспринимается индивидуально, а в совокупности. Толерантное отношение к культурному многообразию в первую очередь позволяет воспринимать культурную идентичность.

Культура и культурная самобытность призваны к диалогу, который может привести к признанию, пониманию и принятию культурных различий.

Ценности в смысле отношений — это представления, которые являются явными или неявными для отдельного лица или группы лиц и которые влияют на выбор способов, средств и целей действий. Культура формирует ценностную ориентацию человека.

Культурные ценности передаются людям через процессы социализации, такие как семья, детский сад, школа и университет, на работе, в друзьях и в партнерстве. В ходе этой социализации, особенно в детстве, в первичной социализации, человек приобретает определенные модели мышления, чувств и действий, которые описываются как ценностная культура и отношения.

Это определение межкультурности, полученное в результате изучения других культур, требует межкультурной ответственности. Если межкультурность в организационных структурах выражена слабо, то члены этих организаций будут всего лишь сосуществовать друг с другом. Поэтому международные компании стимулируют своих сотрудников на изучение других культур с целью приобретения международного опыта.

Чем более выражена межкультурность, тем больше вероятность сотрудничества, что приведет к положительным последствиям на индивидуальном, командном и групповом уровнях.

В этом аспекте можно выделить три варианта мультикультурализма:

− маргинальное существование этнических меньшинств в контексте культурной гегемонии

− децентрированные общества (общества без культурного центра)

Для установления межкультурного взаимодействия в многонациональной рабочей группе заинтересованные стороны должны соответствовать определенным требованиям: профессиональная квалификация, лидерские, управленческие и коммуникативные навыки, независимость, решимость, гибкость, способность к обучению и адаптивность, толерантность, умственная и физическая устойчивость, социальные навыки и владение иностранным языком и т. д.

Проблема отношения языка и культуры беспокоила многих лингвистов и философов с древних времен. С одной стороны, культура кажется всеобъемлющей, она пронизывает почти каждый аспект человеческой жизни, включая языки людей. С другой стороны, когда людям нужно делиться культурой, они общаются посредством языка.

Люди разных культур могут понимать друг друга, хотя они говорят на разных языках и имеют разные мировоззрения, потому что многие основные понятия универсальны. Поскольку язык и культура переплетаются друг с другом, изучение языка не может быть отделено от изучения культуры. Незнание и непонимание культуры других народов может привести к недопониманию или даже конфликту. В Индии, например, если Вас (мужчину) после переговоров индиец нежно берет за руку и ведет в хороший ресторан, то он хочет этим показать, что переговоры проходят успешно и закончатся хорошо. Для европейца такая прогулка за руку с мужчиной может означать совсем другое.

Если для немца важно смотреть собеседнику в глаза, потому что это означает доверие, то британец будет стараться отвести глаза во время разговора, что может быть неправильно понято, если не знать, что у британцев другая модель поведения.

Данные примеры являются подтверждением того, что главная функция культуры — гуманистическая. Она облагораживает человека, делает его личностью, воспитывает такие черты, как милосердие, альтруизм, любовь и терпимость к людям и другим народам. Культура является показателем духовного богатства общества, аккумулирует опыт, накопленный человеческим разумом.

  1. Белик, А. Культурология. Антропологические теории культур / А. Белик. — СПб., 1999.
  2. Ионин, Л. Г. Социология культуры / Л. Г. Ионин. — М., 1996.
  3. Культурология. ХХ век. Словарь. — СПб. 1997.
  4. Brislin, R. W., Cushner, K., Cherrie, C., Yong, M. Intercultural interactions: A practical guide, 1986, Beverly Hills, CA: Sage.

Основные термины (генерируются автоматически): культура, культурная идентичность, модель поведения, действие людей, межкультурная коммуникация, межкультурность, толерантное отношение, ценностная ориентация человека, ценность, человеческая жизнь.

Гост

ГОСТ

Культура и социальное неравенство

В обществах, где выражено социальное неравенство, исследователями выделяются несколько видов культуры: культура высших классов и культура низших классов. Например, образ жизни современной политической элиты в большой степени отличается от образа жизни рабочих россиян, которые проживают в провинциальных городах или в сельской местности.

Как показывает множество социологических исследований, проведенных как отечественными, так и зарубежными авторами, культурные различия, которые напрямую связаны с социальным неравенством, характерны практически для всех стратификационных обществ современности. При этом культура так же, как и общество, способна выстраиваться в некоторую иерархию, ее части имеют различный статус.

Другое дело, если эти люди по тем или иным причинам ограничены в восприятии культуры, и поэтому не имеют возможности соотносить себя с высшей культурой. Например, это некоторые категории граждан, которые нуждаются в дополнительной поддержке со стороны социума: инвалиды, дети с ограниченными возможностями, пенсионеры. Об этом важно помнить, и на это должна ориентироваться социальная и культурная политика любого государства, в котором проживают такие люди.

Стоит отметить, что даже в современных обществах, где имеющиеся ранее культурные различия постепенно сгладились, все еще оценка культур различных социальных групп производится в соответствии с их социальным положением и социальным статусом. Сглаживание произошло в соответствии с несколькими обстоятельствами. Например, повысился общий уровень жизни населения, произошло продвижение концепции массового образования, которое как раз унифицирует воздействие массовой культуры на жизни индивидов.

Готовые работы на аналогичную тему

Роль культуры в социуме и ее ключевые функции

Как мы уже отметили ранее, культура играет значимую роль в определении современного социального неравенства. Она представляет собой особую систему ценностей и представлений о жизненных установках и ориентирах, которые являются общими для всех людей, проживающих на определенной территории и ведущих определенный образ жизни. Роль культуры в жизни как общества в целом, так и отдельного индивида практически невозможно переоценить. Это обусловлено тем, что она выступает в качестве той среды, в которой протекает жизнь человека, а значит, и жизнь всего социума.

Человек сам создает вокруг себя уникальное жизненное пространство, которое удовлетворяет его интересам и потребностям. К тому же, он делает все возможное, чтобы это пространство отвечало всем требованиям современности, ведь только так оно сможет стать максимально полезным. Это пространство как раз и носит название культуры – все, что создано руками человека во благо человеческой цивилизации. Вместе с тем, возделывая окружающую действительность, человек постепенно создает относительно автономное пространство, которое само начинает исполнять некоторые функции. Как правило, в этих функциях отражена не только специфика социального пространства, но также и специфика роли культуры в социальном неравенстве.

К основным функциям культуры относятся:

  1. Образовательно-воспитательная функция – нацелена на то, чтобы сделать из каждого человека личность, осведомленную о социальных нормах и ценностях;
  2. Интегративная (так же, как и дезинтегративная) функции культуры – ориентированность на воспитание в человеке чувства принадлежности к той или иной нации, народу и религии, социальной и профессиональной группе. Принадлежность к одной группе отсекает в человеке желание соотноситься с нормами и ценностями иных социальных и религиозных групп, в чем и проявляется большая степень дезинтеграции;
  3. Регулирующая функция заключается в том, что нормы и ориентиры так или иначе регулируют поведение индивида, а также могут оказывать значительное влияние на его самосознание как личности;
  4. Функция трансляции социального опыта – благодаря многочисленным достижениям культуры человек может понимать, как в прошлом создавались культурные аспекты, нормы, принципы, и как их можно сохранить для будущих поколений.

Таким образом, культура соотносится с социальным неравенством, но, вместе с тем, она нацелена на создание таких условий, в которых сообщество будет максимально ориентировано на общепризнанные нормы, ценности и идеалы. Так будет проще управлять им, демонстрировать возможности того или иного пути развития, перспективы становления общественных интересов.

Гост

ГОСТ

Культура и социальное неравенство

В обществах, где выражено социальное неравенство, исследователями выделяются несколько видов культуры: культура высших классов и культура низших классов. Например, образ жизни современной политической элиты в большой степени отличается от образа жизни рабочих россиян, которые проживают в провинциальных городах или в сельской местности.

Как показывает множество социологических исследований, проведенных как отечественными, так и зарубежными авторами, культурные различия, которые напрямую связаны с социальным неравенством, характерны практически для всех стратификационных обществ современности. При этом культура так же, как и общество, способна выстраиваться в некоторую иерархию, ее части имеют различный статус.

Другое дело, если эти люди по тем или иным причинам ограничены в восприятии культуры, и поэтому не имеют возможности соотносить себя с высшей культурой. Например, это некоторые категории граждан, которые нуждаются в дополнительной поддержке со стороны социума: инвалиды, дети с ограниченными возможностями, пенсионеры. Об этом важно помнить, и на это должна ориентироваться социальная и культурная политика любого государства, в котором проживают такие люди.

Стоит отметить, что даже в современных обществах, где имеющиеся ранее культурные различия постепенно сгладились, все еще оценка культур различных социальных групп производится в соответствии с их социальным положением и социальным статусом. Сглаживание произошло в соответствии с несколькими обстоятельствами. Например, повысился общий уровень жизни населения, произошло продвижение концепции массового образования, которое как раз унифицирует воздействие массовой культуры на жизни индивидов.

Готовые работы на аналогичную тему

Роль культуры в социуме и ее ключевые функции

Как мы уже отметили ранее, культура играет значимую роль в определении современного социального неравенства. Она представляет собой особую систему ценностей и представлений о жизненных установках и ориентирах, которые являются общими для всех людей, проживающих на определенной территории и ведущих определенный образ жизни. Роль культуры в жизни как общества в целом, так и отдельного индивида практически невозможно переоценить. Это обусловлено тем, что она выступает в качестве той среды, в которой протекает жизнь человека, а значит, и жизнь всего социума.

Человек сам создает вокруг себя уникальное жизненное пространство, которое удовлетворяет его интересам и потребностям. К тому же, он делает все возможное, чтобы это пространство отвечало всем требованиям современности, ведь только так оно сможет стать максимально полезным. Это пространство как раз и носит название культуры – все, что создано руками человека во благо человеческой цивилизации. Вместе с тем, возделывая окружающую действительность, человек постепенно создает относительно автономное пространство, которое само начинает исполнять некоторые функции. Как правило, в этих функциях отражена не только специфика социального пространства, но также и специфика роли культуры в социальном неравенстве.

К основным функциям культуры относятся:

  1. Образовательно-воспитательная функция – нацелена на то, чтобы сделать из каждого человека личность, осведомленную о социальных нормах и ценностях;
  2. Интегративная (так же, как и дезинтегративная) функции культуры – ориентированность на воспитание в человеке чувства принадлежности к той или иной нации, народу и религии, социальной и профессиональной группе. Принадлежность к одной группе отсекает в человеке желание соотноситься с нормами и ценностями иных социальных и религиозных групп, в чем и проявляется большая степень дезинтеграции;
  3. Регулирующая функция заключается в том, что нормы и ориентиры так или иначе регулируют поведение индивида, а также могут оказывать значительное влияние на его самосознание как личности;
  4. Функция трансляции социального опыта – благодаря многочисленным достижениям культуры человек может понимать, как в прошлом создавались культурные аспекты, нормы, принципы, и как их можно сохранить для будущих поколений.

Таким образом, культура соотносится с социальным неравенством, но, вместе с тем, она нацелена на создание таких условий, в которых сообщество будет максимально ориентировано на общепризнанные нормы, ценности и идеалы. Так будет проще управлять им, демонстрировать возможности того или иного пути развития, перспективы становления общественных интересов.

Читайте также: