Риторика доклад о ораторе

Обновлено: 04.07.2024

Ораторское искусство играло большую роль во все времена. Люди, владеющие подобными навыками, пользуются авторитетом, известностью и могут добиться успеха в общественной деятельности. Полезные знания особенно нужны политикам, журналистам и маркетологам. Умение красиво и логично излагать свои доводы может пригодиться и в обычной жизни. В разные времена появлялись люди, прославившиеся в этой области и вошедшие в историю.

Известные ораторы античных времен

Ораторское искусство появилось еще в Древней Греции. Тогда появилась риторика с целым сводом правил и секретов ораторского мастерства. Существовала такая наука и в Ассирии, Вавилоне и Египте. Но классическое красноречие зародилось именно в Элладе. От умения красиво излагать свои мысли во многом определялась судьба древних греков. Это был основной показатель образования человека и необходимым умением для юриста и политика. В 5-ом столетии до нашей эры появились софисты. Это были учителя по красноречию, помогающие научиться вести публичные дискуссии. Из знаменитых ораторов тех времен стоит отметить Демосфена, Аристотеля, Цицерона и Лисия.

Демосфен

Один из величайших ораторов Греции был Демосфен. На него обратили внимание во время первой речи в суде. Он учился у Исея Афинского, а в качестве примера для подражания, выбрал Перикла – известного мастера красноречия. В те времена публике мало было красивых речей. Она ожидала необычной и театральной подачи с поставленным голосом и жестами. У Демосфена были проблемы с голосом, и он много тренировался. Он ставил дикцию, набрав в рот камешков. Для развития дыхания он читал стихи, поднимаясь по горам. А речи репетировал при шуме прибоя. Благодаря, своей настойчивости он добился колоссальных успехов.

Цицерон

Другим выдающимся мастером красноречия Греции был Марк Туллий Цицерон. Он был выходцем из бедной и простой семьи, но обладал огромной целеустремленностью и жаждой успеха. Ораторский талант помог ему стать консулом и войти в сенат. Его учителями были луций Лициний Красс и Марк Антоний. Цицерон изучал греческую литературу и оставил после себя значительные литературные произведения.


Лисий

Лисий был замечательным судебным оратором древности. Его речи запоминались своей оргинальностью и яркостью. Он тщательно готовил выступления и работал над каждой частью текста. Речи Лисия отличались краткостью и некоторой долей иронии, что нравилось аудитории. Многие ораторы, выступающие в суде, брали пример с его методов.

Горгий

Одним из известных софистов был Горгий из Леонтины. Он считался талантливым ритором и теоретиком. Горгий много путешествовал и прославился своими выдающимися выступлениями.

Знаменитый оратор много работал над стилем. Ему принадлежит прием горгианских фигур, которые придают речи выразительность.

Представители заребужной риторики

Стоит отметить и многих величайших ораторов в зарубежных странах. Это знаменитые политики и общественные деятели.

Линкольн

Авраам Линкольн был шестнадцатым президентом Америки. Он праславился, благодаря своему уникальному красноречию. Он был родом из бедной семьи, но с детства проявля интерес к учению. Линкольн получил диплом адвоката и сначала стал известен, как искусный рассказчик. Чтобы послушать его люди приходили издалека. Вошла в историю и его знаменитая Геттисбергская речь. Президент долго готовил свои речи. И относился к этому процессу очень серьезно.

Черчилль

Уинстон Черчилль известен, как премьер-министр Великобритании. Но он еще был писателем и журналистом и даже лауреатом Нобелевской премии по литературе. В истории он остался и как великий оратор. Его выыступления отличались эмоциональностью и преданностью идеям. Много времени Черчилль работал над техникой.

Мартин Лютер Кинг

Мартин Лютер Кинг был прекрасным оратором, баптистским проповедником и лидером движения за права чернокожих. Его учителем был Махатма Ганди, которым он восхищался. За один год он произнес более 230 речей во время своего путешествия по стране, во время которого пыталсы донести людям слова свободы и мира.

Отечественные ораторы

Множество известных ораторов было рождено в России. Из настоящих мастеров красноречия стоит отметить Троцкого, Кони и Путина.

Анатолий Федорович Кони был юристом и общественным деятелем в конце 19 и начале 20 – го столетия. Его выступления отличались принципиальностью и нравственностью при ведении судебных процессов. Речи Кони не отличались монотонностью. Они были оригинальными, эмоциональными и живыми. Он полагал, что ораторы должны быть справедливыми и защищать истину. Умелый оратор умел грамотно сочетать чувства и факты.

Кони соблюдал правила чести, обладал высокими моральными качествами и хорошо владел искусством красноречия.


Троцкий

Одним из известных ораторов 20- го столетия был Лев Давидович Троцкий. Он обладал хорошим тембром голоса и произносил понятные и четкие речи. Он был активным общественным деятелем, обладающим большими интеллектуальными способностями. Речи Троцкого были краткими и логичными. Он обладал способностью убеждать людей и имел много соратников. Особенно он запомнился своими политическими выступлениями.

Ленин

Владимир Ильич Ленин также является известным оратором 20- го века. Его речи были понятныи доступны любому человеку из народа. Он обладал уникальным чутьем на настрой у других людей и могут заинтересовать каждого. Во время своих выступлений он использовал диалог с народом.

Ленин использовал направленную жестикуляцию руками, а его речи отличались конкретикой и лаконичностью. Этот общественный деятель обладал харизмой, которая притягивала людей. Его речь разбиралась на цитаты и печаталась в газетах.

Путин

В современном мире один из известных политических ораторов – это Владимир Владимирович Путин. Его речи легки и не содержат лишней информации. В своих выступлениях он использует немного юмора. Жестикуляция отличается плавностью и не отвлекает внимание на себя.

Этот политик известен своим спокойствием и выдержкой во время общения с коллегами или с народом. Многие речи построены в виде диалогов. Ответы на вопросы четкие и по делу.

Жириновский

Речи Владимира Вольфовича характеризуются эмоциональностью и яркими красками. Некоторые выступления непредсказуемы и даже окрашены некоторой агрессивностью. Его обращения к народу часто напоминают продуманное представление и увлекательное шоу. Он обладает способностью своими словами воздействовать на собеседников и использует при этом активную жестикуляцию.

Жириновский отличается яркой харизмой. В последнее время он показал себя не только, как замечательный оратор, но и умный политический деятель. Он ловко учавствует в спорах и умело опровергает аргументы своих опонентов.

Сложно ответить на вопрос, кто лучший оратор всех времен. Но одно можно сказать точно, у каждого из них есть чему поучиться.

Дар слова – одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человеком. Жизнь людей не мыслима без языка, без речи. Слово – это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека.

Владение словом ценится очень высоко. Это способность является составной частью общей культуры человека, его образованности. Для интеллигентного человека, отмечал А. П. Чехов, дурно говорить должно бы считать таким же неприличием, как не уметь читать и писать.

Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и хорошо, поскольку это дает возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах. Наверное, нет таких профессий, где искусное владение словом не пригодилось бы. Но в некоторых сферах человеческой деятельности оно становиться просто необходимым, является обязательным условием эффективной работы. , руководитель организации, менеджер, политик, преподаватель, социальный работник, проповедник должны овладеть искусством речи. Так как им постоянно приходиться общаться с людьми: беседовать, консультировать, выступать публично, наставлять и т.д. Для того чтобы произнести публично речь, мало знать, что сказать, надо еще знать, как сказать, надо представлять особенности ораторской речи, учитывать множество факторов, влияющих на оратора и на слушателей, владеть техникой говорения.

Перед человеком, готовящимся выступать публично, всегда встает ряд вопросов.

· Для кого выступать?

· Что хочу сказать?

· Зачем хочу это сказать?

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Частные вопросы:

· Как сказать правильно?

· Как сказать понятно?

· Как сказать интересно?

· Как сказать убедительно?

Когда оратор говорит перед аудиторией, им, как правило, движут два желания:

· Передать аудитории, испытываемые им чувства.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Сочетание мысли и чувства, рационального и эмоционального аспектов речи дают разнообразие жанров ораторского искусства:

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Для того чтобы оратору успешно выступить перед аудиторией ему необходимо правильно и качественно подготовиться.

Таким образом, если проанализировать все этапы подготовки и проведения устного публичного выступления можно установить, что для успешного публичного выступления оратору необходимо привлекать данные различных наук, опираться на их категории и законы, пользоваться на практике методологическими правилами, применять широкий диапазон умений и навыков.

На этапе подготовки речи главенствующая роль принадлежит , использование законов которой необходимо в процессе подбора и отбора фактического материала, разработки плана и композиции выступления, формулировки тезиса, обеспечения доказательности и аргументированности речи.

Другой существенный аспект – оратора, умение из всех богатств родного языка выбрать именно те средства речевого воздействия, которые обеспечат эффективность, доходчивость и выразительность выступления.

Хорошо продуманная, тщательно отредактированная, стилистически выверенная речь в живой аудитории должна быть столь же хорошо произнесена. Этот существенный элемент ораторского мастерства называется , отточить которую можно только в практике выступлений.

Так же оратору должны быть присуща высокая психолого-педагогическая культура, это поможет оратору преодолеть возможные недостатки своего характера, развить необходимые свойства собственной личности, психологические качества, которые нужны для работы с аудиторией.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Таким образом, в основной перечень наук, с которыми тесно связано ораторское искусство, входят прежде всего философские науки (логика, этика, эстетика), а также языкознание, психология, педагогика, актерское мастерство.

Для того чтобы стать хорошим оратором, надо приложить немало труда и самое главное это практическая ораторская деятельность.

Основные практические советы начинающему оратору:

1. Выступать только тогда, когда есть что сказать и когда вы уверены в общественной значимости предмета речи.

3. Стиль и язык выступления должны соответствовать аудитории и цели речи.

4. Чаще надо использовать слова, которые подчеркивают уважительное отношение к аудитории.

5. Не злоупотреблять терминами.

6. Для успешного установления контакта с аудиторией необходимо:

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

— найти со слушателями общие интересы;

— относиться к аудитории дружески;

— не проявлять высокомерия.

7. Говорить громко, внятно, отчетливо, выразительно, но не повышать голоса без необходимости.

8. Овладевать навыками самоконтроля и самообладания. Не допускать в речи негативных эмоций по отношению к слушателям, а позитивные эмоции проявлять в полной мере.

9. Не превышать общепринятого (110 – 120 слов в минуту) темпа речи, если только это не специальный эффект.

10. Речь должна быть эмоциональной, напряженной, надо внушать слушателям свои идеи, стремиться к тому, чтобы они не только слушали слова, но и переживали определенные чувства.

11. Ни на секунду не утрачивать контакт с аудиторией, ловить реакцию слушателей. Не говорить без адреса. Мимика должна быть умеренной, спокойной и доброжелательной, а жесты скупыми, точными и выразительными.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Общая культура оратора, его индивидуальность, способности, самовоспитание и постоянное самообразование, работа над повышением своего культурного уровня – таковы необходимые условия ораторской деятельности.

Библиографические источники:

1. Н. А. Михайличенко. Риторика: Учебное пособие. М.: Новая школа, 1994.

2. Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. Русский язык и культура речи: Справочное пособие. Ростов – на – Дону: Феникс, 2002.

3. Н. М. Почикаева. Основы ораторского искусства и культуры речи: Учебное пособие. Ростов – на – Дону: Феникс, 2003.

Ораторское искусство помогает человеку донести до других свои мысли и убеждения ярко, красиво, в доступной форме. Этот навык помогает быть лидером компании, преуспеть в работе, добиться высот в общественной жизни. Невозможно представить политика, который не может изъясняться логично и конструктивно.

Ораторы Древней Греции

Свое начало ораторское искусство берет в Греции. Секреты великих ораторов той поры сохранились до сих пор. Длинный список из них начинается с жителей Афин. Это знаменитые Перикл, Лисий, Демосфен, Аристотель и другие. Важное внимание они уделяли позам рук и ног. Особенно знамениты были судебные ораторы. Одним из лучших являлся Лисий. Во время суда он был оригинален, выразителен и неповторим. Его речи всегда были продуманы, выстроены логично и отработаны с особой тщательностью. В своих высказываниях Лисий любил использовать юмор, вызывая симпатию у присутствующих. Его речь – эталон для ораторов мира. Фразы Лисий произносил кратко, изящно.

Лисий являлся логографом. Он составлял речи для выступлений в суде своим подзащитным. Лисий мог в рассказах отразить черты своих подопечных. Его стиль, построение аргументации перенимали другие судебные ораторы. Критики отмечали, что Лисий изыскан и ярок.

Представители отечественной риторики

Не менее интересны русские личности современности. Ораторы России в 20 и 21 веке, заслуживающие внимания – это Анатолий Федорович Кони, Владимир Путин, Троцкий, Жириновский и другие.

Анатолий Федорович Кони

Анатолий Федорович Кони – юрист и общественный деятель начала 20 века. Он ратовал за соблюдение нравственности в суде, а своими личностными качествами подавал пример другим. Речь Анатолия Федоровича Кони не отличалась монотонностью, ее характеризовала динамичность и живость.

Судебные ораторы, по мнению Кони, должны были нести справедливость. Анатолий Федорович являлся защитником правды. Его речи не были сухими или чрезмерно окрашенными эмоциями.

Анатолий Федорович Кони умел сочетать факты с чувствами так, что рассуждения воздействовали на умы судей в его пользу. Защитные речи не оставляли сомнения в положительном вынесении приговора.

Анатолий Федорович Кони обладал высокими моральными идеалами, придерживался строгих правил, высказывался ясно, не употреблял непонятных терминов и в совершенстве владел красноречием.

Владимир Ильич Ленин

Выступление Владимира Ленина

Ленин разговаривал с народом на понятном для них языке. Он хорошо чувствовал настрой толпы, умел увлечь идеями. Ленин больше общался со слушателями, вел диалог. Всегда лаконичен, конкретен, использовал направляющие жесты рук, усиливающие воздействие. Поза ног – удобная, они широко расставлены. Ленин обладал особой энергетикой, которую невозможно было не перенять.

Эффектные и харизматичные высказывания увлекали всех. Ленин всегда знал то, о чем говорит. Его слова наполнены ясностью. А высказывания, которые произносил Ленин, становились крылатыми, их повторяли и печатали.

Иосиф Виссарионович Сталин

Сталин как оратор не менее харизматичный, чем его предшественник Ленин. Это два самых ярких человека 20 столетия. Он часто использовал секреты великих ораторов. Один из них – многочисленные повторы слов и лексических конструкций. В отличие от лаконичных фраз, которые использовал Ленин, Сталин чаще употреблял длинные предложения.

Владимир Владимирович Путин

Путин – один из представителей современных политических ораторов 20 и 21 столетия. Его речь отличается легким эпатажем, с долей юмора. При этом Путин говорит без напряжения, все его слова продуманы и взвешены. Жестикуляция рук плавная, не отвлекает внимание. Положение ног Путин не меняет в течение разговора.

Путин один из известных государственных деятелей, которого отличает свой стиль в разговоре. Это отмечается всеми. Сдержанность и спокойствие – вот характеристики высказываний президента. Путин не изменяет себе и не позволяет резких или грубых слов. Он всегда отвечает на поставленные вопросы, разбирается в теме. Путин не позволяет себе начинать беседу без предварительной подготовки.

Выступление Владимира Путина

Владимир Вольфович Жириновский

Речь Жириновского всегда эмоционально окрашена, непредсказуема, агрессивна. В разговоре он может внезапно принимать оборонительные меры, давя на собеседника. Выступления фееричны, похожи на шоу. Жириновский активно жестикулирует. Позы рук и ног при разговоре подчеркивает настрой политика. Закладывание рук за спину или указательные жесты, редкие изменения в положении ног. Он не только харизматичный оратор, но и умный.

Жириновский разбирается в теме разговора, легко ведет споры. Его речь ярко окрашена, чувственна. Жириновский редко сдерживает свои эмоции, может позволить лишнего.

Сергей Александрович Шипунов

Сергей Шипунов начал свою деятельность в 20 столетии и продолжает по сей день. Он не только сам владеет ораторским искусством, но и успешно обучает этому других. Сергей Шипунов ведет консультации и индивидуальные тренинги. К нему обращаются крупные компании и политики. Книги по ораторскому искусству Сергея Шипунова пользуются большим успехом. В них он делится опытом, выдает секреты великих ораторов.

Лев Давидович Троцкий

Троцкий – выдающийся оратор. Его отличал громкий душевный голос, слова были слышны издалека. Троцкий был образован и энергичен. Противники опасались его. Троцкий говорил напористо, без запинок и пауз.

Троцкий никого не боялся, говорил без утайки. Его речи были построены лаконично, последовательно. Троцкий обладал даром убеждения. У него было много последователей. Троцкий владел даром красноречия, это ярко видно в его политических высказываниях.

Зарубежные ораторы

В 20 столетии немало красноречивых иностранных деятелей. Это Гитлер, Уинстон Черчилль.

Адольф Гитлер

Гитлер – сильный оратор, умеющий держать публику в напряжении. Движения ног отсутствуют. Гитлер использовал жесты рук, отличающиеся резкостью и эмоциональностью. Заметная черта речи – сильные паузы, которыми Гитлер подчеркивал важное.

Гитлер готовил речь заранее, писал на листочке. Его слова чрезмерно окрашены эмоциями. Гитлер был переполнен чувствами. Замедление и ускорение речи привлекало внимание. Гитлер использовал этот прием в каждом выступлении.

Его идеи далеки от идей мира 20 века, но люди шли за ним. Не зря Гитлера называют оратором зла!

Уинстон Черчилль

Выступление Уинстона Черчилля

Уинстон Черчилль тщательно готовился к выступлению. Мимика, жесты рук, положение ног всегда продумывалось заранее. Уинстон Черчилль отшлифовывал текст до идеала. Он был харизматичный политик, который часто использовал юмор. Лучшие высказывания Уинстон Черчилль придумал задолго до их произнесения.

Джеймс Хьюмс

Джеймс Хьюмс является наставником пяти американских президентов. Его уроки помогут достичь лидерства с помощью ораторства. Джеймс Хьюмс показывает, что красноречием может овладеть практически любой.

Есть люди, у которых талант к красноречию дан природой. Но и этим даром можно овладеть. Для этого нужно немного поработать. Известные и выдающиеся личности мира всегда имеют такой дар. Они чаще других становятся главами государств, политических партий.

Риторика - важнейший элемент массово-информационных процессов Древней Греции и Рима. Это форма управления социальными процессами в демократическом обществе, когда необходимо убедить большую группу сограждан в чем-либо. Риторика - важнейшая составная часть государственной и политической жизни Античности. Умение говорить - основа политической деятельности. Для нас риторика интересна как наука работы с текстами, как набор логических и словесных приемов их составления, правил общения с материалом.

Со времен Аристотеля публичные выступления на самые разные темы обычно состояли согласно "классической" схеме из трех частей: вступления, собственно самой речи и заключения.

Такая структура подачи информации и поныне сохраняется во многих газетных и журнальных статьях. Следует особо выделить Марка Фабия Квинтилиана - римского ритора и учителя красноречия, жившего в первом веке нашей эры, автора 12-томного труда "Наставление в ораторском искусстве". Квинтилиан (36-96 гг. н.э.) оставил труды по риторике: учебник "Образование оратора" - свод выводов предшественников и обобщение собственного 20-летнего опыта преподавателя риторики и судебного адвоката. Его советы и сегодня включены в современные учебники красноречия: начинать и кончать речь сильными аргументами; тренировать природное дарование оратора упражнением, подражанием.

Основными достоинствами оратора он считал простоту и искренность речи. В одной из своих рекомендаций Квинтилиан отмечал, что о любом событии или поступке можно составить достоверное представление лишь в том случае, если известны ответы на такие вопросы: КТО и ЧТО сделал, КОГДА и ГДЕ это было, КАК и ПОЧЕМУ это произошло? В наше время эти шесть "классических вопросов" составляют основу основ подготовки новостной информации.

Риторика сформировалась в V в. до н.э. в Древней Греции. "Наука о произнесении публичной речи" приобрела тогда особое значение для того, чтобы политик, адвокат мог сделать карьеру. Это обусловил расцвет афинской рабовладельческой демократии, где важнейшую роль играли народное собрание, совет пятисот и народный суд. От умения произносить речи зависел успех той или иной политики.

Софисты (V в. до н.э,) - мастера красноречия и странствующие учителя убедительно говорить за плату. Основывались на двух правилах: язык должен быть ясный и приятный для слуха; доводы, для всех понятные и близкие. Аргументы оратора должны основываться на доводах пользы и выгоды, рассчитанные на сочувствие широкой публики. Создали новый стиль прозаической речи (полупоэзия) - особую звуковую музыку речи - располагали слова с одинаковыми окончаниями в особой последовательности. Упорядочили язык, употребление синонимов, родовых окончаний, наклонений. Изобрели особый способ аргументации, ведения спора, умения всегда выйти в нем победителем.

В теорию красноречия внесли вклад Платон (427-347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг.до н.э.). Последний - автор трактата "Риторика", где подчеркивает всеобщее значение риторики, которая пригодна к любому предмету. Выделил три части риторики, отвечающие на вопросы: как принудить к чему-либо слушателей? Какие личные качества оратора помогают вызвать доверие слушателей и достигнуть цели? Как технически построить речь? В речи 4 части - предисловие, рассказ, доказательство, заключение.

Демосфен (384-322 гг. до н.э.)- оратор, защитник демократического устройства государства в период борьбы Греции с Македонией. Он автор "филиппик" - гневных обличительных речей против царя Филиппа Македонского. Он довел ораторское искусство до совершенства, подтвердив важный принцип риторики: оратором может стать каждый, если не пожалеет времени и труда. (Цицерон: "Поэтами рождаются, ораторами становятся").




Первой судебной речью, произнесенной Лисием, была речь против Эратосфена, одного из тридцати тиранов, виновного в смерти его брата. В дальнейшем он писал речи и для других лиц, сделав это своей главной профессией. Всего ему приписывалось в древности до 400 речей, но до нас дошло только 34, причём не все из них подлинные. Подавляющее большинство сохранившихся относится к жанру судебных, но в сборнике мы находим и политические, и даже торжественные речи — например, надгробное слово над телами воинов, павших в Коринфской войне 395—386 годов.

Исократ, вошедший в историю античной риторики как мастер политической речи, разработал основные композиционные законы создания публицистического произведения, сохранившие актуальность и по сей день. Исократ считал, что ораторская речь должна состоять из:

1) введения, в котором необходимо завоевать расположение публики и завладеть её вниманием;

2) изложения основной темы выступления с выделением преимуществ своей позиции;

3) опровержение аргументов противоположной стороны;
4) заключения, подводящего итог сказанному.

Последним выдающимся мастером политической речи эпохи независимой Греции был Демосфен. Демосфе́н (греч. Δημοσθένης, 384 г. до н. э., Афины — 322 г. до н. э.) — один из знаменитейших ораторов древнего мира; выходец из знатного рода. Главным учителем его в красноречии был Исей, по некоторым известиям, Демосфен был также ревностным учеником Платона и Сократа. С юных лет Демосфен, мечтая о славе оратора, взял себе за образец Перикла и прилежно изучал Фукидида, переписав его восемь раз собственноручно. Афиняне в то время были очень избалованы по отношению к ораторам: от оратора требовались не только внутреннее содержание, но известная мимика, разные приёмы рук, пальцев, положение тела во время речи, игра физиономии. Между тем Демосфен был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подергивать плечом и пр. Настойчивостью и энергией он победил все эти недостатки.

Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки и камешки, произнося речи на берегу моря, при шуме волн, заменявших в данном случае шум толпы; всходил на крутизны, громко читая поэтов; упражнялся в мимике перед зеркалом, причём спускавшийся с потолка меч колол его всякий раз, когда он, по привычке, приподнимал плечо. Изучая образцы красноречия, Демосфен по неделям не выходил из комнаты, обрив себе половину головы, во избежание соблазна. Его первые попытки говорить публично не имели успеха; но, ободрённый актёром Сатиром, Демосфен продолжал работать над собой.

С 1 в. до н.э. в Риме – подлинный расцвет ораторского искусства. Великий ритор Цицерон прославился не только блестящими судебными и политическими речами, но и теоретическими трудами в этой области. Цицерон (106-43 гг. до н.э.) - великий римский оратор: "Есть два искусства, которые могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно - искусство полководца, другое - искусство хорошего оратора". Его книги: "Об ораторе" (теория ораторского искусства), "Брут" (идеал оратора), "Оратор" (историческое развитие ораторского искусства).

Оратор должен иметь: широкое образование, эрудиция, знания различных философских систем, права, теории ораторского искусства. Остроумие диалектика, мысли философа, слова чуть ли не поэта, память законоведа, голос трагика, игра лучше лицедеев. Он считал, что важнее воодушевить аудиторию, чем убедить. Сочетание рационального и эмоционального начала речи позволяет воздействовать на чувства, знать интересы аудитории, найти подходящую аргументацию для аудитории.

Риторские школы античности были своего рода высшими учебными заведениями наряду с медицинскими и философскими. В них были:

1. начальный курс упражнений (сочинение басни, рассказа, опровержение и утверждение, похвалы и порицания и т.д.);

2. основной курс (декламации, речи на вымышленную тему и пр.).

Все это позволило говорить о красноречии как о ремесле, а не божественном даре, как считалось ранее.

Античными ораторами были формулированы правила обращения с материалом, построения текстов, редактирования; отработаны средства выразительности, действенные способы логической аргументации; стилистические приемы, произошло совершенствование языка.

Риторика и сегодня является важнейшейосновой журналистской подготовки. Журналист сегодня - ритор, который собирает информацию, составляет тексты разной степени сложности, владеет общепринятой устной и письменной речью, умеет выступать перед народом.

Риторика - важнейший элемент массово-информационных процессов Древней Греции и Рима. Это форма управления социальными процессами в демократическом обществе, когда необходимо убедить большую группу сограждан в чем-либо. Риторика - важнейшая составная часть государственной и политической жизни Античности. Умение говорить - основа политической деятельности. Для нас риторика интересна как наука работы с текстами, как набор логических и словесных приемов их составления, правил общения с материалом.

Со времен Аристотеля публичные выступления на самые разные темы обычно состояли согласно "классической" схеме из трех частей: вступления, собственно самой речи и заключения.

Такая структура подачи информации и поныне сохраняется во многих газетных и журнальных статьях. Следует особо выделить Марка Фабия Квинтилиана - римского ритора и учителя красноречия, жившего в первом веке нашей эры, автора 12-томного труда "Наставление в ораторском искусстве". Квинтилиан (36-96 гг. н.э.) оставил труды по риторике: учебник "Образование оратора" - свод выводов предшественников и обобщение собственного 20-летнего опыта преподавателя риторики и судебного адвоката. Его советы и сегодня включены в современные учебники красноречия: начинать и кончать речь сильными аргументами; тренировать природное дарование оратора упражнением, подражанием.

Основными достоинствами оратора он считал простоту и искренность речи. В одной из своих рекомендаций Квинтилиан отмечал, что о любом событии или поступке можно составить достоверное представление лишь в том случае, если известны ответы на такие вопросы: КТО и ЧТО сделал, КОГДА и ГДЕ это было, КАК и ПОЧЕМУ это произошло? В наше время эти шесть "классических вопросов" составляют основу основ подготовки новостной информации.

Риторика сформировалась в V в. до н.э. в Древней Греции. "Наука о произнесении публичной речи" приобрела тогда особое значение для того, чтобы политик, адвокат мог сделать карьеру. Это обусловил расцвет афинской рабовладельческой демократии, где важнейшую роль играли народное собрание, совет пятисот и народный суд. От умения произносить речи зависел успех той или иной политики.

Софисты (V в. до н.э,) - мастера красноречия и странствующие учителя убедительно говорить за плату. Основывались на двух правилах: язык должен быть ясный и приятный для слуха; доводы, для всех понятные и близкие. Аргументы оратора должны основываться на доводах пользы и выгоды, рассчитанные на сочувствие широкой публики. Создали новый стиль прозаической речи (полупоэзия) - особую звуковую музыку речи - располагали слова с одинаковыми окончаниями в особой последовательности. Упорядочили язык, употребление синонимов, родовых окончаний, наклонений. Изобрели особый способ аргументации, ведения спора, умения всегда выйти в нем победителем.

В теорию красноречия внесли вклад Платон (427-347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг.до н.э.). Последний - автор трактата "Риторика", где подчеркивает всеобщее значение риторики, которая пригодна к любому предмету. Выделил три части риторики, отвечающие на вопросы: как принудить к чему-либо слушателей? Какие личные качества оратора помогают вызвать доверие слушателей и достигнуть цели? Как технически построить речь? В речи 4 части - предисловие, рассказ, доказательство, заключение.

Демосфен (384-322 гг. до н.э.)- оратор, защитник демократического устройства государства в период борьбы Греции с Македонией. Он автор "филиппик" - гневных обличительных речей против царя Филиппа Македонского. Он довел ораторское искусство до совершенства, подтвердив важный принцип риторики: оратором может стать каждый, если не пожалеет времени и труда. (Цицерон: "Поэтами рождаются, ораторами становятся").

Первой судебной речью, произнесенной Лисием, была речь против Эратосфена, одного из тридцати тиранов, виновного в смерти его брата. В дальнейшем он писал речи и для других лиц, сделав это своей главной профессией. Всего ему приписывалось в древности до 400 речей, но до нас дошло только 34, причём не все из них подлинные. Подавляющее большинство сохранившихся относится к жанру судебных, но в сборнике мы находим и политические, и даже торжественные речи — например, надгробное слово над телами воинов, павших в Коринфской войне 395—386 годов.

Исократ, вошедший в историю античной риторики как мастер политической речи, разработал основные композиционные законы создания публицистического произведения, сохранившие актуальность и по сей день. Исократ считал, что ораторская речь должна состоять из:

1) введения, в котором необходимо завоевать расположение публики и завладеть её вниманием;

2) изложения основной темы выступления с выделением преимуществ своей позиции;

3) опровержение аргументов противоположной стороны;
4) заключения, подводящего итог сказанному.

Последним выдающимся мастером политической речи эпохи независимой Греции был Демосфен. Демосфе́н (греч. Δημοσθένης, 384 г. до н. э., Афины — 322 г. до н. э.) — один из знаменитейших ораторов древнего мира; выходец из знатного рода. Главным учителем его в красноречии был Исей, по некоторым известиям, Демосфен был также ревностным учеником Платона и Сократа. С юных лет Демосфен, мечтая о славе оратора, взял себе за образец Перикла и прилежно изучал Фукидида, переписав его восемь раз собственноручно. Афиняне в то время были очень избалованы по отношению к ораторам: от оратора требовались не только внутреннее содержание, но известная мимика, разные приёмы рук, пальцев, положение тела во время речи, игра физиономии. Между тем Демосфен был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подергивать плечом и пр. Настойчивостью и энергией он победил все эти недостатки.

Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки и камешки, произнося речи на берегу моря, при шуме волн, заменявших в данном случае шум толпы; всходил на крутизны, громко читая поэтов; упражнялся в мимике перед зеркалом, причём спускавшийся с потолка меч колол его всякий раз, когда он, по привычке, приподнимал плечо. Изучая образцы красноречия, Демосфен по неделям не выходил из комнаты, обрив себе половину головы, во избежание соблазна. Его первые попытки говорить публично не имели успеха; но, ободрённый актёром Сатиром, Демосфен продолжал работать над собой.

С 1 в. до н.э. в Риме – подлинный расцвет ораторского искусства. Великий ритор Цицерон прославился не только блестящими судебными и политическими речами, но и теоретическими трудами в этой области. Цицерон (106-43 гг. до н.э.) - великий римский оратор: "Есть два искусства, которые могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно - искусство полководца, другое - искусство хорошего оратора". Его книги: "Об ораторе" (теория ораторского искусства), "Брут" (идеал оратора), "Оратор" (историческое развитие ораторского искусства).

Оратор должен иметь: широкое образование, эрудиция, знания различных философских систем, права, теории ораторского искусства. Остроумие диалектика, мысли философа, слова чуть ли не поэта, память законоведа, голос трагика, игра лучше лицедеев. Он считал, что важнее воодушевить аудиторию, чем убедить. Сочетание рационального и эмоционального начала речи позволяет воздействовать на чувства, знать интересы аудитории, найти подходящую аргументацию для аудитории.

Риторские школы античности были своего рода высшими учебными заведениями наряду с медицинскими и философскими. В них были:

1. начальный курс упражнений (сочинение басни, рассказа, опровержение и утверждение, похвалы и порицания и т.д.);

2. основной курс (декламации, речи на вымышленную тему и пр.).

Все это позволило говорить о красноречии как о ремесле, а не божественном даре, как считалось ранее.

Античными ораторами были формулированы правила обращения с материалом, построения текстов, редактирования; отработаны средства выразительности, действенные способы логической аргументации; стилистические приемы, произошло совершенствование языка.

Риторика и сегодня является важнейшейосновой журналистской подготовки. Журналист сегодня - ритор, который собирает информацию, составляет тексты разной степени сложности, владеет общепринятой устной и письменной речью, умеет выступать перед народом.

Читайте также: