Народная музыка норвегии доклад 4 класс
Обновлено: 25.06.2024
Тема полугодия: Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ.
Тип урока: углубление в тему.
Вид урока: урок-путешествие.
Цель: Познакомить учащихся с музыкальной культурой норвежского народа и поддерживать интерес в дальнейшем ее освоении
- обучающие: познакомить с культурой Норвегии и творчеством Э.Грига;
- развивающие: формировать нравственно-эстетические и эмоциональные переживания учащихся на основе восприятия музыкальных произведений, путём их анализа и сравнения; выявить характерные особенности норвежской музыки; развивать интерес учащихся к самостоятельному изучению материала;
- воспитывающие: воспитывать любовь к музыке народов мира.
- К.Коровин “Гавань в Норвегии”;
- К.Дебюсси “Снег танцует”;
- Э.Григ “Утро”, “В пещере горного короля” из сюиты “Пер Гюнт”;
- Э.Григ “Халлинг”;
- Э.Гумпердинг “Стоит стар человечек”
Оборудование: карта Норвегии, портрет Э.Грига
Методы: сопоставление, словесное рисование, образное сравнение, ретроспективы, анализ.
- организационный момент
- повторение пройденного
- подведение итогов,
- домашнее задание
- выход из класса
I. Вводная часть
1) организационный момент
2) повторение пройденного
Под какую музыку вы вошли?
Кто такой Клод Дебюсси? Чей это композитор?
Что вы знаете о музыке Франции?
Как называли бродячих музыкантов? Артистов при дворе?
Как называется песня в профессиональном искусстве? (шансон)
С каким ещё композитором Франции познакомились?
С какими произведениями познакомились?
Откуда произведение “Снег танцует”? Что такое сюита?
- Сюита Клода Дебюсси “Детский уголок” программное или непрограммное произведение? Почему? (имеет название, знаем какое будет содержание)
- Что отличает музыку французских композиторов? (поэтичность, изобразительность)
II. Основная часть
Сегодня нам предстоит путешествие, а вот куда.
Звучит “Утро” Э. Грига
Знакомо ли вам это произведение?
Кто написал? Чей это композитор?
- Итак, мы отправляемся путешествовать в Норвегию, которая расположена далеко на севере, на берегу моря. И познакомимся с музыкальной культурой Норвегии.
2) Творчество Э.Грига
Посмотрите на карту Норвегии, её западный берег омывает Норвежское море.
Первой остановкой станет город Берген.
В живописном местечке в одной большой семье родился мальчик - Эдвард. Его родители были неплохими музыкантами. Эдварду исполнилось шесть лет, когда мать решила обучать его музыке. Но, несмотря на то, что музыка занимала всё большее место в жизни мальчика, он ещё не мечтал сделаться профессиональным музыкантом. Это казалось ему недостижимым.
Всё изменилось совершенно неожиданно.
Однажды летним утром к даче консула Грига прискакал всадник на арабском коне. Это был знаменитый Уле Булль - скрипач и композитор, приехавший в гости к своему старому другу. Узнав, что сын Грига очень любит музыку и даже пробует сочинять, скрипач немедленно усадил мальчика за рояль.
Результат прослушивания оказался совершенно неожиданным и для Эдварда, и для его родителей. Когда Эдвард окончил играть, Уле Булль подошёл к нему, ласково потрепал по щеке и сказал: “Ты должен ехать в Лейпциг и стать музыкантом”.
С этого случая и началась профессиональная жизнь норвежского композитора Эдварда Грига.
Звучит “Утро” Э.Грига
- Закройте глаза и представьте себе утреннюю картину. Повсюду нас окружают высокие горы, скалы. Едва до нас доходит солнечный свет. Но с каждой минутой мы ощущаем всё больше тепла и света. Природа просыпается. В долине на лугу сидит пастушок. Он взял свой пастуший рожок и заиграл такую красивую мелодию. И казалось, что вот-вот, ещё немного, и не только растения, но и все животные проснуться от
звучания этой мелодии.
4) Слушание и анализ “В пещере горного короля” Э.Грига
- Вернёмся к сюите “Пер Гюнт”. Кто такой Пер Гюнт? (смелый, обаятельный парень, но очень хвастливый и не имеющий цели в жизни)
Жил он со своей мамой в старенькой хижине. Он так нахвастался и заврался в своей деревушке, что её жители прогнали Пера за враньё. И вот пошёл Пер странствовать по миру и искать такое место, где бы его уважали и он бы ничего не делал.
Посмотрите на картину. Это пейзаж Норвегии. В чём особенность? Чего здесь много? (скал, гор)
В Норвегии много гор, склоны которых покрыты лесами, а обрывистые берега изрезаны фьордами - узкими, глубокими, извилистыми морскими заливами.
Как вы думаете, кто мог поселиться в таких местах?
Звучит “В пещере горного короля” Э.Грига
Кого можно представить? Что это за произведение?
Итак, Пер Гюнт попал в подземное царство Доврского деда - горного короля. В тронном зале его дворца собираются придворные тролли, гномы, лесовики, домовые. Они хотят отпраздновать свадьбу своей принцессы с Пером.
- Прослушайте и определите в чём особенность произведения?
Вторичное слушание
Как звучит мелодия? (настороженно, таинственно) Она изменяется? (постоянно повторяется)
А что изменяется? (темп постепенно ускоряется, динамика становится постепенно громче)
- Какую картину в музыке рисует изменение темпа и динамики? Что можно представить? (движение убыстряется, и музыка переходит в какой-то безумный вихрь)
- Какой жанр лежит в основе произведения? (марш)
- Для чего композитор использует в конце произведения внезапные аккорды?
(исчезновение сказочной картины)
5) Вокально-хоровая работа
Раз уж мы заговорили о сказочных, фантастических героях, давайте вспомним, какую песню о сказочном существе вы знаете?
Эта песня пришла к нам из Норвегии. Природа Норвегии, где много горных районов, фьордов, скал, рождала песни о великанах, о горных духах, троллях и гномах, о фантастических птицах и животных.
И следующей остановкой будет город Осло - столица Норвегии. Так как в Норвегии много гор, скал, то всю красоту мы сможем увидеть лишь взобравшись на вершину. Также и в пении. Чтобы исполнить песню, необходимо вначале распеться.
- упражнение закрытым ртом на одном звуке
- упражнение на гласный “и” на двух звуках
- упражнение на гласный “ля” поступенно сверху вниз, в конце диминуэндо
- упражнение на слог “ма” по звукам трезвучия вверх и вниз на легато и стаккато
Какой сюжет песни? (сказочный) Почему? (гриб сравнивают с человеком)
Первые две фразы исполняем напевно и связно. Следующие вопросительные - петь легко, с замедлением и ферматой в конце. Последние фразы каждого куплета исполняются в прежнем темпе, с распеванием гласной в слове “бе-лень-кий”
6) Слушание и анализ танца “Халлинг” Э.Грига
- Продолжим наше путешествие. Следующей остановкой будет долина Халлингдаль, которую со всех сторон окружают скалы и горы. Что же привело нас сюда? Давайте узнаем.
- К какому жанру можно отнести произведение?
Звучит “Халлинг” Э.Грига”
- Что вы услышали?
- К какому жанру можно отнести? Почему вы так решили?
- Это прозвучал норвежский танец Халлинг, название происходит от долины Халлингдаль.
- Прослушаем ещё раз. Определите кто мог танцевать этот танец и обоснуйте свой ответ.
- Кто танцует этот танец женщины или мужчины? Почему? (музыка звучала светло, радостно, сурово, мужественно)
Халлинг - это сольный мужской танец-соревнование в высоких прыжках и сложных виртуозных фигурах. Как вы понимаете слово “виртуозный”?
Музыкальное сопровождение к танцу обычно играют на народной норвежской скрипке - хардингфиле.
В каком темпе прозвучал танец? (в умеренном) Нередко бывает, что умеренный темп ускоряется к концу танца.
Как движется мелодия? Какой ритм?
III. Заключительная часть
1) Подведение итогов, домашнее задание
К сожалению наше путешествие подошло к концу и мы возвращаемся на родину.
С музыкой какого народа мы познакомились? С творчеством какого композитора?
Что особенного запомнилось?
С каким танцем познакомились? Кто его танцует и как?
Чем обусловлено создание произведений о гномах, троллях, сказочных существах? (природой Норвегии)
Домашнее задание: узнайте какие ещё танцы характерны для норвежского народа.
26 февраля, 2018 admin
Величественная мощь Норвежского и Северного морей, спокойствие фьордов, красота высокогорных лугов, фантастические виды скал и ущелий, а также быстрота маленьких водопадов — все это отражается в национальном характере норвежцев, а через него и в норвежской музыке.
Норвежская музыкальная культура включает в себя всевозможные стили музыки, эта страна каждый год проводит разножанровые музыкальные фестивали высочайшего уровня, участвовать в которых съезжаются любители музыки со всего мира.
Этапы музыкального развития страны
Музыка Норвегии тесно связана с историей страны и ее географическим расположение. История музыки корнями уходит к традициям викингов средневековья и сагам, во всех ее стилях и сюжетах отражена специфика родной страны.
О древности происхождения норвежской музыкальной культуры свидетельствуют старинные находки, обнаруженные при раскопках на территории Норвегии: рога из бронзы, лютни, арфы и скрипки старого образца.
Народная музыка Норвегии традиционно склонна к использованию струнных инструментов, под аккомпанемент которых жители деревень плясали много столетий подряд. В послевоенное время норвежская музыка резко шагнула в сторону Запада, отдавая предпочтение американскому, французскому и английскому стилям. Не получив широкого одобрения слушателей, музыканты предпочли не рисковать и вернуться к романтике и простым традиционным мелодиям.
Современная норвежская музыка
Современная норвежская классика умело сочетает разнообразные этапы норвежской музыки прошлых веков, приправленные современной популярной музыкой, джазом и роком. В Норвегии существуют два национальных оркестра: оркестр Осло и Бергена.
Помимо классики в стране уделяется внимание и другим музыкальным стилям. Норвегия прославилась своими джазовыми исполнителями, исполнителями электронной музыки, много групп развивается в стиле блэк-металл.
Хальфдан Кьерульф
Основоположником традиций романса в норвежской классической музыки стал композитор и пианист Хальфдан Кьерульф. Именно его романсы вошли в золотой фонд классической музыки страны и до сих пор любимы многими норвежцами. В своей музыке он выражал дух народных преданий о норвежской природе, одновременно величественной и скромной. Простота выраженного им музыкального стиля и в то же время его оригинальность, самобытность и национальный колорит впечатляют любого слушателя. Кьерульф одним из первых стал использовать в своих произведениях элементы норвежской народной музыки и обработки народных песен. Последователями его творчества стали Рикард Нурдрок и Эдвард Григ.
Творчество Грига совпало с периодом расцвета норвежской культуры, с ростом национального самосознания и процессом становления норвежской школы композиторов. Эдвард Григ оказал влияние своим творчеством не только на композиторов всех скандинавских стран, но и на мировую европейскую музыку.
4. развивать творческое, символическое, логическое мышление, продуктивное воображение, произвольные память и внимание, рефлексию.
Метапредметные:
1. формировать умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
2. развитие умение вслушиваться и анализировать музыкальные произведения;
3. развитие способностей высказывать свои мысли эмоционально, мимикой и жестами.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Формы работы учащихся на уроке: Групповые,фронтальные.
Универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
- формирование нравственно-этического представления о творчестве С.С.Прокофьева;
- формирование умения слушать мнение собеседника.
Познавательные УУД:
- формирование желания узнавать новое;
- формирование мысленного восприятия музыки С.С. Прокофьева;
- формирование умения оценивания собственных достижений при знакомстве с творчеством Прокофьева.
Коммуникативные УУД:
- умение вести диалог с преподавателем;
-умение эмоционально отвечать на вопросы;
-умение слушать мнение собеседника и взаимодействовать с ним.
Регулятивные УУД:
-запоминать произведения, биографию
- стараться внимательно слушать
- знать С.С. Прокофьева и его творчество
- определять жанр музыки
Оборудование и оформление:
Учебник В.В. Алеев, Т.Н. Кечак.
Музыкальное оформление: ноутбук
Музыкальный материал:
На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы
А над нами весело
Опускаем руки мы
Соберем в корзинки ягоды,
грибы – дружно наклоняемся
Будем дружно мы скакать.
Всем за парты тихо сесть.
Виды музыкальной деятельности на уроке:
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К УРОКУ:
Оформление доски: Прикрепление оценочного полотна;
Подготовка УМК: учебник В.В. Алеев, Т.Н. Кичак;
Открытие презентации, подготовка музыкальных композиций.
ПЛАН-СТРУКТУРА УРОКА:
Приветствие: 2 мин
Слушание музыки: 15 мин
Творчество: 10 мин
Обобщение темы урока: 3 мин
Рефлексия: 5 мин
Домашнее задание: 3 мин
Музыкальное прощание: 2мин
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА
I.Организация начала урока:
- Добрый день, сейчас у нас урок музыки. Работа предстоит серьёзная и непростая. Мы с вами окунемся в удивительный мир красоты и волшебных звуков. Меня зовут Виталина Сергеевна и сегодня урок музыки проводить у вас буду я.
У:- Ребята, что вы изучали на прошлом уроке?
Д: Мы изучали тем….
У:- Что вам понравилось?
II. Открытие новых знаний.
1. Введение в тему:
- Сегодня мы знакомиться с музыкой…….. и замечательным норвежским композитором Эдвардом Хагерупом Григом. Показать портрет Э.Х.Грига
- Может быть, кто-нибудь из вас знает что-нибудь об этом композиторе?
Д: Мы изучали его раньше.
-Какие произведения Э.Х.Грига вы знаете и можете мне назвать?
У: Прежде чем мы познакомимся с композитором я познакомлю вас с музыкальной и сказочной страной Норвегией.
А сейчас я расскажу о композиторе.
Григ — основоположник норвежской музыкальной классики.
Эдвард Григ родился в норвежском Бергене и был четвертым ребенком в большой музыкальной семье.
Он с шести лет обучался нотной грамоте, однако всерьез не мечтал пойти по стопам родителей, пока однажды в его жизни не произошла чудесная встреча.
Внимательно послушайте чтобы определить характер сюиты Пер гюнт
У.- Вам понравилось это произведение?
Д: Да, понравилось.
У:- Какие чувства и какие мысли у вас вызвало это произведение?
Д: Спокойствие,легкость.
У:- Какие картины природы вы увидели ?
У:Верно. Музыка рисует картину постепенного пробуждения природы – солнце, прорывающееся сквозь облака, нежное щебетание птиц, шелест ветра в листве, журчание прозрачного родника.
3.Физминутка
На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы
А над нами весело
Опускаем руки мы
Соберем в корзинки ягоды,
грибы – дружно наклоняемся
Будем дружно мы скакать.
Всем за парты тихо сесть.
Послушайте произведение
У.- Вам понравилось это произведение?
Д: Да, понравилось.
У:- Какие эмоции у вас вызвало это произведение?
У:- Какие картины вы увидели ?Может кто-то увидел пещеру и страх,а может быть кто-то и какую-то радость и веселье?
5. Творческая работа.
- Сейчас я вам раздам листы, на которых вам нужно будет изобразить свои мысли на тему этой сюиты.
Презентация к уроку по музыке для 4 класса по программе В. В. Алеева.
Вложение | Размер |
---|---|
surovaya_krasota_norvegii._muzyka_e._griga.pptx | 2.96 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Суровая красота Норвегии. Музыка Эдварда Г рига
Северная страна Норвегия. Суровое море и горе, покрытые ледниками. Длинные фьорды (узкий морской залив со скалистыми берегами), ущелья и скалы…
Природа Норвегии во многом определила особенности её народной культуры. С давних времен до нас дошли песни о великанах, горных духах, гномах и троллях, которые, по преданиям, обитают в северных краях.
Выдающимся композитором Норвегии является Эдвард Григ (1843 - 1907)
Страстно любивший родную природу, он совершал длительные поездки в горы, подолгу жил в деревенской глуши, слушал игру народных музыкантов. Памятник Эдварду Григу в Трольдхаугене (холме троллей)
Никто из жителей села не относились всерьёз к пустому болтуну. Лишь мать и Сольвейг , девушка с добрым сердцем, принимали Пера таким, каким он был.
В надежде на лучшую жизнь Пер покидает родное селение. Ночью вдалеке от дома он набредает на владения Горного короля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок ориентирован на разнообразные виды творчества учащихся: литературное, музыкальное, художественное.
Конспект занятия "Образы Норвегии в творчестве Эдварда Грига"
Расширение музыкального кругозора учащихся - знакомство с произведениями Эдварда Грига.
Конспект урока "Музыка Эдварда Грига"
"Суровая красота Норвегии. Музыка Эдварда Грига"
Конспект занятия в 4 классе по музыке.
Читайте также:
- Доклад по плану крепость мвд
- Закон об ознакомлении с официальными документами и о доступе к информации германия доклад
- Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций доклад
- Доклад группы правительственных экспертов оон 2015 по икт
- Доклад по психологии 7 класс