Народная музыка норвегии доклад 4 класс

Обновлено: 25.06.2024

Тема полугодия: Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ.

Тип урока: углубление в тему.

Вид урока: урок-путешествие.

Цель: Познакомить учащихся с музыкальной культурой норвежского народа и поддерживать интерес в дальнейшем ее освоении

  • обучающие: познакомить с культурой Норвегии и творчеством Э.Грига;
  • развивающие: формировать нравственно-эстетические и эмоциональные переживания учащихся на основе восприятия музыкальных произведений, путём их анализа и сравнения; выявить характерные особенности норвежской музыки; развивать интерес учащихся к самостоятельному изучению материала;
  • воспитывающие: воспитывать любовь к музыке народов мира.
  1. К.Коровин “Гавань в Норвегии”;
  2. К.Дебюсси “Снег танцует”;
  3. Э.Григ “Утро”, “В пещере горного короля” из сюиты “Пер Гюнт”;
  4. Э.Григ “Халлинг”;
  5. Э.Гумпердинг “Стоит стар человечек”

Оборудование: карта Норвегии, портрет Э.Грига

Методы: сопоставление, словесное рисование, образное сравнение, ретроспективы, анализ.

  1. организационный момент
  2. повторение пройденного
  1. подведение итогов,
  2. домашнее задание
  3. выход из класса

I. Вводная часть

1) организационный момент

2) повторение пройденного

Под какую музыку вы вошли?

Кто такой Клод Дебюсси? Чей это композитор?

Что вы знаете о музыке Франции?

Как называли бродячих музыкантов? Артистов при дворе?

Как называется песня в профессиональном искусстве? (шансон)

С каким ещё композитором Франции познакомились?

С какими произведениями познакомились?

Откуда произведение “Снег танцует”? Что такое сюита?

- Сюита Клода Дебюсси “Детский уголок” программное или непрограммное произведение? Почему? (имеет название, знаем какое будет содержание)

- Что отличает музыку французских композиторов? (поэтичность, изобразительность)

II. Основная часть

Сегодня нам предстоит путешествие, а вот куда.

Звучит “Утро” Э. Грига

Знакомо ли вам это произведение?

Кто написал? Чей это композитор?

- Итак, мы отправляемся путешествовать в Норвегию, которая расположена далеко на севере, на берегу моря. И познакомимся с музыкальной культурой Норвегии.

2) Творчество Э.Грига

Посмотрите на карту Норвегии, её западный берег омывает Норвежское море.

Первой остановкой станет город Берген.

В живописном местечке в одной большой семье родился мальчик - Эдвард. Его родители были неплохими музыкантами. Эдварду исполнилось шесть лет, когда мать решила обучать его музыке. Но, несмотря на то, что музыка занимала всё большее место в жизни мальчика, он ещё не мечтал сделаться профессиональным музыкантом. Это казалось ему недостижимым.

Всё изменилось совершенно неожиданно.

Однажды летним утром к даче консула Грига прискакал всадник на арабском коне. Это был знаменитый Уле Булль - скрипач и композитор, приехавший в гости к своему старому другу. Узнав, что сын Грига очень любит музыку и даже пробует сочинять, скрипач немедленно усадил мальчика за рояль.

Результат прослушивания оказался совершенно неожиданным и для Эдварда, и для его родителей. Когда Эдвард окончил играть, Уле Булль подошёл к нему, ласково потрепал по щеке и сказал: “Ты должен ехать в Лейпциг и стать музыкантом”.

С этого случая и началась профессиональная жизнь норвежского композитора Эдварда Грига.

Звучит “Утро” Э.Грига

- Закройте глаза и представьте себе утреннюю картину. Повсюду нас окружают высокие горы, скалы. Едва до нас доходит солнечный свет. Но с каждой минутой мы ощущаем всё больше тепла и света. Природа просыпается. В долине на лугу сидит пастушок. Он взял свой пастуший рожок и заиграл такую красивую мелодию. И казалось, что вот-вот, ещё немного, и не только растения, но и все животные проснуться от
звучания этой мелодии.

4) Слушание и анализ “В пещере горного короля” Э.Грига

- Вернёмся к сюите “Пер Гюнт”. Кто такой Пер Гюнт? (смелый, обаятельный парень, но очень хвастливый и не имеющий цели в жизни)

Жил он со своей мамой в старенькой хижине. Он так нахвастался и заврался в своей деревушке, что её жители прогнали Пера за враньё. И вот пошёл Пер странствовать по миру и искать такое место, где бы его уважали и он бы ничего не делал.

Посмотрите на картину. Это пейзаж Норвегии. В чём особенность? Чего здесь много? (скал, гор)

В Норвегии много гор, склоны которых покрыты лесами, а обрывистые берега изрезаны фьордами - узкими, глубокими, извилистыми морскими заливами.

Как вы думаете, кто мог поселиться в таких местах?

Звучит “В пещере горного короля” Э.Грига

Кого можно представить? Что это за произведение?

Итак, Пер Гюнт попал в подземное царство Доврского деда - горного короля. В тронном зале его дворца собираются придворные тролли, гномы, лесовики, домовые. Они хотят отпраздновать свадьбу своей принцессы с Пером.

- Прослушайте и определите в чём особенность произведения?

Вторичное слушание

Как звучит мелодия? (настороженно, таинственно) Она изменяется? (постоянно повторяется)

А что изменяется? (темп постепенно ускоряется, динамика становится постепенно громче)

- Какую картину в музыке рисует изменение темпа и динамики? Что можно представить? (движение убыстряется, и музыка переходит в какой-то безумный вихрь)

- Какой жанр лежит в основе произведения? (марш)

- Для чего композитор использует в конце произведения внезапные аккорды?

(исчезновение сказочной картины)

5) Вокально-хоровая работа

Раз уж мы заговорили о сказочных, фантастических героях, давайте вспомним, какую песню о сказочном существе вы знаете?

Эта песня пришла к нам из Норвегии. Природа Норвегии, где много горных районов, фьордов, скал, рождала песни о великанах, о горных духах, троллях и гномах, о фантастических птицах и животных.

И следующей остановкой будет город Осло - столица Норвегии. Так как в Норвегии много гор, скал, то всю красоту мы сможем увидеть лишь взобравшись на вершину. Также и в пении. Чтобы исполнить песню, необходимо вначале распеться.

  • упражнение закрытым ртом на одном звуке
  • упражнение на гласный “и” на двух звуках
  • упражнение на гласный “ля” поступенно сверху вниз, в конце диминуэндо
  • упражнение на слог “ма” по звукам трезвучия вверх и вниз на легато и стаккато

Какой сюжет песни? (сказочный) Почему? (гриб сравнивают с человеком)

Первые две фразы исполняем напевно и связно. Следующие вопросительные - петь легко, с замедлением и ферматой в конце. Последние фразы каждого куплета исполняются в прежнем темпе, с распеванием гласной в слове “бе-лень-кий”

6) Слушание и анализ танца “Халлинг” Э.Грига

- Продолжим наше путешествие. Следующей остановкой будет долина Халлингдаль, которую со всех сторон окружают скалы и горы. Что же привело нас сюда? Давайте узнаем.

- К какому жанру можно отнести произведение?

Звучит “Халлинг” Э.Грига”

- Что вы услышали?

- К какому жанру можно отнести? Почему вы так решили?

- Это прозвучал норвежский танец Халлинг, название происходит от долины Халлингдаль.

- Прослушаем ещё раз. Определите кто мог танцевать этот танец и обоснуйте свой ответ.

- Кто танцует этот танец женщины или мужчины? Почему? (музыка звучала светло, радостно, сурово, мужественно)

Халлинг - это сольный мужской танец-соревнование в высоких прыжках и сложных виртуозных фигурах. Как вы понимаете слово “виртуозный”?

Музыкальное сопровождение к танцу обычно играют на народной норвежской скрипке - хардингфиле.

В каком темпе прозвучал танец? (в умеренном) Нередко бывает, что умеренный темп ускоряется к концу танца.

Как движется мелодия? Какой ритм?

III. Заключительная часть

1) Подведение итогов, домашнее задание

К сожалению наше путешествие подошло к концу и мы возвращаемся на родину.

С музыкой какого народа мы познакомились? С творчеством какого композитора?

Что особенного запомнилось?

С каким танцем познакомились? Кто его танцует и как?

Чем обусловлено создание произведений о гномах, троллях, сказочных существах? (природой Норвегии)

Домашнее задание: узнайте какие ещё танцы характерны для норвежского народа.

26 февраля, 2018 admin


Величественная мощь Норвежского и Северного морей, спокойствие фьордов, красота высокогорных лугов, фантастические виды скал и ущелий, а также быстрота маленьких водопадов — все это отражается в национальном характере норвежцев, а через него и в норвежской музыке.

Норвежская музыкальная культура включает в себя всевозможные стили музыки, эта страна каждый год проводит разножанровые музыкальные фестивали высочайшего уровня, участвовать в которых съезжаются любители музыки со всего мира.

Этапы музыкального развития страны

Музыка Норвегии тесно связана с историей страны и ее географическим расположение. История музыки корнями уходит к традициям викингов средневековья и сагам, во всех ее стилях и сюжетах отражена специфика родной страны.

О древности происхождения норвежской музыкальной культуры свидетельствуют старинные находки, обнаруженные при раскопках на территории Норвегии: рога из бронзы, лютни, арфы и скрипки старого образца.

Народная музыка Норвегии традиционно склонна к использованию струнных инструментов, под аккомпанемент которых жители деревень плясали много столетий подряд. В послевоенное время норвежская музыка резко шагнула в сторону Запада, отдавая предпочтение американскому, французскому и английскому стилям. Не получив широкого одобрения слушателей, музыканты предпочли не рисковать и вернуться к романтике и простым традиционным мелодиям.

Современная норвежская музыка

Современная норвежская классика умело сочетает разнообразные этапы норвежской музыки прошлых веков, приправленные современной популярной музыкой, джазом и роком. В Норвегии существуют два национальных оркестра: оркестр Осло и Бергена.

Помимо классики в стране уделяется внимание и другим музыкальным стилям. Норвегия прославилась своими джазовыми исполнителями, исполнителями электронной музыки, много групп развивается в стиле блэк-металл.

Хальфдан Кьерульф

Основоположником традиций романса в норвежской классической музыки стал композитор и пианист Хальфдан Кьерульф. Именно его романсы вошли в золотой фонд классической музыки страны и до сих пор любимы многими норвежцами. В своей музыке он выражал дух народных преданий о норвежской природе, одновременно величественной и скромной. Простота выраженного им музыкального стиля и в то же время его оригинальность, самобытность и национальный колорит впечатляют любого слушателя. Кьерульф одним из первых стал использовать в своих произведениях элементы норвежской народной музыки и обработки народных песен. Последователями его творчества стали Рикард Нурдрок и Эдвард Григ.

Творчество Грига совпало с периодом расцвета норвежской культуры, с ростом национального самосознания и процессом становления норвежской школы композиторов. Эдвард Григ оказал влияние своим творчеством не только на композиторов всех скандинавских стран, но и на мировую европейскую музыку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

4. развивать творческое, символическое, логическое мышление, продуктивное воображение, произвольные память и внимание, рефлексию.

Метапредметные:

1. формировать умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

2. развитие умение вслушиваться и анализировать музыкальные произведения;

3. развитие способностей высказывать свои мысли эмоционально, мимикой и жестами.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Формы работы учащихся на уроке: Групповые,фронтальные.

Универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

- формирование нравственно-этического представления о творчестве С.С.Прокофьева;

- формирование умения слушать мнение собеседника.

Познавательные УУД:

- формирование желания узнавать новое;

- формирование мысленного восприятия музыки С.С. Прокофьева;

- формирование умения оценивания собственных достижений при знакомстве с творчеством Прокофьева.

Коммуникативные УУД:

- умение вести диалог с преподавателем;

-умение эмоционально отвечать на вопросы;

-умение слушать мнение собеседника и взаимодействовать с ним.

Регулятивные УУД:

-запоминать произведения, биографию

- стараться внимательно слушать

- знать С.С. Прокофьева и его творчество

- определять жанр музыки

Оборудование и оформление:

Учебник В.В. Алеев, Т.Н. Кечак.

Музыкальное оформление: ноутбук

Музыкальный материал:

На зарядку солнышко поднимает нас,

Поднимаем руки мы

А над нами весело

Опускаем руки мы

Соберем в корзинки ягоды,

грибы – дружно наклоняемся

Будем дружно мы скакать.

Всем за парты тихо сесть.

Виды музыкальной деятельности на уроке:

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К УРОКУ:

Оформление доски: Прикрепление оценочного полотна;

Подготовка УМК: учебник В.В. Алеев, Т.Н. Кичак;

Открытие презентации, подготовка музыкальных композиций.

ПЛАН-СТРУКТУРА УРОКА:

Приветствие: 2 мин

Слушание музыки: 15 мин

Творчество: 10 мин

Обобщение темы урока: 3 мин

Рефлексия: 5 мин

Домашнее задание: 3 мин

Музыкальное прощание: 2мин

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА

I.Организация начала урока:

- Добрый день, сейчас у нас урок музыки. Работа предстоит серьёзная и непростая. Мы с вами окунемся в удивительный мир красоты и волшебных звуков. Меня зовут Виталина Сергеевна и сегодня урок музыки проводить у вас буду я.

У:- Ребята, что вы изучали на прошлом уроке?

Д: Мы изучали тем….

У:- Что вам понравилось?

II. Открытие новых знаний.

1. Введение в тему:

- Сегодня мы знакомиться с музыкой…….. и замечательным норвежским композитором Эдвардом Хагерупом Григом. Показать портрет Э.Х.Грига

- Может быть, кто-нибудь из вас знает что-нибудь об этом композиторе?

Д: Мы изучали его раньше.

-Какие произведения Э.Х.Грига вы знаете и можете мне назвать?

У: Прежде чем мы познакомимся с композитором я познакомлю вас с музыкальной и сказочной страной Норвегией.

А сейчас я расскажу о композиторе.

Григ — основоположник норвежской музыкальной классики.

Эдвард Григ родился в норвежском Бергене и был четвертым ребенком в большой музыкальной семье.
Он с шести лет обучался нотной грамоте, однако всерьез не мечтал пойти по стопам родителей, пока однажды в его жизни не произошла чудесная встреча.

Внимательно послушайте чтобы определить характер сюиты Пер гюнт

У.- Вам понравилось это произведение?

Д: Да, понравилось.

У:- Какие чувства и какие мысли у вас вызвало это произведение?

Д: Спокойствие,легкость.

У:- Какие картины природы вы увидели ?

У:Верно. Музыка рисует картину постепенного пробуждения природы – солнце, прорывающееся сквозь облака, нежное щебетание птиц, шелест ветра в листве, журчание прозрачного родника.

3.Физминутка

На зарядку солнышко поднимает нас,

Поднимаем руки мы

А над нами весело

Опускаем руки мы

Соберем в корзинки ягоды,

грибы – дружно наклоняемся

Будем дружно мы скакать.

Всем за парты тихо сесть.

Послушайте произведение

У.- Вам понравилось это произведение?

Д: Да, понравилось.

У:- Какие эмоции у вас вызвало это произведение?

У:- Какие картины вы увидели ?Может кто-то увидел пещеру и страх,а может быть кто-то и какую-то радость и веселье?

5. Творческая работа.

- Сейчас я вам раздам листы, на которых вам нужно будет изобразить свои мысли на тему этой сюиты.

Презентация к уроку по музыке для 4 класса по программе В. В. Алеева.

ВложениеРазмер
surovaya_krasota_norvegii._muzyka_e._griga.pptx 2.96 МБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Суровая красота Норвегии. Музыка Эдварда Г рига

Северная страна Норвегия. Суровое море и горе, покрытые ледниками. Длинные фьорды (узкий морской залив со скалистыми берегами), ущелья и скалы…

Природа Норвегии во многом определила особенности её народной культуры. С давних времен до нас дошли песни о великанах, горных духах, гномах и троллях, которые, по преданиям, обитают в северных краях.

Выдающимся композитором Норвегии является Эдвард Григ (1843 - 1907)

Страстно любивший родную природу, он совершал длительные поездки в горы, подолгу жил в деревенской глуши, слушал игру народных музыкантов. Памятник Эдварду Григу в Трольдхаугене (холме троллей)

Никто из жителей села не относились всерьёз к пустому болтуну. Лишь мать и Сольвейг , девушка с добрым сердцем, принимали Пера таким, каким он был.

В надежде на лучшую жизнь Пер покидает родное селение. Ночью вдалеке от дома он набредает на владения Горного короля.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок ориентирован на разнообразные виды творчества учащихся: литературное, музыкальное, художественное.


Конспект занятия "Образы Норвегии в творчестве Эдварда Грига"

Расширение музыкального кругозора учащихся - знакомство с произведениями Эдварда Грига.


Конспект урока "Музыка Эдварда Грига"


"Суровая красота Норвегии. Музыка Эдварда Грига"

Конспект занятия в 4 классе по музыке.

Читайте также: