Доклад группы правительственных экспертов оон 2015 по икт

Обновлено: 28.06.2024

Сегодня информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) оказывают такое же решающее воздействие на национальное и глобальное развитие, так же определяют статус государств на международной арене, степень их суверенитета, как ядерные технологии в 40-х годах прошлого века или ракетно-космические в 1950-1970-х годах.

Нынешнее и еще в большей степени будущее лицо мира определяется уровнем развития и степенью внедрения новейших информационных технологий: виртуальных финансов, искусственного интеллекта , больших данных и др.

Однако далеко не всем на международной арене были очевидны издержки глобальной цифровизации, возникающие в связке с ней уязвимости и стратегические проблемы. Сегодня мир стал другим, он возмужал, подходы большинства государств стали более прагматичными. В основе их практицизма заложено желание равного доступа к новым информационно-коммуникационным технологиям - для одних и сохранение лидирующих позиций в данной сфере - для других.

Россия , стоящая у истоков переговорного процесса по вопросам международной информационной безопасности (МИБ) и более 20 лет формирующая основные концептуальные подходы и передовые идеи, словно камертон уловила новые вибрации киберсферы. Мы стали инициатором создания нового алгоритма переговорного процесса по вопросам МИБ.

Андрей Крутских : Основным внешнеполитическим приоритетом России в области международной информационной безопасности остается формирование глобальной системы МИБ, основанной на принципах предотвращения конфликтов в информационном пространстве и поощрения использования ИКТ в мирных целях. В этой связи мы активно работаем над тем, чтобы профильный переговорный процесс под эгидой ООН носил непрерывный и преемственный характер. Для этого в 2018 году по российской инициативе был запущен принципиально новый формат - Рабочая группа ООН открытого состава, участие в которой, в отличие от предыдущих тематических площадок, принимают все 193 государства - члена ООН . Учредив совместно с нашими партнерами новую РГОС на период 2021-2025 годов, мы смогли закрепить на долгосрочную перспективу инклюзивный и подлинно демократичный механизм, одним из приоритетов деятельности которого будет выработка универсальных правил, норм и принципов ответственного поведения государств в информпространстве.

1 июня 2021 года в Нью-Йорке успешно прошла организационная сессия новой РГОС. В ходе заседания были консенсусно одобрены ключевые модальности ее работы. Отрадно отметить, что изначально предложенная Россией кандидатура Сингапура на пост председателя Группы была всеми поддержана - во главе процесса встал опытный дипломат, постоянный представитель этой страны при ООН в Нью-Йорке Бурхан Гафур . Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить сингапурских коллег за ответственный подход, выразившийся в готовности взять на себя руководство столь важным для всего мира механизмом.

В своем приветственном слове председатель особо подчеркнул, что Группа дает возможность государствам, будь то большие или малые страны, быть услышанными, что, в свою очередь, значительно способствует укреплению доверия.

В рамках оргсессии была также утверждена повестка дня Группы и правила ее процедуры, включая консенсус как способ принятия решений. Другие оргвопросы будут согласованы до начала первой субстантивной сессии РГОС в декабре этого года в рамках широких консультаций со всеми государствами. Это еще раз подчеркивает подлинно демократичный характер данной переговорной площадки.

В целом мероприятие прошло в конструктивном ключе, удачно вписавшись в череду успехов глобальной кибердипломатии, таких как принятие итоговых докладов первой РГОС ООН по МИБ и профильной Группы правительственных экспертов (ГПЭ), а также запуск Спецкомитета для разработки под эгидой ООН универсальной международной конвенции по противодействию использованию ИКТ в преступных целях.

Все участники процесса подтвердили, что РГОС является крайне востребованным и перспективным механизмом для развития дискуссии по вопросам обеспечения МИБ в рамках ООН . Страны также поддержали наше видение деятельности Группы на основе принципов универсальности, открытости, транспарентности и демократичности, а также ориентированности на достижение практических результатов.

А.Крутских : Совсем недавно (28 мая 2021 г.) ГПЭ, созданная по инициативе США в 2018 году, приняла консенсусом свой итоговый доклад.

Хотел бы подчеркнуть, что это стало возможным благодаря напряженной работе экспертов и проявленной ими гибкости. Российской делегации удалось добиться отражения в тексте наших принципиальных подходов к обеспечению МИБ, в том числе по наиболее острым темам. В частности, атрибуции инцидентов в ИКТ-сфере, международно-правовому регулированию данной области, необходимости дальнейшей работы под эгидой ООН над правилами ответственного поведения государств, а также возможности выработки юридически обязывающих норм.

Кстати, в тексте доклада ГПЭ отмечается важность продолжения глобальной дискуссии по МИБ в формате РГОС, который мы только что с вами обсуждали.

Принятие доклада ГПЭ свидетельствует о том, что при наличии политической воли страны могут забывать об имеющихся противоречиях и вести не политизированный, а прагматичный диалог ради достижения общего успеха. Именно такую позицию занимал российский эксперт, что было отмечено большинством участников Группы. Очень важно и далее поддерживать сложившийся конструктивный настрой в глобальной дискуссии по вопросам обеспечения МИБ уже в рамках новой РГОС.

В этом году мы внесли очередной проект резолюции Генассамблеи ООН по данной теме. Задачей было выработать и утвердить правила работы созданного по инициативе России и еще 46 государств Специального межправительственного комитета экспертов открытого состава для разработки всеобъемлющей международной конвенции о противодействии использованию ИКТ в преступных целях, чтобы дать старт практической разработке конвенции. Мы эту задачу выполнили. Более того, если при принятии аналогичных резолюций 2018 и 2019 годов ряд государств выступал категорически против обсуждения проблематики информпреступности в рамках ООН , то в этом году наш документ был принят консенсусом.

Два года назад мы жестко отстаивали только саму идею необходимости создания такого универсального инструмента. Сейчас же мировое сообщество спорило, как мы будем это делать, доказывая друг другу, что им эта конвенция нужна больше всех и она должна была начать работать уже вчера. Это объективная потребность и четко выраженная политическая воля государств.

Раньше в ООН государства десять лет обсуждали, надо ли поднимать ту или иную тему, потом десять лет готовили первые проекты документов. У нас времени на раскачку не было. Российской дипломатии в текущей непростой политической конъюнктуре удалось чуть более чем за год создать и запустить полноценную переговорную площадку. Теперь же первую скрипку будут играть не дипломаты, а правоохранительные органы и юристы, лучшие в своем деле, которые в реальной жизни борются с киберкриминалом.

Председателем Спецкомитета стал представитель Алжира , докладчиком избрана Индонезия . Эти страны являются активными представителями Движения неприсоединения, соавторами нашей резолюции ГА ООН 74/247 о создании Спецкомитета. По сути, они также являются гарантами того, чтобы голос развивающихся государств - наиболее заинтересованной стороны в этом процессе - был учтен при разработке конвенции. Россия как инициатор переговорного процесса была избрана значительным большинством голосов в заместители председателя. Также в должностные лица Спецкомитета были избраны такие страны, как Китай , США , Япония и некоторые другие - представители всех регионов мира. Тем самым была соблюдена равная географическая представленность.

А.Крутских : Важно понимать, что будущая конвенция не решит все проблемы с киберпреступностью, это лишь часть наших комплексных усилий, но она позволит сделать важный шаг в сторону консолидации мирового сообщества, обменяться передовым опытом, лучшими наработками, чтобы потом получить качественный механизм взаимодействия. Также мы убеждены, что при создании такого сложного международного инструмента необходимо соблюсти баланс между размахом конвенции и защитой прав человека, учесть интересы бизнеса и возможные правовые коллизии.

В этом плане мы давно показали и доказали, что этот процесс не нацелен на то, чтобы каким-то образом создать помехи действующим инструментам и механизмам в данной сфере. Наоборот, универсальные конвенции должны комплексно усиливать текущие возможности государств, бизнеса и общества, делать нашу жизнь безопаснее. И сейчас для всех нас появился исторический шанс объединить усилия и сделать большой шаг вперед в борьбе с общим врагом - киберпреступностью. Все предпосылки для этого созданы. Задача стоит сложная, но нас это не должно пугать.

А.Крутских : Считаем, что для построения подлинно эффективной, инклюзивной и транспарентной глобальной системы МИБ необходимо широкое вовлечение всех участников процесса. Такой механизм в рамках ооновского переговорного процесса по тематике МИБ только что запущен. Новая Рабочая группа ООН открытого состава по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ и самих ИКТ на пятилетний срок в рамках своего мандата уполномочена рассматривать национальные инициативы в области МИБ, а также вопросы институционализации диалога участников РГОС с другими заинтересованными сторонами - бизнесом, НПО и научным сообществом.

Возможность учреждать вспомогательные подгруппы по отдельным аспектам ее мандата придаст дискуссиям более структурированный, специализированный и динамичный характер, а также позволит привлечь к переговорному процессу представителей неправительственных организаций, научного и бизнес-сообществ. Это будет способствовать укреплению мер доверия, построению прозрачных и понятных для всех правил игры в цифровом пространстве.

Необходимость договариваться об общепринятых правилах, нормах и принципах поведения в киберпространстве настолько же актуальна, как и потребность в создании механизма государственно-частного партнерства. Интересы государства и бизнеса в вопросах МИБ являются сегодня комплиментарными. Именно бизнес, испытывающий существенный экономический ущерб от противоправных действий в киберсфере, является наиболее заинтересованным в создании правил игры под себя.

Важно диверсифицировать процесс подключения бизнеса к переговорному формату, задействовав этот механизм на такие статусные площадки, как ШОС , АСЕАН , БРИКС и др., которые в последнее время неоднократно высказывали заинтересованность в широком вовлечении частных компаний в переговорный процесс по МИБ.

Осознают важность данных подходов и наши китайские партнеры, которые в таких значимых региональных структурах, как ШОС , и Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ), начинают продвигать свои концепции цифровой экономики для защиты бизнеса и с его участием.

Важно не только создать условия для привлечения бизнеса к диалогу, но и придать государственно-частному партнерству в этой сфере институциональный характер.

А.Крутских : Сегодня уже недостаточно выстраивать международное сотрудничество в киберсфере, основываясь лишь на традиционных форматах двустороннего и многостороннего взаимодействия. Россия открыта для контактов в рамках киберальянсов, которые необходимо возводить в дополнение к действующим международным объединениям традиционного типа.

Для этого активизировали привлечение новых единомышленников и углубление регионального сотрудничества с акцентом на страны - участницы ШОС , БРИКС , АСЕАН , ЮЧТО, Африканского союза и других региональных объединений. Нацелены на активизацию сотрудничества с такими ведущими странами Юго-Восточной Азии, как Сингапур и Малайзия , определяющими основные тенденции развития данного региона.

Несмотря на пандемию COVID-19 , заблокировавшую возможность очных встреч, мы продолжаем масштабную работу на региональных площадках, в том числе по практической реализации мер доверия в области безопасности в сфере ИКТ. Так, в начале этого года в рамках Регионального форума АСЕАН по безопасности нам удалось совместно с Камбоджей запустить дискуссию по терминологии, а в апреле при поддержке Китая и Вьетнама организовать семинар по борьбе с информпреступностью. Мы также совместно с Индонезией, Республикой Корея и Австралией выдвинулись на сопредседательство в механизме межсессионных встреч АРФ по безопасности в сфере использования ИКТ и самих ИКТ.

Кроме того, в январе 2021 года был утвержден концептуальный документ об учреждении Диалога Россия - АСЕАН по вопросам, связанным с обеспечением безопасности ИКТ. Рассчитываем на его запуск в ближайшее время.

Традиционно наращиваем сотрудничество с нашими ключевыми партнерами и соседями: идет выработка плана первоочередных мероприятий по реализации профильной инициативы в СНГ - Стратегии обеспечения информационной безопасности, продолжается активная работа в ШОС и ОДКБ .

Важнейшим направлением является подписание двусторонних и многосторонних межправительственных соглашений о сотрудничестве в области обеспечения МИБ, а также совместных заявлений глав государств по данной тематике. Эти документы открывают широкие возможности для практического взаимодействия и координации усилий в условиях растущего значения проблематики информационной безопасности на мировой арене, подчеркивают ее политическую значимость.

В настоящее время Россией заключено 11 межправительственных соглашений о сотрудничестве в области МИБ (в этом году с Ираном и Киргизией ), а также шесть совместных двусторонних и многосторонних заявлений глав государств в данной сфере, последние из которых в рамках ШОС и СНГ .

А.Крутских : Гуманитарные аспекты информационной безопасности, этика использования ИКТ становятся в современном мире важнейшими элементами глобальной, национальной, общественной и личной безопасности. А сама информационная безопасность превращается в жизненно необходимое условие обеспечения интересов человека, общества и государства и, следовательно, вполне может и должна стать предметом выработанного под эгидой ООН международно-правового инструмента, ограждающего граждан и особенно детей от негативных последствий информационной революции.

К сожалению, рыночные принципы функционирования сети Интернет порождают ситуацию, при которой глобальное информационное пространство может трансформироваться во вредоносную для пользователей среду.

Сегодня Интернет превращается в главную платформу для распространения не только информации, но и различного рода политических манипуляций. Основным инструментом в этом процессе являются уже не классические СМИ, а различные цифровые платформы, социальные сети и мессенджеры, которые при определенных условиях могут выступить источником дестабилизации любого общества и ресурсом давления на государственную власть.

Но есть и другой аспект этой проблематики - ответственность владельцев соцсетей за распространение размещенного пользователями запрещенного контента.

ИТ-компании являются, по сути, монополистами, грубо нарушающими нормы национальных законодательств в части правил сбора и обработки персональных данных. При этом транснациональные ИТ-корпорации, находящиеся в американской юрисдикции, обходят правовые нормы тех государств, где они осуществляют свою деятельность, и безнаказанно преступают их законы.

Регулирование их деятельности является законным и неотъемлемым суверенным правом каждого государства по защите своего информационного пространства, интересов человека и общества, а также обеспечению их безопасности. Для Российской Федерации такая мера наряду с развитием собственных социальных сетей и интернет-платформ является важной и необходимой частью обеспечения национального цифрового суверенитета. Меры правового регулирования, которые уже приняты в России и предлагаются к принятию, нисколько не жестче, чем в других странах.

Во многих странах понимают необходимость заключения международного соглашения по регулированию деятельности сетевых компаний. Однако разработка такого документа потребует времени и политической воли.

Россия последовательно выступает за интернационализацию управления Интернетом, повышение роли государств в этом процессе. Регулирование Интернета исключительно частным сектором, где нивелирована роль государств, являющихся гарантом прав и свобод своих граждан и играющих основную роль в вопросах экономики, безопасности и стабильности критической информационной инфраструктуры, уже давно обнаружило свою неэффективность.

В рамках системы ООН Россия настаивает на принятии целого ряда скоординированных мер, таких как повышение роли государств в процессе управления Интернетом, разработка на межгосударственном уровне глобальной политики в сфере управления Интернетом, обеспечение на основе норм международного права его стабильного и безопасного функционирования, сохранение суверенного права государств регулировать национальный сегмент Интернета.

Приобретает значение вопрос наделения соответствующими полномочиями Международный союз электросвязи (МСЭ), имеющий необходимую компетенцию и в настоящее время широко вовлеченный в разработку различных стандартов и протоколов для Интернета.

Дата-центр

Группа экспертов Объединенных Наций подготовила специальный доклад, содержащий нормы поведения государств в интернете. В работе над документом принимали участие специалисты из 20 стран, включая Россию, США и Китай.

Глава холдинга Ростех Сергей Чемезов. Архивное фото

Группа правительственных экспертов ООН ранее по итогам трех раундов консультаций представила доклад, в котором согласовала предварительные нормы поведения государств в киберпространстве. В разработке документа принимали участие специалисты из 20 стран, включая Россию, США и Китай.

"Доклад передан генеральному секретарю ООН для представления на 70-й сессии Генеральной ассамблеи ООН (в сентябре). Но, поскольку записанные в докладе нормы выработаны консенсусом в рамках ооновского механизма, можно считать, что они уже носят характер действующих рекомендаций ООН", — сказал Крутских в интервью газете "Коммерсант".

Он добавил, что "ставить точку в этом вопросе пока рано", и эксперты находятся "в самом начале дискуссии о нормах и правилах поведения в информационном пространстве".

"В этом году группа рассматривала эту тему в первом приближении — наряду с другими важными аспектами международной информационной безопасности. В докладе заложена возможность созыва новой экспертной группы, и если эту идею осенью одобрит Генассамблея, то следующее заседание данной группы состоится уже в 2016 году. Вопрос о нормах будет для нее основным. Мы надеемся, что в ходе этих переговоров будет выработан еще более подробный документ, который потом будет внесен на рассмотрение Генассамблеи ООН в качестве резолюции", — сказал дипломат.

При этом он подчеркнул, что все три согласованные доклада экспертов ООН, а также двусторонние российско-китайские и российско-американские соглашения в сфере информационной безопасности, как и другие двусторонние и региональные договоренности Москва "рассматривает в качестве маленьких шагов к большой цели".

"В идеале Россия предпочла бы юридически обязывающую международную конвенцию под эгидой ООН об обеспечении глобальной информационной безопасности. Но мы понимаем, что для такого документа ряд наших западных партнеров пока еще не созрел. Тем не менее о базовых правилах поведения нужно договариваться уже сегодня", — заявил посол.

Он добавил, что российская сторона "воспринимает этот доклад как начало некоего процесса". "Когда международное сообщество созреет, нормы можно будет сделать юридически обязательными. А до тех пор они будут иметь статус моральных обязательств", — сказал Крутских.

О международно-правовых аспектах использования информационно-коммуникационных технологий: опыт Группы правительственных экспертов ООН по международной информационной безопасности

В связи с этим возникает вопрос: какой смысл тогда вообще вести затратные международные дискуссии, если мы заранее расписываемся в собственном бессилии и неспособности предотвратить войну в информационном пространстве?

С другой стороны, не слишком ли много внимания уделяется докладу экспертного уровня, если даже сами авторы оценивают его выводы как устаревшие?

Отклики со стороны других государств продолжают поступать. Вдохновляет то, что с течением времени интерес к документу на политических площадках возрастает.

Теперь о позитивном.

Нам уже о многом удалось договориться на самом высоком международном уровне. В июне прошлого года завершила работу предыдущая ГПЭ ООН по МИБ. Дебаты были острыми и велись до последнего момента. Но они показали, что перед лицом общих угроз консенсус возможен даже в том случае, если между участниками есть разногласия по отдельным вопросам. В итоге был принят доклад, который однозначно закрепил, что все страны заинтересованы в развитии ИКТ в мирных целях, в также в предотвращении конфликтов, вызванных их применением.

В документе отражен еще один принципиальный момент. Нам удалось достичь правового компромисса по базовому подходу в отношении международно-правовых аспектов использования ИКТ. Этот компромисс заключен в сбалансированной формуле: международное право в целом применимо к информационному пространству, но при этом необходимо выработать и новые нормы, которые отражали бы его специфику.

Очевидно, что данный список, составленный более тридцати лет назад в совершенно иных военно-политических и технологических реалиях, далеко не исчерпывающий. Резолюция предусматривает его расширение. Как представляется, в него можно было бы внести злонамеренное использование ИКТ, включая компьютерные атаки на критическую инфраструктуру. Конкретные формулировки в этом смысле, безусловно, требуют детальной проработки.

Примечательно, что под современное определение агрессии попадает в том числе:

‘Во-вторых, это проблема регулирования конфликтов в информационном пространстве с точки зрения jus ad bellum (право на применение силы) и jus in bello (международное гуманитарное право), в том числе квалификация информационного оружия как нового вида вооружений, реализация права на самооборону, включая параметры пропорционального ответа на нападение с использованием ИКТ и др.

С другой стороны, если ИКТ рассматривать как технологии двойного назначения, могут ли быть распространены на них ограничения в рамках соответствующих режимов?

Кроме того, существует проблема международно-правовой ответственности за неправомерное применение государствами ИКТ, форм ее установления и закрепления. Как будут в случае с ИКТ урегулироваться возникающие споры, какую роль в этом должны играть механизмы ООН и в каком направлении их необходимо развивать — вот далеко неполный список возникающих в связи с этим вопросов.

Как было сказано выше, в июле проведет первое заседание новая ГПЭ ООН по МИБ. По российской инициативе ее мандат сфокусирован на двух темах — использование ИКТ в конфликтах и применимость МП к информационному пространству. Мы ожидаем от дискуссии в рамках данной ГПЭ конкретных выводов по данной проблематике.

В этом смысле встречи на экспертном уровне накануне новой сессии ГПЭ, подобные сегодняшней, могли бы сделать весомый практический вклад в ее работу. Возвращаясь к проблеме терминологии, хотелось бы обратить внимание на опыт ОБСЕ, где в настоящее время идет обсуждение предложенного Россией глоссария в сфере МИБ. Этот глоссарий подготовлен на основе всех действующих на данный момент соглашений по МИБ, участником которых является Россия.

Форум в Гармише заслужил высокий международный авторитет в плане дискуссии по вопросам МИБ и представляет целый ряд национальных взглядов на данную проблематику. Экспертный потенциал этой площадки мог бы иметь и конкретное применение в политической плоскости. Например, можно было бы создать в рамках Форума неформальную рабочую группу по выработке международно-правовой терминологической базы в сфере ИКТ. Такая группа могла бы систематизировать существующие понятия и определить направления их возможной адаптации. Итоги данной работы могли бы быть учтены в ходе дискуссии на профильных международных площадках, включая ООН.

ООН считает применение кибероружия все более вероятным

В пятницу 12 марта ООН приняла доклад Рабочей группы открытого состава (РГОС) о достижениях в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности. Документ был поддержан консенсусом и, поскольку в РГОС имели возможность участвовать все государства-члены, можно констатировать, что в нём отражены взгляды большей части международного сообщества. Доклад стал итогом двух лет работы РГОС — нового формата переговоров по безопасности в киберпространстве, запущенного в 2018 г. по инициативе России. Успешное завершение работы группы свидетельствует о востребованности такой площадки. Это особенно важно в связи с тем, что работа РГОС будет продолжена в новом созыве на 2021–2025 гг.

Первый результат за шесть лет

Доклад РГОС стал первым ощутимым результатом переговоров в ООН по вопросам киберугроз с 2015 г. Тому есть несколько причин: во-первых, подавляющее большинство стран ООН действительно были заинтересованы в таком формате (за предложенную Россией резолюцию в 2018 г. проголосовали 119 стран), открывавшем возможность участия тем, кого прежде не приглашали в ГПЭ.

Во-вторых, страны, не поддержавшие создание РГОС, тем не менее активно включились в её работу и не стали создавать препятствий на этапе принятия итогового документа. Всего за два года работы на заседаниях РГОС выступило 91 государство — почти половина членов ООН, причём треть из них не являются участниками нынешнего или предыдущих составов ГПЭ.

Наконец, многочисленные похвалы получил председатель РГОС — постоянный представитель Швейцарии при ООН Юрг Лаубер, который внёс существенный вклад в успешное завершение переговоров и продолжил исполнение председательских полномочий даже после своего перевода из Нью-Йорка в Женеву. В том числе и через председательство была обеспечена дополнительная связка между РГОС и ГПЭ (одним из критериев выбора Швейцарии было её участие в закрытой ГПЭ), что помогло избежать конкуренции между двумя форматами. Дополнительным вызовом для председателя и всех участников стала пандемия: по первоначальному плану, доклад РГОС должен был быть принят ещё летом 2020 г., однако заключительная сессия была перенесена на несколько месяцев.

Консенсус есть. Дело за содержательностью

В содержательном плане доклад отражает согласованные международным сообществом оценки текущей ситуации в киберпространстве. Согласно мандату РГОС, он включает следующие тематические разделы:

  • существующие и потенциальные угрозы;
  • нормы, правила и принципы ответственного поведения государств;
  • вопросы применимости международного права;
  • меры укрепления доверия;
  • меры наращивания потенциала в области ИКТ;
  • вопросы организации регулярного институционального диалога по информационной безопасности.

Участники РГОС соглашаются в том, что использование ИКТ в конфликтах между государствами становится более вероятным, и считают тревожной тенденцией рост случаев злонамеренного использования таких возможностей как государствами, так и негосударственными акторами. В докладе отмечаются потенциально разрушительные последствия атак на критическую информационную инфраструктуру (КИИ). В частности, пандемия COVID-19 подчеркнула важность защиты инфраструктуры в сфере здравоохранения. Для защиты КИИ важно как межгосударственное взаимодействие, так и между государством и частным сектором.

С точки зрения нормативных основ, доклад в основном подтверждает достигнутые ранее в рамках ГПЭ договорённости: например, в части применимости международного права или норм поведения государств. Со временем, заключают участники РГОС, могут быть разработаны дополнительные нормы.

Предложения, сделанные в докладе, по большей части носят общий характер. Государствам рекомендуется продолжать информировать генерального секретаря о своих взглядах на применимость международного права к использованию ИКТ в контексте международной безопасности; продолжать обсуждать эти вопросы в ООН; продолжать рассматривать меры укрепления доверия и меры наращивания потенциала.

Что касается более конкретных шагов, то государствам рекомендуется назначить контактных лиц, ответственных за вопросы информационной безопасности на техническом, политическом, военном и дипломатическом уровнях, и включить их в специальный справочник.

Группе из более чем 40 стран во главе с Францией и Египтом удалось добавить в рекомендации собственную инициативу. Ещё осенью 2020 г. они предложили идею единого и неограниченного по времени переговорного процесса по кибербезопасности, который, как предполагается, мог бы заменить РГОС и ГПЭ. Пока же упоминание этой инициативы — Программы действий по продвижению ответственного поведения государств в киберпространстве — было включено в один из пунктов доклада РГОС, что добавляет ей веса и является основанием для обсуждения в следующем созыве группы.

Отсутствие прорывных договорённостей во многом обусловлено обсуждением проблем информационной безопасности в широком составе. С одной стороны, это позволило подключить к переговорам новых участников, которые поддержали согласованные ранее пункты и тем самым укрепили их международный авторитет. С другой стороны, большое число участников потребовало поиска общего знаменателя, а все сложные вопросы оказались вынесены за скобки. Так, на последней неделе переговоров часть чернового текста доклада, по которой не было консенсуса, была выделена в отдельный документ — резюме председателя.

Консенсусное принятие доклада не означает, что сторонники разных подходов к обеспечению безопасности в киберпространстве преодолели свои разногласия. Скорее, они временно согласились не выставлять принципиальные позиции на первый план. Мишель Маркофф, американский переговорщик по вопросам кибербезопасности, в своём заявлении назвала доклад неидеальным и напомнила о том, что США сомневаются в необходимости созыва новой РГОС. Она также выступила против призывов к заключению новых юридических обязательств для киберпространства, обосновав это тем, что некоторые государства не соблюдают и существующие нормы. Несмотря на это, США рассматривают принятие доклада РГОС как шаг вперёд.

Переговорному процессу нужна связь с практикой

Переговоры в ООН и на других площадках по вопросам киберугроз продолжаются уже не одно десятилетие и, вероятно, затянутся ещё на долгие годы. Доклад РГОС становится важной вехой в этом процессе и напоминанием важности многосторонних усилий. По словам Андрея Крутских, успешное завершение работы группы открывает широкие перспективы для обеспечения результативного исхода действующей ГПЭ, экспертной группы по разработке конвенции о киберпреступности (переговорного процесса в Третьем комитете Генассамблеи, также запущенного по инициативе России) и новой РГОС, мандат которой принят на 2021–2025 гг.

Перспективы будущих переговоров в РГОС будут зависеть от трёх ключевых составляющих. Во-первых, их продуктивность во многом будет определяться ситуацией в отношениях между ключевыми игроками. Несмотря на то, что России и США ради достижения консенсуса по докладу удалось заглушить свои разногласия, они никуда не делись. У сторон остаются глубокие разногласия относительно таких вопросов, как атрибуция в киберпространстве, возможность применения норм международного гуманитарного права к кибератакам и пр. Это усугубляется всё новыми примерами использования ИКТ в военных и разведывательных целях, публичными обвинениями и угрозами, такими, например, как недавняя публикация New York Times о подготовке США секретных действий в российских сетях в ответ на масштабный взлом американских ведомств и корпораций (известный как SolarWinds hack), в котором обвиняют Россию. Кибербезопасность остаётся больной темой и американо-китайских отношений. Без снижения напряжённости между крупными державами ожидать ощутимого прогресса в многосторонних переговорах вряд ли возможно.

Читайте также: