Механизмы изменения смысла деятельности доклад

Обновлено: 05.07.2024

Воля- сознательное регулирование человеком своего поведения связанное с умением преодолевать внешние и внутреннее препятствие на пути к поставленной цели.

Волевая регуляция- создание оптимальной мобилизации организма в нужном направлении.

Волевое действие- произвольное сознательное действие направленное на определенную цель и связанное с преодолением препятствий на пути к ней.

Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие представляет как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.

Такие качества личности формируются только к подростковому возрасту.

По мнению Иванникова, главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий.

-Механизмом порождения дополнительного побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия связан с борьбой мотивов и меняется при определенных умственных усилиях.

- Необходимость в волевом действии, возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие.

Механизмом волевых действий является смысл как эквивалент мотива. Примеры как смысл вызывает дополнительное побуждение. (человек шел по пустыне, сил нет, но он дошел до цели он вспомнил, что же будет с его семьей). Выгодский пример: насыщение деятельности. (ребенок рисует палочки, потом бросает, т.к произошло исчерпание сил или насыщение. Учитель говорит как хорошо он рисует научи соседа и здесь деятельность начинает продолжаться). Для формирования воли надо знать смысл.

Способы изменения и создания дополнительных смыслов.

1. переоценка значимости мотива (если сделаешь уроки пойдешь в зоопарк)

2. изменение мотива через изменение роли (ученик - палочки, ученик - помоги соседу)

3. изменение смысла путём переживания последствий действий (летчики - если не прыгнешь стыд. Будут

4. совмещение в одном действии 2 смыслов (рисование кружков на отметку и соревнование)

5. включение в деятельность нежелательного действия, как условие достижения желаемого (уберешь в комнате пойдешь гулять)

6. включение более широкого мотива (нарезать полоски из бумаги, мы будем делать папье-маше )

7. самостоятельное переосмысление значимости мотива (подъёмный кран из спичек)

8. самостимулирование

9. мысленное преобразование ситуации (спортсмен устал бежать, но представил, что он не человек, а паровоз и сумел пробежать).

46. Проблема классификации потребностей.

В современной психологии существует более 100 классификаций.

1. Классификация А.В. Петровского. Он предложил разделить их по

· По предмету- материальное (пища, одежда)и духовное(в познании)

· По происхождению- естественные и культурные (удовлетворение потребностей человеческих обязанностей)

Классификация потребностей Маслоу (Потребности: нравст. оправд, и нравст. не оправдан.)

Структура потребностей по Маслоу: выделил 5 основных групп потребностей, которые образуют иерархию: 1. потребность жизнеобеспечения (в еде, во сне, в сексе)

2. потребность в безопасности (уверенность в завтрашнем дне, социальная защищенность)

3. потребность социальных контактов (потребность в любви, дружбе, принадлежности к группе)

4. потребность в признании (в уважении со стороны окружающих и самоуважении)

5. потребность в самоактуализации 1-4 группы являются насыщаемыми потребностями, которые можно полностью удовлетворить. 5-я потребность - человек может очень долго реализовывать свой личный потенциал. По мнению Маслоу, для того чтобы человек мог реализовать свой творческий потенциал, у него должны быть удовлетворены все предыдущие группы потребностей.

Недостатки: классификация не объясняет генетическое происхождения одной потребности из другой.

Классификация Коверина.

1. НИЗ:ЭК- в эмоц. контакте

ПО- потребность в общении

ВЕРХ:НЭП- нравственно-эстетические потребности

2.ПБ – в безопасности

СУ – в самоуважении

ПТТ- потребность в творческом труде

3. ОП- ориентировочная потребность

ПП- познавательная потребность

ПСЖ- потребность смысла жизни

Потребность – состояние объективной нужды организма в том, что необходимо для нормального функционирования организма.

Таковы потребности в пище, воде, сне… ответом может быть предмет.

Предмет потребности – это то, что может удовлетворить данную потребность и снять нужду.

В жизни всякой потребности выделяют 2 этапа:

1. До встречи со своим предметом

На этом этапе потребность не осознается, она переживается и проявляется в поведении (напряженность, неудовлетворенность, дискомфорт, беспокойство…)

2. После встречи потребности со своим предметом

При первой встречи потребностей со своим предметом происходит запечатление в психике предмета потребностей – импринтинг.

Импринтинг – это быстрое запечатление и фиксация в психике субъекта, предмета потребностей впервые его удовлетворившего.

Пример Лоренца с гусятами: (сначала удовлетворение потребности, потом ее фиксация, но потом затруднено переучивание).

В акте опредмечивания потребности рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности.

Мотив – опредмеченная потребность, т.е. потребность в данном конкретном предмете.

Виды мотивов:

1. Идейные- связанные с мировоззрением

2. Политические- связанные с позицией личности по отношению к политике

3. Нравственные- основывающие на нравственных нормах и принципах

4. Эстетические- потребность в прекрасном

По источнику возникновения обусловленности м. выделить мотивы широкие, социальные, деятельностные, поощерительные

По времени проявления м.б. постоянно, длительно, кратковременно действующие.

По силе проявления мотивы разделяются на сильные, умеренные, слабые.

По проявлению в поведении выделяют реальные и потенциальные мотивы.

1. Главные мотивы – ведущий мотив

2.Второстепенные- мотивы стимулы

3.Осознаваемые- мотивы -цели

4. Неосознаваемые. Они проявляются в сознании в форме эмоций и личностных смыслов.

Эмоции- отношение рез-та деятельности к ее мотиву (то что радует или огорчает человека- ключ к разгадке его мотивы)

Личностный смысл- переживание повышенной субъективной значимости предмета или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива.

Таким образом, чем интенсивнее мотив, тем больше круг предметов вовлекается в поле ее действия, т.е. приобретает личностный смысл.

48. Понятие базовой мотивации. Ситуативная мотивация и ее исследования.

Мотивация – это совокупность мотивов побуждающих, поддерживающих и направляющих активность.

Найти определение, что такое непроизвольное внимание и непроизвольная память.

Каковы механизмынепроизвольного внимания и непроизвольной памяти, от чего зависит привлечение внимания и непроизвольное запоминание?

Привести примерынепроизвольного внимания и непроизвольной памяти.

Для ответа на эти вопросы можете воспользоваться любым учебником по общей психологии в библиотеке или интернет-ресурсами.

Обязательно сделайте ссылку!

Часть 2. Волевая регуляция деятельности.

Охарактеризуйте, как В.А. Иванников понимает волевое действие и волевую регуляцию.

Приведите самостоятельно восемь примеров изменения смысла действия.

Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции

Волевое действие – действие, сознательно принятое к осуществлению по собственному решению человека, т.е. действие осознанное и намеренное, осуществляемое человеком по собственному решению на основе внешней или внутренней необходимости (социально заданное действие или принятое по собственным мотивам), осуществляемое через дополнительно созданное побуждение к нему.

Волевая регуляция осуществляется через намеренное осознанное изменение смысла действия или через создание нового, дополнительного смысла действия, когда первый смысл заставляет принимать действие к исполнению, а второй, намеренно созданный, восполняет дефицит побуждения.

Способы изменения смысла действия

Первый способ заключается в намеренной переоценке значимости мотива. Напоминаю, что смысл действия (по А. Н. Леонтьеву) определяется отношением цели действия к мотиву, когда цель становится для человека не только будущим результатом, но временным представителем мотива. Слабая привлекательность для человека мотива затрудняет этот процесс смыслообразования или ускоряет его при значимом мотиве. Намеренное приуменьшение или преувеличение значимости мотива через дискредитацию положительных свойств мотива или приписывание ему хороших положительных свойств, привлекая, в том числе, для этого нужные оценки других людей (недаром говорят, что спрашивать совета — это искать у других подтверждения своим желаниям и решениям), может изменить смысл действия и его привлекательность. Этот механизм сродни процессу снятия когнитивного диссонанса (что вы будете изучать в курсе социальной психологии). К. Левин описал поведение мальчика, неожиданно для себя обнаружившего в комнате печенье. Мальчику хотелось съесть это печенье, но он знал, что его за это накажут. И тогда он убедил себя, что печенье черствое и невкусное и поэтому его не надо есть.

Третий способ основан на использовании предвидений (прогнозов, представлений) и переживаний последствий своих действий (или отказов от них). В работе А. И. Высотского описано поведение девочки, боявшейся темноты и потому отказавшей в просьбе больной матери принести ей варенье из погреба (дело было уже вечером). Но, представив себе ситуацию ухудшения самочувствия матери, а возможно, и смерти, девочка пересилила свой страх и спустилась в погреб. П. В. Симонов красочно описал свои переживания при первом прыжке с парашютом. Он пересилил свой страх, представив себя позорно идущим от самолета при посадке мимо своих друзей, которые смотрели бы на него как на труса.

Четвертый способ характеризуется соединением заданного и принятого к исполнению действия с новыми значимыми для этого человека мотивами (игровыми, исследовательскими, долга, чести, с проверкой себя на выносливость и пр.). Эти новые мотивы не имеют своего особого материального результата и поэтому не видны окружающим. Детей, которые отказались собирать разбросанные по комнате игрушки, можно организовать на эту работу, если представить ее детям как необходимую составную часть какой-то привлекательной игры.

Пятый способ — это связывание заданного действия с возможностью после его завершения делать то, что хочется. Например, игра в футбол или хоккей возможна только после приготовления всех домашних заданий из школы или выполнения каких-то домашних дел. Отличие от четвертого способа в том, что там новый мотив достигается через заданное действие, здесь заданное действие только открывает возможность выполнять свое желаемое.

Шестой способ обеспечивает новый смысл действия через включение заданного действия как часть в другое, более широкое по содержанию и более значимое для человека. Например, старшим детям поручают нарезать бумажные полоски, а затем еще раз просят их нарезать для того, чтобы из них делать игрушки для маленьких детей. Результаты работы во втором случае резко меняются.

Седьмой способ изменения смысла действий заключается в обращении к символам, ритуалам, к другим людям за поддержкой в действии. Например, молебен и вынос знамени перед боем, обращение в молитвах к Богу выдержать предстоящее испытание и т. д.

Восьмой способ — это связывание действий с клятвами и обещаниями другим людям и Богу, сравнение себя с героями (реальными и литературными), самоодобрение и самопорицание, самоприказы и самоободрение.

Рассмотренные способы применяются самостоятельно или с помощью других людей, которые организуют нужные ситуации.

Девятый способ – В более развитых случаях человек широко использует свое воображение, создавая в плане сознания воображаемые ситуации, помогающие изменить смысл действий. Например, один участник марафонского пробега уже хотел сойти с дистанции, но он представил себя поездом дальнего следования и мысленно передвигался по стране от города к городу, что позволило ему преодолеть трудности и добежать до финиша с хорошим результатом. Часто спортсмены используют прием соревнования с воображаемым соперником. В этих случаях внешний наблюдатель не видит той внутренней работы, которую совершает человек в плане сознания, принимая результаты как следствие воли человека.

Все эти описанные способы применяются в ситуации, которую обычно описывают через волевые усилия. Действительно, это есть применение человеком своеобразных мотивационных костылей для совершения действий необходимых, но мотивационно не обеспеченных.

Ограждение места работ сигналами на перегонах и станциях: Приступать к работам разрешается только после того, когда.

Необходимость в волевой регуляции появляется в тех случаях, когда:

1) принятое по социальной необходимости или по собственным ценностным установкам действие не связано с актуально переживаемой потребностью и тем самым не имеет достаточного побуждения;

2) осуществление действия сталкивается с факторами, снижающими или делающими невозможными создание и поддержание необходимого побуждения к нему;

3) необходимо воздержаться от действия, связанного с актуально переживаемой, но социально не одобряемой в данной ситуации потребностью.

Общая закономерность заключается в том, что необходимость волевой регуляции возникает при недостатке побуждения к действию (или торможению его), какой бы причиной это ни вызывалось, но при условии, что действие должно быть осуществлено (или заторможено).

формирование побуждения к волевому действию достигается через изменение или создание дополнительного смысла действия, когда действие выполняется уже не только ради мотива, по которому действие было принято к осуществлению, но ради личностных ценностей человека или других мотивов, привлеченных к заданному действию.

Затем А. В. Запорожцем было показано, что изменение смысла действия меняет результаты работы взрослых испытуемых. В первой серии опытов испытуемые просто поднимали и опускали груз весом 3400 г, во второй серии их просили показать максимальный результат, а в третьей серии просили вообразить, что они, поднимая груз, вырабатывают электроэнергию для города. Наивысший результат был получен не во второй, а в третьей серии, где действие приобретало особый смысл.

А. Н. Леонтьев анализирует жизненный пример из воспоминаний В. Фигнер о переосмыслении заключенными бессмысленной и физически тяжелой работы, принудительно введенной тюремным начальством, когда заключенные стали рассматривать эту работу как средство поддержания физических сил для дальнейшей борьбы с царизмом.

Обеспечение нового смысла действия может быть достигнуто либо через изменение имеющегося, либо через создание дополнительного смысла. Изменения смысла действий можно достичь, во-первых, через переоценку значимости мотива или предмета потребности. Переоценка значимости мотива достигается:

а) с помощью оценок и мнений других людей, через внешние символы, напоминающие о последствиях действий

б) самостоятельно через сравнение привлекательных и отрицательных сторон предмета потребности и намеренное уменьшение привлекательности одной стороны при увеличении другой.

Во-вторых, изменение смысла действий возможно через изменение роли, позиции человека. Например, в исследовании А. И. Липкиной отстающим школьникам поручали опекать школьников младших классов и помогать им в учебе. Изменение позиции более старших школьников привело к тому, что учеба получила для них определенный смысл и они стали более упорно работать над ликвидацией пробелов в своих знаниях.

В-третьих, смысл действий изменяется через предвидение и переживание последствий действия или отказа от его осуществления.

Еще один путь изменения смысла действий состоит в самостоятельном обращении к внешним символам, напоминающим о последствиях действий, к ритуалам, укрепляющим значимость совершаемых действий, в обращении к другим людям или божеству за поддержкой.

Дополнительный смысл заданного действия создается и через постановку более конкретных целей, например выполнить определенный объем работы, проработать определенное количество времени.

Дополнительный смысл действия формируется и при включении заданного действия в другое как условие его осуществления, т. е. через соединение заданного действия с имеющимся у человека желанием (например, уборка комнаты ради будущей игры в футбол или похода в кинотеатр).

Формирование дополнительного смысла достигается тогда, когда результаты действия становятся средством для реализации другого действия (т. е. когда фактически одно действие начинает выступать как часть другого, более широкого). В работе Н. И. Непомнящей было показано, что действие меняется, когда нарезание бумажных полосок превращается в подготовку материала для изготовления игрушек.

Постановка новой задачи или изменение старой в рамках заданного действия могут осуществляться самостоятельно самим человеком. Это возможно, во-первых, через связь заданного действия с имеющимися у человека мотивами долга, чести, ответственности, помощи другим и т. д.

Во-вторых, возможно переосмысление задания и решение в рамках заданного действия новой задачи, поставленной самим человеком. Например, в задании экспериментатора рисовать кружочки или писать палочки испытуемый сам ставит задачу— проверить себя на выносливость и терпение, или проверить терпение экспериментатора, или работать дольше всех и т. д.

В-третьих, изменение задачи и создание нового смысла проявляются и при широко известных приемах речевой самостиму-ляцин: самоинструкциях, самоприказах, самоодобреиии и самоободрении, клятве себе, самооценке и самопаграде.

Помимо изменения смысла действий через изменение реальной ситуации, этой цели можно достичь и через привлечение целей и мотивов из воображаемой ситуации. Обращение к воображаемой ситуации может быть задано другими людьми или исходить от самого человека. В исследованиях А. В. Запорожца [131] и В. И. Селиванова [301] испытуемых просили вообразить ситуацию, где их действия играли важную роль, и такое воображение реально меняло результаты заданных действий. Например, поставленная экспериментатором задача—вообразить, что заданное действие выполняется в условиях соревнования, меняет результаты действия

Психология воли изучает волевые действия, проблему выбора мотивов и целей, волевую регуляцию психических состояний, волевые качества личности.

Под волевой регуляцией понимают намеренно осуществляемый контроль побуждения к действию, сознательно принятому по необходимости и выполняемому человеком по своему решению. При необходимости торможения желательного, но социально не одобряемого действия имеют в виду не регуляцию побуждения к действию, а регуляцию действия воздержания.

Механизмами волевой регуляции являются: механизмы восполнения дефицита побуждения, совершение волевого усилия и намеренное изменение смысла действий.

Механизмы восполнения дефицита побуждения состоят в усилении слабой, но социально более значимой мотивации посредством оценки событий и действий, а также представлений о том, какую выгоду может принести достигнутая цель. Усиление побуждения связано с эмоциональной переоценкой ценности на основе действия когнитивных механизмов. Особое внимание роли интеллектуальных функций в восполнении дефицита побуждения уделяли когнитивные психологи. С когнитивными механизмами связана опосредствованность поведения внутренним интеллектуальным планом, который выполняет функцию сознательной регуляции поведения. Усиление мотивационных тенденций происходит за счет мысленного построения будущей ситуации. Предвидение положительных и отрицательных последствий деятельности вызывает эмоции, связанные с достижением сознательно поставленной цели. Эти побуждения и выступают дополнительной мотивацией к дефицитарному мотиву.

Необходимость совершения волевого усилия обусловливается степенью трудности ситуации. Волевое усилие - это способ, с помощью которого происходит преодоление трудностей в процессе совершения целенаправленного действия; оно обеспечивает возможность благополучного протекания деятельности и достижение ранее поставленных целей. Данный механизм волевой регуляции соотносят с различными видами самостимуляции, в частности с ее речевой формой, с фрустрационной толерантностью, с поиском положительных переживаний, связанных с наличием препятствия. Обычно выделяют четыре формы самостимуляции: 1) прямая форма в виде самоприказов, самоободрения и самовнушения, 2) косвенная форма в виде создания образов, представлений, связанных с достижением, 3) абстрактная форма в виде построения системы рассуждений, логических обоснований и выводов, 4) комбинированная форма как сочетание элементов трех предыдущих форм.

Изменение смысла деятельности обычно происходит:

1) путем переоценки значимости мотива;

2) через изменение роли, позиции человека (вместо подчиненного стать лидером, вместо берущего дарующим, вместо отчаявшегося отчаянным);

3) с помощью переформулировки и реализации смысла в области фантазии, воображения.

Волевая регуляция в своих наиболее развитых формах означает подключение незначимого или малозначимого, но обязательного для исполнения действия, к смысловой сфере личности. Волевое действие означает превращение прагматического действия в поступок вследствие его присоединения к моральным мотивам и ценностям.

Проблема волевой регуляции личности тесно связана с вопросом о волевых качествах человека. Под волевыми качествами понимают такие особенности волевой активности человека, которые способствуют преодолению внешних и внутренних трудностей и при определенных обстоятельствах и условиях проявляются как устойчивые личностные черты.

Наиболее важными волевыми свойствами являются - целеустремленность, настойчивость, решительность, инициативность, смелость и др.

Целеустремленность понимается как способность человека подчинять свои действия поставленным целям. Она проявляется в умении быть толерантным, т.е. устойчивым к возможным препятствиям, стрессам, неожиданным поворотам событий при ориентации на определенную цель.

Настойчивость - способность мобилизоваться для преодоления трудностей, умение быть сильным, а также разумным и творческим в сложных жизненных ситуациях.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Решительность - умение принимать и претворять в жизнь своевременные, обоснованные и твердые решения.

Инициативность - способность к принятию самостоятельных решений и их реализации в деятельности, спонтанное выражение побуждений, желаний и мотивов человека.

Читайте также: