Доклад счетной палаты о здравоохранении

Обновлено: 30.06.2024

Оперативный мониторинг ситуации на Украине и связанных с ней санкций – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Плюсы

Пяти регионам (только) всё же удалось на 100% достичь плановых значений оптимизации и оправдать надежды Минздрава. Это Кировская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Челябинская область, Якутия и Хабаровский край.

Что касается сокращения медицинских организаций, ситуация не выглядит столь страшно, как о том писали некоторые издания. Всего, по данным СП, под оптимизацию подпадают 952 медицинских учреждения. Из них предполагалось ликвидировать только 41. Остальные переводятся в форму филиалов, меняют подчинённость и т.д. В прошлом году в оптимизации участвовали 359 медучреждений, из которых ликвидировали только 26. А до конца 2018 года предполагается ликвидировать ещё только 15.

Далее — одной из целей оптимизации назывался рост зарплат медработников. И, по данным Минздрава, он действительно был. В прошлом году для повышения зарплат власти дополнительно выделили 3,28 млрд рублей, полученных от реорганизации неэффективных медицинских организаций (0,5% от общего фонда оплаты труда медработников). Всего же в ходе оптимизации до 2018 года планируется высвободить более 150 млрд рублей — однако это менее 1% от ежегодного объёма средств территориальных программ.

По мнению директора Института экономики здравоохранения ВШЭ Ларисы Попович, плюсом реформы является то, что все наконец задумались о необходимости повышения эффективности системы здравоохранения.

По её словам, изначально реформа была задумана правильно. И переход на эффективный контракт — вещь хорошая, и то, что программа госгарантий будет контролироваться Минздравом на предмет сбалансированности и непротиворечивости.

Минусы

По мнению Счётной палаты, разработанные Минздравом показатели эффективности не позволяют объективно оценить динамику изменений в здравоохранении. В частности, отсутствуют показатели по повышению качества и доступности медицинской помощи.

Проверка СП также показала, что планирование оптимизации проводилось каждым регионом самостоятельно при отсутствии какой-либо единой методологии и общих подходов к оценке неэффективно работающих организаций. Отсутствовал и расчёт потребности в объёмах медпомощи, не просчитывались необходимые для этого ресурсы.

Ещё один минус, отмеченный Счётной палатой, — сроки ожидания оказания государственной медпомощи в целом ряде регионов превышают необходимые больше чем вдвое. Поэтому неудивительно, что в 2014 году объём платных медицинских услуг вырос в России на четверть.

Далее — в ходе оптимизации регионы активно сокращали коечный фонд, закрывая в сельских больницах специализированные отделения и переводя эти виды помощи на уровень межрайонных и областных больниц.

Кроме того, проверки Счётной палаты показали, что в 61 регионе России люди стали чаще умирать в больницах. Причём, в 49 регионах рост числа умерших происходил на фоне снижения числа госпитализированных.

И хотя зарплата оставшихся медработников чуть-чуть подросла, хорошего в этом немного.

Выводы

По мнению Эдуарда Гаврилова, с принятием многих необходимых для работы медучреждений документов Министерство здравоохранения часто очень сильно опаздывает.

Отчасти причины оптимизации он понимает. Когда было заявлено, что медработникам нужно поднять зарплаты, эксперты сразу поняли, что придется их сокращать.

Также Саверский посетовал, что Счётная палата не ответила на вопрос о своем отношении к конституционному праву на бесплатную медицинскую помощь.

Среди проблем, не отмеченных в докладе Счетной палаты, наблюдатели также называют сокращение медсестёр в детских садах, а также махинации с электронными очередями в поликлиниках.

Наконец, глава правления Ассоциации медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования Гузель Улумбекова рассказала, что объём бесплатных услуг зависит от средств, которые предусмотрены на её оказание.

Ведь в 2014 году государственные расходы на бесплатную медицину в постоянных ценах сократились на 9%. И, хотя в 2015 году финансирование здравоохранения на программу государственных гарантий повышается в текущих ценах на 172 млрд рублей, этого недостаточно, чтобы покрыть дополнительные расходы, связанные с инфляцией (12,2%), девальвацией рубля (60–70%), запланированным повышением оплаты труда врачей и т.д.

Отметим, что на серьёзные проблемы в сфере здравоохранения ранее указывала ФАС. Правда, в январе речь шла не столько о работе Минздрава, сколько о едва ли не бесполезности другого ведомства — Росздравнадзора.

Российская система обязательного медицинского страхования (ОМС) недостаточно эффективна из-за отсутствия стандартов по оказанию медицинской помощи и грамотного распределения средств, следует из отчета Счетной палаты РФ, опубликованного пресс-службой ведомства во вторник, 16 ноября.


В частности, тарифы не учитывают имплантируемые в организм человека медицинские изделия, не регулируют порядок финансирования медпомощи застрахованным гражданам, обратившимся за ней в другом регионе.

Аудиторы выяснили, что значительная разница в тарифообразовании субъектов РФ объясняется неопределенностью объемов медицинских услуг. Из-за неэффективных механизмов финансового обеспечения медпомощи происходят сверхплановые затраты, растут задолженности по регионам. Недостаточно конкретные правила работы комиссий по разработке территориальных программ ОМС приводят к некорректному распределению объемов медпомощи. Специалисты насчитали почти 92 млрд рублей недофинансирования.

Также специалисты Счетной палаты выявили низкую конкуренцию между медицинскими организациями различных форм собственности и ограничения участия частных медорганизаций в системе ОМС. Нарекания вызвали и работы организаций по проведению медэкспертиз и информационного сопровождения застрахованных лиц.

Всё это, в совокупности с тем фактом, что система ОМС не обеспечивает лекарствами пациентов при амбулаторном лечении, ограничивает возможность достижения целей по снижению смертности и повышению ожидаемой продолжительности жизни населения, подчеркнула Изотова.

Счетная палата проанализировала системы медобеспечения населения в 31 стране с развитой экономикой. По бюджетной схеме их финансируют в 14-и странах, по системе ОМС — в 17-и. Самые низкие расходы на здравоохранение среди анализируемых стран — в России, уровень внебюджетных расходов — самый высокий.

В июле правительство России направило российским регионам более 85 млрд рублей на покрытие расходов, связанных с оказанием страховой медицинской помощи. Соответствующее распоряжение подписал 21 июля премьер-министр РФ Михаил Мишустин.

В конце июня глава правительства заявил, что расходы на лекарства, необходимые для борьбы с коронавирусом, увеличились из-за роста числа новых случаев. В связи с этим системе обязательного медицинского страхования выделили дополнительно 25 млрд рублей.

Здание министерства здравоохранения РФ Сергей Савостьянов/ТАСС

МОСКВА, 27 февраля. /ТАСС/. Оценка технического состояния медицинских организаций в России Счетной палатой, выявившая почти в трети зданий отсутствие водопровода, включала в себя информацию по всему имущественному комплексу медорганизаций, включая техпомещения, где помощь пациентам не оказывается. Об этом в четверг сообщили в пресс-службе Минздрава РФ.

Ранее Счетная палата опубликовала отчет, в котором отметила неудовлетворительное техническое и санитарное состояние большинства лечебных учреждений в стране. По состоянию на 1 января 2019 года из 116 865 проверенных зданий 14% находится в аварийном состоянии, в 30,5% зданий отсутствует водопровод, в 52,1% - горячее водоснабжение, в 41,1% - центральное отопление, в 35% - канализация, в 47% зданий не обеспечивается доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения.

В министерстве уточнили, что, по данным на начало 2019 года, из 20 тыс. зданий, в которых расположены подразделения медицинских организаций, оказывающие амбулаторную медпомощь, водопровод имелся в 19,3 тыс., центральное отопление - в 17,5 тыс., канализация - в 18,7 тыс. При этом из почти 11 тыс. помещений, где оказывалась стационарная помощь, и 5 тыс. организаций, где амбулаторная и стационарная медпомощь оказывались в одном помещении, водопровод, центральное отопление и канализация имелись почти в 90% зданий.

"В соответствии с поручением президента Российской Федерации Владимира Путина правительством РФ утверждены единые принципы модернизации первичного звена здравоохранения, на которые регионам в период 2020-2024 годах будет доведено 500 млрд рублей средств федерального бюджета", - добавили в пресс-службе.

Основными направлениями работы по программе модернизации первичного звена, которая проводится в рамках национального проекта "Здравоохранение", являются обеспечение качества и доступности медпомощи, подготовка помещений для установки нового оборудования, ремонт зданий, замена дорогостоящего оборудования, оснащение медорганизаций автомобилями. "В настоящее время регионами подготовлены паспорта медицинских организаций, и Минздравом проводится изучение и согласование региональных программ развития первичной медико-санитарной помощи", - отметили в министерстве.

Дефицит медперсонала

Анализ статистических данных Счетной палатой также показал, что в России отмечается дефицит медицинского персонала и врачей, что сказывается на качестве оказания медпомощи. В частности, самыми актуальными проблемами, по данным за 2018 год, являются недостаток врачей узкой специализации, оказывающих медицинскую помощь детям, неполная укомплектованность педиатрической службы и недостаточная квалификация педиатров.

В Минздраве отметили важность кадрового обеспечения детских поликлиник специалистами, напомнив, что это одна из целей федерального проекта "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами".

"Внедрение нового механизма допуска к профессиональной деятельности - аккредитации специалистов - дает возможность после окончания вуза приступить к работе в первичном звене в должности "врача-педиатра участкового". В связи с этим общий объем контрольных цифр приема по специальности "Педиатрия" увеличен на 2021-2022 годы на 6,8% (по сравнению с общими объемами контрольных цифр приема, представленными для конкурса на 2020-2021 годы)", - пояснили в пресс-службе.

Кроме того, решить проблему поможет целевая подготовка специалистов. Минздрав РФ направил в адрес Минобрнауки предложения по увеличению на 75% доли мест для приема на целевое обучение по программам специалитета "Педиатрия", а также до 100% по 48 наиболее дефицитным специальностям ординатуры. "Наращивание объемов целевой подготовки в сочетании с ее адресностью положительно отразится на численности врачей дефицитных специальностей", - отметили в министерстве.

О нацпроекте

Очередной эпохальный доклад выдали аудиторы Счётной палаты. И всё бы ничего, но приведённые цифры говорят об очень серьёзных проблемах не только в отечественной медицине, но и в государственном управлении. Вы знали, что в каждой третьей детской больнице нет элементарной канализации и водопровода?

Национальный проект "Здравоохранение" в 2019 году не был выполнен по 6 из 15 показателей. Как отмечается в отчёте Счётной палаты, целевые показатели нацпроекта выполнены в общей сложности на 60%. Однако и здесь происходит самая настоящая метаморфоза: освоение денежных средств составило 96,4%, или 86 млрд рублей.

Деньги Минздрав освоил, но не выполнил ключевые показатели. В частности, не удалось добиться главного – запланированного снижения смертности трудоспособного населения. Чиновники планировали, что в России произойдёт снижение смертности этой категории граждан до 437 человек на 100 тыс. населения, однако фактический показатель составил 482,8. Также не были достигнуты планы снижения больничной смертности от инфаркта миокарда, от острого нарушения мозгового кровообращения и смертности от онкологических заболеваний. И это неудивительно. Все минувшие годы в России проходила масштабная спецоперация под названием "оптимизация". Кроме того, материальная база здравоохранения достигла критического уровня.

Вот ещё одна яркая иллюстрация – доклад генерального прокурора России Игоря Краснова о ситуации в российском здравоохранении.

Проверки прошлого года показали, что здания многих фельдшерских пунктов, поликлиник и районных больниц находятся в неудовлетворительном состоянии. Оснащённость диагностическим оборудованием зачастую скудная. Вместе с тем в республиках Дагестан, Карелия, Чечня, Астраханской, Вологодской, Калининградской областях и в других регионах закупленное дорогостоящее медицинское оборудование лечебными учреждениями длительное время не использовалось… Серьёзную проблему составляет значительный дефицит кадров медицинских работников. Например, в Курганской области по состоянию на начало 2019 года медицинские организации были укомплектованы на 40 процентов врачами, средним медперсоналом – на 61 процент. В текущем году ситуация существенно не улучшилась,

– сообщил Игорь Краснов.

Ранее Счётная палата России опубликовала цифры о материально-техническом положении детской медицины в России. Данные сбивают наповал. Из доклада следует, что у половины медучреждений нет горячего водоснабжения. Центральное отопление отсутствует у 41% зданий, а канализация и водопровод отсутствуют в каждой третьей больнице. 14% зданий в аварийном состоянии, это более 16 240 объектов.

Кроме того, Счётная палата на основе проведённого анализа пришла к выводу, что из-за т. н. оптимизации из системы здравоохранения было уволено более 40% медперсонала.

"Безусловно, остро стоит необходимость переподготовки медицинского персонала. Значительное снижение уровня преподавания в медицинских вузах привело к тому, что 41% пациентов просто не доверяют диагнозу врача. С 2017 года численность медперсонала сократилась на 42% – до 268 тыс. человек. Это явно говорит о необходимости увеличения зарплат медикам и улучшения условий их труда", – заявила замглавы Счётной палаты Галина Изотова.

На мой взгляд, можно сколько угодно рассуждать про цифровизацию, прогресс, рывки и прорывы, но, простите, когда увольняют каждого второго медработника, а в каждой третьей детской больнице нет тёплого туалета и центрального отопления, а у половины – горячей воды, говорить о том, что страна на верном пути развития, не приходится.

Может быть, надо проверить, кто реформу начал в медицинской сфере – оптимизацию? Половину больниц, по-моему, закрыли. Сегодня не хватает 50 тысяч врачей, 130 тысяч медперсонала. Они же были. Но их выдавили. Где имя автора этой реформы? Кто он? Мы не знаем имен,

– возмущается сложившейся ситуацией глава фракции ЛДПР в Госдуме Владимир Жириновский.

А вот какое решение проблемы предлагает глава фракции КПРФ Геннадий Зюганов:

"Прежде всего надо решить следующие проблемы: восстановить Медицинскую академию наук, научно-исследовательские институты, которые были закрыты в последнее время и крайне нужны. Вертикальное научное управление обеспечит нам соответствующий результат. Я давно настаивал на том, чтобы президент включил в Госсовет крупных учёных и специалистов, если бы они работали в Совете – не было бы у нас ни пенсионной реформы, ни той оптимизации здравоохранения, которая убрала всё первичное звено… Национальный проект здравоохранения – мы много говорим, но за прошлый год он выполнен на 53 процента. Я настаиваю на том, чтобы президент официально отчитался, как выполняются его обязательства, прошло уже два года. Парламентское расследование мы с вами проводили по Чечне и Саяно-Шушенской ГЭС – предлагаю создать комиссию вместе с СФ и максимально исследовать эту проблему, потому что она касается и здоровья, и промышленности, и в целом будущего страны. У нас за три года, с 2017-го по 2019-й, это данные Счётной палаты, уволено 42% медперсонала, и мы столкнулись со страшной проблемой – в два с половиной раза сокращено количество больничных коек".

Ситуация в российской медицине критическая. Главная проблема – низовой уровень, который непосредственно оказывает помощь обычным людям. Пандемия показала, что в предыдущие годы властью, в первую очередь, чиновниками Минздрава, были допущены серьёзные концептуальные ошибки. Сможет ли Россия сейчас найти в себе силы и изменить ситуацию в медицине к лучшему? Это не риторический вопрос, а вопрос здоровья нации и выживания нашей страны. Можно "пилить" деньги, как это происходит с реализацией нацпроекта "Здоровье", а можно их направлять непосредственно на решение острейших проблем, которые чётко были обозначены в докладах аудиторов Счётной палаты России.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

В отчете Счетной палаты РФ перечислены недостатки системы обязательного медицинского страхования (ОМС).

Счетной палаты в понедельник распространила отчет, в котором говорится о недостаточной эффективности работы системы обязательного медицинского страхования в России. Аудиторы Счетной палаты изучали данные с 2018 года по середину 2020 года, рассмотрев опыт 31 страны, из которых 14 финансируют здравоохранение по бюджетной схеме и 17 стран — по системе обязательного медицинского страхования.

В отчете говорится, что расходы на здравоохранение в России находятся на самом низком уровне среди 31 рассматриваемой страны, при этом доля внебюджетных расходов является самой высокой. Это объясняется тем, что в представленных странах обеспечение пациентов лекарствами при амбулаторном лечении входит в программы госгарантий по предоставлению медицинской помощи.

Показатель обеспеченности населения койками в больницах в России также выше, чем в любой из рассматриваемых стран с бюджетной системой. Также в отчете Счетной палаты говорится о недочетах системы льготного лекарственного обеспечения. Например, о различающихся условиях получения лекарств льготниками в разных регионах. В документе говорится, что правила работы комиссий, разрабатывающих территориальные программы ОМС по распределению объемов медицинской помощи между медицинскими организациями, недостаточно конкретны, недостаточно представлены негосударственные медицинские организации, нет условий для конкуренции страховых медицинских организаций.

По мнению аудиторов Счетной палаты, это создает риски неэффективного распределения объемов помощи из средств ОМС. Также для многих заболеваний, входящих в базовую программу ОМС, все еще не выработаны единые стандарты медицинской помощи, на основе которых должны рассчитываться соответствующие тарифы. Все это приводит к тому, что бюджет Фонда ОМС последовательно принимается с дефицитом, хотя с течением времени он и снижается в абсолютных объемах.

В Минздраве России и Фонде ОМС ответили, что ряд предложений Счетной палаты по устранению указанных в отчете замечаний уже реализуется в этом году.


В октябре Счетная палата скептически оценила рост ВВП на уровне 3% без инвестиций из Фонда национального благосостояния.

Читайте также: