Доклад по бытовому жанру художника репина
Обновлено: 31.05.2024
Илья Ефимович Репин (Ilya Yefimovich Repin; родился 24 июля 1844 года — умер 29 сентября 1930 года) был великим русским художником-реалистом XIX столетия, мастером исторической и жанровой живописи, выдающимся портретистом, глубоким психологом и человеком, неравнодушным к судьбе России. Илья Репин обладал удивительным талантом превращать бытовые сцены в эпические, видеть в частном — общее, историческое, философское. Ещё одним даром живописца было умение показать героев с глубокой индивидуальностью. Картины Репина — вершина реалистического стиля, но в творчестве мастера было место и яркой художественной фантазии, которая позволяла ему создавать красочные срезы исторических эпох.
Илья Репин оставил потомкам свыше пятисот произведений (включая рисунки, наброски, эскизы). Практически все его значимые произведения находятся в крупных музеях, включая Третьяковскую галерею, Государственный русский музей в Санкт-Петербурге, Метрополитен-музей в США.
Биография Ильи Репина
В 1863 году Репин приехал в Санкт-Петербург, но в Академию его не приняли: недоставало мастерства. Молодой человек начал учиться в вечерней рисовальной школе, и через некоторое время добился права посещать Академию как вольнослушатель. Это были годы, полные лишений: начинающий живописец жил в мансарде, сильно экономил, подрабатывал.
Самым выдающимся учеником мастера был Валентин Серов, которого Репин подготовил к поступлению в Академию. В отрочестве Серов жил в доме Ильи Репина и практически входил в его семейный круг.
После Октябрьской революции живописец оказался за пределами новой, социалистической России — в финской Куоккале. Несмотря на предложения советского правительства вернуться в СССР, он так и не решился на этот шаг.
29 сентября 1930 года жизненный путь художника завершился. В 1948 году Куоккала, вошедшая по итогам Второй мировой войны в состав СССР, была переименована в Репино.
Самые известные картины Ильи Репина
Картины Ильи Репина входят в золотой фонд русского искусства. Многие работы художника стали хрестоматийными:
Творчество мастера всецело поддерживал великий русский меценат — Павел Третьяков, приобретая его шедевры для своей галереи. Он сумел разглядеть великий талант. В наши дни шанс инвестировать средства в вечные ценности предоставляет коллекционерам сайт Very Important Lot, где не только проводятся аукционы антиквариата, но и выставляются работы современных художников. Вы можете недорого купить картину современного автора, тем самым поддержав его творчество и пополнив свою личную коллекцию перспективным произведением искусства.
Религиозные картины
Это полотно хранилось в Художественном музее города Харькова, но, к сожалению, было уничтожено в годы Второй мировой войны. Сохранился лишь ряд набросков к нему. Вновь заинтересовался Репин религиозной живописью на закате своей жизни.
Семейные портреты
Деревенская тема
Такая исключительная привязанность к русской теме была одной из отличительных черт русского реализма, утвердившегося в отечественном искусстве во второй половине XIX века. Основной соей задачей тогда оно видело правдивое изображение действительности во всём многообразии её проявлений и утверждение нравственного взгляда на жизнь как залога оздоровления общества.
Политические сюжеты
Рисунки и гравюры
Знаменитые современники
Портреты современников считаются одной из вершин в творчестве Репина. Публика не переставала восхищаться ими даже тогда, когда резко менялось её отношение к запечатлённым художником людям.
В последние годы жизни Репин оказался в эмиграции. На родине ему продолжали оказывать знаки внимания, хотя общая художественная ситуация в 1920-е годы была, по существу, враждебна реализму. В моде был авангард, созвучный пафосу переустройства жизни, и на этом фоне Репин смотрелся почти бронтозавром.
Биография художника
Работы художника
Крестный ход в Курской губернии
Это полотно завершает ряд жанровых сцен, написанных Репиным в конце 1870-х и начале 1880-х годов. Курская губерния славилась пышными крестными ходами, и Репин специально побывал в этих краях, чтобы своими глазами увидеть это. Современники называли эту картину энциклопедией русской жизни, восхищаясь мастерством художника, сумевшего виртуозно изобразить различную фактуру, тонкие оттенки цвета и десятки человеческих фигур в точно подмеченных позах.
Запорожцы пишут письмо турецкому султану
Не ждали
В этой работе Репин изобразил момент неожиданного возвращения домой ссыльного революционера. Кажется, что сцена выхвачена прямо из жизни, но на самом деле композиция продумана до мелочей. Репин написал её так, что мы словно находимся внутри этой комнаты, расположившись прямо за потрясённо застывшей матерью. Это позволяет нам стать участниками сцены и попытаться точнее прочувствовать то, что разворачивается перед нашими глазами.
Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года
На картине эпизод из жизни Ивана Грозного, когда тот в гневе нанёс смертельный удар своему сыну. Репин создал полотно, полное сильной и деструктивной энергии. Сегодня много спорят о достоверности событий, отображённых на картине, совершенно забывая о грандиозности самой картины, о мастерстве исполнения, о силе психологического раскрытия характеров людей, о гармонии красок.
Репин Илья Ефимович (1844-1930) — российский живописец.
Соединил крепкую традицию реализма 19 века с новациями рубежа веков, завоевав славу своими полотнами, будоражившими общественное сознание.
Совершал неоднократные поездки по России и в зарубежные страны Европы.
Кисть Репина с беспрецедентной энергией воплощает Человека в истории, реально показывая, как эта история делается, слагаясь из человеческих чувств и мыслей. Осовременивая мотивы отечественной истории, мастер превращает картины в мощные сгустки чувств и эмоций. Виртуоз разных техник, Репин проявил себя и как высокоодаренный педагог.
Мастер картины на исторический, бытовой, сказочный сюжет. Портретист. Представитель критического реализма. Выдающийся рисовальщик. Занимался также офортом и литографией.
Родился в Чугуеве Харьковской губернии в семье военного поселенца. Первоначальную художественную подготовку получил в школе топографов и у местных художников И.М. Бунакова и Л. И. Персанова. В 1863 г. приехал в Петербург, занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художников у Р.К. Жуковского и И.Н. Крамского, затем был принят в Академию художеств (1864).
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
В 1870-е годы стало общепризнанным и мастерство Репина-портретиста. Общение с выдающимися людьми эпохи стимулировало рождение многих значительных портретов: М.П. Мусоргского (1881); актрисы П. А. Стрепетовой (1882); В.В. Стасова (1883); Л.Н. Толстого (1887) и др.
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Важнейшим событием того времени стала отмена крепостного права в 1861 году. Реформа взбудоражила умы творческих людей, заставив их обратить серьёзное внимание на проблемы бедных людей.
Бурлаки на Волге. Илья Репин. 1870—1873 гг. Холст, масло
Художникам не только стала интересна жизнь простых работяг — они начали воспринимать своё творчество как один из способов изменить мир, повлиять на обстановку в стране. То есть искусство во второй половине XIX века становится предметом не только созерцания, но и осмысления. Оно не столько погружало в идеалистический мир, сколько стремилось отразить проблемы реальной жизни. Рассмотрим, что нового привнёс реализм в отечественную живопись и как мастера оживили традиционные жанры.
Жанровая живопись: повседневные сюжеты с социальным подтекстом
Во второй половине XIX столетия восприятие повседневной действительности серьёзно изменяется. Искусство теперь должно не только приносить эстетическое удовольствие.
Дедушка и внучек. Василий Перов. 1871 год. Холст, масло
На картине мы видим убогую комнатку, посреди которой сидит пожилой мужчина, занятый волосами маленького внука. Сам факт того, что Перов создал большое живописное полотно на столь незамысловатый сюжет, говорит о том, что художников стала интересовать тема обыденной жизни простых людей. Василий Григорьевич уделяет огромное внимание деталям — изображённая комната заполнена предметами быта бедняков. Здесь незатейливая глиняная посуда и грубая деревянная мебель, а рваная одежда сушится на верёвке. Но комната завалена вещами не потому, что у этих людей их много. Нет, просто дом настолько маленький и тесный, что даже самые необходимые предметы приходится наваливать друг на друга.
Сцена невероятно проста: дедушка вычёсывает вшей у своего внука. Казалось бы, что может быть здесь интересного и глубокого ? Но при внимательном взгляде становится понятно, сколько любви и силы художник вложил в своих героев. Дедушка, жизнь которого наверняка обременена множеством забот и трудностей, смог выкроить время на мальчишку. Причём он занимается волосами внучка не вскользь, между делом, а с глубокой внимательностью и серьёзностью. А мальчонка в это время мечтательным взглядом смотрит куда-то вдаль. Ему не очень-то по душе стоять спокойно. Тем не менее он не перечит деду и стойко терпит, пока тот закончит занятие. Любовью и теплом пронизан данный бытовой сюжет.
Можно предположить, что не только сентиментальная составляющая играет важную роль в этой жанровой сцене. Старое поколение крестьян двояко восприняло отмену крепостного права. Привыкшие к определённому укладу, пожилые люди были не готовы к свободе и боялись её. Но юное поколение имело все шансы на лучшую жизнь, было готово идти вперёд. Именно этот контраст поколений отражён на картине: дедушка — олицетворение всего старого поколения крестьян — спокойно сидит в своём убогом доме, в то время как мальчонка с мечтательной полуулыбкой смело смотрит вперёд, словно заглядывая в светлое будущее.
Эволюция портретной живописи
Портретам второй половины XIX века присуща очень важная черта — ощущение момента, вырванного из реальной жизни человека.
В начале столетия художники-романтики стремились к реалистичному изображению моделей, например, описывали физические недостатки внешности, пытались передать внутреннее состояние человека. Тем не менее на портретах эпохи романтизма мы видим людей, застывших в аккуратной позе, всем своим существом демонстрировавших, что в данный момент они позируют художнику. Одним из самых выдающихся мастеров того времени был Орест Адамович Кипренский. На его портретах модели сидят (изредка стоят) и смотрят на зрителя или в сторону вполоборота. Их позы всегда строги. При взгляде на портреты Кипренского сразу возникает ощущение, что человек на несколько часов замер в позе, придуманной живописцем.
Портрет А. Ф. Шишмарёва. Орест Кипренский. 1826 год. Холст, масло
Портрет В. М. Гаршина. Илья Репин. 1884 г. Холст, масло
Гаршин слегка ссутулен, его руки с локтями лежат на столе — эту позу сложно назвать эстетически привлекательной. Тело писателя повёрнуто к столу, в сторону зрителя направлена лишь голова. Этот немаловажный момент даёт понять, что мужчина читает книгу, а не позирует художнику. Возникает ощущение, будто он лишь на мгновение отвлёкся от дела, чтобы взглянуть на нас. Волосы Гаршина растрёпаны, он одет в непримечательную чёрную рубаху. Главное для Репина — показать глаза писателя, в которых читается его интересная глубокая натура. Мы видим не человека, который заказал портрет художнику и тщательно подготовился, чтобы идеально выглядеть на картине. Нет, мы видим жизнь мужчины, которого художник захотел запечатлеть таким, какой он есть, за его настоящими повседневными делами.
Весьма реалистичны женские портреты второй половины XIX столетия. Художники продолжали воспевать красоту, изящество и грациозность своих моделей. В то же время художники стремились изобразить героиню в естественных для неё условиях. Например, Репин в 1882 году запечатлел жену Веру, уснувшую в кресле.
Портрет Веры Репиной. Илья Репин. 1882 год. Холст, масло
Мать с ребёнком. Орест Кипренский. 1809 г. Бумага, итальянский карандаш, мел
Её одежда выглядит слегка неряшливо, причёска растрёпана. Однако, сложно представить, чтобы в начале XIX века появился подобный живописный портрет.
Кружевница. Василий Тропинин. 1823 год. Холст, масло
Перед нами сидит миловидная, занятая рукоделием девушка. Её лицо спокойно, взгляд не выражает глубоких переживаний. Создаётся ощущение, что работа, которую она выполняет, легка и проста. Целью художника было показать её красоту и грациозность. Эта картина не заставляет задуматься о трудности жизни девушки, не наполняет сердце сочувствием к ней.
Мужичок с клюкой. Иван Крамской. 1871 год. Холст, масло
Сгорбленная поза мужчины красноречиво даёт понять, что он изнурён и измучен. Одежда его потрёпана и грязна. Важная деталь на картине — клюка, которую герой крепко держит двумя руками, словно она всё, что у него есть. Мы не знаем наверняка, чем он занимается. Но знаем точно, что мужчина прожил непростую жизнь, и труд его был не из лёгких. При этом картина проникнута добрым и тёплым отношением художника к своему герою. Крамской кропотливо изобразил лицо мужчины, во взгляде которого нет ни злобы, ни обиды. В его глазах читается лишь усталость и мудрость. Живописец не стремился показать идеалистичный образ крестьянина. Наоборот, он запечатлел простого человека в обычной жизни.
В отличие от предшественников художники-реалисты перестали воспринимать искусство, как эталон того, к чему настоящая жизнь должна стремиться. Наоборот, образцом для подражания стала реальность, которую мастера запечатлевали во всех красках.
Охотники на привале. Василий Перов. 1871 год. Холст, масло
В первой половине XIX века художники постепенно уходят от чрезмерной идеализации образов. Поза молодого садовника с одноимённой картины Кипренского недвусмысленно говорит об измождённости героя.
Молодой садовник. Орест Кипренский. 1817 год. Холст, масло
Всадница. Карл Брюллов. 1832 год. Холст, масло
При этом художники-романтики и сентименталисты стремились приукрасить реальную жизнь. Женщины на портретах отражают идеал красоты того времени — меланхоличные, задумчивые, утончённые. Мужчины — сплошь герои или мудрые мыслители. Таким образом, искусство в начале века создавало образы, которые становились своего рода идеалами, образцами, эталонами. Жизнь хотела подражать этим идеалам, стремилась быть хоть сколько-нибудь похожей на них.
Ситуация кардинально изменилась в 1860‑е годы — теперь окружающая действительность стала эталоном для художников. Очень точно реализм в русском искусстве описал Юрий Лотман:
Читайте также: