Коррекционная педагогика в начальном образовании доклад

Обновлено: 25.06.2024

Последние годы нашей современности характеризуются резким падением показаний социальной защиты детей, следствием чего становится рост доли детей с ослабленным здоровьем, которые уже в процессе начального школьного обучения демонстрируют признаки нарушений в развитии психических или психофизиологических функций. Такие дети могут не иметь классических проявлений аномалий, но будут испытывать затруднения в процессе обучения и освоения новых социальных ролей, в результате чего уже с ранних лет получат опыт проживания чувства потери веры в собственные силы.

Специалисты педагогической сферы испытывают тревогу за детей данной группы, осознавая, что роль педагога и учреждений образования в охране физического, психического здоровья ребенка должна быть усилена за счет развития коррекционной педагогики на этапе начального образования.

Что же такое коррекционная педагогика в начальном образовании? Это ответвление педагогической науки, призванное привить ребенку с особенностями базовые навыки адаптации и жизни в социуме с учетом имеющихся у него возможностей. Это чрезвычайно деликатная сфера обучения, требующая от коррекционного педагога высочайших нравственно-моральных качеств и профессионализма, и на данный момент действительно талантливых специалистов в этой области крайне мало.

Объектная область коррекционной педагогики в начальном образовании

Современная среда характеризуется избыточным негативным влиянием различного рода источников, в частности СМИ, что проявляется ростом деструктивных проявлений: детской жестокости, вандализма, подростковой преступности. Этот факт определил формирование объектной области коррекционной педагогики: исследование ситуаций или состояний, несущих риск для полноценного развития детей, проблем адаптации и нарушения, выраженных в нарушениях взаимодействия с природно-социальным окружением, в явлении школьной и социально-психологической дезадаптации.

Состояния риска, обусловливающие проявления адаптационных нарушений

Феномен школьной дезадаптации возник в результате влияния факторов, создающих состояние риска – ситуаций, в которых очевидно нарушены приемлемые формы взаимоотношений, взаимодействия растущего ребенка и окружающей среды.

Ситуации, приводящие к травмам, можно условно разделить на следующие группы:

Показания низкого уровня адаптационных возможностей школьника на начальных этапах обучения

Феномен школьной дезадаптации, требующий применение инструментария коррекционной педагогики, обусловлен влиянием ряда факторов, например:

  • нарушения здоровья, психосоматического развития;
  • отсутствие или недостаточность психологической и/или социальной готовности к школьному обучению;
  • недостаточность сформированности психофизиологических предпосылок к реализации школьного обучения.

Типы адаптационных нарушений в младшем школьном возрасте

Инструментарий коррекционной педагогики подлежит применению при появлении любых симптомов дезадаптации школьника начальных классов, представленных на следующих уровнях:

В докладе говорится: о предмете; целях и задачах; классификации нарушения; объекте и субъекте коррекционной педагогике.

ВложениеРазмер
dok_kor_ped_ya.docx 17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент социальной защиты населения г. Москвы

Коррекционная педагогика является составной частью педагогики, одной из ее ветвей.

Понятие коррекционная педагогика - это теория и практика специального образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно.

Последнее десятилетие в развитии коррекционной педагогики проходит под знаком пересмотра титульного названия этой педагогической отрасли. На протяжении семидесяти лет в нашей стране для этого использовался термин дефектология в качестве титульного названия теоретической и практической области специального образования лиц с отклонениями в развитии. Параллельно термину дефектология и в большей мере применительно к науке использовались также два тесно связанных между собой понятия понятие коррекционная педагогика и коррекционная психология.

Современная коррекционная педагогика исходит из того, что о недостатке, отклонении в развитии можно говорить там и тогда, где и когда возникает несоответствие возможностей данного человека общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения, т. е. когда налицо ограничение социальных возможностей. Поэтому коррекционная педагогика пользуется такими терминами, как лица с ограниченными возможностями, а применительно к обучающимся - лица с особыми образовательными потребностями, так как ограничение возможностей участия человека с отклонениями в развитии в традиционном образовательном процессе вызывает у него особые потребности в специализированной педагогической помощи, позволяющей преодолевать эти ограничения, затруднения.

Основы коррекционной педагогики - это дисциплина обучающая

особенностям воспитания, обучения детей с ограниченными способностями.

Объект и субъект коррекционной педагогики

Объектом коррекционной педагогики является специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен. Проблема формулирования объекта коррекционной педагогики активно изучалось и продолжает изучаться ведущими педагогами современности. Именно адекватное выявление объекта коррекционной педагогики помогает формировать её методологическую базу, отделяя данную науку от педагогики.

Субъектом изучения и педагогической помощи, оказываемой в системе специального образования, является человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.

Предмет коррекционной педагогики

Предмет коррекционной педагогики - теория и практика специального образования, что включает в себя изучение особенностей развития и образования человека, имеющего ограниченные возможности жизнедеятельности, особенностей его становления и социализации как личности, а также использование этого знания для нахождения наилучших путей, средств, условий, которые обеспечат коррекцию физических или психических недостатков, компенсацию деятельности нарушенных органов и систем организма и образование такого человека в целях его социальной адаптации и интеграции в общество и обеспечения ему возможности максимально независимой жизни.

"Если слепой или глухой ребенок достигает в развитии того же, что и нормальный, то дети с дефектом достигают этого иным способом, на ином пути, иными средствами, и для педагога особенно важно знать своеобразие пути, по которому он должен повести ребенка", - писал в связи с этим Л.С. Выготский. "Именно для того, чтобы дефективный ребенок мог достичь того же, что и нормальный, следует применять совершенно особые средства".

Цель и задачи коррекционной педагогики

Цель коррекционной педагогики - это достижение развивающейся личностью социализации и самореализации.

Педагогика подчеркивает в этой цели коррекционной педагогики сущностный для человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности смысл, а именно достижение им максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации. Исходя из сложившейся социально-педагогической ситуации, в которой оказываются дети с недостатками в развитии девиациями в поведении, цель основ коррекционной педагогики в оказании помощи в решении следующих задач:

определить природу и сущность недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, выявить причины и условия их появления.

Изучить историю становления и развития коррекционно-педагогической деятельности с детьми с недостатками в развитии и девиациями в поведении.

Выявить ведущие тенденции в профилактике и педагогической коррекции отклонений в развитии и поведении детей и подростков. Разработать технологии, совокупность методов, приемов и средств коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении.

Провести анализ опыта коррекционно-развивающего образования детей с отклонениями в развитии и поведении в условиях массовой школы.

Определить организационно-педагогические основы функционирования классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения.

Создать необходимую учебно-методическую базу в подготовке учителя к коррекционно-педагогической работе с детьми и подростками с недостатками в развитии и девиациями в поведении.

Непременным условием выделения и функционирования любой науки является создание в ней собственного понятийного аппарата. Поскольку основы коррекционной педагогики являются одной из отраслей педагогических знаний, то в ней наряду с собственной специфической терминологией используются и общепедагогические категории и понятия.

Классификации нарушений в коррекционной педагогике

Коррекционная педагогика изучает всю множественность нарушений у детей. Нарушение, недостаток развития может возникнуть внезапно после несчастного случая, болезни, а может развиваться и усиливаться на протяжении длительного времени, например, вследствие воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, вследствие длительно текущего хронического заболевания. Недостаток, нарушение могут устраняться (полностью или частично) медицинскими и педагогическими средствами или уменьшаться в своем проявлении.

В соответствии с разными профессиональными подходами к нарушениям в коррекционной педагогике и разными основаниями для систематики существуют разные классификации. Наиболее распространенными основаниями являются следующие:

- виды нарушений с последующей конкретизацией их характера;

- последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни.

В основе классификации в коррекционной педагогике, созданной М. Варноком, лежит характер особых образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и степень ограничения возможностей. В коррекционной педагогике в соответствии с исторически сложившейся системой образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии, а также в соответствии с системой предметных областей коррекционной педагогики в основу классификации по традиции положен характер нарушения, недостатка. Соответственно основы

коррекционной педагогики различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями:

лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

лица с нарушением интеллекта;

дети с задержкой психического развития;

лица с тяжелыми нарушениями речи;

лица со сложными недостатками развития.

Это так называемая категориальная классификация.

Существует и более обобщенная классификация в коррекционной педагогике, в основе которой лежит группировка указанных выше категорий нарушений в соответствии с локализацией нарушения в той или иной системе организма:

телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания);

сенсорные нарушения (слух, зрение);

нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения).

Данная классификация значима для педагогики лишь как обобщенная системная организация всей совокупности нарушений развития. Для медицинской сферы эта классификация более значима, она имеет в медицине более тонко дифференцированную классификацию. Исходя из этой классификации в коррекционной педагогике, можно с достаточно большой долей вероятности определить социально и образовательно-значимые особые потребности того или иного человека с ограниченными возможностями, и соответственно направления коррекционно-образовательной деятельности: ориентировка в окружающей физической и социальной среде, физическая независимость, подвижность, возможность различных видов деятельности, возможность занятости, возможность социальной интеграции и социально-экономической независимости. Свои, частные классификации имеет каждая предметная область коррекционной педагогики. Основы коррекционной педагогики, как наука, опирается на категориальную и обобщенную классификацию.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


доклад тема "Тестовый контроль знаний как основа диагностики качества обучения"

В связи с ведением ЕГЭ необходимо перестроить всю систему контроля, обращая внимание на проверку знаний и умений в форме тестирования. .


В настоящее время сохраняется комплекс проблем в сфере жизнедеятельности и правовой защищенности детей, вызывающих серьезную об.


Материал доклада содержит конспект и презентацию.


ДОКЛАД Тема: Работа по организации ученического самоуправления в классе.

ДОКЛАДТема: Работа по организации ученического самоуправления в классе.


ДОКЛАД (презентация к докладу) Тема: Интеграция и интегрированные уроки

Идея интеграции стала в последнее время предметом теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении.Методической основой интегрированно.


Нажмите, чтобы узнать подробности

Сущность, значение, задачи и направления коррекционно-развивающей работы учителя начальных классов в общеобразовательной школе.

Сущность, значение, задачи и направления коррекционно-развивающей работы учителя начальных классов в общеобразовательной школе.

Коррекционно-развивающая работа – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, восполняющая пробелы в обучении и способствующая раскрытию и реализации способностей ребенка в различных сферах.

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

. В общеобразовательной школе коррекция выступает в роли помощника ребенку с несформированными универсальными учебными действиями. Без целенаправленного преодоления недостатков снижается эффективность обучения и воспитания детей, усложняется процесс овладения необходимыми для них знаниями, умениями, навыками, становление у них поведения, личности в целом.

Если коррекцию и обучение (и воспитание) принимать как относительно самостоятельные компоненты педагогической системы, то разница между ними заключается в цели, особенностях педагогического процесса и показателях эффективности.

Так, цель обучения – дать учащимся знания, умения и навыки, цель коррекции – исправлять недостатки психической и в некоторых случаях физической сфер развития, развивать ребенка в целом.

Основная задача коррекционной работы на уроке –систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребёнка, восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекцию отклонений в познавательной сфере ребёнка, его подготовку к адекватному восприятию учебного материала.

Достижение цели коррекционного воздействия обеспечивают все составляющие педагогического процесса: организация, содержание, методика. Именно от предмета коррекции, то есть от того, что необходимо исправлять и развивать у ребенка, зависит постановка цели, поиск специальных путей организации педагогического процесса, подбор соответствующих методических средств и содержания обучения, определение показателей его результативности. Таким образом, коррекционно-развивающую работу обеспечивают такие компоненты педагогического процесса: целевой, организационный, содержательный, методический, результативный. Опора в процессе обучения на определенные компоненты рассматривается как условие достижения цели коррекционно-развивающего воздействия.

Организация коррекционно-направленного обучения в узком ее понимании предполагает подготовку и создание условий, необходимых не только для работы над усвоением учениками программного материала, но и для преодоления у них недостатков развития в соответствие с предварительно поставленной специальной целью занятия и предмета коррекции (недостаток речевых умений или учебно-практической деятельности, интеллекта, личности и т. д.).Организационная сторона такой работы охватывает широкий диапазон вопросов от определения оптимальной ее формы (индивидуальная или фронтальная в зависимости от того, какие недостатки корректируются: характерные для всей категории детей, для определенной группы или конкретного лица), типа и структуры снятия (урок, экскурсия) до обеспечения учащихся необходимыми материалами, инструментами и т. п..

Обучение, воспитание, развитие и коррекция рассматриваются большинством ученых как неразрывный процесс, а если в нем и выделяются составляющие, то только с целью изучения, усовершенствования; или, как предлагает А.П. Хохлина, абстрактно – с целью осмысления, организации и целенаправленной работы. А.Д. Гонеев считает, что коррекцию и учебно-воспитательный процесс следует различать для успешной педагогической коррекции, и эта разница между ними заключается в целях, педагогических приемах и результатах обучения.

Включение в процесс обучения и воспитания коррекционных приемов требует от педагогов тщательного изучения и понимания объектов коррекции. Анализируя общие и индивидуальные объекты коррекции учеников, учитель выбирает на каждый урок лишь некоторые из них и, соответственно, решает не всю сумму коррекционных задач, а только ту часть из них, которая обусловлена дидактической целью урока и характером учебного материала. На уроке решается несколько коррекционных задач, остальные в это время не актуализируется. Однако на других уроках по учебным целям и характеру материала ведущими становятся другие коррекционные задачи. Главное при этом, чтобы учитель проводил коррекционную работу в системе, чтобы выделенное им определенное звено подчинялось общим коррекционным целям.

Эффективность коррекционного воздействия зависит от того, насколько учитываются в этом процессе общие закономерности психического развития, в котором Н.А. Супрун выделяет два этапа: натуральный и культурный. На первом осуществляется процесс формирования элементарных психических функций (ощущение, механической памяти, непроизвольного внимания, практического интеллекта, эмоций и т. д.) за счет реализации биологических задатков. На втором этапе происходит формирование высших психических функций (осмысленного восприятия, речи, образного и логического мышления, произвольного внимания, логической опосредованной памяти, чувств) благодаря социализации, присвоению культурного опыта в совместной деятельности ребенка со взрослым. Высшие психические функции, надстраиваясь над элементарными, качественно меняют их, расширяют их возможности. Для обеспечения более эффективного усвоения знаний учителю общеобразовательной школы вероятнее всего предстоит работать именно над формированием универсальных учебных действий, которые дадут основу организации высших психических функций каждого обучающегося в классе.

Таким образом, целью учителя начальных классов будет являться организация и создание условий необходимых для преодоления недостатков обучающимся в обучении.

Задачи и направления коррекционно-развивающей работы в начальной школе

Основные задачи коррекционной работы на уроке предусматривают:

-коррекцию личностных качеств;

-коррекцию познавательных возможностей;

-формирование и развитие коммуникативной функции речи;

-коррекцию сенсорных и двигательных недостатков;

-коррекцию сохранных психических функций: внимания, восприятия, памяти, мышления с учетом зоны ближайшего развития;

-коррекцию общей моторики, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики;

-коррекцию эмоционально-волевой сферы, обеспечивающей адекватное восприятие действительности;

Данные задачи в рамках общеобразовательной школы могут выполняться как на уроках, так и на внеурочной деятельности.

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

1.Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

Диагностическая работа включает:

— своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

— раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

— комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с умеренно ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;

— изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с умеренно ограниченными возможностями здоровья;

— системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

— анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Задачей учителя на данном этапе является первичное выявление трудностей в обучении.

2.Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

Коррекционно-развивающая работа включает:

— выбор оптимальных для развития ребёнка с умеренно ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными возможностями;

— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления дезадаптации и трудностей обучения;

— системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию дезадаптивных проявлений;

— коррекцию и развитие высших психических функций;

— развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка;

— социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах в рамках правовых возможностей образовательного учреждения.

Учитель выполняет собственно саму коррекцию УУД ребят, нуждающихся в этой коррекции.

3.Консультативная работа обеспечивает актуальность, системность и гибкость работы с детьми й по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

Консультативная работа включает:

— выработку совместных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся;

— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся;

— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с умеренно ограниченными возможностями здоровья.

Учитель выступает в роли консультанта, его задачей на данном этапе является объяснение родителям трудностей ребенка, нахождение решения вместе с другими компетентными педагогами.

4.Информационно-просветительская работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса -обучающимися (как имеющими, так и не имеющими дезадаптивные особенности развития), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

— различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса–обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам,вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья;

— проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задача учителя в данном направлении является информирование родителей и в разъяснении им задач коррекционно-развивающей работы.

Мы считаем, что учитель наиболее активно принимать участие в таких аспектах как:

– выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

– осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

– возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в организации, осуществляющей образовательную деятельность.[13,c.32]

Так как учитель в рамках общеобразовательной школы не сможет выполнить все аспекты коррекционной работы, безусловно, в некоторых аспектах должны более активно проявлять себя как педагоги школы, так и родители т.е важны усилия всех участников процесса. Не нужно забывать о том что процесс коррекционно-развивающей работы должен реализовываться комплексно.

Этапы реализации коррекционно-развивающей работы в начальной школе.

Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.

Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального психолого-педагогического сопровождения детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья при созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ образовательным потребностям ребёнка.

Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

Итак, учитель выполняя коррекционно-развивающую работу выявляет трудности у некоторых детей в классе, оценивает предметно-развивающую среду класса, которая должна способствовать преодолению препятствий в обучении, обеспечивает сам процесс обучения, в ход которого включает задания, занятия и т.д по коррекции определенных умений ребенка. Учитель вносит изменения в образовательный процесс обучающихся с учетом их индивидуальных образовательных потребностей.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Коррекционная педагогика. Презентация на заданную тему содержит 15 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Коррекционная педагогика (от лат. correctio – исправление) это многоотраслевая наука, изучающая детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) и занимающаяся разработкой проблем их воспитания, обучения и коррекции онтогенетических недостатков.

Объект коррекционной педагогики – личность ребенка, имеющего отклонения в сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуальной и речевой сферах, отклонения в поведении,затрудняющие школьную адаптацию и адекватную социализацию.

По Г.В. Кумарину (2001) Объект коррекционной педагогики - ситуации и состояния риска в развитии растущего человека, адаптационные нарушения, которые проявляются во взаимодействии индивида со средой.

По Т.В. Вареновой (2003) Объект коррекционной педагогики - психические и физические нарушения, а не их носители.

Предмет коррекционной педагогики – теория и практика специального образования, включающая в себя изучение особенностей развития и образования ребенка с ОПФР, особенностей становления его как личности, использования этого знания для нахождения наилучших средств, условий, путей, которые обеспечат коррекцию физических или психических недостатков, отклонений в поведении, образовании такого ребенка в целях его социальной адаптации и интеграции в общество.

Цель коррекционной педагогики: коррекция недостатка, его компенсация педагогическими средствами; адаптация и реабилитация социальная и личностная. Задачи: 1) определяет природу и сущность физических и психических недостатков и отклонений, выявляет причины и условия их появления; 2) изучает педагогические закономерности развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности; 3) выявляет ведущие тенденции в предупреждении и преодолении отклонений в развитии, этиологию психофизического развития и социально-педагогических условий жизнедеятельности лиц с ОПФР; 4) в соответствии со структурой нарушения определяет коррекционные и компенсаторные возможности конкретного лица с ОПФР; 5) разрабатывает методы, приемы, средства и технологии коррекционно-педагогического воздействия на личность; определяет и обосновывает построение педагогических классификаций лиц с ОПФР; 7) определяет цели, задачи и направления деятельности, специальных коррекционно-развивающих учреждений; 8) создает необходимую учебно-методическую базу в подготовке педагогов к коррекционно-педагогической работе с лицами с ОПФР.

Коррекционная педагогика объединяет ряд самостоятельных отраслей: сурдопедагогика (от греч. surdus – глухой), изучающая вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха; тифлопедагогика (от греч. tiphlos – слепой) – вопросывоспитания и обучения детей с дефектами зрения; олигофренопедагогика (от греч. olygos – малый, phren – ум) – вопросы воспитания и обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью); логопедия (от греч. logos – слово, paideia – воспитание, обучение) – вопросы изучения и исправления недостатков речи.

Основные категории Коррекция (от лат. correctio – исправление) – система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развити ядетей с ОПФР. Это может быть как исправление отдельных дефектов (коррекция произношения или зрения), так и целостное влияние на личность ребенка в целях достижения положительного результата в процессе коррекционной учебно-воспитательной работы.

Компенсация (от лат. compensatio – возмещение, уравновешивание) – замещение, перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма, его приспособление к изменившимся негативным условиям существования и попытка заменить пораженные, вышедшие из строя или непродуктивно работающие структуры сохранными, компенсаторными механизмами. Н-р, компенсация нарушенных или утраченных функций зрительного анализатора возможна преимущественно через развитие слуха, обоняния, осязания, т.е. спомощью сенсорной системы кожного и кинестетического анализатора.

Интеграция (от лат. integratio – восстановление, соединение) – в контексте коррекционной педагогики, это включение детей с проблемами в окружающую среду, обычные межличностные отношения с целью максимальной нормализации их социокультурного статуса. Одним из оптимальных средств интеграции является интегрированное обучение – процесс совместного образования детей с нормальным психофизическим развитием и особенностями психофизического развития.

Социальная реабилитация (от лат. re – вновь, habilitas –восстановление пригодности к чему-либо, способности и socium – общество) – это восстановление имевшихся в прошлом физических, социальных, образовательных способностей, утерянных по причине болезни или изменения условий жизнедеятельности.

Социальная адаптация (от лат. adapto – приспособляю) – активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.

Дезадаптация (от лат. de(s) – прекращение, удаление, устранение, отрицание какого-либо понятия) – процесс разрушения приспособительных механизмов, жизненных планов.

Читайте также: