Доклад на тему введение общая характеристика русской классической литературы

Обновлено: 28.06.2024

Русская литература стала неотъемлемой частью мировой культуры и получила признание со стороны крупнейших художников.

Первенство литературы в культурной жизни русского народа объясняется ее происхождением и тем значением, которое она приобрела с момента своего возникновения. Письменность и литература на Руси были привнесены извне вместе с христианством. Книга появилась на Руси в виде священного текста, что решающим образом повлияло на место и роль литературы в истории русской культуры.

Церковная литература в течение веков оставалась главной и единственной умственной и нравственной пищей для русских книжников и для всего народа. Тем самым она немало содействовала формированию народного характера. Таким образом, русская литература сразу и навсегда обозначила свою связь с народным и государственным бытием.

Окончательное оформление русский литературный язык нашел в творчестве Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского и А.С. Пушкина.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

С 1840-х гг. в литературе нарастает нравственная и метафизическая тревога, нашедшая теоретическое отражение в романтизме. Возникает тема «лишнего человека¦.

Революция 1917 г. вызвала искусственное разъединение русской литературы на отечественную и эмигрантскую, причем за рубежом оказались наиболее видные писатели. Однако в целом литература сохранила единство, основанное на причастности к традициям классической русской культуры, которые в той или иной степени присутствуют как в творчестве И.А. Бунина, В.В. Набокова, И.И. Шмелева, Г.И. Газданова, Г.В. Иванова, В.Ф. Ходасевича, так и О.Э. Мандельштама, М.А. Булгакова, Б.Л. Пастернака, М. Горького, М. Шолохова. Именно эта линия русской литературы заслужила в XX в. мировое признание.

Последние великие образцы русской прозы дал А.И. Солженицын, сумевший придать второе дыхание классическому русскому роману. В области поэзии мировое признание получило творчество И. Бродского.

Путь, проделанный русской литературой в XX в., свидетельствует о ее непреходящем мировом значении и неиссякаемых творческих возможностях.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

XIXвек- эпоха расцвета русской литературы, которая развивается в лихорадочном ритме; направления, течения, школы и моды сменяются с головокружительной быстротой; каждое десятилетие имеет свою поэтику, свою идеологию, свой художественный стиль. Сентиментализм десятых годов уступает место романтизму двадцатых-тридцатых; сороковые годы видят рождение русского идеалистического “любомудрия” и славянофильского учения; пятидесятые - появление первых романов Тургенева, Гончарова, Толстого; нигилизм шестидесятых годов сменяется народничеством семидесятых, восьмидесятые годы наполнены славой Толстого, художника и проповедника; в девяностых годах начинается новый расцвет поэзии: эпоха русского символизма.

К началу XIX столетия русская литература, испытав благотворное воздействие классицизма и сентиментализма, обогатилась новыми темами, жанрами, художественными образами и творческими приемами. В свой новый век она вступала на волне предромантического движения, направленного на создание национальной, самобытной по своим формам и содержанию литературы и отвечавшего потребностям художественного развития нашего народа и общества. Это было время, когда наряду с литературными идеями началось широкое проникновение в Россию всевозможных философских, политических, исторических концепций, сформировавшихся в Европе на рубеже 19 века.

В России романтизм как идейно-художественное направление в литературе начала 19 века был порожден глубокой неудовлетворённостью передовой части россиян российской действительностью. Становление романтизма

Связано с поэзией В.А.Жуковского. Его баллады проникнуты идеями дружбы, любовью к Отечеству.

Реализм утверждается в 30-40-е года наряду с романтизмом, но к середине 19 века он становится господствующим направлением в культуре. По своей идейной направленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.

С некоторых пор вошло в обыкновение говорить о народности , требовать народности, жаловаться на отсутствие народности в произведениях литературы - но никто не думал определить, что разумеет он под этим словом. ”Народность в писатели есть достоинство, которое вполне может быть оценено одними соотечественниками - для других она ли не существует или даже может показаться пороком”- так думал о народности А.С. Пушкин

Литература живая должна быть плодом народности, питаемой, но не подавляемой общительностью. Литература есть и есть литературная жизнь, но её развитие стесняется односторонностью подражательного направления, убивающего народность, без которой не может быть полной литературной жизни.

В середине 30-х годов в русской классической литературе утвердился критический реализм, открывший писателям огромные возможности для выражения русской жизни и русского национального характера.

Особая действенная сила русского критического реализма заключается в том, что, оттесняя прогрессивный романтизм в качестве преобладающего направления, он освоил, сохранил и продолжил его лучшие традиции:

Неудовлетворённость настоящим, мечты о будущем. Русский критический реализм отличается яркой национальной самобытностью и по форме своего выражения. Жизненная правда, положенная в основу произведений русских прогрессивных писателей, нередко не умещалась в традиционные жанро-видовые формы. Поэтому русская литература характеризуется частыми нарушениями жанрово-видовых форм.

В поэме Пушкина “Руслан и Людмила” ощутимо стремление к народности, которое рано проявляется в поэзии Пушкина, а в поэмах “Бахчисарайский фонтан”, «Кавказский пленник” Пушкин переходит на позиции романтизма.

Творчество Пушкина завершает процесс развития русской литературы начала XIX столетия. Вместе с тем Пушкин стоит у истоков русской литературы, он - основоположник русского реализма, создатель русского литературного языка.

Гениальное творчество Толстого оказало огромное влияние на мировую литературу.

В романах “Преступление и наказание”, “Идиот” Достоевский реалистически изобразил столкновение ярких, самобытных русских характеров.

Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина направлено против самодержавно-крепостнического строя.

Одним из писателей 30-х годов является Н.В.Гоголь. В произведение “Вечера на хуторе близ Диканьки” ему отвратителен чиновничий мир и он, так же как и А.С.Пушкин погрузился в сказочный мир романтики. Созревая, как художник, Гоголь отказался от романтического жанра и переходит к реализму.

Также к этому времени относится деятельность М.Ю.Лермонтова. Пафос его поэзии заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности. Истоки творчества Лермонтова связаны с культурой европейского и русского романтизма. В ранние годы он написал три драмы, отмеченные печатью романтизма.

Роман “Герои нашего времени”- одно из основных произведений литературы психологического реализма XIX века.

К этому же времени относится 1 этап критической деятельности В.Г.Белинского. Он оказал огромное влияние на развитие литературы, общественной мысли, читательских вкусов в России. Он был борцом за реализм, требовал от литературы простоты и правды. Наивысшими авторитетами для него были Пушкин и Гоголь, творчеству которых он посвятил ряд статей.

Изучив письмо В.Г.Белинского к Н.В.Гоголю мы видим, что оно направлено не только противообщественно-политических и нравственных проповедей Гоголя, но во многом и против его литературных суждений и оценок.

В условиях пореформенной жизни общественная мысль России, находившая преимущественное выражение в литературе и критике, все настойчивее обращалась от настоящего к прошедшему и будущему, чтобы выявить законы и тенденции исторического развития.

Русский реализм 1860-1870х годов, приобрёл заметные отличия от западноевропейского. В произведениях многих писателей-реалистов той поры появляются мотивы, предвещавшие и подготовившие тот сдвиг к революционной романтике и социалистическому реализму, который произойдет в начале XX века. С наибольшей яркостью и размахом расцвет русского реализма проявился в романе и повести второй половине XIX века. Именно романы и повести крупнейших русских художников той поры приобрели наибольший общественный резонанс в России и за рубежом. Романы и многие повести Тургенева, Л.Н.Толстого, Достоевского почти немедленно после своего выхода в свет получали отклик в Германии, Франции, США. Зарубежные писатели и критики ощущали в русском романе тех лет связь конкретных явлений российской действительности с процессами развития всего человечества.

Расцвет русского романа, стремление проникнуть в глубины человеческой души и одновременно постичь социальную природу общества и тех законов в соответствии, с которыми происходит его развитие, стало основным отличительным качеством русского реализма 1860-1870х годов.

О смысле жизни, о совести, о справедливости размышляли герои Достоевского, Л.Толстого, Салтыкова-Щедрина, Чехова, Некрасова. В структуре нового реалистического романа и повести их гипотезы подтверждались или отвергались, их понятия, и представления о мире при столкновение с действительностью слишком часто развеивались как дым. Их романы должны расцениваться как настоящий подвиг художника. Для развития русского реализма много сделал своими романами И.С.Тургенев. Наибольшую известность приобрёл роман “Отцы и дети”. В нём изображена картина русской жизни на новом этапе освободительного движения. Последний роман Тургенева “Новь” был воспринят русской критикой. В те годы народничество являлось наиболее значительным явлением общественной жизни.

Расцвет критического реализма проявился и в русской поэзии 1860-1870х годов. Одной из вершин русского критического реализма 60-80х годов становится творчество Салтыкова-Щедрина. Гениальный сатирик, пользуясь иносказаниями, олицетворениями умело ставил и проводил острейшие вопросы современной жизни. Обличительный пафос присущ в творчестве этого писателя. Душители демократии имели в его лице заклятого врага.

Величайшие писатели-реалисты не только отражали жизнь в своих произведениях, но и искали пути её преображения.

Литература пореформенной России, достойно продолжавшая традиции критического реализма, была самой философской и социальной в Европе.

драматургия XIX века в русской критике и публицистике.

Понятие о романтизме и реализме

Цель: 1. Познакомить учащихся с особенностями русской литературы XIX в., с

2. Развивать умение ценить их достоинства, чувствовать их внутреннюю

красоту и совершенство — обязательное условие образованности.

3. Воспитывать любовь и уважение к культуре русского народа.

Русская литература. всегда была совестью народа.

Ее место в общественной жизни страны всегда было

почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и

стремилась к справедливому переустройству жизни.

Д. С. Лихачев. Великое наследие.

I. Общая характеристика русской литературы XIX века

Вопросы для обсуждения:

1. Каково основное содержание понятий классические произведения, внутренняя красота, образованность?

3. Каково место литературы в современной общественной жизни? Аргументируйте свою позицию.

4. Помогает ли литература сегодня воспитывать людей и способствует ли справедливому переустройству жизни?

В начале XIX в. происходили очень важные события в нашей стране и в Европе, которые оказали большое влияние на развитие русской литературы.

З: Основные положения лекции запишем в виде обобщающей таблицы.

события в Европе и России

Общая хар-ка развития

русской лит-ры XIX в

Открытие Царскосельского лицея (1811).Отечествен-

наявойна1812 г. Революци-

оные и национально-освобо

дительные движения в Европе.

Возникновение тайных дека

Бристских организаций в Ро

ние декабристов (1825) и

Реакционная политика Ни-колая I. Гонения на свободо

Революции в Европе

(1848—1849), их подавление

Поражение России в Крымской войне.

Смерть Николая I (1855).

движения и крестьянских

волнений. Кризис самодер-

Отмена крепостного права.

Начало буржуазных преоб-

Активизация тайных тер-

Убийство Александра II.

Пропаганда идей марксиз-

Освоение европейского куль-

Внимание к русскому фольклору. Закат классицизма и сентиментализма.

Зарождение и расцвет романтиз

Литературные общества и круж

ки, издание журналов и альмана

хов. Принцип историзма, выдви

Романтические устремления и верность идеям декабристов в

творчестве Пушкина, Лермонто

ва.Зарождение реализма и его сосуществование рядом сро-

поэзии прозой. Переход к реали

зму и социальной сатире.

Развитие темы «маленького че-

и поэтов-лириков романтическо

Усиление цензуры и репрессии

гнета после смерти Николая I.

Развитие драматургии реалисти

ческого романа. Новые темы,

проблемы и герои.

Ведущая роль журналов «Со-

Открытие памятника Пушкину

В Москве. Запрет на передовые

журналы и возрастание

роли развлекательной журна-

листики. Поэзия «чистого ис-

ственных порядков и

Рост сказочно-легендарных и

ный роман, элегия, послания, идиллия.

декабристами ода, трагедия,

ческая поэма, баллада, истории-

тическая, бытовая повесть.

очерк, социальная повесть,

тетическая и философская

литературной критики и

кая повесть, социально-психоло

гический роман, очерк, рассказ,

2.Лирические жанры в

социальные мотивы в револю-

II. Поэзия, проза и драматургия XIX века в русской критике и публицистике

Чтобы у вас сложилось представление о разнообразии русской литературы XIX века, повторим проблематику главных произведений, которые вы изучали в 5—8 классах.

З: Расположите хронологически следующие произведения и ответьте на вопрос, какие проблемы поднимаются в них:

— Почему произведения великих русских писателей XIX века мы называем шедеврами?

  1. Чтение статьи учебника о поэзии начала XIX в.

Выступление учащихся с докладами (индивидуальные задания):

III. Понятие о романтизме и реализме

З: Выясним главные отличия романтизма и реализма . В русской литературе первой половины XIX века эти направления не сменили одно другое, а сосуществовали и взаимодействовали, поэтому между ними сложно провести четкую границу.

Вопросы для сопоставительного анализа:

1. Какие события изображены в произведениях?

2. Какие проблемы поднимают в них авторы? Каково авторское отношение к

событиям и проблемам?

3. Как эти произведения связаны с русской историей?

4. Дайте краткую характеристику Петру Гриневу и Мцыри. Есть ли между ними

общность? Какие различия в их жизни и характерах вы считаете главными?

З: Обобщим сведения об основных признаках романтизма и реализма в виде таблицы.

Романтизм и реализм в русской литературе XIX века

Основания для сопоставления

Возникновение и развитие

Возник под влиянием немецкой и английской литературы в творчестве

Жуковского, Батюшкова. Получил развитие после войны 1812 года в творчестве поэтов-декабристов, раннем творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя

Возник в 1820—1830-е годы в творчестве Пушкина, развивался Лермонтовым и Гоголем. Вершиной русского реализма

второй половины XIX века считаются романы Тургенева, Достоевского, Л. Толстого

Художественный мир, проблематика и пафос

Изображение внутреннего мира человека, жизни его

сердца. Напряженность чувств, разлад человека с действительностью.

Идеи свободы, интерес к истории и сильным личностям. Романтическое двоемирие

жизни, широкому охвату действительности в ее причинно-следственных связях. Социально-критический пафос

в изображении действительности.

События и герои

необыкновенных событий и героев. Отсутствие внимания к прошлому героев, статичность образов. Возвышение и идеализация героя, отчужденного от действительности

Изображение движения человеческой жизни, развития личности под влиянием общественной среды, динамичность образов. Действительность требует от героя причастности ей

Субъективность и эмоциональность авторского языка и стиля, эмоционально окрашенные лексика и синтаксис

Лаконичность стиля в реалистической прозе начала века и сложность языковых конструкций в прозе второй половины века, обусловленная изучением причинно-следственных связей в общественной жизни

Кризис романтизма начинается в 1840-е годы. Постепенно он уступает место реализму и сложно взаимодействует с ним.

Во второй половине века усиливается критика общественной жизни, ширится

освоение связей человека с его близким окружением, «микро-

Русская литература XIX века вобрала в себя богатейший духовный опыт человечества. Она ставила и пыталась решать важнейшие социально-нравственные вопросы, провозглашала любовь к миру и человеку и ненависть ко всем проявлениям угнетения, восхищалась мужеством и силой человеческой души. Русская литература творчески использовала опыт европейских литератур, но не подражала им, а создавала оригинальные произведения, основой для которых стала русская жизнь и ее проблемы.

V. Домашнее задание

Подготовить рассказ о проблемах и героях литературы XIX века, подтвердив свои мысли примерами,

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Интегрированный урок по литературе и истории "Общая характеристика истории и литературы 20-го века"

План - конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе.


Общая характеристика истории и литературы ХХ века

В данной работе представлен материал в форме интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе.


Общая характеристика русской литературы первой половины XIX века

Общая характеристика русской литературы первой половины XIX века.


План урока:Вступительное слово учителя……………………………………….1 мин.Проверка Д/З с пояснением…&h.


Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"

История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода.


Конспект урока по теме "Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века".


Методическая разработка урока: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века"

Методическая разработка урока содержит конспект урока и презентацию на тему: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века". Разработка может быть полезна преп.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературное направление (метод) - основные принципы, которыми руководствуется писатель, отбирая, обобщая, оценивая и изображая в художественных образах жизненные факты.

Признаки литературного направления:

В 18 в. Западная Европа заново открыла для себя античное искусство,

и его произведения стали образцами для всех видов современного искусства.

(от лат. classicus -

Бертель Торвальдсен

Жак Луи Давид

Церковь св. Магдалины.

Александр Виньон

Черты европейского классицизма:

Особенности русского классицизма:

Период расцвета классицизма Сумароков Ломоносов Александр Петрович Михаил Васильевич

Период расцвета классицизма

Поздний классицизм Княжнин Яков Борисович Державин Гавриил Романович Фонвизин Денис Иванович

4. Литература на рубеже 18 – 19 веков. Сентиментализм (от фр. sentiment – чувство) Возник в Англии в середине 18 в. В основе направления философия Дж. Локка, который единственным источником познания признавал ощущение, восприятие через чувства. Джон Локк

4. Литература на рубеже 18 – 19 веков.

Сентиментализм

(от фр. sentiment – чувство)

Возник в Англии в середине 18 в.

В основе направления философия Дж. Локка, который единственным источником познания признавал ощущение, восприятие через чувства.

Черты сентиментализма: Культ чувства ; Героями стали простые люди – ремесленники, крестьяне, которые жили сердцем, страстями; Главное место отводилось авторской личности – автор сочувствовал героям, его задача – вызвать сострадание, слёзы умиления у читателей; Разрабатываются жанры , в которых повествование идёт от первого лица : дневник, исповедь, автобиографические мемуары, путевые заметки, записки, впечатления ;

Черты сентиментализма:

Черты сентиментализма:

  • Новые прозаические жанры : семейный, бытовой и психологический роман в форме переписки ;
  • Жанры камерной лирики : элегия, романс, мадригал, песня, послание , а также басня ;
  • Смешение высокого и низкого, трагического и комического, смешение жанров;
  • Сюжет строится на основе ситуаций будничной жизни частных лиц;
  • Культ природы: пейзаж – отражение чувств героя, деревня – естественная жизнь, город – искусственная;
  • Язык произведений простой, эмоциональный.

Особенности русского сентиментализма:

  • Идеализировал патриархальную жизнь крепостной деревни;
  • Критиковал буржуазные нравы.

Карамзин Николай Михайлович

Радищев Александр Николаевич

5. Особенности литературы 19 века.

В России получил развитие после 1812 г.

Проявился в музыке, в живописи и в литературе

Черты романтизма: Мир романтических героев – это экзотические страны , историческое прошлое (реальное или вымышленное); Пейзаж – море, горы, острова – символ свободы ; Герои – бунтари-одиночки , выступающие против общества, либо люди искусства; Сюжет запутанный, таинственный, мистический; Двоемирие – несовершенный реальный мир и недостижимый мир мечты; Основной приём – аллегоричность (иносказание).

Черты романтизма:

  • Мир романтических героев – это экзотические страны , историческое прошлое (реальное или вымышленное);
  • Пейзаж – море, горы, острова – символ свободы ;
  • Герои – бунтари-одиночки , выступающие против общества, либо люди искусства;
  • Сюжет запутанный, таинственный, мистический;
  • Двоемирие – несовершенный реальный мир и недостижимый мир мечты;
  • Основной приём – аллегоричность (иносказание).

Джордж Гордон Байрон

Кондратий Фёдорович Рылеев

Василий Андреевич Жуковский

Александр Сергеевич Пушкин

Реализм - течение в искусстве и литературе, стремящееся к полному отображению действительности посредством типизации. Возникает в России в 30-е годы 19 в. Черты реализма: Стремление к достоверности повествования; Изображение персонажей во взаимодействии с окружающим миром; Изображение характеров и событий в развитии; Исторически конкретное общество, события, эпоха; Важны детали интерьера, портрета, пейзажа; Стремление раскрыть сущность жизненных явлений без ограничения тем и сюжетов.

Реализм - течение в искусстве и литературе, стремящееся к полному отображению действительности посредством типизации.

Читайте также: