С кьеркегор рыцарь веры доклад

Обновлено: 30.06.2024

Кьеркегор пытается проследить движения души Авраама, чтобы , хотя бы, немного приблизится к его деянию. "Последняя стадия, которую он теряет из виду, - это бесконечное самоотречение". Однако после этого Авраам делает движение веры, в котором он силой абсурда получает Авраама обратно (В этом отношении многие исследователи творчества Кьеркегора приводят в пример связь Кьеркегора со своей возлюбленной - Региной Ольсен. В Дневниках Кьеркегора содержится запись: "Если бы у меня была вера, я бы остался с Региной."). Авраам продолжает верить и "верит он на эту жизнь". Он верит, что либо Бог все же не потребует от Исаака, либо "даст ему нового Исаака, вновь вернет к жизни принесенного в жертву".

Таким образом Кьеркегор определяет Авраама как рыцаря веры. Рыцарь веры проделывает движение бесконечного самоотречения, посредством которого он выражает свое желание духовно и, тем самым, достигает бесконечности.Однако, с помощью веры, а именно, веры силой абсурда рыцарь веры получает конечное. По сути дела, посредством веры происходит примирение конечности человека с отчаянием перед лицом бесконечности. "Он испытал боль отказа от всего самого любимого, что бывает только учеловека в этом мире, и все же конечное для него так же хорошо на вкус, как и для того, кто не знает ничего более высокого. "

В противоположность рыцарю веры, которого никто не способен понять в этом мире, Кьеркегор определяет трагического героя - рыцаря самоотресения, человека, который отрекается от всего в мире конечного ради некоторой идеи, выражаемой во всеобщем. Он сосредотачивает все свое наличное существование в этой бесконечной идее. Но трагический герой при этом теряет конечное. Для того, чтобы получить назад конечное необходим качественный прыжок - движение веры. Но этого как раз трагический герой совершить не может - все его силы были потрачены на движение бесконечного самоотречения; движение веры способен совершить лишь рыцарь веры.

Кьеркегор сравнивает рыцаря веры и трагического героя с танцором, совершающим сложный прыжок. Масса людей живет, погруженной в радости и печали земной жизни - они суть зрители, сидящие в зале. Трагический герой суть танцор. Он совершает прыжок вверх, какое-то времы пребывает в полете, но потом все же падает вниз. Однако ему необходимо время для того, чтобы принять надлежащее положение. В противоположность трагическому герою рыцарю веры не требуется этого промедления. Он "превращает прыжок всей жизни в своеобразную походку".

Родители Кьеркегора были чрезвычайно набожны, особенно отец, разбогатевший на торговле шерстью. Сам Серен, очень любивший родителей, вырос глубоко верующим человеком. Но еще в юности он испытал удар, разочаровавшись в отцовском благочестии. С тех пор Кьеркегор не мог отделаться от мысли, что над ним и его семьей тяготеет проклятие. Поистине, было от чего прийти в отчаяние, с которым философ и жил, и боролся всю жизнь. Из-за этого же отчаяния он порвал со своей невестой, Региной Ольсен, с которой был помолвлен в 1840 г., после того как защитил диссертацию по философии. Вернее, не порвал, а просто сбежал от нее, укрывшись на время в Берлине.

3. Борьба веры против веры.

3. Борьба веры против веры. - Если бы действительна была только борьба бытия с небытием, истины с неистиной, добра со злом, то через все существование проходило бы одно всеобъемлющее движение. Но из множественности экзистенции происходило как иной пафос то, что

Исследование веры

V. Движение веры

2. Предмет веры

2. Предмет веры Подобно тому, как вера и чистое здравомыслие вместе принадлежат стихии чистого сознания, так же они вместе суть возвращение из действительного мира образованности. Они предстают поэтому с трех сторон. Во-первых, каждое из них есть в себе и для себя вне

(γ) Опустошение веры

(?) Опустошение веры Просвещение, таким образом, имеет неодолимую власть над верой потому, что в самом ее сознании находятся моменты, значение коих оно утверждает. Когда мы ближе присматриваемся к этой силе, то кажется, будто ее поведение по отношению к вере разрывает

Символы веры

Символы веры 1. Смысл символа Предельный интерес человека выражается символически, так как только символический язык способен выразить предельное. Это утверждение нуждается в некоторых пояснениях. Хотя современная философия и ведет поиск в области смысла и функций

Типы веры

Типы веры 1. Элементы веры и их динамика Вера как состояние предельного интереса субъективно и объективно имеет множество форм. Любая религиозная и культурная группа и в какой-то мере любой индивид выступают носителями особого опыта и содержания веры.Изменение

4.1. Природа веры

ГЛАВА V РЫЦАРЬ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

БОЛЕЗНЬ БЕЗ ВЕРЫ

БОЛЕЗНЬ БЕЗ ВЕРЫ Гуань-Чжун правил колесницей, когда царь Хуань-Гун охотился на болоте и увидел духа. Царь дотронулся до руки Гуань-Чжуна и спросил:– Видел ли ты что-нибудь, отец Чжун?– Я, ваш слуга, ничего не видел, – ответил Гуань-Чжун.Вернувшись, царь лишился сознания,

IX. ЗАЩИТА ВЕРЫ (ГБ)

IX. ЗАЩИТА ВЕРЫ (ГБ) Вторая группа примеров отказа от коммуникативной связи или незнания приводит нас несколько ближе к чисто биологическому. Эти примеры очень отличаются от данных мною ранее, но я считаю, что они сравнимы.Кажется общепринятой истиной, что тело,

Два определения веры

Два определения веры Слова, которые мы используем, очень важны. Они помогают нам прояснить ситуацию или, наоборот, сделать ее запутанной, неясной и туманной. Я привожу два моих любимых определения веры и затем отделяю веру от надежды.[9] 1. Вера – признание чего-либо

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сочинения Кьеркегора, отличающиеся яркостью и отточенностью стиля, оказали большое влияние на развитие датской литературы. Философия его не пользовалась популярностью при жизни Кьеркегор и в ближайшие десятилетия после его смерти. В 20 в. к учению Кьеркегора обращается протестантская диалектическая теология , а с 1920-х гг. — экзистенциализм . Стиль философствования Кьеркегора становится образцом для иррационалистических течений современной буржуазной философской мысли. Одно из основополагающих понятий экзистенциализма было понятие страха [ C м. работу: Бибихин 1989].

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Учение о вере как основании экзистенции

Кьеркегор ярко и однозначно уже в I половине XIX века выступил против всеобщих и объективных оснований человеческого бытия. Человек, в отличие от животного, не родовое, а экзистирующее существо. Родовые признаки — разум человека, являются вторичными уже потому, что человек сотворен по образу и подобию Бога. (В конце анализа философии Кьеркегора мы отдельно остановимся на причинах религиозности датского мыслителя).

В критической литературе иногда проводят параллель философии Кьеркегора и Сократа. В отличие от Сократа, Кьеркегор главной задачей философии видит не рациональное обоснование религиозно-нравственной жизни, а, наоборот, во-первых, сверх-рациональное, даже иррациональное обоснование жизни, во-вторых, жизни не религиозно-нравственной, а сверх-нравственной, что не мешает сверх-нравственной жизни иметь основание в этике.

Но что может этому способствовать? Универсальные философ­ские пропозиции указывают только на общее и бессильны выразить то, что отличает одного человека от другого, т.е. неуловимую субъ­ективность нашего существования, и, следовательно, спекулятивная философия заканчивается там, где начинаются различия.

Итак, вера является тем инструментом, с помощью которого человек становится отличным ото всех людей, он становится Единичным.

Чтобы пояснить отличие общее- этическое, (долг и ответственность) и единичное — веру, Кьеркегор придумывает различные варианты истории Авраама. Авраам мог бы молить Бога пощадить его единственного сына, а заодно и его с Саррой, которая умерла бы с горя и мы бы имели эстетического, чувственного Авраама.

Авраам этический, с наличием определенного долга и ответственности перед сыном, перед женой, мог бы вонзить нож себе в грудь, и таким прославился бы в мире, показав миру настоящую отеческую любовь.

И в первом, и во втором случае перед нами предстал бы обыкновенный человек, которым руководят, соответственно, чувства или разум.

Но библейский Авраам, собираясь в дорогу, оставил свой разум, но взял с собой веру и все сбылось согласно вере Авраама. Вера Авраама, и об этом постоянно твердит Кьеркегор, относилась к настоящей жизни. В этом пункте, акцентирующем внимание на настоящую веру, (настоящую уже потому, что она имеет место в настоящей жизни и в настоящее время — не в прошлом, не в будущем), Кьеркегор противопоставляет свою веру — вере христианства. Христианство XIX века стало лживым, а потому лживой и поверхностной стала вера. Вера, как учит христианство, является инструментом успокоения, обретения сладостного блаженства, порядка и покоя. Вера стала способом добывания счастья, значит, вера извращена, либо ее нет вообще, а есть лишь разум. У современного христианства, считает Кьеркегор, нет настоящей веры. Настоящей верой владеет Авраам. Если бы вера Авраама относилась к прошлой или будущей жизни, ему нужно было бы быстрее покинуть этот мир. Но Авраам по-настоящему верит и по-настоящему страдает и источником его страданий является вера. Вера не спасает человека, но делает жизнь человека исключительной, Единичной, безумной.

Первая проблема состоит в том – существует ли телеологическое устранение этического.

Этическое есть нечто всеобщее, а всеобщее – это то, что применимо к каждому. Этическое замкнуто в самом себе, не имеет ничего помимо себя, что могло составить его цель, но является целью для всего, что находится вне его. Этической задачей каждого единичного индивида является выражение себя во всеобщем. «Как только единичный индивид пытается сделать себя значимым в своей единичности перед лицом всеобщего, он согрешает и может лишь, признав это, снова примириться со всеобщим. Но всякий раз, когда единичный индивид, войдя во всеобщее, ощущает стремление утвердиться в качестве единичного, он оказывается в состоянии искушения, из которого может выбраться, лишь с раскаянием, отдавая себя как единичного всеобщему. Но, если этическое – это высшее, что существует для человека в наличном существовании, тогда возможность отказа (телеологического устранения) от этического была бы противоречием, так как, устраняя эту высшую цель, ее тем самым разрушают, тогда как, в обычном смысле слова, когда нечто устраняется то оно не разрушается, но сохраняется в более высшем.

Однако в истории с Авраамом как раз содержится такой парадокс. Высшим выражением этического для Авраама было любить сына.

Поэтому, либо существует телеологическое устранение этического, либо Авраам погиб.

Здесь Кьеркегор приводит множество примеров трагического героя, почерпнутых из Библии, древнегреческой и европейской поэзии.

Трагический герой тем и отличается от рыцаря веры, что он остается внутри этического и приносит себя в жертву всеобщему. Если бы, например,

Авраам в самый последний миг вонзил кинжал себе в грудь, если бы он принес в жертву себя, то он был бы всего лишь трагическим героем.

Авраам приносит Исаака в жертву не ради великой идеи, спасающей народ или государство, не для того, чтобы умиротворить разгневанного

Этическое – это всеобщее, и в качестве такового божественное. Поэтому, любой долг, в конце-концов, есть долг перед Богом. Долг любить ближнего - это также долг перед Богом. Однако здесь человек вступает в отношение не с Богом, а с этим ближним. И если кто-то говорит, что его долг - любить Бога, то он говорит некую тавтологию.

Поэтому задачей индивида будет являться выражение себя во всеобщем и, внешнее выше, чем внутренне, которое присутствует в человеке.

Все это соответствует гегелевской философии. Когда индивид пытается остаться во внутреннем, когда он уклоняется от того, чтобы выразить себя во внешнем, он прегрешает и находится в состоянии искушения.

Авраам не может ни мгновения сомневаться в своей правоте, так как тогда бы он попал в состояние искушения. Но чисто с человеческой точки зрения - это выше любого понимания.

С этической точки зрения, Авраам хотел убить сына, поэтому его можно квалифицировать как убийцу. С точки зрения веры, Авраам просто верил, что Бог не допустит зла. Явное противоречие между долгом и верой, между этическим и религиозным началами бытия выявляет страх, или чувство страха.

«Что укрепило руку Авраама и что удержало ее занесенную, не дав бессильно опуститься? Что укрепило душу Авраама, что у него не помутилось в глазах? – задает риторические вопросы Кьеркегор и называет Авраама вторым, после бога, отцом рода человеческого, который познал возвышенную страсть – безумие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Насколько актуально прочтение Серена Кьеркегора сегодня, по прошествии полторы сотни лет после написания его сочинений?

Как представляется, сегодня задуматься над проблемой веры, четко описанной Кьеркегором, должен прежде всего психолог, культуролог, священник, да и каждый человек.

Так, современные исследования по психотерапевтической практике высветили неявные предпосылки субъективного ощущения выздоровления психически больных пациентов. В теоретических исследованиях по психотерапии является обоснованным тезис, что главным в терапевтической помощи является не знание механизмов функционирования психики и не знание причин, ее нарушающих: опыт психологической помощи, существовавший всегда в христианских общинах с момента их возникновения, только подтверждают исходное положение психотерапии.

1. Бибихин В. В. Дело Хайдеггера. // Хайдеггер. – М.: Наука, 1989. – С.4.

2. Гайденко П., Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания С. Киркегора. – М., 1970. – С. 56-61.

3. Кьеркегор С. Страх и трепет. – М.: Академия, 1993. – С. 5-57.

4. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. – М.: Наука, 1993. – С. 384.

Движение рыцаря веры: жизнь и философия Серена Кьеркегора, изображение №1

ОН МЫСЛИЛ, ЧТОБЫ ЖИТЬ, А НЕ ЖИЛ, ЧТОБЫ МЫСЛИТЬ
(Л.Шестов о Кьеркегоре)

Действительно, жизнь Кьеркегора (1813-1855) была воплощением его философии. И наоборот: философия Кьеркегора есть тень его жизни, глас вопиющего в пустыне, плач праведника, оставленного Богом. Поэтому стоит рассказать о двух событиях, определивших Кьеркегора как человека и философа.

Скупые на краски поля Северной Дании. Где-то среди них затерялся пастушок Микаэль. Днями и ночами он следует за стадом овец. Ветер пронизывает его слабое тело, от голода кружится голова. Микаэль очень одинок. Глубоко религиозный, мальчик обращается к небу. За что Господь обрек его на страдания? Где искать путеводный свет? Нет ответа. Тогда Микаэль взбирается на голый, каменистый склон и совершает богохульство. Мальчик проклинает Бога.

Родина Микаэля, северная Ютландия.

Вдруг судьба начинает благоволить Микаэлю. Он становится странствующим торговцем шерсти, копит деньги, обзаводится женой и домом. Микаэль оказывается отличным дельцом: спустя годы он – один из богатейших купцов Копенгагена. Его минует страшный экономический кризис – свое состояние Микаэль успевает перевести в ценные бумаги. В 56 лет у Микаэля Кьеркегора рождается сын Серен.

Неудивительно, что Серен рос замкнутым и эксцентричным мальчиком. На оскорбления одноклассников он учится отвечать колкими остротами, отравляя свою душу ядом скепсиса и сарказма. Скрытая ирония, порой печальная, порой агрессивная, станет отличительной чертой его философии:

Для существующего в двойной рефлексии все обстоит именно так: сколько пафоса - ровно столько же и комического; они обеспечивают существование друг друга: пафос, не защищённый комизмом,- это иллюзия, комизм же, незащищённый пафосом, незрел.

Узнав о страшном грехе отца, Кьеркегор решает, что печать проклятия лежит и на нем. С детства застенчивый, он пускается в распутство: пьянствует в кабаках, в одиночестве бродит по улицам ночного Копенгагена и посещает бордель. После блудного визита Кьеркегор оставляет в дневнике очень характерные слова:

Возможно, роковой поход определил всю дальнейшую судьбу Кьеркегора.

После кончины отца Серен вмиг становится богатым и видным женихом. Он сходится с Региной Ольсен, девушкой из хорошей семьи. Серен представляется галантным кавалером, окутанным романтической дымкой: он читает ей книги, водит на прогулки, посвящает в свои печальные думы. Вскоре происходит помолвка. Но спустя всего два дня, повинуясь неясному чувству, Кьеркегор возвращает Регине кольцо. Он убежден, что предназначен для чего-то иного, и свадьба с Региной, пусть и нежно любимой им, обернется несчастьем и обманом. Кьеркегору не удастся забыть Регину до конца своих дней.

Актом самоотречения кончается жизнь и начинается философия Серена Кьеркегора.

Регина Ольсен

ЕСЛИ БЫ У МЕНЯ БЫЛА ВЕРА, Я БЫ НЕ ПОКИНУЛ РЕГИНУ
(слова из дневника С. Кьеркегора)

Проклятие отца подарило Кьеркегору острое чувство богооставленности. Его философия окрашена в цвета трагедии, отчаяния, безысходности. Разлад с Региной поставил перед Кьеркегором другую важную проблему: проблему выбора. Возможность выбора есть свидетельство человеческой свободы, утверждение единичного индивида перед Абсолютом. Выбор никогда не бывает очевидным, единственно верным – иначе он детерминирован, а не свободен. Выбрать – значит преодолеть, значит совершить прыжок через бездну абсурда. Человек в поисках истины оказывается вечно обреченным на роковой выбор. Согласно этой концепции, Кьеркегор рисует три пути, или три стадии человеческого бытия, через которые проходит всякий индивид.

Первая стадия – эстетическая. Эстет живет настоящим, но терзается предчувствием чего-то большего. Эстет ориентируется на внешние блага, на чувственные удовольствия. Он - раб момента. С одной стороны, эстет не знает себя, не знает своей личности. Он постоянно гонится за вещами, которые как таковые ему не принадлежат: новая любовь, роскошь, власть.

Эстетик, - пишет Кьеркегор, - именно стремится отрешиться от своей личности, чтобы возможно полнее отдаться данному настроению, всецело исчезнуть в нем – иначе для него и нет наслаждения.

С другой стороны, эстет зациклен на единичном. Он не умеет смотреть шире настоящего момента, ему мило лишь то, что есть здесь и сейчас. Интуитивно он ощущает вечность, но не может поверить в нее. Таким образом, эстет отказывается от выбора, воля чувств - его последняя истина, и эстет повинуется их малейшему капризу.

Тем не менее, рано или поздно эстет осознает, что он не скопит все богатства мира, не испытает все удовольствия, не насладится всеми женщинами. Истина гедонизма – экстаз, непрестанное наслаждение – оказывается вечно убегающим горизонтом, который невозможно поймать человеческими силами. Прекрасно написал Северянин:


"Герой нашего времени" Печорин приближается к этической стадии. Он романтик, дышит моментом, но в то же время осознает всю роковую бренность своей жизни. Не думаю, однако, что таким героям удается осесть.

Ибо все эти карикатуры на веру, жалобная, тепловатая вялость, полагающая, что нет никакой необходимости, что не стоит печалиться до времени; это жалкая надежда, говорящие: как знать, что произойдёт, это всё-таки возможно, – все эти карикатуры принадлежат ничтожности жизни, и они уже были бесконечно презираемы бесконечным самоотречением.

Авраам! Авраам! не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.

Авраам отказался от притязаний этики, отказался от собственной совести, ибо верил: Бог сохранит Исаака. То была вера абсурдная, но глубоко истинная. Рыцарю веры следует устранить все, что не от Бога, и мерить свою личность лишь по отношению к Нему. Трагично, но путь рыцаря веры – всегда путь одиночки, путь религиозного подвига, ибо веру можно обрести лишь опытом, но не учением:

Истинный рыцарь веры - это свидетель, и никогда - учитель, - в этом и заключена глубокая человечность, которая значит намного больше, чем то прошлое сочувствие к человеческим радостям и огорчениям, которое заслужило такой почёт под названием сострадания и которое на деле является не чем иным, как тщеславием.

Читайте также: