Технология предупреждения конфликтов доклад

Обновлено: 02.07.2024

Содержание работы

Введение
1. Роль управления в предупреждении конфликта
2. Технология предупреждения конфликтов.
2.1 Изменение своего отношения к проблемной ситуации
2.2 Воздействие на поведение оппонента или партнера по общению.
2.3 Психология конструктивной критики.
2.4 Методы психокоррекции конфликтного поведения:
Заключение
Список литературы

Содержимое работы - 1 файл

Технология предупреждения конфликтов.doc

Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Факультет гуманитарного образования

Кафедра социологии, социальной работы и политологии.

Технология предупреждения конфликтов

1. Роль управления в предупреждении конфликта

2. Технология предупреждения конфликтов.

2.1 Изменение своего отношения к проблемной ситуации

2.2 Воздействие на поведение оппонента или партнера по общению.

2.3 Психология конструктивной критики.

2.4 Методы психокоррекции конфликтного поведения:

Конфликт – наиболее острый способ развития и завершения значительных противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями друг к другу. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, а так же социальных групп и во всех взаимоотношениях между людьми. Поэтому конфликт является неотъемлемой частью жизни общества. Все конфликты можно трактовать в качестве положительного или отрицательного явления. Очевидно, что конфликты, наносящие непоправимый ущерб людям и природе, конфликты, связанные с насилием должны быть ограничены или еще лучше, предупреждены. Последнее конечно более разумно и полезно со всех точек зрения, чем прекращение или разрешение конфликта, уже имеющего место. Поэтому именно на предупреждение конфликтов направлены значительные усилия как общественных, так и государственных институтов. Предупреждение конфликта заключается в первую очередь в воздействии на все или некоторые его элементы до того, как открытое противостояние возникло. Поэтому в зависимости от причин и характера конфликта предупредительная деятельность может быть весьма разнообразной.

1. Роль управления в предупреждении конфликта

В социальной практике предупреждения конфликта решающее значение имеет управление общественными процессами.

Если конфликт не замечать, игнорировать, заниматься его словесным разрешением и практически ничего не делать, он будет развертываться стихийно, обостряться, объединяться с другими конфликтами и, в конечном счете, завершится разрушением той социальной системы (или субъекта), в которой происходит 1 .

Управление в социальных системах представляет собой целенаправленное и систематическое воздействие субъекта управленческой деятельности-(личности, группы, специально созданного органа) на объект управления (общество в целом или отдельную его сферу - экономическую, политическую, духовную и др.) с тем, чтобы обеспечить его целостность, нормальное функционирование, совершенствование или перевод в желаемое состояние.

Управление конфликтом представляет собой часть управления социальными отношениями:

под управлением подразумевается урегулирование, разрешение или даже подавление конфликта в интересах общества в целом, либо отдельных его субъектов. Правильно организованное управление придает конфликтному процессу формы, обеспечивающие минимизацию неизбежных политических, социальных, экономических и нравственных потерь; оптимизацию тех или иных общественных сфер жизни 2 .

Это своего рода искусство, требующее особых умений и навыков. Основным регулятором социального конфликта являются, как правило, органы легитимной власти.

Управление конфликтом связано с воздействием на причины конфликта в целях осознанного изменения противостояния в целом или в частных проявлениях 3 . При этом осуществляется социальный контроль источников и динамики противоборства. Социальный контроль является способом саморегуляции системы, обеспечивающим упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного регулирования. Основная функция социального контроля - стабилизирующая, заключается в воспроизводстве и совершенствовании господствующего типа социальных отношений, социальных структур. Направленность и содержание социального контроля в условиях противоборства зависят от социально-экономических, идеологических, моральных и иных социокультурных характеристик социальной системы.

Управление конфликтами должно строиться на принципе компетентности и принципе сотрудничества и компромисса.

Принцип компетентности.

Данный принцип предполагает, что вмешательство в естественный ход развития конфликта должны осуществлять люди, которые имеют определенные знания в данной области и компетентны осуществлять действия по разрешению возникшего конфликта. Эти специалисты должны знать динамику конфликтов вообще. Такие знания они могут получить как в результате обучения (тогда эти знания будут носить теоретический характер), так и на практике, т. е. в результате личного жизненного опыта (и в этом случае эти знания будут обладать практической ценностью). Также люди, выполняющие задачу по разрешению конфликта, обязаны собрать максимально полную и разностороннюю информацию о данном конкретном конфликте.

Управление конфликтом - это своего рода вмешательство в его естественный процесс, поэтому осуществление такого вмешательства должно основываться только на тех знаниях, которыми обладает человек по поводу данной ситуации, иначе это может привести к еще более негативным последствиям по сравнению с теми, которые могли бы быть в случае естественного развития конфликта.

Принцип сотрудничества и компромисса.

Данный принцип предполагает, что оппоненты стоят на позиции защиты собственных интересов и достижения своих целей, но при этом они используют соответствующие конструктивные стратегии - сотрудничество, компромисс, избежание конфронтации. В этом случае необходимо отказаться от желания внести радикальные изменения в развитие ситуации и сосредоточить все усилия на том, чтобы форма разрешения противоречия носила конструктивный характер и противоборствующие стороны использовали мирные стратегии и тактики. Целью здесь становится не блокирование, подавление развития противоречия, а стремление разрешить его конструктивными, неконфликтными приемами.

Управление конфликтом включает в себя следующие аспекты: анализ симптомов, диагностику, прогнозирование, профилактику, предупреждение, ослабление, урегулирование, разрешение. В качестве управленческих воздействий также могут выступать пресечение, гашение, преодоление и устранение конфликта 4 .

Управление конфликтом имеет три основных элемента воздействия, распределенных по пространству динамики социального конфликта:

а) предупреждение, профилактика, предотвращение, урегулирование конфликта на предконфликтной стадии;

б) регулирование динамики конфликта на этапе открытого противоборства;

в) воздействие на завершение конфликта, в том числе в постконфликтное время.

Одним из важнейших способов управления конфликтами является именно их профилактика. Это означает, что организация жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия должна строиться таким образом, чтобы исключалась или минимизировалась вероятность возникновения и развития деструктивных противоречий и конфликтов между ними. Профилактика конфликтов является важнейшей частью комплекса мероприятий по их управлению, так как является гораздо менее затратной. В результате профилактики конфликтов снижается вероятность их возникновения и развития, а значит, снижается уровень затрат и силы на их урегулирование. Предупредить конфликт всегда легче, чем конструктивно его разрешить

Предупреждение и профилактика конфликта отражают в сущности некоторые особенности одного и того же явления.

Предупреждение конфликта необходимо для того, чтобы заранее принятыми мерами можно было отвратить его нежелательное развертывание. Оно заключается в воздействии на общественные противоречия, провоцирующие социальное напряжение до возникновения открытого противостояния, т.е. до момента осознания оппонентом фундаментальности проблем. Предупреждение противоборств имеет целью недопустить развертывания социальных конфликтов и избежать ущерба в виде моральных, материальных, человеческих и иных потерь.

Профилактика конфликта - это совокупность мероприятий, направленных на преодоление социальных противоречий с целью сохранения и укрепления нормального состояния, порядка в определенной сфере или обществе в целом. Профилактика социальных конфликтов связана со способностью субъекта управления обобщать имеющиеся теоретические и эмпирические данные, распространять познанное на непознанное и на этой основе предсказывать, прогнозировать, предвосхищать предвидеть развитие событий.

Профилактика конфликта и представляет такой вид управленческой деятельности, который состоит в заблаговременном распознании, устранении или ослаблении конфликтогенных факторов и ограничении таким путем возможности их возникновения или деструктивного развития в будущем 5 .

Именно профилактика противостояний исключает возможность возникновения деструктивных конфликтных ситуаций.

Существуют объективные условия предупреждения конфликтов, к которым относятся:

  • Разработка правовых и иных нормативных процедур разрешения типичных предконфликных ситуаций;
  • Создание благоприятных условий жизнедеятельности людей: материальная обеспеченность семьи, создание базы для ее воспроизводства (работа для родителей, возможность получения образования для детей, реализация своих потребностей и др.)
  • Справедливое и гласное распределение материальных благ;
  • Успокаивающая экономическая, политическая, экологическая правовая среда, окружающая человека 6 .

При наличии в социуме перечисленных факторов антиконфликтное действие реализуется самопроизвольно. При этом не нужно специально организовывать управленческое профилактическое влияние на ситуацию. В противном случае необходима целенаправленная, систематическая антикризисная работа.

Гост

ГОСТ

Предупреждение конфликта

Предупреждение конфликта – это его пресечение, то есть недопущение возникновения конфликта в конкретной ситуации.

Для того чтобы эффективно предупредить конфликт, нужно добиться развития проблемной ситуации в выгодную сторону, ведя при этом диалог в конструктивном направлении. Предупреждение в узком смысле означает работу с субъектами, с которыми возникают конфликты, а также и с иными лицами при необходимости.

Существуют специальные технологии предупреждения конфликтов, которые являются совокупностью знаний о способах, приемах и средствах воздействия на предконфликтную ситуацию для того, чтобы она в дальнейшем не развивалась в конфликт. При этом изучаются возникшие противоречия с учётом интересов конфликтующих сторон.

Воздействовать на конфликт можно несколькими способами:

  • влияние на своё поведение;
  • воздействие на психику и поведение оппонента.

Нередко для того, чтобы скорректировать ситуацию, достаточно откорректировать свое отношение к ней. То есть необходимо изучать субъективные предпосылки возникновения конфликта.

Предконфликтная ситуация никогда не возникает внезапно, чаще всего конфликт нарастает постепенно. Очень важно умерить эмоциональный накал между сторонами, не допуская его выхода за разумные приделы, а также грамотно сгладить конфликт на стадии возникновения. Обострение страстей может проявляться факторами, как мимика, покраснение лица, определенные жесты, интонация голоса и так далее.

Рисунок 1. Технология предупреждения конфликтов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

Способы сглаживания конфликта

Конфликт можно сгладить определёнными способами, которые перечислены ниже:

  • Напоминание о том, в чем прав ваш оппонент, а в чем правы вы.
  • Сведение проблемы к шутке, использование юмора.
  • Переведение разговора на другую тематику.
  • Уступка, если проблема спора не важна для вас, однако важно достигнуть определённой цели.
  • Хитрости, например, сказать оппоненту, что вы не успели разобраться в проблеме и предложить перенести разбирательство на завтра. За это время эмоции улягутся, и конфликт будет сглажен.

Для того чтобы предупредить конфликт, нужно уметь грамотно общаться. Грамотное общение необходимо не только медиаторам или юристам, разрешающим конфликты и споры, но и нужно любым людям, вступающим в отношения с другими людьми. Человеческие взаимоотношения предполагают конфликты, так как мы все разные, обладаем разными интересами. Однако используя навыки конфликтологии, человек может обучиться применять приемы, анализировать конфликтные ситуации, настраивать оппонента на правильное разрешение конфликта. От умения ориентироваться в конкретной ситуации зависит исход конфликта в целом

Способы воздействия на партнера

Воздействовать на партнера можно различными способами, с помощью которых возможно не только откорректировать его поведение, но и позицию. Выделяют следующие способы воздействия:

  • Реальность требований. Не стоит требовать от оппонента невозможного, необходимо учитывать, что все мы люди, и наши возможности ограничены.
  • Неторопливое разрешение конфликта. Не стоит быстро или бегло пытаться разрешить конфликт, зачастую это невозможно. Перевоспитать людей путём конфликта также в большинстве случаев нельзя. Поэтому не стоит ждать быстрых результатов и действовать осторожно и тактично.
  • Использование невербальное знаков. Конфликтология предполагает изучение жестов и взглядов, мимики и эмоций человека. Советы по данному направлению – необходимо наблюдать за своим оппонентом, менять позы во время разговора с ним на более открытые, располагающие к общению. В результате ваш партнёр может скопировать вас и начать вести себя также более открыто.
  • Получение своевременной и точной информации. Информация должна быть к месту, то есть своевременная. Если вы оперируется старой информацией, то рискуете так и не разрешить конфликт. Всю информацию, которую субъект получает, необходимо проверять на достоверность, в противном случае данная информация может стать новым поводом для развития конфликта
  • Умение отделить личность партнёра от проблемы. Люди субъективны, однако необходимо объективно относиться к разрешению возникающей проблемы, не быть категоричным и учитывать, что у каждого человека есть слабости. Необходимо следовать также принципам этики, например, не перебивать друг друга во время разговора, уважительно относиться друг другу, не оскорблять партнёра. По возможности, не стоит использовать критику.

Некоторые авторы полагают, что критика является одним из способов разрешения конфликта. Например, когда руководители критикуют работу подчинённого, они тем самым помогают ему реализовать поставленную задачу, приобрести опыт и так далее. Однако необходимо учитывать субъективное отношение человека к критике, так как не все люди способны адекватно воспринять её. Важно, чтобы критика была позитивной и конструктивной, необходимо соблюдать ряд правил при реализации критики в отношении другого человека. Например, не стоит переходить на личности, высказывать обидные факторы, которые могут ранить партнёра. Очень важно уметь анализировать, как партнёр воспринимает критику, как он к ней относится. Известна ситуация, когда люди совершали самоубийство в результате критического отношения к какой-либо сфере деятельности. Если же критикуемый позитивно настроен на советы, которые ему дает оппонент, то в данном случае критика сыграет только позитивную роль.

Если же критика поступает в ваш адрес, то здесь необходимо помнить следующие правила:

Для предупреждения конфликтов важно знать не только, что необходимо делать, но и как добиться развития проблемной ситуации в конструктивном направлении. Предупреждение конфликтов в узком смысле слова заключается в работе с конкретными конфликтами. Это деятельность участников конфликта, а также третьих лиц по устранению объективных и субъективных причин назревающего столкновения, разрешению противоречия неконфликтными способами. Технология предупреждения конфликтов есть совокупность знаний о способах, средствах, приемах воздействия на предконфликтную ситуацию, а так же последовательность действий оппонентов и третьих лиц, в результате которых разрешается возникшее противоречие.

Взаимодействовать на проблемную ситуацию взаимодействия можно по двум направлениям: влиять на свое поведение и воздействовать на психику и поведение оппонента. Рассмотрим способы и приемы коррекции своего отношения к предконфликтной ситуации и поведения в ней. Ряд субъективных предпосылок предупреждения конфликтов связан с умением человека грамотно общаться.

1.Умение определить, что общение стало предконфликтным, и вернуться из

предконфликтной ситуации к нормальному взаимодействию, а не пойти на конфликт.

Предконфликтная ситуация возникает обычно не внезапно, а постепенно. Важно вовремя определить, что эмоциональный накал спора начинает превышать допустимый, и грамотно прекратить его. Признаками обострения спора могут быть мимика, покраснение на лице, жесты, содержание, темп и тембр речи. Прекратить или сгладить обостряющий спор можно следующими приемами: сказать, что в чем-то правы вы , а в чем – то ваш оппонент, что кстати, обычно и бывает; свести проблему к шутке; перевести разговор на другую тему; уступить, если проблема спора не особенно важна для вас и словесная уступка не обязывает к каким- то действиям по ее реализации; сказать, что вы не успели всесторонне разобраться в проблеме, и предложить оппоненту вернуться к ее обсуждению, например, завтра(когда эмоция угаснет).

2.Умение понимать партнера по взаимодействию и не идти на конфликт, если

нет уверенности в том, что партнером его мотивы правильно поняты.

Это субъективное условие предупреждения конфликтов. Сообщаемая вам партнером информация может теряться и искажаться, иногда существенно. Кроме того, партнер может оценивать обсуждаемую проблему не с тех же позиций, что и вы. Эти две причины, а не дейстительные противоречия между людьми, могут вызвать спор. Споров, вызванных непониманием друг друга и различными подходами к проблеме, целесообразно избегать.

3. Терпимость к инакомыслию.

Это также может предотвратить возникновение конфликтов. Достаточно того, что вы разобрались более глубоко по сравнению с партнером и знаете это. Иногда необходимо сообщить партнеру, что он не прав, но не обязательно делать это при свидетелях, настаивать на том, чтобы он публично признал свою неправоту и т. п. Необходимо быть твердым по отношению к проблеме, к выполнению требований дела и мягким по отношению к людям.

4. Забота человека о снижении своей относительно устойчивой тревожности и агрессивности.

Это субъективное условие предупреждение предупреждения конфликтов. Социально- экономическая среда, в которой россиянин вырос, нынешняя социально- экономическая ситуация способствует формированию у него повышенной тревожности и агрессивности. Это сказывается на характере взаимоотношений человек с окружающими, повышенная его конфликтность. Снижать собственную тревожность и агрессивность можно, используя соответствующую аутогенную тренировку, физические упражнения, организуя для себя полноценный отдых, поддерживая благоприятный социально- психологический климат на работе, в семье и т.п.

5.Управлять своим текущим психическим состоянием, избегать предконфликтных ситуаций при переутомлении или перевозбуждении.

Текущее психическое состояние изменяется в течение суток под влиянием различных обстоятельств, иногда существенно. Успешность работы, степень усталости, общение с сослуживцами, физиологическое состояние организма, погода и т.д. – все это влияет на состояние психики человека и, следовательно, на его конфликтность. Каждый человек может оценить, в каком состоянии он в данный момент находится, и учесть это с целью предупреждения конфликтов, причиной которых будет собственная раздраженность.

6.В общении с окружающими нужно быть внутренне готовым к решению

возникающих проблем путем сотрудничества, компромисса, избегания или уступки.

Окружающие так же , как и мы обладают своими интересами имеют право отстаивать их. В процессе взаимодействия столкновения интересов разных людей и разных социальных групп естественно и неизбежно. Однако отсутствует неизбежность разрешения социальных противоречий путем конфликтов.

7.В ходе общения с партнером желательно хотя бы изредка улыбаться.

Улыбка выполняет четыре позитивные функции. Она показывает, что у вас все в порядке. Люди с большим удовольствием общаются с теми, кто достиг успеха. Скорее всего, это связанно с неосознанным желанием заимствовать у победителя опыт достижения успеха, с надеждой получить полезную информацию и т.п. Если у человека проблемы и это написано у него на лице, то окружающие могут избегать общения с ним. Улыбка показывает, что человек рад собеседнику. Это способствует бесконфликтому решению проблем. По закону эмоционального заражения улыбка вызывает ответную симпатию к улыбающемуся у партнера по общению. Улыбка приводит к уменьшению негативных эмоций, если они есть у улыбающегося.

8. Не нужно ждать от окружающих слишком многого.

Негативные эмоции- один и основных факторов, способствующих возникновению конфликтов. Они часто являются реакцией человека на заметное и значимое несовпадение реального хода развития событий с тем, на который он рассчитывал. Существует три способа минимизации негативных эмоций: необходимо уметь хорошо прогнозировать возможные варианты развития событий. Чем точнее окажется прогноз, тем меньше негативных эмоций. Желательно иметь возможности для изменения хода событий в нужную сторону в случае, если они начнут развиваться не так, как ожидалось. Нужно рассчитывать не только на лучший, но и на худший вариант развития событий и быть готовым к нему. Если они не оправдают ожиданий, что часто бывает, это вызовет у человека негативные эмоции, ухудшит его взаимоотношения с партнерами. Нужно уметь делать добро бескорыстно, не рассчитывая получить что- либо взамен. Желательно не завышать свой прогноз в отношении возможных поступков окружающих.

9. Общаться с людьми, проявляя искреннюю заинтересованность.

Эта рекомендация способствует предупреждению межличностных конфликтов. Искренняя заинтересованность проявляется в стремлении понять проблемы партнера по общению, в желании помочь ему хотя бы советом. В условиях современной сложной и трудной жизни люди часто нуждаются в сочувствии. Интерес к проблемам собеседника должен быть не искусственным, наигранным, а искренним. Такой стиль общения особенно необходим в деятельности социального работника, конфликтолога.

10. Развитие конфликтоустойчивости.

Конфликтоустойчивость- способность человека сохранять конструктивные способы взаимодействия с окружающими вопреки воздействию конфликтогенных факторов. Это важное индивидуально-психологическое условие предупреждения конфликтов. Люди, обладающие низкой конфликтоустойчивостью, могут легко пойти на конфликт из-за пустяка. Низкая устойчивость к воздействию конфликтогенных факторов является отрицательным качеством личности. Высокая конфликтоустойчивость особенно необходима руководителям, социальным работникам, самим конфликтологам. Конфликтоустойчивость зависит от четырех групп факторов: психофизиологические- проявляющихся в эмоционально – волевой устойчивости; когнитивных- проявляющихся в качестве психических познавательных процессов человека; мотивационных- проявляющихся в направленности личности человека и его мотивах в конкретной ситуации общения; социально- психологических – отражающих социально- психологические особенности личности, стереотипы ее взаимодействия с окружающими.

Для предупреждения конфликтов очень важно знать не только что необходимо делать, но и как добиться развития проблемной ситуации в конструктивном направлении. Предупреждение конфликтов в узком смысле слова заключается в работе с конкретными конфликтами. Это деятельность участников конфликта, а также третьих лиц по устранению объективных и субъективных причин назревающего столкновения, разрешению противоречия неконфликтными способами. Технология предупреждения конфликтов есть совокупность знаний о способах, средствах, приемах воздействия на предконфликтную ситуацию, а также последовательность действий оппонентов и третьих лиц, в результате которых разрешается возникшее противоречие.

Воздействовать на проблемную ситуацию взаимодействия можно по двум направлениям: влиять на свое поведение и воздействовать на психику и поведение оппонента. Второй способ более сложен. Как показывает практика, проще и эффективнее воспользоваться способами и приемами коррекции своего отношения к предконфликтной ситуации и поведения в ней, поскольку ряд субъективных предпосылок предупреждения конфликтов связан с умением человека грамотно общаться. Для предотвращения конфликта часто бывает достаточно изменить свое отношение к ситуации и скорректировать свое поведение в ней.

Предконфликтная ситуация возникает обычно не внезапно, а постепенно. Важно вовремя определить, что эмоциональный накал спора начинает превышать допустимый, и грамотно прекратить его. Признаками обострения спора могут быть мимика, покраснение лица, жесты, содержание, темп и тембр речи. Грамотно прекратить или сгладить спор можно следующими приемами: сказать, что в чем-то правы Вы, а в чем-то Ваш оппонент; свести проблему к шутке; перевести разговор на другую тему; уступить, если проблема спора не особенно важна для вас, и словесная уступка не обязывает к каким-то действиям по ее реализации; сказать, что Вы не успели всесторонне разобраться в проблеме и предложить оппоненту вернуться к ее обсуждению, например, завтра (когда эмоции улягутся).

3.3 Приемы предупреждения конфликтов

Для грамотного общения необходимы не только приемы предупреждения конфликтов, но и необходимо чувствовать, когда именно нужно применять эти приемы, в какой ситуации, с кем и при каких обстоятельствах. От умения правильно сориентироваться и применить нужный прием зависит атмосфера общения с людьми. Это умение является основным условием бесконфликтного взаимодействия. Для предупреждения конфликта необходимо уметь:

- понимать партнера по взаимодействию и не идти на конфликт, если нет уверенности в том, что партнером его мотивы правильно поняты.

- проявлять терпимость к инакомыслию.

- заботиться о снижении своей относительно устойчивой тревожности и агрессивности.

- управлять своим текущим психическим состоянием, избегать предконфликтных ситуаций при переутомлении или перевозбуждении.

- быть внутренне готовым к решению возникающих проблем путем сотрудничества, компромисса, избежания или уступки.

- общаться с людьми, проявляя искреннюю заинтересованность в партнере по общению.

- сохранять конструктивные способы взаимодействия с окружающими вопреки воздействию конфликтогенных факторов, т.е. обладать высокой конфликтоустойчивостью.

4 ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства мнений партнеров, отказ от доминирования и насилия.

Толерантность в общении — позиция личности зрелой, самостоятельной, имеющей собственные ценности и интересы, готовой их защищать и одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Толерантный человек хорошо знает себя и признает других, замечая их раньше, чем об этом попросят. Понимание толерантности достигается путем сравнения ее с интолерантностью — нетерпимостью. Как отмечают многие отечественные и зарубежные авторы, проявлениями нетерпимости являются:

• предубеждения, предрассудки, негативные стереотипы (мнение о человеке как о представителе определенной группы — представителе иной культуры, национальности, расы, пола, религии и т.д.) — национализм, шовинизм, расизм;

• насилие в поступках и в речи — преследования, запугивания, угрозы; репрессии; геноцид; оскорбления, насмешки, ярлыки, прозвища;

• экстремизм во взглядах и поступках — терроризм, фашизм, осквернение религиозных и культурных символов;

• дискриминация, изоляция в обществе — по половому признаку, мигрантофобия.

Нетерпимость носит зачастую не открыто высказанную позицию, а скрытую, неявную. При изучении толерантности наших студентов, например, задавали всем один и тот же вопрос: следует ли человеку соблюдать законы, должен ли человек в нашей стране подчиняться определенным правилам, нормам поведения? Почти все отвечали утвердительно. Когда же задавали вопросы более конкретные, касающиеся каждого лично (как поступить с тобой, если ты нарушил правила дорожного движения; как ты будешь действовать, за категоричностью правильных суждений появлялись двойственные позиции, за осуждением другого человека проступала нетерпимость. Причем речь идет не о юношеской нетерпимости, а о категоричности суждений.

Основные критерии толерантности:

• позиция на равных и учет интересов другого;

• отказ от насилия;

• осознанное отношение к себе, к другому, к обществу;

• подчинение правилам, законам (по доброй воле);

• позитивные цели (нацеленные на результат и выраженные позитивной лексикой);

• способность сохранять внутреннюю устойчивость, равновесие в трудных ситуациях;

• способность личностного выбора.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Конфликт – это наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликт представляет собой явление, которое играет особую роль в психической жизни людей, их развитии, самореализации, отношениях с другими людьми и в жизни общества в целом.

2. В основе предупреждения конфликтов лежат нравственные нормы и моральные ценности человека, которые обозначают наши представления о добре и зле, правильном и неправильном поведении, справедливости и порядочности. Порядочный и хорошо воспитанный человек просто не будет доводить ситуацию до конфликта, а постарается его предупредить.

3. Профилактика конфликта важна как в социальном плане, так и в личностном. Одним из ее условий является конфликтологическая грамотность, предполагающая овладение стратегиями эффективного взаимодействия, способами разрешения и предупреждения конфликтов, возможности перевода конфликта из деструктивного русла в конструктивное, навыками саморегуляции в конфликте и т.д.

4. Важной составляющей предупреждения конфликта также является осознанное отношение к собственным психологическим проблемам, понимание важности самоисследования и самоизменения, свободное и осознанное принятие толерантности как нормы существования и сосуществования.

5. Толерантность предполагает готовность человека принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Это активная позиция сторон, заинтересованных в совместном результате, который должен способствовать пониманию, развитию отношений и т.д.

1. Асмолов А. Г. Слово о толерантности // Век толерантности . – 2006. - № 1.

2. Войтова С.А., Зубань Е.Н. Конфликтология. Спб., 2001.

3. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб., 2000.

4. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб., 2003.

5. Емельянов СМ. Практикум по конфликтологии. — 3-е изд. — СПб., 2004.

6. Конфликты: борьба, взаимодействие, сотрудничество: Учеб. пособиe / Под ред. Г.М.Потанина. — М., 2007.

7. Майерс Д. Социальная психология. — СПб., 1997.

9. Мириманова М. С. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. — 2002. — № 2.

10. Мольц М, Я — это Я, или Как стать счастливым. — СПб., 1992.

11. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: Тренинг разрешения конфликтов. — СПб., 2001.

12. Скотт Д. Г. Конфликты: пути их преодоления. — Киев, 2001.

13. Скотт Д. Г. Сила ума: Способы разрешения конфликтов. — СибВИС, 1994.

14. Солдатова Г. У., ШайгероваЛ.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. — М., 2000.

15. Социальная психология личности в вопросах и ответах / Под ред. В.А.Лабунской. — М., 2004.

Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 34137
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном дпкладе представлена инфармация по теме конфликт.

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

Профилактика и разрешение конфликтных ситуаций.

Понятие конфликта.

История человечества с древних времен до настоящего времени показала, что конфликты существовали всегда и будут существовать столько, сколько существует взаимодействие людей.
Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла.

Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Конфликты между детьми и подростками в пределах школы, класса чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни. Конфликт обостряется и охватывает все больше людей. Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс, в классе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, дети плохо усваивают программный материал, простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих противников и т.д.

Конфликт (от лат. Conflictus – столкновение) – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была её точка зрения и цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью и т. п. В результате бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем.

Очень важно знать формулу конфликта и эффективно ею владеть. Она выглядит следующим образом:
КОНФЛИКТ=КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТ
Конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.
Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.
Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, т.е. ни одно из них не является следствием или проявлением другого.
Разрешить конфликт – значит, устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент. Понятно, что первое сделать сложнее, но и более важно. К сожалению, на практике в большинстве случаев дело ограничивается лишь исчерпанием инцидента. Но часто также мы используем прием - подавление - уход от реализации целей под воздействием внешнего принуждения, когда фрустрация загоняется вглубь и может в любой момент выйти наружу в форме агрессии.

2.Профилактика конфликта.

Профилактика конфликтов – это их предупреждение.

Предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить его. Профилактика конфликтов, несомненно, важна, она требует меньших затрат сил, средств и времени

Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять сами ученики и учителя, руководители школ и органы управления ими, школьные психологи. Работа может проводиться по четырем основным направлениям:

· устранение социально – психологических причин возникновения конфликтов. На данном этапе можно разработать правила, процедуры решения каких-либо спорных вопросов, создать действующий орган при школе, куда за поддержкой и советом могут обращаться дети, их родители и учителя.

Профилактика большинства видов конфликтов в общеобразовательной школе должна вестись одновременно по всем направлениям.

3.Способы разрешения конфликтных ситуаций.

Существуют различные способы разрешения конфликтов:

Юмор – беззлобно-насмешливое отношение к разногласиям. Здесь нет места сарказму, так как он может обидеть одну из конфликтующих сторон.

Изменение отношения В случае, когда вы не в силах изменить ситуацию, не спешите бичевать себя, попробуйте изменить свое отношение к проблеме. Оцените ситуацию с точки зрения положительных моментов, а они найдутся, поверьте. После того, как вы измените отношение к проблеме, вы почувствуете облегчение, а вскоре проблема и вовсе себя.

Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок.

Ультиматум, т.е. предъявление решительного требования с угрозой применения мер воздействия (санкции), в случае отказа.

Разрыв связей крайние способы разрешения конфликта, используется, если затронуты принципы убеждения, которыми субъект не может поступиться.

Подавление – это прямой приказ прекратить препирательства. Этот способ можно использовать только в том случае, если руководитель уверен, что обладает непререкаемым авторитетом и способен погасить любую ситуацию.

Отсрочка конфликта является хорошим способом уйти от лобового столкновения и в то же время сохранить контроль за ситуацией. Для этого нужно сказать инициатору конфликта, что его вопрос требует отдельного разговора, который обязательно состоится позже на специальном совещании. А пока надо уважать время остальных участников и вернуться к теме собрания. И затем надо переключить внимание присутствующих на другой вопрос повестки дня. Затем вопрос можно решить без свидетелей (само наличие которых часто разгорячает забияк), без риска прямой публичной свары.

Превращение конфликта в деловой разговор сводится к тому, что руководитель находит в позициях конфликтующих сторон хоть какие-то здравые идеи, извлекает их и акцентирует на них внимание самих спорщиков и всего собрания.

Читайте также: