Графика великой отечественной войны доклад

Обновлено: 04.07.2024

Содержание работы
Файлы: 1 файл

решение.doc

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московский государственный агроинженерный университет

имени В.П. Горячкина

Кафедра истории и политологии

Исполнитель: Конькова М.Ю.

Группа: 54 Эк. – (1)

Руководитель: к.и.н., доцент

Грачёв Андрей Борисович

  1. Искусство в годы Великой Отечественной войны………………………….3
  2. Станковая графика…………………………………………………………… 5
  3. Живопись………………………………………………………… ……………6
  4. Скульптура…………………………………………………… ……………….8
  5. Заключение…………………………………………………… ……………. 10
  6. Литература…………………………………………………… ……………. 12

Искусство в годы Великой Отечественной войны

Графики-станковисты тоже создавали в этот период значительные произведения. Этому способствовала портативность их техники, что отличало их от живописцев с длительным периодом создания произведений. Обострилось восприятие окружающего, поэтому создавалось большое количество взволнованных, трогательных, лирических и драматических образов.

Для станковой графики того периода стало особенностью серийность, когда цикл произведений выражал единую идею и тему. Большие серии начали возникать в 1941 году. Многие из них заканчивались после войны, соединяя настоящее и прошлое.

Война тоже стала основной темой этого жанра, хотя скульпторам намного труднее было работать в условиях фронта.

Во время войны не было возможности сооружать памятники. Но именно в дни войны у многих скульпторов рождаются новые замыслы и проекты. Так, Мухина работает над памятником П.И. Чайковскому (поставлен около Московской консерватории уже в 1954 г., арх. А Заварзин). Еще в 1943 г. был задуман и сразу после окончания войны, в 1946 г., в Вязьме сооружен исполненный Е. Вучетичем памятник генерал-майору М.Г. Ефремову, погибшему здесь в первый год войны. Композиция памятника состоит из пяти фигур: в центре ее генерал Ефремов, продолжающий сражаться смертельно раненым, когда его и оставшихся в живых бойцов со всех сторон окружили враги. В этом образе скульптор не избег элементов повествовательности и иллюстративности, но правдивость, искренность, даже страстность в передаче атмосферы последнего боя, в котором люди проявляют столько мужества, определяют художественное значение этого памятника.

В 1941–1945 гг., в годы великой битвы с фашизмом, художниками было создано немало произведений, в которых они и выразили всю трагедию войны, и прославили подвиг победившего народа.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Архипова Наталья Павловна

1. Тема исследовательской работы. Роль и значимость советских плакатов времён Великой Отечественной войны в Великой Победе.

2. Введение. Актуальность проблемы.

В 2020 году наша страна будет отмечать самый главный праздник – День Победы. В мае месяце будет ровно 75 лет, как мы живём в мире, не слышим взрывов, не знаем что такое голод и холод, благодаря нашим ныне живущим ветеранам, и павшим героям.

Из рассказов экскурсоводов я узнала, что большую роль в победе сыграл не только боевой дух советских воинов и их беспримерный героизм, мужество, но и трудовой подвиг всего советского народа. Выяснилось, что силу, мощь и боевой дух поднимали нашим солдатам не только командиры и сами бойцы, но и плакаты, которые призывали и вдохновляли советских людей на борьбу против оккупантов, возвращали людям надежду и веру в скорую победу.

Поэтому, считаем тему своего исследования актуальной, так как сегодня немногие школьники знают, что советские плакаты, созданные в годы Великой Отечественной войны, показывают нам не только хронику важнейших событий войны, но и раскрывают настроение и переживания советских людей в этот тяжёлый для страны период.

Поэтому мы решили изучить историю плакатов ВОВ, их особенности создания и исследовать их роль в Великой Победе.

3. Цель. Определить роль и значимость советских плакатов времён Великой Отечественной войны в Великой Победе.

4. Задачи:

Ø Ознакомление с лексическим значением слова плакат;

Ø Изучить историю возникновения советских плакатов;

Ø Проследить хронологию Великой Отечественной войны по плакатам 1941-1945гг;

Ø Охарактеризовать советские плакаты времен Великой Отечественной войны;

Ø Показать роль плакатов, созданных в годы войны, в формировании героизма, стойкости и мужества советского народа.

5.Объект исследования: советское плакатное искусство.

6.Предмет исследования: отражение событий Великой Отечественной войны в советских плакатах 1941-1945гг.

7.Методы исследования: анализ исторической литературы, метод хронологии и систематизации, обобщение и подведение выводов.

8. Дата и место проведения моего исследования.

9. Ход работы:

Ø Выяснение, когда появилась экспозиция с плакатами в нашей школе.

Ø Ознакомление с лексическим значением слова плакат.

Ø Определение истории возникновения советских плакатов;

Ø Отражение событий Великой Отечественной войны в советских плакатах 1941-1945гг.

Ø Прослеживание появления мощности пропагандистской роли плаката в военное время.

Ø Обобщение и подведение исследовательской работы.

10. Описание работы.

Большой толковый словарь по культурологи Кононенко Бориса Ивановича

Плакат (нем. Plakat - калька, объявление, афиша) — броское, как правило, крупноформатное изображение, сопровождаемое кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. Плакат как жанр искусства возник во второй половине XIX века во Франции. Главное назначение плаката – звать и убеждать.

Толковый словарь Ожегова Сергея Ивановича

Настенный лист - крупный рисунок с пояснительным агитационным, рекламным или учебным текстом. || прил. плакатный, -ая, -ое. Плакатная живопись. Плакатная манера (перен.: о ярком, простом и броском изображении).

Толковый словарь Ефремовой Татьяны Фёдоровны

1. Художественный рисунок, сопровождаемый кратким текстом, органически связанным с изображением и призывающим к определенным действиям.

2. Лист бумаги, полоса ткани и т.п. с призывом, лозунгом. // Объявление, написанное на чем-либо.

Советские плакаты — наглядные пособия, создаваемые в СССР, были направлены к разъяснению определенного вопроса, как, например, отношения советской власти к текущим событиям в доступной форме. Совместно с радио и газетами являлись средствами агитации и пропаганды, воздействующими на сознание и настроение людей с целью побуждения их к политической или другой деятельности.

Характер советских плакатов менялся по мере исторического развития СССР, при этом содержавшаяся в них пропаганда сочетала общечеловеческие ценности (свобода, социальная справедливость), патриотизм, общеобразовательные элементы, призывы к здоровому образу жизни и так далее. Советские плакаты, как правило, являются произведениями изобразительного искусства и отражают элементы советского культурного наследия.

Какие бывают плакаты:

рекламный, зрелищный плакат

театральные, киноплакаты, цирковые, выставочные

техника безопасности, гигиена здоровья

различные области знаний

посвященный выдающимся деятелям, событиям, юбилеям.

Плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественная метафора, разномасштабные фигуры, изображение событий происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение предметов.

Какие плакаты были выпущены в годы войны:

В годы Великой Отечественной войны плакат берет на себя новую функцию – поднимать боевой дух страны против фашистов. За время войны плакаты прочно вошли в жизнь. Тысячи созданных за эти годы листовок облетали всю страну многомиллионными тиражами. Их содержание пересказывалось из уст в уста, становилось народной молвой. У каждого периода войны были свои задачи, все они требовали безотлагательного решения и в этом, несомненно, важную роль сыграл плакат, историю которого мы изучили подробно.

Плакатов за годы войны было выпущено много, над ними работали знаменитые художники. Плакаты, которые расположены в экспозиции говорят о последовательности событий в годы войны. Мы постараемся кратко и последовательно показать в своей исследовательской работе о роли плакатов в определенные периоды войны.

Плакат служил средством передачи информации в те районы, в которых не было линий связи, которые были оккупированы, но где действовали советские партизаны. Плакаты приобрели необычайную популярность. Их содержание пересказывалось из уст в уста, становилось народной молвой.

Таким образом, мы видим, что плакаты начального периода войны призывали к борьбе с врагом, позорили трусов, прославляли подвиги героев фронта и тыла, призывали к партизанской войне, подчеркивали мысль о всенародном характере сопротивления врагу и призывали народ остановить его любой ценой.

События на фронтах 1942 года изменили тематику плакатов: блокада Ленинграда, приближение врага к Волге, угроза захвата нефтяных промыслов Кавказа, а, главное — оккупация огромной территории, на которой проживали сотни тысяч мирных граждан. Теперь героями художников стали женщины и дети, гибель детей и матерей. (см. изобр. №9,10,11)

После победы в Сталинградской битве наступил коренной перелом в войне и стратегическая инициатива перешла в руки Красной Армии. С 1943 года в советский плакат проникают новые настроения, вызванные решительным переломом в ходе войны.

Хронология важнейших событий, отраженных в плакатах в годы Великой Отечественной войны.

Начало Великой Отечественной войны

Нападение фашистской Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны.

Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны

Блокады Ленинграда. Битва за Москву. Битва за Кавказ.

Год коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны

Сталинградская битва. Танковое сражение под Прохоровкой. Отчетливо, уверенно зазвучала тема победы.

Год решающих побед

Освобождение Ленинграда. Освобождение Киева и Белоруссии. Плакаты призывают поскорее изгнать захватчиков с советской земли.

Советские войска вступили на территорию Германии. Победа над фашисткой Германией. На плакатах мы видим торжество Победы.

Советский военный плакат, как органическая часть общенародной борьбы, отвечал своему назначению: он был оружием, бойцом в строю, одновременно и достоверным документом и хранителем памятных событий военных лет. Сюжеты плакатов были разные, но цель у них была одна — победа над врагом.

В своей работе мы проанализировали самые разнообразные плакаты этого периода:

v плакаты укрепляющие боевой дух солдат,

v плакаты агитирующие тружеников тыла не жалеть ничего для фронта,

v плакаты для партизан,

v плакаты для бойцов.

Анализируя плакаты времён Великой Отечественной войны можно увидеть настроение и переживания советских людей: горе и страдание, отчаяние и безнадёжность, страх и ненависть, счастье и любовь. И, по нашему мнению, самая главная заслуга этих плакатов в том, что они никого не оставляли равнодушными, они помогали верить в скорую победу, вселяли в сердца отчаявшихся людей надежду.

Список литературы:

1. Алпатов М.В, Н.М. Ростовцев Н.М. "Искусство"; Москва, 1989 г.

4. Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство. Изд. Галарт, 1994г.

9. Соколов Н., "Наброски по памяти"; Москва, 1987 г.

10. Соколова Н., "Кукрыниксы"; Издательство академии художеств СССР; Москва, 1962 г.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Искусство в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (графика,. Презентация на заданную тему содержит 14 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

1941-1945 гг. Ранним утром 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Вооруженная до зубов гитлеровская армия, несмотря на мужественное сопротивление советских войск, продвигалась вперед. Смертельная опасность нависла над нашей Родиной. От каждого советского гражданина, на каком бы посту он ни находился: в траншее переднего края или у доменной печи, за штурвалом боевого самолета или за рулем трактора, — требовалась беспредельная самоотверженность, честное служение Родине.

Тема защиты Отечества – вечная в изобразительном искусстве и одна из наиболее почитаемых в российской художественной культуре. Освободительная борьба против фашизма вызвала в народе всплеск духовных и физических сил, превратилась в смысл и содержание жизни: во что бы то ни стало выстоять и победить! С этим чувством прошли через войну и деятели искусства – художники, музыканты, скульпторы, писатели. Свое служение Родине они видели в создании произведений, мобилизующих духовные силы общества. Как оказалось, художественные произведения стали могучим оружием и эффективным агитационным средством в великой битве протии фашизма.

На фронтах Великой Отечественной сражалось множество художников – профессионалов и начинающих авторов. Среди них было не мало добровольцев отправившихся на фронт в первые дни войны, причем, далеко не каждый из них выполнял свою боевую задачу с карандашом и бумагой в руках. Воевали в артиллерии, в танковых войсках, в партизанских и развед. подразделениях, но чаще всего – рядовыми пехоты. Вместе со всеми мерзли в окопах, ходили в атаку, в полной мере разделяли боль отступления и радость побед. За годы войны окрепло и выросло дарование многих художников. Они поэтому и смогли создать волнующие произведения, потому что сами находились в центре событий. Репортажный рисунок – фронтовые портреты, виды разрушенных городов. Эти работы представляют несомненную историческую ценность как подлинные документы той эпохи. В них органически сочетаются ощущения автора и объективная правда войны. Шестеро художников за боевые подвиги удостоены звания Героев Советского Союза. И все эти годы они не оставляли своей любимой профессии – рисовали, писали, лепили. Их творческим трудом была создана впечатляющая изобразительная летопись войны. В натурных рисунках и этюдах, сделанных в окопах, во время боев, в медсанбатах и госпиталях, в партизанских отрядах, в подразделениях пехоты, штурмовой авиации, разведки, в расположениях танковых войск и осажденных городах ими создана галерея сильных народных характеров. Сохранившиеся картины того периода, фронтовые рисунки и этюды – уникальные исторические свидетельства военного лихолетья.

И сегодня, с уверенностью можно говорить, что задачу - поддерживать в народе боевой дух, веру в победу и вдохновлять людей на подвиги, представители изобразительного искусства выполнили всесторонне.


Московские зенитчики (1943г.)



Лермонтов на Кавказе (1941-1943)



Оборона Ленинграда




Г.Г. Нисский – один из самых известных советских художников-маринистов. Для лучшего погружения в сюжет будущей картины ему не раз приходилось подниматься в небо на аэроплане, участвовать в походах на катерах, боевых кораблях и даже на подводных лодках.


Фронтовая дорога


Во время Великой Отечественной войны Пименов входил в рабочую группу художников "Окон ТАСС". Картина "Фронтовая дорога" (1944) – одна из многочисленных работ, созданных за год до окончания войны. В ней художник использовал тот творческий метод, который найден был им в середине 1930-х и о чем свидетельствует его картина "Новая Москва" (1937). Художник строит композицию таким образом, что зритель как бы внезапно въезжает на дорогу и перед ним открывается широкая панорама разграбленного и разрушенного в результате фашистского нашествия города. Вместе с девушкой-водителем и ее спутником он ощущает сопричастность к происходящему. Юрий Пименов умеет с необыкновенной зоркостью угадать душу времени, уловить его могучий пульс и романтическое начало.


Фашист пролетел


Картина "Фашист пролетел" была написана А. Пластовым в 1942 г. в период Великой Отечественной войны. Работа выполнена маслом на холсте. Размер картины составляет 138 x 185 см. Картина находится в Государственной Третьяковской галерее.


Портрет генерал-майора И.В. Панфилова (1942г.)


Один из художников-классиков социалистического реализма В.Н. Яковлев в годы Великой Отечественной войны создал цикл работ, включавший в себя как портретную, так и жанровую живопись. Хотя даже портреты, выходившие из-под его кисти, поражают динамичностью и насыщенностью историческим контекстом. За виртуозное изображение героев войны В.Н. Яковлев неоднократно был удостоен высших правительственных премий, в т.ч. и Сталинской первой степени.

Читайте также: