Музей советского автопрома иваново доклад

Обновлено: 01.05.2024

Иваново известен на всю Россию двумя своими полуофициальными статусами - "город невест" и "столица текстиля". Однако с недавних пор в Иванове, на улице Парижской Коммуны, 16 появилась еще одна местная туристическая достопримечательность - Музей советского автопрома. Найти его можно по характерной инсталляции над входом.

IMG 20200208 145002 копия

Автомобиль, водруженный на козырек, - это ГАЗ-М20 "Победа" в ранней советской милицейской "ливрее".

IMG 20200208 145025 копия

Музей открылся менее пяти лет назад, но уже занесен в отечественный каталог, который называется "Частные музеи России. Самородки России", выпущенный в Москве в 2019 году, и в китайский каталог для путешественников.

IMG 20200208 153533 копия

IMG 20200208 153311 копия

IMG 20200208 153305 копия

Обратите внимание, на этой фотографии запечатлен автомобиль, которого в тот момент, когда я знакомился с экспонатами, а это было 8 февраля этого года, в экспозиции не было. Как объяснила экскурсовод, выставка динамична, поэтому время от времени какие-то машины отправляются в другие музеи, например, в тот, что есть Горьковском автозаводе, или на съемки телевизионных передач, или для участия в историческом параде на Красной площади.

IMG 20200208 153301 копия

В левом верхнем углу на фотографии ниже - портрет директора музея Елены Власовой (она также запечатлена на странице китайского каталога несколькими снимками выше). Она, в отличие от экскурсовода, которая знакомит посетителей с автомобилями и эпохой, в которой они получили свое рождение и признание, охотно рассказывает об истории самого музея.

IMG 20200208 153252 копия

Основал его муж Елены Дмитрий (руководитель АО "РИАТ", название которого расшифровывается, как "ремонт и изготовление автотехники), который на каком-то этапе своей жизни увлекся реставрацией ретро-автомобилей. Экспозиция располагается в помещении бывшей столовой Ивановского авторемонтного завода (ИАРЗ), который в советское время был главным партнером ГАЗа, чем, видимо, и объясняется то, что продукция горьковского завода доминирует над остальной техникой.

На входе всех посетителей встречают администраторы, сидящие за стойкой и продающие билеты (200 рэ - для взрослых, 70 рэ - для школьников, студентов-очников и пенсионеров) и сувенирную продукцию, а также большой красный стенд с названием музея.

IMG_20200208_154624-KOPIY.jpg

В день моего визита осмотр начинался с лимонного цвета "ушастого" "Запорожца".

IMG 20200208 151209 копия

IMG 20200208 151152 копия

Далее, если идти по часовой стрелке, расположился очень редкий для нынешних времен ГАЗ-А в кузове "фаэтон".

IMG 20200208 151425 копия

Экскурсовод сказала, что машина на ходу.

IMG 20200208 151514 копия


этот кадр, как нельзя кстати, характеризует расхожее мнение о том, что изолента - самое главное изобретение для ремонта чего-либо

IMG 20200208 151502 копия

IMG 20200208 151443 копия

Далее стояли два брата-близнеца ГАЗ-69, собранные на Ульяновском автомобильном заводе.

IMG 20200208 151325 копия

IMG 20200208 151350 копия


фото для тех, кто забыл, как выглядит управление "козликом"

IMG 20200208 150304 копия

После этих отечественных джипов экспозиция делает поворот на 90% и упирается в "Волгу" ГАЗ-24-12,

IMG_20200208_145306-KOPIY.jpg

которая соседствует с "Жигулем" ВАЗ-21033, который я почему-то забыл сфотографировать, поэтому переходим в основной зал музея, где, как я уже говорил, превалирует продукция ГАЗа,

IMG_20200208_145259-KOPIY.jpg

а по левой стороне так вообще черным-черно от автомобилей представительского класса в виде "Чаек" и других чиновничьих машин, но начинается осмотр с 21-й "Волги".

IMG 20200208 151024 копия

За ней ГАЗ-12 ЗиМ,

IMG 20200208 151001 копия

IMG 20200208 150856 копия

IMG 20200208 150847 копия

ГАЗ-13С "Черный доктор" (в прошлом году этот "зловещий" благодаря своей славе и функционалу автомобиль принял участие в ретро-ралли "Нижний Новгород".),

IMG 20200208 150655 копия

IMG 20200208 150632 копия

IMG 20200208 150613 копия

и ЗиЛовский лимузин.

IMG 20200208 150534 копия

IMG 20200208 150514 копия

У самой дальней стены расположились два легендарных грузовика - ГАЗ-АА

IMG 20200208 150424 1

У правой стены машин меньше. Здесь встретился в удивительной степени сохранности ЗиС,

IMG 20200208 150745 копия

гоночная Lada, которую музею подарил ее пилот, завершивший выступления на ней,

IMG_20200208_150917-KOPIY.jpg

ну и "Победа" в кузове "кабриолет", которую можно видеть на общем снимке, размещенном выше.

После большого зала осмотр экспозиции продолжается вдоль стены параллельной входу, где стоят две ВАЗовские модели - 2102

IMG 20200208 151640 копия

IMG 20200208 151534 копия

IMG 20200208 154535 копия

"Копейку" музею продал за 50 тысяч рублей местный автосалон, в который машину практически в идеальном состоянии привезли на утилизацию, то есть сознательность менеджеров позволила сохранить такой великолепный раритет.

IMG 20200208 151700 копия

Ну и завершает экспозицию снова продукция ГАЗа. Например, "Волга" ГАЗ-22М 1978 года выпуска. Экскурсовод рассказала, что машины в таком кузове советским гражданам практически не продавали, так как автомобили преимущественно поставлялись для нужд различных служб и ведомств (скорая помощь, полиция, авиация и т.д), но вот директор цирка на Цветном бульваре Юрий Никулин сумел заиметь себе такую "Волгу" вроде как для нужд возглавляемого им заведения, но часто пользовался таким универсалом и в личных целях.

IMG 20200208 152302 копия

Рядом стоят разноцветные "Волги" 21-й серии двух разных поколений

IMG 20200208 152223 копия

IMG 20200208 152210 копия

и внедорожная "Победа" ГАЗ-М72.

IMG 20200208 152139 копия

IMG 20200208 152120 копия

Впрочем, часть экспонатов, крупногабаритных, так сказать, выставлены на улице. Это пожарный автомобиль на базе ГАЗ-51,

IMG 20200208 155207 копия

IMG 20200208 155152 копия

IMG 20200208 155139 копия

IMG 20200208 155130 копия

IMG 20200208 155112 копия

IMG 20200208 155049 копия

IMG 20200208 155041 копия

IMG 20200208 155016 копия

IMG 20200208 154953 копия

IMG 20200208 154917 копия

IMG 20200208 155332 копия

IMG 20200208 155349 копия

IMG 20200208 154853 копия

IMG 20200208 154911 копия

Что понравилось в музее, так это то, что он небольшой, и времени на осмотр машин тратится не очень много. Экскурсовод рассказывает интересно, но для широкого круга посетителей, а еще симпатично выглядит фон стен, на котором представлены автомобили. Также весьма демократичная цена посещения. Из минусов отмечу то, что полноценно разглядывать те или иные экспонаты мешают картины, наличие которых рядом для меня осталось загадкой. Ну и по причине не самых больших выставочных площадей осмотреть машины с кормы, за редким исключением, не представляется возможным. В ближайшее время музей расширяться не планирует, равно как и пополнять коллекцию экспонатов, так как реставрация - дело все-таки затратное.

Отмечу, что помимо машин, стоить обратить внимание на информационные таблички, стоящие рядом с ними, так как помимо технической информации, на них можно увидеть, какие есть аналоги у представленного автомобиля и в каком фильме его сородичи принимали участие. Например, не снятый мной ВАЗ-21033, по мнению составителей экспозиции, на внешнем рынке конкурировал с Fiat 124 и PAL Premier, а что касается кино, то "трешка" была задействована в съемках "Иронии судьбы" и в "Невероятных приключениях итальянцев в России".


ГАЗ-69 конкурировал с автомобилем Stoever Тип 40, а проявил себя в картине "Ко мне, Мухтар".


А зарубежными аналогами внедорожной "Победы" считаются Fiat 1900 и Standart Vanguard, собратья ГАЗ-М72 "засветились" в фильмах "Покер" и "Инспектор Купер".


Есть еще в музее любопытный документ, представляющий свод правил, составленных в 1924 году для гужевого транспорта, велосипедов и автомобилей. Общий характер предписаний таков, что лошади в городе были в приоритете, но и обязанностей их извозчики имели не мало.


Завершая рассказ о музее, скажу что работает он четыре дня в неделю - с четверга по воскресенье - с 12:00 до 18:00. Основной наплыв посетителей приходится на новогодние праздники и лето. Если в день экспозицию осмотрели 150 человек - то это весьма ощутимая цифра.

В начале войны на этом месте располагался авторемонтный завод, восстанавливающий грузовики и автобусы.
За всё время Великой Отечественной через Ивановский АРЗ прошло более 3700 автомобилей.
К концу 80-х огромное предприятие ещё могло функционировать, однако переход страны к рыночным отношениям в 90-ых практически добил завод, на базе которого возникло многоплановое предприятие "Риат".
Мастерские переехали за город, а на месте ремонтных цехов появились производственные и торговые организации.
Впрочем, историю здесь не забывают, приглашая жителей и гостей Иванова посетить Музей советского автопрома.
В музее выставлено множество уникальных машин в прекраснейшем состоянии и стоимостью до нескольких десятков миллионов рублей…
Смотрим!

IMG_0100 copy.jpg

1. Иваново. Как подъехать к музею смотрим здесь.
Большая бесплатная стоянка в наличии.

IMG_0103 copy.jpg

2. Совсем небольшая цена вопроса.
И скажу сразу: оно того стоит однозначно.

IMG_0137 copy.jpg

3. Воу-воу.
Три помещения в которых установлено 23 автомобиля. Говорят, в загашничке и ещё есть.
Каждый авто полностью восстановлен, на ходу, и имеет свои государственные номера со всеми вытекающими.
Кстати, в этом году музею исполнилось 5 лет.

IMG_0108 copy.jpg

4. Всё сразу хочется трогать, ибо машины в идеальном состоянии. Но…
ГАЗ-21 "Волга". 33 регион, земляки!
Все экспонаты представлены частными коллекционерами и иногда выезжают на ретро-шоу федерального уровня.
Никакой аренды машин на свадьбы и прочие корпоративы нет.

IMG_0109 copy.jpg

5. Помимо автовыставки, в музее проводятся различные выставки-пленэры с участием художников, коллекционеров.
Сейчас вот вместе с представительскими авто глаз посетителя радуют разнообразные натюрморты.

IMG_0140 copy.jpg

6. Ещё вот столы для автомобильных фанатов есть.

IMG_0110 copy.jpg

7. Конфета "ЗИМ".
Или ГАЗ-12. Горьковский автозавод в конце 40-х назывался Заводом им.Молотова.
Вообще, это первое представительское авто ГАЗа, если что.

IMG_0113 copy.jpg

8. Агрессивный анфас "Чайки".
Перед таким ликом ГАЗа-13 вся челядь рассасывалась вдоль стен подальше от дороги.

IMG_0125 copy.jpg

9. Ух…

IMG_0124 copy.jpg

10. К сожалению, внутрь нельзя.

IMG_0116 copy.jpg

11. Рядом очень похожий ГАЗ-13, но с приставкой "С".

IMG_0117 copy.jpg

12. Многие взглянув на его корму, решат, что это катафалк.
Но нет. "Всего лишь" автомобиль скорой помощи, правда, для высшей номенклатуры.
Из выпущенных в середине 70-хх двадцати таких авто в живых сохранилось лишь двенадцать.
Стоимость машинки сейчас достигает 15 миллионов рублей.

IMG_0120 copy.jpg

13. Статус ощущается даже в неподвижном состоянии. И без Членов внутри.

IMG_0123 copy.jpg

14. Снова "Чайка".
ГАЗ-14. Ручная сборка, все дела.
На Украине до 2008 года на кабриолете именно этой модели принимали военные парады.

IMG_0122 copy.jpg

15. Модный уже ЗИЛ-41047, который начал производиться с восхождением на царство Михаила Сергеевича.
У нас принимали парады на таких кабриолетах до появления "Аурусов".
Огромный!

IMG_0121 copy.jpg

16. Всё наше богатство, а впрочем и свобода, "добывались"-таки на деревянных военных полуторках.
Типичный Форд, который тоже был с приставкой "АА".
В музее по секрету сказали, что все наши ГАЗы — это форды с небольшими конструктивными изменениями.
В музее ещё мотики есть, но я в них вообще не разбираюсь.

IMG_0107 copy.jpg

17. На таком кабриолете я бы погарцевал вокруг Золотых ворот.
ГАЗ М-21. Какой цвет…

IMG_0111 copy.jpg

18. Ну какая прелесть, а…

IMG_0112 copy.jpg

19. "Обстрелянная" lada.
С какого-то патриотического автопробега, видимо.

IMG_0114 copy.jpg

20. Наверное, самый дорогой экспонат музея.
ЗИС-110. Первый послевоенный советский автомобиль. Конкретно этот экземпляр восстанавливали целых 3 года практически из металлолома.
140 "лошадей", расход 23 литра на сотку.

IMG_0119 copy.jpg

21. Стоят такие красавцы сейчас от 20 до 40 миллионов…
Внутри диваны так диваны!

IMG_0126 copy.jpg

22. Красота.

IMG_0106 copy.jpg

23. Из относительной классики есть Волга, пара жигулёнков.

IMG_0105 copy.jpg

24. С Наступающим, кстати!

IMG_0131 copy.jpg

25. Шикарный универсал ГАЗ-22М.
Какое всё-таки прекрасное состояние, а?

IMG_0144 copy.jpg

26. Снова "Волга" ГАЗ-21.
Смешной лягушёнок.

IMG_0133 copy.jpg

27. Любимая "Победа" ГАЗ М-72 в шикарном окрасе.
Полный привод!

IMG_0134 copy.jpg

28.

IMG_0127 copy.jpg

29. Отдельное место выделено "ушастому" запорожцу.

IMG_0128 copy.jpg

30. Несколько ГАЗов.
Один, вероятно, только готовится к реставрации.
В соседнем беленьком можно посидеть, сделать пару кадров в инстаграм.

IMG_0129 copy.jpg

31. Адаптивная приборная панель внушает чувство непревзойденной уверенности на дороге.

IMG_0130 copy.jpg

32. Новёхонькие!

IMG_0136 copy.jpg

33. В музее можно не только полюбоваться на машины, но и прикупить понравившуюся. Модель.
Кому дорого, можно ограничиться кружкой или набором фотографий/журналов.

IMG_0142 copy.jpg

34. История есть и на улице.
ПАЗики, такие как справа, я ещё застал. Картошку собирать в колхозы ездили. Ух, и подбрасывало их…

IMG_0143 copy.jpg

35. Пожарный ГАЗ-51.

IMG_0141 copy.jpg

36. Патриотический УралЗИС-5.
Второй по массовости после "полуторки" грузовой советский автомобиль.
На фоне баварских фасадов ресторана "Риатовский пивовар" смотрится необычно.
Кстати, в "пивоваре" можно очень достойно и откушать, сам пробовал не раз.

Вот такой вот замечательный музей.
Мальчишкам всех возрастов рекомендую однозначно!

Спасибо за знакомство с городом и его музеями Администрации г.Иванова и Союзу городов Золотого кольца!


Если вам понравился этот материал, я буду благодарен если вы поделитесь им в социальных сетях:





Кроме основной экспозиции, там ещё имеет место тематическое оформление.
Сегодня оно посвящено юбилею Ивановского футбольного клуба - не удивляйтесь мячам и атрибутике в кадрах:

















И - правительственные машины:















А вот с детства знакомая машина класса "грузовой люкс", которую запросто можно было встретить в городе:




Что здесь делает велосипед, я так и не узнал.
К футболистам он тоже, по-видимому, не относится:


И современность моего детства:







Всё-таки прогресс не стоит на месте.
Посмотрите, как плохо было с безопасностью даже в правительственных Чайках:


Ни подголовников, ни ремней безопасности!
Зато каковы интерьеры!


А это уже более доступная модель:


Но ведь ничего, ездили, делали большие дела.
А потом машина превратилась из средства передвижения в роскошь.
И всё, что с ними связано, перестало иметь хоть сколько-нибудь экономический характер: зарплаты росли (у моих родителей в кризис на сберкнижке пропала сумма на три жигулёнка), но бюрократия из всего создавала искусственный дефицит, чтобы оправдать своё "место под солнцем". А затем и обосновывать перестали - просто провозгласили капитализм, взяли всё, чем управляли, и дело с концом.


Город Иваново в народном фольклоре ассоциируется с невестами. Знатоки истории отметят, что Иваново знаменито ткацкой промышленностью. В действительности, невесты в Иваново не стоят на витринах, а ситцевые платочки на местных рынках теперь сплошь китайские. Но чего у города не отнять, так это любви к автомобильной и специальной технике.

Начнем с того, что Иваново — это город с богатейшими традициями авторемонта. Еще с сороковых годов прошлого века в городе существовал Ивановский Авторемонтный Завод. За период Великой Отечественной, ивановские авторемонтники вернули в строй почти четыре тысячи единиц техники — ГАЗ-ММ, ГАЗ-АА, ЗИС-5.
После войны предприятие специализировалось на капитальном ремонте полного цикла ГАЗ-51, ГАЗ-52, ГАЗ-53, автобусов КАВЗ. В общем, завод успешно чинил нижегородскую технику, благо до Нижнего из Иваново не так уж далеко.

Во время перестройки завод постепенно скатывался туда же, куда и вся остальная промышленность. Но с приходом на завод нового директора — Дмитрия Борисовича Власова, для предприятия началась новая эра — приватизация, перепрофилирование. Ивановский опытно-экспериментальный авторемонтный завод превратился в АО "РИАТ" (ремонт и изготовление автотехники).

Сегодня "РИАТ" — диверсифицированная группа компаний, которая занимается всем подряд — от сельского хозяйства, до торговли продуктами; в группу входит, например, 12 супермаркетов, животноводческие хозяйства, три хлебобулочных комбината и тот самый Плесский Пивной Дом, пиво из которого я упоминал в прошлом посте. Ну, и конечно же, не забыт в РИАТе и собственно авторемонтный завод, на базе которого в 2014 году и появился первый в Иваново автомобильный музей, расположенной на улице Парижской Коммуны, 16.


Скажу сразу, "Музей советского автопрома" — маленький музей, как по количеству экспонатов, так и по площади, но посещение этой экспозиции стоит потраченных на билет 150 рублей (для школьников, студентов, пенсионеров цена билета втрое ниже, а для детей до 6 лет вход бесплатный). Музей работает с четверга по воскресенье, с 12 до 18 часов.

В музее также проводятся экскурсии для групп по цене от 700 до 1000 рублей за группу от 10 до 30 человек. Но самое интересное предложение — это VIP-экскурсия, для группы не более четырех человек. За 3000 рублей вам не только все расскажут и покажут, но и… дадут полноценно заглянуть в салоны автомобилей. Это возможно далеко не во всех музеях… Если бы я знал о такой возможности заранее, я бы, пожалуй, не пожалел денег. В общем, имейте в виду.

Коллекция собрана лично Борисом Власовым — сыном директора РИАТ Дмитрия Борисовича. Часть автомобилей отреставрирована до оригинального состояния, а часть доведена до красоты при использовании современных запчастей. С музейной точки зрения, это, возможно, неправильно, но все автомобили выглядят просто превосходно.

Первый экспонат, встречающий гостей — ГАЗ 67, точнее, его реплика на современных агрегатах УАЗ; салон тоже уже новый, как и покрышки. Но кузов восстановлен классно. А чего стоят только эти бережно сделанные чехлы на фары!

Читайте также: