Музей советского автопрома иваново доклад
Обновлено: 01.05.2024
Иваново известен на всю Россию двумя своими полуофициальными статусами - "город невест" и "столица текстиля". Однако с недавних пор в Иванове, на улице Парижской Коммуны, 16 появилась еще одна местная туристическая достопримечательность - Музей советского автопрома. Найти его можно по характерной инсталляции над входом.
Автомобиль, водруженный на козырек, - это ГАЗ-М20 "Победа" в ранней советской милицейской "ливрее".
Музей открылся менее пяти лет назад, но уже занесен в отечественный каталог, который называется "Частные музеи России. Самородки России", выпущенный в Москве в 2019 году, и в китайский каталог для путешественников.
Обратите внимание, на этой фотографии запечатлен автомобиль, которого в тот момент, когда я знакомился с экспонатами, а это было 8 февраля этого года, в экспозиции не было. Как объяснила экскурсовод, выставка динамична, поэтому время от времени какие-то машины отправляются в другие музеи, например, в тот, что есть Горьковском автозаводе, или на съемки телевизионных передач, или для участия в историческом параде на Красной площади.
В левом верхнем углу на фотографии ниже - портрет директора музея Елены Власовой (она также запечатлена на странице китайского каталога несколькими снимками выше). Она, в отличие от экскурсовода, которая знакомит посетителей с автомобилями и эпохой, в которой они получили свое рождение и признание, охотно рассказывает об истории самого музея.
Основал его муж Елены Дмитрий (руководитель АО "РИАТ", название которого расшифровывается, как "ремонт и изготовление автотехники), который на каком-то этапе своей жизни увлекся реставрацией ретро-автомобилей. Экспозиция располагается в помещении бывшей столовой Ивановского авторемонтного завода (ИАРЗ), который в советское время был главным партнером ГАЗа, чем, видимо, и объясняется то, что продукция горьковского завода доминирует над остальной техникой.
На входе всех посетителей встречают администраторы, сидящие за стойкой и продающие билеты (200 рэ - для взрослых, 70 рэ - для школьников, студентов-очников и пенсионеров) и сувенирную продукцию, а также большой красный стенд с названием музея.
В день моего визита осмотр начинался с лимонного цвета "ушастого" "Запорожца".
Далее, если идти по часовой стрелке, расположился очень редкий для нынешних времен ГАЗ-А в кузове "фаэтон".
Экскурсовод сказала, что машина на ходу.
этот кадр, как нельзя кстати, характеризует расхожее мнение о том, что изолента - самое главное изобретение для ремонта чего-либо
Далее стояли два брата-близнеца ГАЗ-69, собранные на Ульяновском автомобильном заводе.
фото для тех, кто забыл, как выглядит управление "козликом"
После этих отечественных джипов экспозиция делает поворот на 90% и упирается в "Волгу" ГАЗ-24-12,
которая соседствует с "Жигулем" ВАЗ-21033, который я почему-то забыл сфотографировать, поэтому переходим в основной зал музея, где, как я уже говорил, превалирует продукция ГАЗа,
а по левой стороне так вообще черным-черно от автомобилей представительского класса в виде "Чаек" и других чиновничьих машин, но начинается осмотр с 21-й "Волги".
За ней ГАЗ-12 ЗиМ,
ГАЗ-13С "Черный доктор" (в прошлом году этот "зловещий" благодаря своей славе и функционалу автомобиль принял участие в ретро-ралли "Нижний Новгород".),
и ЗиЛовский лимузин.
У самой дальней стены расположились два легендарных грузовика - ГАЗ-АА
У правой стены машин меньше. Здесь встретился в удивительной степени сохранности ЗиС,
гоночная Lada, которую музею подарил ее пилот, завершивший выступления на ней,
ну и "Победа" в кузове "кабриолет", которую можно видеть на общем снимке, размещенном выше.
После большого зала осмотр экспозиции продолжается вдоль стены параллельной входу, где стоят две ВАЗовские модели - 2102
"Копейку" музею продал за 50 тысяч рублей местный автосалон, в который машину практически в идеальном состоянии привезли на утилизацию, то есть сознательность менеджеров позволила сохранить такой великолепный раритет.
Ну и завершает экспозицию снова продукция ГАЗа. Например, "Волга" ГАЗ-22М 1978 года выпуска. Экскурсовод рассказала, что машины в таком кузове советским гражданам практически не продавали, так как автомобили преимущественно поставлялись для нужд различных служб и ведомств (скорая помощь, полиция, авиация и т.д), но вот директор цирка на Цветном бульваре Юрий Никулин сумел заиметь себе такую "Волгу" вроде как для нужд возглавляемого им заведения, но часто пользовался таким универсалом и в личных целях.
Рядом стоят разноцветные "Волги" 21-й серии двух разных поколений
и внедорожная "Победа" ГАЗ-М72.
Впрочем, часть экспонатов, крупногабаритных, так сказать, выставлены на улице. Это пожарный автомобиль на базе ГАЗ-51,
Что понравилось в музее, так это то, что он небольшой, и времени на осмотр машин тратится не очень много. Экскурсовод рассказывает интересно, но для широкого круга посетителей, а еще симпатично выглядит фон стен, на котором представлены автомобили. Также весьма демократичная цена посещения. Из минусов отмечу то, что полноценно разглядывать те или иные экспонаты мешают картины, наличие которых рядом для меня осталось загадкой. Ну и по причине не самых больших выставочных площадей осмотреть машины с кормы, за редким исключением, не представляется возможным. В ближайшее время музей расширяться не планирует, равно как и пополнять коллекцию экспонатов, так как реставрация - дело все-таки затратное.
Отмечу, что помимо машин, стоить обратить внимание на информационные таблички, стоящие рядом с ними, так как помимо технической информации, на них можно увидеть, какие есть аналоги у представленного автомобиля и в каком фильме его сородичи принимали участие. Например, не снятый мной ВАЗ-21033, по мнению составителей экспозиции, на внешнем рынке конкурировал с Fiat 124 и PAL Premier, а что касается кино, то "трешка" была задействована в съемках "Иронии судьбы" и в "Невероятных приключениях итальянцев в России".
ГАЗ-69 конкурировал с автомобилем Stoever Тип 40, а проявил себя в картине "Ко мне, Мухтар".
А зарубежными аналогами внедорожной "Победы" считаются Fiat 1900 и Standart Vanguard, собратья ГАЗ-М72 "засветились" в фильмах "Покер" и "Инспектор Купер".
Есть еще в музее любопытный документ, представляющий свод правил, составленных в 1924 году для гужевого транспорта, велосипедов и автомобилей. Общий характер предписаний таков, что лошади в городе были в приоритете, но и обязанностей их извозчики имели не мало.
Завершая рассказ о музее, скажу что работает он четыре дня в неделю - с четверга по воскресенье - с 12:00 до 18:00. Основной наплыв посетителей приходится на новогодние праздники и лето. Если в день экспозицию осмотрели 150 человек - то это весьма ощутимая цифра.
В начале войны на этом месте располагался авторемонтный завод, восстанавливающий грузовики и автобусы.
За всё время Великой Отечественной через Ивановский АРЗ прошло более 3700 автомобилей.
К концу 80-х огромное предприятие ещё могло функционировать, однако переход страны к рыночным отношениям в 90-ых практически добил завод, на базе которого возникло многоплановое предприятие "Риат".
Мастерские переехали за город, а на месте ремонтных цехов появились производственные и торговые организации.
Впрочем, историю здесь не забывают, приглашая жителей и гостей Иванова посетить Музей советского автопрома.
В музее выставлено множество уникальных машин в прекраснейшем состоянии и стоимостью до нескольких десятков миллионов рублей…
Смотрим!
1. Иваново. Как подъехать к музею смотрим здесь.
Большая бесплатная стоянка в наличии.
2. Совсем небольшая цена вопроса.
И скажу сразу: оно того стоит однозначно.
3. Воу-воу.
Три помещения в которых установлено 23 автомобиля. Говорят, в загашничке и ещё есть.
Каждый авто полностью восстановлен, на ходу, и имеет свои государственные номера со всеми вытекающими.
Кстати, в этом году музею исполнилось 5 лет.
4. Всё сразу хочется трогать, ибо машины в идеальном состоянии. Но…
ГАЗ-21 "Волга". 33 регион, земляки!
Все экспонаты представлены частными коллекционерами и иногда выезжают на ретро-шоу федерального уровня.
Никакой аренды машин на свадьбы и прочие корпоративы нет.
5. Помимо автовыставки, в музее проводятся различные выставки-пленэры с участием художников, коллекционеров.
Сейчас вот вместе с представительскими авто глаз посетителя радуют разнообразные натюрморты.
6. Ещё вот столы для автомобильных фанатов есть.
7. Конфета "ЗИМ".
Или ГАЗ-12. Горьковский автозавод в конце 40-х назывался Заводом им.Молотова.
Вообще, это первое представительское авто ГАЗа, если что.
8. Агрессивный анфас "Чайки".
Перед таким ликом ГАЗа-13 вся челядь рассасывалась вдоль стен подальше от дороги.
9. Ух…
10. К сожалению, внутрь нельзя.
11. Рядом очень похожий ГАЗ-13, но с приставкой "С".
12. Многие взглянув на его корму, решат, что это катафалк.
Но нет. "Всего лишь" автомобиль скорой помощи, правда, для высшей номенклатуры.
Из выпущенных в середине 70-хх двадцати таких авто в живых сохранилось лишь двенадцать.
Стоимость машинки сейчас достигает 15 миллионов рублей.
13. Статус ощущается даже в неподвижном состоянии. И без Членов внутри.
14. Снова "Чайка".
ГАЗ-14. Ручная сборка, все дела.
На Украине до 2008 года на кабриолете именно этой модели принимали военные парады.
15. Модный уже ЗИЛ-41047, который начал производиться с восхождением на царство Михаила Сергеевича.
У нас принимали парады на таких кабриолетах до появления "Аурусов".
Огромный!
16. Всё наше богатство, а впрочем и свобода, "добывались"-таки на деревянных военных полуторках.
Типичный Форд, который тоже был с приставкой "АА".
В музее по секрету сказали, что все наши ГАЗы — это форды с небольшими конструктивными изменениями.
В музее ещё мотики есть, но я в них вообще не разбираюсь.
17. На таком кабриолете я бы погарцевал вокруг Золотых ворот.
ГАЗ М-21. Какой цвет…
18. Ну какая прелесть, а…
19. "Обстрелянная" lada.
С какого-то патриотического автопробега, видимо.
20. Наверное, самый дорогой экспонат музея.
ЗИС-110. Первый послевоенный советский автомобиль. Конкретно этот экземпляр восстанавливали целых 3 года практически из металлолома.
140 "лошадей", расход 23 литра на сотку.
21. Стоят такие красавцы сейчас от 20 до 40 миллионов…
Внутри диваны так диваны!
22. Красота.
23. Из относительной классики есть Волга, пара жигулёнков.
24. С Наступающим, кстати!
25. Шикарный универсал ГАЗ-22М.
Какое всё-таки прекрасное состояние, а?
26. Снова "Волга" ГАЗ-21.
Смешной лягушёнок.
27. Любимая "Победа" ГАЗ М-72 в шикарном окрасе.
Полный привод!
28.
29. Отдельное место выделено "ушастому" запорожцу.
30. Несколько ГАЗов.
Один, вероятно, только готовится к реставрации.
В соседнем беленьком можно посидеть, сделать пару кадров в инстаграм.
31. Адаптивная приборная панель внушает чувство непревзойденной уверенности на дороге.
32. Новёхонькие!
33. В музее можно не только полюбоваться на машины, но и прикупить понравившуюся. Модель.
Кому дорого, можно ограничиться кружкой или набором фотографий/журналов.
34. История есть и на улице.
ПАЗики, такие как справа, я ещё застал. Картошку собирать в колхозы ездили. Ух, и подбрасывало их…
35. Пожарный ГАЗ-51.
36. Патриотический УралЗИС-5.
Второй по массовости после "полуторки" грузовой советский автомобиль.
На фоне баварских фасадов ресторана "Риатовский пивовар" смотрится необычно.
Кстати, в "пивоваре" можно очень достойно и откушать, сам пробовал не раз.
Вот такой вот замечательный музей.
Мальчишкам всех возрастов рекомендую однозначно!
Спасибо за знакомство с городом и его музеями Администрации г.Иванова и Союзу городов Золотого кольца!
Если вам понравился этот материал, я буду благодарен если вы поделитесь им в социальных сетях:
Кроме основной экспозиции, там ещё имеет место тематическое оформление.
Сегодня оно посвящено юбилею Ивановского футбольного клуба - не удивляйтесь мячам и атрибутике в кадрах:
И - правительственные машины:
А вот с детства знакомая машина класса "грузовой люкс", которую запросто можно было встретить в городе:
Что здесь делает велосипед, я так и не узнал.
К футболистам он тоже, по-видимому, не относится:
И современность моего детства:
Всё-таки прогресс не стоит на месте.
Посмотрите, как плохо было с безопасностью даже в правительственных Чайках:
Ни подголовников, ни ремней безопасности!
Зато каковы интерьеры!
А это уже более доступная модель:
Но ведь ничего, ездили, делали большие дела.
А потом машина превратилась из средства передвижения в роскошь.
И всё, что с ними связано, перестало иметь хоть сколько-нибудь экономический характер: зарплаты росли (у моих родителей в кризис на сберкнижке пропала сумма на три жигулёнка), но бюрократия из всего создавала искусственный дефицит, чтобы оправдать своё "место под солнцем". А затем и обосновывать перестали - просто провозгласили капитализм, взяли всё, чем управляли, и дело с концом.
Город Иваново в народном фольклоре ассоциируется с невестами. Знатоки истории отметят, что Иваново знаменито ткацкой промышленностью. В действительности, невесты в Иваново не стоят на витринах, а ситцевые платочки на местных рынках теперь сплошь китайские. Но чего у города не отнять, так это любви к автомобильной и специальной технике.
Начнем с того, что Иваново — это город с богатейшими традициями авторемонта. Еще с сороковых годов прошлого века в городе существовал Ивановский Авторемонтный Завод. За период Великой Отечественной, ивановские авторемонтники вернули в строй почти четыре тысячи единиц техники — ГАЗ-ММ, ГАЗ-АА, ЗИС-5.
После войны предприятие специализировалось на капитальном ремонте полного цикла ГАЗ-51, ГАЗ-52, ГАЗ-53, автобусов КАВЗ. В общем, завод успешно чинил нижегородскую технику, благо до Нижнего из Иваново не так уж далеко.
Во время перестройки завод постепенно скатывался туда же, куда и вся остальная промышленность. Но с приходом на завод нового директора — Дмитрия Борисовича Власова, для предприятия началась новая эра — приватизация, перепрофилирование. Ивановский опытно-экспериментальный авторемонтный завод превратился в АО "РИАТ" (ремонт и изготовление автотехники).
Сегодня "РИАТ" — диверсифицированная группа компаний, которая занимается всем подряд — от сельского хозяйства, до торговли продуктами; в группу входит, например, 12 супермаркетов, животноводческие хозяйства, три хлебобулочных комбината и тот самый Плесский Пивной Дом, пиво из которого я упоминал в прошлом посте. Ну, и конечно же, не забыт в РИАТе и собственно авторемонтный завод, на базе которого в 2014 году и появился первый в Иваново автомобильный музей, расположенной на улице Парижской Коммуны, 16.
Скажу сразу, "Музей советского автопрома" — маленький музей, как по количеству экспонатов, так и по площади, но посещение этой экспозиции стоит потраченных на билет 150 рублей (для школьников, студентов, пенсионеров цена билета втрое ниже, а для детей до 6 лет вход бесплатный). Музей работает с четверга по воскресенье, с 12 до 18 часов.
В музее также проводятся экскурсии для групп по цене от 700 до 1000 рублей за группу от 10 до 30 человек. Но самое интересное предложение — это VIP-экскурсия, для группы не более четырех человек. За 3000 рублей вам не только все расскажут и покажут, но и… дадут полноценно заглянуть в салоны автомобилей. Это возможно далеко не во всех музеях… Если бы я знал о такой возможности заранее, я бы, пожалуй, не пожалел денег. В общем, имейте в виду.
Коллекция собрана лично Борисом Власовым — сыном директора РИАТ Дмитрия Борисовича. Часть автомобилей отреставрирована до оригинального состояния, а часть доведена до красоты при использовании современных запчастей. С музейной точки зрения, это, возможно, неправильно, но все автомобили выглядят просто превосходно.
Первый экспонат, встречающий гостей — ГАЗ 67, точнее, его реплика на современных агрегатах УАЗ; салон тоже уже новый, как и покрышки. Но кузов восстановлен классно. А чего стоят только эти бережно сделанные чехлы на фары!
Читайте также: