Конституционный строй испании доклад

Обновлено: 16.05.2024

Вложенные файлы: 1 файл

Конституция испании курсовая.docx

федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего

Университет имени О. Е. Кутафина

Кафедра конституционного и муниципального права

Ананьина Инна Вячеславовна

Конституционное право Испании.

студента 11 группы, 2 курса

очной формы обучения

кандидат юридических наук, доцент Сергеев А.Л.

Дата сдачи: __________________

Дата рецензирования: _________

Дата защиты: ________________

1.Введение.

Испания обладает богатыми и сложными конституционными традициями. Первая конституция в этой стране была выработана в 1812 году Кортесами, вынужденными заседать в Кадисе - главном городе одноименной провинции на юге Испании - во время сопротивления французской оккупации. Испанская история богата революционными событиями: лишь в XIX веке было пять революций, порождавших какие-либо акты конституционного уровня. С государственно-правовой точки зрения Испания всегда тяготела к монархической форме правления. Лишь две республики с непродолжительным сроком существования.

Испания прошла сложный период государственно-правового развития, оставаясь до середины 70-х годов XX столетия последним европейским государством с фашистским политическим режимом. Примерно за полтора века в Испании было принято семь конституций различного содержания и направленности: 1812, 1831, 1834, 1837, 1845, 1869, 1876 годов.

Со второй половины 70-х годов XX века Испания вступила в период широких демократических преобразований. Этот процесс начался после тридцатишестилетней диктатуры генерала Франко, установленной в результате поражения республиканцев в гражданской войне. В период франкистской диктатуры механизм власти строился, прежде всего, с учетом принципов вождизма, полной централизации государственного управления, отсутствия каких-либо конституционных гарантий прав личности. Источником всей власти являлся диктатор Ф. Франко

Испания – унитарное государство с высокой степенью децентрализации. В административно- территориальном отношении страна делится на 50 провинций, входящих в 17 автономных сообществ. Три последние (Каталония, Страна Басков и Галисия) образованы по национальному принципу на территории проживания соответствующих коренных народов – каталонцев, басков, галисийцев. Эти сообщества, а также Андалусия, обладают наиболее высокой степенью автономии по сравнению со всеми остальными.

Действует Конституция 1978 г. По форме правления Испания является конституционной парламентской монархией. Политический режим демократический.

Я считаю, что конституционное право Испании интересно своей самобытностью, его изучение поможет лучше понять менталитет народа, проживающего в Испании, что является важной составляющей, в современном интеграционном процессе. Также, Испания является одной из немногих стран, которая прошла долгий путь конституционного развития.

Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение конституционного права Испании.

Для реализации данной цели необходимо реализовать следующие задачи:

    1. используя различные источники (научные монографии, учебники по истории Испании, информационные ресурсы Интернета), изучить конституционное развитие Испании.
    2. изучить Конституцию Испании, 1987 года
    3. но основе изученной и анализа Конституции Испании сделать вывод конституционном строе страны.

2. Общая характеристика Конституции Испании 1978 года.

Конституция 1978 г. (ее официальное название - Испанская конституция) восприняла как испанские конституционные традиции, так и опыт других стран - доктринальный, выражающийся в заимствовании идей, и нормативный, представляющий собой использование конкретных нормативных решений.

Нельзя не отметить значительного влияния, которое оказали на текст Конституции социалистические идеи. Во всяком случае, тенденция к социализации конституционного права проявилась здесь весьма отчетливо. Это прослеживается и в общих основах конституционного строя, и в конституционном регулировании прав, свобод и обязанностей, отразившем наличие социальных общностей с различными интересами и отношения между ними.

Конституция состоит из преамбулы, вступительного раздела, 10 разделов, часть из которых делится на главы, включает также четыре дополнительных положения, девять переходных положений, отменительное положение и заключительное положение.

В преамбуле и вступительном разделе определены идеологические и политические основы государства, характеризующие его демократическую модель. Так, в статье 1 провозглашается, что Испания конституируется в социальное, демократическое, правовое государство и что высшими ценностями его правового строя являются свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм. Национальный суверенитет принадлежит испанскому народу, от которого исходят власти государства. Политической формой государства является парламентарная монархия1.
Конституция закрепила демократический характер испанского государства, основывающегося на трех основных постулатах - принадлежности испанскому народу национального суверенитета, о чем уже говорилось; политическом плюрализме, одной из основных целей которого является свободное образование политических партий, выражающих и формирующих народное мнение2; участии народа в политической жизни посредством голосования.

Установлено далее, в статье 2, что Конституция опирается на нерушимое единство испанской нации, на общую и неделимую родину всех испанцев, под которыми понимаются не только этнические испанцы, но вообще совершеннолетние испанские граждане. Конституционно признаются и гарантируются право на автономию составляющих Испанию национальностей и регионов и солидарность между ними3.
В качестве официального государственного языка Испании статья 3 Конституции определяет кастильское наречие испанского языка. Все испанцы обязаны знать его и имеют право им пользоваться. Другие языки Испании являются также официальными в соответствующих автономных сообществах согласно их уставам. Богатство различных языковых проявлений в Испании представляет собой ее культурное наследие и пользуется особым уважением и охраной4.

В статье 4 установлен официальный цвет флага Испании, а в статье 5 указано, что столицей Испании является Мадрид5.

Последовательность конституционных институтов, содержащихся в высшем законе страны, характерна для современных демократических конституций. В первой части провозглашаются основные права и обязанности, во второй части определен статус Короны, в третьей - Генеральных кортесов (парламента), в четвертой - Правительства и Администрации, в пятой регулируются отношения между Правительством и Генеральными кортесами, шестая часть посвящена судебной власти, седьмая - экономике и финансам, восьмая - территориальной организации государства, девятая часть устанавливает основы статуса Конституционного трибунала и, наконец, в десятой части содержится порядок проведения конституционной реформы.

В дополнительных положениях содержатся некоторые оговорки к отдельным положениям Конституции, носящие, по сути, переходный характер.

Собственно переходные положения Конституции относятся в основном к реформированию политико-территориального устройства, вытекающему из принципиально нового регулирования Конституцией этого института, к преобразованию Кортесов в предусмотренные Конституцией Генеральные кортесы, а также к разделению первого Конституционного трибунала на три группы членов в связи с тем, что он должен обновляться по третям.

Отменительное положение отменило Закон о политической реформе, а также ряд франкистских законов конституционного характера, некоторые акты прошлого века, а также объявило отмененными все положения, которые противоречат Конституции.

Конституция Испании и испанское государство

Основополагающие законы Королевства Испании собраны в Конституции Испании, одобренной на референдуме 6 декабря 1978 года и вступившей в силу 29 декабря того же года.

Принципы, на которых основывается Конституция Испании:

  • уважение прав человека и законов справедливого порядка;
  • защита особенностей всех народов Испании;
  • развитие социально-экономической системы для обеспечения достойного качества жизни для всех;
  • сотрудничество для укрепления мира и взаимных отношений между всеми народами Земли.

Политическая организация Испании согласно Конституции Испании

Национальный суверенитет принадлежит испанскому народу. Конституция Королевства Испании основана на неразрывном единстве Испании, общей и неделимой родины всех испанцев. Признается и гарантируется также право на автономию национальностей и регионов и солидарность среди всех.

Гарантом Конституции Испании является Конституционный суд, он независим от всех ветвей власти и только связан с Конституцией и фундаментальным законом Конституционного суда.

Конституцией Испании определен государственный флаг Королевства, а также признается право автономий Испании иметь свои собственные флаги, которые могут использоваться вместе с государственным испанским флагом.

Согласно Конституции Испании официальным государственным языком устанавливается испанский (кастильский), который обязаны знать все граждане Королевства. Также наряду с кастильским признаются официальными другие испанские языки в каждой автономии: в Каталонии (аранский и каталонский), в Галисии (галисийский), на Балеарских островах (каталонский), в области Валенсия (валенсийский), в Наварре и Стране Басков (баскский). В этих областях местный национальный язык вместе с кастильским присутствует в образовательной системе и официальных государственных документах.

Столица Испании – Мадрид, является столицей со второй половины XVI века, ранее столичными городами были Толедо и Вальядолид.

Король Испании – глава государства и символ единства Испании. В Конституции Испании признаются две основные функции короля: он является высшим представителем государства на национальном и международном уровнях, а также следит за функционированием всех институтов. Кроме того, король провозглашает законы, провозглашает членов правительства по предложению Президента Правительства и является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил Испании.

В Испании могут быть коронованы и мужчины, и женщины. Официальная резиденция королей – Паласио Реал (Мадрид), но королевская семья проживает во Дворце Сарсуэла.

Хуан Карлос I Бурбон был королем Испании с 22 декабря 1975 года до 19 июня 2014 года. Во время его правления Испания была провозглашена демократическим государством, вступила в Европейский союз и достигла высокого политического и социально-экономического развития. После отречения от престола Хуана Карлоса королем стал его прямой наследник Филипп VI.

В тексте Конституции Испании провозглашается разделение трех ветвей власти: законодательной, судебной и исполнительной

  • Исполнительная власть представлена правительством Испании, которое занимается внутренней и внешней политикой, гражданским и военным управлением государства. Правительство состоит из президента и министров.
  • Законодательная власть представлена парламентом Испании (Las Cortes Generales), который представляет народ и состоит из двух палат: Конгресс депутатов и Сенат. Согласно Конституции Испании сновные функция парламента – это создавать и принимать государственные законы, утверждать госбюджет и контролировать деятельность правительства, выбирать Президента правительства. В Конгрессе депутатов обычно от 300 до 400 человек (сейчас их 350), в Сенате количество участников также может меняться, на сегодняшний день их 266.
  • Судебная власть представлена судами и магистратами, основная функция которых – провозглашение правосудия, исходящего из народа. Основой организации судов является принцип юрисдикционного единства. Генеральный совет судебной власти (CGPJ) является автономным органом (состоящим из судей и других юристов), осуществляющим государственные функции судебной власти в целях обеспечения независимости судей.

Вооруженные силы Испании и Силы безопасности находятся под контролем правительства, и основной функцией их является защита свободного осуществления прав и свобод и гарантия общественной безопасности. Основные органы безопасности:

  • Вооруженные силы, состоящие из ВВС, ВМФ и Сухопутных войск. Они подчиняются приказам короля, но за их деятельностью следит Министерство обороны.
  • Силы гражданской безопасности:

– на национальном уровне: Национальная полиция и Гражданская гвардия, находятся под руководством Министерства внутренних дел;

– на уровне автономий: независимые автономные полицейские силы, которые подчиняются соответствующим органам внутренних дел автономий (к примеру, в Каталонии это Mossos d´Esquadra);

– на местном уровне – Муниципальная полиция.

Государственные органы Испании

  • Консультативные органы правительства – Государственный Совет и Совет по социально-экономическим делам.
  • Некоторые органы относятся к соответствующим министерствам Испании: Испанское метеорологическое агентство, Налоговая служба, Департамент транспорта, Институт внешней торговли Испании, Институт Сервантеса, Институт по делам женщин и равных возможностей для всех, Национальный институт статистики и т.д.
  • Государственные органы и должностные лица от испанского парламента – Омбудсмен и Счетная палата.

Способы общения с гражданами правительства и органов автономий

  • Официальный государственный бюллетень (BOE), различные бюллетени-отчеты автономий, где публикуется информация о законах, указах, назначениях и т.д.
  • С другой стороны, государственные административные органы оснащены различными системами для общения с гражданами: личный прием, электронная почта и телефон (по таким номерам, как, например, 060).

Территориально-административная организация Испании

В тексте Конституции Испании 1978 года было утверждено, что Королевство Испании по административной структуре делится на автономные сообщества, провинции и муниципалитеты. На каждом уровне государственные учреждения имеют автономию в управлении на местах.

В Испании насчитывается 17 автономных сообществ и 2 автономных города (Сеута и Мелилья).

Согласно Конституции Испании институтами управления автономных сообществ являются: законодательное собрание (избирается всеобщим голосованием среди жителей), руководящий совет, обладающий исполнительными функциями, и президент, который в дополнение к своей функции исполнительной власти представляет автономное сообщество.

В Испании – 50 провинций, сюда можно добавить два города – Сеута и Мелилья. Насчитывается 8122 муниципалитета.

Конституция Испании и население

Испания – пятое по численности населения государство Европейского союза, по данным на 2014 год здесь проживает 46 512 199 человек. Также это вторая по площади страна ЕС после Франции – 505 944 кв. км.

Конституция Испании устанавливает право создания и существования различных ассоциаций населения, таких как политические партии, профсоюзы, религиозные конфессии, ассоциации потребителей и пользователей, профессиональные организации. Что касается участия в политической жизни, то основной способ участия населения – это право избирательного голоса для всех испанцев. Согласно Конституции Испании выборы провозглашаются всеобщие, свободные, равные, прямые и тайные.

Выборы могут быть европейские (для выбора представителей Испании в Европейском парламенте), общие, автономные и локальные. В Испании признана многопартийная система как на национальном, так и на автономном уровне.

В Конституции Испании также признается право на объединение и существование профсоюзов как организаций по защите прав трудящихся. Профсоюзные организации имеют большой вес, представители самых многочисленных синдикатов и профсоюзов участвуют в консультативном органе по экономическим вопросам государства, которым является Совет по социально-экономическим делам.

Центр услуг в Испании


Метки: испания, правительство, язык, суд, автономии, население, министерство, король, конституция, государство, вооруженные силы, королевство, исполнительная власть, органы, устройство, организация, избирательное право, законодательная власть, судебная власть

Испания обладает богатыми и сложными конституционными традициями. Первая конституция в этой стране была выработана в 1812 году Кортесами, вынужденными заседать в Кадисе во время сопротивления французской оккупации. Испанская история богата революционными событиями: лишь в XIX веке было пять революций, порождавших какие-либо акты конституционного уровня. С государственно-правовой точки зрения Испания всегда тяготела к монархической форме правления. Лишь две республики с непродолжительным сроком существования ( Первая в 1873 — 1875 гг., Вторая — в 1931 — 1939 гг.) известны в истории страны. Современная конституционная история отправной точкой имеет смерть Ф. Франко, последовавшую 20 ноября 1975 года

В результате этого события в стране не образовался вакуум власти, потому что продолжали существовать институты прежнего авторитарного режима. Военно-фашистская диктатура в Испании была установлена в результате мятежа и войны против республики, начавшейся в июле 1936 года. Конституционная легализация режима заняла почти тридцать лет и окончательное оформление франкистской конституции произошло лишь 10 января 1967 года, когда был промульгирован последний из семи основных законов. Совокупность этих законов вполне охватывала круг вопросов, регулируемых конституциями зарубежных государств.

Основной закон 1978 г. отразил как испанские традиции, так и впитал в себя зарубежный конституционный опыт — нормативный и доктринальный. Если первый из них выражался в заимствовании конкретных юридических норм, то второй — в форме включения в акт идей общего характера и во влиянии на законодателя при обсуждении и принятии основного закона Можно указать на влияние конституций ФРГ 1949 г. и Италии 1947 г. на разработку положений об автономии; соответствующих статей итальянской конституции на статус Конституционного суда; положений основных законов ФРГ, Италии, Португалии — на формулировку ряда прав и свобод граждан;

французской конституции 1946 г. и германской 1949 г. — на институт ответственности правительства перед Конгрессом депутатов; шведской конституции 1975 г. — на значительное число элементов статуса главы государства.

Другими словами, Основные принципы претендовали на бесконечное существование. Вот некоторые из этих принципов.

«Статья V. В качестве основы национальное содружество имеет человека, как носителя вечных ценностей, и семью, являющуюся основой социальной жизни; личные и коллективные интересы всегда должны быть подчинены общему благу Нации, созданными прошлыми и живущими поколениями. В равной мере закон защищает права всех испанцев.

Статья VI. Естественные ассоциации общества — семья, коммуна и профсоюз — базовые структуры национального содружества. Установления и корпорации иного характера, отвечающие социальным потребностям, с общими интересами, должны защищаться с тем, чтобы они могли эффективно участвовать в совершенствовании целей национального сообщества.

Статья VIL Испанский народ, объединенный в юридическую организацию, создаваемую постулатами власти, свободы и служения, образует национальное государство. В рамках незыблемых принципов Национального движения и всех принципов, сформулированных в Законе о наследовании и в других основных законах, политической формой этого государства является традиционная католическая, социальная и. представительная монархия.

Статья VIII. Представительный характер политической организации является фундаментальным принципом наших политических институтов. Народ участвует в выполнении задач законодательного характера и в осуществлении других функций, имеющих общий интерес, через посредство семьи, коммуны, профсоюзов и различных объединений, признаваемых законом для этих целей. Любая другая политическая организация, находящаяся вне этой представительной системы, будет незаконной.

В отличие от французской 1958 г. и германской 1949 г. конституций, преамбулы которых являются их составными частями, испанская юридическая доктрина не рассматривает эту часть основного закона как имеющую обязательную юридическую силу. На преамбулы нельзя ссылаться при обращении в Конституционный суд или в обычные суды, но эта часть акта учитывается судьями при толковании конституционных норм, поскольку она указывает намерения, цели, положенные учредителями в основание конституции.

Основной закон 1978 г. построен по классическому западноевропейскому образцу; он содержит основные структурные элементы, присущие актам такого уровня в этом регионе, и включает преамбулу, общие положения, раздел о правах и обязанностях, об основных принципах социальной и экономической политики, разделы об органах государственной власти, об экономике и хозяйстве, о территориальной организации государства, о Конституционном суде, об изменении конституции, а также дополнительные, переходные, отменяющие и заключительные положения.

Наиболее заметными в этом законе стали нормы о правах и свободах, о юридических и других гарантиях реализации конституционных предписаний в этой области, а также нормы об экономике и хозяйстве и международно-правовые статьи.

Пятьдесят пять статей первого раздела из общего числа 169, составляющих основной закон, посвящены правам, свободам и обязанностям граждан. Первый абзац 10 статьи конституции содержит своего рода философское обоснование прав и свобод, которое зиждется на естественной теории их происхождения:

Свобода и равенство граждан и их групп, согласно п. 2 статьи 9 конституции, должны быть действительными и эффективными и в связи с этим государственные органы и службы должны создавать условия для обеспечения этих прав. Статьи 47 — 51 указывают некоторые гарантии для этого; правда, только в 50 статье прямо говорится о материальных гарантиях пенсионного обеспечения, а в других — об участии государства в реализации ряда прав и свобод. Очевидно, что такое участие предполагает и материальные предпосылки.

Конституция 1978 г. разрешила национальную проблему, предоставив статус автономии составным частям Испании (раздел VIII, статьи 137 — 158) Была распределена компетенция между центром и автономными сообществами. В настоящее время территория страны включает муниципалитеты, провинции и автономные сообщества. Эти единицы управляются своими органами. Конституция точно не указала перечня автономных сообществ; каждое из них должно само выработать свой статут, но в рамках действующего основного закона. В настоящее время имеется 17 таких сообществ. Статья 149 содержит перечень областей регулирования, в которых государство имеет исключительную компетенцию, а статья 148 — компетенцию, могущую быть включенной в статут автономного сообщества. Сообщества, которые получили автономию с соблюдением специальной процедуры статья 151 конституции (Каталония, Страна басков, Голисия и Андалузия) также обладают правом на полномочия, статьей 149 не отнесенной исключительно к ведению государства и на полномочия, не перечисленные в статьях 148 и 149 конституции.

Закрепленная в конституции структура государственных органов относительно проста: функции главы государства принадлежат королю, законодательная власть — Генеральным кортесам, исполнительная — правительству; Конституционный суд — орган конституционной юстиции.

Вопрос о монархии был предметом многочисленных дебатов при создании конституции и большинство политических партий выступали за учреждение этого института. Только Испанская рабочая социалистическая партия и ее союзники, в частности, социалисты Каталонии, требовали введения республиканской формы правления. По их мнению, должна быть восстановлена именно эта форма правления, упраздненная гражданской войной и франкизмом. Исходя из формальных положений конституции, вытекает, что невыборная монархия противоречит провозглашенным принципам национального суверенитета и демократии. Против учреждения монархии был использован и тот аргумент, что пост монарха был учрежден Ф. Франко.

Испанский парламент — Генеральные кортесы, — включающие Конгресс депутатов и Сенат, в целом следует западноевропейской модели и коренным образом отличается от квазипарламента, существовавшего при Ф. Франко. Члены Кортесов — прокурадоры — принадлежали к пяти основным категориям, из которых только одна избиралась прямым голосованием:

1. члены по праву (всего 125 или почти четверть палаты); в эту группу входило 19 членов правительства, 99 национальных советников, председатели высшего трибунала юстиции, Государственного совета, Высшего совета военной юстиции. Счетного трибунала и Совета национальной экономики, президента Испанского института и Высшего совета научных исследований;

2. двадцать пять членов, назначавшихся главой государства;

Испанские Кортесы по конституции 1978 г. формируются всеобщими, прямыми и равными выборами при тайном голосовании, причем нижняя палата — Конгресс депутатов избирается по пропорциональной системе, а Сенат — палата территориального представительства — по такой же системе, но каждая провинция представлена четырьмя сенаторами, а некоторые острова имеют иное представительство.

Из особенностей организации палат Генеральных кортесов следует указать на существование постоянных депутатских комиссий из 21 члена в каждой из них; они осуществляют полномочия палат, когда те распущены или их полномочия истекли, или если палаты не созваны. Постоянные депутатские комиссии имеют право требовать созыва палат на чрезвычайные сессии (п. 2 ст. 73 ); когда Генеральные кортесы распущены или их мандат истек, то эти комиссии принимают декреты-законы, которые им передаются правительством (п. 2 ст. 86); эти комиссии, кроме того, информируются правительством при объявлении состояния угрозы и введения осадного положения (пп. 2 и 4 ст. 116). В межсессионный период названные комиссии осуществляют все полномочия Генеральных кортесов. Они отчитываются перед палатами о принятых решениях.

Наиболее прогрессивным новшеством в конституции 1978 г. считается учреждение Конституционного суда, продолжившего традиции соответствующего органа Второй республики. Основной закон 1931 г. создал Суд конституционных гарантий, деятельность которого была прервана гражданской войной. Конституционный суд коренным образом отличается от института надзора, образованного Ф. Франко в 1967 г., особенностью которого было не наблюдение за соподчиненностью и соответствием юридических норм основному закону страны, а наблюдение за соответствием таких норм идеологическим установкам франкизма. Высшим органом надзора был Совет королевства, который доводил рассматриваемое дело до сведения главы государства (т. е. Ф. Франко).

Конституционный суд обладает широкой компетенцией и рассматривает не только соответствие актов (органических законов, простых законов, статутов автономных сообществ, международных договоров, регламентов палат Генеральных кортесов, законов, актов и нормативных положений, имеющих силу закона, автономных сообществ) конституции, но и жалобы и ходатайства граждан на нарушение их конституционных прав и свобод. Суд разбирает конфликты о распределении компетенции между государством и автономными сообществами или различными сообществами, а также конфликты между конституционными органами государства (последняя компетенция предоставлена органическим законом от 3 октября 1979 г.), т. е. между правительством, Конгрессом депутатов, Сенатом, Генеральным советом судебной власти, и обладает некоторыми другими полномочиями (например, в предварительном порядке рассматривает проекты статутов автономных сообществ).

В целом основной закон 1978 г. отразил основные тенденции конституционного развития послевоенной Европы: нововведения заметны во всех частях конституции: в правах и свободах граждан, в структуре центральных органов власти, во взаимоотношениях парламента и правительства, в учреждении и компетенции органа конституционной юстиции, во включении международно-правовых положений. В то же время этот акт содержит и национальные черты и решает проблемы собственно испанского происхождения (например, национальный вопрос).

Целью данной работы является дать общую картину развития особенности конституции Испании. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
- дать характеристику особенности Конституции Испании;
- изучить конституционно-правовое регулирование Испании;
- обозначить основные тенденции развития Конституция Испании.

Содержание

Введение……………………………………………. …………………………. 3
Глава I Конституция Испании…………………………………………. ……5
Общая характеристика Конституции…………………………….…..5
1.2 Основные права и обязанности………………………………….…. 7
1.3 Понятие Народный защитник…………………………………. …..11
Глава II Конституционно-правовое регулирование государства……….15
2.1 Вышие органы государственной власти и управлен……………….15
2.2 Организация правительства Испании……………………………….19
2.3 Взаимоотношения Правительства с парламентом…………………23
Заключение…………………………………………………………………………26
Библиографический список ………. ………………………………………….28

Прикрепленные файлы: 1 файл

Особенности конституции Испании.doc

Основы конституционного права Испании

Глава I Конституция Испании…………………………………………. ……5

1.2 Основные права и обязанности………………………………….…. 7

1.3 Понятие Народный защитник…………………………………. …..11

Глава II Конституционно-правовое регулирование государства……….15

2.1 Вышие органы государственной власти и управлен……………….15

2.2 Организация правительства Испании……………………………….19

2.3 Взаимоотношения Правительства с парламентом…………………23

Библиографический список ………. ………………………………………….28

Конституция Испании представляет собой демократическую модель управления государства и включает преамбулу, вводные положения, разделы, дополнительные, переходные и заключительные положения. В преамбуле и первых статьях закреплены идеологические и политические основы государства. К основным принципам Конституция Испании относятся: права гражданина Испании, правовой, демократический, социальный статус государства.

Испания является унитарным государством с широкой национальной автономией. На территории Испанского государства действует много автономных сообществ, которые объединены в национальные автономии. Конституцией закреплены два языка – испанский (кастильский), который обязаны знать все граждане Испании, и собственно язык самого сообщества.

В Конституции Испании четко оговорены основные аспекты: регулирование заключений международных договоров, правовое положение иностранцев и лиц без гражданства. Также в конституции прописаны правила экстрадиции и процесс и условия предоставления политического и гражданского убежища. В положениях основного раздела конституции Испании прописаны правила международных и внутригосударственных норм, степень участия страны в международных организациях. Также конституция четко описывает возможности участия в национальных проектах самого государства.

Важнейшие положения конституции - основы конституционного строя, права и свободы человека, статус монархии - изменяются в особо сложном порядке; сначала изменения важнейших положений принимаются 2/3 голосов депутатов каждой из палат Генеральных кортесов, затем Генеральные кортесы распускаются и проводятся новые выборы; вновь избранные Генеральные кортесы должны вновь одобрить эти изменения опять 2/3 голосов членов каждой из палат, после чего дважды принятые поправки в обязательном порядке выносятся на всенародное обсуждение - референдум.1

Объектом исследования являются особенности конституции Испании.

Предметом исследования являются особенности конституции Испании.

Целью данной работы является дать общую картину развития особенности конституции Испании. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

- дать характеристику особенности Конституции Испании;

- изучить конституционно-правовое регулирование Испании;

- обозначить основные тенденции развития Конституция Испании.

Глава I Конституция Испании

На содержание испанской Конституции оказали влияние принятые ранее конституционные акты ряда европейских демократических государств. В частности, Конституция Италии 1947 г. и Основной закон ФРГ 1949 г. оказали влияние на разделы испанской Конституции об автономных образованиях, о правах и свободах граждан, о Конституционном суде; шведская Конституция 1975 г. и Конституции других скандинавских стран — на правовое положение главы государства — Короля и на институт народного защитника (омбудсмана), и т. д.

Многие конституционные положения были впоследствии дополнены органическим и обычным законодательством, существенно детализировавшим конституционные нормы. Среди них: органические законы о регулировании различных видов референдума, о Конституционном суде, о народном защитнике, о Генеральном совете судебной власти, о Государственном совете, о религиозной свободе, о регулировании права на объединение и др.

По порядку изменения Конституции испанская Конституция относится к разряду так называемых "жестких" конституций. Инициатива пересмотра Конституции осуществляется в соответствии с разделом X "О конституционной реформе". Право законодательной инициативы принадлежит Правительству, конгрессу депутатов и ассамблеям региональных автономных объединений. Проекты изменений Конституции должны быть приняты обеими палатами Генеральных кортесов (парламента) большинством в три пятых состава каждой палаты. Если согласия между палатами по поправкам к Конституции не достигнуто, то при условии, что Сенат (верхняя палата) примет указанный текст абсолютным большинством своих членов, Конгресс депутатов (нижняя палата) может принять его двумя третями голосов. Одобренный Генеральными кортесами проект реформы выносится на референдум для ра тификации, если на то будет ходатайство в течение 15 дней после его одобрения одной десятой числа голосов любой из палат.

Если вносится предложение о полном пересмотре Конституции или частичном ее пересмотре, затрагивающем вводный раздел, главу вторую "Права и свободы", часть первую раздела I "Обосновных правах и публичных свободах" или раздел II "О короне", необходимо одобрение большинством двух третей числа членов каждой палаты, после чего Генеральные кортесы распускаются. Вновь избранные палаты могут одобрить проект новой Конституции большинством в две трети голосов каждой палаты, после чего проект передается для его утверждения на референдум. Во время войны, а также при предусмотренных ст. 116 Конституции состояний угрозы, чрезвычайного или осадного положения инициатива реформы Конституции не может быть предпринята.

По содержанию испанская Конституция 1978 г. Представляет собой развернутую Конституцию, включающую преамбулу, 10 разделов, состоящих из 169 статей основного текста, а также дополнительные и переходные постановления. В преамбуле Конституции от имени испанской нации декларируется необходимость установления справедливости, свободы, безопасности, а также благополучие всех людей, составляющих эту нацию. В преамбуле определены основные цели развития нового государства, такие, как гарантия демократического сосуществования в соответствии со справедливым экономическим и социальным порядком, установление правового государства с обеспечением верховенства закона, обеспечение гражданских прав, прогресса, культуры и экономики, построения передового демократического общества и сотрудничества в целях укрепления мирных отношений между народами.2

В соответствии с текстом Конституции Испания провозглашена правовым социальным и демократическим государством, в котором высшими ценностями являются свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм, а в качестве формы правления устанавливается парламентарная монархия. Национальный суверенитет принадлежит испанскому народу, который формирует все властные структуры государства. Закрепляется в качестве важнейшего принципа принцип автономии для национальностей и

регионов, входящих в состав Испании на принципах солидарности между ними. Принцип политического плюрализма также является одним из основных. В соответствии с ним политические партии участвуют в формировании и выражении народной воли и являются основными элементами политического участия. Конституция закрепляет свободный характер их создания и функционирования, при обязательном условии демократических принципов их деятельности и структурной организации. Те же принципы распространяются и на создание и функционирование и таких массовых организаций, как профсоюзы трудящихся и ассоциации предпринимателей. Конституция в специальной ст. 7 определяет в качестве главной задачи вооруженных сил гарантию суверенитета и независимости Испании, защиту ее территориальной целостности и конституционного порядка. При этом организация вооруженных сил определяется специальным органическим законом и строится в соответствии с принципами Конституции.3

1.2 Основные права и обязанности

Конституция Испании в довольно подробной форме закрепляет основные права и обязанности граждан страны. В этом отношении основной закон Испании по своему содержанию является одним из наиболее демократичных в Европе. Появление такого раздела объясняется, видимо, длительным периодом отсутствия демократических прав и свобод человека и гражданина в Испании в период франкистской диктатуры. Поэтому вполне закономерно, что Конституция 1978 г. в качестве основы политического порядка и социального мира провозглашает достоинство личности, нерушимость ее неотъемлемых прав, свободное развитие личности, уважение личности к закону и правам других людей. При этом нормы, обеспечивающие основные права и свободы, закрепленные Конституцией, соответствуют Всеобщей декларации прав человека, международным договорам и соглашениям по тем же вопросам, ратифицированным Испанией. При этом публичные власти в соответствии с Конституционными нормами обеспечивают условия действительного и эффективного осуществления принципов свободы и равенства, свободного участия всех граждан в политической, экономической, культурной и социальной жизни страны.

Конституция закрепляет широкий спектр личных прав и свобод человека. Провозглашается право каждого на жизнь, на физическую и моральную неприкосновенность, запрещено подвергать кого-либо пыткам, негуманным или унизительным наказаниям. Наказание в виде смертной казни отменено, за исключением случаев, предусмотренных военными уголовными законами в военное время. Конституция гарантирует свободу идеологии, вероисповедания и отправления культов, при этом никто не обязан

объявлять о своей идеологии, религии или верованиях.

Конституция довольно осторожно подходит к проблеме взаимоотношений государства и церкви. При этом никакая религия не может быть государственной, однако публичные власти должны принимать во внимание религиозные верования испанского общества и поддерживать соответствующие отношения сотрудничества с Католической церковью и другими концессиями. Эта конституционная норма крайне важна для Испании, традиционно являющейся католической страной.

Конституционные положения по вопросам религии дополняет принятый 5 июля 1980 г. Органический закон "О свободе вероисповедания", который детально регулирует отношения, связанные с вероисповеданием и отправлением религиозных культов. Закон подтверждает, что свобода вероисповедания и отправления религиозных культов в Испании гарантируется государством. Дискриминация по религиозным мотивам запрещена.

Вместе с тем Органический закон детализирует понятие свободы вероисповедания и отправления религиозных культов. В законе под данной свободой понимается возможность любого лица свободно исповедовать избранную им религию или не исповедовать никакой, менять свое вероисповедание или совсем отказываться от него, открыто демонстрировать свои религиозные убеждения или их отсутствие, отмечать свои конфессиональные праздники, заключать брак в соответствии с установлениями своей конфессии, быть похороненным в соответствии с конфессиональным ритуалом, публично проповедовать свои религиозные воззрения и т. д.4

Законом предусмотрено право церквей, конфессий и религиозных обществ устанавливать места отправления религиозных культов, равно как и поддерживать отношения с другими конфессиями, находящимися на национальной территории и за границей. Вне сферы защиты данного закона находится деятельность, связанная с теоретическими изысканиями и практическими опытами в области парапсихологии, равно как и организации, осуществляющие данную деятельность и спекулирующие метафизическим знанием.

Конституция провозглашает право каждого на свободу и безопасность. Предварительное заключение не может продолжаться более 72 часов, по истечении которых задержанный должен быть либо освобожден, либо передан судебным властям. Задержанному гарантируется при осуществлении полицейских и судебных актов присутствие адвоката. К важнейшим личным правам Конституция относит право каждого на честь, интимную, личную и семейную жизнь, на собственное имя, на неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, в том числе почтовой, теле-графной и телефонной, право испанцев свободно избирать свое местожительство и передвигаться по национальной террито-рии, а также право свободно въезжать в Испанию и выезжать из нее на основании закона. Причем это последнее право не может быть ограничено по политическим или идеологическим соображениям.

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Студентки 3-го курса очной формы обучения, отделения международных отношений и зарубежного регионоведения (ЗР)

История конституционного строя Испании Современное королевство Испания является парламентарной монархией. Однако, эта страна прошла сложный период государственно-правового развития, и даже пережила несколько политических режимов, а именно: абсолютная монархия, республика, фашистская диктатура, прежде чем вернуться опять к монархии, но уже в ограниченном виде.

Современная конституция Испанского государства была принята в 1978 г. До этого документа за все время существования Испании было принято семь конституций, разной направленности, отвечавших требованиям времени их принятия и отражавших серьезные социально - экономические изменения в стране.

Есть большое сходство между первыми испанскими конституциями и конституциями Франции, что неудивительно, так как первым документом конституционного характера, созданным для Испании, была Байоннская конституция (Хартия) 7 июля 1808 г., "подаренная" испанскому народу при вступлении на испанский престол брата Наполеона I - Жозефа Бонапарта. Но данная Конституция осталась конституцией провозглашенной, но не вступившей в силу и не действовавшей, потому что в ее создании не принимали участие испанцы, а также они вообще не принимали и не признавали французский оккупационный режим, однако, некоторые вещи были заимствованы при составлении уже действительно испанской конституции. Она была принята в Кадисе 18 марта 1812 г.

Конституция 18 марта 1812 г. установила классический двухпалатный парламент (учредительные кортесы), избираемый населением. Эта Конституция устанавливала принцип разделения властей, впервые нация была провозглашена источником суверенитета (нация определялась как общность испанцев обоих полушарий, т. е. европейской части и Латинской Америки). Закреплялась конституционная монархия. Король совместно с Кортесами осуществлял законодательную власть. Он же (король) вместе с семью министрами осуществлял исполнительную власть.

Важнейшее значение имели закрепление единой судебной власти, несменяемость судей, гражданские права и свободы, принцип равенства всех испанцев перед законом, свобода слова, печати. Отмечалось и отмечается в литературе, что важнейшее влияние на раздел о правах и свободах оказала французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Таким образом, французское влияние на Испанию того времени было амбивалентным - не только оккупация и установление своей власти, но и распространение идей равенства и гражданских свобод.

Все последующие испанские конституции, имевшие демократический характер, основывались на основных принципах и положениях Конституции 18 марта 1812 г.

В период, когда Испанию возглавлял Франсиско Франко Баамонде (Franco Bahamonde) (1939-1975), пришедший к власти после поражения республиканцев в

Читайте также: