Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка и литературы доклад

Обновлено: 07.07.2024

Войти через uID

Основной задачей, которая стоит перед учителем русского языка, является формирование навыков грамотного письма. Чтобы добиться хороших результатов у всех учащихся, необходима кропотливая работа по формированию орфографической и пунктуационной грамотности. Для этого работа учителя и учащихся направлена как на изучение орфографических и пунктуационных правил, так и на применение их на практике.

Считаю, что писать на уроке надо много. В своей работе по формированию орфографической зоркости на уроках использую различные виды диктантов.

1. Зрительный диктант.

На доске записано несколько предложений или текст. Текст читается, выделяются наиболее значимые орфограммы, объясняется их правописание. Отдельные слова и предложения проговариваются. Обращается внимание и на пунктуацию. Затем учащиеся пишут текст под диктовку.

2. Диктант с подсказкой.

Зная правило, учащиеся не всегда могут его применять. Чтобы правило действовало, нужно направлять работу учащихся. Учитель сам дает учащимся часть условий действия орфографического правила. Что касается главного условия, учащиеся выполняют самостоятельно, выбирая нужную орфограмму.

3. Диктант с продолжением.

Учащиеся в столбик записывают диктуемые слова. Затем диктант проверяется, учащиеся обозначают орфограммы. Далее учащиеся к каждому слову диктанта придумывают и записывают рядом слова с этой же орфограммой.

4. Диктант со сравнением.

Учащиеся записывают слова на одно орфографическое правило. Например, "Буква а и о в корнях с чередованием” (вырасти – выросли). В результате сравнения учащиеся приобретают навыки разграничения трудных написаний, выявляя сходное и различное.

5. Выборочный диктант.

Учащимся предлагается из трех типов или видов орфограмм выбрать только одну и во время диктанта из каждых трех продиктованных слов записать только одно с выбранной орфограммой.

Например, правописание безударной гласной в корне слова.

А) Гласная, проверяемая ударением. Б) Гласная, проверяемая орфографическим правилом. В) Непроверяемая гласная. (Выращивать, корова, лесной, винегрет, проросли, положение, дождливый).

6. Диктанты с элементами игры.

Заниматься выработкой орфографических навыков необходимо постоянно, тем более что приемы работы разнообразны. Из этого разнообразия учителю нужно выбрать и апробировать те, которые более всего подходят для работы в отдельном классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности.

Известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3 - 4 классах.

В старших классах грамотность учащихся определенно снизилась, поэтому целесообразно продолжать работу над развитием орфографической зоркости и в старших классах.

Существует ряд причин снижения орфографической грамотности учеников:

чрезвычайно беден словарный запас школьников;

не развито умение связывать теорию с практикой;

снижен интерес к учёбе;

не усваивается то главное, что определяет культурный уровень человека;

невысок процент числа учащихся, обладающих прочными знаниями.

Часто учителя, работая над формированием орфографической зоркости учащихся, в первую очередь стремятся быстрее познакомить их с правилом и приступить к практическому применению. Это не рационально, так как ученики, выяснив какую букву надо вставить в слово, самостоятельно не могут использовать на практике изученные правила.

Навык грамотного письма формируется в процессе многократных упражнений. При систематической тренировке зоркость автоматизируется и становится частью орфографического навыка.

Использование разных видов работ с одной стороны разнообразит работу на уроке, вызывая активность учащихся, а с другой стороны способствует формированию орфографической зоркости.

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант – не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи.

Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.

Орфографическую работу необходимо реализовывать через:

углубление познавательных интересов;

чёткий отбор и продуманную структуру дидактического материала, разнообразие видов работ;

использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы;

повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе;

положительную самооценку: школьники должны постоянно убеждаться в своём успехе;

введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки навыков, знаний и умений;

организация взаимопомощи в коллективе, одобрение одноклассников, похвала за успех, пусть даже небольшой.

Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость:

1. Комментированное письмо.

2. Письмо с проговариванием.

3. Письмо с пропуском орфограмм.

4. Какографические упражнения.

Предусматривают исправления учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.

5. Письмо по памяти.

6. Работа с группой предложений по системе Федоренко.

Детям предлагается группа предложений. За определенное время учащиеся запоминают и самостоятельно записывают. Обязательно выполняется проверка и объяснение допущенных ошибок.

7. Списывание.

Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках:

- Внимательно прочитай предложение.

- Повтори его не заглядывая в текст.

- Подчеркни в предложении все орфограммы.

- Прочитай предложение орфографически.

- Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.

- Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.

- Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

Особое внимание необходимо уделять выборочному списыванию, что является подготовительной работой к написанию сочинений и изложений. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

1. Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное и т. д.

2. Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.

3. Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

4. Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.

5. Спиши слова определённой части речи.

6. Выпиши словосочетания.

8. Скоростное письмо.
Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:


1. Чтение текста хором с учителем.
2. Самостоятельное чтение хором.
3. Объяснение орфограмм (коллективно).
4. Считают количество предложений в тексте.
5. Чтение по предложениям.
6. Орфографическое чтение.
7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
9. Проверка написанного.

9. Диктанты.

- Предупредительный диктант.

- Объяснительный диктант.

- Выборочный диктант.

- Свободный диктант.

- Самодиктант.

- Зрительно-слуховой диктант.

- Словарный диктант.

10. Орфографические минутки.

- Минутки-переклички

- Устная работа с помощью сигнальных карточек

11. Орфографическое чтение.

Если ежедневно на каждом уроке отводить по 2 минуты для орфографического чтения, это принесет хороший результат.

12. Творческие работы.

- составление словарных диктантов;

Дети очень любят этот вид работы. Практика показывает, что умение детей диктовать себе помогает им избавиться от ошибок. Дети часто спрашивают, как писать то, или иное слово. Это является показателем вдумчивого отношения к работе.

13. Работа над ошибками.

Большое внимание в своей практике уделяю работе над ошибками. Она проводится после каждой проверенной учителем работы.

14. Игровые ситуации.

Игровые моменты, которые привлекают внимание детей к данной орфограмме и создают условия для мотивации обучения.

15. Ведение словарика и тетради-шпаргалки. К ним ученик может обратиться при затруднении в написании орфограммы и выяснить, как пишется слово и какое правило применить к написанию.

Алгоритмы – памятки. Они помогают учащимся развивать навыки самоконтроля.

Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости:

1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

2. Слуховой фактор. Ученик должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.

3. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание, так как надо писать.

Учитель обязательно должен знать, хорошо ли усвоено то, что он сегодня объяснял. Поэтому на каждом уроке стараюсь проводить самостоятельную работу, с помощью разнообразных упражнений, проводить орфографическую работу.

Доклад

Воспитание компетентного человека – главная задача образовательного процесса в современной школе. Это означает, что молодое поколение должно быть готово к творческой деятельности, иметь высокий уровень интеллектуаль- ного развития, владеть языковой культурой. Орфографическая грамотность – составная часть общей языковой культуры человека.

Актуальность избранной темы определяется рядом факторов: во-первых тем, что грамотность учащихся последнее время вызывает тревогу у педагогов и родителей; во-вторых, перед учителем стоит задача найти пути решения данной проблемы; в-третьих, особенно остро этот вопрос звучит в начальной школе, где закладываются основы правописания.

Какой объём знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать грамотно? Каковы способы усвоения орфограмм в начальных классах? Как организовать работу по повышению орфографической грамотности интересно и увлекательно? Почему зная правило, ученик пишет безграмотно? Это волнующие вопросы не только для меня, но и для всех учителей начальных классов.

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако решение этой задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Значит, умение обнаруживать орфограммы выступает этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Знание правила – это первый этап в формировании орфографического навыка. Применение правила на практике на основе алгоритма – второй этап, а различные виды упражнений, закрепляющих правило, - третий. Я считаю, что одна из главных целей на начальном этапе обучения – научить ребёнка безошибочно определять место орфограммы в слове и решать орфографические задачи.

Задачи реферата:

- рассмотреть пути развития орфографической зоркости младших школьников;

- показать приёмы формирования орфографических навыков;

- осветить роль занимательности и развитие познавательного интереса в процессе обучения орфографии.

По своей структуре реферат состоит из введения, в котором раскрыта актуальность данной темы, рассмотрены цели и задачи работы; двух глав и заключения.

В первой главе раскрывается понятие орфографической зоркости, основные условия её успешного формирования, рассматриваются виды упражнений по выработке грамотности учащихся.

Во второй главе рассматриваются приёмы формирования орфографического навыка и предлагаются занимательные упражнения для повышения интереса к орфографии.

В заключении подводится итог всей работы и общий вывод по данной теме.

По данной проблеме существует много литературы.

[9], в которой представлен познавательный материал по обучению грамоте, дидактические игры, которые помогут сделать русского языка интересным и занимательным.

Глава І. Развитие орфографической зоркости младших школьников

1.1. Понятие орфографической зоркости

Орфографическая зоркость развивается постепенно в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала. Учитель должен систематически и целенаправленно работать на каждом уроке над формированием орфографической зоркости. При систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка. Это обеспечивает успешное выполнение первого действия орфографической задачи: обнаружение орфограммы.

Когда начинать формирование орфографической зоркости? Это возможно уже в период обучения грамоте. Необходимо показывать школьника неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным, причём наблюдения вести от звука к букве.

Проводить работу по развитию орфографической зоркости нужно на каждом уроке русского языка. Для этого нужно спланировать работу заранее с учётом изучаемых и изученных орфограмм, а также возрастных и индивидуальных особенностей учащихся класса.

Фрагмент планирования материала

а) Орфографический диктант

Корова Бурёнка, щенок Барбос, собака Тузик, жеребёнок Орлик

б) Фонетический разбор

а) Орфографический диктант

Крольчата, встреча, ищут, Василий Чаплин

На дворе и за двором белый снег лежит ковром.

а) Орфографический диктант

Зайчата, угощают, качаются, молчу, ульи, гостья, вьюга, город Уфа

Толик Рожков и Петр Рябчиков – большие друзья

1.2. Основные условия успешного формирования орфографической зоркости

Каковы основные условия успешного формирования орфографической зоркости?

· Развитое умение слышать звучащее слово, то есть степень развития фонематического слуха.

· Знание опознавательных признаков орфограмм.

· Систематическая целенаправленная тренировка в нахождении орфограмм.

Развитию фонематического слуха способствуют:

· развитие дикции, упражнения по артикуляции звуков, выразительное чтение:

· упражнения в орфографическом проговаривании слов;

· упражнения в словообразовании и словоизменении;

· фонетический и морфологический разбор;

· фонетические упражнения занимательного характера.

Правильному артикулированию звуков, развитию дикции способствуют проведение фонетических зарядок, на которых учитель использует чистоговорки, скороговорки.

Коси коса, пока роса.

Щетинка у чушки, чешуйка у щучки.

Проворонила ворона воронёнка.

Ра – ра – ра, на улице жара.

Та – та – та, открываем ворота.

Ор – ор –ор, у нас есть помидор.

Для развития фонематического слуха надо выбирать упражнения разнообразные и интересные. Например.

1. Сначала произнеси слово так, как говорим, затем, как пишем: окно, моряк, грибы.

2. Измени слово так, чтобы получилось новое слово (роза – гроза): дар, стол, клад, шар.

3. В словах замените первый или последний звук, чтобы получилось новое слово: нос, ток, воз.

Перед тобой слово в звуковой одежде. Выбери для него буквенный костюм.

Назови слово [р’ и ф м а] , [ к' и т], [ к а н’ и к у л ы].

- безударность на корневом гласном;

- гласные а, о, и, е как наиболее опасные;

- место в слове: гласный находится в корне слова.

Умения, которые надо выработать у учащихся для проверки этой орфограммы: быстро и безошибочно определять место ударения в слове, находить в слове корень, подбирать родственные слова, выбирать из их числа проверочные. Для непроверяемых случаев – умение пользоваться словарём.

Важным условием успешного формирования орфографической зоркости является развитие и тренировка памяти.

1.3. Виды упражнений по выработке орфографической зоркости

Как говорилось ранее работу по развитию орфографической зоркости важно начинать в период обучения грамоте, когда ведётся аналитико – синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами. В этот период можно использовать такие упражнения:

- ежедневный звуковой анализ;

- способ протяжного интонирования звука в целом слове:

с - с- с- ыр, сы-ы-ы-р;

- приём трансформации (если закрою первую букву, какое слово получиться?) клад – лад, спорт – порт;

- подбор слов к звуковым моделям;

1. Прослушать слово, например, вода, записать столько черточек, сколько звуков в слове.

2. Обвести кружочком звуки, которые нельзя обозначить на слух.

3. Записать слово с пропусками.

Прекрасным приёмом развития орфографической зоркости является специально организованное списывание. Работа проводится в классе коллективно с усвоением алгоритма:

1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

2. Повтори предложение, не глядя в текст.

3. Выдели орфограммы в списываемом тексте.

4. Пиши, диктуя себе орфографически.

5. Проверь написанное: читай, подчёркивая орфограммы и сверяя с текстом.

Значительное место среди орфографических упражнений занимают диктанты.

Во время диктанта школьник может пропустить букву, в которой сомневается. Затем задать вопрос учителю.

Ученик сначала лает устное объяснение написания диктуемого слова, а затем записывает слово.

Этот вид диктанта строится на основе проговаривания по слогам. Учащиеся обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов.

Диктант с постукиванием.

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой.

Учитель диктует несколько предложений и дает задание: подчеркнуть те слова, написание которых можно проверить.

Все эти диктанты должны быть небольшими по объёму.

Интересным видом работы является работа с книгой для чтения. Учащиеся открывают книгу на определённой странице, находят слова на заданную орфограмму, записывают их, на работу отводится 3 минуты. Затем проводится проверка. Через месяц при постоянной тренировке школьники находят 12 слов. Детям очень нравится этот вид работы.

Глава ІІ. Приёмы формирования орфографических навыков.

2 .1. Орфографический словарь

Работу над орфографическим словарём можно начинать вести с І класса во втором полугодии. При изучении алфавита ученики знакомятся со списком словарных слов в учебнике. Можно предложить такие задания:

1. Выпиши из словарика слова, обозначающие учебные вещи, поставь в них ударение и подчеркни безударную гласную.

2. Слова, обозначающие животных, спиши в алфавитном порядке, вставь безударную гласную и проверь по словарю.

Л . СИЦА, П . ТУХ, З . ЯЦ.

Чтобы правильно написать окончание, ученики должны знать склонение имени существительного, т.е. вначале определить род, можно обратиться к словарю, посмотреть его начальную форму, а затем дописать слово.

Орфографический словарь можно использовать при выполнении любой творческой работы в классе, дома.

1. Вездеход – вид транспорта.

2. Вездеход = везде + ход

Везде ходит вездеход,

По болоту ходит вброд,

И по речке, словно плот,

По тропинкам и по кочкам,

По полям и по ярочкам,

Всюду ходит вездеход,

Мы возьмём его в поход.

Составление памятки при работе над ошибками и использование её в повседневной практике воспитывает у детей ответственное отношение к пробелам в знаниях, нетерпимость к ним и желание ликвидировать эти пробелы, вырабатывает орфографическую зоркость, умение соотнести допущенную ошибку с изучаемой орфограммой. В своей работе целесообразно составить памятку к работе над ошибками, где каждое правило имеет свой порядковый номер и образец проверки.

Ма –ленький, малень-кий, ал-лея,чай-ка.

2. Жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн.

Напиши слово и ещё три на это же правило.

3. Большая буква в именах собственных.

Горький, Волга, Денис

4. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

Грозы – гроза, снег - снега

5. Пропуск или замена букв.

Напиши три раза.

Подобрать 3 разных слова: пень, письмо, коньки.

7. Разделительный мягкий знак (ь)

Подобрать три слова: вьюга, воробьи, обезьяна.

8. Мягкий знак в конце существительных после шипящих.

Запишите три слова.

9. Сомнительные согласные

Запишите три слова.

10. Непроизносимые согласные

Солнце – солнышко, но опасный – опасен

Запишите три слова.

11. Двойные согласные

Подобрать три разных слова: перрон, группа, ванна.

12. Предлог со словом

В моём столе, в твоём доме.

13. Словарные слова

Подобрать три разных слова.

14. Разделительный ъ знак

Объявление, съел, подъём.

Подберите три слова.

15. Слова на –оро-, -оло-

Подберите три слова: корова, соловей

16. Перенос слов с приставкой

Подобрать три слова: по - крыл, до - гнал, до – плыл.

17. Глагол с приставкой с

Подобрать три слова: сделал, сгорел, сбил.

18. Частица не с глаголами

Подобрать три слова: не шумел, не бил, не кусал.

19. Безударные падежные окончания

Шёл (по чему?) по площади – 3 скл. Д.п. (по степи).

20. Безударные окончания прилагательных

Озером (каким?) глубоким.

21. Безударные личные окончания глаголов

Писать (не на –ить, не искл., Іспр.) пишет.

Работа над ошибками по памятке происходит следующим образом. На полях строки, где была допущена ошибка, ставится цифра – номер орфограммы, помещённой в памятке. Ученик должен выполнить работу над ошибками строго по памятке.

Такой вид работы способствует повышению орфографической зоркости учащихся, положительно влияет на выработку у школьников навыков контроля и развивает умение учиться.

2.3.Занимательные задания для повышения орфографической грамотности

Одна из причин того, что ученики теряют интерес к русскому языку заключается в том, что учителя не всегда ярко показывают богатство русского языка. Каковы же пути, позволяющие привить учащимся любовь и интерес к языку? Таких путей много. Одним из них является применение на уроках элементов занимательности. Дарить детям интересные уроки! Яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, содержательный урок, вызывающий самостоятельный поиск ребёнка, активность его пытливого ума – вот к чему должен стремиться каждый педагог. «Занимательность на уроке – это отнюдь не синоним развлекательности, а напряжённый труд и постоянный поиск [ 2 ].

На всех этапах урока можно использовать разнообразные занимательные формы обучения: игры, состязания, конкурсы, игры – путешествия, викторины, загадки, шутки, сказки, кроссворды, ребусы, шарады. Этот материал помогает ученикам в усвоении орфографии.

Оживить урок, повысить его познавательное значение помогут произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, сказки, загадки. Отгадывание загадок не только развлечение, но и проверка сообразительности, это соревнование на смекалку, развитие ума, внимания, памяти, выработка умения сравнивать предметы и явления природы.

В поле родился, на заводе варился, на столе растворился (Сахар).

Сидит на ложке, свесив ножки (Лапша).

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я. Кто я такая? (Вода)

Два братца живут рядом, а друг друга не видят (Глаза).

Днём спит, ночью летает, прохожих пугает (Сова).

Летом зеленеет, осенью желтеет (Трава).

Пословицы – прекрасный материал для письма по памяти, письма с пропусками.

Родной край делами прославляй.

Жить – Родине служить.

Умей дружбой дорожить.

Хорошая книга лучший друг.

Кто много читает,…(тот много знает).

Семеро одного…(не ждут).

Труд кормит. …(а лень портит).

Разнообразить урок помогут различные грамматические игры.

Плащ печь стол голодный

нож мышь стул летний

рожь тишь дочь зелёный

врач камыш дом пчела

Учитель демонстрирует картинку, ребята молча записывают название изображённого предмета и подчёркивают заданную орфограмму.

Дети угадывают слово и проверяют по орфографическому словарю свою запись:

К Р Н Д Ш СТ К Н Д В Ч К М Л К

карандаш стакан девочка молоко

Разумеется игра – не единственный метод закрепления знаний и умений. Можно использовать метод группировки слов по орфографическим признакам. Учащиеся записывают слова по группам в соответствии с орфографическими особенностями слова. Например, слова с непроверяемой безударной гласной. А Е И О

планета тетрадь лимон комар

капуста пещера собака

Непроизносимые согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке.

Чтобы знать, как писать,

Надо слово изменять,

И за звуком непонятным

Быстро гласную искать.

Парные звонкие и глухие согласные

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг.

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Зуб – на зубы, лёд – на льды –

Будешь грамотным и ты.

Безударные гласные

Если буква гласная

Ты её немедленно

Поставь под ударение.

Весёлые рифмы

В сочетаниях жи – ши

Только И всегда пиши!

В сочетаниях ча – ща

Пишем только букву А.

В сочетаниях чу – щу

Пишут только букву У.

Проблема орфографической зоркости убедила в том, что она имеет сложности: младший школьник имеет свои психологические особенности, связанные с сохранением материала в памяти и его воспроизведение, сложным составом орфографического навыка и длительностью его формирования.

Следует заметить, что орфографическая зоркость приобретается теми учащимися, у которых создана первичная основа, и медленно формируется у тех детей, кто слабо различает и соотносит звуки речи, не умеет пользоваться ударностью слов, подбором слов по смыслу. Для развития орографической зоркости нужны, прежде всего, постоянные упражнения в выделении орфограмм, и тогда объяснения написаний станет намного эффективнее.

Этот вопрос считается очень актуальным. Учащиеся должны овладеть глубокими и прочными знаниями принципов русской орфографии, для этого необходимо создавать условия для привлечения внимания учащихся к орфографической деятельности, а также способствовать развитию интереса к орфографии.

Список литературы

1. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М.:Просвещение, 1957.

2. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.

3. Жедек П.С. Методика обучения орфографии. – М. :Просвещение, 1992.

4. Лемяскина Н.А. Развитие орфографической зоркости младших школьников. - Воронеж, 1998.

5. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990.

6. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучению русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1987.

7. Межонова Г.М. Как научить ребёнка грамотно писать?// Начальная школа. – 2003- № 7. – с.89 – 93.

8. Одегова В.Ф. Развитие орфографической зоркости. // Начальная школа. – 1989. - №6. – с.20 – 22.

9. Подгорная Н.И., Бибик Н.М., Скрипниченко Н.Ф. Дидактические игры и познавательные задания в 1 классе. – К., 1988.

10. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. – М.,1960

11. Смирнова И.Н. Совершенствование орфографических умений учащихся при работе над ошибками на уроках русского языка во 2 классе.// Початкове навчання та виховання. – 2010. - №36 . – с.14 – 19.

12. Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ. – М., 1992.

13. Ундзенкова А.В., Сагирова О.В. Русский с увлечением! – Екатеринбург., 1997.

14. Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников. // Начальная школа. – 1001. – №5. – с.41 – 47.

15. Христенко М.А. Резервы повышения орфографической грамотности младших школьников // Начальная школа. – 1993. - №2. – с.33 – 37.

16. Чардынцева Т.Н., Зыкова А.М. Сказки на уроках обучения грамоте и русского языка в начальных классах. – Воронеж, 1995.

  • Как помочь учащимся писать грамотно?
  • Как развивать орфографическую зоркость?
  • Как добиться грамотного письма у детей?

Цель: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка.

Задачи:

Формирование орфографической зоркости - одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.

Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости, а это:

1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребёнку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать, то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонетический слух.

4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание, так как надо писать.

Профессор М.Р.Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

1) увидеть орфограмму в слове;

2) определить её вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;

3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;

5) решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму;

6) написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить в более обобщенном виде те же этапы представляет

Какие орфографические умения необходимо формировать у младших школьников?

В начальном обучении русскому языку велико значение упражнений

К упражнениям К.Д.Ушинский предъявлял следующие требования:

2. «Упражнения … должны быть систематическими, т.е.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.

Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость.

1. Списывание.

Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках:

  • Внимательно прочитай предложение.
  • Повтори его, не заглядывая в текст.
  • Подчеркни в предложении все орфограммы.
  • Прочитай предложение орфографически.
  • Повтори ещё раз предложение, орфографически проговаривая все звуки
  • Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчёркивая орфограммы.
  • Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

Время списывания я отвожу на каждом уроке, на отдельных уроках оно может сводиться к одному предложению. Причём списывание может дополняться грамматическими заданиями.

Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

1. Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение соответствующее схеме и т. д.

2. Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.

3. Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

4. Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.

5. Спиши слова определённой части речи.

6. Выпиши словосочетания.

2. Комментированное письмо.

Перед учеником-комментатором ставится задача - объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.

3. Письмо с проговариванием.

Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание - своего рода предупреждение ошибок.

4. Письмо с пропуском орфограмм.

Ученикам даётся разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.

5. Какографические упражнения.

Предусматривают исправления учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.

6. Скоростное письмо.

Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:

1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).

2. Самостоятельное чтение хором.

3. Объяснение орфограмм (коллективно).

4. Считают количество предложений в тексте.

5. Чтение по предложениям.

6. Орфографическое чтение.

7. По команде учителя записать текст на время (1-2 мин.).

8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.

9. Проверка написанного.

7. Письмо по памяти.

Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти. Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:

1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.

2. Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.

3. Упражнение в запоминании.

4. Орфографическое чтение слов с орфограммами.

8. Диктант.

  • Предупредительный диктант
  • Объяснительный диктант
  • Выборочный диктант
  • Сводный диктант
  • Само-диктант
  • Зрительно-слуховые диктанты

Диктант с постукиванием.

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

Проверяю себя.

Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.

Словарный диктант.

9. Орфографические минутки

Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям - вот основные условия успеха. Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии - использование компьютера и мультимедийного проектора. проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты - всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.

Читайте также: