Что такое moodle принципы moodle доклад

Обновлено: 04.07.2024

Этот список можно дополнить, но предлагаю условиться, что управление учебным процессом мы выносим за скобки, так как здесь потребности разных организаций различаются еще сильнее.

Таким образом вырисовывается архитектура eLearning: базовая платформа, с которой интегрируются управленческие базы данных, а также специфические сервисы и учебные материалы, такие как вебинары, интерактивные лаборатории и т.д. Исходя из этого, появляются требования открытости, масштабирования, стабильности, расширяемости, документированности и устойчивости развития базовой платформы.

Этим требованиям в полной мере соответствует Moodle — Модульная Объектно-Ориентированная Дистанционная Учебная Среда. Сравнение Moodle с закрытыми и открытыми аналогами не является темой данной статьи. Скажу лишь относительно внутренней или заказной разработки: приберегите эти ресурсы для действительно специфических задач, таких как разработка хороших учебных ресурсов, симуляций, а также разработку или кастомизацию системы управления учебным процессом. Изобретая собственный велосипед вы всё-равно не догоните команду разработчиков, работающую с 2002 года на полный рабочий день: ядро команды разработчиков свободного ПО Moodle являются штатными сотрудниками фонда Moodle в Австралии, который финансируется региональными партнерами и грантами.

Moodle хорош именно как интеграционная платформа: достаточно стабилен, если не ставить экспериментальные версии (больше 60 тысяч инсталляций выявляют большинство проблем раньше, чем вы их заметите), масштабируем (имеются инсталляции более чем с 1 миллионом пользователей), а модульность и поддержка открытых протоколов интеграции с самого начала были приоритетом разработчиков. Помимо этого, в нём на достаточно высоком уровне реализована поддержка всех типов учебной активности, которую можно было реализовать на используемых технологиях. К сожалению, вебинары требуют сервера потокового вещания, который на LAMP-хостинге не живёт, но большинство открытых или коммерческих продуктов этой категории уже имеют готовые модули интеграции в Moodle.

Процесс установки максимально автоматизирован: пошаговый мастер выполняет большую часть работы, от диагностики сервера до создания структуры базы данных. Главное не в пасть в заблуждение — лучше эту работу выполнять опытному веб-мастеру, понимающему, как устроен Internet, как работает Apache, как управлять правами доступа в Linux, что такое Cron, как ходит почта из веб-приложения и как уменьшить вероятность её попадания в спам. Установить Moodle можно и без этого, в конце-концов, есть Денвер, вот только за дальнейшую судьбу такого внедрения и стабильность работы я бы не поручился. Если такого специалиста нет, дешевле и надёжнее привлечь стороннего, чем брать в штат и учить своего: на полный день работы по обслуживанию Moodle от одной системы не наберётся, а загруженность разнотипными задачами снижает качество и мотивацию.

С появлением в образовательном процессе такого направления, как информатизация обучения, стало целесообразным применять её широкие возможности. Одной из таких возможностей является использование сетевого взаимодействия и общения, как преподавателей со студентами, так и самих студентов между собой с помощью модульных объектно-ориентированных динамических учебных сред.

Одним из перспективных направлений в области этого взаимодействия, является применение такой составляющей образования, как дистанционное обучение с помощью систем управления обучением и учебным контентом (Learning Content Management Systems) LCMS MOODLE. Именно этой интересной разновидностью общения студента (учащегося) и преподавателя (учителя) будет посвящена моя основная часть доклада.

Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) - это программный продукт, позволяющий создавать курсы и web-сайты, базирующиеся в Internet, так и на сервере учебного заведения. Система ориентирована прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а так же поддержки очного обучения.

Moodle переведен на десятки языков, в числе и русский и используется в 197 странах мира.

Преподаватель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной ведомости.

  • глоссарий;
  • ресурс;
  • задание;
  • форум;
  • wiki;
  • урок;
  • тест и др.

Варьируя сочетания различных элементов курса, преподаватель организует изучение материала таким образом, чтобы формы обучения соответствовали целям и задачам конкретных занятий.

Сегодня использование Интернет технологий и дистанционного обучения открывает новые возможности для непрерывного обучения специалистов и переучивания специалистов, получения второго образования, делает обучение более доступным.

Под дистанционным обучением следует понимать такую организацию обучения, при которой обучаемый получает доступ к учебно-методическим материалам и консультациям преподавателя в любое время суток, семь дней в неделю и в том месте, где он находится. Актуальность использования дистанционного обучения в настоящее время уже не вызывает сомнений.

Применение дистанционного обучения дает целый ряд преимуществ, к которым обычно относят следующее:

Различные модели дистанционного обучения отличаются не только используемыми ими технологиями, но и степенью управления и ответственности преподавателя и учащихся. В некоторых моделях, преподаватели и учебное заведение сохраняют свои функции полного управления процессом обучения как в случае традиционной системы классного обучения. В других случаях управление обучением переходит к обучаемым.

Ниже представлены три модели дистанционного образования. Конечно, они не отражают всех возможных подходов к дистанционному образованию. Однако, они отражают два крайних случая и середину на континууме от управления обучением преподавателем к управлению самим учащимся.

а) Модель распределённого класса имеет место в тех случаях, когда интерактивные телекоммуникационные технологии распространяют курс, рассчитанный на один класс, на группы студентов, находящихся в разных местах. Типичный результат - смешанный класс, который объединяет традиционно обучаемых и дистанционных студентов. Учебное заведение и деканат контролируют успеваемость.

Характеристика данной модели:

  • занятия включают в себя синхронные коммуникации; студенты и преподаватели должны находиться в определенном месте в определенное время (по крайней мере раз в неделю);
  • количество участников варьируется от одного до пяти и более; чем больше количество участников, тем выше техническая, логическая и познавательная сложность;
  • учащимся удобней организовать свое учебное место дома или на работе, чем находясь в учебном заведении;
  • учебные заведения способны обслужить небольшое количество студентов, находящихся в том или ином месте;
  • от студентов и преподавателей ускользает мимика и другая не вербальная информация, важная в процессе обучения.

б) Модель самостоятельного обучения освобождает студентов от необходимости находиться в определенном месте в определенное время. Студенты обеспечиваются набором материалов, включающим изложение курса и подробную программу, и получают возможность обращаться к сотруднику факультета, который осуществляет руководство, отвечает на вопросы и оценивает работу. Контакт между студентом и методистом достигается путем использования телефона, компьютерных конференций, электронной и обычной почты.

Характеристики:

  • не проводятся занятия в классе: студенты обучаются самостоятельно, следуя подробным инструкциям программы;
  • студенты взаимодействуют с методистом и иногда с остальными студентами;
  • представление содержания курса происходит через печатные издания, компьютерные диски или видеозаписи, которые студенты могут изучать в любое удобное время;
  • материалы курса используются в течение нескольких лет и, как правило, являются результатом структурированного процесса разработки, в который вовлечены создатели курса, эксперты и специалисты по средам обучения. Эти материалы являются общими для всех методистов.

Характеристики:

  • представление содержания курса происходит через печатные издания, компьютерные диски или видеозаписи, которые студенты могут изучать в любое удобное время, индивидуально или в группе;
  • материалы курса используются более одного семестра и отличаются для каждого преподавателя (например, видеозапись его лекций);
  • студенты периодически собираются вместе для проведения занятий с участием преподавателя. При этом используются интерактивные технологии (в соответствии с моделью распределенного класса);
  • занятия в классе проводятся для того, чтобы студенты могли обсудить и уточнить основные понятия, получить навыки решения задач, групповой работы, выполнения лабораторных работ, моделирования и других прикладных исследований.

Основополагающие принципы дистанционного обучения

Принцип персонализации. В первую очередь создаваемая система должна быть персонализированной. Это означает, что при вызове программы из сети ученик идентифицирует себя с помощью пароля. Тем самым в процессе обучения можно собирать информацию о работе ученика. Основываясь на этих данных, тьютор может корректировать программу непосредственно для каждого студента, давать ему рекомендации и т.д. Таким образом, мы будем использовать дифференцированный подход в обучении.

Принцип вариативности. Система должна быть разработана в пяти вариантах, как упоминалось выше. Это не значит, что необходимо разрабатывать пять совершенно разных варианта программы. Просто необходимо перед началом обучения (возможно при получении пароля) провести полноценное психологическое тестирование на стили мышления, на память и т.п. Результаты тестирования будут занесены в идентификационную картотеку. Если ученик захочет потом продолжить обучение, то система самостоятельно подберет соответствующую спецификацию курса: с большим графическим наполнением или с теоретическим и т.д. Если же тестирование даст неверный результат, то тьютор может всегда корректировать индивидуальную программу обучения.

Принцип обучающейся программы. В разрабатываемой системе необходимо ввести игровой момент. Это может выражаться в научении какой-либо другой программы. Получая информацию из дистанционного курса, ученик должен будет ее использовать в какой-либо игровой программе. Этот принцип позволяет проводить негласный контроль за успеваемостью учащегося. В большинстве случаев именно он дает наиболее объективный результат.

Принцип творческой составляющей. При изучении материала ученик должен составлять небольшие опорные конспекты к изученному материалу в виде небольшой картинки с минимумом текстовой информации. В этом случае используется репродуктивный метод, который так хорошо применяется при очном обучении и о котором забыли в ДО.

Принцип самостоятельного поиска материала. Если какой либо справочный материал, не требующий детального изучения, можно найти в книгах, журналах, Интернете или других источниках, то его нельзя публиковать в дистанционном курсе. Самостоятельный поиск информации дает развитие эвристической составляющей обучения.

Принцип самооценки. Каждый ученик, должен в процессе обучения давать оценку своей работе, находить ошибки, сложные и непонятные места в программе и т.п.

При завершении изучения курса ученик должен предоставить курсовой проект, в котором используются и применяются все полученные знания. Именно на этом этапе ДО наиболее существенно отличается от других форм обучения, где за основу принимается фактическое знание материала. В ДО большее внимание уделяется вопросам применения полученных знаний.

Принцип неполной информации. При разработке курса необходимо излагать информацию тезисно. В случае полного, очень подробного изложения материала пропадет интерес к поиску нового материала.

Таких принципов достаточно много, но даже если при разработке методического обеспечения ДО руководствоваться только этими, то эффективность обучения резко повысится.

Успешное внедрение электронного обучения основывается на правильном выборе программного обеспечения, соответствующего конкретным требованиям.

Эти требования определяются потребностями обучаемого, потребностями преподавателя и администратора, который должен контролировать установку, настройку программного обеспечения и результаты обучения.

Системы управления обучением и учебным контентом в настоящее время можно считать наиболее перспективным, в плане организации электронного обучения. Сочетание управления большим потоком обучаемым, возможностей быстрой разработки курсов и наличие дополнительных модулей позволяет системам управления обучением и учебным контентом решать задачи организации обучения в крупных образовательных структурах.

Наше учебное заведение пока не имеет опыта внедрения таких систем, но успешное обучение наших специалистов в данном направлении позволяет говорить о том, что в ближайшее время данная система будет внедрена и у нас.

Наилучших пожеланий, Всем участникам конференции! --Dmitry Riabev 17:31, 22 июня 2011 (MSD)

Обзор Moodle

Moodle — веб-приложение, позволяющее создать кастомизированную систему управления обучением.

Для начинающих администраторов Moodle будет полезен подробный гайд по этой системе. В серии статей доступно описаны возможности платформы, инструкция по установке и работе на платформе.

Мартин Дугиамас - создатель Moodle

Мартин Дугиамас — создатель Moodle

Первые прототипы системы были созданы в 1999 году Мартином Дугиамасом (Martin Dougiamas), на тот момент студентом Университета Кертин, Австралия. Первый сайт на базе Moodle был создан в 2001 году, а сейчас число сайтов на Moodle перевалило за 1 миллион по всему миру. За это время вокруг Moodle сформировалось большое и сильное сообщество, которое разрабатывает плагины (модули) и делится ими в сети. C помощью плагинов можно создать уникальную систему управления обучением, которая по функционалу будет не хуже современных СДО.

В этой статье мы подробно рассмотрим функционал системы, и оценим, какие задачи может решать платформа.

Платформа хорошо подходит как для задач образовательных учреждений, учебных центров, так и для корпоративного обучения. Но платформа требует обслуживания и настройки — от установки на хостинг, до настройки системы и обновления ее. Если в проекте планируете обучать до 500 сотрудников, выгоднее выйдет коммерческие платформы. Как альтернативу можно рассмотреть iSpring Learn.

Технические требования

Так как Moodle — бесплатная платформа с открытым кодом, вам придется устанавливать ее на сервер самостоятельно. Требования зависят от подключаемых модулей, контента на платформе и количества пользователей. Ниже в таблице указаны рекомендации от разработчиков:

  • Процессор: 2-х ядерный, 2ГГц
  • ОЗУ: 1ГБ
  • Свободное место: 5ГБ
  • MySQL 5.6+
  • PostgreSQL 9.4+
  • MariaDB 5.5.31+
  • Microsoft SQL Server 2008+
  • Oracle Database 11.2+
  • Google Chrome
  • Mozilla Firefox
  • Microsoft Edge
  • Safari
  • Internet Explorer
  • Mobile Safari
  • Mobile Chrome

Функционал Moodle

Отчет в плагине MyFeedBack для Moodle

  • Поддерживаемые форматы. Moodle поддерживает все современные форматы. SCORM, AICC и IMS поддерживаются по умолчанию, для xAPI нужен плагин (например, Logstore API).
  • Интеграция. Moodle легко интегрируется с другими системами и сервисами. Если нужно подключить CRM систему, можно воспользоваться Arlo или Edwiser Bridge (подключает все необходимое для eCommerce). WordPress также интегрируется через Edwiser Bridge. Вебинарные сервисы можно подключить через BigBlueButton или OpenMeetings.
  • Контент обучения. В Moodle можно загрузить любой тип контента: текстовый (включая PDF и XLS), изображения, презентации (через плагин Presentation), тесты и курсы. Видео можно загрузить просто так или для удобства подключить Medial — стриминговый видеосервис. Можно формировать планы обучения (learning plans).
  • Мобильное обучение. На смартфонах и планшетах Moodle можно открывать в мобильных браузерах Chrome и Safari или использовать приложение Moodle Mobile.
  • Отчетность. В Moodle можно выгружать любой вид отчета, но для этого нужен плагин. В данном случае плагин отвечает за дизайн отчета (график или таблица) и выгружаемую информацию (пользователи, учебные материалы, просмотры и т.п.). К примеру, так выглядит окно отчета в My Feedback:
  • Дополнительные функции. В Moodle можно настроить форумы, чаты, комментарии, систему оповещения и геймификацию.

Как установить Moodle

Мы же рассмотрели демо-версию платформы на официальном сайте.

Как получить доступ к пробной версии

Система глазами пользователя

Чтобы зайти как пользователь, надо выбрать Mount Orange School и ввести данные входа для пользователя (логин: student, пароль: moodle). Это откроет главную страницу системы:

Moodle - интерфейс платформы

Что может делать пользователь в демо-версии:

  • Проходить курсы и учебные планы;
  • Просматривать свою успеваемость;
  • Просматривать активность по курсу;
  • Общаться с другими пользователями;

У Moodle также есть мобильное приложение Moodle Mobile, позволяющее запускать систему на мобильных устройствах (iOS и Android).

Обзор Moodle Mobile на английском языке

Система глазами администратора

Рассмотрим основные функции Moodle с точки зрения администратора.

Управление пользователями

Чтобы добавить пользователя, нужно нажать на вкладку Site Administration, выбрать Users и во вкладке Accounts нажать на Add a new user для ручного добавления или Upload users для импорта из файла.

Добавление пользователей в Moodle

Пользователям можно присваивать роли. Это можно делать через меню пользователя, однако удобнее управлять через меню администратора. В Site Administration надо нажать на Users, выбрать Permissions, выбрать Assign system roles, выбрать роль, в списке Potential users найти пользователя и нажать Add. В Mount Orange сейчас 13 ролей, но вы можете удалить существующие или добавить свои.

Хотя данных функций в демо-версии нет, в Moodle можно добавить саморегистрацию и приглашение по email через плагин Authentication.

Управление контентом

В Moodle нет встроенного конструктора контента для электронного обучения. Для создания тестов и курсов разработчики советуют использовать Courselab, Easygenerator, iSpring Suite и QuizMaker.

Добавление курса в Moodle

Управление контентом происходит через вкладку Courses в Site Administration. Курсам можно назначать категории (Add a category) и загружать их в систему (Add a new course).

В демо-версии вы можете добавить видео, изображение, текстовый файл, тест, презентацию или SCORM пакет, однако есть предел по размеру загружаемого файла (256МБ).

Окно управления контентом

В демо-версии Mount Orange курсы доступны всем пользователям, поэтому прямого назначения курсов нет. Для назначения курсов вручную есть плагин Enrolment.

Система отчетности

Отчеты выгружаются через вкладку Reports в Site Administration. Здесь есть следующие функции:

  • Logs выдает информацию по работе системы;
  • В Comments можно просматривать комментарии;
  • В Course Overview можно просматривать активность по курсам;
  • Security Overview показывает уровень безопасности системы: ошибки, какие плагины влияют на работу и др.
  • В Backups хранится резервированная статистика (бэкап);
  • В Statistics можно просматривать активность пользователей.

Отчетность в демо-версии Moodle

Так выглядит система отчетности в демо-версии. Для более конкретных отчетов по курсам и пользователям можно использовать плагин Zoola Analytics или My Feedback.

Какие плагины выбрать для начала

Сообщество Moodle советует следующие плагины для вашей первой системы:

  • Completion Progress. Позволяет следить за прогрессом пользователей по курсам.
  • Custom Certificate. Позволяет создавать сертификаты в PDF формате.
  • Authentication. Включает саморегистрацию и добавление пользователей по email.
  • Zoom Meeting. Интеграция вебинаров через сервис Zoom.
  • BigBlueButton. Еще один сервис вебинаров, если Zoom не понравился.
  • Interactive Content H5P. Добавление контента, создаваемого на платформе H5P. Это не заменит полноценный редактор курсов, но для начала очень удобно.
  • My Feedback. Включает систему отчетности.
  • Zoola Analytics. Плагин для аналитики как альтернатива My Feedback. Функционал тот же самый, есть только различия в дизайне.
  • Socialwall Format. Изменяет интерфейс Moodle, делая его более похожим на форум или социальную сеть. Добавляет таймлайн и позволяет отслеживать активности на платформе.
  • Moove. Это альтернатива Socialwall Format. Изменяет интерфейс Moodle, делая платформу визуально близкой к современной СДО.
  • Edwiser Bridge. Подключает все необходимое для ведения eCommerce: продажа курсов, CRM и WordPress для публикаций.
  • Questionnaire. Позволяет создавать опросы (не подходит для тестов).
  • Enrolment. Включает ручное назначение курсов.

Краткие выводы о возможностях Moodle

Правильнее будет сказать, что Moodle — не СДО, а инструмент для создания системы обучения. Благодаря плагинам и веб-разработке, каждая система на Moodle может выглядеть уникально и иметь функционал, заточенный под конкретные цели. Основной минус в том, что в Moodle нет встроенного редактора курсов, поэтому придется полагаться на внешние платформы, вроде H5P, или лучше создавать курсы в отдельном редакторе, вроде iSpring Suite. Если вы планируете использовать Moodle, то составьте следующий план:


Moodle (расшифровывается как Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) — бесплатная система электронного обучения. Это открытое веб-приложение, на базе которого можно создать специализированную платформу для развития студентов или сотрудников.

Через систему электронного обучения Moodle вы можете обучать и тестировать учеников со всего мира на расстоянии. Важную роль в платформе играют плагины — модули, которые помогают изменить дизайн и расширить функциональные возможности системы.

Плагины разрабытвают участники сообщества Moodle, и по большей части они в бесплатном доступе. Сейчас насчитывается более 1500 плагинов.

На сегодня Moodle — одна из самых популярных платформ электронного обучения. Она переведена более чем на 100 языков, и ею пользуются крупные университеты во всем мире.

Платформа iSpring Learn закрывает все задачи Moodle и при этом проще в администрировании. Узнайте, в чем iSpring Learn превосходит Moodle→

Больше полезных материалов для администраторов Moodle:

Как попробовать Moodle

Moodle можно установить на сервер или развернуть и в облаке. Если вы хоитет быстрее протестировать возможности учебной платформы, используйте облачную версию Moodle Cloud. У нее есть как платные тарифы, так и бесплатная версия с рядом ограничений:

  • Нельзя выдавать сертификаты;
  • Нельзя менять дизайн;
  • Поддерживаются плагины только с сайта Moodle;
  • Если системой не пользоваться в течение 60 дней — ее автоматически удалят.

Некоторые ограничения есть и в платных тарифах, поэтому Moodle Cloud не подходит для долгой, стабильной работы. Сервис стоит использовать лишь для тестирования возможностей или пробного запуска.

Система Moodle — прежде всего серверное решение. Чтобы установить Moodle, нужно:

Можно приступать к настройке системы. Ниже расскажем, как это сделать.

Организация электронного обучения

У Moodle непростая организация обучения. Для вашего удобства мы поделили этот раздел на три части: создание, поддержка и организация курсов.

Создание контента

У Moodle есть встроенный редактор, позволяющий создавать лекции, опросы, задания и тесты. Эти виды контента формируются из текстов, изображений, видео и аудиофайлов, которые администратор загружает на платформу.

Вот так выглядит вопрос теста, созданного в редакторе Moodle:

Внутренний редактор курсов Moodle

Главное в Moodle — это лекция. В лекции вы рассказываете ученику теорию по нужному предмету. Например, объясняете, как продать клиенту новый продукт вашей компании. В конце лекции можно разметить тест, чтобы ученик закрепил изученный материал. В Moodle лекция считается полноценным учебным курсом.

Лекцию вы создаете во вкладке Администрирование. Затем надо перейти к курсу, включить режим редактирования и начать настраивать темы. В темы нужно добавить элементы — формы контента для курса, и каждый элемент настраивается отдельно. Элементов много, и если у вас нет опыта работы с Moodle, не всегда понятно, какой элемент лучше использовать.

Неопытный пользователь может потратить на создание одной лекции день. Сократить время работы и упрастить задачу можно при помощи конструктора электронных курсов (Authoring Tool). С его помощью вы за час упакуете текст, видео, картинки и музыку в электронный курс. Например, iSpring Suite — комплексный набор, позволяющий создавать полноценные уроки: презентации, тесты, диалоговые тренажеры и скринкасты. Это может быть урок по пожарной безопасности или тренажер по продажам в салоне. Так выглядит тренажер, созданный в iSpring Suite:

Диалоговый тренажер, созданный в iSpring Suite

Поддержка контента

В хранилище Moodle можно загрузить файлы в следующих форматах:

  • Текст — doc, pdf, xls, csv
  • Изображения — jpeg, png, gif
  • Видео — flv, f4v, f4p, mp4, m4v, m4a, 3gp, mov
  • Аудио — mp3, aac, flac, m4a, oga, ogg, wav

Из этих файлов и будут формироваться задания, созданные во встроенном редакторе.

Созданный же в стороннем конструкторе курс обычно выгружают как SCORM-архив. Это стандарт упаковки файлов, позволяющий опубликовать урок в системе обучения или на сайте в готовом для прохождения виде.

SCORM 1.2 — самый новый из таких стандартов, но Moodle поддерживает и более старые. Полный список:

  • SCORM 2004, 1.2
  • IMS
  • LTI 1.1, 1.3, 2.0
  • AICC
  • xAPI и cmi5. Поддерживаются через плагин Logstore API

Организация курсов

Контент в Moodle собирается в курсы, которые могут включать в себя любую последовательность единиц контента, доступных на платформе. Это может быть курс по продажам, онбордингу или даже полноценная программа обучения.

Учебный курс в Moodle

Курс в Moodle состоит из отдельных единиц учебного контента — лекция, тест или SCORM-пакет

Любой курс состоит из тем, которые наполняются готовым контентом: лекциями, тестами, SCORM-курсами и т.д. Темы выполняют роль разграничительных этапов, и с их помощью можно создать гибкую траекторию обучения. Например, такой курс, где последняя тема не покажется, если студент не наберет нужное количество баллов.

Организация учебного курса в Moodle

Организация учебного курса в Moodle

  • Курсы состоят из тем
  • Темы состоят из готовых единиц контента: лекция, тест, SCORM-пакет
  • Контент создается во внутреннем редакторе или загружается на платформу

Организация тестирования в Moodle

Цель тестирования — проверка знаний сотрудника в той или иной области. Например, это может быть тест по пожарной безопасности или по работе с оборудованием. Тестирование в Moodle можно организовать двумя способами.


  1. Сторонний конструктор тестов. Тесты можно создать и с помощью сторонних редакторов и платформ. Как правило, у них больше возможностей и более яркий дизайн. Например, так выглядит тест, сделанный в iSpring Suite:

14 типов тестов, созданных в iSpring Suite

Аттестация сотрудников

Цель аттестации — выявить потенциальные возможности сотрудника и оценить, насколько он готов выполнять свою работу. В Moodle есть два инструмента оценки персонала.

  1. Опросы в редакторе. Встроенные элементы Анкеты и Опрос позволяют проводить простое анкетирование.
  • Анкеты — уже готовые формы оценки с вопросами
  • Опрос — вы сами создаете вопросы

Вот так выглядит анкета:


  1. Метод 360 градусов. В данном методе сотрудника оценивают со всех сторон: его руководители, коллеги и он сам. В Moodle он реализован как плагин 360 Feedback. Вы создаете форму с опросом и оценкой конкретного сотрудника, записываете на нее рецензентов, они заполняют форму, и вы получаете отчет с обратной связью. Вот так он выглядит:


Система отчетности и аналитики

В Moodle есть встроенная система аналитики, позволяющая формировать отчеты по активности на платформе. Например, просмотры курсов, комментарии, входы и выходы. Выгружать отчеты нельзя: статистика просматривается только в Moodle.

Стандартная система аналитики в Moodle

Стандартные отчеты в Moodle

Базовые возможности расширяются за счет 38 плагинов по формированию статистики. Вот некоторые из них:

  • My Feedback формирует подробные отчеты по успеваемости в табличной форме

Отчет по успеваемости в Moodle

  • Overview Statistics выгружает разные виды отчетов в виде графиков

Отчеты в Moodle через Overview Statistics

  • Device Analytics предоставляет информацию по устройствам, с которых пользователи заходят в Moodle

Отчеты в Moodle через плагин Device Analytics

  • Monitoring Learning Plans предоставляет шаблоны учебных планов и позволяет выгружать по ним статистику

учебный план в Moodle созданный через плагин Monitoring Learning Plans

  • Events Graphic Reports создает отчеты в виде графиков по событиям в Moodle

Отчеты по событиям в Moodle

Таким образом с помощью плагинов можно настроить специализированную систему аналитики.

Мобильное обучение

Moodle поддерживает мобильные браузеры Chrome и Safari. В них можно как проходить курсы, так и администрировать платформу.

Моблильное приложение Moodle

У Moodle есть мобильное приложение Moodle Mobile. В нем можно выполнять задания, общаться с другими пользователями и создавать Wiki-статьи. Мобильная версия также позволяет скачивать задания для прохождения в офлайн-режиме.

Организация продажи курсов

С помощью Moodle можно создать платформу для продажи электронного контента обучения. Это достигается за счет интеграции с другими платформами.

Самый простой способ — установка плагина PayPal. Он позволит запрашивать плату через PayPal за доступ к контенту на платформе.

Второй способ — продавать курсы через WordPress. Сервис интегрируется через плагин Edwiser Bridge. Вы переносите курсы на сайт с WordPress и с помощью надстройки WooCommerce продаете их.

Интеграция Moodle с другими сервисами

Так как Moodle является открытой веб-платформой, каждый может разработать интеграцию с любимым сервисом. На данный момент доступно свыше 30 интеграций. Вот наиболее популярные из них:

Lms moodle

E-learning

Каждый человек, который заинтересован в настройке дистанционного обучения с помощью электронной системы, скорее всего слышал о Moodle. Эта система выдается одной из первых в поисковиках, занимает 18% американского рынка, а во всем мире ее использует более 1 000 000 компаний, частных преподавателей и учебных заведений.

Привлекательной ее делают такие факторы, как длинная история, возможность индивидуальной подстройки под нужды пользователя, условная бесплатность и многие другие.

Из этой статьи вы узнаете подробнее о плюсах и минусах использования системы Moodle, ее отличиях от других систем дистанционного обучения и почему она только условно бесплатная.

История создания и развития

Moodle – это аббревиатура фразы Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда).

То есть, первое, что нужно знать об этой системе – это не готовое решение для обучения через Интернет.

Moodle – обучающая среда – база, которая с помощью настройки, дополнительных программ и физических носителей информации превращается в систему. Эта база дает все необходимое для того, чтобы вам было удобно обучать и отслеживать успеваемость студентов, а студенты могли обучаться в удобном для них месте и в удобное время. Данная система при должной настройке упрощает и решает задачи любого обучения: передачу информации, контакт с преподавателем, контроль усвоения материала.

История Moodle начинается с 1999 года, когда Мартин Дугиамас – студент австралийского Университета Кертин – разработал прототип своей системы дистанционного обучения. Это был переломный момент истории, когда обучение активно переходило в Интернет, поэтому после того как Мартин защитил ученую степень, он не прекратил свои разработки. Уже в 2002 году мир познакомился с первой стабильной версией Moodle.

Первые версии Moodle устанавливались на сервер пользователя, настраивались техническим специалистом и давали доступ пользователям по всему миру, если сервер имел подключение к Интернету. С развитием информационных технологий Moodle получил облачную версию, которая дает еще больше свободы владельцу и пользователям.

На данный момент Moodle полностью переведена на 13 языков, распространяется на различных тарифах, среди которых есть и бесплатная версия. Кроме этого, за 20 лет вокруг этой системы собралось гигантское сообщество пользователей, которые обмениваются знаниями и опытом, создают плагины, дающие дополнительные функции и возможности, оказывают поддержку.

Неоспоримые плюсы Moodle

Бесплатное распространение

Moodle можно скачать совершенно бесплатно с официального сайта. Это дает пользователю два преимущества. Во-первых, экономию денег. Во-вторых, большое сообщество, возникшее вокруг бесплатной системы. Это мультиязычное сообщество делится опытом, может помочь новичкам и создает полезные плагины, которые решают именно те задачи, которые могут вам потребоваться.

Но эта бесплатность условна, и ниже в статье рассказано почему.

Поддержка распространенных форматов компонентов

Moodle поддерживает современные форматы компонентов систем дистанционного обучения, которые открывают доступ для многократного использования материала вне зависимости от того, кто его создал. К этим форматам относятся SCORM, AICC и IMS. Некоторые другие форматы открываются для использования в Moodle с помощью плагинов.

Проще говоря, эти стандарты обеспечивают стабильную работу системы, позволяют создавать более полные и визуально привлекательные уроки в сторонних программах и переносить уже готовые уроки с системы на систему.

Поддержка разных типов контента обучения

В Moodle можно загрузить уроки с материалом, представленным в различных форматах. Он поддерживает текстовые расширения вплоть до PDF и таблиц Excel, изображения, презентации, аудио- и видеолекции. Также можно подключить функцию проведения вебинара.

Правда возможность использовать большую часть видов этого контента открывается после установки специальных плагинов. Но их легко найти в Интернете, а на форумах сообщества можно узнать, как их установить и настроить.

Выгрузка статистики

Moodle собирает статистику обучения и работы с системой. Правда для ее выгрузки и аналитики потребуются сторонние плагины, которые будут отвечать за внешний вид отчета, показатели, которые он будет включать в себя, и глубину анализа. Но сама возможность использовать статистику для корректировки обучения – это важный плюс.

Интеграция с множеством сторонних сервисов

Moodle очень просто интегрируется с различными полезными сервисами. CRM-системы, подключение электронных касс, вебинарных платформ, чатов, рассылок и многое другое легко осуществляется через специальные плагины. Некоторые из них платные, но функции, которые они дают, значительно облегчают работу и владельцу, и администратору и студентам курса.

Информационная безопасность.

На Moodle существует множество плагинов, осуществляющих защиту информации от копирования, а систему – от проникновения. Конечно, на коммерческих платформах уровень безопасности выше, поскольку ей занимаются специалисты. Но если качественно настроить систему, установить необходимые плагины и интегрировать платные системы безопасности, уровень информационной защиты возрастет.

Кастомизация под цели и нужды пользователя

Moodle представляет собой настраиваемую среду для дистанционного обучения. Это значит, что при должной настройке и подключении необходимых плагинов владелец получает уникальную версию системы, которая заточена под решение его индивидуальных задач и предоставление максимально эффективного обучения.

Получается, что Moodle решает все необходимые задачи, которые должна решать хорошая СДО – система дистанционного обучения. Она автоматизирует рутинные и упрощает сложные процессы. Помогает студенту получить учебный материал в удобное для него время и обратную связь преподавателя в быстрый срок. Преподаватель же может одновременно обучать большое количество студентов, затрачивая меньше времени, при этом контроль знаний происходит беспристрастно с помощью тестов, результаты которых проверяет машина. Владелец может в режиме реального времени отслеживать статистику студентов, автоматизировать доступ после оплаты или доступ к разным курсам в зависимости от учебной группы студента.

Но ничего идеального не существует, поэтому и Moodle обладает рядом минусов, которые не приходится решать при использовании другой системы. Об этих минусах подробнее будет рассказано ниже, и в первую очередь о бесплатности системы.

Почему Moodle – это УСЛОВНО бесплатная система?

Любой желающий может скачать бесплатную версию Moodle с официального сайта. Но таким образом пользователь получает просто образовательную среду, а не готовую систему обучения.

Чтобы эта система могла помочь обучать людей, потребуется сделать три шага:

  1. Установить ее на сервер компании или университета, настроить, перевести до конца те фрагменты, которые не локализованы
  2. Создать уроки и курсы, протестировать их
  3. Настроить систему безопасности – обеспечить защиту от взлома, DDoS-атак, несанкционированного входа в панель администрирования и другое
  4. Открыть доступ ученикам, настроить администрирование и аналитику, обслуживать систему

Эти шаги требуют ресурсов, специалистов и времени. В среднем запуск курса на Moodle занимает от 1 месяца. Для сравнения: на обычной коммерческой системе дистанционного обучения срок запуска составляет 1-3 дня.

Для стабильной работы онлайн-школы на Moodle требуется сервер, причем от количества одновременно обучающихся студентов напрямую зависит его мощность. Сервер и его обслуживание, в отличие от самой системы, требуют денежных затрат.

Установка и стабилизация системы – трудоемкий процесс, который требует от пользователя глубоких знаний в программировании и IT. Поэтому Moodle часто используется вузами с техническими специальностями, где сами студенты могут обслуживать систему. В противном случае владельцу понадобится либо потратить много времени на изучении материалов в Интернете, либо пройти платный курс по работе с системой, либо нанять специалиста. Это все отнимает время и деньги.

Создание курса на Moodle – занятие непростое. Написание контента и создание из него урока здесь очень сильно разобщены. Специалист, который записывает материал, и специалист, который формирует из него занятия, редко является одним и тем же человеком.

Все дело в том, что функция создания уроков на платформе требует большого терпения и навыков программирования. Профессионалы пользуются сторонними ресурсами, для того чтобы создать урок и просто перенести его в свой курс.

Количество функций у оригинальной Moodle ограничено. Чтобы расширить ее функционал, требуются плагины. Тут тоже скрываются дополнительные финансовые затраты. Плагины создаются в сообществе пользователей Moodle, по приблизительной оценке их уже больше 2000. Часть из них распространяется на платной основе. Среди тех, которые можно получить бесплатно, много дублирующих друг друга функций, конфликтующих при одновременной установке, просто нестабильных. Поэтому для выбора нужного набора плагинов потребуется потратить много времени на поиск и оценку информации о них, выбор, установку и тестирование. Это можно поручить специалисту, но, если в вашем штате нет программиста, придется доплатить либо своим временем, либо деньгами.

Администрирование учебного процесса, работа с уроками, добавление курсов, выгрузка статистики и многие другие функции системы Moodle также требуют навыков работы с программным обеспечением.

Таким образом, чтобы Moodle оказался для вас бесплатным, необходимо соблюдать такие требования:

  • У вас есть необходимые физические и информационные ресурсы – настроенные серверы, базы данных для их работы, домен в Интернете
  • Вы располагаете временем, не спешите запускать курс, поэтому срок от 1 месяца для вас не критичен
  • Вы располагаете обширными навыками в IT-сфере, у вас в штате есть технические специалисты, которые справятся с настройкой системы

В противном случае затраты на установку и обслуживание вашей системы дистанционного обучения могут в несколько раз превзойти затраты на использование коммерческих СДО.

Другие минусы Moodle

Кроме освещенных выше недостатков, у бесплатной версии Moodle можно выделить еще несколько не менее важных:

Отсутствие качественной технической поддержки

Бесплатную версию Moodle вам придется настраивать вручную, либо нанимать стороннего специалиста. Ответы на вопросы, связанные с этим процессом, вам нужно будет искать самостоятельно. Техническая поддержка у Moodle имеется, но для ее использования может потребоваться знание английского, а осуществляется она через форум сообщества. Поэтому на поиск ответа на возникший вопрос потребуется много времени, при этом ответ может быть не найден.

Проблемы с локализацией

На данный момент сама платформа переведена полностью только на 13 языков. Русская локализация завершена чуть более, чем на 90%. Это значит, что вам понадобится дополнительно переводить с помощью программиста систему на необходимый язык, иначе ваши студенты будут сталкиваться с текстами на английском. Плагины, которые необходимы для полноценной работы Moodle, тоже переведены не полностью.

Многие функции Moodle, такие как создание уроков, тестов, брендирование интерфейса, реализованы в неудобной для неподготовленного пользователя форме. Для их использования требуется много времени, специальные знания, тестирование готового материала и постоянные корректировки. Конечно, существуют сторонние программы для этого и специальные плагины, но чтобы в них разобраться также требуется время.

Невозможность быстро получить готовое решение

Большая свобода для настройки и кастомизации Moodle вкупе с технической сложностью вытекают в еще один минус – невозможно быстро получить результат. На запуск онлайн-школы или корпоративного обучения на этой системе понадобится в среднем не меньше месяца, и это при условии, что все необходимые ресурсы и специалисты у компании уже есть. Так что если вам необходимо быстро создать и запустить курс, Moodle не подойдет для этой цели.

Для кого подходит Moodle?

При том, что Moodle нельзя назвать полноценной СДО без трудоемкой настройки, она все равно отлично подходит для многих пользователей. В частности:

Для вузов и других учебных заведений

Уже множество учебных заведений пользуются бесплатной версией Moodle. В первую очередь для создания электронной базы оценок успеваемости студентов, которая встроена даже в обычную версию системы. Те же вузы, которые обучают будущих специалистов, нередко с их помощью переносят часть учебного процесса в дистанционную форму.

Для преподавателей, которым нравится разбираться в программах

В последнее десятилетие рынок онлайн-обучения растет с большой скоростью, поэтому все больше частных учителей, которые обучают от маникюра на дому до теоретической физики, переходят в онлайн. Обычно они выбирают платные облачные СДО, ведь они интуитивно понятны в настройке, изначально дают доступ к множеству нужных функций и позволяют запускать курс в течении 3 дней. Но тем, для кого заработок не в приоритете и кто любит настраивать программы и системы точно под себя, может понравиться Moodle.

Для компаний с широкой ресурсной базой

Владельцы крупных компаний, у которых уже есть свои сервера, домены в сети, штат IT-специалистов, тоже могут без проблем использовать Moodle. В этом случае единственным ограничивающим фактором является оплата работы сотрудникам и время, которое потребуется для запуска обучения.

Для кого Moodle не подходит?

Moodle не подходит для людей, которым требуется готовое и быстрое решение для запуска дистанционного обучения без лишних затрат.

Частным преподавателям и целым онлайн-школам, для которых удобство работы с системой, ее стабильность и качество для студентов стоят в приоритете.

Для компаний, которые хотят снизить затраты на корпоративное обучение, автоматизировать и стандартизировать его без лишних расходов времени, денег и работы специалистов.

Для тех, кто хочет быстро запустить курс на интуитивно понятной платформе, не тратить время на настройку под себя, кто хочет иметь возможность быстро создавать и корректировать свои уроки и курсы.

Этим категориям пользователей лучше подойдут коммерческие СДО, где в зависимости от тарифа открывается доступ к различному функционалу и можно подобрать именно тот, который выведет баланс затрат и прибыли в плюс.

Если вы решили использовать Moodle

Если после прочтения статьи вы решили стать пользователем Moodle, ознакомьтесь с планом, который поможет вам быстрее запустить обучение:

1. Четко выделите цель вашего обучения и задачи, которые необходимо решить

Moodle дает возможности, начиная от оптимизации очного обучения, заканчивая созданием целой онлайн-школы. В зависимости от того, какую цель будет преследовать ваша система и какие задачи для этого она должна решать, создайте список оборудования, программного обеспечения, плагинов и технических специалистов, которые потребуются вам. Если создавать такой список слишком долго и трудно для вас, попробуйте использовать тестовый период любой платной СДО – готовое решение может вам подойти гораздо лучше, чем Moodle.

2. Установите бюджет запуска обучения

Перед тем, как скачивать систему с сайта, сделайте смету расходов, которые будут сопутствовать запуску. Внесите в них стоимость сервера, оплату работы специалистов, ежемесячные расходы на обслуживание. В случае, если цифра выходит невыгодной, изучите другие способы запуска обучения, например, с помощью платной СДО.

3. Установите сроки запуска

Для запуска усредненного курса на Moodle с нуля и полным комплектом необходимых ресурсов требуется от одного месяца. Добавьте к нему дополнительное время на тестирование, чтобы студенты не сталкивались с ошибками и недочетами в обучении. Если этот срок слишком велик и для вас на первом месте стоит скорость запуска обучения, попробуйте коммерческие СДО, на которых можно запустить обучение всего за 3 дня.

Вывод

Moodle – это не система дистанционного обучения в привычном понимании, а обучающая среда – инструмент для создания своей СДО. Ее главным преимуществом является бесплатное распространение и возможность точной подстройки для решения индивидуальных задач. Но для человека, не обладающего экспертными знаниями в области программирования и IT-технологий, потребуется много времени на то, чтобы разобраться, запустить и наладить систему, либо нанять специалиста за дополнительную плату.

Moodle подходит только тем, кому нравится решать технические задачи, тем, кому не нужна полноценная система дистанционного обучения, и тем, у кого есть большая ресурсная база и запас времени.

Если вам нужно больше информации по технической части дистанционного обучения…

Прочитайте статью о системах дистанционного обучения, чтобы разобраться подробнее в видах и особенностях СДО, узнать, по каким критериям нужно их выбирать. Также изучите статью о системах управления обучением, чтобы узнать, какие полезные функции и возможности дают своим пользователям современные платформы для онлайн-обучения.

Читайте также: