Инновации в транспортной инфраструктуре доклад

Обновлено: 02.07.2024

Колесо, приручение лошадей и парусные корабли помогли нашим предкам выйти за пределы своих насиженных мест. В 19 веке пароходы и железные дороги расширили дальность и скорость человеческих путешествий. 20-й век принадлежал автомобилю и позволил людям дотянуться до звёзд.

За тысячелетия своей истории человечество создало множество технологических инноваций. Сегодня мы поговорим о том, как эти инновации преобразили современный транспорт и как помогут ещё больше преобразить его в ближайшем будущем.

Инновации , которые создали транспорт 21 века

История транспорта насчитывает более 5000 лет. Несмотря на это до начала нашей эры произошло всего несколько судьбоносных транспортных открытий. Главное из них – использование колёсного транспорта. По разным источникам первые колёсные повозки появились примерно 3500 лет до н.э. в районе Месопотамии (нынешнем Ираке и Сирии).

Здесь зародилась одна из древнейших цивилизаций человечества, где вместе с крупными городами стали появляться и торговые связи, для которых тяговый транспорт стал первой транспортной инновацией.


Наскальный рисунок повозки 2 тыс. до н.э (Ливия)

За следующие тысячелетия произошли ещё несколько важных инноваций сферы транспорта: изобрели речную лодку, в Египте с верфей сошли первые морские суда, в Европе появились первые мощёные дороги. В 312 году до н.э в Древнем Риме была построена Аппиева дорога – одна из самых известных мощёных дорог древности.

Две из трёх главных транспортных инноваций средневековья сделали в Китае – там изобрели компас и ракету. В этот же период в Андалусии (современной Испании) изобретатель Аббас ибн Фирнас провёл первый пилотируемый полёт на крыльях и стал изобретателем дельтаплана.


Минарет Великой мечети в Кордове, с которого Аббас совершил первый пилотируемый полёт в 852 году

Самые важные инновации транспорта начинаются с эпохи Возрождения и великих географических открытий, когда корабли стали способны пересекать не просто моря, а целые океаны, чтобы достичь дальних берегов планеты.

Первым революционным открытием транспортной отрасли можно считать изобретение в 16-м веке парового двигателя, который помог отказаться от тяговой силы в личном и общественном транспорте. Принцип работы парового двигателя прост: вода нагревается, образуется пар, пар давит на поршень, а поршень приводит в движение подсоединённые механизмы.

С помощью парового двигателя французский инженер Никола Жозеф Кюньо в 1769 году запустит первый самоходный транспорт, прообраз будущего паровоза и автомобиля.


Паровая телега Кюньо – прототип автомобиля и паровоза 1769 года

За следующие 100 лет учёные создали почти все знакомые современному человеку виды транспорта:

  • 1804 – изобретён паровоз
  • 1807 – на реку Гудзон спустили первый пароход
  • 1853 – в небо поднялся первый планер
  • 1862 – француз Этьен Ленуар создал бензиновый двигатель
  • 1863 – в Лондоне запустили метро
  • 1881 – в пригороде Берлина запустили первый трамвай
  • 1886 – Карл Бенц запатентовал автомобиль с двигателем внутреннего сгорания
  • 1903 – братья Райт полетели на первом моторизированном самолёте.

20-й век стал инновационным с технологической точки зрения и заложил основы современного общества. Тем не менее, транспортные разработки этого столетия были направлены на то, чтобы улучшить существующий транспорт, а не придумать новый. Например, двигатель внутреннего сгорани создали более ста лет назад, но с тех он значительно изменился. У современного Mercedes 500 он значительно меньше, но в 10 раз мощнее, чем у Mercedes 35, версии 1901 года.


Ракета Восток-1 на которой Юрий Гагарин совершил первый полёт в открытый космос

В 20-м веке был создан всего один принципиально новый вид транспорта – космический, его же можно назвать и главной транспортной инновацией этого столетия наряду с другими важными открытиями: полётом сверхзвукового самолёта, запуска подлодок на атомном реакторе и поездов на магнитной подушке.

Все упомянутые инновации создали современный транспорт и, к сожалению, породили новые проблемы: аварии, токсичные выбросы и пробки. Сегодня инженеры пытаются понять как сохранить всё лучшее от этих открытий, но избавиться от их недостатков?

Инновации, которые все ждут

Современные транспортные инновации тоже не предполагают кардинально новых видов транспорта. Да,в 21 веке появились сегвеии и моноколёса, которые упростили передвижение по городу, но наше отношение к транспорту они принципиально не изменили. Главные транспортные инновации сегодня ожидаются в следующих четырех направлениях:

  1. Автономность транспорта
  2. Транспортная инфраструктура
  3. Принципы владения транспорта
  4. Унификация транспорта

Поговорим о них подробнее.

Автономный транспорт

Фантасты прошлого мечтали о транспорте, который мог бы избавить водителя от необходимости следить за дорогой. Сегодня инженеры вплотную подходят к такой возможности.

Чтобы понять насколько мы близки к этой цели, инженеры выделяют пять уровней автономности транспорта. На первом уровне транспорт не может принимать самостоятельные решения о движении на дороге, на пятом он полностью контролирует движение, учитывая ситуацию на дороге.


Беспилотные такси Waymo, которые работает на третьем уровне автономности на небольшом отрезке пути.

Есть разные предположения, когда появится полностью беспилотный транспорт. Некоторые эксперты утверждают, что к 2040 году 75% транспорта будут беспилотными. Илон Маск, например, заявил о создании сервиса беспилотного такси уже к 2022 году. Но многие специалисты ставят это заявление под сомнение из-за отсутствия регулирующего законодательства.

Однако, можно не сомневаться, что именно в 21 веке мы увидим транспорт, который сам подъезжает к дому, отвозит нас на работу и едет подбирать следующего пассажира. Из этого следует вторая транспортная инновация.

Новые принципы владения транспортом

В ближайшие десятилетия одной из главных инноваций транспортной отрасли станет отказ от личного транспорта в пользу каршеринга и, как следствие, развитие связанных с ним технологий. Число личных автомобилей будет сокращаться, люди все больше будут переходить на арендный транспорт и транспорт по вызову, всё комфортнее будет становится общественный транспорт.


За последние 3 года рынок каршеринга вырос в полтора раза

Сегодня дают разные прогнозы относительно того, когда в городах перейдут откажутся от владения личным транспортом. Для небольших городов, вроде Хельсинки или Цюриха этот срок составляет 5-10 лет. В более крупных, таких как Сидней или Сан-Диего пройдёт ещё 20-30 лет, прежде чем подавляющее большинство жителей перейдут на общественный транспорт и каршеринг.

Новая инфраструктура

Одной из современных транспортных инноваций становится развитие архитектурно-градостроительных решений и объединение разных видов транспорта в комбинированные развязки, где пассажиры смогут быстро пересаживаться на с городского транспорта на междугородный.

Один из перспективных проектов в этом направлении – вакуумные поезда Hyperloop, способные разгоняться свыше 1000 км в час. Предполагается, что будущие станции Hyperloop станут крупными транспортными узлами, где пассажир сможет пересесть с междугородного транспорта на лёгкий, городской.


Фрагмент вакуумного тоннеля тоннель hyperloop в Тулузе, Франция

Унификация транспорта

Если посмотреть на развитие автомобиля за последние 100 лет, можно отменить как сильно он изменился внешне. В сфере автомобильного транспорта компании всегда старались завоевать доверие потребителя и сделать свой продукт непохожим на работу конкурентов. Если же посмотреть на линейки автомобилей последних 10 лет можно заметить, насколько похожими они становятся.


Да, это шесть разных марок автомобилей

Тенденция к унифицированному, единому виду транспорта происходит из того, что в производстве на первое место выходит не дизайн, а техническая начинка автомобиля. И именно в этой сфере будут соревноваться автомобильные концерны.

При этом пассажиры тоже ждут унифицированный транспорт, чтобы в будущем не пришлось выбирать между BMW, Tesla и Mercedes. Достаточно будет выбрать место назначения и уровень комфорта.

На внедрение этих инноваций потребуются десятки лет. Хотя уже сегодня мы видим зачатки их реализации. Главное, что объединяет все эти идеи - это желание упростить владение и пользование транспортом. Избавить пассажиров от бесконечных трат на содержание автомобилей, а государство от трат на развитие и строительство дорогих дорог. И именно в этом направлении свои инновации готов предложить струнный транспорт SkyWay.

Инновации от SkyWay

Все технологические инновации транспорта SkyWay связаны с упомянутыми направлениями: развитием инфраструктуры, изменение принципов владения транспортом, его автономностью и унификацией.

Автономность: что видит SkyWay?

В отличие от автомобиля, которому нужно следить за ситуацией на дороге и принимать решения о перестроении и поворотах, транспорту SkyWay гораздо проще добиться автономности.

Струнный транспорт движется по заданному эстакадой маршруту и главное, что ему необходимо – это реагирование на объекты на пути движения. Сегодня беспилотный транспорт SkyWay обладает техническим зрением, которое может выделять нужные объекты и тормозить в случае возможного столкновения с ними.


Фотография с испытаний машинного зрения струнного транспорта

Унифицикация и принципы пользования: SkyWay для всех

Одна из долгосрочных задач транспорта SkyWay заключается в том, чтобы дать человеку личный транспорт, который не требует постоянного внимания и специальных документов для пользования. Сегодня в линейке SkyWay уже предусмотрены несколько "семейных" моделей транспорта вместимостью от 2 до 6 человек.


Юнибайк SkyWay - формат личного струнного транспорта Юнибайк

Инновации в сфере общественного транспорта никогда не были в приоритете инженерной мысли. SkyWay при этом удалось с помощью инфраструктуры объединить преимущество доступности общественного транспорта с комфортом личного.


Часть линейки городского транспорта SkyWay. Всего сейчас разработаны 11 видов транспорта

Такой подход говорит и об унификации транспорта. Не нужно изобретать новый дизайн для машины той или иной серии. Он будет различаться только в зависимости от задач, которые стоят перед транспортом. Поэтому акцент сразу делается на технические характеристики: плавность, скорость и безопасность движения.

Инфраструктура: SkyWay на всех уровнях

В отличие от автомобиля SkyWay – не просто транспорт, а набор инфраструктурных решений, которые помогают сделать поездки удобными и безопасными.

Технология SkyWay предусматривает создание моделей, которые разгоняются до 150 и даже до 500 километров в час. И главное - все эти виды транспорта работают на территории одной станции, где вы можете быстро пересесть с междугородного транспорта на городской и добраться до дома.


Тестовая модель высокоскоростного транспорта SkyWay в ЭкоТехноПарке летом 2019 года

Преимущество SkyWay заключается не просто в "изобретении" инноваций, а в том, что ему удалось собрать все актуальные инновации в одном транспорте. Сделать его автономным, удобным и не требующим специальных знаний для использования.

Итог: чего ждать от транспортных инноваций?

Транспорт, к которому мы привыкли, формировался несколько тысяч лет. Но главные исторические инновации мы получили в последние 100 лет. Ещё больше инновации ожидают нас в следующие 100 лет.

Главное, чего ждёт ждут пассажиры от инновационного транспорта – это способность самостоятельно двигаться по дороге, избавить от необходимости следить за ним, сделать его универсальным и доступным. Сегодня мы как никогда близко подошли к этой возможности. И одну из возможностей получить всё это вместе уже предлагает нам SkyWay.


Andrew Yakomaskin

Главные направления в транспортных инновациях

Передвижение в пространстве играет ключевую роль в повседневной жизни. Человечество создало транспорт для быстрого перемещения по земле, воздуху и воде людей и различных грузов.

В ходе многолетнего развития транспорта возник некий побочный эффект современного транспорта. Загрязнённый воздух, загруженность автомагистралей, изменение климата и нарушение рельефа земли привели мировую общественность к постановке глобальных проблем и поиску путей их решения.

Главные направления в транспортных инновациях

Транспортные инновации направлены на внесение изменений в эффективность управления транспортом, обеспечение большей безопасности при сохранении мировой экологии.

Что такое транспортные инновации

Транспортные инновации — это внедрение новых знаний, усовершенствование технологий, направленных на решение общественных и экологических проблем, повышение производительности и снижение производственных и временных затрат в транспортной системе.

Направления инновационного транспорта:

Инновации в авиации

Авиация делится на гражданскую и военную. Разные цели деятельности, преследуемые каждой из них, определяет вектор развития, в том числе и в сфере инноваций.

Предназначение военной авиации любой страны в том, чтобы обеспечивать безопасность нации. Помимо этого, военное руководство выделяет развитие военной авиатехники и систем управления на ступень выше другой страны как основной цели, ведь от этого напрямую зависит безопасность государства.

Направления инновации в военной авиации:

Гражданская авиация преследует иные цели. Это и обеспечение безопасной и комфортной перевозки пассажиров и грузов, предполетного и послеполетного обслуживания, и снижение финансовых затрат авиаперевозчиков, сохранение экологического фона.

Для решения этих задач внедряются следующие инновации в транспорте:

  • разрабатываются более мощные, маневренные и многофункциональные типы воздушного транспорта, способные преодолевать длительные расстояния и благополучно выходить из аварийных ситуаций (самолет Boeing 787 Dreamliner, способный выполнять сложные маневры и взлетать почти вертикально);
  • повышается эффективность использования топлива, применяются новейшие технологии расходных материалов. Главная цель — рациональное вложение финансов и уменьшение загрязнения атмосферы (самолет SolarImpulse 2 c 4-мя электромоторами, которые питаются от 17000 солнечных батарей, установленных на всю поверхность 72-метровых крыльев);
  • совершенствуется функциональное распределение пространства внутри воздушных судов (двухпалубный AirbusA380, комнаты для отдыха пассажиров, укомплектованные в части багажного отсека).

Инновации на речном транспорте

Речной транспорт занимает важное место в транспортной системе страны, благодаря низкой себестоимости перевозок и протяженной речной трассе, огибающей сотни российских городов.

Инновации на речном транспорте

Российские жители же пользуются речным транспортом в редких случаях. Отсутствует строгая система управления всеми отделами. С каждым годом всё большее количество речных судов выводят из эксплуатации из-за внушительного возраста.

Производство новых кораблей, барж, паромов, теплоходов и др. имеет очень низкие обороты из-за недостатка инвестиций. Все эти проблемы требуют разработки стратегических решений — введения инноваций.

Направления инновации на речном транспорте:

  1. Организация реновации судов, модернизации и ремонта водных объектов флота на судоремонтных производствах.
  2. Пополнение речного флота новыми судами, преимущественно российского производства, для привлечения инвестиций в отрасль.
  3. Форсированное выведение из эксплуатации устаревших судов, ужесточение мер касательно использования в эксплуатации таких судов.
  4. Модернизация системы управления речного флота, проведение переквалификации среди сотрудников.

Российскими инженерами сконструированы совершенно новые высокоскоростные корабли, эксплуатация которых позволит рационально использовать топливо и увеличивать крейсерскую скорость. Они смогут передвигаться с минимальным сопротивлением водной поверхности, за счёт суперкавитации (образование на поверхности корабля воздушных пузырьков благодаря непрерывному потоку воздуха).

Инновации на ж/д транспорте

Ж/д транспорт остаётся рентабельным среди других транспортных систем для перевозки грузов и пассажиров. Его преимуществами являются: невысокая себестоимость, регулярность, проходимость в различных погодных условиях и высокая грузоподъемность.

Цели, которые преследует ж/д транспорт в своей работе: обеспечение бесперебойной логистики грузовых перевозок, обеспечение безопасности и достойного уровня комфорта пассажирских перевозок — при наименьшем показателе разного рода затрат.

Инновации на ж/д транспорте

Главная проблема железнодорожной отрасли — в низком уровне качества предоставляемых услуг по сравнению с высокими запросами рынка. Инновационное развитие ж/д транспорта поможет решить эту и производные от неё проблемы.

Основные направления инновационного развития железных дорог:

Инновации в автотранспорте

Область автотранспорта больше остальных внедрена в жизнь современного человека. Проблемы транспортной сферы напрямую затрагивают интересы населения. Особенно это актуально в городах.

Инновации в автотранспорте

С ростом городов возрастает и численность автомобилей. Так как это средство передвижения считается одним из основных источников загрязнения атмосферы, то его скопление вызывает глобальные экологические проблемы. Другая сторона — образование пробок и шумозагрязнение провоцирует отток городских жителей на окраины, что сокращает объём налогов.

Направления инновации на транспорте:

Инновация в сфере транспорта. Создание электромобилей различных комплектаций, в том числе и гибридных. Инновация уже внедрена, но не пользуется массовостью из-за дороговизны транспортного средства, работающего на аккумуляторе, который, в свою очередь, не позволяет передвигаться на длинные расстояния из-за низкой ёмкости.

В целом внедрение транспортных инноваций — очень важный процесс на любом этапе эволюции государства. Это залог успешного развития транспортной отрасли, отвечающего неуёмно возрастающим человеческим и экономическим потребностям.

Фам Минь Чи – магистрант факультета Дорожного транспорта Вьетнамской народной полицейской академии.

Чан Ван Выонг – магистрант факультета Дорожного транспорта Вьетнамской народной полицейской академии.

Хоанг Тхи Бич – магистрант факультета Дорожного транспорта Вьетнамской народной полицейской академии.

Аннотация: В данной статье рассмотрено понятие инновации, в том числе на транспорте; оценена роль государства в поддержке инновационной деятельности в сфере транспорта; определена классификация проблем в сфере транспорта, рассмотрены инновационные решения в сфере общественного транспорта России; выявлены основные инновационные идеи в сфере транспорта, которые в ближайшем будущем найдут свое отражение при реальном использовании транспорта; также рассмотрены некоторые инновационные решения в сфере грузоперевозок, железнодорожного и автомобильного транспорта.

Ключевые слова: Инновации, транспорт, экологический эффект, мобильное приложение, инновационные решения, сотрудничество, электробусы, инвестиции, прибыль.

Эффективность национальной экономики, экономический рост, устойчивость развития вертикально - интегрированных систем, территориальных комплексов и внешнеэкономической деятельности во многом определяется функционированием транспорта.

С одной стороны, эта отрасль отражает уровень развития национальной экономики и ее конкурентоспособность, а с другой – уровень экономической безопасности страны.

Вопросам изучения инновационных процессов посвящены работы уче­ных: В.М.Аньшина, И.В.Афонина, И.Т.Балабанова, А.В.Васильева, В.М.Власовой, А.И.Гаврилова, А.Г.Городнова, Е.А.Горбашко, В.Я.Горфинкеля, Д.А.Ендовицкого, И.В.Журавковой, П.Н.Завлина, А.Е.Карлика, В.М.Коновалова, Г.Д.Ковалева, Э.И.Крылова, С.Н.Коменденко, Н.П.Масленниковой, Ю.П.Морозова, В.Г.Медынского, Л.Н.Оголевой, Л.Г.Скамай, А.Б.Титова, Т.Н.Трифиловой, С.А.Филина, Р.А.Фатхутдинова, В.А.Швандара, В.Е.Шукшунова и других.

Основные проблемные моменты процесса внедрения инноваций в сфере транспорта были предметом изучения многих ученых, в том числе Лужновой Н. В., Карелина Н. В., Сураевой М.О.. Ими изучалось понятие и классификация инноваций, определялись основные направления внедрения инноваций на предприятиях транспорта, обосновывалась важность маркетинговых инноваций в повышении эффективности деятельности предприятий транспорта.

Целью настоящей статьи является определение основных инновационных аспектов в сфере различных видов транспорта и определение их роли для развития государства.

Итак, инновация - это усовершенствование деятельности субъекта хозяйствования, приносящее положительный результат. Инновация представляет собой использование научных достижений с целью получения экономического, социального или экологического эффекта.

Инновации - это внедренные новшества, обладающие рядом полезных свойств, которые обеспечат высокую эффективность результатов в различных сферах деятельности [2].

В настоящее время активно продвигаются инновационные решения и достижения в области обслуживания и эксплуатации транспорта, оригинальные инфраструктурные и технические разработки, направленные на совершенствование пассажирских перевозок.

Всё это, в итоге, будет способствовать повышению конкурентоспособности российской транспортной системы на региональных и мировых транспортных рынках, а также активной реализации новых инициатив и проектов, поддержанных на самом высоком государственном и международном уровне.

Сферой внедрения инноваций может быть общественный транспорт - одна из важнейших экономических отраслей.

К одному из новшеств на транспорте можно отнести электробусы, которые в ближайшее время планируется запустить в столице нашего государства.

Электробусы в России – транспорт, относящийся пока к категории экзотики. Массовому внедрению этой эко техники препятствуют стартовые расходы и срок окупаемости оборудования, который значительно выше по сравнению с традиционными автобусами. Все это дополняется сложной экономической ситуацией в стране.

Первый российский электробус появился в начале прошлого века. Омнибусы, созданные по проекту инженера Романова, развозили жителей Санкт-Петербурга по десятку маршрутов. В дальнейшем, популярность этого направления сошла на нет, основными видами общественного транспорта на долгие десятилетия стали троллейбусы, автобусы и трамваи [7].

Очередной виток интереса к машинам с электродвигателем случился в начале века нынешнего. Экологическое состояние планеты, наконец, заставило мировую общественность обратить на эти вопросы серьезное внимание. Не остались в стороне от процесса и российские власти. Пионером класса электробусов в России стала модель НефАЗ-52992, выпущенная в 2012 году. За пять лет эксплуатации оборудования оно вполне доказало свою эффективность.

Сегодня электробусы используются в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске.

Станет ли машина, функционирующая за счет батарей, одним из основных видов общественного транспорта в нашей стране, наверняка сказать не может никто. Прошли только тестовые испытания оборудования. Пока неизвестны эксплуатационные характеристики техники, затраты на обслуживание и ремонт. Эти данные будут доступны только через несколько лет испытаний. Кроме того, российский электробус должен доказать свою эффективность в регионах с разными климатическими условиями.

Специалисты считают, что серьезной помехой развитию отрасли станет высокая цена ключевых комплектующих. Например, замена литий-ионного аккумулятора может потребоваться уже через пару лет пользования, а эти расходы несопоставимы даже с капитальным ремонтом автобуса. Несмотря на экономичность эксплуатации, процесс окупаемости затянется надолго.

Что касается экологии, то практика показывает, что эти вопросы выходят на первый план только в чрезвычайных ситуациях. Решение о массовом внедрении техники, безопасной для окружающей среды, может быть принято лишь в случае существенного улучшения экономической ситуации в стране или резкого снижения цен на этот продукт на мировых рынках.

Введенный способ оплаты дает целый ряд преимуществ пассажирам. Можно пользоваться той же картой, которой оплачиваются ежедневные покупки; нет необходимости каждый раз искать наличные для оплаты проезда или испытывать затруднения, когда у кондуктора нет сдачи. Гостям любого города также удобно пользоваться новой для них инфраструктурой: они просто оплачивают проезд бесконтактной банковской картой. Кроме того, при оплате банковской картой можно сэкономить: стоимость одной поездки дешевле, чем при оплате наличными.

Банковские карты все активнее вытесняют из обращения наличные деньги. Вместе с тем, их функционал и сфера применения с каждым годом расширяется. Использование банковской карты для оплаты проезда – это удобное, экономичное и универсальное решение.

Инновацией можно считать и мобильное приложение транспортной карты, которое в том числе позволяет записать в смартфон транспортную карту любого региона, удаленно пополнять ее баланс, отслеживать баланс карты, историю операций пополнения карты и следить за количеством совершенных поездок.

Основными инновационными идеями в сфере транспорта можно считать следующие:

Во-первых, проект по улучшению существующей системы навигации в метро. По указанному проекту текстовые указатели в метро должны быть заменены на цветные. Кроме того, проект предполагает запуск мобильного приложения и размещение на станциях метро устройств, считывающих специальные метки. При составлении маршрута пассажиры должны указать в приложении начальную и конечную точку поездки, а на пересадочных станциях прикладывать смартфоны или планшеты к специальным считывателям. После этого приложение будет цветом подсказывать, как перейти на нужную станцию другой линии метро.

Данную инновацию в случае ее одобрения можно в дальнейшем использовать во всех метрополитенах страны.

Также активно внедряются инновации и в другие отрасли транспорта, например, грузоперевозки.

Сама революционность этой идеи состояла в том, чтобы клиент не просто самостоятельно заказывал перевозку, но и управлял ею. С помощью платформы iSales абсолютно любой человек, даже не связанный по роду своей профессиональной деятельности с транспортом вообще, может самостоятельно рассчитать стоимость и заказать перевозку груза в контейнерах. И всё это - онлайн, с любого устройства, подключённого к интернету. Оплата за перевозку также доступна онлайн.

С 2017 года появилась и мобильная версия iSales, теперь приложение доступно для смартфонов на платформах iOS и Android. Выпуск мобильного приложения для платформы Windows Mobile запланировано на 2018 год.

Всё это сделано для удобства клиентов: теперь информацию о передвижении контейнера, о его прибытии или задержках можно получать непосредственно на любимый гаджет - смартфон, планшет или смарт - часы. С 2017 года в iSales появилась возможность отслеживать груз прямо по карте.

В пределах 2018 планируется запустить полное информирование клиента о статусе заказа. В случае, если в процессе выполнения заказа возникли какие-то задержки, в том числе и по вине клиента (например, нужна какая-то дополнительная информация на таможне), то система незамедлительно будет об этом уведомлять. Будут показываться задержки в пути [3].

Особе внимание необходимо уделить инновациям в сфере железнодорожного транспорта. Примером таких нововведений можно считать высокоскоростные магистрали.

Для Российской Федерации с ее огромными территориями роль высокоскоростных магистралей (ВСМ) трудно переоценить, так как они, с одной стороны, в полном объеме отвечают требованиям современной глобальной экономики, а с другой - ведут к положительным эффектам масштаба и росту региональных экономик [1].

В настоящее время самой прибыльной системой ВСМ в мире является японская система. Она ежегодно дает экономию времени в пути порядка 400 млн часов, что соответствует 500 млрд йен. За последние 47 лет на высокоскоростных магистралях Японии не было ни одной аварии, а максимальные задержки составили всего 41 секунду [8].

Транспорт и производство остаются лидирующими отраслями по инвестициям в Интернет вещей благодаря большому количеству установленных конечных устройств и востребованности решений по управлению транспортными средствами, мониторингу транспорта и управлению производственными активами [4].

Внедрение и продвижение вышеуказанных инноваций в сфере транспорта возможны благодаря повышению эффективности общественного производства, нормальному функционированию экономики.

Результатами их внедрения будут обеспечение базовых условий жизни и деятельности всего общества, рациональное распределение по территории страны производственных сил, сельского хозяйства, торговли и других отраслей хозяйства.

Таким образом, в результате изучения инноваций в сфере транспорта определены ее основные характеристики, выявлены некоторые примеры и определена их роль и значение в развитии государства.

Инновации целесообразно использовать в транспортной сфере в таких направлениях, как:

По прогнозам аналитиков, через 30 лет по дорогам Земли будут передвигаться около 2,5 млрд. автомобилей. Проблема перемещения по разросшимся городам тревожит людей, поэтому большие надежды возлагаются на инновации в сегменте общественного транспорта.

Пассажирские перевозки в России


Дороги издавна считались одной из главных русских бед, но в последнее время ситуация стала меняться в лучшую сторону. За прошедший год отремонтировано более 300 км. федеральных трасс, а к 2025 г. предстоит модернизировать до 50 тыс. км. магистралей. На долю наземного передвижения выпадает 60% поездок россиян, а качество автопарка оставляет желать лучшего. Вопрос о смене устаревшего подвижного состава назрел давно, планы зашли далеко:

Новые проекты радуют население, но в регионах ждут повышение тарифов на проезд в автобусах и троллейбусах в 2018 году.

Интересный опыт соседей по планете

Южная Корея


Местный метрополитен считают самым удобным способом перемещения по городу. 30% путей размещены над землей, что позволяет осмотреть окрестности. Надписи в билетных автоматах и на табло дублируются на английском языке. Предусмотрено несколько типов карточек, по которым пассажиры перемещаются на разных видах транспорта. Существует 3 категории стоимости для разных возрастов (взрослые, подростки от 13 до 18 лет, дети от 7 до 10 лет).


Учитывая географическое положение, в штате Вашингтон успешно действует отлаженная сеть пассажирских паромов.

Япония


Территория государства расположена на многочисленных островах, которые связываются между собой с помощью мостов, тоннелей, паромов. Одно из ключевых звеньев транспортной цепи – скоростные автомагистрали. На каждый м 2 площади приходится 3 км. дорог. Междугородние и муниципальные автобусы оснащены кондиционерами и отопительным оборудованием, а в ходе ночных рейсов можно воспользоваться спальными местами. Стоимость проезда зависит от длины маршрута, оплата производится при выходе.

Система перевозок постоянно развивается: проводятся испытания водородного автобуса Toyota FC Bus и минивэна-беспилотника на 12 мест. Власти обещают, что к 2030 г. без водителей будет обходиться каждый пятый автомобиль.

Китай


  • Действует беспроводная подвесная дорога Sky Train в Чэнду.
  • Прошло тестирование автопортала TEB-1. Гигант может перевозить на верхнем этаже до 300 человек, пропуская через нижний уровень поток машин.
  • В городе Шэньчжэнь появились беспилотные автобусы.
  • В октябре 2017 г. запущен пассажирский гибрид от корпорации CRRC.

В перенаселенном государстве еще масса транспортных проблем, поэтому Госсовет КНР подготовил проект развития отрасли на 2017 – 2020 г. Планируется возвести 50 аэропортов, 36 автомагистралей, скоростную железную дорогу, связывающую 113 крупных городов.

Австралия


Государство имеет низкую плотность населения, но занимает второе место по числу машин на человека. Федеральной сетью дорог охвачена огромная территория. Для внутренних перелетов используются авиалинии QantasAirways, Virgin Blue и другие.

Канада

Авиаперелеты по внутренним маршрутам – самый популярный способ передвижения по большой стране. Крупнейшие города государства соединены железнодорожными путями. При покупке билетов предусмотрены скидки для детей, студентов, людей старше 60 лет. Существуют три типа проездных абонементов, которые отличаются по регионам использования и срокам действия. Общественный транспорт приспособлен для колясок и закрепления велосипедов.

Монреаль находится на втором месте после Нью-Йорка в рейтинге транспортных систем Северной Америки. В Ванкувере действуют 4 ветки легкого метро SkyTrain, работающие без машинистов. Правительство страны серьезно обеспокоено загрязнением окружающей среды, поэтому рассматривается возможность применения водородного топлива на пригородных поездах Онтарио. Исследования обойдутся бюджету в $7,4 млн.

Германия


Израиль


Мировые транспортные проблемы будоражат умы гениальных изобретателей и великих комбинаторов. Одни испытания проходят успешно, другие оказываются профанацией. Но когда-нибудь летающие такси и скоростные трассы на дне океанов станут реальностью.

Цифровая революция в транспортном секторе продолжается — и даже худший за долгое время в истории индустрии 2020-й год не смог ее остановить. Да, возможно, мы получим массовое производство беспилотных автомобилей чуть позже, чем рассчитывали. Но то, что мы его все-таки получим, — вне всяческих сомнений. Тем временем, автопроизводители, сервисные и технологические компании транспортного сектора фокусируются и на других важнейших инновациях.

Мобильность завтрашнего дня: как технологии меняют транспортный сектор

В каком же направлении будет двигаться автомобильная отрасль? Крупнейшие консалтинговые агентства и исследовательские организации, в том числе McKinsey, KPMG, Фонд Генриха Бёлля и другие подчеркивают примерно одни и те же тренды развития транспортной индустрии. Эксперты уверены, что ближайшие 5-10 лет мы будем вживую наблюдать такие тенденции, как массовый переход на электротранспорт вместе с развитием соответствующей инфраструктуры, развитие платформ мобильности MaaS (Mobility as a Service), подключение автотранспорта к системам обработки больших данных и интернета вещей, интеграция транспорта в цифровую экосистему городов и появление беспилотных автомобилей самых разных видов и назначения.

Эти ключевые тренды, завязанные на использовании инновационных технологий, вызовут серьезные перемены во всей транспортной индустрии, о которых можно и стоит рассказать подробнее.

Электрокары повсюду

К началу 2018 года в мире насчитывалось более 3 млн электрокаров — это 1% от общего числа всех единиц транспорта, но все равно немало. С тех пор их число непрерывно растет. На протяжении 2021 года только на американском рынке представят 30 новых моделей электрических автомобилей, в том числе и грузового назначения. Логично предположить, что при таком росте электрокары станут неотъемлемой частью транспортной системы, а люди будут использовать их не только для частных поездок, но и в коммерческих целях. Этому способствует активная позиция правительств в различных государствах, в том числе и в России, а также целенаправленная электрификация парков такси и каршеринга. Например, в ноябре 2020 года был представлен D1 — первый в мире электромобиль, изготовленный BYD совместно с DiDi специально для такси. В 2021 году они начали поступать лизинговым партнерам в крупных китайских городах. Судя по тенденциям спроса, в ближайшие годы D1 станут использоваться и в других странах.


Но это только вершина айсберга, потому что рост использования электромобилей в коммерческих целях неизбежно приведет и к развитию инфраструктуры для них — в частности, станций зарядки и дозаправки. Кто будет этим заниматься? Существует множество вариантов: новые игроки, существующие операторы АЗС, компании с большим парком электромобилей и так далее — смотря кто первым займет эту нишу. Например, чтобы создать в Китае инфраструктуру для обслуживания более миллиона электромобилей, работающих в такси, мы наладили сотрудничество более чем с 500 партнерами в области организации зарядных станций по всему Китаю, включая BP и двух государственных энергетических гигантов — State Grid и Southern China Power Grid.


Наконец, наличие большого количества зарядных станций позволит создавать электромобили самого разного назначения, так что в будущем мы увидим в городах не только электробусы, но также электрогрузовики, семейные электромобили, а также электромотоциклы и мини-электромобили на 1-2 человек, на которых удобнее всего будет парковаться в густонаселенных районах.

Развитие облачных платформ MaaS

Но если электромобили — это hardware-уровень, то в облачной сфере также грядут большие перемены. Сегодня бурно развиваются сервисы мобильности, которые постепенно становятся частью городской среды. Люди активно пользуются не только такси и каршерингом или арендой авто, но также и самокатами, моноколесами, велосипедами, наконец, трамваями и троллейбусами. И в ближайшем будущем все эти виды транспорта будут интегрированы в единую систему, чтобы обеспечить пользователю максимально комфортную и быструю поездку в соответствии с его предпочтениями. MaaS подразумевает, что вы сможете ввести точки старта и финиша своей поездки, и приложение подберет маршрут, комбинируя разные виды транспорта. Постепенно уровень интеграции позволит планировать такие поездки бесшовно, а также оплачивать билеты и аренду разных видов транспорта прямо со своего счета.


Представьте: вы хотите доехать из дома на фестиваль, который проходит за городом. Вы заходите в приложение, и мобильный сервис предлагает вам самые разные варианты. Вы сможете не только доехать на метро или трамвае, но также взять каршеринг и добраться на электромобиле, доехать до вашего любимого парка, прокатиться по нему на арендованном электросамокате. Потом сесть на скоростную электричку и - последний этап — от станции доехать на такси. Вариантов будет много, и облачный сервис будет анализировать ваши предпочтения, чтобы в следующий раз предложить максимально удобный вариант.

Интернет вещей захватывает транспорт

Интернет вещей позволяет собирать огромное количество данных не только о каждом агрегате транспортного средства, но и о привычках водителя, маршрутах поездок и так далее. Анализ этого океана информации позволит повысить качество пользования транспортом, комфортность поездок и адаптировать городскую среду под реальные потребности граждан. Автоматизированная городская среда позволит управлять светофорами, выводить на линии дополнительные электробусы (особенно в час пик), организовывать эффективные маршруты объезда в случае заторов и ДТП.

Сами автомобили тоже постепенно превращаются в подключенные устройства. Например, они включаются в процессы приема платежей, как смартфон или умные часы. Один из первых проектов в данной сфере позволяет проводить бесконтактную оплату услуг АЗС с помощью авто. Вспоминая об электромобилях, интернет вещей позволяет расширить сферу их применения, пока транспорт стоит на парковке. Технологии SmartGrid позволяют использовать подключенные к зарядным станциям электромобили в качестве дополнительной электрической емкости для балансировки нагрузки на электросети, как большие аккумуляторы.

Читайте также: