Доклад про рифму 5 класс

Обновлено: 19.05.2024

Различные виды рифм. Различная ценность рифм.
Составные и разноударные рифмы. Чередование рифм.

Поэтому более корректное определение рифмы:
слуховое совпадение ударного гласного и последующих за ним согласных звуков в окончании слов.

И ни души. Один лишь хрИП,
Тоскливый лязг и стук ножОВЫЙ,
И сталкивающихся глЫБ
Скрежещущие пережЕВЫ.
(Б.Пастернак)

При другом несовпадении рифма будет отсутствовать: стОйка – стАйка, лИст – тОст – не рифмуются.
Все, что сказано выше относится к классической рифме 19 века. Символисты значительно расширили это понятие, но об этом поговорим немного позже.

Ударная гласная может располагаться в слове несколькими способами. Она может замыкать слово, после нее могут идти только согласные, а могут следовать один или два слога с безударными гласными. В первом случае, когда после ударной гласной нет других гласных, рифма называется односложной. Если имеется безударная гласная – то двухсложной.
Односложные рифмы называются МУЖСКИМИ. Это самые простые рифмы: Я – моЯ, моЯ – свиньЯ, рАЗ – квАС – бАС – нАС и т.п.
Двухсложные рифмы называются ЖЕНСКИМИ. В них совпадает больше звуков: плАНЫ – рАНЫ; стрАННО – тумАННО; стАЯ – большАЯ, крАЯ – игрАЯ, вИна – картИна.
Иногда стихи строятся только на мужской, иногда только на женской рифме.

Есть речи - значЕНЬЕ
Темно иль ничтОЖНО,
Но им без волнЕНЬЯ
Внимать невозмОЖНО.

Как полны их звУКИ
Безумством желАНЬЯ!
В них слезы разлУКИ,
В них трепет свидАНЬЯ.
(М.Лермонтов)

Но чаще всего мужские и женские рифмы чередуются, что автоматически получается, например, при усечении амфибрахия.

Поздняя осень. Грачи улеТЕЛИ,
Лес обнажился, поля опусТЕЛИ.

Применение различных видов рифм в одном стихотворении разрушает его монотонность и создает присущую только ему музыку.

По вечерам над рестоРАНАМИ
Вечерний воздух дик и глУХ,
И правит окриками пьЯНЫМИ
Весенний и тлетворный дУХ.

Гораздо реже встречается чередование женской и дактилической рифм.

Под насыпью, во рву некОШЕННОМ,
Лежит и смотрит, как живАЯ,
В цветном платке, на косы брОШЕННОМ,
Красивая и молодАЯ.

Ко мне он кинулся на грудь;
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Мое оружье. Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.

Царя властительно над долом,
Огни вонзая в небосклон,
Ты труб фабричных частоколом
Неумолимо окружен.

Стальной, кирпичный и стеклянный,
Сетями проволок обвит,
Ты – чарователь неустанный,
Ты – неслабеющий магнит.

Драконом, хищным и бескрылым,
Засев, - ты стережешь года,
А по твоим железным жилам
Струится газ, бежит вода.

Сравнив приведенные примеры, можно сделать вывод, что мужские рифмы создают впечатление напора, силы. Дактилические - минорного настроения. Промежуточное положение занимают женские рифмы.
Обычно считается, что применение одного вида рифм приводит к однообразию, поэтому рекомендуется их чередование.

Кратко скажем о ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКОЙ – четырех, пяти, шестисложной рифме: поМЕШАННАЯ – бЕШЕННАЯ, расскАЗЫВАЯ – размАЗЫВАЯ.
Они встречаются редко.

Холод, тело тайно сковывающий,
Холод, душу очаровывающий…

От луны лучи протягиваются,
К сердцу иглами притрагиваются.
….
Снег сетями расстилающимися
Вьёт над днями забывающимися,

Над последними привязанностями,
Над святыми недосказанностями!


РАЗЛИЧНАЯ ЦЕННОСТЬ РИФМ

Данная лекция посвящена классическим рифмам. Неклассические рифмы разбираются в следующей.
Сравним несколько женских рифм с одной основой:

Наяда – ограда,
Парада – ограда
Награда – ограда.

Первая рифма, в которой неточно совпали гласные: А – Я и никаких других совпадений, кроме звуков лежащих за ударной гласной, нет, звучит гораздо слабее остальных. Такая рифма называется БЕДНОЙ.
Во второй паре рифм кроме совпадения звуков за ударной гласной совпала и стоящая перед ней согласная – Р: паРАДА – огРАДА. В третьей паре совпало еще больше звуков перед ударной гласной: наГРАДА – оГРАДА. Подобные рифмы называются БОГАТЫМИ.
Если совпадение продолжается и дальше: миНОВАЛА – сеНОВАЛА, то рифма приобретает характер ГЛУБОКОЙ.

Чем больше в рифмующихся словах совпадает звуков, лежащих перед ударными, тем звучнее становится рифма.

В мужских рифмах это становится практически обязательным условием (лунА – онА). Исключение бывает в случаях, когда перед ударной гласной стоит гласная или мягкий знак: чьИ – моИ, пьЮ – моЮ, краЯ – твоЯ.
Если же в мужской рифме перед ударной гласной не совпадают согласные или стоит гласный и согласный звук, то рифма становится очень бедной. ГонИ – моИ, менЯ – твоЯ, гонЮ – моЮ. Или вовсе исчезает, при твердом звучании ударной гласной: веЛА – поКА, уРА – луНА, уВЫ – киТЫ, беДЕ – траВЕ и т.п.
В последнем случае рифма появится, если перед ударной гласной будет совпадать хотя бы одна согласная. Такая согласная во всех видах рифм носит название ОПОРНОЙ. ВеЛА – быЛА, поКА – руКА, луНА – оНА, беДЕ – воДЕ.
Естественно, при совпадении нескольких согласных мужская рифма становится богаче. гОДА – вОДА, ВОРОТ – скоВОРОД.
Это в полной мере относится и к другим видам рифм, например, дактилическим: ГОЛОДНАЯ – подКОЛОДНАЯ.
С другой стороны, когда в рифме совпадают гласные звуки, согласные могут варьироваться: желЕзнОй – бЕзднОй, морОзнОй – звЕзднОй, лУннАЯ – безУмнАЯ.

Надо стараться избегать и шаблонных, приевшихся рифм: кровь – любовь – вновь, грезы – слезы – березы – розы – морозы.

Рифмы приобретают большую ценность, когда рифмуются разные части речи, или слова, взятые в разных падежах.

Другие примеры: нахал – махал, синяя – инея, отстал – кристалл, брось – врозь, глаза – туза, роз – вопрос и т.п.

Я похож на родильницу,
Я готов скрежетать.
Проклинаю чернильницу
И чернильницы мать!

Патлы дыбом взлохмачены,
Отупел, как овца, -
Ах, все рифмы истрачены
До конца, до конца.

Мне, правда, нечего сказать сегодня, как всегда,
Но этим не был я смущен, поверьте, никогда -
Рожал словечки и слова, и рифмы к ним рожал,
И в жизнерадостных стихах, как жеребенок, ржал.

Паралич спинного мозга?
Врешь, не сдамся! Пень - мигрень,
Бебель - стебель, мозга - розга,
Юбка - губка, тень - тюлень.

Рифму, рифму! Иссякаю, -
К рифме тему сам найду.
Ногти в бешенстве кусаю
И в бессильном трансе жду.

Иссяк. Что будет с моей популярностью?
Иссяк. Что будет с моим кошельком?
Назовет меня Пильский дешевой бездарностью,
А Вакс Калошин - разбитым горшком.

Нет, не сдамся. Папа - мама,
Дратва - жатва, кровь - любовь,
Драма - рама - панорама,
Бровь - свекровь - морковь. носки!

Таким образом, неклассическая рифма все-таки должна соблюдать три правила:
1. Слуховое совпадение ударных гласных.
2. Если за ударной гласной совпадающих звуков нет, то должны совпадать опорные согласные (что такое опорная согласная – см. выше).
3. Независимо от расположения совпадающих звуков должно быть как можно больше.


СОСТАВНЫЕ И РАЗНОУДАРНЫЕ РИФМЫ

В СОСТАВНОЙ рифме одно слово рифмуется с двумя. Пользовался этим приемом еще А.Пушкин, но скорее как исключением.

В год за три щелка тебе ПО ЛБУ,
Есть же мне давай вареную ПОЛБУ.

Другие примеры: по калачу – поколочу, пах? - нет -- пахнет.
Усиленно составную рифму стали вводить футуристы:

Из сел иди, из РОЩ ИДИ
К широкой лобной ПЛОЩАДИ.
(И.Северянин)

Поэзия Маяковского вообще неотделима от составных рифм:
лбом бы – бомбы,
мадьяр усы – ярусы,
нападали – на падали,
растишь ее – четверостишие,
части – причастия.
При этом составные рифмы могут быть и неравносложными:
лжи за ней – жизней,
лира вам – вырвал,
дребезги – небе ни зги,
прах о том – бархатом.

Если посмотреть на рифмы: рощ иди – площади, мадьяр усы – ярусы, лед щеки – летчики, то можно заметить, что в них ударения стоят на разных местах. В словосочетаниях, стоящих на первой позиции ударение падает на последнюю букву: идИ, усЫ, щекИ, а рифмующихся с ними словах – первую гласную. Такие рифмы называются РАЗНОУДАРНЫМИ или побочноударными. Такое название рифма получила за то, что метрическое ударение на последнем слоге скрадывается.

Как пошли с гармоникой –
Скуку в землю затолкай!

Как пошли по улице,
Солнце пляшет на лице.

Горюны повесились,
Пуще, сердце, веселись!

Приведем несколько примеров составных рифм из И. Бродского.

Я пишу из Империи, чьи края
опускаются под воду. Снявши ПРОБУ С
двух океанов и континентов, я
чувствую то же, почти, что ГЛОБУС.
То есть, дальше некуда. Дальше ряд
звезд. И они горят.
……….

Одиночество учит сути вещей, ибо суть их то же
одиночество. Кожа спины благодарна коже
спинки кресла за чувство прохлады. Вдали РУКА НА
подлокотнике деревенеет. Дубовый лоск
покрывает костяшки суставов. Мозг
бьется, как льдинка о край СТАКАНА.

И очень интересный пример из того же Бродского, когда рифма отсутствует вообще и, тем не менее, это тоже стихи.

В поэзии наибольшее распространение получили ПЕРЕКРЕСТНАЯ рифмовка, когда первая строчка рифмуется с третьей и вторая с четвертой и ЗАМКНУТАЯ – первая строка рифмуется с четвертой и вторая с третьей.

Однако встречается и более сложная рифмовка строк. Они могут рифмоваться парами, тройками.

Люблю морозное дыханье
И пара зимнего признанье:
Я - это я, явь - это явь!

Красный огонь, раскрутись, раскрутись!
Красный огонь, взвейся в темную высь!
Красный огонь, раскрутись, раскрутись!

Беспредельна даль поляны.
Реет, веет стяг румяный,
Дионисом осиянный.

Строка в стихотворении называется РИТМИЧЕСКОЙ ФРАЗОЙ. Несколько ритмических фраз, составляющих нечто музыкально-законченное, называются СТРОФОЙ. Строфа может быть двухстишием, трехстишием. Самый распространенный вариант – четырехстишие. Но встречаются и более сложные конструкции.

Где-то есть, за темной далью
Грозно зыблемой воды,
Берег вечного веселья,
Незнакомые с печалью
Гесперидовы сады.

Под сердцем травы тяжелеют росинки,
Ребенок идет босиком по тропинке,
Несет землянику в открытой корзинке,
А я на него из окошка смотрю,
Как будто в корзинке несет он зарю.

Когда бы ко мне побежала тропинка,
Когда бы в руке закачалась корзинка,
Не стал бы глядеть я на дом под горой,
Не стал бы завидовать доле другой,
Не стал бы совсем возвращаться домой.
(А. Тарковский)

Однажды в октябрьском тумане
Я брел, вспоминая напев.
(О, миг непродажных лобзаний!
О, ласки некупленных дев!)
И вот - в непроглядном тумане
Возник позабытый напев.

Жутко мне от внешней радости,
От воздушной этой сладости,
И от звона, и от грома
Ледолома
На реке
Сердце бьется налегке.

Я гений пламенных речей.
Я господин свободных мыслей.
Я царь бесcмысленных красот.
Я Бог исчезнувших высот.
Я господин свободных мыслей.
Я светлой радости ручей.

Когда в толпу метну свой взор,
Толпа как птица замирает
И вкруг меня, как вкруг столба,
Стоит безмолвная толпа.
Толпа как птица замирает,
И я толпу мету как сор.

Встречаются очень сложные рифмовки. Например, Блок рифмовал первую строку с пятой, вторую с шестой и т.п.

Под ветром холодные плечи
Твои обнимать так отрадно:
Ты думаешь – нежная ласка,
Я знаю – восторг мятежа!

Поблек предзакатный румянец.
На нитях серебряно-тонких
Жемчужные звезды повисли,
Внизу – ожерелье огней,
И пляшут вечерние мысли
Размерно-радостный танец
Среди еле слышных и звонких
Напевов встающих теней.

Полмира, под таинством ночи,
Вдыхает стихийные чары
И слушает те же напевы
Во храме разверстых небес.
Дрожат, обессилевши, девы,
Целуют их юноши в очи,
И мучат безумных кошмары
Стремительным вихрем чудес.

В московские особняки
Врывается весна нахрапом.
Выпархивает моль за шкапом
И ползает по летним шляпам,
И прячут шубы в сундуки.

По деревянным антресолям
Стоят цветочные горшки
С левкоем и желтофиолем,
И дышат комнаты привольем,
И пахнут пылью чердаки.

И улица запанибрата
С оконницей подслеповатой,
И белой ночи и закату
Не разминуться у реки.

И можно слышать в коридоре,
Что происходит на просторе,
О чем в случайном разговоре
С капелью говорит апрель.
Он знает тысячи историй
Про человеческое горе,
И по заборам стынут зори,
И тянут эту канитель.

И та же смесь огня и жути
На воле и в жилом уюте,
И всюду воздух сам не свой,
И тех же верб сквозные прутья,
И тех же белых почек вздутья
И на окне, и на распутье,
На улице и в мастерской.

Зачем же плачет даль в тумане,
И горько пахнет перегной?
На то ведь и мое призванье,
Чтоб не скучали расстоянья,
Чтобы за городскою гранью
Земле не тосковать одной.

Для этого весною ранней
Со мною сходятся друзья,
И наши вечера - прощанья,
Пирушки наши - завещанья,
Чтоб тайная струя страданья
Согрела холод бытия.


P.S. Следует учесть, что сложные рифмовки создают очень жесткий каркас стихотворения, который у начинающего поэта часто погребает под собой смысл написанного.

Напишите, что такое сонет. Каким образом рифмуются строчки в сонете. Что такое венок сонетов, магистрал.

Подберите классические, неклассические, составные рифмы к словам: окунь, дерево, память.

Напишите стихотворение состоящее из четырехстиший, в котором первая и третья строчки написаны четырехстопным амфибрахием, а вторая и четвертая – трехстопным амфибрахием с усеченным безударным слогом в конце.

Напишите хотя бы одну строфу в виде четырехстишия, в которой мужская рифма чередуется с женской.

Напишите хотя бы одну строфу в виде пятистишия или шестистишия.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Рифма. Способ рифмовки.Теория литературы. 5 класс.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Рифма. Способ рифмовки.Теория литературы. 5 класс.

Рифма. Способ рифмовки.
Теория литературы. 5 класс.

Рифма – созвучия в конце стихотворных строк.

Рифма – созвучия в конце стихотворных строк.

Виды рифмМУЖСКАЯ – ударение на последнем слоге строки (ОКНО). ЖЕНСКАЯ – удар.

Виды рифм
МУЖСКАЯ – ударение на последнем слоге строки (ОКНО).

ЖЕНСКАЯ – ударение на втором слоге от конца строки (ПОЖАРОМ).

ДАКТИЛИЧЕСКАЯ – ударение на третьем слоге от конца строки (РАЗЛИВАЕТСЯ).

ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ – ударение на четвёртом и
последующих слогах от конца строки (СВЕШИВАЮЩИЕСЯ).

Способы рифмовки ПАРНАЯ – ААББ (рифмуются 1 и 2, 3 и 4 строки). ПЕРЕКРЁСТНА.

Способы рифмовки
ПАРНАЯ – ААББ
(рифмуются 1 и 2, 3 и 4 строки).
ПЕРЕКРЁСТНАЯ – АБАБ
(рифмуются 1и 3, 2 и 4 строки).
ОПОЯСЫВАЮЩАЯ – АББА
(рифмуются 1 и 4, 2 и 3 строки).

Учимся определять рифмуЯ пришел к тебе с приветом, А Рассказать, что солнце.

Учимся определять рифму
Я пришел к тебе с приветом, А
Рассказать, что солнце встало, Б
Что оно горячим светом А
По листам затрепетало. Б (А.А. Фет)

Учимся определять рифмуКо мне, мой младенец; в дуброве моей Узнаешь прекрасн.

Учимся определять рифму
Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять. (В.А. Жуковский)
Схема: а а б б

Определяем вид рифмы и способ рифмовкиПотонула деревня в ухабинах, Заслонили.

Определяем вид рифмы и способ рифмовки
Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избёнки леса,
Только видно, на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса. (С.Есенин)

Определяем вид рифмы и способ рифмовкиВезде сребро да злато, Всё светло и бо.

Определяем вид рифмы и способ рифмовки
Везде сребро да злато,
Всё светло и богато. (А.С.Пушкин)

От луны лучи протягиваются,
К сердцу иглами притрагиваются… (В.Брюсов)

Определяем вид рифмы и способ рифмовкиЛюбви, надежды, тихой славы Недолго не.

Определяем вид рифмы и способ рифмовки
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман. (А.С.Пушкин)

Определяем вид рифмы и способ рифмовкиМчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою л.

Определяем вид рифмы и способ рифмовки
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна…(А.С.Пушкин)

Проверочная работаТучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью же.

Проверочная работа
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
М. Ю. Лермонтов

Проверочная работаЛеший бороду почесывает, Палку сумрачно обтесывает. В.Я. Бр.

Проверочная работа
Леший бороду почесывает,
Палку сумрачно обтесывает.
В.Я. Брюсов.

Проверочная работаЧеремухи ветки душистые гнут, Все дикие яблони в цвете; И.

Проверочная работаБывали ль вы в стране чудес, Где, жертвой грозного веленья.

Проверочная работа
Бывали ль вы в стране чудес,
Где, жертвой грозного веленья,
В глуши земного заточенья
Живет изгнанница небес? (Д.В. Давыдов)

Проверочная работаПо лугу со скрипом Тянется обоз – Суховатой липой Пахнет.

Проверочная работа
По лугу со скрипом
Тянется обоз –
Суховатой липой
Пахнет от колес. (С. Есенин)

 Двусложные размеры стиха Хорей (—́ —) Ямб(— —́)

Двусложные размеры стиха

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 654 материала в базе

Материал подходит для УМК

Рифма. Способы рифмовки

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 03.11.2021 1345
  • PPTX 62.1 кбайт
  • 213 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Баранова Наталья Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цель и задачи урока: познакомить с понятиями: речь стихотворная, речь прозаическая, ритм, рифма; учить подбирать рифмы к словам; прививать любовь к поэзии.

Тип урока: изучение нового материала.

Конспект урока

1. Приветствие.

- Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня вас успех.
А еще скажу я вам:
Улыбнитесь всем гостям.
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.

- Что необычного заметили в сегодняшнем приветствии?

- Я не случайно приветствовала вас стихотворной речью, т. к. урок сегодня тоже необычный. И называется он необычно.

(Читают название хором с экрана интерактивной доски).

- Как вы понимаете его название?

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

(На экране высвечивается и комментируется тема и цель урока).

2. Речь прозаическая и стихотворная. Ритм.

- Наша речь организована двумя способами: стихами и прозой, т. е. бывает стихотворной и прозаической.

– Чем же, на ваш взгляд, отличается речь прозаическая от стихотворной?

- Сравните два предложения. Какое из них построено в стихотворной форме, а какое в прозаической?

- Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.

- Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. А стихотворная речь особенная. Она отличается более четким ритмом и необычайной лаконичностью, краткостью, в ней обычно есть рифма. Сегодня нам и предстоит разобраться, что же такое ритм и рифма.

Послушайте удары метронома. Как они звучат? (Через одинаковые промежутки времени). Это и есть проявление ритмичности.

В жизни и природе нас окружают разнообразные проявления ритма.

Где их можно наблюдать? В чем их секрет? Постараемся ответить на эти вопросы, прочитав статью в учебнике на стр.94.

(Самостоятельное чтение статьи учебника).

- Что же такое ритм? Где его можно наблюдать? Ритм можно воспроизвести. Послушайте и повторите ритм, который я вам задам (Отстукивается ритм).

- Особую роль играет явление ритма в построении музыкальных произведений. Ритм задает характер, темп.

Послушайте и попытайтесь запомнить ритм музыкального произведения.

- К какому жанру относится это произведение? (Марш)

- Воспроизведите ритм марш хлопками.

- А есть ли ритм в стихотворной речи? Как он проявляется?

Стихотворный ритм- это чередование ударных и безударных слогов в строке.

(Заучивание определения в парах).

Наблюдение за рисунком стихотворного ритма.

На дво-рах и до-мах

(Б-Б-У-Б-Б-У)

Снег ле-жит по-лот-ном

(Б-Б-У-Б-Б-У)

И от солн-ца блес-тит

(Б-Б-У-Б-Б-У)

Раз-но-цвет-ным ог-нем.

(Б-Б-У-Б-Б-У)

- Оказываетя, стихотворная речь подобна музыке. У каждого стихотворения – своя неповторимая мелодия. Ее тоже можно слушать.

Послушайте ритм этих строк стихотворения И.С. Никитина. (Простучать ритм).

- Сравните этот ритм с ритмом другого стихотворения.

(Практическая работа на индивидуальных карточках по определению ритмического рисунка стихотворных строк)

Самопроверка.

Снег валится на поля, У-Б-У-Б-Б-Б-У

Вся белешенька земля. У-Б-У-Б-Б-Б-У

Вывод: ритм - важная составляющая стихотворной речи.

От него зависит музыкальность, характер, темп стихотворения.

3. Понятие о рифме.

- Что же такое рифма?

Рифма- это созвучие окончаний стихотворных строк.

- Умение подобрать интересную, точную, нетрадиционную рифму свидетельствует о мастерстве автора.

- Каких замечательных поэтов вы знаете?

- Сейчас мы с вами попытаемся проникнуть в суть и волшебство стихосложения, будем наслаждаться мастерством поэтов, которых на творчество вдохновила красота русской зимы.

(Обращение к репродукциям картин с видами зимних пейзажей).

4. Знакомство с видами рифмы.

- Прочтите. Найдите рифмы в строках стихотворений любимых и известных поэтов.

а) Заколдован невидимкой.
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
(С. Есенин)

б) Снега покрыли гладкие равнины,
Едва заметен санок первый след,
Румянец нежный льет закатный свет,
Окрася розою холмов вершины.
(М. Кузмин)

в) Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл,- и вот сама
Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
(А.С.Пушкин)

- Одинаково ли рифмуются строки в разных стихотворениях?

(Индивидуальная работа с раздаточным материалом по определению видов рифмы).

Прочитайте отрывки на слайде 2, определите, где стихотворение, где проза.

Как вы это определили?

Назовите известных поэтов (слайд 3-6).

Объяснение нового материала

Итак, что же такое стихотворение?

Запись в тетрадь (слайд 7)

Существуют разные способы рифмовки(слайды 10-12).

Задание на размышление (слайд 13).

Проверьте себя (слайд 15 ).

Как вы помните, Незнайка тоже сочинял стихи (слайд 16). В чем их недостаток?

Чтение статьи в учебнике стр. 110-112

Попробуйте сформировать пары рифмующихся слов.(слайд 17)

Объяснение домашнего задания (слайд 19).

Подведение итогов урока (слайд 20).

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Стихи и проза. Ритм, рифма, смысл.

Где стихи, а где проза? Последний день июля месяца. На тысячи верст кругом Россия, родной край. Безветрие, теплынь. Воздух - молоко парное! И. С. Тургенев Гуляют тучи золотые Над отдыхающей землей, Поля просторные, немые Блестят, омытые росой. И. С. Тургенев

Стихи и проза. Стихотворение – речь, подчинённая рифме, ритму. Проза – свободно движущаяся от предложения к предложению речь.

Рифма Рифма - это когда слова в концах стихотворных строчек заканчиваются одинаково,- объяснил Цветик.- Например: утка – ш утка , к оржик – м оржик .

Рифма. Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.

Перекрёстная рифма Нелюдимо наше море , День и ночь шумит оно ; В роковом его просторе Много бед погребено .

Парная рифма Там ступа с Бабою Яг ой Идёт, бредёт сама соб ой ; Там царь Кащей над златом ч ахнет ; Там русский дух. Там Русью п ахнет !

Опоясывающая рифма И там я был, и мёд я п ил ; У моря видел дуб зел ёный ; Под ним сидел, и кот уч ёный Свои мне сказки говор ил .

? Незнайка придумал свою рифму: пал ка – селёд ка . Но Цветик с такой рифмой не согласился. Почему?

Ритм Ритм – это повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (чередование ударных и безударных слогов в строке). Ритм создаёт определённое настроение, окрашивает стихотворение единым тоном.

Ритм подчёркивает характер героинь. Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась – и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами. И прищёлкивать перстами, И вертеться, подбочась, Гордо в зеркальце глядясь.

Шедевры Незнайки Знайка шёл гулять на речку, Перепрыгнул через овечку. Торопыжка был голодный, Проглотил утюг холодный. В чём их недостаток?

-Проверьте свой слух, объедините слова парами, в которых они рифмуются: А) Водой, огонь, носки, тронь, близки, от пыли, молодой, не вы ли. Б) Перчатка, игла, сладко, стержень, была, язык, те же, привык. В) Беседа, позови, припев, приезд, доев, Китай, о любви, покатай.

Буриме Буриме (от франц. bout – конец, rime - рифма) – это веселая игра, стихотворная задача, где нужно писать стихотворения на заданные заранее рифмы. Рифмы для буриме должны быть неожиданными и немного странными . Главное требование к будущему стихотворению: здравый смысл и юмор. На полянку вышел з айка . Видит – там синичек ст айка . Он открыл свою шкат улку , Дал синицам с маком б улку .

Домашнее задание Творческое задание: дано буриме: океану, матрос, обезьяну, привез, тоскуя, напролет, такую, поет, юге, кустах, подруги, хвостах, бананы, моей, обезьяны, людей. сочинить стихотворение по данным рифмам.

Итог урока Без чего невозможно создание стихотворения?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методическая разработка урока по теме "Рифма и ритм стихотворения"

Это одно из занятий кружка "Основы стихосложения". В этом кружке занимаются ребята, которые пишут стихи. Это дети разного возраста, которых интересуют различные темы. С авторскими пр.


Методическая разработка по литературе (технологическая карта) 6 класс "Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М.Ю. Лермонтова. Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу стихотворения."

В методической разработке представлены материалы, соответствующие новому стандарту ФГОС. В работе Вы сможете найти сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова, теоретико-литературные понятия.


Открытый урок "Изучение особенностей ритма стихотворений Ф.И.Тютчева о природе"


Самостоятельная работа по литературе по теме "Рифма" 5 класс

Рифмой называется созвучие (совпадение звуков) концов стихов, начиная с первого ударного гласного. Работа помогает проверить знания учащихся по данной теме.

Читайте также: