Маяковский окна роста доклад

Обновлено: 16.05.2024

Владимир Маяковский для нас - это скорее поэт революции, непримиримый боец, своими рваными строчками несущий миру новые истины. Но немногие знают, что он еще и рисовал. Причем талантливо. В годы Гражданской войны он стал одним из художников Окон РОСТА и создавал агитационные плакаты, пропитанные сатирой и призывом к борьбе.

Именно эту сторону его творческого пути я хочу сегодня раскрыть, хотя он писал и станковые картины - портреты, абстрактные композиции.

Что такое Окна РОСТА?

Немного утвердившись после революции, советская власть осознала, что ей необходимо средство для информирования населения. Все-таки началась Гражданская война, и влияние на умы было просто необходимо. Так появилось Российское телеграфное агентство, сокращенно РОСТА - в сентябре 1918 года.

РОСТА стало издавать листочки, вестники, бюллетени. По сути это был центральный орган власти, отвечавший за агитацию и освещение военных новостей. Но важно было доносить вести и до простого народа, причем быстро и доходчиво.

Ведь что за ситуация была в стране: молодая республика голодает, изнемогает от войны и болезней, она окружена кольцом интервенции, и простой, часто неграмотный народ не понимает, кому верить. Вдруг среди опустевших улиц, разбитых витрин и оборванных проводов, среди серости и мрака военного времени в центре города ярким пятном появляется плакат.

При РОСТА появилось специальный отдел, который возглавил художник Михаил Черемных. Помогал ему журналист Николай Иванов-Грамен. Они стали создавать плакаты, которые вывешивали в витринах (окнах) пустовавших магазинов.

Первый такой плакат появился в конце августа или начале сентября 1919 года в пустовавшей витрине бывшего кондитерского магазина Абрикосова, на углу Тверской (ул. Горького) и Большого Чернышевского переулка (ул. Станкевича). Отсюда появилось и название, которое подписывали внизу: ОКНА САТИРЫ РОСТА . В скобках было помечено: "Текст и рисунки меняются еженедельно" . В дальнейшем число витрин было доведено до девяти-десяти.

Однажды Владимир Маяковский шел по Тверской и увидел этот плакат. Вскоре он уже стоял в кабинете Черемных. Начинался расцвет советского плаката.

Маяковский и Окна РОСТА

Владимир Маяковский очень быстро стал идейным вдохновителем объединения, практически его руководителем. Столько было в нем энергии и воли к борьбе.

Главной темой в то непростое время было разоблачение врага молодой республики. А врагов у республики было достаточно, начиная с брюшного тифа, вшей, оспы и холеры заканчивая белогвардейскими командирами. Поэтому для пропаганды и был изначально выбран язык плаката, который был понятен даже тем, кто не умел читать.

В. Маяковский говорил, что с течением времени художники могли рисовать сложный рабочий силуэт с закрытыми глазами. Это обеспечивало большой тираж. Скорости требовал сам характер работы: чем быстрее народ узнает вести об опасности или о победе, тем скорее появятся новые бойцы.

"Вне телеграфной, пулеметной быстроты — этой работы быть не могло. От нас требовалась машинная быстрота: бывало, телеграфное известие о фронтовой победе через сорок минут – час уже висело по улице красочным плакатом", — говорил Маяковский.

У всех плакатов были номера. Первым плакатом, созданным Маяковским, был плакат №5.

В плакате сочетался текст и поясняющий его рисунок, именно слово должно было призывать, рисунок имел служебную функцию. Крайне важно было передать нужную информацию максимально доходчиво и быстро. Поэтому рисунки были простыми, а фразы короткими и запоминающимися. Рисунок напоминает нам народный лубок с его нехитрыми рисунками, лаконичными формами, небольшим количеством цветов.

Проект выполнен студентами 1 курса Института ВШЖиМК Олегом Захаровым, Дарьей Тюриной и Вячеславом Шайкеновым


всяких занятий роднее.

А если без труб,

Идёт война, о чём также не забывал Маяковский. В течение лета 1917 он активно хлопотал о признании его непригодным к военной службе. Небезрезультатно: осенью он был от неё освобождён. Видимо, считал, что Родина не должна рисковать жизнью и наследием гениального поэта.

Очевидно, поэт видит, чем оборачивается революция для России, однако считает, что масштаб изменений жертвы оправдывает.
Образ революции – столь неоднозначный, но притягательный, возникает во многих стихотворениях поэта, но, дабы не отвлекать Вас от основной темы, скажем лишь ещё про одно:

Казалось бы, Маяковский принимает революцию и всеми силами старается поддержать новый строй государства и воспитать своим творчеством (причём не только поэтическим) новое общество, но очевидно, что уже в тот период он осознавал несовершенство нового мира и методов, которыми этот новый мир пытаются построить на месте старого, что и всплывёт на поверхность в последующие годы.

Корни этой причудливо названной конторы тянутся из 1904 года, когда в Минфине, МВД и МИД Российской империи решили сообразить на троих. Важный итог можно заметить в письме министра финансов В. Н. Коковцова министру иностранных дел В. Н. Ламсдорфу от 26 марта 1904 года.

Существует необходимость изыскания способа для удовлетворения потребности в свободном от иностранного контроля телеграфном обмене.



Правительство трудится как пчёлка, и вот, уже в июле Николаю II на стол лёг проект Санкт-Петербургского телеграфного агентства (СПТА). Оно подчиняется Совету министров и имеет существенное стратегическое значение.
Когда Санкт-Петербург становится Петроградом, та же история происходит и с СПТА, которое теряет одну букву и становится ПТА. Это самое ПТА было взято штурмом уже 24 октября 1917, в первый день вооружённого восстания, и Леонид Старк, комиссар Военно-революционного комитета собственноручно телеграфировал

агентствам и газетам мира о свершившемся Чуде социалистической революции. Правда, уже через час юнкера отбивают ПТА. 18 ноября 1917 года декретом Совнаркома ПТА объявляется центральным информационным органом при Совете Народных Комиссаров. В марте 1918 года ПТА переезжает в Москву, где в июне того же года объединяется с Бюро печати при ВЦИК.
И вот тогда на сцену выходит РОСТА – Российское телеграфное агентство. Его функции весьма обширны. Прежде всего, оно является








  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Окна РОСТА", точнее — "Окна сатиры РОСТА" - плакаты, создававшиеся в 1919—192.

Окна РОСТА", точнее — "Окна сатиры РОСТА" - плакаты, создававшиеся в 1919—1921 годах советскими художниками и поэтами, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). "Окна РОСТА" — самобытный вид агитационно-массового искусства, возникший в период Гражданской войны и военной интервенции 1918—20. Острые, доходчивые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами разоблачали врагов молодой Советской республики, освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы, передававшиеся агентством в газеты. Плакаты, за исключением первых, нарисованных от руки, выполнялись и размножались с помощью трафарета до 150 и более экземпляров, затем выставлялись в витринах в Москве и др. городах. В "Окна РОСТА" широко использовались традиции лубка и раёшника и т.д. Рисунки "Окна РОСТА" (в сериях до 12 на одном листе) отличались подчёркнутой простотой и лаконизмом изобразительных средств (выразительность силуэтов, раскраска в 2—3 цвета). Первое "Окна РОСТА" исполнил в октябре 1919 М.М.Черемных. Затем к нему присоединились В.В.Маяковский, создававший яркие, меткие рисунки и подписи, а также И. А. Малютин, Д.С.Моор и др. Подобные "окна" выпускались также в Петрограде (Л. Г. Бродаты, В. В. Лебедев, А. А. Радаков и др.), на Украине (Б. Е. Ефимов и др.), в Баку, Саратове и др. городах. "Окна РОСТА" сыграли значительную роль в становлении советского изобразительного искусства.

М. М. Черемных.

К тому времени, как поэт стал рисовать свои знаменитые "Окна" у него уже был.

К тому времени, как поэт стал рисовать свои знаменитые "Окна" у него уже был опыт работы в этом жанре. Первые опыты в этом жанре относятся к годам войны, которую называли и Великой, и Империалистической, и Мировой. В августе 1914-го Маяковский попытался вступить в армию добровольцем - патриотический порыв охватил тогда все слои общества. Но на передовую его не послали, как политически неблагонадежного. Но в армию он все же попал - по протекции Максима Горького проходил службу в Учебной Автомобильной Школе в Петрограде. А еще он в соавторстве со знаменитым художником-авангардистом Казимиром Малевичем рисовал патриотические плакаты-лубки. Казимир Малевич

Лубки, нарисованные Владимиром Маяковским и Казимиром Малевичем:

Лубки, нарисованные Владимиром Маяковским и Казимиром Малевичем:

Ну и треск же, ну и гром же, был от немцев подле Ломжи!

Ну и треск же, ну и гром же, был от немцев подле Ломжи!

Под Парижем на краю лупят армию мою. Я кругами бегаю да ничего не делаю!

Под Парижем на краю лупят армию мою. Я кругами бегаю да ничего не делаю!

Глядь, поглядь - уж близко Вислы! немцев пучит, значит кисло!

Глядь, поглядь - уж близко Вислы! немцев пучит, значит кисло!

Шел австриец в Радзивилы да попал на бабьи вилы!

Шел австриец в Радзивилы да попал на бабьи вилы!

Немец дикий и шершавый разлетался над Варшавой. Да казак Данила Дикий продыря.

Немец дикий и шершавый разлетался над Варшавой. Да казак Данила Дикий продырявил его пикой. И его жена Полина шьет штаны из цеппелина.

Австрияки у Карпат поднимают благой мат. Гнали всю Галицию шайку глуполицую.

Австрияки у Карпат поднимают благой мат. Гнали всю Галицию шайку глуполицую.

Эх ты немец, при да при же. Не допрешь, чтоб сесть в Париже. И уж братец клин.

Эх ты немец, при да при же. Не допрешь, чтоб сесть в Париже. И уж братец клином клин - ты в Париж, а мы в Берлин!


maiak1.jpg

Фото. В.В. Маяковский (1893-1930 гг.).

В звонких строках его стихов отразилось само время – грозное и героическое. Откройте любой том стихов В.В. Маяковского и перед Вами встанет овеянная ветром революции молодая Республика Советов в её больших и малых делах.

maiak2.jpg

здоровы и ловки,

В.В. Маяковский, делая рифмованные подписи к санитарно-просветительным плакатам, гордился своей работой, поскольку считал, что его поэзия приносит людям реальную пользу.

maiak3.jpg

Фото. Художники РОСТА. 1919 г. Владимир Маяковский, Иван Малютин, Михаил Черемных.

maiak4.jpg

maiak5.jpg

maiak6.jpg
maiak7.jpg

Основные противоэпидемические меры видны на плакате – в нижней трети рисунка мужчину щедро поливают водой из ведра, ещё два человека заняты стиркой белья, на заднем плане стоит санитарный врач.

maiak8.jpg

maiak11.jpg

maiak12.jpg

maiak14.jpg

maiak13.jpg

maiak9.jpg

На плакате изображены последствия перенесенной оспы – слепота и рубцовые дефекты кожи лица, которых можно было бы избежать с помощью оспопрививания.

опять у ворот она стала:

тиф, голод и холод - лихие враги –

maiak16.jpg

В марте-апреле 1920 года в Москве проводилась Неделя санитарной очистки. Поэт откликнулся на это событие плакатом, который звал на борьбу с грязью и разрухой.

maiak18.jpg

Что надо сделать

maiak21.jpg

Пропаганда декретов и постановлений Совета Народных Комиссаров, Совета Труда и Обороны становится главнейшей задачей коллектива художников-агитаторов во главе с В.В. Маяковским. Декреты и другие важнейшие документы Советской власти требовали подробных разъяснений. Они требовали не только увеличения словесной и образной базы плаката, но и смены обстановки для их восприятия.

maiak22.jpg

maiak23.jpg

maiak24.jpg

maiak25.jpg

maiak26.jpg

maiak27.jpg

Мастер плаката, В.В. Маяковский, конечно же не мог пройти мимо проблем в жизни общества; жанр его искусства по своей природе был предназначен вскрывать негативные явления социального быта, давать им справедливую оценку, подвергать критике.

maiak28.jpg


Фото: Наум Грановский / ТАСС

Фото: Наум Грановский / ТАСС

От сыпного тифа в России между 1917 и 1921 годом умерли, по некоторым оценкам, около 3 миллионов человек — таким был фон для пропаганды требований гигиены


Конфликт представлений о празднике, может быть, и был гротескно преувеличен, но явно не изжит до сих пор


Доходчивый комикс о вреде канцелярщины с намеком на ее контрреволюционный характер не утратил актуальности и через сто лет, но теперь явно идет несколько вразрез с идеей важности бюрократии как солидной части государственной машины


Классовый призыв к трудовой дисциплине. Единственный плакат в этой галерее, знакомый многим по перепечаткам: плакаты РОСТА использовали как иллюстрации в советских собраниях сочинений Владимира Маяковского, не слишком заботясь о том, насколько плакаты и другие тексты соответствуют друг другу содержательно и стилистически


Разруха пугает зрителя как вредитель-гигант, но тут же смешит как персонаж карикатуры. Найти смешное в окружающей действительности иногда было так же непросто, как начинать подготовку к посевной в январе




Демобилизация и разруха возникают на многих плакатах: вся страна уже несколько лет едет эшелонами с фронта домой


Сатира зачастую сводилась к карикатурному изображению классового врага — это, видимо, то немногое, что могло веселить в ситуации на грани, а иногда и за гранью общенационального голода



Плакаты были придуманы в разгар Гражданской войны, когда РОСТА не хватало ни денег, ни технических средств. Нарисованные и написанные от руки плакаты постепенно стали тиражировать через трафареты, вывешивать в людных местах в Москве и отправлять в другие города.

Маяковский руководил литературной и политической частью работы, намечал темы и писал тексты для плакатов. В сравнительно редких случаях, когда в качестве автора содержательной части выступал другой человек, Маяковский вычитывал тексты и принимал их в работу, а иногда браковал.

Леонид Максименков — о белых пятнах в биографии Владимира Маяковского

Леонид Максименков — о белых пятнах в биографии Владимира Маяковского

Все это было призвано отразить и объяснить резкую смену социально-экономического и политического порядка, вызывающую смятение и растерянность огромного числа людей.

В 1927 году работы Маяковского, созданные для РОСТА, экспонировались на выставке советского искусства в Германии и Австрии.

Фотогалерея

Жизненный путь и литературное наследие Владимира Маяковского

Владимир Маяковский родился 19 (7 по старому стилю) июля 1893 года в Грузии в поселке Багдати, который в советское время назывался Маяковский. Он был младшим ребенком в семье, у него было две сестры: Людмила (1884—1972) и Ольга (1890—1949), а также братья Константин (умер в трехлетнем возрасте) и Александр (умер в младенчестве). С 1902 по 1906 год Маяковский учился в гимназии в Кутаиси, но после смерти отца переехал с матерью и сестрами в Москву

Владимир Маяковский родился 19 (7 по старому стилю) июля 1893 года в Грузии в поселке Багдати, который в советское время назывался Маяковский. Он был младшим ребенком в семье, у него было две сестры: Людмила (1884—1972) и Ольга (1890—1949), а также братья Константин (умер в трехлетнем возрасте) и Александр (умер в младенчестве). С 1902 по 1906 год Маяковский учился в гимназии в Кутаиси, но после смерти отца переехал с матерью и сестрами в Москву



Фото: Мультимедиа Арт Музей / МДФ

Центром культурной жизни Москвы тогда была большая аудитория Политехнического музея. На поэтических вечерах зал был переполнен, а толпы безбилетников сдерживала милиция. Тогда и возникла идея концерта, во время которого зрители голосованием избирают лучшего поэта. В результате эстрада оказалась битком набита претендентами на звание короля поэзии. Ожидалось, что монарший титул достанется Маяковскому, однако в ситуации эстрадного конкурса с Игорем Северяниным никто сравниться не мог. Он и стал королем поэтов. Маяковский был шокирован, а футуристы устроили скандал, объявив выборы недействительными. Через десять дней Маяковский пытался сорвать выступление новоизбранного короля, но был изгнан с эстрады дружным свистом

Центром культурной жизни Москвы тогда была большая аудитория Политехнического музея. На поэтических вечерах зал был переполнен, а толпы безбилетников сдерживала милиция. Тогда и возникла идея концерта, во время которого зрители голосованием избирают лучшего поэта. В результате эстрада оказалась битком набита претендентами на звание короля поэзии. Ожидалось, что монарший титул достанется Маяковскому, однако в ситуации эстрадного конкурса с Игорем Северяниным никто сравниться не мог. Он и стал королем поэтов. Маяковский был шокирован, а футуристы устроили скандал, объявив выборы недействительными. Через десять дней Маяковский пытался сорвать выступление новоизбранного короля, но был изгнан с эстрады дружным свистом



В 1930 году Маяковский (на фото — справа) организовал выставку, посвященную 20-летию творчества, но ему всячески мешали, а саму экспозицию никто из писателей и руководителей государства не посетил

В 1930 году Маяковский (на фото — справа) организовал выставку, посвященную 20-летию творчества, но ему всячески мешали, а саму экспозицию никто из писателей и руководителей государства не посетил


Владимир Маяковский родился 19 (7 по старому стилю) июля 1893 года в Грузии в поселке Багдати, который в советское время назывался Маяковский. Он был младшим ребенком в семье, у него было две сестры: Людмила (1884—1972) и Ольга (1890—1949), а также братья Константин (умер в трехлетнем возрасте) и Александр (умер в младенчестве). С 1902 по 1906 год Маяковский учился в гимназии в Кутаиси, но после смерти отца переехал с матерью и сестрами в Москву

Фото: Мультимедиа Арт Музей / МДФ

Центром культурной жизни Москвы тогда была большая аудитория Политехнического музея. На поэтических вечерах зал был переполнен, а толпы безбилетников сдерживала милиция. Тогда и возникла идея концерта, во время которого зрители голосованием избирают лучшего поэта. В результате эстрада оказалась битком набита претендентами на звание короля поэзии. Ожидалось, что монарший титул достанется Маяковскому, однако в ситуации эстрадного конкурса с Игорем Северяниным никто сравниться не мог. Он и стал королем поэтов. Маяковский был шокирован, а футуристы устроили скандал, объявив выборы недействительными. Через десять дней Маяковский пытался сорвать выступление новоизбранного короля, но был изгнан с эстрады дружным свистом

В 1930 году Маяковский (на фото — справа) организовал выставку, посвященную 20-летию творчества, но ему всячески мешали, а саму экспозицию никто из писателей и руководителей государства не посетил

Читайте также: