Борьба с пиратством доклад

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Реферат на тему:

Под интеллектуальной собственностью понимается исключительное право физического или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности. Авторское право распространяется на такие результаты интеллектуальной деятельности, как произведения науки, литературы, искусства, в том числе и на компьютерные программы.

При покупке лицензионной копии программного продукта потребитель приобретает в действительности лишь право (разрешение) на его использование. Авторские права на саму программу сохраняются за автором (правообладателем), в собственность покупателя переходят только материальные носители, на которых она распространяется (например, диски и документация).

Компьютерное пиратство наносит ущерб всем: конечным пользователям, уважающим закон реселлерам 2 , индустрии программного обеспечения, а также экономике целых стран и отдельных регионов. Сегодня все мы уязвимы для пиратов как никогда раньше — вследствие успехов технического прогресса и широкого распространения компьютеров. Эти факторы, как известно, упрощают и удешевляют массовое распространение незаконных копий ПО и других объектов интеллектуальной собственности.

Экономика всех стран мира несет колоссальные потери из-за компьютерного пиратства. С появлением все более передовых технологий и расширением сферы охвата интернета незаконное распространение ПО и других объектов интеллектуальной собственности приобретает все больший масштаб.

1. Незаконное копирование конечными пользователями

2. Незаконная установка программ на жесткие диски компьютеров

Нередко компании, занимающиеся поставками вычислительной техники, осуществляют незаконную установку программного обеспечения на жесткие диски компьютеров, то есть производят продажу вычислительной техники с предустановленными нелицензионными копиями программного обеспечения. При этом для установки ПО могут использоваться как подлинные носители, так и поддельная продукция.

3. Изготовление подделок

Нелегальное тиражирование — это широкомасштабное изготовление подделок и распространение их по каналам продаж. Для изготовления подделок могут использоваться современные технологии, при этом зачастую достигаются такое качество и такая точность копирования упаковки, логотипов и элементов защиты, что становится нелегко отличить подделку от оригинального продукта. Однако для ряда стран (в том числе для России и других стран СНГ) в настоящее время характерна поддельная продукция низкого качества, с явными признаками контрафактности, изготовители которой и не пытаются имитировать отличительные признаки подлинного продукта.

4. Нарушение ограничений лицензии

Нарушение требований лицензии происходит в том случае, когда программное обеспечение, распространявшееся со специальной скидкой и на специальных условиях (либо в составе крупного пакета лицензий, либо предназначенное только для поставок вместе с вычислительной техникой или для академических учреждений), продается тем, кто не отвечает этим требованиям. В качестве примера можно привести продажу академической лицензии коммерческому предприятию.

5. Интернет-пиратство

Интернет-пиратство — это распространение нелегальных копий программных продуктов с использованием Интернета. Данная разновидность пиратства выделена специально для того, чтобы подчеркнуть ту большую роль, которую играет сегодня Интернет для незаконного копирования и распространения поддельного и иного незаконно распространяемого программного обеспечения. С тех пор как появился Интернет, пиратство приняло особенно большие масштабы. В понятие интернет-пиратства входит, в частности, использование Интернета для рекламы и публикации предложений о продаже, приобретении или распространении пиратских1 копий программных продуктов.

Все эти виды компьютерного пиратства наносят ущерб не только производителям программных продуктов, они представляют собой серьезную проблему для ИТ-индустрии в целом. Более того, компьютерное пиратство подрывает потенциал роста мировой экономики, поскольку тот в определенной степени зависит от развития отрасли программного обеспечения.

Международные конвенции по охране авторских прав, многосторонние международные договоры, устанавливающие обязательства государств по охране авторского права на произведения, принадлежащие гражданам других участвующих в договоре стран или впервые опубликованные в этих странах. Наибольшее значение имеют Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (1886) и Всемирная (Универсальная) Женевская конвенция об авторском праве (1952).

Конвенции ставят целью обеспечить уважение прав личности и благоприятствовать развитию литературы, науки и искусства, способствовать обмену культурными ценностями и лучшему международному взаимопониманию. Она распространяется на произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, гравюры и скульптуры.

Наряду с участием в международных конвенциях государства могут заключать между собой двусторонние соглашения об охране авторских прав. По этим соглашениям каждая сторона признаёт авторские права граждан другой стороны на произведения, впервые выпущенные в свет на территории другой стороны, и предоставляет им охрану в принципе на тех же условиях, что и произведениям собственных граждан.

Определение пиратства содержится в ст. 15 Конвенции об открытом море 1958 г.[552] Еще более развернутое определение пиратства и связанных с ним проблем содержится в ряде статей Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.[553] Так, в ст. 101 указывается, что пиратством является любое из перечисленных действий:

«а) любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный:

– в открытом море против другого судна или летального аппарата или против лиц и имущества, находящихся на борту;

– против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц, или имущества в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства;

б) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летального аппарата, совершенный со знанием обстоятельств, в силу которых судно или летательный аппарат является пиратским судном или летательным аппаратом;

В открытом море или в любом другом месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства (например, на необитаемом и никому не принадлежащем острове) любое государство может захватить пиратское судно или пиратский летательный аппарат, либо судно или летательный аппарат, захваченные пиратами во время их разбойного промысла и находящиеся в их власти, арестовать находящихся на них лиц и захватить находящееся там имущество. Самосуд над пиратами запрещен, хотя в прошлом их, обычно, вешали без суда и следствия. Судебные учреждения того государства, которое совершило этот захват, могут выносить постановления о наложении наказания и определять, какие меры должны быть приняты в отношении таких судов, летательных аппаратов или имущества, не нарушая прав добросовестных третьих лиц (ст. 105 Конвенции). Захваченные пиратами суда и самолеты, а также прочее имущество возвращаются бывшим владельцам за вознаграждение. Например, в Великобритании уплачивается 1/8 стоимости, а в США – 1/6 стоимости возвращенного имущества тому, кто его возвращает[554]. Захват пиратских судов могут осуществлять лишь военные и иные государственные корабли, суда и самолеты, кроме торговых.

Если захват судна или летательного аппарата по подозрению в пиратстве совершен без достаточных оснований, то государство, совершившее захват, отвечает перед государством, национальность которого имеет судно или летательный аппарат, за любой ущерб или любые убытки, причиненные захватом (ст. 106)[555]. Даже в случаях так называемого государственного пиратства преступление всегда совершают отдельные лица, которые должны нести индивидуальную уголовную ответственность, независимо от ответственности государств. Примером государственного пиратства можно считать действия подводных лодок Италии и Германии во время войны в Испании, для пресечения которых государства заключили Нионские соглашения 1937 г., в которых насильственные действия, совершенные на море, квалифицировали как акты пиратства.

Одним из элементов борьбы с пиратством является своевременное оповещение ИМО, властей государства флага, властей прибрежного государства и судовладельца о всех случаях нападения пиратов или угрозы такого нападения. ИМО рекомендовала государствам при таком оповещении использовать системы связи, предусмотренные Международной конвенцией по поиску и спасанию на море, систему ИНМАРСАТ и другие коммуникационные системы[556], предусмотренные Глобальной морской системой связи при бедствии и для обеспечения безопасности[557], в том числе аварийные буи.

Деятельность ИМО в сфере борьбы с пиратством, выработки рекомендаций по защите судов и летательных аппаратов от вооруженных нападений на море, в расследовании случаев пиратства, в организации регионального сотрудничества государств в антипиратских мероприятиях получила одобрение в Резолюции 54/31 Генеральной Ассамблеи ООН[558].

Для борьбы с актами баратрии и пиратства ММБ провело в конце февраля 1992 г. в Куала-Лумпуре семинар представителей правоохранительных органов и морских транспортных организаций Сингапура, Индонезии, Таиланда, Китая, Филиппин, Гонконга, Нидерландов, Австралии, Норвегии, Великобритании, Японии и Малайзии, а также Ассоциации азиатских государств по судоходству, Ассоциации судовладельцев Сингапура и Международной морской организации. Основным вопросом повестки дня семинара была борьба с пиратством и мошенничеством на морях Дальнего Востока. На основе принятых решений и проводимой государствами политики в этой области 1 октября 1992 г. в рамках ММБ при финансовой поддержке Международной торговой палаты и участии морских транспортных организаций АСЕАН в Куала-Лумпуре (Малайзия) был создан первый региональный центр по борьбе с вооруженным грабежом и пиратством.

Центр укомплектован в основном местными кадрами, в том числе представителями правоохранительных органов, адвокатами и другими специалистами. Помимо предотвращения фактов мошенничества, пиратства, вооруженного грабежа против судов, их обнаружения и расследования, в задачи центра входит выявление случаев сброса в море токсичных веществ, угона морских судов, актов терроризма в отношении крупных пассажирских судов и других видов преступлений. Для выполнения этих задач центр оснащен средствами связи, компьютерами, подробными картами региона[562].

Малазийские морские организации, поддержавшие идею создания данного центра, считают, что лучшим и наиболее эффективным способом борьбы с актами пиратства и вооруженного грабежа против судов будет привлечение полицейских и военно-морских сил прибрежных государств для регулярного патрулирования наиболее опасных районов моря. Эти планы реализуются на практике[563]. На основе соглашения Индонезии, Малайзии и Сингапура были созданы совместные патрульные службы в Малаккском и Сингапурском проливах для защиты торговых судов от пиратов[564]. Достигнуты договоренности о выделении единых радиочастот полицейским патрульным катерам данных государств для более оперативного получения информации об актах пиратства непосредственно от капитанов судов, а также при поиске и преследовании пиратов. Такие силы являются прообразом будущих региональных сил по борьбе с морскими преступлениями[565]. Правительства Индонезии и Малайзии предложили ввести оплату за проход судов через Малаккский пролив, с тем чтобы часть такой оплаты использовалась для финансирования операций полицейских органов и военно-морских сил этих государств для борьбы с пиратами[566].

Тем не менее, несмотря на отдельные неудачи, если сопоставить информацию ММБ по борьбе с пиратством за 15 лет (с 1988 по 2003 г.), то видны успехи такой борьбы в отдельных регионах мира.

Так, в начале 1988 г. в Лондоне были опубликованы некоторые данные расквартированного здесь ММБ. В своем обзоре ММБ вновь предупредило о росте пиратства, вследствие чего, по оценке ММБ, в 1987 г. добыча пиратов составила 7 млрд долл. США. Чтобы должным образом оценить эту цифру, следует напомнить, что общий фрахт судовладельцев всего мира в последние годы составлял сумму порядка 100 млрд. долл. США в год.

В результате нападений морских пиратов в 2002 г. погибли, только по данным ММБ, десятки человек, а сотни были ранены, не говоря о многих сотнях взятых в заложники или исчезнувших бесследно. ММБ отмечает увеличение числа хорошо спланированных нападений пиратов на крупные танкеры, особенно в оживленном Малаккском проливе – главной трассе доставки нефти с Ближнего Востока в зону Тихого океана. По данным экспертов, пираты нападают на эти гигантские суда с разных направлений на скоростных катерах, активно используют автоматическое оружие. На фоне общего роста пиратских вылазок ситуация, по мнению ММБ, существенно улучшилась в водах Таиланда, Сингапура и Малайзии, а также у Эквадора, Камеруна, Габона и Гайаны, где власти в прошлом году вели активную борьбу с морскими пиратами[568].

Ряд международных организаций, в том числе Международная торговая палата, Международное морское бюро, ЮНКТАД и другие разработали совместную программу борьбы с преступностью на морском транспорте, включая борьбу с пиратством. В качестве условий и направлений сотрудничества были названы:

– международный и национальный контроль за выполнением международных договоров о безопасности мореплавания;

– слежение за судами преступников;

– освобождение судов и людей от захвата;

– использование конвоев при плавании торговых судов в опасных районах, организация самообороны на судах;

– ликвидация последствий нападения и поиск пиратов и иных преступников;

– создание безопасных условий для судов и принятие мер в порту и вблизи него по предотвращению и защите от нападений[569].

Реализуя принятые решения, власти ряда портов стран, где пиратство – явление обычное (порт Сингапур, порты Индии, Бразилии и других стран), приняли на вооружение специальные антипиратские корабли, которые осуществляют постоянный контроль за ситуацией на море и готовы в любой момент оказать помощь[570].

Вместе с тем некоторые страны, например, США, создали специальные антипиратские структуры еще раньше. Так, в 1982 г. в США была проведена реорганизация штаб-квартиры береговой охраны с пересмотром функций ее подразделений и сокращением численности аппарата. Функции региональных служб были переданы вновь созданному Центру морской безопасности, который вошел в состав штаб-квартиры береговой охраны и был дополнительно наделен функциями борьбы с пиратством на море[571].

Региональные центры борьбы с пиратством были созданы в последние годы и с помощью договоров между соответствующими ведомствами соседних государств. Так, 7 июля 2001 г. пограничники России, США, Канады, Японии и Южной Кореи в лице руководителей пограничных служб подписали в Москве соглашение о многостороннем сотрудничестве в борьбе с оборотом наркотиков и пиратством[572].

В сентябре 2002 г. боевые самолеты и корабли Индии и Индонезии впервые приступили к совместному патрулированию в Андаманском море в рамках крупной операции по искоренению пиратства. Обе страны, располагающие значительными военно-морскими силами, приняли решение координировать усилия в борьбе с пиратами, связанными с контрабандной торговлей, похищением людей и другой преступной деятельностью в регионе, где проходят важные морские транспортные пути.

Финансовые потери от пиратства в 2001 г. по всему миру составили около 16 млрд долл. Самой опасной морской зоной считается Малаккский пролив. Неспокойными остаются воды Индонезии, на которые приходится около четверти всех пиратских нападений. За ней следуют Индия и Бангладеш[573].

В борьбе с пиратством есть страны, например, входящие в Международную организацию АСЕАН, которые считают, что наиболее целесообразно было бы использовать против пиратов особую морскую полицию на быстроходных катерах и при поддержке вертолетов. По мнению Национального агентства по сбору информации Филиппин, помимо морской полиции необходимо также принятие ряда мер на борту морских судов[574].

Кодекс ОСПС состоит из двух разделов. Раздел А носит обязательный характер, а Раздел В – рекомендательный.

Цель Кодекса – обеспечить последовательный стандартизированный подход к оценке опасности, что позволит уравновесить возможные риски за счет усиления безопасности судов и портовых объектов. На Правительство каждой страны, подписавшей Конвенцию СОЛАС-74, возлагается ответственность за проведение трехступенчатой оценки рисков:

1) определение ключевых объектов, повреждение или выход из строя которых может пагубно сказаться на безопасности жизни, экономике и окружающей среде;

2) определение реальных рисков, угрожающих этим ключевым объектам, для обеспечения безопасности в порядке их приоритетности;

3) выявление слабых мест каждого ключевого объекта с точки зрения физической безопасности, структурной целостности, систем защиты и связи, транспортной инфраструктуры и т. д.

Кодекс установил: 1) минимальные требования функциональной безопасности (план безопасности судна, ответственное лицо на борту судна, ответственное лицо в штате судовладельца); 2) минимальные требования к функциональной безопасности для портовых объектов (план безопасности объекта, ответственное лицо, обеспечивающее безопасность оборудования объекта); 3) мониторинг и контроль доступа на суда, контроль за действиями людей, состоянием груза и обеспечением доступности средств связи при возникновении опасности.

Суда подлежат проверкам, сертификации (регулярным ее подтверждением) и контролем за соответствием безопасности судов требованиям Кодекса ОСПС. Контроль и проверки будут осуществляться по нормам СОЛАС-74.

Несомненно, что поправки к СОЛАС-74 открывают путь к созданию единого правового поля в борьбе с терроризмом и пиратством и дают возможность унифицировать требования национального законодательства к безопасности судов и портовых средств. Основные обязанности по выполнению поправок к СОЛАС-74 в России мог бы взять на себя Российский морской регистр судоходства.

Международная палата судоходства совместно с ИМО разработала в 1997–1999 гг. Инструкцию по использованию радиосигналов судами при нападении на них или при угрозе нападения пиратов или вооруженных разбойников, а также Инструкция для судовладельцев, судовых операторов, капитанов и экипажей судов по предотвращению и отражению нападений пиратов и вооруженных разбойников против судна[576].

В морских учебных заведениях России в настоящее время все студенты и курсанты обязаны проходить специальную подготовку для осуществления чрезвычайных мероприятий на судне в случае нападения пиратов. В связи с этим для учебных целей разработаны специальные методические материалы[577].

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Статья 74. Документы и сведения, представляемые при международной перевозке морским (речным) транспортом

Статья 74. Документы и сведения, представляемые при международной перевозке морским (речным) транспортом 1. При международной перевозке морским (речным) транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения:1) о регистрации судна и его национальной

5. Полномочия прокурора и правовые средства прокурорского надзора

80. Полномочия прокурора и правовые средства выявления нарушений и реагирования при рассмотрении уголовных дел в судах

80. Полномочия прокурора и правовые средства выявления нарушений и реагирования при рассмотрении уголовных дел в судах Полномочия прокурора при участии в уголовном судопроизводстве таковы:1. Проверка законности решений судьи в стадии подготовки уголовного дела к

§ 4. Основные направления и задачи борьбы с преступностью

§ 4. Основные направления и задачи борьбы с преступностью Советская уголовно-правовая политика призвана определять конечные цели, к достижению которых стремится Коммунистическая партия Советского Союза в области борьбы с преступностью в конкретных исторических

Статья 74. Документы и сведения, представляемые при международной перевозке морским (речным) транспортом

Статья 74. Документы и сведения, представляемые при международной перевозке морским (речным) транспортом 1. При международной перевозке морским (речным) транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения:1) о регистрации судна и его национальной

22. Правовые средства реагирования прокурора на нарушение закона

22. Правовые средства реагирования прокурора на нарушение закона Правовые средства реагирования прокурора -это действия по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, которые им способствовали, а также привлечение к ответственности виновных лиц в

СТАТЬЯ 74. Документы и сведения, представляемые при международной перевозке морским (речным) транспортом

СТАТЬЯ 74. Документы и сведения, представляемые при международной перевозке морским (речным) транспортом 1. При международной перевозке морским (речным) транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения:1) о регистрации судна и его национальной

3. Организационно-правовые средства обеспечения безопасности личности, общества и государства (система и краткая характеристика)

3. Организационно-правовые средства обеспечения безопасности личности, общества и государства (система и краткая характеристика) Чрезвычайное положение означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, организаций

189. Претензионный порядок разрешения споров в связи с перевозками грузов морским транспортом

189. Претензионный порядок разрешения споров в связи с перевозками грузов морским транспортом В соответствии со ст. 403 КТМ претензии предъявляются:• к перевозчику, который осуществлял перевозку груза, и, если перевозка груза не была осуществлена, к перевозчику, который в

63. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

63. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ Все цивилизованные государства стараются координировать свои действия в борьбе с преступностью. Они заключают договоры по международному сотрудничеству о борьбе с отдельными видами международных преступных деяний и

Рычаги борьбы с терроризмом

Рычаги борьбы с терроризмом Как говорил М. Салтыков-Щедрин, в России обилие дурных законов компенсируется необязательностью их исполнения. Иными словами, с уверенностью можно утверждать, что даже самые лучшие законы при неэффективности их исполнения бессильны в борьбе

Статья 1. Правовые основы борьбы с терроризмом

Статья 1. Правовые основы борьбы с терроризмом Правовую основу борьбы с терроризмом составляют Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы

Статья 5. Цели борьбы с терроризмом

Статья 5. Цели борьбы с терроризмом Борьба с терроризмом в Российской Федерации осуществляется в целях:1) защиты личности, общества и государства от терроризма;2) предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизации ее последствий;3)

Его основные формы:

  • копирование (скачивание) объектов интеллектуальной собственности (ОИС) без разрешения правообладателя конечными пользователями;
  • установка на электронные устройства копий программ, распространяемых без лицензии;
  • использование ОИС с нарушением условий лицензионного договора.

Россия, к сожалению, в настоящее время является одним из лидеров по потреблению пиратского контента, хотя аналогичные программы реализуются и у нас.

Что такое пиратство в Интернете

Масштабы изготовления нелегальных копий разных произведений и их распространения резко возросли с появлением сети Интернет. Высокая скорость трафика, доступность подключения для огромного количества людей привели к тому, что с момента обнародования (первой публикации на электронном ресурсе) легальной копии книги, музыки, фильма или программы до появления первых ее пиратских экземпляров проходят иногда даже не часы, а минуты - ровно столько времени, сколько требуется, чтобы скачать произведение с официального сайта и закачать его на пиратский ресурс.

Определение пиратства в интернете предельно простое - нарушение авторского права, которое происходит с помощью сети Интернет. И нарушителями становятся не только злоумышленники, занимающиеся незаконным распространением контента, в том числе с целью получения прибыли от рекламы на своих ресурсах, но и конечные пользователи, которые скачивают или просматривают онлайн этот контент.

Для креативных индустрий (производство музыки, книг, фильмов и др.), а также для индустрии программного обеспечения это означает серьезную потерю доходов, отсутствие стимула для творчества, необходимость дополнительных вложений в средства борьбы с пиратством.

Несмотря на то, что пиратство в интернете в России все еще имеет огромные масштабы, данные исследовательских компаний свидетельствуют о его падении. Причиной этому стал целый ряд мер, предпринимаемых в последние годы правительством нашей страны, а также разработка новых технологичных способов борьбы с незаконным распространением контента, эффективных и простых в применении, уже дающих заметные результаты.

Виды интернет-пиратства

Традиционно виды незаконного использования контента определяют в зависимости от того, какие объекты интеллектуальной собственности используются без разрешения правообладателя и каким образом было нарушено исключительное право. В первом случае выделяют следующие виды интернет-пиратства:

  • литературное пиратство;
  • видеопиратство;
  • аудиопиратство;
  • пиратство компьютерных игр;
  • пиратство программного обеспечения.

Во втором можно говорить:

  • о нелегальной загрузке произведения на электронный ресурс вне зависимости от того, кто имеет доступ к этому ресурсу и с какой целью это было сделано;
  • пересылке произведения с помощью любых средств (по электронной почте, мессенджер, социальную сеть и т.п.);
  • открытии доступа третьим лицам к ресурсу, который содержит легальные копии произведения;
  • полном нелицензионном использовании произведения;
  • использовании легальной копии произведения, но с нарушением условий лицензии (такое происходит, например, когда организация использует программное обеспечение для большего количества рабочих мест, чем это предусмотрено лицензионным договором);
  • использовании легальной копии основного продукта с нелицензионными дополнениями к нему.

Первые три вида относятся больше к интернет-пиратам, вторые - к конечным пользователям. Между ними есть принципиальная разница, не имеющая значения с точки зрения закона, но очень важная с моральной: конечные пользователи не всегда нарушают авторское право намеренно. Иногда это может происходить просто по незнанию законодательства, иногда - из-за невнимательности при ознакомлении с условиями лицензии.

Методы борьбы с интернет-пиратством

И за рубежом, и в Российской Федерации применяются не только технические средства защиты, но и иные способы, заключающиеся в том числе:

  • в информировании граждан о достоинствах использования легальных копий произведения и недостатках пиратских, а также о их правах и обязанностях в сфере интеллектуальной собственности;
  • воспитании культуры уважения к чужому интеллектуальному труду и творчеству;
  • создании ресурсов, предлагающих конечным пользователям максимально большой выбор произведений музыки, литературы, кино и др., которые он мог бы приобрести с минимальными затратами и без лишних действий;
  • выявлении производителей и распространителей нелегального контента и привлечении их к ответственности. Так, в России в 2019 году впервые владелец крупного пиратского онлайн-кинотеатра был привлечен не к административной, как это было принято раньше, а к уголовной ответственности.

Используются эти способы борьбы с пиратством в интернете и в России.

Что касается технических средств защиты, их существует огромное количество. Многие страны мира успешно противостоят нелегальному использованию контента с помощью:

  • систем поиска нелегального контента по цифровым отпечаткам. Например, в России успешно применяют систему n’RIS Antipiracy, которая осуществляет поиск по большинству электронных ресурсов и даже способна в автоматическом режиме направлять администрации таких ресурсов досудебные претензии;
  • блокировки файлообменных сайтов и других ресурсов, на которых обнаруживается нелегальный бесплатный контент.

Совершенствуется и законодательство по интеллектуальным правам: ответственность за пиратство в интернете несут не только лица, непосредственно занимающиеся незаконным распространением контента, но и другие стороны - конечные пользователи и владельцы электронных ресурсов, провайдеры, поисковые системы и др.

.
.

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация


Морское пиратство наносит существенный экономический ущерб. Однако особую опасность представляет захват судов с такими опасными грузами, как, например, ядерные материалы, химикаты, вооружение и взрывчатые вещества, поскольку возможна передача таких грузов от пиратов к террористам или членам повстанческих группировок. Попытки пиратского захвата морских судов существенно повышает риск возникновения аварий на борту транспортных средств, перевозящих опасные грузы.

Несмотря на то, что в последние годы общий уровень пиратской угрозы снизился, изучение передовых практик противодействия пиратству сохраняет свою актуальность и носит прикладной характер.

Практики противодействия пиратству можно условно разделить на три группы:

  1. Защита судна собственными силами;
  2. Привлечение национальных и коалиционных вооруженных сил для защиты судна;
  3. Привлечение сторонних компаний для защиты судна.

Практики защиты судна собственными силами

Не привлекая на помощь сторонние организации, судоходные и торговые компании могут противодействовать пиратам следующим образом:

  • Следовать рекомендациям Международного морского бюро относительно безопасных маршрутов.
  • Противодействовать пиратству на уровне экипажа.
  • Использовать технические средства для предупреждения нападения пиратов и защиты от него.

Зачастую рекомендованные маршруты действительно безопасны. Однако само по себе следование рекомендациям Международного морского бюро относительно безопасных маршрутов не является гарантией от нападения пиратов и может быть отнесено к числу профилактических мер. Технические возможности и боевая подготовка пиратов от нападения к нападению растет, что позволяет им захватывать суда, следующие рекомендованными маршрутами, и даже суда, находящиеся в территориальных водах развитых государств [2].


Практика противодействия пиратству на уровне экипажа предполагает проведение учений, несение экипажем вахты и повышенную бдительность, усиленную защиту капитанского мостика (пираты обычно сразу атакуют именно его, так как отсюда ведется управление судном), установление физических препятствий для доступа пиратов на судно, применение водяных брандспойтов, маневрирование судна и другие методы [3].


Применение технических средств для обеспечения безопасности судна от пиратов может включать такие меры, как установка радиоэлектронных средств для пеленгации передвижений пиратов и предотвращения встречи с ними, установка сигнализации и видеокамер наружного наблюдения. Радары, которые способны обнаружить приближение пиратов, есть на каждом морском судне в базовой комплектации. А установка систем сигнализации и видеонаблюдения непременно оправдают себя, с точки зрения безопасности.

Привлечение национальных и коалиционных вооруженных сил для защиты судна

Судовладельческие компании могут рассчитывать на такие виды помощи со стороны государства или со стороны международных скоординированных сил, как:

  • Размещение военных на борту;
  • Конвоирование коммерческих судов в особо опасных регионах военными кораблями;
  • Патрулирование военными кораблями особо опасных регионов;
  • Применение государствами судов-ловушек.

Так, в Нидерландах предусмотрена система, по которой любая транспортная или судовладельческая компания, которой необходимо военное сопровождение на борту, может оставить заявку, и она будет рассмотрена [4, p. 15-18]. Как правило, такого рода меры помощи компаниям могут быть оказаны в исключительные случаях: только если перевозимый груз представляет исключительную важность для самого государства. Кроме того, далеко не любая судовладельческая компания располагает достаточными средствами, чтобы оплатить подобные услуги. В частности, в Нидерландах подобными государственными услугами по защите судна пользуются только 10% судовладельцев, корабли, которых курсируют в пиратоопасных регионах, а 65%, от всего количества судовладельцев даже не подают заявку ввиду исключительной дороговизны услуги [4, p.19].


Стоит учитывать и тот факт, что размещение вооруженных людей на борту торгового судна международным правом разрешается, но не приветствуется [5]. Более того, нахождение военных на борту коммерческого судна должно быть согласовано с тем государством, через территориальные воды которого проходит судно. Некоторые исследователи, полагают, что размещение вооруженных сил на борту торговых судов может осложнить ситуацию[6]. Поскольку нападения пиратов, как правило, осуществляются с целью выкупа, заложников не убивают, и команда судна зачастую сдается добровольно. Наличие же военных на борту судна может спровоцировать конфликт, в результате которого могут пострадать как команда корабля, так и транспортируемый груз.


Составление конвоя из кораблей – очень длительный процесс [8], из-за которого торговые корабли простаивают, что ведет к существенным экономическим издержкам. Та же самая проблема возникает и в случаях, когда патрулирующий корабль останавливает торговый корабль по соображениям безопасности.


Патрулирование
, в соответствии с конвенцией ООН по морскому праву, подразумевает маневрирование в пиратоопасных регионах и выявление подозрительных судов, которые при определенных обстоятельствах могут быть задержаны силами, осуществляющими патрулирование. Такой патруль обязан помочь судну, подвергшемуся нападению со стороны пиратов [9]. Патрулирующие и конвоирующие корабли в целях безопасности выбирают не самые оптимальные по срокам доставки грузов маршруты.


Метод судов-ловушек предполагает, что военные суда маскируются под торговые и используются в качестве приманки для пиратов. На борту таких кораблей-ловушек развернуты силы, которые могут захватить пиратов и передать их соответствующим инстанциям, которые привлекут их к правовой ответственности. Кроме того, в ряде случаев, определенных морским законодательством [10], такие замаскированные военные корабли могут атаковать пиратов. Этот метод отличается высокой затратностью, и государства идут на него неохотно, в тех случаях, когда другие средства исчерпаны.


Поскольку, согласно международному праву, только военные корабли в мирное время могут быть оснащены вооружениями, военную силу разрешено применять только в нейтральных водах [11]. Для применения силы в территориальных водах военным кораблям нужны специальные санкции (как в случае с Сомали). Здесь военные корабли не помогут. Судовладельческим компаниям стоит это учитывать. Суда-ловушки – это, по сути, военные корабли, или корабли, на которых размещены вооруженные люди, поэтому они также должны придерживаться вышеуказанных правовых норм.

Привлечение сторонних компаний для обеспечения безопасности судна

  • Привлечение сторонних частных транспортных компаний, на которые перекладываются задачи по сохранению безопасности груза;
  • Привлечение частных военных компаний, которые будут обеспечивать непосредственную безопасность судна и груза на нем.

Привлечение сторонних компаний с точки зрения надежности транспортировки опасных грузов имеет ряд преимуществ. Множество транспортных компаний готовы предоставить свои услуги. Некоторые из них заручаются поддержкой страховщиков [13], что тоже добавляет им плюсов с точки зрения безопасности. Однако, в случае транспортировки особо опасных грузов, доверять сторонней организации клиенты не рискуют.


Частные военные компании
(ЧВК) предоставляют услуги вооруженного сопровождения груза непосредственно на борту судна. Эта практика достаточно хорошо себя зарекомендовал [16], а услугами ЧВК пользуется не только бизнес, но и государства. ЧВК могут предложить опытный персонал и передовые технологии для эффективной защиты коммерческих судов [17].


Рынок частных военных услуг является высококонкурентным и географически представлен компаниями из разных регионов мира, что делает данный инструмент всё более выгодным для заказчиков из числа судоходных компаний. Premiumfocus Nautilus (Греция), Aspida Maritime Security Corp (Греция), Trident Group (США), ESPADA Marine Services (США), Halliday Finch (Кения), Unity Resources Group (ОАЭ, Австралия), Trojan Security International (Австралия), Securewest International (Великобритания), Blue Mountain (Великобритания), Drum Cussac (Великобритания), Erus Maritime Security Services (Великобритания), Neptune Maritime Security (Великобритания), Ocean Marshalls (Великобритания) – таков лишь краткий перечень компаний, оказывающих услуги по охране и сопровождению судов. Представлены на этом рынке и российские компании. Например, РСБ-Групп или Моран Секьюрити Групп.


При этом для самих ЧВК и их сотрудников значительно более перспективным, высокотехнологичным и прибыльным является сегмент консалтинга, в который входит, в том числе, обучение персонала передовым практикам противодействия пиратским нападениям. Стоит отметить опыт израильских ЧВК, которые оперативно отреагировали на активизацию усилий по борьбе с пиратством, создав центр по подготовке специалистов соответствующего профиля.


Что касается российских компаний, то если на рынке охраны и сопровождения судов российские фирмы представлены, то в данном сегменте они отсутствуют, выполняя в значительной степени более примитивные задачи по сравнению с контрактами, которые имеют зарубежные конкуренты. Это вызвано как серьёзными препятствиями, которые ставятся иностранными ЧВК, так и желанием идти по пути наименьшего сопротивления, выполняя более знакомые и понятные функции.

Ряд ЧВК предлагают свои суда для сопровождения коммерческого транспорта. Привлечение вооруженных специалистов на борт может стоить относительно недорого. Так, руководитель немецкой ассоциации судовладельцев отмечает, что выгоднее заплатить 10-20 тысяч долларов 4-5-ти охранникам судна, чем платить непомерно высокую страховую премию страховой компании, если этих охранников там не будет [16].

Сопровождение силами ЧВК торгового судна будет экономически целесообразно только в том случае, если невозможно конвоирование или патрулирование национальными или коалиционными вооруженными силами. Затраты на сопровождение торгового судна судами ЧВК наверняка будут высоки, поскольку нужно учитывать их затраты на эксплуатацию дополнительных кораблей и дополнительного экипажа на этих кораблях. Однако, не стоит забывать об издержках при государственном конвоировании, которые возникают из-за долгого составления конвоя. Практики, предлагаемые ЧВК, сказываются на скорости и бесперебойности поставок незначительно. Некоторые задержки могут возникнуть еще на суше, например, при установке радиоэлектронного оборудования на судно, при инструктаже экипажа, которому придется работать с людьми, не имеющими отношения к компании-клиенту и грузу.

В долгосрочной перспективе возможны следующие сценарии развития вышеописанных практик противодействия пиратству, которые, однако, не являются взаимоисключающими.


Первый сценарий: компании будут снижать инвестиции в средства защиты судна собственными силами и будут более активно обращаться к услугам ЧВК. Использование рекомендованных маршрутов и инструкций по подготовке экипажа хоть и обеспечивает относительную безопасность, не могут полностью решить проблему и требуют принятия дополнительных мер. Расширяется круг стран, легализующих деятельность ЧВК. Это такие страны как Франция, Германия, Нидерланды, у которых есть система оказания государственных услуг по защите судов от пиратов. Среди государств, подписавших Международный кодекс поведения частных охранных компаний, также присутствуют Норвегия, Швеция, Канада и др. [21]. В сочетании с другими факторами это делает практику использования ЧВК всё более привлекательной.


Второй сценарий: выход на первый план государственных практик противодействию пиратству. Пиратство не стоит на месте, и чтобы системно противостоять ему, требуются серьезные ресурсы, которыми обладают только государства. Государствам в свою очередь придется объединять возможности и координировать усилия. При этом те страны, в которых распространена практика привлечения ЧВК для охраны коммерческих судов, также принимают участие в коалиционных операциях по борьбе с пиратством в различных регионах мира.

Усилия, которые в последние 6-7 лет прикладывали государства, компании-перевозчики, их заказчики, а также международные организации привели к значительному снижению количества эффективности деятельности пиратов и угрозы с их стороны в целом. Улучшению ситуации способствовало применение всего комплекса мероприятий, направленных на повышение безопасности судоходства, а потому представляется целесообразным и в дальнейшем сочетать имеющиеся практики противодействия пиратству, варьируя их в зависимости от конкретной ситуации в заданный промежуток времени.

Список источников и литературы

Анастасия Малыгина, Владимир Оленников, Владимир Неелов

Источник: Центр исследования стратегических перспектив. 03.03.2018

Читайте также: