Конфуций о морали доклад

Обновлено: 17.05.2024

Содержание работы

Введение
1. Истоки Конфуцианства
2. Конфуцианство как основа нравственности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

конфуций-итог.docx

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Ивановский (г. Иваново) филиал

1 курса в/о гр.69

  1. Истоки Конфуцианства
  2. Конфуцианство как основа нравственности

Из трех главных и древнейших философских традиций: европейской, индийской и китайской – первая и последняя в наибольшей степени отличны друг от друга. Одним из определяющих специфику китайской философии качеств является ее универсальная этизированность, т. е. не просто превалирование этической проблематики, но и последовательное рассмотрение всех основных философских тем с точки зрения морали, стремление к созданию целостного антропоцентричного мировоззрения в виде своеобразной "моральной метафизики".
В научной литературе специфическая этизированность традиционной китайской философии общепризнана. В этом смысле ценностно-нормативный характер последней очевиден и хорошо изучен. Но обычно под этизированностью тут понимается абсолютное преобладание этической проблематики, что далеко не исчерпывает глубокого содержания данной характеристики.
Сфера этического для китайских философов всегда была не только наиболее важной, но и предельно широкой. В традиционной китайской культуре предмет этики оставался неотделимым от синкретического комплекса норм и ценностей этикета, ритуала, обрядов, обычаев, неписаного права и т. п.

Конфуций родился в царстве Лу, ныне провинция Шаньдун. Он рано потерял отца, т.ч. у семьи не было достаточно средств, чтобы дать ему образование. Но, как можно лишь догадываться, довольно рано он сумел заняться самообразованием, либо всё же получить его, поскольку в дальнейшем он назначается на государственную службу и к тому же учит ритуалу и общественным приличиям. В китайском обществе высоко ценилось умение вести себя подобающе этикету в различных ситуациях. Конфуций учил своих учеников нормам поведения и церемониалу, что позволяло им расположить людей к себе. Такого рода умение преподавалось лишь высшим общественным сословиям. Конфуций же предложил свой учение всем слоям общества, что было весьма необычно для Китая того времени. Похоже, философия его говорила на доступном народу языке.

О самой жизни Конфуция известно крайне мало. Считается, что он занимал крупный гражданский пост в Лу и, возможно, исполнял ещё важную судебную должность. Учение Конфуция имело отношение не столько к религии в обычном нашем понимании, сколько к тому, как, по его разумению, люди должны вести себя в своей повседневной жизни и как им следует строить свои отношения с ближними. Ему хотелось, чтобы люди были доброжелательны друг к другу и обходительны. Он надеялся, что люди будут благоразумны в своих действиях, не забывая о своих обязательствах по отношению к другим. Конфуций рассчитывал убедить правителя царства Лу в важности таких основ поведения, чтобы их можно было ввести в государственное управление. Конфуций, похоже, рассматривал эти основы как нравственный фундамент всякого политического устройства. Однако его ждала неудача, ибо облечённые властью сановники оказались не в состоянии усвоить его идеалы. Поэтому Конфуций счёл необходимым покинуть Лу, чтобы попытаться отыскать правителя, который смог бы по достоинству оценить предлагаемых им систему нравственных ориентиров и претворить её в жизнь. В ту пору ему было уже около 55 лет. В течение последующих 10 или более лет Конфуций странствовал, ведя жизнь философского и религиозного наставника, пытаясь между тем отыскать сочувствующего его взглядам правителя. Похоже, ему не удалось найти такого человека, и в возрасте 65 лет или чуть старше Конфуций возвращается в Лу, где свои последние годы посвящает распространению нравственного учения.

Конфуций не дождался торжества своих идей, того времени, когда политические власти стали претворять их в жизнь. Несомненно, отстаиваемый Конфуцием демократический подход к получению образования возымел своё действие. Через некоторое время в Китае сложилась обновлённая система государственной службы, открывшей свои двери талантам и представителям всех сословий.

В VI-V веке до н. э. китайская культура подарила человечеству замечательное учение – конфуцианство – оказавшее огромное влияние на все духовное развитие Китая и многих других стран. Древнее конфуцианство представлено многими именами. Главные из них – Кун-Фу-цзы (в русской транскрипции – "Конфуций", 551-479 гг. до н. э.), Мэн-цзы и Сюнь-цзы. Учитель Кун происходил из обедневшего аристократического рода в царстве Лу. Прошел бурную жизнь: был пастухом, преподавал мораль, язык, политику и литературу, в конце жизни достиг высокого положения на государственном поприще. После себя оставил знаменитую книгу "Лунь-юй" (в переводе "беседы и слушания").
Древнейшая философская система и одно из трех, наряду с даосизмом и буддизмом, главных этико-религиозных учений-цзяо Дальнего Востока "школа ученых-интеллектуалов" а возникла в Китае на рубеже VI-V вв. до н. э. В оригинальном наименовании конфуцианства (жу) отсутствует указание на имя его создателя – Конфуция (552/1-479), что соответствует исходной установке последнего – "передавать, а не создавать; верить древности и любить ее" ("Лунь юй" – "Рассудительные речи" VII, 1).
Свое качественно новое этико-философское учение Конфуций подчеркнуто идентифицировал с мудростью "святых-совершенномудрых" правителей полумифической древности, выраженной главным образом в историко-дидактических и художественных произведениях, древнейшие и авторитетнейшие из которых – восходящие к концу 2-го – первой половине 1-го тыс. до н. э. каноны Шу цзин ("Канон писаний") и Ши цзин ("Канон стихов") Эта изначальная ориентация сделала опирающуюся на исторический прецедент нормативность и сообразующуюся с канонами беллетризированность фундаментальными характеристиками всего конфуцианства.

Наибольшее развитие нравственно-этическое учение получило в Китае в философско- этической системе Конфуция (Кунц-зы), жившего в VI–V вв. до н.э. Онтологическую основу этики Конфуция составляют представления о мире как гармоничном, вечном начале, развивающемся по одним и тем же законам. Человек должен найти свое место в мировой гармонии. А для этого он должен стремиться к совершенству. И Конфуций формулирует свою оригинальную программу совершенствования человека с целью достижения гармоничного отношения с Космосом.

– гуманностью (жень), т.е. способностью относиться ко всему живому и неживому с любовью;

– благопристойностью (ли), т.е. умением следовать сложившимся установлениям: ритуалу, этикету, обрядности;

– справедливостью (и), т.е. стремлением подчинить свой внутренний мир выполнению общественного долга;

– мудростью (чжи), т.е. уровнем его эрудиции, образованности, проницательности;

– верностью (сяо), т.е. преданностью отцу, государю, стране, а также собственным убеждениям и данному слову.

Большое значение Конфуций придавал ритуалу. В ритуале он видел главное средство, позволяющее вписать каждую личность, общество, государство в бесконечный порядок иерархии человеко-космического сообщества. Чувство меры, заложенное во внутренней сути ритуала через внешние формы – обряды и церемонии, доносило ценности гармонического общения на доступном для каждого человека уровне, приобщая его к добродетели.

Конфуций говорил, что лучше всего сплочения общества можно достичь посредством укрепления положения семьи и всяческого поощрения уважительного отношения к старикам и родителям.

Конфуцианская этика не придавала какого-либо большого значения эмоциональной индивидуальности, чувству любви как основе формирования семейных отношений. Любовь – это преходящее, личное. Ее отсутствие не должно мешать нормальному существованию семьи и выполнению супругами своего долга, который заключался в рождении детей и их воспитании.

Важной составной частью этики конфуцианства являлось требование строгого повиновения старшим. Любой старший, будь то отец, чиновник, государь – это непререкаемый авторитет для младшего, подчиненного, подданного. Беспрекословное подчинение его воле, желанию – это элементарная норма поведения как в рамках семьи, так и в государстве. Конфуцианство учит, что семья – это малое государство, а государство – это большая семья.

Таким образом, этика Конфуция закрепляла традиционный общественный порядок, общинно-патриархальные устои общества.

Вся проповедь Конфуция проникнута верой в неодолимую силу нравственного убеждения и нравственного поступка. По Конфуцию, добродетельный человек способен одной лишь силой – хочется сказать, обаянием – своей добродетели привлекать к себе помощников и последователей (не таков ли был и сам Учитель Кун – человек без чинов и званий, воспитавший множество учеников?). Простая и вечная истина: только тот, кто строг к себе, имеет право быть требовательным к другим. И наоборот: даже самый могущественный и грозный повелитель, если он распущен и лжив, не будет иметь власти над своими подданными.

Так нужна ли мораль политику и стратегу? Вопрос этот так и остался нерешенным или, точнее, в разных обстоятельствах и разными людьми решался по-разному. Пожалуй, он и не имеет однозначного ответа. Даже противники конфуцианства охотно извлекали для себя политическую выгоду из морализаторской пропаганды. В свою очередь конфуцианцы указывали, что показная верность ритуалу есть только хитрость и обман. Для них истинный ритуал был только обещанием, общественным идеалом, без которого не может быть и самого общества.

Избранные изречения Конфуция[2]

Кто управляет при помощи добродетели, того можно уподобить Полярной звезде, которая стоит недвижно, а прочие звезды почтительно кружатся вокруг нее.

Если сам прям, слушаться будут и без приказаний. А если сам не прям, слушаться не будут, даже если прикажешь.

Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок посредством наказаний, то, хотя люди и будут стараться избегать их, у них не будет чувства стыда. Если же руководить им посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, у людей будет чувство стыда и они смогут исправляться.

Народ можно заставить следовать должным путем, но ему нельзя объяснить, почему.

Благородный муж безмятежен и свободен, а низкий человек разочарован и скорбен.

Посылать на войну людей необученных – значит предавать их.

1.

2.

Правитель царства Ци Сюань-гун спросил:

3.

Мэн-цзы сказал: «Тот, кто, опираясь на силу, принимает на себя личину человечного, есть тиран. Для тирана требуется большое государство. Тот, кто, опираясь на добродетель, следует человечности, есть настоящий царь. Чтобы быть царем не требуется большого владения.

4.

5.

Мэн-цзы сказал: «Благоприятные условия, посылаемые Небом, не стоят выгод, предоставляемых местностью; а эти последние не стоят человеческого согласия.

Сюнь-цзы ответил: «Вы неправы. Я говорю о воинах истинно человечного мужа и помыслах истинно мудрого царя. Вы же говорите о расчетах и выгодах, внезапном нападении и обмане, но все это – занятия мелких князьков. Обман бесполезен против воинов человечного мужа, он действует лишь на правителя суетного и высокомерного и может погубить лишь то государство, в котором правитель и подданные, верхи и низы живут в разладе. Поэтому тиран Цзе[5]может применить обман лишь против такого же, как он сам, и в меру своего ума добиться успеха. Но для Цзе попытаться обмануть такого мудреца, как Яо, было бы все равно, что пытаться расколоть скалу, бросая в нее яйца, или мешать кипящую воду собственным пальцем. Такой человек уподобится тому, “кто ступает в огонь и бросается в воду”.

Сюнь-цзы ответил: «Такие ничтожные предметы не должны привлекать внимание государя – их следует оставить на усмотрение военачальников. Но следует сказать о признаках, показывающих, насколько государь силен и слаб, суждено ли ему процветать или погибнуть и что сулит ему мир или опасность. Если правитель – достойный человек, в его государстве будет порядок, а если он – недостойный человек, его государство будет ввергнуто в смуту. Если он почитает ритуал и ценит справедливость, в его государстве будет порядок, а если он не любит ритуал и презирает справедливость, его царство будет ввергнуто в смуту. У кого в царстве порядок, тот силен; у кого в царстве смута, тот слаб.

Почитать ритуал и стремиться иметь заслуги – это лучшее поведение. Трудиться за вознаграждение и ценить сдержанность идет следом. Превыше всего ценить заслуги и презирать сдержанность – это худшее поведение. Таков неизменный принцип силы и слабости.

Тот, кто обращается со своими военачальниками хорошо, будет силен, а тот, кто так не делает, будет слаб. Тот, кто заботится о народе, будет силен, а тот, кто этого не делает, будет слаб. Тот, чьим приказам доверяют, будет силен, а тот, кто не располагает доверием, будет слаб. Тот, чьи люди действуют заодно, будет силен, а, тот, кто не может этого достичь, будет слаб. Тот, кто щедро награждает, будет силен, а тот, кто так не поступает, будет слаб. Тот, чьих наказаний боятся, будет силен, а тот, кто не может этого добиться, будет слаб. Тот, у кого запасов и снаряжения достаточно, будет силен, а тот, кто не имеет того и другого в достатке, будет слаб. Тот, кто бережет своих воинов, будет силен, а тот, кто относится к ним пренебрежительно, будет слаб. Тот, чьи действия проистекают из одного источника, будет силен, а тот, чьи действия имеют разные источники, будет слаб. Таковы правила силы и слабости.

В знании важнее всего отсутствие сомнений. В действии важнее всего отсутствие ошибок. В делах важнее всего отсутствие сожаления.

В приказах и распоряжениях надо быть строгим и властным. В наградах и наказаниях надо быть последовательным и скорым. В устроении лагеря надо заботиться об укреплениях. В действиях войска надо быть уверенным и быстрым. Наблюдая за противником, надо иметь как можно более подробные и надежные сведения. Сходясь с противником в битве, надо полагаться лишь на то, что известно доподлинно. Таковы шесть искусств полководца.

Не держись за звание командующего и не бойся его потерять. Не стремись слишком рьяно к победе, забывая о поражении. Не будь слишком строг с подчиненными и не презирай противника. Не сосредотачивайся только на выгоде, не думая о потерях. Умей совершенствовать свои планы и находить возможности снабжения войска. Таковы пять способов оценки обстановки.

Прежде чем действовать, составь план и тщательно его выполняй. Будь одинаково внимателен как в конце, так и в начале: это самый успешный образ действий. Ибо успех всякого дела зависит от внимательного отношения к нему, а неудача проистекает из небрежности. Когда планы заслоняют корыстные желания, будет успех. Когда же корыстные желания заслоняют планы, будет неудача. Сражайся так, будто у тебя нет выхода. В походе иди так, словно ты уже вступил в битву. На всякий успех смотри как на случайное везение.

Сюнь-цзы ответил: «Командующий умирает у своих сигнальных барабанов. Возница умирает с вожжами в руках. Командиры умирают на своих боевых постах. Воины умирают в боевом строю. Когда войско слышит бой барабанов, оно идет вперед; когда оно слышит звон гонгов, оно отступает. Наступать, когда нет сигнала о наступлении, не отличается от того, чтобы отступать, когда нет сигнала об отступлении. За то и за другое полагается одинаковое наказание.

Во все времена в обществе признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, и сейчас эта проблема имеет большое значение. Тот нравственный беспредел, с которым встретилось современное общество, оказывает пагубное воздействие на подростков и молодёжь. В подтверждение этому можно привести растущие цифры преступности, особенно среди молодёжи, а также готовность многих людей действовать в достижении своего материального благополучия, переступая порой грани закона. Снижение уровня нравственности означает смену ценностных ориентаций в обществе под влиянием различных обстоятельств.

Целью настоящей статьи является определение значимости нравственных идей, изложенных в учении Конфуция для современного общества.

Для этого были определены и рассмотрены следующие задачи:

1. Ознакомиться с литературными источниками по данной теме;

2. Оценить актуальность нравственных идей Конфуция в современном мире;

3. Изучить взгляды Конфуция на нравственную сферу жизни;

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

4. Подвести итог значимости работ Конфуция.

Нормы и правила касались воспитания человека, определяли его поведение в обществе, в семье, на службе. И в настоящее время во всём мире перед любым человеком встают проблемы, которые касаются процесса воспитания. Причины этих проблем заложены в постоянной смене ценностей общества.

Одна из главных мыслей в учении Конфуция — это забота о старших и о близких людях. Философ считал, что это должно установить связь между современным обществом и его предыдущими поколениями, а значит, обеспечить преемственность традиций, опыта и т. д. Особое место в учении занимает чувство уважения и любви к людям, живущим рядом. Если общество пропитано таким духом, то очень сплоченно, а значит и способно к быстрому и эффективному развитию.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Основным положением философии Конфуция является вера в то, что любой человек может стать лучше, умнее и прекраснее.

Мыслитель, не проповедовал какие-либо новые идеи. Он твёрдо верил в своё призвание воскресить в памяти людей повеления древних мудрецов, стремился противодействовать злу и несправедливости, хотел сделать китайский народ добродетельным, счастливым и процветающим.

Учение Конфуция наполнено сознанием нравственного роста человека в гармонии с природой, и именно эта гармония определяет нормы нравственности.

Люди всегда во все века высоко ценили нравственную воспитанность. В настоящее время глубокие социально-экономические преобразования, которые происходят в современном обществе, заставляют нас — молодежь размышлять о будущем России, о её подрастающем поколении. Сегодня нравственные ориентиры подвержены многочисленным изменениям; очень часто это выражается в бездушии, безверии, агрессивности. Именно поэтому в данной работе были затронуты проблемы нравственности общества.

Китайский философ Конфуций предлагал изменять мир к лучшему изнутри. Поэтому, в современном мире, чтобы изменить наше общество к лучшему, надо опираться на учение Конфуция и его нравственные идеалы.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Список литературы:

Зеленкова И.Л. Основы этики. Минск — 1998 г.

Мудрецы Поднебесной. Конфуций. Лао-цзы. — С.: Реноме, 1998.

Восточная культура привлекает оригинальностью и загадочностью. Страны востока долго развивались изолированно, и на формирование традиций не оказывали влияние внешние факторы. Конфуцианство — это не религия, а морально-этическое учение. Оно пытается найти ответ на вопрос, какое место занимает человек в мире.

Конфуцианство: что это, основные идеи и принципы

Немного истории

Конфуций

Основателем учения стал Конфуций, в оригинальной транскрипции его имя звучит как Кун-фу-цзы. Он жил в 5 веке до нашей эры, и этот период был непростым для китайской империи. Феодалы сражались за власть и не обращали внимания на нужды простых людей. Поэтому крестьяне стремительно нищали и разорялись.

Конфуций родился в знатной, но бедной семье. Его мать регулярно возносила молитвы предкам, как было принято делать. Она рассказывала сыну о подвигах отца и его родителей. Все это позволило вырастить в маленьком мальчике уверенность, что его обязанность — занять достойное место в роду. Он много занимался самообразованием, отдавал предпочтение шести искусствам:

Конфуций отдавал предпочтение шести искусствам

  • ритуалы;
  • стрельба из лука;
  • музицирование;
  • управление колесницей;
  • чтение и письмо;
  • счетные навыки.

Его родители рано умерли, и мальчик остался сиротой. У него не было средств к существованию, он рос в лишениях и страданиях. Но его упорство, терпение и усердное обучение принесло плоды, и его взяли на работу.

В биографии мудреца был переломный момент. Будучи взрослым, он попал в государство Чжоу. Там он был принят на работу в книгохранилище и встретил ученого Лао-Цзы, который основал даосизм. Беседы с ним позволили молодому человеку состояться как философу.

Государство Чжоу

Он провел много лет в странствиях по стране. Мудрец обзавелся последователями и пытался доносить свои взгляды до масс. В пожилом возрасте Конфуций вернулся в родной город Цюйфу и открыл там собственную школу. Многие его ученики стали известными политическими деятелями.

Мудрец дожил до глубокой старости и умер тихо во сне, словно понимая, что наступил его закономерный конец. Он не испытывал страха, беспокойства или паники. Последними его словами были вопросы о том, кто будет продолжать учение.

Сохранилось мало картинок, которые изображали философа. Часто его изображают в виде старца, который умиротворен и спокоен. В Цюйфу сохранился дом Конфуция, по всему Китаю открыты храмы в честь мудреца.

Распространение в Европе

Иезуиты приезжали в Китай с просветительскими миссиями. Многие из исследователей пытались доказать наличие связи между философским учением и христианством. Некоторые из них предполагали, что Конфуций получил откровения от Бога.

Мальбранш написал книгу, которую посвятил критике учения мудреца. По его мнению, христианство опирается на интеллектуальную культуру и религию, в то время как конфуцианство затрагивает только первую часть. После этого нельзя говорить о мудрости учения.

Принципы восточной философии позволили сформировать новый педагогический подход — гуманный, где ребенок считается личностью, достойной уважения. Задача взрослого — помочь ему вырасти достойным членом общества.

Основные принципы

Философия Конфуция иногда ошибочно принимается за религию. Но мудрец не имел института церкви, и его не интересовали проблемы теологии. Главная тема учения — создание идеального общества, где каждый человек будет личностью, которая выполняет функцию. Основой будет идея преданности, где между начальником и подчиненным лояльные отношения.

Покровительство младшим и почтительность к старшим

Еще один принцип древнекитайского философа — покровительство младшим и почтительность к старшим. Именно это станет основой для педагогики. В древнем мире люди большое значение придавали социальным группам. Но Конфуций первым сделал акцент на важности отношений. Должность, власть, знатность не имеют такого значения.

Человек должен быть благородным, и его должны беспокоить проблемы общества и государства, а не собственная выгода. Инстинкты и желания нужно контролировать, и это нелегкий труд. Суть учения в развитии духовного бытия, при этом физиология остается в стороне.

Пять постоянств

Пять постоянств конфуцианства

Этические проблемы

Притча

Существует интересная притча, которая позволяет передать всю необычность древнекитайского философа. Как-то один из учеников спросил у него, можно ли прожить, ни разу ни с кем не поссорившись. Конфуций быстро ответил, что да, такая возможность есть. Необходимо проявлять снисходительность к тем, кто выше по социальному статусу и к тем, кто ниже. Даже если человек низко падет, и над ним будут смеяться, нужно уметь прощать. В каждом есть благородные и низкие качества, слабости. Поэтому снисходительность позволит не разочаровываться в окружающих.

В 50 лет приходит осознание себя человеком, появляются цели в жизни. В 60 лет открывается навык читать мысли других людей. В 70 лет открывается понимание Вселенной.

Во многих странах издаются книги, публикуются статьи с кратким изложением идей конфуцианства. В Китае они обязательно изучаются в школе и преподаются как образец поведения добропорядочного человека.

Читайте также: