Математика в древней руси доклад

Обновлено: 30.06.2024

В наше время использование элементов математических знаний, независимо от рода деятельности человека, его статуса, образования и социального положения, достаточно велико. Цифровые обозначения встречаются нам на каждом шагу: на уличных вывесках, рекламных плакатах, магазинных ценниках, в номерах телефонов, домов, квартир, на часах, в аэропортах и т.д. Мы к этому привыкли. А как обстояло дело с математикой в X – XI вв.?

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

математика Древней Руси.docx

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

элементарной математики и методики обучения математике

Реферат по истории математики:

Математика Древней Руси

студентка V курса 1 группы

Агринская Ирина Сергеевна

к.п.н., доц. Субботина Ирина Викторовна

Список использованной литературы
Введение

В наше время использование элементов математических знаний, независимо от рода деятельности человека, его статуса, образования и социального положения, достаточно велико. Цифровые обозначения встречаются нам на каждом шагу: на уличных вывесках, рекламных плакатах, магазинных ценниках, в номерах телефонов, домов, квартир, на часах, в аэропортах и т.д. Мы к этому привыкли. А как обстояло дело с математикой в X – XI вв.?

Если мы будем знать о математике в быту древнерусского человека, то сможем вернее судить о торговле, финансовой системе, уровне ремесленного производства, строительного и военного дела и других сторонах жизни той эпохи.

Важные результаты о характере математических интересов Древней Руси получил В. П. Зубов. Он установил, что в древнерусских рукописях, начиная с XI в., представлено понимание основ математики в духе Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.).

Можно полагать, что на математику Древней Руси благотворное влияние оказывала античная наука. Это важный факт, свидетельствующий о развитии древнерусской математической мысли на здоровой основе.

Древние славяне очень тесно контактировали с византийцами. Именно от них они заимствовали цифровые обозначения. В Х веке, еще в дохристианскую пору, на Руси стали употребляться византийские цифры. Об этом свидетельствуют различные документы, такие как договоры древнерусских князей с греками, в которых используются византийские цифровые символы.

После принятия христианства произошли существенные изменения в жизни страны. Коренным образом изменился культурный уклад, обусловленный небывалой до того ролью в духовной жизни Руси церковной литературой на старославянском языке, заимствованной из Болгарии. Возникающие в этой связи новые элементы общественной жизни , одним из которых можно считать чеканку своих монет, шли в ногу с этими новшествами письменной практики. Старые элементы культурной жизни сохраняли верность традиции, медленно подвергаясь новым изменениям.

Папян Эличка Эдуардовна

М.В.Ломоносов

ВложениеРазмер
Математическое наследие Древней Руси. 2.87 МБ
prezentatsiya_-_matematicheskoe_nasledie_drevney_rusi.doc.docx 33.78 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

У славян, как и у всех других народов, первым учителем математики была сама жизнь, практика. Историками установлено, что большинство народов вначале обозначали числа зарубками на палочках, которые у русских назывались бирками. Слава нашей стороне! Слава нашей старине! Колесо истории мы повернем И рассказывать начнем, Чтобы все вы знать могли О делах родной земли.

Первые письменные упоминания о славянах встречаются в книгах древних римлян, написанных в самом начале нашей эры. В Х веке нашей эры у славян появилась письменность. С этого времени начинается “писаная” история Древней Руси. Первые сведения о развитии математики, именно арифметики, на Руси относятся к I Х – Х II в.в. ( древнерусская нумерация, метрология, первые системы дробей и др .).

Число Греческий алфавит Кириллица Глаголица 1 Α, α А (аз) , , А (аз) 2 Β, β В (веди) Б (буки) 3 Γ, γ Г (глаголь) В (веди) 4 Δ, δ Д (добро) Г (глаголь) 5 Ε, ε Е (есть) Д (добро) 6 Ϛ, ϛ ( стигма) S ( зело) Е (есть) 7 Ζ, ζ З (земля) , Ж (живете) 8 Η, η И (иже) S ( зело) 9 Θ, θ Ѳ (фита) З (земля) 10 Ι, ι I ( и) I ( и) 20 Κ, κ К (како) И (иже) 30 Λ, λ Л (люди) Ћ (гервь) 40 Μ, μ М (мыслете) К (како) Церковнославянский вариант

К старинным мерам длины, использовавшимся на Руси повсеместно, относился также локоть Название сажень происходит от славянского слова сяг–шаг. Сначала оно означало расстояние, на которое можно шагнуть.

Для измерения больших расстояний в древности была введена мера, называемая поприще , а затем взамен ее появляется верста . в XVI-XVII вв. появилась мера"аршин" (от персидского слова"араш" - локоть), равная1/3 сажени. 1 верста = 1,0668 км.

Старинные денежные меры рубль = 2 полтинам алтын = 3 копейкам гривенник = 10 копейкам 2 деньги =1копейка грош = 0.5 копейки полушка = 0.25 копейки

Первый русский памятник математике -рукописное сочинение новгородского монаха Кирика под названием "Кирика диакона и доместика Новгородского Антониева монастыря учение имже ведатичеловеку числа всех лет"., написанное им в 1136 г.

В сочинении Кирика уделено место и вопросу о вычислениях пасхалий, столь важному для церковников и являвшемуся одним из наиболее трудных арифметических вопросов, которые приходилось решать служителям церкви. При исчислении долей одного часа Кирик ввел систему дробных единиц Башенные часы с кириллическими числами в Суздали

В настоящее время известно значительное количество математических рукописей XVII века. В основном они предназначались для купцов, торговцев, чиновников, ремесленников, землемеров и носили сугубо практический характер. Репродукция старорусских рукописей

Геометрические знания Геометрические знания в России XVI-XVII вв. уступали арифметическим. Рукописи по геометрии нередко содержали ошибки, переписывались весьма некритически. Чертежи нередко плохого качества. Были известны точные правила измерения площади прямоугольника, прямоугольного треугольника, прямоугольной трапеции. Была погрешность в вычислениях!

Старинные меры в пословицах и поговорках - От горшка два вершка, а уже указчик. - Не уступить ни пяди. - Семь пядей во лбу . - Сам с ноготок, а борода с локоток. - Каждый купец на свой аршин меряет. - Сидит, ходит, словно аршин проглотил . - На аршин борода, да ума на пядь . Косая сажень в плечах. Коломенская верста. Сто верст молодцу не крюк. Семимильные шаги . Мал золотник, да дорог. Худое валит пудами, а хорошее каплет золотниками. Пудовое горе с плеч свалишь, а золотником подавишься. Человека узнаешь, покуда с ним пуд соли съешь


проект на тему : "Математика в ДРЕВНЕЙ РУСИ"проект на тему : "Математика в ДРЕВНЕЙ РУСИ"проект на тему : "Математика в ДРЕВНЕЙ РУСИ"проект на тему : "Математика в ДРЕВНЕЙ РУСИ"проект на тему : "Математика в ДРЕВНЕЙ РУСИ"

Содержимое разработки

Глава I

1.1. Начало формирования математики

1.2. История возникновения математики

Глава II Математическая мысль Древней Руси

2.1. Математика на Руси

2.2. Вклад Магницкого Л.Ф. в математику древней Руси

2.2.1. Жизнь и творчество Магницкого Л.Ф.

2.2.2. Арифметика Леонтьева Магницкого

2.3. Древнерусские учебники математики

Список использованной литературы

У славян, как и у всех других народов, первым учителем математики была сама жизнь, практика. По-видимому, все народы вначале обозначали числа зарубками на палочках, которые у русских назывались бирками. Такой способ записи долговых обязательств или налогов применялся малограмотными людьми разных стран.

Математические знания наших предков славян около 1000 года были не ниже, чем у западных народов. Однако несколько десятилетий спустя большая часть русских княжеств была захвачена ордами полудиких кочевников- монголов. Жизнь замерла; приостановилось и развитие древнерусской культуры.

Почти триста лет длилось монгольское иго. За это время наука Западной Европы сделала большой шаг вперед: народы Европы познакомились с замечательной математикой арабов и индийцев. А в задавленной захватчиками и отрезанной от всего культурного мира России математика стала отставать от науки Западной Европы. Для того чтобы потом, после свержения монгольского ига, снова выйти в ряды мировой науки, ей понадобилось несколько столетий.

Замечательной книгой Магницкого закончилась многовековая история древнерусской математики.

Глава I

1.1. Начало формирования математики

По мере перехода людей на более высокий уровень интеллектуального развития чувствительный счет оказался недостаточным. Появляется необходимость сравнивать множества, например, поэлементно сопоставляя их численность. Появляется она преимущественно в процессе общения людей. Так начинают появляться записи, где фигурируют символические обозначения чисел и действия над ними.

Прежде всего, заслуживает внимание то, что в ряде ранних источников содержатся высказывания, говорящие о преемственности математических и вообще научных знаний. Так, в них упоминается о поездках купцов и образованных граждан древнегреческих полисов в другие страны. Чаще речь идет о Египте и иных странах Ближнего Востока, о развитии в них науки и о технических достижениях. Практический характер математики и успехи ее в этих странах были оценены высоко и восприняты полностью.

Далее необходимо рассмотреть, как проходило развитие математики в различных цивилизациях и почему возрастала потребность передачи знаний из поколения в поколение.

1.2. История возникновения математики

Самой древней математической деятельностью был счет. Счет был необходим, чтобы следить за поголовьем скота и вести торговлю. Некоторые первобытные племена подсчитывали количество предметов, сопоставляя им различные части тела, главным образом, пальцы рук и ног. Наскальный рисунок, сохранившийся до наших времен от каменного века, изображает число 35 в виде серии выстроенных в ряд 35 палочек-пальцев. Первыми существенными успехами в арифметике стали концептуализация числа и изобретение четырех основных действий: сложения, вычитания, умножения и деления. Первые достижения геометрии связаны с такими простыми понятиями, как прямая и окружность. Дальнейшее развитие математики началось примерно 3000 лет до н.э. благодаря вавилонянам и египтянам.

Предпосылки для превращения математики в теоретическую науку, впервые возникли в Древней Греции. Важную роль в формировании древнегреческой математики сыграла пифагорейская школа. Для пифагорийцев любое число представляло собой нечто большее, чем количественную величину. Например, число 2 согласно их воззрению означало различие и потому отождествлялось с мнением. Четверка представляла справедливость, так как это первое число, равное произведению двух одинаковых множителей. Пифагорийцы также открыли, что сумма некоторых пар квадратных чисел есть снова квадратное число. Например, сумма 9 и 16 равна 25, а сумма 25 и 144 равна 169. Такие тройки чисел, как 3, 4 и 5 или 5, 12 и 13, называются пифагоровыми числами. Они имеют геометрическую интерпретацию: если два числа из тройки приравнять длинам катетов прямоугольного треугольника, то третье число будет равно длине его гипотенузы. Такая интерпретация, по-видимому, привела пифагорийцев к осознанию более общего факта, известного ныне под названием теоремы Пифагора, согласно которой в любом прямоугольном треугольнике квадрат длины гипотенузы равен сумме квадратов длин катетов.

Однако может возникнуть вопрос: почему, исследуя, когда и как возникла математика как наука, мы обращаемся к древнегреческим мыслителям, в то время как уже до греков, в Вавилоне и Египте?

Действительно, математика возникла на Древнем Востоке, по-видимому, задолго до греков. Но особенностью древнеегипетской и вавилонской математики было отсутствие в ней единой системы доказательств, которая впервые появляется именно у греков. "Большое различие между греческой и древневосточной наукой, состоит именно в том, что греческая математика представляет собой систему знаний, искусно построенную с помощью дедуктивного метода, в то время как древневосточные тексты математического содержания содержат только интересные инструкции, рецепты и зачастую примеры того, как надо решать определенную задачу". Древневосточная математика представляет собой совокупность определенных правил вычисления; то обстоятельство, что древние египтяне и вавилоняне могли осуществлять весьма сложные вычислительные операции, ничего не меняет в общем характере их математики.

Эти особенности древневосточной математики объясняются тем, что она носила практически-прикладной характер; с помощью арифметики египетские писцы решали задачи "о расчете заработной платы, о хлебе или пиве и т.д.", а с помощью геометрии вычисляли площади или объемы. В обоих случаях вычислитель должен был знать правила, по которым следовало производить вычисление.

В этом отношении характерны специальные тексты, предназначенные для писцов, занимавшихся решением математических задач. Писцы должны были знать все численные "коэффициенты", нужные им для вычислений. В списках "коэффициентов" содержатся "коэффициенты" для "кирпичей", для "стен", затем для "треугольника", для "сегмента круга", далее для "меди", "серебра", "золота", для "грузового судна", для "диагонали" и т.д. Очень важной задачей математики был расчет календаря, поскольку календарь использовался для определения сроков сельскохозяйственных работ и религиозных праздников.

Надо отметить, что в Древней Греции так же, как и в Вавилоне и Египте, разрабатывалась техника вычислений, без которой невозможно было решать практические задачи строительства, военного дела, торговли, мореходства и т.д. Но важно иметь в виду, что сами греки называли приемы вычислительной арифметики и алгебры логистикой (logistika - счетное искусство, техника счисления) и отличали логистику как искусство вычисления от теоретической математики. Правила вычислений разрабатывались в Греции точно так же, как и на Востоке, и, конечно, греки при этом могли заимствовать очень многое как у египтян, так и у вавилонян.

О логистике греков, как и о математических вычислениях на Востоке, можно сказать, что она носила практически-прикладной характер. В состав логистики входили: счет, арифметические действия с целыми числами вплоть до извлечения квадратных и кубических корней, действия на счетном приборе — абаке, операции с дробями и приемы численного решения задач на уравнения первой и второй степени. В логистике рассматривались также приложения арифметики к землемерию и иным задачам повседневной жизни. Сами греки отличали логистику от теоретической арифметики, которую они называли просто арифметикой. Правила логистики излагались догматически и, вообще говоря, не снабжались доказательствами так же, как это было принято в египетских папирусах.

Таким образом, в Греции имела место как практически-прикладная математика (искусство счисления), сходная с египетской и вавилонской, так и теоретическая математика, предполагавшая систематическую связь математических высказываний, строгий переход от одного предложения к другому с помощью доказательства. Именно математика как систематическая теория была впервые создана в Греции.

Надо полагать, что становление математики как систематической теории, представляло собой длительный процесс: от первых греческих математиков (конец VI-V в. до н.э.) до III в. до н.э., прошло более двухсот лет бурного развития греческой науки. Однако уже у ранних пифагорейцев, т.е. на первых этапах становления греческой математики, мы можем обнаружить такие специфические особенности, которые принципиально отличают их подход к математике от древневосточного.

Прежде всего такой особенностью является новое понимание смысла и цели математического знания, иное понимание числа: с помощью числа пифагорейцы не просто решают практические задачи, а хотят объяснить природу всего сущего. Они стремятся поэтому постигнуть сущность чисел и числовых отношений, ибо через нее надеются понять сущность мироздания. Так возникает первая в истории попытка осмыслить число как миросозидающий и смыслообразующий элемент.

То, что у вавилонян и египтян выступало всего лишь как средство, пифагорейцы превратили в специальный предмет исследования, т.е. в цель последнего.

Пифагорейцы первыми возвысили математику до ранее неведомого ей ранга: числа и числовые отношения они стали рассматривать как ключ к пониманию вселенной и ее структуры. Они впервые пришли к убеждению, что "книга природы написана на языке математики".

Нет ничего удивительного в том, что мыслители, впервые попытавшиеся не просто технически оперировать с числами (т.е. вычислять), но понять саму сущность числа, сущность множества и характер отношений различных множеств друг к другу, решали эту задачу первоначально в форме объяснения всей структуры мироздания с помощью числа как первоначала.

Прежде чем появилась математика как теоретическая система, возникло учение о числе как некотором божественном начале мира, и это, казалось бы, не математическое, а философско-теоретическое учение сыграло роль посредника между древней восточной математикой как собранием образцов для решения отдельных практических задач и древнегреческой математикой как системой положений, строго связанных между собой с помощью доказательства.

Глава II Математическая мысль Древней Руси

2.1. Математика на Руси

Письменные памятники математических знаний русского народа мы имеем, начиная примерно с тысячного года нашего летоисчисления. Эти знания являются результатом предшествовавшего долгого развития и основаны на практических нуждах человека.



Для обозначения этих больших чисел наши предки употребляли оригинальный способ, не встречающийся ни у одного из известных нам народов: число единиц любого из перечисленных высших разрядов обозначалось той же буквой, что и простые единицы, но окруженной для каждого числа соответственным бордюром.

2.2. Вклад Магницкого Л.Ф. в математику древней Руси

2.2. 1. Жизнь и творчество Магницкого Л.Ф.

Магницкий, Леонтий Филиппович (Приложение 2) – математик (1669 - 1739). Родился в Осташковской патриаршей слободе. Сын крестьянина Филиппа Телятина. С юных лет Леонтий работает с отцом на пашне, сам учился чтению и письму, был страстным охотником читать и разбирать мудрёное и трудное. Возможно, что он был родным племянником архимандрита Нектария, устроителя Ниловой пустоши близ Осташкова Тверской губернии и потому имел доступ к церковным книгам.

В 1684 отправлен в Иосифо-Волоколамский монастырь как возчик для доставки рыбы монахам. Поразил монахов своей грамотностью и умом, оставлен при обители в роли чтеца. Затем переведён в московский Симонов монастырь. Монастырское начальство решило готовить незаурядного юношу в священнослужители.

1685—1694 гг. - учится в Славяно-греко-латинской академии. Математика там не преподавалась, что говорит о том, что свои математические познания, он приобрёл путем самостоятельного изучения рукописей как русских, так и иностранных.

1694—1701 гг. - Магницкий живёт в Москве, обучает детей в частных домах и занимается самообразованием.

С 1732 года и до последних дней своей жизни Л. Ф. Магницкий являлся руководителем Навигатской школы.

Умер в октябре 1739 года в возрасте 70 лет.

Похоронен в церкви Гребневской иконы Божьей Матери у Никольских ворот (в 1932 г. церковь разобрана).

2.2.2. Арифметика Леонтьева Магницкого

На время подготовки учебника Магницкому были назначены кормовые деньги из расчета 5 алтын в день, что за год составляет почти 50 рублей – деньги по тем временам немалые. Видимо, за дело Магницкий принялся рьяно, так как уже в начале марта по указанию царя следует и разовое денежное пожалование из доходов Оружейной палаты – 12 рублями Магницкого и 8 рублями Киприанова. Петра интересовал не просто учебник арифметики, а всеобъемлющая книга с доступным изложением основных разделов математики, ориентированная на потребности морского и военного дела. Поэтому трудился над учебником Магницкий при Навигацкой школе, открытой в этот год в Москве в Сухаревой башне. Здесь он мог пользоваться библиотекой, пособиями и навигационными инструментами, а также советами и помощью преподавателей-иностранцев и Якова Брюса, который, видимо, и контролировал ход написания учебника.

Удивительно, но учебник был написан и издан всего за два года. При этом он не являлся просто переводом иностранных учебников, по структуре и по содержанию это был полностью самостоятельный труд, причем даже отдаленно напоминающих его учебников в Европе в то время не существовало. Естественно, что автор пользовался европейскими учебниками и трудами по математике и что-то из них взял, но изложил так, как считал нужным. По сути, Магницкий создал не учебник, а энциклопедию математических и навигационных наук. Причем написана книга была простым, образным и понятным языком, изучать по ней математику, при наличии определенных начальных знаний, можно было и самостоятельно.

Магницкий в своем учебнике не только стремился доходчиво разъяснить математические правила, но и побудить у учеников интерес к учебе. Он постоянно на конкретных примерах из обыденной жизни, военной и морской практики подчеркивал важность знания математики. Даже задачи старался формулировать так, чтобы они вызывали интерес, зачастую они

Учебник оказался столь удачным, что в течение нескольких лет распространился по всей России. Видимо, еще в период написания учебника Магницкий стал преподавать в Навигацкой школе, с которой ему предстояло связать всю свою жизнь. До 1739 года Леонтий Филиппович сначала преподавал, а затем и возглавлял Навигацкую школу, воспитав целую плеяду учеников, многие из которых стали видными военными и государственными деятелями России.

2.3. Древнерусские учебники математики


Наиболее древнее математическое произведение, принадлежит новгородскому монаху Кирику и написано в 1134 году. Полное наименование этого произведения таково: "Кирика диакона и доместика Новгородского Антониева монастыря учение им-же ведати человеку числа всех лет". Посвящено оно арифметико - хронологоческим расчетам, состояло из 19 параграфов и повторяло о календаре все то, что можно было найти в греческих церковных книгах.

В XVI веке, при Иване Грозном, на Руси появляются первые рукописные учебники по математике.

В 1682 году вышла первая в России напечатанная в типографии книга по математике "Считание удобное, которым всякий человек, купующий и продающий, зело удобно изыскати может число всякия вещи".

"Арифметика " Магницкого была издана при Петре I, в 1703 году и долгое время была настольной книгой всех образованных русских людей.

Список использованной литературы

Глейзер Г.И. История математики в школе.- М.:Просвещение,1981.

Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики.- М.: Просвещение, 1989.

Кожухов И.Б. Математика: справочник – 2 издание, - М: Махаон, 2007 г. – 352 с.

Легдон Н., Снейт Ч. С математикой в путь.- М.: Педагогика, 1987.

Математика: Большой энциклопедический словарь. / Редакция Ю.В. Про-хоров. – М. 1998 – 848 с.

Энциклопедический словарь юного математика: Сост.: Савин А.П.- М.: Педагогика, 1985.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Как в старину считали на Руси?


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель работы: изучение способов счета в Древней Руси, расширить знания об истории возникновения математики и счета

Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:

Найти информацию в источниках.

Подобрать подходящую информацию к теме.

Понять, как считали в Древней Руси.

Предмет исследования: изучение исторических данных, сравнение счета в Древней Руси и в современном мире.

Цель исследования: определить, какое место изучение счета Древней Руси занимает в истории математики.

Актуальность: изучение истории счета Древней Руси имеет большое значение для формирования понимания, как возникла современная система счета.

2. Древнерусская система счета

2.1 Историческая справка

Математические вычисления на Руси начали вести ещё в глубокой древности. Об этом говорят раскопки, которые археологи вели в древних славянских поселениях. К примеру, ученые нашли изображение циркуля, что говорит о том, что славяне еще 10 веков назад имели некоторые познания в геометрии.

Были у наших предков, древних славян и деньги. Правда, привычный рубль вошел в обиход лишь в XIV-XV.

Как полагают большинство историков, до возникновения монет славяне в качестве денег использовали животных, точнее и их шкуры. Пушнина также использовалась и для уплаты дани.

Шкуры разных зверей имели разную стоимость. К примеру, 20 куньих шкур (кун) равнялись гривне серебра, а 20 беличьих шкур (векш) были равны одной куне. Для удобства возили только мордки куниц и лобки белок, а иногда на них ставили правительственный казенный штемпель.

Что касается серебряной гривны (около 50 г серебра), то первые монеты были выпущены во времена правления князей – Игоря, Ольги, Владимира, Ярослава.

2.1.2 Меры длины

Меры длины наши предки соотносили с размерами различных частей человеческого тела. Так, древне русскими мерами длины, употреблявшимися в XI – XII вв, были пядь, локоть, сажень, верста.

Малая пядь равняласьрасстоянию между концами растянутых пальцев, большого и указательного, то есть около 19 сантиметров.

Большая пядь – это расстоянию между раздвинутыми большим пальцем и мизинцем, то есть около 23 см.

Локоть был равен примерно двум большим пядям (от 44,4 до 47,4 см).

Сажень изначально означал расстояние от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой, когда обе руки расставлены в стороны. Но саженей в Древней Руси было множество: косая сажень, маховая сажень, морская сажень, городская, царская, малая и другие.

Несколько позже установилась такая мера расстояния как верста. Она была равна 500 саженям. И аршин, который равнялся 4 пядям или 16 вершкам.

Как измеряли на Руси смотри на картинке.

2.2. Система счета

Наши предки довольно рано начали пользоваться именно десятичной системой исчисления, тогда как у древних китайцев, к примеру, в основе всех расчетов лежало число пять.

Когда в обиход вошла кириллица, цифры стали обозначать славянскими буквами, аналогичными греческим, – титлами. А некоторым большим круглым числам присвоил специальные названия.

Если же речь шла о еще больших числах – триллионах, то тогда славяне прибегали к так называемому великому счету. И такая система использовалась в России вплоть до XVIII века.

Чтобы отличить букву от числа, славяне использовался специальный значок — титло. Помимо него вокруг буквы могли поставить одну или две точки, но такое написание считалось парадным, потому в обычной жизни им нередко пренебрегали.

Практически каждая буква кириллического алфавита имела своё значение. Посмотрите на таблицу ниже:

Для тысячи применялся специальный значок: ҂.

Например, ҂ДФП — это 4580.

Более крупные цифры записывали следующим образом:

3.Реформы Петра I

Буквенная цифирь просуществовала очень долго – вплоть до Петра I. Реформы Петр изменили в России очень многое.

Дворяне и духовенство были страшно неграмотными, потому Пётр ввёл обязательное образование для них. Так в стране появились новые школы – цифирные (для всех сословий), гарнизонные (солдатским детям), а также духовные (детям священнослужителей).

Карьера дворянина теперь зависела от образование – без него невозможно было продвинуться по карьерной лестнице и даже получить ранг.

Ещё одна важнейшая реформа касалась азбуки. Пётр ввёл гражданский шрифт, отделив его от церковного. Официальный указ о введении нового гражданского шрифта был обнародован 29 января (9 февраля) 1710 года.

Так же были введены арабские цифры, они заменили громоздкие и неудобные для расчетов буквы старославянского шрифта. Все светские книги стали печататься гражданским шрифтом, а процесс образования и торговли стал значительно проще.

4. Какие способы счета на Руси встречаются в современном мире

Этот способ счета мы применяем и сегодня, например, когда учим счету ребенка. мы просим его посчитать пальчики на руках и ногах.

В XV в. в Древней Руси появились счеты, они также использовали десятичную систему. К слову, счеты активно использовали в России до конца прошлого века, а иногда используются и до сих пор.

5. Что нового узнали?

Мы узнали, что нашим предкам славянам была известна математика, но их система счета, меры длины были намного сложнее, чем современные системы. Что говорит о том, что выучить грамоту и счет человеку Древней Руси было намного сложнее, чем нам. Познание грамоты и счета требовало много внимания и сил.

Список используемых информационных ресурсов:

Список литературы:

Глейзер Г.И. История математики в школе IV - VI кл. Пособие для учителей. - М.:Просвещение,1981.

Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. Пособие для учащихся 5-6 классов средней школы. - М.: Просвещение, 1989.

Читайте также: