Источники избирательного права доклад

Обновлено: 02.07.2024

© 2009- Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации.

Материалы по предмету

  • Методический раздел
    • Об авторе
    • Учебно-методические рекомендации
    • Программа курса
    • Примерная тематика рефератов
    • Библиографический список
    • Тема 1. Конституционное право как наука и отрасль права
    • Тема 2. Конституционно-правовое развитие в России и за рубежом.
    • Тема 3. Основы конституционного строя в России и за рубежом.
    • Тема 4. Основы правового положения человека и гражданина в России и за рубежом.
    • Тема 4.1 Личные права и свободы человека и гражданина (подданного).
    • Тема 4.2 Политические права и свободы человека и гражданина (подданного).
    • Тема 4.3 Социально-экономические права и свободы человека и гражданина (подданного).
    • Тема 4.4 Конституционные обязанности человека и гражданина (подданного).
    • Тема 5. Гражданство (подданство) в России и за рубежом.
    • Тема 6. Форма государственного устройства в России и за рубежом.
    • Тема 7. Избирательное право в России и за рубежом.
    • Тема 8. Избирательные системы в России и за рубежом.
    • Тема 9. Система органов государственной власти в России и за рубежом
    • Тема 10. Глава государства в России и за рубежом
    • Тема 11. Парламент в России и за рубежом
    • Тема 12. Правительство в России и за рубежом
    • Тема 13. Конституционные основы судебной власти в России и за рубежом
    • Тема 14. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в России и за рубежом
    1. Понятие избирательного права.
    2. Источники избирательного права в Российской Федерации.
    3. Принципы избирательного права.

    § 1. Понятие избирательного права

    Под избирательным правом граждан Российской Федерации понимается их конституционное право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это право (как и право участвовать в референдуме) закреплено в ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации. Избирательное право подразделяется на активное,
    т. е. право граждан избирать, и пассивное — право граждан быть избранными.

    Совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами, составляет самостоятельный институт конституционного права, а именно, избирательное право Российской Федерации.

    § 2. Источники избирательного права в Российской Федерации

    Данным Федеральным законом утверждено Временное положение о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Источниками избирательного права являются законы и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о выборах, акты Президента Российской Федерации, глав субъектов Российской Федерации, нормативные акты Центральной избирательной комиссии по вопросам выборов.

    § 3. Принципы избирательного права

    С учетом общемировых тенденций демократизации к обобщённым принципам избирательного права следует отнести:

    Избирательные права признаются за всеми взрослыми и психически здоровыми гражданами.

    Необходимо отметить, что избирательное право в ряде стран мира ограничено определенным перечнем цензов (требований к потенциальному избирателю). Они носят как общий, так и специальный (дополнительный) характер.

    Общие требования направлены на регламентацию активного избирательного права — права избирать. В их числе:

    Специальные или дополнительные требования относятся к пассивному избирательному праву — праву быть избранными. К ним относятся:

    Более высокий возрастной ценз (23—25 лет — в нижнюю палату и 30—40 — в верхнюю).

    Значительно чаще применяется ценз оседлости, и он носит обычно более жесткий характер (для кандидата в Президенты США — 14 лет).

    Неизбираемость — невозможность для определенных должностных лиц выдвигать свои кандидатуры на выборах, пока они не ушли в отставку с занимаемого поста (иногда заблаговременно — за 6 мес., за 1 год).

    Несовместимость — запрещается одновременно занимать выборную и иную другую государственную должность.

    Образовательный ценз — умение читать и писать на государственном языке, владеть государственным языком (в Турции кандидат на должность Президента должен иметь высшее образование).

    Избирательный залог — пассивным избирательным правом может в полной мере обладать лишь тот кандидат, кто внес залог (например, каждый депутат в нижнюю палату из собственных средств должен внести: во Франции — 1000 франков, в Канаде — 200 канадских долларов, в Великобритании — 500 фунтов стерлингов и т. д.).

    2. Равное избирательное право

    3. Прямые и непрямые выборы

    Прямое (непосредственное) — означает право избирать и избираться непосредственно в выборный орган или выборную должность; косвенное (многостепенное) — означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборный орган. Косвенные выборы — своеобразное сито, посредством которого производится отбор кандидатов в состав выборного органа.

    4. Свободное участие в выборах

    Избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе и если да, то в какой мере. Неучастие избирателей в выборах называется абсентеизмом, и оно может быть как аполитичным — болезнь, отъезд, отсутствие интереса; так и политическим — своеобразная демонстрация против неугодных кандидатов. В некоторых странах предусмотрен обязательный вотум (юридическая обязанность избирателей принять участие в голосовании) — Австрия, Бельгия, Болгария, Бразилия, Греция, Дания, Италия, Нидерланды, Турция и т. д.

    5. Тайное голосование

    Исключение внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя. Нарушение тайны голосования, как правило, карается законом.

    К принципам российского избирательного права относятся: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании; свободное и добровольное участие в выборах.

    Всеобщее избирательное право означает, что гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать (активное избирательное право), а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, — быть избранным (пассивное избирательное право) в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

    Возрастные пределы пассивного избирательного права колеблются
    от 21 года до 35 лет. Так, депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года; Президентом Российской Федерации — 35 лет, минимальный возраст кандидата при выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не может превышать 21 года, при выборах главы исполнитель­ной власти субъекта Российской Федерации — 30 лет, при выборах в органы местного самоуправления — 21 года.

    Установлен 10-летний срок обязательного проживания гражданина на территории Российской Федерации для избрания Президентом Российской Федерации. Ограничения пассивного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории, могут устанавливаться только Конституцией Российской Федерации.

    Закрепление равного избирательного права означает, что граждане Российской Федерации участвуют в выборах на равных основаниях.

    Прямое избирательное право свидетельствует о том, что гражданин Российской Федерации голосует на выборах соответственно за кандидата (список кандидатов) или против кандидата (списка кандидатов) непосредственно.

    Тайное голосование исключает возможность какого-либо контроля за волеизъявлением российского гражданина.

    Гражданин Российской Федерации может избирать, быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

    Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 3 ст. 32 Конституции Российской Федерации).

    Устанавливаемый федеральными и региональными законами срок полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления не может быть более 5 лет.

    Понятие и система источников избирательного права.

    Государство может самостоятельно издать правовые нормы (например, в форме законов, принимаемых Федеральным Собранием Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации), либо санкционировать, придать юридическую силу нормам, созданным с или без его участия (например, нормы международных договоров, нормы, содержащиеся в актах органов местного самоуправления).

    Источниками избирательного права являются правовые акты, содержащие нормы, регулирующие избирательные отношения, – нормы избирательного права.

    Система источников избирательного права характеризуется такими качествами, как взаимосвязь и иерархия правовых актов.

    Основными составными частями системы источников избирательного права являются:

    1) избирательное законодательство;

    3) нормативные правовые акты местного самоуправления;

    4) решения Конституционного Суда Российской Федерации;

    5) решения Верховного Суда Российской Федерации;

    6) нормативные правовые акты избирательных комиссий.

    Избирательное законодательство в Российской Федерации можно разделить на виды по двум основаниям:

    1) по уровню регулируемых выборов (предметному признаку) на законодательство о выборах федеральных органов государственной власти, законодательство о выборах органов государственной власти субъектов Российской Федерации и законодательство о выборах органов местного самоуправления;

    2) по субъекту правотворчества (субъектному признаку) на федеральное избирательное законодательство, избирательное законодательство субъектов Российской Федерации.

    Федеральное избирательное законодательство имеет следующую структуру .

    1. Конституция Российской Федерации.

    Конституция Российской Федерации регулирует наиболее важные стороны общественной жизни путем установления основных принципов построения государства и взаимоотношений его с личностью и является базой для формирования отраслей права и подотраслей собственно конституционного права, к которым относится избирательное право как совокупность правовых норм, регулирующих право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Федеральная конституция регулирует избирательные отношения в нескольких аспектах.

    Во-первых, в ней закрепляется принцип народовластия. Статья 3 гласит: единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Конституция устанавливает, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы, закрепляя таким образом исходный (выборный) принцип организации системы органов государственной власти. Другим принципом организации этой системы является принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, закрепленный в ст. 10.

    Во-вторых, Конституция признает и гарантирует избирательные права граждан. Статья 32 закрепляет: граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Это единственное ограничение избирательных прав, установленное Конституцией (за исключением ограничений пассивного избирательного права для кандидатов в депутаты Государственной Думы и в Президенты Российской Федерации). Толкование этой статьи должно осуществляться во взаимосвязи со ст. 60 Конституции, которая устанавливает, что гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права с 18 лет.

    В соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Следует особо подчеркнуть, что права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом, а не иными нормативно-правовыми актами, в том числе указами Президента Российской Федерации, а также конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. Последние должны строго соответствовать (не выходить за рамки) тому федеральному закону, который устанавливает ограничения прав и свобод.

    В-третьих, Конституция разграничивает компетенцию Федерации и ее субъектов в сфере избирательного законодательства. Статья 71 устанавливает, что регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (следовательно, и избирательных прав) находится в ведении Российской Федерации. Защита же прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72).

    К исключительному ведению Российской Федерации относится установление системы федеральных органов государственной власти, порядка их организации и деятельности, их формирование, а к совместному ведению относится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Сама же система органов государственной власти субъектов Российской Федерации согласно ст. 77 устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

    В-четвертых, Конституция Российской Федерации не устанавливает основ избирательной системы в отдельном разделе, как это было в Конституции РСФСР 1978 г., а упоминает о принципах избирательного права: всеобщем равном и прямом избирательном праве при тайном голосовании – только применительно к выборам Президента Российской Федерации в ст. 81. Однако ч. 4 ст. 15 позволяет включить в состав норм избирательного права, обладающих наивысшим приоритетом, нормы-принципы, содержащиеся в международных источниках и составляющие содержание международных избирательных стандартов.

    1) данный закон является универсальным актом, регулирующим любой избирательный процесс на территории Российской Федерации;

    2) основной целью закона является гарантирование избирательных прав граждан. Данная цель реализована конкретизацией содержания избирательных прав граждан, закреплением основных принципов проведения выборов, а также установлением общей регламентации процедуры проведения выборов. Закон в ст. 2 содержит разъяснение основных терминов и понятий Закона, в ст. 3-7 закрепляет принципы свободного и добровольного участия граждан в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Закон закрепляет принцип обязательности проведения выборов, максимальные сроки полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления;

    Читайте также: