Доклад учителя дефектолога в школе 8 вида

Обновлено: 17.06.2024

Так кто же такой, этот дефектолог? Что за страшилка такая для родителей?

Дефектолог - это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в обучении. Иными словами учитель-дефектолог занимается с детьми, которые не усваивают и не обучаются по программе общеобразовательной школы. А так же он может заниматься с детьми, которые по различным причинам немного не усваивают программу общеобразовательной школы или же испытывают трудности при обучении. В основном это учащиеся начальной школы. Работа учителя-дефектолога заключается в умственном развитии ребенка и развитии его познавательных способностей.

Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики и включает в себя множество специальностей: сурдопедагог (работает со слабослышащими детьми), олигофренопедагог (с недостатками умственного развития), тифлопедагог (с недостатками зрения), логопед (с речевыми нарушениями).

Чем же занимаюсь конкретно я? Содержание моей работы содержится в задачах.

  1. Моя работа начинается с диагностики. Диагностика проводится не один раз. И диагностика осуществляется только по запросу-педагогов и родителей. Я не могу прийти в класс и просто взять Петю или Машу. Для диагностики нужны обоснования.
  2. Параллельно с диагностикой я выявляю те трудности и проблемы, которые могут возникнуть у ребенка, если вовремя не скоррегировать нарушение.
  3. На основании проведенной диагностики и выявления ближайшей зоны развития ребенка составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка или на группу детей.
  4. Затем уже осуществляется сам коррекционный процесс, который осуществляется в проведении групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.
  5. Параллельно с коррекцией осуществляется динамическое наблюдение за всем учебным процессом ребенка, причем не только на дефектологических занятиях.
  6. А так же идет консультация педагогов и родителей по интересующим вопросам.

Целью моей работы , если сказать своими словами, является коррекция! Т.е. коррекция пробелов в развитии.

Работа учителя-дефектолога содержит очень много направлений. Основными из которых являются следующие:

Как видно из вышесказанного учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку (хотя данные занятия осуществляются в коррекционном процессе). Мои занятия таковы, что прежде всего я корригирую причину возникшей трудности, вследствие чего и происходит коррекция нарушенных функций. Например, из-за несформированности пространственных представлений вытекают трудности письма, чтения. Их можно компенсировать как работой, направленной непосредственно на формирование чтения и письма (чем и занимается учитель) а так же и развитием пространственных представлений у ребенка (чем и занимается дефектолог).

Кабинет дефектолога это некая сказка, куда попадают дети.

Структура моих дефектологических занятий очень разнообразна и интересна. Набор развивающих пособий настолько велик, что дети с большим интересом занимаясь, вроде бы простыми играми, не замечают как чему-то учатся. Каждое занятие представляет собой целый комплекс по развитию познавательной деятельности, моторики, речи, фонетического слуха и др.
На занятиях используются игрушки, картины, книги, компьютер, песок, шишки, пуговицы, кукольный театр и много другого разнообразного дидактического материала.

Вот несколько примеров занятий.

1. познавательные раскраски

На первый взгляд обычная раскраска. На самом деле отрабатывается математический навык. Т.е. чтобы раскрасить картинку- надо решить примеры. Определенный цвет соответствует определённой цифре. В итоге формируются не только математические навыки, но и сенсорные процессы(закрепление цвета), закрепляются пространственные навыки и развивается мелкая моторика.

2. Работа с фланелеграфом.

На данном занятии отрабатывается пространственно-временное направление. Изучаются времена года. Вроде бы ничего необычного, но детей приводит в дикий восторг, когда обычные бумажки без клея приклеиваются к ткани. Для них это настоящее волшебство. В дополнение развивается мышление, мелкая моторика, речь.

3. Работа с песком.

Тоже ничего необычного…. Но если закрыть глаза…. Сунуть ручки в этот теплый песочек… представить, что в небе светит яркое солнышко, что рядом поют птички…. В результате- развитие мелкой моторики, сенсорных процессов, воображения, речи. Так же в данном пособии можно отрабатывать навык счета и чтения.

4. работа с прищепками.

С помощью прищепок добавляем недостающие элементы. В результате корригируется не только мелкая моторика, но и связная речь, мышление, словарь и др.
После всего сказанного и показанного я думаю каждый родитель изменит свое мнение о коррекционных дефектологических занятиях и захочет чтобы и его ребенок посещал такие интересные и увлекательные занятия.

И в заключение Желаю Вам, родители, успехов, терпения, мудрости в воспитании и обучении Ваших деток.

Дефектолог – это специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Иными словами дефектолог в узком смысле – это коррекционный педагог.

В связи с переходом на новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) и качественно иную парадигму образовательного процесса, претерпевает изменения содержательная часть профессиональной деятельности специалиста образовательного учреждения, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья– учителя-дефектолога.

Стандартом учитываются образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагается создание специальных условий в образовательном учреждении для их обучения и развития, обеспечивающих коррекцию и преодоление (полное или частичное) нарушений в развитии ребенка. Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики.

Дефектолог выполняет следующие функции:

  • Проводит подробное обследование особенностей развития каждого ребенка, определяет его способности к обучению, организует работу, направленную на максимальную компенсацию и коррекцию недостатков развития детей;
  • Устраняет пробелы в усвоении программного материала по основным предметам
  • Повышает познавательную активность и развивает основные психические процессы у детей (восприятие, внимание, память, мышление и др.);
  • Развивает коммуникативную деятельность детей.

Использование кинезиологических упражнений в работе учителя-дефектолога.

Кинезиология имеет огромные потенциал для развития познавательных процессов у детей. С помощью простых упражнений можно незаметно для ребенка развивать его мышление, память, воображение, речь и т.д. Это имеет важное значение в работе с детьми, имеющими ОВ .

Развивающее занятие в младшей группе "Матрешки"

Презентация "Дикие животные"

Презентация "Дикие животные" разработана для коррекционно-логопедического занятия по развитию для детей старшего дошкольного возраста. .

Опубликовать и скачать методические разработки учителя-дефектолога начальной школы.

Здесь вы найдете уроки, конспекты, тесты, презентации, планы, мероприятия и прочие полезные материалы для работы учителя и обучения школьника.






Сенсорные игры в работе с детьми с РАС

Проведение специально организованных сенсорных игр с аутичным ребенком может дать новые прекрасные возможности для установления контакта с ним и позволит успешно решить следующие задачи: - переживание приятных эмоц .






Дефектолог - это специалист, который занимается развитием, обучением и воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть работающий с детьми, которые по различным причинам испытывают трудности в усвоении учебной программы. Задачами учите .






Конспект занятия по сенсорному развитию.






Программа овз

Рабочая программаПериод адаптации осложненный. Первоначально воспринимал все с интересом, повторял то, что делают дети, на приход родственников (мамы, бабушки) реагировал бурными истериками. Сейчас истерики проявляются и без об .






конспект урока по ручному труду "Вот какая елочка!" в 1 классе коррекционной школы 8 вида

конспект урока по ручному труду в 1 классе коррекционной школы 8 вида для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Лепка елочки на картоне. Дети получают понятие "целое" и "части", путем деления валика пластилина на кусочки.. Закрепляется умен .






Занятие разработано для работы с детьми с ТНР (1 класс). Если ребенок не справляется с заданием, ему требуется помощь учителя или тьютера. Цели: - снятие эмоционального напряжения; - установление взаимоотношений с учителем; - концентрация внимания, с .






В методической разработке дается подробный конспект коррекционного занятия с целями,задачами,этапами и видами работы над развитием слухового восприятия и коррекцией произношения у учащихся 3-4 классов школы слабослышащих.






Дидактическое пособие для обучения детей с особыми познавательными потребностями "Забавная математика"

Дидактическое пособие направлено на обучение детей с ТМНР и РАС количественным представлениям и счёту. Дети с особыми познавательными потребностями нуждаются в качественных индивидуально ориентированных пособиях и заданиях. Поэтому разработка учителем ди .






КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ С ЗПР

Одним из ведущих нарушений в усвоении детьми с ЗПР школьных навыков является неполноценность овладения ими письмом и грамматическим материалом по русскому языку. Многочисленность расстройств письменной речи у младших школьников с ЗПР свидетельствует о ва .






Сборник дидактических игр "Дифференциация звуков"

Дифференциация на слух пар звуков в словах в различных играх и упражнениях делает занятие с детьми любого возраста более увлекательным. Картотека включает в себя игры, которые позволяют практически овладеть навыками работы по автоматизации и дифференциаци .






Презентация "Весна"

Данная презентация может быть использована при проведении индивидуальных коррекционных занятий по РС и ФП. В презентации представлен текст по теме "Весна", а также вопросы и задания к тексту. Материал может быть полезен учителям- дефектологам.





















Системный характер нарушения зрения и вторичные отклонения в развитии слабовидящих детей.

В настоящее время огромное число детей имеют отклонения в развитии. Среди них большое количество имеют нарушения зрения. Нарушение зрения у детей – это проблема, имеющаяся от рождения или возникшая в результате полученных травм. С помощью зрения челов .






Отчет учителя-дефектолога

По окончанию 1 полугодия для некоторых детей пришлось внести некоторые изменения в рабочую программу. При регулярных занятиях число детей с положительной динамикой значительно увеличилось. В конце учебного года была проведена итоговая диагностика. На осн .






Отчет учителя-дефектолога

После окончания переподготовки получила диплом учителя-дефектолога и год проработала по этой специальности. По окончанию 1 полугодия после диагностики составила отчет своей работы с детьми. Проводя регулярные занятия проанализировала каждого ученика. И п .






Программа по предмету "Технология. Ручной труд" 1 класс ФГОС






Программа по предмету "Речевая практика" 1 класс ФГОС






Программа по предмету Обучение грамоте (русский язык и чтение) 1 класс ФГОС

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Сейчас дети очень не внимательны, часто переходя дорогу не отрываются от телефона, что может повлечь. Подробнее.

Спасибо за интересный материал, который пригодиться для расширения кругозора всех спортсменов. Есть . Подробнее.

Благодарю за предложенный сценарий мероприятия. Много полезной информации. Обязательно воспользуюсь . Подробнее.

Хореография является видом искусства, материалом которого служат движения и позы человеческого тела. Подробнее.

Спасибо за представленный материал, интересный подход к пению. У меня имеется подобная консультация. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Опубликовать и скачать методические разработки учителя-дефектолога начальной школы.

Здесь вы найдете уроки, конспекты, тесты, презентации, планы, мероприятия и прочие полезные материалы для работы учителя и обучения школьника.






Сенсорные игры в работе с детьми с РАС

Проведение специально организованных сенсорных игр с аутичным ребенком может дать новые прекрасные возможности для установления контакта с ним и позволит успешно решить следующие задачи: - переживание приятных эмоц .






Дефектолог - это специалист, который занимается развитием, обучением и воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть работающий с детьми, которые по различным причинам испытывают трудности в усвоении учебной программы. Задачами учите .






Конспект занятия по сенсорному развитию.






Программа овз

Рабочая программаПериод адаптации осложненный. Первоначально воспринимал все с интересом, повторял то, что делают дети, на приход родственников (мамы, бабушки) реагировал бурными истериками. Сейчас истерики проявляются и без об .






конспект урока по ручному труду "Вот какая елочка!" в 1 классе коррекционной школы 8 вида

конспект урока по ручному труду в 1 классе коррекционной школы 8 вида для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Лепка елочки на картоне. Дети получают понятие "целое" и "части", путем деления валика пластилина на кусочки.. Закрепляется умен .






Занятие разработано для работы с детьми с ТНР (1 класс). Если ребенок не справляется с заданием, ему требуется помощь учителя или тьютера. Цели: - снятие эмоционального напряжения; - установление взаимоотношений с учителем; - концентрация внимания, с .






В методической разработке дается подробный конспект коррекционного занятия с целями,задачами,этапами и видами работы над развитием слухового восприятия и коррекцией произношения у учащихся 3-4 классов школы слабослышащих.






Дидактическое пособие для обучения детей с особыми познавательными потребностями "Забавная математика"

Дидактическое пособие направлено на обучение детей с ТМНР и РАС количественным представлениям и счёту. Дети с особыми познавательными потребностями нуждаются в качественных индивидуально ориентированных пособиях и заданиях. Поэтому разработка учителем ди .






КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ С ЗПР

Одним из ведущих нарушений в усвоении детьми с ЗПР школьных навыков является неполноценность овладения ими письмом и грамматическим материалом по русскому языку. Многочисленность расстройств письменной речи у младших школьников с ЗПР свидетельствует о ва .






Сборник дидактических игр "Дифференциация звуков"

Дифференциация на слух пар звуков в словах в различных играх и упражнениях делает занятие с детьми любого возраста более увлекательным. Картотека включает в себя игры, которые позволяют практически овладеть навыками работы по автоматизации и дифференциаци .






Презентация "Весна"

Данная презентация может быть использована при проведении индивидуальных коррекционных занятий по РС и ФП. В презентации представлен текст по теме "Весна", а также вопросы и задания к тексту. Материал может быть полезен учителям- дефектологам.





















Системный характер нарушения зрения и вторичные отклонения в развитии слабовидящих детей.

В настоящее время огромное число детей имеют отклонения в развитии. Среди них большое количество имеют нарушения зрения. Нарушение зрения у детей – это проблема, имеющаяся от рождения или возникшая в результате полученных травм. С помощью зрения челов .






Отчет учителя-дефектолога

По окончанию 1 полугодия для некоторых детей пришлось внести некоторые изменения в рабочую программу. При регулярных занятиях число детей с положительной динамикой значительно увеличилось. В конце учебного года была проведена итоговая диагностика. На осн .






Отчет учителя-дефектолога

После окончания переподготовки получила диплом учителя-дефектолога и год проработала по этой специальности. По окончанию 1 полугодия после диагностики составила отчет своей работы с детьми. Проводя регулярные занятия проанализировала каждого ученика. И п .






Программа по предмету "Технология. Ручной труд" 1 класс ФГОС






Программа по предмету "Речевая практика" 1 класс ФГОС






Программа по предмету Обучение грамоте (русский язык и чтение) 1 класс ФГОС

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Сейчас дети очень не внимательны, часто переходя дорогу не отрываются от телефона, что может повлечь. Подробнее.

Спасибо за интересный материал, который пригодиться для расширения кругозора всех спортсменов. Есть . Подробнее.

Благодарю за предложенный сценарий мероприятия. Много полезной информации. Обязательно воспользуюсь . Подробнее.

Хореография является видом искусства, материалом которого служат движения и позы человеческого тела. Подробнее.

Спасибо за представленный материал, интересный подход к пению. У меня имеется подобная консультация. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Читайте также: