Стресс и адаптивность личности в контексте совладающего поведения доклад

Обновлено: 02.07.2024

Основные направления психологических исследований совладающего поведения
(вместо предисловия)

Представляемый коллективный труд посвящен психологии совладающего поведения или копингу (coping behavior). Начало исследований в данном направлении было положено в нашей стране в середине 90-х годов ХХ в. и во многом было вызвано практической востребованностью.

Сегодня специалисты многих отраслей и научных направлений психологической науки вовлечены в разработку фундаментальных и прикладных проблем психологии совладающего поведения как междисциплинарной области, изучающей явления регуляции и саморегуляции поведения субъекта, личностное развитие, благополучие, здоровье, ресурсы и продуктивность человека. Ценность данного научного направления заключается в том, что его разработки тесно связаны с практикой оказания психологической помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Копинг – одно из центральных понятий в сфере психологии стресса и адаптации. Этот концепт помогает понять сущность адаптивности/дезадаптивности человеческого поведения, так как не только стресс является существенным фактором снижения продуктивности человека, дисфункциональности его состояния, но и то, как человек справляется со стрессом или трудностью (так называемый stress-management). Идеи эти не новы, они разрабатывались и прежде в русле психоаналитического понимания механизмов психологической защиты личности (З. Фрейд, А. Фрейд).

Несмотря на быстрое развитие и безусловные достижения в разработке психологии совладающего поведения, остается еще много вопросов и нераскрытых тем. Важной нерешенной проблемой является разработка и проверка внешних критериев совладания. Использование социально-экономических, демографических, деятельностных, культурных, психофизиологических и др. (например, состояние здоровья) критериев как объективных не всегда является возможным в рамках исследования этого сложного и многомерного феномена.

Другой остро дискутируемый вопрос заключается в том, какими методами измерять копинг и его продуктивность: опросниками, которые используются чаще всего, или более глубокими и объективными методами. Хочется верить в то, что удобные, но малоинформативные типы копинг-исследований отдельных небольших выборок уступят в психологической науке место перспективным лонгитюдным проектам, рассматривающим важнейшие комплексные проблемы стрессов и совладания с ними.

В фокусе внимания авторов данной книги находится сложная детерминация совладающего поведения совокупностью важнейших факторов: диспозиционным (личностным), динамическим (ситуативным), регулятивным, социокультурным, социально-психологическим и т. д. Получаемые разными специалистами неоднозначные эффекты влияния этих факторов на выбор субъектом поведения в трудной ситуации также требуют дальнейшего осмысления и научного обсуждения. Мы полагаем, что разработка психологии субъекта как научного направления (А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова, Л. И. Анцыферова, А. Л. Журавлев, В. В. Знаков, Е. А. Сергиенко и др.) будет способствовать и развитию психологии совладающего поведения, и наоборот.

В монографии, в определенной степени восполняющей пробел в отечественной психологии по данной проблематике, представлены работы исследователей совладающего поведения из пяти городов России (Москва, Кострома, Санкт-Петербург, Ярославль, Ростов-на-Дону). Работы можно объединить по следующим направлениям (разделам):

1 Методология и методы исследования совладающего поведения;

2 Совладающее поведение и психологическая защита;

3 Клиническая психология совладающегое поведения;

4 Личностные и субъектные факторы совладания;

5 Социально-психологический подход к совладающему поведению: копинг-исследования семьи.

Отмечается актуальность изучения роли личности в оценке объективных и субъективных параметров стресса при выборе стратегии его преодоления.

Даже краткое описание содержания статей, объединенных в коллективный труд, показывает, что данное научное направление имеет и теоретические, и эмпирическое наполнение. В теоретико-эмпирических работах можно выделить стремление к осмышлению места совладания в общепсихологической проблематике: психологии личности и семьи, психологии субъекта, регуляции поведения. Другая часть работ, несмотря на их явную экспериментальную направленность, вносит существенный вклад в представления о возможностях и детерминантах совладающего поведения, их социально-психологических и социокультурных особенностях и значении для понимания возможностей человека как совладающего субъекта. Самое большое число работ направлено на изучение семейных детерминант копинга, межпоколенных трансляций и системной семейной детерминации становления и реализации совладания. Эта тенденция отражает область поисков по конкретизации идеи, что индивидуальность человека – это открытая система в более сложной системе коллективных отношений, диспозиций, межпоколенных стереотипов, привычек, социокультурных традиций и т. д. Таким образом, человек совладающий – только часть метасистемы многоуровневых социальных связей, коллективного субъекта, понимание которого открывает новые горизонты в изучении совладающего поведения.


стресс и совладающее поведение

Поговорим о терминологии

Если говорить максимально кратко, то совладающее поведение в психологии – это совокупность действий, направленных на поиск, решение, преодоление и анализ возникших жизненных ситуаций. В теории все перечисленные действия производятся исходя из личностного развития и набора определенных поведенческих навыков. Однако во многих ситуациях благодаря необходимости найти самое выгодное решение вопроса и выйти из затруднительного положения личность приобретает новые навыки. В конечном итоге все манипуляции должны вернуть равновесие между внутренним ощущением себя и внешними предложенными извне обстоятельствами (это хорошо прослеживается в совладающем поведении подростков). Достигается подобная гармония посредством нескольких механизмов.

Данный термин на сегодняшний день имеет множество значений, но исходить все же нужно из его прямого перевода на русский язык – преодоление. В науке под ним понимается взаимодействие человека с задачами, поставленными внутренними и внешними обстоятельствами. Если рассматривать копинг более предметно, то можно сказать, что это набор поведенческих стратегий, позволяющих приспособиться к любым жизненным обстоятельствам. Психологи считают, что копинг представляет собой некий индивидуальный набор реакций. Он выстраивается из логики, социального статуса, психических возможностей и ресурсов организма. При этом копинг может иметь и негативное значение, так как его сутью является все же приспособление. А оно не всегда в полной мере может удовлетворить запросы и потребности личности в конкретных предложенных внешних обстоятельствах.

Совладающее поведение, в свою очередь, предполагает полное преодоление негативных реакций. В качестве минимальной программы предусмотрено значительное снижение этих реакций, что должно стать основой для обретения баланса. Причем стоит отметить, что результат достигается за счет продуманной стратегии действий.

Изначально психологов интересовало совладающее поведение в период взрослости либо взросления ребенка. Дело в том, что каждая личность по мере роста проходит несколько серьезных личностных кризисов. Наиболее яркая реакция организма в эти периоды – стресс. Совладающее поведение заставляет личность собрать все свои имеющиеся ресурсы и действовать по тем либо иным стратегиям. В первые годы своего существования новое направление психологии изучало только внешние обстоятельств, далекие от обыденной жизни. К примеру, специалисты изучали ситуации, предложенные профессиональной деятельностью или несоответствием ожидаемых обстоятельств с реальными в результате получения нового опыта на этапе взросления. Однако вскоре стало понятно, что об адаптивном совладающем поведении или психологическом преодолении, как его еще называют, можно говорить и в контексте обыденных ситуаций. Психологи выяснили, что практически ежедневно люди попадают в особые жизненные обстоятельства, вызывающие стресс и требующие немедленного решения. А значит, им приходится регулярно использовать стратегии для того, чтобы вернуться в состояние комфорта и равновесия. Сегодня совладающее поведение и различные копинг-стратегии применяются практически всеми специалистами, работающими с коррекцией поведения личности.

Характеристика

Совладающее поведение и его характеристики в научных работах психологов имеют различную трактовку. Поэтому довольно сложно собрать воедино все разрозненные тезисы и формулировки, касающиеся данного вопроса. В общих чертах можно сказать о том, что научная база нового направления определилась к девяностым годам прошлого века. Но до сих пор зарубежными и отечественными психологами публикуются работы, раскрывающие суть совладающего поведения, копинг-стратегий и ресурсов, требующихся для их воплощения.

Наиболее ясную характеристику главному термину нового направления в психологии дала Анцыферова. Она охарактеризовала совладающее поведение как осознанную регуляцию, призванную изменить существующую жизненную ситуацию. Ее главной целью является адаптация потребностей личности под предложенные условия и изменение последних ради удовлетворения внутренних потребностей. Причем для получения результата личность должна встать на активную позицию, тогда как любая другая не приведет к полному изменению ситуации и получению позитивных эмоций.

Л. Лазарус написал книгу, в которой проработаны все проблемы копинга, а также дана полная характеристика этой теории и основных стратегий. Если ссылаться на автора, то взаимодействие личности со всеми внешними раздражителями и ситуациями представляется непрерывным и активным процессом. Причем он регулярно меняется, проходя три основных этапа:

  • когнитивная оценка;
  • преодоление;
  • эмоциональная переработка.

Говоря о когнитивной оценке, нужно отметить, что она, в свою очередь, тоже имеет определенное подразделение:

Изначально любая стрессовая ситуация воспринимается как опасная и тревожащая, однако по мере снижения эмоционального накала личность подходит к пониманию возможностей решения проблемы. Затем наступает этап преодоления, в процессе которого перебираются все возможные варианты действий. Причем совладание определяется во многом личностными ресурсами личности, которые в большей степени корректируют ее возможности и жизненные позиции. После преодоления происходит оценка не только содеянного, но и собственного эмоционального состояния. На основе всего перечисленного у личности формируются устойчивые варианты копинг-поведения.

поиск эффектвиных копинг-стратегий

Копинг-механизм: основные понятия

Совладающее поведение личности в своей основе имеет копинг-механизм. Его действие и составляющие можно найти далеко не во всех научных работах психологов. Однако многие из них все же используют в своей практике эту трехфазную модель.

Итак, копинг-механизм можно охарактеризовать как совокупность трех составляющих:

  • копинг-ресурсы:
  • копинг-стратегии;
  • копинг-поведение.

Ресурсы: научный подход

Первым пунктом нашего списка идут копинг-ресурсы. Во всем механизме это наиболее устойчивые характеристики, они необходимы для того, чтобы поддерживать личность в сложной ситуации, и служат базой для формирования разнотипных стратегий. Все имеющиеся ресурсы индивида психологи делят на несколько категорий, имеющих свои групповые отличия:

  • Физические. Эти ресурсы в первую очередь определяют выносливость личности. Во многом физическая форма является тем фактором, который влияет на внутреннее состояние комфорта и самооценку.
  • Социальные. Каждый индивид занимает собственное место в общей социальной сети. Также он имеет определенные поддерживающие системы, характеризующиеся наличием коллег, родственников и друзей высокого либо низкого социального статуса.
  • Психологические. Они относятся к самым многочисленным из всех. Из основных психологических ресурсов можно выделить общительность, моральные ценности, интеллект, собственную самооценку и тому подобные качества.
  • Материальные. Во многом личность определяют ее материальные ресурсы такие как финансовое положение, имеющаяся недвижимость и будущие перспективы роста.

реакции на стресс

Формирование и использование стратегий

Копинг-стратегии можно объяснить как реакции личности на определенные ситуации. Посредством данных стратегий, примененных в разных жизненных обстоятельствах, выстраивается и совладающее поведение. Интересно, что согласно работам психологов, любую ситуацию, требующую преодоления, наше подсознание воспринимает как опасность и стресс. Поэтому в первую очередь оно стремится выстроить защиту, формируя защитно-совладающее поведение (об этом мы поговорим немного позже), и лишь потом обращается к адаптивным стратегиям, сулящим эффективное избавление от негативных эмоций благодаря преодолению проблемы.

На сегодняшний день классификация и характеристика копинг-стратегий базируется на трудах Р. Лазаруса и С. Фолкмана. Они выделили две категории стратегий, которыми пользуются все личности, ориентируясь на имеющиеся ресурсы:

  • Проблемно-фокусированные. Эта категория предполагает рациональный и тщательно продуманный подход к решению ситуации. Требуется анализ проблемы, подбор нескольких вариантов выхода из нее, создание плана с учетом социальной поддержки, изучение дополнительной информации и тому подобные действия.
  • Эмоционально-фокусированные. Данные стратегии применяют на практике личности, склонные эмоционально реагировать на любой стресс (чаще всего наблюдается такое совладающее поведение у подростков и психологически незрелых личностей). Для индивида с подобной стратегией характерны: дистанцирование от проблемы, избегание либо принятие, конфронтация, попытки ввести самоконтроль и так далее.

Хочется отметить, что из всех составляющих копинг-механизма стратегии имеют самую противоречивую основу. Многие специалисты создают для них свою классификацию, дополняя вышеприведенную либо полностью игнорируя ее. К примеру, зарубежные психологи Р. Мосс и Дж. Шефер добавили к озвученной классификации третью стратегию – оценочно-фокусированную. Она подразумевает полный логический анализ происходящих событий, определение их значимости, принятие или избегание. При этом проблемно-фокусированные стратегии определяются как в первую очередь поиск социальной поддержки и информации, позволяющей с наименьшим дискомфортом выйти из ситуации, а также сделать качественный прогноз последствий. Те же психологи дали свое определение и эмоционально-фокусированным стратегиям. Они рассматривают их как максимально эффективную совокупность действий по управлению своими эмоциями, покорное принятие ситуации и эмоциональную разгрузку.

Нельзя обойти вниманием и такую градацию стратегий, как адаптивность и малоадаптивность. Первые включают в себя активный поиск социальной поддержки, подбор вариантов и максимально комфортного решения в конечном итоге. Нередко эту категорию стратегий относят к проактивному совладающему поведению. Малоадаптивные стратегии – это в основном самобичевание, самообвинение и избегание ответственности за ситуацию и принятие решения в целом.

  • поиск сведений;
  • разрешение ситуации;
  • беспомощность;
  • избегание ответственности и самой ситуации;
  • уверенность в своих силах;
  • поиск социальной и иных видов поддержки;
  • делегирование полномочий;
  • осознанная и неосознанная социальная изоляция;
  • приспособление;
  • переговоры;
  • покорное принятие;
  • сопротивление.

Часто личность использует несколько взаимодополняющих стратегий одновременно. Тем самым повышается эффективность результата и быстрее появляется ощущение комфорта после непосредственного преодоления.

копинг-механизмы

Копинг-поведение

Данная часть копинг-механизма представляется психологам наиболее понятной и простой, так как она находится в прямой зависимости от выбранных стратегий и имеющихся ресурсов.

Большой вклад в новое направление психологии внесла Т. Л. Крюкова. Совладающее поведение в ее работах является практически синонимом копинг-поведения. При этом автор утверждает, что, выбрав несколько раз схожую модель поведения даже при разных ситуациях, личность нарабатывает своеобразный навык. В дальнейшем именно он будет определяющим при возникновении стресса.

список копинг-ресурсов

Защитно-совладающее поведение

Копинг-поведение всегда является результатом стресса, вызванного поставленной задачей либо ситуацией. Если рассматривать стресс с точки зрения психологии, то он выглядит как дискомфорт. Это ощущение возникает после нарушения баланса между запросами личности, направленными во внешнюю среду, и ресурсами, позволяющими воплотить их в реальность или попросту взаимодействовать с внешним миром.

Интересно, что личности никто извне не может объяснить степень стресса. Она определяет это всегда только самостоятельно путем оценивания имеющихся ресурсов. При этом реакции на стресс могут быть не только произвольными. Часть реакций являются непроизвольными, так как не требуют контроля благодаря частому повторению. Однако в любом случае, независимо от стратегии реагирования, стресс воспринимается в качестве угрозы. А следовательно, личность стремится применить методы психологической защиты. На заре развития новой научной теории и в процессе определения ее характеристики и методики совладающее поведение часто приравнивали к механизмам психологической защиты. И только в результате долгих исследований удалось выявить их различия и значение в процессе преодоления трудностей.

Защитное поведение индивида всегда является пассивным. Оно базируется на желании личности избежать стресса и тем самым облегчить свое психологическое напряжение. Также данное поведение относится к неконструктивным. Оно не позволяет сделать анализ возникшей проблемы и не дает возможности подобрать варианты выхода из нее, ссылаясь на свои ресурсы.

При всем этом механизм защиты всегда направлен всего лишь на смягчение возникшего дискомфорта. Он не имеет ресурсной базы для изменения ситуации и полного удовлетворения запросов и потребностей. При этом индивид всегда применяет их неосознанно. Защитно-совладающее поведение возникает сразу же на возникшую угрозу в виде стресса. Если личность откажется от использования копинг-поведения с произвольным и осознанным выбором стратегий, то при любой угрозе у нее будут включаться только защитные механизмы. В итоге это может стать причиной появления дезадаптивных механизмов.

Зарубежные психологи дают характеристику психологической защитной реакции в четырех пунктах:

  • Временной вектор. Для механизма защиты важно решить ситуацию сейчас. Данное поведение не предполагает анализа проблемы и последствий от воплощения выбранного решения. При этом важно, чтобы личность получила сиюминутный комфорт.
  • Направленность. В процессе включения защитных механизмов не учитываются интересы и потребности окружения индивида. Главная цель – это удовлетворение запросов личности. Интересы окружающих могут быть учтены только в ситуациях, когда они совпадают с запросами индивида, применившего психологическую защиту.
  • Целевая значимость. При разрушении связей индивида с окружающими защитно-совладающее поведение не будет направлено на их восстановление. Главной целью применения данных механизмов является успешная регуляция эмоциональных состояний.
  • Функциональность регуляции. В процессе защиты личность не ищет путей выхода из ситуации, все имеющиеся ресурсы направляются на рефлексию, подавление и уход от проблем любыми возможными способами.

феномен выгорания

Феномен выгорания

Как известно, в профессиональной деятельности человек испытывает наибольший стресс. К тому же он является часто повторяющимся и во многих ситуациях становится регулярным. Особенно часто о феномене выгорания говорится в контексте изучения профессиональной деятельности индивидов, которые вынуждены постоянно находиться в тесном контакте с другими людьми. К этой категории в первую очередь относятся педагоги, воспитатели дошкольных учреждений и медики.

Примечательно, что выгорание осуществляется по определенной модели, включающей в себя три пункта:

  • Истощение в эмоциональной сфере. Личность ощущает некое опустошение и перенапряжение. Многие психологи описывают это как притупление эмоций и приглушение красок окружающего мира.
  • Тенденция к деперсонализации. Со временем у индивида вырабатывается абсолютно обезличенное отношение ко всем рабочим контактам. Во многих ситуациях это граничит с равнодушием, формализмом и цинизмом. В процессе развития этой тенденции усиливается и внутренний конфликт. Через какое-то время он выливается в явное раздражение, чувство неудовлетворенности и конфликты.
  • Снижение самооценки. Все достижения в профессиональной деятельности теряют свою ценность и значимость, в итоге растет недовольство собой. Часто это трансформируется в желании сменить профессию.

На сегодняшний день выработано мало эффективных стратегий совладающего поведения, позволяющих решить проблему выгорания. Как оказалось, ее очень сложно решить ввиду многогранности вопроса и невозможности отыскать общие стратегии для всех профессий. В каждом случае требуется индивидуальный подход.

К примеру, совладающее поведение медицинских работников часто включает в себя активные и пассивные стратегии. Эмоциональное напряжение и истощение преодолевается конфронтацией, бегством и принятием ответственности. А деперсонализация нивелируется дистанцированием. Однако при любом обращении к психологу с синдромом выгорания требуется оценка копинг-ресурсов и лишь потом подбор подходящих стратегий.

преодоление ситуации

Проблема принятия материнства: краткая характеристика

В контексте сегодняшней статьи и разбираемых проблем хочется упомянуть о совладающем поведении женщин, имеющих детей раннего возраста. Проблема материнства с точки зрения психологии в нашей стране очень долго не рассматривалась. А ведь на самом деле большинство женщин на этапе принятия новой роли проходят настоящий кризис, который нередко приводит к девиации поведения.

Специалисты, работающие в данном направлении, утверждают, что с момента беременности будущая мать применяет несколько разных копинг-стратегий. К примеру, до родов это в основном избегание и отвлечение. А после появления малыша главными стратегиями становятся поиск поддержки и другие механизмы, свойственные проблемно-ориентированному стилю решения ситуации. При этом доказано, что важную роль в процессе принятия роли матери играют родительские установки, возникшие еще в детском возрасте.

При этом не всегда женщина может соотнести все характеристики новой роли, озвученные социумом, с собой и своим поведением. Это приводит к личностному кризису на фоне падения самооценки и стресса. Чаще всего в таких ситуациях женщина неосознанно включает защитные механизмы и уже не может вернуться к эффективным стратегиям совладающего поведения.

Вместо заключения

До сегодняшнего дня теоретическая база совладающего поведения подвергается коррекции. В психологической науке это новое направление уже доказало свою состоятельность, но все же требует дальнейшего изучения.


СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследования. Тема совладающего поведения на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных проблем изучаемых современной наукой. Эту проблему можно рассматривать с различных сторон. В центре нашего внимания будут лежать теоретическое исследование влияния защитных механизмов на развитие совладающего поведения личности при построении жизненного пути. Подобный интерес объясняется спецификой изучаемого явления, а также многогранностью развития поведения человека в различных ситуациях, в том числе под влиянием негативных факторов.

Исследуя проблему совладающего поведения учёные пытаются выделить личностные характеристики и другие особенности индивида, которые являются базой для развития такого типа поведения у человека. Но по-прежнему остаётся открытым вопрос природы возникновения механизма совладания и его связи с другими механизмами психологической защиты индивида. Остаётся непонятным тот факт, каким образом проявляется совладающее поведение на определённом возрастном этапе и как происходит его дальнейшее развитие в ходе переживания человеком возрастных кризисов и новообразований, при доминировании той или иной социальной ситуации развития

Цель исследования: изучить особенности совладающего поведения в современной психологии.

Объект исследования: совладающее поведение как социально-психологический феномен.

Предмет исследования: сравнительный анализ совладающее поведение и защитных механизмов личности.

Задачи исследования:

Проанализировать проблему совладающего поведения в отечественной и зарубежной литературе.

Изучить специфику механизмов психологической защиты личности и соотнести ее с характеристиками механизма совладания

Рассмотреть влияние защитных механизмов на развитие личности

Гипотезы исследования:

Совладающее поведение универсальный процесс, способствующий развитию личности

Защитные механизмы влияют на становлению и особенности развития различных стратегий совладающего поведения

Научная новизна исследования заключается в определении соотношения защитных механизмов личности и механизмов совладания в создании иерархической модели развития контроля и регуляции поведения, которую можно наблюдать в ходе взросления человека.

Теоретическая значимость исследования состоит в детальном изучении и соотношении механизмов психологической защиты и совладания. Исследователь изучает механизм совладания как целостный феномен, имеющий свои составляющие, выделяя критерии успешности использования данного механизма, заключающийся в мотиве, определяющим поведение человека.

Практическая значимость исследования состоит в понимании специфики совладающего поведения в жизни человека, влиянии на его развитие защитных механизмов, существующих у личности, а также особенностей его проявления в различных условиях жизни.Теоретический анализ соотношения совладающего поведения и защитных механизмов личности позволит создать программу исследования позволяющею увидеть зависимость развития совладающего поведения от ряда факторов. Это позволит снизить риск отрицательного влияния ряда причин, влияющих на совладающее поведение и ускорит успешность его дальнейшего развития.

Глава I. Проблема совладающего поведения в современной психологии

Исследования совладающего поведения, начавшиеся во второй половине XX века в отечественной и зарубежной психологии, происходили практически одновременно.

Совладающее поведение или копинг – молодое понятие, введенное в употребление не так давно. Исследования в рамках данной темы проведенные за последние несколько десятков лет смогли ответить на множество поставленных перед ними вопросов, имеющих различный характер и содержание. В рамках данной работы все проблемы, связанные с исследованием совладающего поведения мы условно разделили на две группы:

Проблемы теоретического характера включающие: природу, возникновение, сущность и дальнейшие трансформации в новый предмет исследования.

Проблемы диагностики и эффективности измерения и применения совладающего поведения, по отношению к индивиду.

В первой группе проблем, на наш взгляд, ключевыми вопросами являются понятие совладающего поведения. В отечественной и зарубежной психологии можно выделить несколько разных терминов используемых для обозначения одного явления, но по-разному его трактующие и понимающие.

В моно психоаналитическом направлении совладающее поведение рассматривается как bewaltigun (преодоление), основанное на эго-процессах, протекающих в личности человека. Они предполагают, что человек, находясь в трудной жизненной ситуации, преодолевает его путем включения когнитивных, моральных, социальных и мотивационных структур личности в процессе совладания с проблемой.

Представители непсихоаналитического направления Н.Нанберг и А.Фрейд 3 , исследуя вновь введенное понятие, разрабатывают теорию, основанную на представлениях о множественном детерминизме и существовании множественной функции, делая предположение присутствия защитных механизмов личности в развитии совладающего поведения. Они представляют защитные механизмы не только как инструмент подавления негативных эмоций, возникающих у человека, но и определенные специфические реакции, которые создают основу для возникновения особого типа поведения личности в условиях кризиса.

В тоже время автором концепции копинг-поведения является Р.Лазарус 4 , посвятивший множество исследований этому явлению, пытаясь объяснить его специфику и механизм развития. Копинг с точки зрения Р. Лазаруса динамический процесс, который определяется субъективностью переживания ситуации и другими внешними факторами. Он представлен в виде выработки нескольких вариантов поведения в определенной ситуации, и является эффективным в том случае если ситуация нашла свое разрешение. При этом особенность стратегии вырабатываемой человеком, напрямую зависит от критериев измерения, в ходе работы с проблемой.

В отечественной психологии идеи Р. Лазаруса были положены в основу создания одной из теорий, рассматривающих проблему первопричиной появления копинг-стратегий у человека.

В тоже время необходимо заметить, что проблемы копинга в отечественной психологии, трансформируются в идеи о совладеющим поведении, его сущности и значении употребляемого термина. Но значение этих двух понятий в отечественной и зарубежной психологии расходятся.

Анализируя эти определения можно увидеть небольшую разницу между ними. Ее суть в том, что копинг это результат, поведение человека в ситуации кризиса, в то время, как совладающее поведение, процесс в котором прибывает человек, возможно, не пришедший к копингу.

Исходя из этого, в дальнейшем мы будем использовать термин рассматривать совладающее поведение, с позиций, которые были приняты в отечественной психологии.

Исследуя становление и развитие совладающего поведения, необходимо отметить, тот факт, что данное явление длительное время рассматривалось как замкнутый механизм, действующий на основе бессознательного. Среди подобных исследований яркими примерами являются работы К.К Платонова 7 , В.С. Меркина где совладающее поведение было рассмотрено как качество личности – стрессоустойчивость.

В тоже время существует не разрывная связь между определением совладающего поведения и пониманием его спецификой со второй группой проблем носящих прикладной характер.

Но создание одних методик и их адаптация не решили проблему до конца. Напротив, они породили новую: это вопрос эффективности данных методик в своём применении.

Таким образом, исследуя проблемы совладающего поведения в отечественной и зарубежной психологии, нами были выявлены две группы проблем. Исследуя каждый вопрос в отдельности, мы пришли к выводу, что совладающее поведение – это целенаправленное действие, особый вид социального поведения человека, призванный обеспечить изоляцию негативного влияния испытываемых переживаний, вследствие воздействия стрессоров из внешней среды, сохраняя здоровье и благополучие личности человека. В тоже время природа и действие совладающего поведения лежат в использовании защитных механизмов иного рода, осознаваемых индивидом и создаваемых на основе ценностных ориентаций, и личностных представлений об окружающем его мире.

На наш взгляд, рассматривая данное явление подобным образом, мы можем открыть и описать процесс разрешения конфликта в кризисной ситуации, а также дальнейшее становление личности и её самосознание через совладающее поведение, используемое личностью.

Таким образом, в ходе написания данного параграфа, направленного на рассмотрении проблем в исследовании совладающего поведения, были сделаны следующие выводы:

- исследования совладающего поведения сочетают в себе разнообразные научные парадигмы, существовавшие в развитии научного знания

- совладающее поведение - это умение, представляющее собой многогранный процесс управления своим поведением посредством личностных особенностей для удовлетворения индивидуальных потребностей посредством урегулирования конфликта с социумом

- наши представления о развитие совладающего поведения личности лежат в рамках диспозиционного подхода

- цель совладающего поведения -это социализация индивида и развитие личности

- основными элементами совладающего поведения являют стратегии совладания, выступающие инструментом при разрешении ситуации

Глава II. Защитные механизмы личности как предпосылка в развитии совладающего поведения

Впервые идея психологических защит зародилась в психоанализе, в работах З.Фрейда. Он полагал, что действие человека не всегда подвластно контролю разума, а напротив, в большей степени подчинено бессознательному.

На данный момент тема психологических защит является одной из наиболее актуальных проблем в психологии. Большинство исследователей, занимающихся проблемой психологической защиты личности, стараются придерживаться изначального понимания ее природы и не меняют представлений в предложенных ранее определениях.

Анализируя современные представления о психологической защите и защитных механизмах, мы находим подтверждение идеям о различии этих понятий.

Другие направления зарубежной психологии: социокультурная теория К.Хорни, телесно-ориентированное направление сохранили основные положения психоанализа в своих теориях, уточняя способы защиты, выражая их в мышечных зажимах и анализе других стратегий защиты.

Заметим, что все представленные концепции, так или иначе, отводят роль защитным механизмам как средству в борьбе с агрессивно настроенным миром. Однако их значимость для человека в ходе взросления меняется. Чем старше становится человек, тем более зрелыми становятся защитные механизмы. В тоже время адаптация представляя собой, многогранный процесс приспособления человека к окружающему миру, вынуждает индивида использовать защитные механизмы разного уровня.

Изучая защитные механизмы в жизни человека, психоаналитик Дж. Вайлент, на основе результатов проведенного им лонгитюдного исследования выделил восемнадцать видов защитных механизмов, наиболее известных и общепринятых среди ученых. Основываясь на идее о развитии психологических защит в ходе эволюции человека, автор разбил защитные механизмы на 4 группы, подчеркивающие значимость каждого механизма в определенный период развития и особенности его функционирования при разрешении различных проблем. Классификация защитных механизмов представлена в ниже приведенной таблице.

Таблица 1.

Иерархическая классификация защит и свойственных им способов коррекции Дж. Вейлланта


В статье проводится теоретический анализ роли совладающего поведения и стрессоустойчивости личности в формировании склонности к химической зависимости. Проводится теоретический анализ исследований, показывающих, что неспособность личности справляться со стрессовыми жизненными ситуациям становится главной причиной формирования химической зависимости. Рассматриваются концептуальные модели формирования химической зависимости, особое внимание уделяется трансакционной когнитивной теории стресса и копинга Р. Лазаруса. Анализируется роль социальных и личностных копинг-ресурсов и копинг-стратегий совладания со стрессом в формирование химической зависимости.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, химическая зависимость, психологический стресс, стрессоустойчивость личность, совладающее поведение, копинг-поведение, копинг-ресурсы, копинг-стратегии совладания со стрессом

Проблема формирования химической зависимости у молодежи приобретает особую актуальность в новых социально-экономических условиях. С одной стороны, химические вещества, используемые молодежью для изменения состояния сознания, становятся доступными для употребления, с другой стороны, у современной молодежи наблюдается рост психологической предрасположенности к употреблению химических веществ.

С научной точки зрения, актуальность данной проблемы заключается в необходимости выявления психологических факторов, механизмов, мотивов, способствующих или даже подталкивающих людей к злоупотреблению психоактивными веществами. Только на основании знаний психологических закономерностей формирования химической зависимости возможна разработка психопрофилактических и психокоррекционных программ для молодежи, направленных на предотвращение ее формирования.

В своей работе мы останавливаемся на проблеме совладающего поведения людей, склонных к химической зависимости. Совершенно очевидно, что очень многие наши соотечественники, находясь под воздействием интенсивных и непрерывно возрастающих стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и вследствие этого психоэмоционального напряжения возникают различные формы саморазрушающего поведения, в первую очередь употребление наркотиков, алкоголя, а также других видов психоактивных веществ.

Химическая зависимость рассматриваются, прежде всего, как разновидность аддиктивного поведения, то есть поведения, характеризующегося зависимостью.

В отечественной науке проблема аддиктивного поведения личности изложена в работах Э. Е. Бехтеля, С. А. Гуровой, Т. А. Донских, В. Ю. Завьялова, Ц. П. Короленко, Л. П. Леоновой и др. [2].

Аддиктивное поведение, по определению Ц. П. Короленко, выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях, что сопровождается развитием интенсивных эмоций [2].

Под химической зависимостью понимают зависимость от употребления любых психоактивных веществ, которые в связи с этим подразделяются на легальные (табак, алкоголь, лекарство) и нелегальные наркотики (кокаин, производные конопли, опиаты). Специфической особенностью химической зависимости является наличие тесной связи между двумя ее аспектами — клиническим и психосоциальным. Это означает, что поведение, связанное с употреблением наркотиков, следует одновременно рассматривать и как комплекс социально-психологических проблем, и как следствие прогрессирующих физико-химических изменений в организме [5].

Существует ряд концептуальных моделей формирования химической зависимости, являющихся наиболее универсальными: трансакционная модель, модель антисоциального поведения, модель поведения риска, биологическая модель формирования наркотической зависимости и психологическая модель формирования патологической потребности в алкоголе.

В соответствие с ними риск формирования химической зависимости может быть вызван тремя причинами: личностными особенностями, предрасполагающими к формированию зависимости; негативными воздействиями социальной среды; специфическими комбинациями индивидуальных и средовых характеристик. При этом среда является носителем такого доминирующего фактора, как стресс, а само поведение индивида в ситуациях стресса — возможным фактором риска [5].

Особенности совладающего поведения и индивидуальная стрессоустойчивость личности представляет большой интерес как переменная, опосредующая хорошо известную связь между уровнем объективно испытываемого стресса и развитием склонности к химической зависимости у людей.

Для объяснения процесса формирования химической зависимости мы используем трансакционную когнитивную теорию стресса и копинга Р. Лазаруса.

Р. Лазарусом впервые было предложено разграничение психологического и физиологического понимания стресса по этиологическому признаку. Реальные раздражители (шум, вибрация, температура) были обозначены им причиной физиологического стресса. Психологический стресс был обозначен Лазарусом как реакция на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром, основанная на когнитивных процессах, образе мыслей и оценки ситуации, знания собственных ресурсов. Однако такое разделение довольно условно: любой стресс является и физиологическим, и психологическим (эмоциональным), так как физиологический стресс всегда включает элементы психологического, а психологический стресс вызывает физиологические изменения [1].

Р. Лазарус рассматривал стресс как результат субъективной оценки вредного стимула и способ совладающего поведения личности. Совладание является сознаваемым поведением, включающим в себя произвольный выбор и служащим средством устранения или компенсации помех в достижении цели и самореализации. В совладании принято различать более активный вариант — преодоление и более пассивный –приспособление.

В настоящее время проблеме совладания с трудными жизненными ситуациями посвящено большое количество эмпирических и теоретических исследований, где утверждается, что выбираемые человеком копинг-стратегии совладания со стрессом обусловлены как личностными характеристиками, так и уровнем психотравмирующего воздействия трудной ситуации.

В контексте трансакционной когнитивной теории стресса и копинга Р. Лазаруса понятие копинга или преодоление стресса, совладание с ним рассматривается как деятельность личности по поддержанию и сохранению баланса между требованиями среды и своими ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям; как постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки управлять внешними и/или внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерно напрягающие или превышающие ресурсы личности [5].

Промежуточным звеном между случившимися стрессовыми событиями и их последствиями являются копинг-стратегии совладания. Копинг-стратегии рассматриваются как актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, как способ управления стрессором [5, с. 17].

В классификации стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями Р. Лазарус, С. Фолькман, которая получила широкую популярность среди практиков, выделены восемь стратегий совладающего поведения: противостоящее поведение, дистанцирование, избегание, плановое решение проблемы, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, позитивная переоценка. Э. Холл считает копинг-стратегии совладания со стрессом действиями, предпринимаемыми человеком в ситуациях психологической угрозы физическому, личностному и социальному благополучию, осуществляемыми в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах функционирования личности. Он выделяет продуктивные, непродуктивные и относительно-продуктивные копинг-стратегии совладания со стрессом. Продуктивное совладающее поведение как повышающее адаптивные возможности субъекта в достаточной мере реалистичное, гибкое, активное [3].

Копинг стратегии совладания со стрессом выполняют две функции: разрушение стрессовой связи личности и среды, и управление эмоциональным дистрессом. Обе эти функции используются фактически при любой необходимости совладания со стрессовой ситуацией. Исходя из теории копинг-поведения, можно предположить, что употребление психоактивных веществ более вероятно, когда уровень жизненного стресса высок и копинг-ресурсы истощены [5, с.18].

Зависимость от химических веществ рассматривается как малоадаптивное, стресс-совладающее поведение, основой психологических механизмов которого является избегание жизненных проблем, уход от реальности и извращенное патологической мотивацией функционирование активных поведенческих стратегий разрешения проблем и поиска социальной поддержки. Патологическая потребность в наркотике определяет дифференцированную активность и одностороннюю направленность когнитивной, эмоциональной и поведенческой функции психики человека. Она становится тесно связанной с приоритетной проблемой наркотизации [5, с. 22].

Таким образом, формируется психофармакологический способ иллюзорного разрешения жизненных проблем и преодоления стресса, временно позволяющий снять психоэмоциональное напряжение, но не воздействующий на источник проблемы и фактически являющийся инструментом ухода от социальных отношений, изоляции и саморазрушения. Стиль поведения больных алкоголизмом или наркоманией, основанный на доминировании в поведении стратегии избегания, становится основным в их жизни, служа целям псевдоадаптации и приводя к разрушению мотивообразующих и волевых психических компонентов, социальной и психической дезинтеграции. Эффект данного стиля обеспечивается преимущественно за счет амортизирующего антистрессового действия алкоголя или наркотика и механизмов психологической защиты, позволяющих совладать с жизненной реальностью за счет искажения действительности, саморазрушения организма и деструкции психических процессов и социальных связей человека. Происходит деградация поведенческих стратегий и личностно-средовых ресурсов, распад сетей социальной поддержки, подавление стратегий ее поиска и снижение восприятия, уменьшение личностного контроля над собственным поведением и средой, дефицит эмпатии и аффилиации, деградация когнитивной функции [5, с. 23].

Став заложником легкого удовольствия, человек может навсегда отказаться от поиска другого способа и становится жертвой заболевания — алкоголизма, наркомании, токсикомании, сутью которого является химическая зависимость.

  1. Бодров, В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В. А. Бодров. — М.: Пер Сэ, 2006. — 528 с.
  2. Змановская, Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) / Е. В. Змановская. — М.: Академа, 2003. — 287 с.
  3. Осухова, Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях / Н. Г. Осухова. — М.: Академа, 2005. — 286 с.
  4. Сандомирский, М. Е. Защита от стресса. Работа с подсознанием / М. Е. Сандомирский. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 298 с.
  5. Сирота, Н.А., Ялтонский, В. М. Профилактика наркомании и алкоголизма / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский. — М.: Академа, 2007. — 175 с.

Основные термины (генерируются автоматически): химическая зависимость, стресс, копинг-стратегия совладания, поведение, социальная поддержка, вещество, психологический стресс, социальная среда, трансакционная когнитивная теория, патологическая потребность.

Читайте также: