Личные качества менеджера доклад

Обновлено: 05.05.2024

Содержание

Введение
1. Личность и принципы эффективного менеджера
2. Формула качеств, характеристика лидерства и ролей менеджеров
3. Профессиональные качества менеджера и их характеристика
Вывод
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

реф менеджм.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский Государственный Университет

Сервиса и Экономики

Институт региональной экономики и управления

РЕФЕРАТ: эффективный менеджер профессиональные и

1. Личность и принципы эффективного менеджера

2. Формула качеств, характеристика лидерства и ролей менеджеров

3. Профессиональные качества менеджера и их характеристика

Список использованной литературы

Прежде чем говорить о менеджере и его функциях, надо ввести понятие “менеджмента”. Этот термин произошел от американского management * управление. Менеджмент * это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Это понятие более узкое и применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций.

Если немного раскрыть определение “менеджмента”, то мы увидим, что в него входит:

  • изучение рынка (спроса, потребления), т. е. маркетинг и прогнозирование;
  • производство продукции с минимальными затратами и реализация ее с максимальной прибылью;
  • управление персоналом, следовательно, знание социологии, психологии, а также анализ информации и разработка программ для достижения поставленной цели.

Я считаю, что основная функция менеджмента – это умение достигать поставленных целей. В мелких фирмах эту роль выполняет сам директор, а в крупных – менеджер (организатор, управляющий, руководитель). С одной стороны, в связи с многоуровневой системой управления директор не может довести свои решения сам и контролировать их выполнение на более низких ступенях, к тому же, у него много других дел, более глобальных задач и проблем. С другой стороны, профессиональный менеджер решит многие проблемы зачастую лучше директора. Так что менеджер порой является важнейшим человеком на фирме. Хочу привести тому один пример:

В 1981г. компания “Крайслер” пригласила на должность высшего управляющего известного профессионала-менеджера Ли Яккоку. Суть сделки состояла в том, что “Крайслер” в 1980г. понес убытки в размере 1,1 млрд. долл., оказавшись на гране банкротства. Ли Яккока в то время занимал 1-ое место в списке наиболее преуспевающих бизнесменов. Переговоры не ладились, т. к. Ли Яккока никак не соглашался на переход в “Крайслер” несмотря на фантастическую зарплату, предложенную ему. Разногласия состояли в правах его управления на “Крайслере”. Пока эти права не были гарантированы, Ли Яккока слышать не хотел о переходе. В конце концов на “Крайслере” согласились с тем, что лучше дать неограниченные права человеку, знающему, как вывести компанию из кризиса, чем потерять престиж, а затем и компанию. И что же? За три года после упадка “Крайслер” достиг наивысшего уровня производства и качества автомобилей за всю историю своего существования, а с 1985г. от года к году стал отвоевывать дополнительную долю американского и мирового рынка.

Этот пример показывает насколько важна профессия менеджера, и что может сделать профессионал в этом деле. Но чтобы достичь высокого уровня в управлении надо четко знать свои функции и что под ними подразумевается. Об этом, т.е. о функциях менеджера и пойдет речь в этом реферате.

1. Личность и принципы менеджмента

В советское время автор теории организационной деятельности П.М. Керженцев обосновывал важность роли руководителя тем, что именно руководитель подбирает кадры по своему образу и подобию, – они могут быть сильными, одаренными или посредственностями, важен в первую очередь подбор самих руководителей.

Справедливость этих выводов подтверждают многочисленные опросы общественного мнения, выполненные за последние годы в нашей стране. На вопрос о том, какие качества руководителя больше всего ценят рабочие, получены следующие ответы: справедливость, честность, порядочность – 76% опрошенных; понимание жизненных проблем рабочих, внимательность, доброта, человечность – 25%; знание техники, умение организовать работу, деловитость, компетентность – 24%; требовательность – 4%. Многим начальникам следует задуматься над приоритетами обязательных качеств хорошего руководителя, тем более что сами руководители формируют иную шкалу приоритетов, ставя на первое место профессиональные и деловые качества, а личные, человеческие качества двигают на второй план. По мере возвышения начальника по служебной лестнице уменьшается критика в свой адрес и растет в адрес подчиненных, индивидуальные особенности сотрудников начинают интересовать высокого начальника все меньше.

Говоря в более широком смысле, нам требуется разносторонний человек, способный обобщать, воспринимать многочисленные, разнообразные факты и находить в них осмысленную директивную сущность. Способность широкого охвата и умение, не размениваясь на мелочи, принимать перспективные решения являются талантом, который иногда важнее всего другого. Он связан с высокой образованностью, большими знаниями, острой человеческой проницательностью и смелостью встретиться с трудностями лицом к лицу, когда выполнение принятых решений ведет к неопределенным последствиям.

Талантливый руководитель всегда выступает в роли примера для подражания среди подчиненных, коллег, равных по должности, и даже для более высоких начальников. Оригинальные методы управления, нормы поведения трудно передать путем бесед и нравоучений, они более эффективно передаются путем поведения, действий, которые можно наблюдать постоянно во время производственных контактов.

2. Формула качеств, характеристика лидерства и ролей менеджера

Следует задуматься и над известной формулой У. Джеймса, устанавливающей зависимость между чувством собственного достоинства (ЧСД), успехом, достигнутым человеком (У), и его притязаниями (П):

С интуицией связан еще один немаловажный психологический феномен – рефлексия, взаимное реагирование и восприятие, одно из проявлений которой заключается в понимании хода мыслей собеседника или даже настроения группы лиц. Рефлексия характерна для труда руководителя, адвоката, педагога, полководца, оратора, т.е. для всех профессионалов, осуществляющих коммуникативную деятельность. Способность к творческому мышлению дает руководителю значительные преимущества перед коллегами.

Менеджер так тили иначе должен быть лидером, достойным подражания. Главная задача руководителя или менеджера – делать дело при помощи других людей, добиваться коллективной работы. Это значит сотрудничество, а не запугивание. Хорошего менеджера всегда заботят и интересы всей фирмы. Он стремится сбалансировать интерес группы, интересы босса и других менеджеров, необходимость выполнения работы с необходимостью найти время для обучения, производственные интересы с человеческими потребностями подчиненных.

Нельзя обозначить лидерство какой-то формулой. Это искусство, мастерство, умение, талант. Некоторые люди обладают им от природы. Другие – обучаются этому. А третьи никогда этого не постигают. Для начала я хотела бы представить основную подборку качеств лидера.

Табл. 1. Качества, наиболее часто встречающиеся у лидеров

Группа качеств Характеристика качеств

Физиологические качества: Приятные внешность (лицо, рост, фигура), голос, хорошее здоровье, высокая работоспособность, энергичность

Психологические качества: Властность, амбициозность, агрессивность, уравновешенность, независимость, смелость творчества, самоутверждение, упорство, мужество

Интеллектуальные качества: Высокий уровень интеллекта: ум, логика, память, интуитивность, энциклопедические знания, широта кругозора, проницательность, оригинальность и быстрота мышления, образованность, чувство юмора

Личностные качества: Деловые качества: организованность, дипломатичность, надежность, гибкость, обязательность

Некоторые из этих качеств определены генетической основой личности, но большинство определяются воспитанием, приобретаются и развиваются в практической деятельности. Слабость выдвигаемых результатов исследований в том, что перечень важнейших качеств лидера можно было бы продолжать еще и еще и практическое применение выводов кажется сомнительным. Очевидно, что главные качества лидера – гибкое, нестандартное мышление, харизматические свойства личности и владение искусством воздействия на оппонентов и коллектив.

В конце концов каждый находит свой стиль. Один динамичен, обаятелен, способен воодушевлять других. Другой спокоен, сдержан в речи и поведении. Однако оба они могут действовать с равной эффективностью – внушать к себе доверие и добиваться того, чтобы работа выполнялась быстро и качественно. Но некоторые общие характерные черты присущи лидерам различных стилей. Охарактеризую теперь черты лидера более конкретно.

Лидер предан своей фирме, он не принижает свою фирму в глазах сотрудников и не унижает своих сотрудников в глазах руководства фирмы.

Управление появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь какой либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным ,исполнителем.
На всех этапах становления общества проблема управления стояла довольно остро, и многие люди пытались решить ее, но их труды носили разрозненный характер и не составляли обобщенной теории.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….….……….2
1. Деятельность современного менеджера………………………….………3
1.1. Функции менеджера…………………………………………. ………3
1.2. Взаимодействие менеджера с окружающими………………………4
1.3. Отношение к работе. Активность менеджера………………………5
2. Качества менеджера……………………………………………….…….….7
2.1. Личные качества………………………………………..…..……. ……
Заключение……………………………………………………………..……..…
Библиографический список…………………………………………….….….11

Файлы: 1 файл

реферат по менеджменту.docx

1. Деятельность современного менеджера………………………….………3

1.2. Взаимодействие менеджера с окружающими…………… …………4

1.3. Отношение к работе. Активность менеджера………………………5

Управление появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь какой либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным ,исполнителем.

На всех этапах становления общества проблема управления стояла довольно остро, и многие люди пытались решить ее, но их труды носили разрозненный характер и не составляли обобщенной теории.

И только во второй половине прошлого века после победы промышленной революции на Западе ситуация резко изменилась. Рыночные отношения владели всеми сферами жизни общества. Как грибы после дождя росли крупные фирмы, требовавшие большого числа руководителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамотные рациональные решения, умевших работать с большими массами людей, которые были бы свободны в своих поступках. Поэтому от управляющих требовался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами. В результате появляется группа людей, специально занимающихся управленческой деятельностью. Этим руководителям уже не нужно держать своих подчиненных в повиновении властной рукой. Главной задачей становится кропотливая организация, и каждодневное управление производством в целях обеспечения наибольшей прибыли собственникам фирмы. Эти люди стали называться менеджерами.

В настоящее время существует некоторый минимум различных качеств для современного менеджера. Что это за качества, и каким должен быть портрет современного менеджера, и пойдет речь в этом реферате

. 1. Деятельность современного менеджера

1.1. функции Менеджера

Менеджер — профессионально подготовленный руководитель.

Руководство — это управление процессами:

1) согласованием различных видов деятельности группы;

2) видеть динамику процесса внутри группы и управлять ею.

Сфера руководства включает три блока:

1) организационные формы, распределение обязанностей в постановке задач, создание информационных структур;

2) работа с отдельными людьми и группами;

3) использование власти и принятие решений.

В процессе управления менеджер осуществляет ряд конкретных функций, среди которых:

  • организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы;
  • распределение заданий и инструктаж подчиненных; контроль за ними;
  • подготовка и чтение отчетов;
  • проверка и оценка результатов работы;
  • ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений;
  • решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных;
  • знакомство с текущей корреспонденцией; ответы на звонки и прием посетителей;
  • проведение собраний и представительство;
  • заполнение форм отчетности;
  • ведение переговоров;
  • повышение квалификации.

Все эти работы характеризуются: высоким разнообразием (до 200 видов действий в день), разнообразием формы самих этих действий и места их осуществления, широкими контактами и коммуникациями внутри и вне фирмы, быстрой сменой событий, людей и действий.

1.2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕНЕДЖЕРА С ОКРУЖАЮЩИМИ

Выполняя свои повседневные обязанности, менеджер общается с различными категориями лиц. Прежде всего, это партнер ы. Иногда они могут быть весьма неприятными, выдвигающими несуразные требования и даже угрожающими, но в любом случае обращаться с ними нужно корректно, не показывая раздражения.

Другая категория людей, с которыми приходится общаться, — руководители различного ранга. В разговорах с ними выражаться следует четко и недвусмысленно, придерживаться только фактов или собственных соображений, кратко излагать мысли. Ставя какую-то проблему, лучше всего сразу же предложить вариант ее решения, чтобы босс не занимался ею от начала до конца. Вообще, лучше всего большую часть его работы взять на себя — он этого не забудет.

С подчиненными общение должно быть в высшей мере доверительным и доброжелательным — от них, как мы уже знаем, в решающей степени зависит судьба менеджера.

И наконец, менеджер постоянно общается с коллегами — руководителями других подразделений. Прямого влияния на них он оказать не может и здесь в особой мере нужно уметь вести переговоры, торговаться, обольщать, убеждать.

Во-первых, это роль координатора, связывающего одну группу людей с другой и упрощающего диалог между ними. Эту роль может играть номинальный глава фирмы, обеспечивающий ее имидж и представительство во внешнем мире; фактический лидер, вдохновляющий действия людей, направленные на достижение целей фирмы; коммуникатор, создающий возможность надежных непрерывных контактов между сотрудниками.

Во-вторых, это роль информатора, обеспечивающего прием, передачу и обработку различного рода информации. Эту роль может играть контролер, следящий за работой подчиненных, сравнивающий ее с поставленными целями. Ее может взять на себя распространитель идей, который в курсе всех изменений, влияющих на работу сотрудников, информирующий их об этом, разъясняющий политику фирмы. Это и представитель, разъясняющий значение и характер проблем другим подразделениям или партнерам.

В-третьих, это роль, связанная с принятием решений. Ее играет предприниматель, ищущий новые пути достижения целей и берущий на себя всю ответственность за риск, связанный с ними. Ее играет менеджер, ответственный за распределение ресурсов фирмы. Ее, наконец, играет представитель фирмы, ведущий переговоры с партнерами.

1.3. Отношение к работе. Активность менеджера

В противоположность пассивному руководитель активного типа не сидит на месте, стремится к испытаниям, полностью отдает себя работе. Он обладает четкими жизненными установками, требователен к себе и окружающим, стремится к совершенству. Такой руководитель постоянно находится в гуще жизни, непрерывно вырабатывает и пересматривает в соответствии с обстановкой принципы деятельности для себя и для других. Он стремится конструктивно использовать любые, даже конфликтные ситуации, не боясь риска и ответственности. Активный менеджер ищет и устанавливает прочные контакты с окружающими, поощряет их самостоятельность, дает возможность выдвинуться.

У активного менеджера есть все необходимые задатки для того, чтобы стать лидером коллектива, совмещающим в себе официальное признание руководства и неофициальное подчиненных.

Окружающие, как считают психологи, воспринимают лидера по четырем основным моделям:

в соответствии с чем и строят свое отношение к нему, позволяют лидеру распространять свое влияние на коллектив и каждого в отдельности.

Лидерство — это искусство влияния на людей, вдохновения их на то, чтобы они по доброй воле стремились достичь неких целей. Очень часто, к сожалению, особенно в политике, это оказываются личные амбициозные цели самого лидера.

Люди следуют за лидером прежде всего потому, что он в состоянии предложить им (хотя и не всегда реально дать) средства для удовлетворения их важнейших потребностей, указать нужное направление деятельности. Власть лидера основана на хорошем знании подчиненных, умении поставить себя на их место, анализировать ситуацию, определять ближайшие и отдаленные последствия своих действий, стремлении к самосовершенствованию, способности вселять в подчиненных уверенность, сознание необходимости совершать те или иные поступки, ибо поведение сотрудников чаще всего отражает то, чего от них ждут.

Лидер прекрасно чувствует и понимает психологические особенности партнеров, противников, начальства, умело их использует в официальных и неофициальных контактах. Убеждая других, он проявляет завидную гибкость и умение идти на компромисс.

2. КАЧЕСТВА МЕНЕДЖЕРА

Есть определенные качества, которые в обязательном порядке должны быть присущи профессиональному менеджеру.

Существует три группы таких качеств: личные, профессиональные, организаторские и деловые. Мы будем рассматривать только личные качества.

2.1. ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА

К личным качествам в первую очередь относятся честность и порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим. Руководитель должен стараться понимать своих подчиненных, видеть в них личности, достойные уважения, уметь разбираться в их поведении, быть человечным и заботиться о людях, стремиться к сотрудничеству, учитывая при этом интересы всех.

Какими качествами должен обладать менеджер?

Профессия менеджера считается довольно популярной и востребованной. Человек, претендующий на работу в компании, должен обладать прекрасными организаторскими способностями, быть хорошим администратором, уметь быстро принимать решения. Для менеджера могут быть свойственны и другие характеристики, о которых и пойдет речь в данной статье.

Описание личных черт

Менеджер – это человек, который занимает определенную должность и наделен необходимыми полномочиями, он имеет право принимать важные решения в делах компании.

Он может выполнять:

  • роль организатора;
  • руководителя предприятия либо его отдела;
  • роль администратора, занимающегося организацией рабочего процесса.

Для успешной работы менеджеру необходимо иметь хорошо развитые организаторские и коммуникативные способности, он должен быть готов принимать рискованные, но разумные решения.


Подчиненные будут доверять руководителю, который может брать на себя ответственность в спорных вопросах, умеющему разрешать конфликтные ситуации. Вместе с тем, это должен быть человек, который также безоговорочно может признавать возможные ошибки и не перекладывать вину за промах на подчиненных.

Личностные качества современного менеджера:

  • порядочность;
  • скромность;
  • справедливость;
  • высокая моральность;
  • отзывчивость;
  • внимательность к людям, что сказывается на умении строить с ними долгосрочные теплые отношения;
  • оптимизм;
  • культурность и порядочность.


В умении расположить к себе собеседника и наладить контакт немало зависит от манеры общения и поведения. В процессе работы менеджер контактирует как с руководителями, так и с подчиненными. Он должен уметь применять тот или иной тип общения в зависимости от ситуации. В том случае, если менеджер умеет устанавливать контакты и располагать к себе коллег и начальство, он сможет улучшить как свою деятельность, так и работоспособность целого предприятия.

Особо стоит подчеркнуть такое важное качество менеджера, как стрессоустойчивость. На протяжении рабочего дня ему приходится общаться с большим количеством людей, решать различные вопросы, разбираться в конфликтных ситуациях. Благодаря стрессоустойчивости хороший руководитель способен противостоять негативным воздействиям, ведь нередко рабочий процесс его протекает в больших психологических нагрузках.

Важным качеством для него также является жизнестойкость, ведь он должен уметь быстро восстанавливаться после стрессовой ситуации и вновь браться за выполнение задач. Менеджер должен иметь огромную силу духа, которая пригодится в осуществлении его планов, поможет построить карьеру.


Учитывая, что подобная работа очень тяжелая, человек, занимающий подобную должность, должен обладать в том числе и хорошим здоровьем, благодаря которому он сможет выдерживать физические и психоэмоциональные нагрузки. А для этого стоит регулярно заниматься спортом и избегать вредных привычек.

Одним из главных качеств является и эмпатия, то есть способность сопереживать. Данная черта позволяет трезво оценивать ситуацию и ставить себя на место других сотрудников.

Также важно и честолюбие. Данное качество позволит человеку не останавливаться на достигнутом, а двигаться вперед, несмотря на временные трудности.


Какими профессиональными качествами должен обладать?

О профессиональных качествах стоит поговорить отдельно. Именно они способны сделать хорошего работника отличным менеджером.

Прежде всего, стоит отметить такое качество, как карьеризм. Благодаря стремлению к власти и желанию быть начальником людям удается подняться на ступеньку выше по карьерной лестнице.

Менеджеру присуща принципиальность. Важно отстаивать свои убеждения и стоять на своем, защищая ценности, держать взятое слово.


Кроме того, профессиональными качествами менеджера считаются:

  • настойчивость и стремление двигаться к намеченной цели по выбранному курсу;
  • умение не только хорошо выполнять свою работу, но и иметь возможность рисковать, тем самым брать на себя полную ответственность при решении нестандартных вопросов;
  • не менее важны уверенность в своих силах, а также решительность и отсутствие колебаний;
  • возможность и желание принимать правильные решения;
  • креативность – благодаря такому качеству менеджер имеет способность понимать проблемы компании и видеть ее перспективы дальше других;
  • компетентность – для современного руководителя важно понимать цели компании и своего отдела, уметь вовремя видеть возникающие проблемы, выделять наиболее существенные из них.

Лидерские качества для менеджера очень важны, ведь он должен уметь вести за собой, при этом заряжая своим энтузиазмом. Коммуникабельность также необходима для руководителя, он должен уметь свободно общаться с людьми и уметь влиять на сотрудников, убеждать их.


Необходимые деловые характеристики

Основные задачи менеджера – руководить коллективом, организовывать, компетентно побуждать людей к действию. Руководитель должен уметь быть терпимым к слабостям подчиненных, которые не мешают рабочему процессу. Вместе с тем, он должен быть нетерпим ко всему, что мешает успешной работе коллектива в решении стоящих перед ними задач. Это наиболее значимый человек в компании, поэтому он должен быть целеустремленным и ответственным. Важным качеством является умение убедить в сказанном, проявить лидерские качества.


Хороший менеджер должен обладать различными деловыми качествами. Они должны характеризовать его как серьезного, ответственного человека и компетентного сотрудника.

  • Самосовершенствование. Человек должен всегда находиться в поиске новых идей, уметь двигаться вперед и не топтаться на одном месте.
  • Высокая эрудированность. Для менеджера важно иметь широкий кругозор и широту взглядов.
  • Умение разбираться в делах, то есть компетентность.
  • Для хорошего руководителя важными деловыми качествами являются ответственность и организованность.
  • Работник должен уметь планировать свое рабочее время и выполнять работу в срок, не создавая авральных ситуаций.
  • Важным качеством является высокая работоспособность.
  • Не менее важной чертой является честолюбие. Честолюбивый человек способен завершить начатое дело и не останавливаться на достигнутом.
  • Он должен быть исполнительным, с интересом и любовью относиться к своим обязанностям, уметь полностью отдаваться работе.


После проведенного опроса наиболее важными качествами менеджера были отмечены компетентность и профессионализм, а также высокий интеллект. Не менее важными являются целеустремленность и умение стратегически мыслить. Квалифицированный управленец обязан просчитывать развитие любой ситуации наперед.

Хорошему работнику должны быть присущи дисциплинированность, возможность контролировать свои желания, эмоции и настроение. Он должен не только работать над собой, но и изучать влияние настроения и эмоций на сотрудников, для того чтобы иметь возможность держать дисциплину подчиненных под контролем.

Важной чертой менеджера является реализм, ведь он обязан уметь оценивать собственные возможности, а также возможности сотрудников. Квалифицированный руководитель уверен в себе, имеет здоровый оптимизм. Без этих черт невозможно руководить людьми. Он должен поддерживать сотрудников, увлекать их и поощрять. Важно даже скучную и неинтересную работу уметь превращать в увлекательное занятие, принимая нестандартные решения и отыскивая неизвестные грани для их реализации.

Не менее важным качеством является мастерство общения. Благодаря вербальной коммуникации, то есть умению двух людей находить общий язык в процессе общения, происходит донесение информации до собеседника с дальнейшим разъяснением.


Имея недостатки, хороший менеджер обязан бороться с ними и формировать в себе только положительное отношение к своей работе и к жизни вообще. Он должен окружать себя активными, целеустремленными людьми, выдвигать и обучать их, раскрывать их способности и таланты.


ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА. КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Первое, о чем будет прописано в данной статье – необходимость существования менеджеров и пути их становления как самостоятельной категории специалистов. Далее будет проведено раскрытие функций, ролей, и места менеджера в современном мире. Также подробно анализируются личностные качества менеджера, без которых он не сможет являться высококвалифицированным управленцем.

Управленец, менеджер, лидер, коммуникабельность, профессионализм.

Портрет современного менеджера. Качества современного менеджера

Управление берет свои истоки с тех самых пор, как появились люди. Когда, как минимум, два человека объединяются ради достижения общей цели, возникает задача в координировании их действий, и её решение кто-то должен взять на себя. В этом случае он становится руководителем, а второй – исполнителем. Каждый этап становления общества нес в себе проблему управления, и она стояла достаточно остро: ни один человек пытался её решить, но, к сожалению, их труды несли разрозненный характер. [1]

Вторая половина прошлого века ознаменовалась победой промышленной революции на Западе, и ситуация поменялась в корне. Развитие рыночных отношений послужило росту крупных организация, что требовало наличие руководителей, которые могли бы принимать рациональные решения и работать с большим количеством людей. От них требовалось следующее: профессионализм, компетентность и знание законодательной базы. В результате этого появляется особая группа людей – группа, занимающаяся управленческой деятельностью. Главная задача этих руководителей состоит в кропотливой организации и ежедневном управлении производством ради получения максимальной прибыли владельцам организации. Эти руководители – менеджеры.

Работа менеджера привлекательна, ведь она способна предоставить большие возможности для развития личности, придать достоинство, а также является увлекательной. Менеджеру необходимо решать сложные задачи в критической ситуации.

Сегодня каждым направлением в организации (взаимодействие с партнерами, государством и т.д.) занимается отдельный управляющий, а сам владелец становится автоматически менеджером-организатором, главная задача которого – координирование деятельности группы менеджеров. Эта обязанность требует от современного менеджера выступать в следующих ипостасях: управляющий, наделенный властными полномочиями; лидер, способный повести за собой коллектив; дипломат, грамотно выходящий из конфликтных ситуаций; воспитатель, несущим нравственные качества в общество; новатор, ценящий роль науки. [3]

Профессия менеджера предполагает выполнение определенного ряда функций, основные из которых: организация собственной работы и работы коллектива, распределение обязанностей, проведение инструктажа, контроль за соблюдением данных подчиненным должностных обязанностей, оценка работы и составление отчетов, выдвижение рекомендаций относительно увеличения результатов деятельности компании благодаря изучению рынка новых технологий, а также проведение собраний и ведение переговоров. Вышеуказанные работы требуют до 200 видов различных действий в день, разнообразие может проявляться как обширными коммуникациями в пределах фирмы и вне её, так и местом осуществления и быстрой сменой событий.

Три основные роли играет менеджер в процессе общения:

Координирующая. Менеджер связывает несколько групп людей и налаживает между ними диалог.

Информирующая. Менеджер обеспечивает движение информации на всех её уровнях: прием, передача и обработка.

Роль, связанная с принятием решений. [1]

Под менеджерами высшего звена понимаются главы или представители, они определяют основные цели и принципы деятельности. Менеджерами среднего звена генерируются идеи, также они присутствуют на переговорах и определяют обязанности своих подчиненных. Менеджеры низшего звена (мастера) ближе всех остальных к исполнителям, для них целевая направленность устанавливается на ближайшую перспективу и ориентирована на увеличение производительности труда.

К личным качествам каждого менеджера должны относиться честность, порядочность, соблюдение норм морали, скромность, справедливость к окружающим. Хороший руководитель должен стремиться понять своих подчиненных, увидеть в каждом отдельном человеке личность достойную уважения, должен быть человечным, обязан стремиться к сотрудничеству и находить компромисс, учитывающий интересы каждого.

Менеджер должен обладать проницательностью в различного рода вопросах, он обязан противостоять давлению, уверенно стоять на своем, не скрывая своих собственных взглядов, до последнего отстаивая ценности, что он исповедует. Он должен помогать обретать эти ценности другим благодаря личному примеру.

Работа менеджера чрезвычайно тяжела, следовательно, одним из его важнейших личных качеств должно быть хорошее здоровье, которое поможет быть энергичным и жизнестойким, мужественно переносить удары судьбы, успешно справляться со стрессом. Силы и энергию необходимо рационально распределять между всеми своими делами, чтобы в каждом добиться успеха, но нельзя приучать себя к постоянным нагрузкам и, время от времени, разрушать привычные образцы действий. [2]

Однако одного физического здоровья менеджеру не достаточно. Он должен быть еще и эмоционально здоровым человеком, иначе просто не выдержит всех сваливающихся на него перегрузок. Нужно формировать у себя положительные эмоции: сопереживание, делающее человека гуманным; волнение, стимулирующее активность, заинтересованность и любознательность, помогающую продвигаться вперед, освоению новых сфер деятельности; уверенность, добавляющую солидности.

Другая группа качеств, необходимых любому менеджеру - профессиональные - система специальных знаний и практических навыков. Важен и ряд других моментов. Прежде всего, современного руководителя отличает хорошее знание действительности как внутренней, так и внешней, понимание целей фирмы и своего подразделения, умение видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям. Это невозможно без обладания умственными способностями выше среднего уровня, умением анализировать ситуацию, создавать и критически оценивать различные планы и программы, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много и упорно работать для этого, быть энергичным и решительным. [3]

Руководитель должен быть не только хорошо подготовленной и высоко образованной личностью, но еще и творческой. От него требуется не только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности в других, уметь их мобилизовать и использовать, преодолевая все встречающиеся на пути препятствия. Для этого необходимо быть настойчивым, испытывать потребности в переменах, уметь порывать с традициями, воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически ими пользоваться.

Еще одна группа качеств менеджера – организаторские. Они отражают степень культуры менеджера, владение им технологией управленческой работы, а именно: подбор, расстановка и использование кадрового потенциала; разработка норм, нормативов и регламентов личностных планов и планов деятельности подразделений и т.д.

Менеджеру должна быть присуща дисциплина и контроль над собой. Без этого он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти подход к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных.

Отличительная черта менеджера – высокая работоспособность и умение напряженно трудиться, но не пронося себя в жертву и не становясь "работоманом" (в передовых компаниях считается дурным тоном для высших руководителей задерживаться в офисе после окончания трудового дня или брать работу на дом). Силы важно беречь для главного, не растрачивая их на все подряд, уметь отдыхать, в том числе и во время командировок. Менеджер должен отличаться коммуникабельностью, - быть контактным, т.е. общительным, направленным на внешний мир, проявляющим интерес к окружающим. Он должен уметь располагать к себе людей, слушать и понимать их,

Важная черта менеджера - реализм. Он должен уметь верно оценить свои возможности и возможности подчиненных, их поступки, не витать в облаках, тогда не так больно будет падать при неудаче.

Грамотный руководитель должен уметь обеспечивать сопричастность сотрудников к работе. Для этого нужно верным образом поощрять людей, превращать всякую, даже самую нудную работу в увлекательный процесс, отыскивая неординарные подходы и неизвестные грани в процессе решения проблемы, сдабривать свои действия долей авантюризма для большей привлекательности. Он обязан считаться с желанием подчиненных реализовать себя и добиться определенного положения в этом мире, знать их идеалы и способствовать реализации их в жизнь. [3]

Но, самое важное, менеджер должен быть способным к руководству, должен уметь организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению, избавляться от балласта, а оставшимся помочь стать самими собой, а не подминать под себя. Для этого менеджер должен обладать терпимостью к слабостям людей, не мешающим работать, и нетерпимостью ко всему, что препятствует успешному решению стоящих перед ним и коллективом задач.

Резник С.Д. Основы личной конкурентоспособности менеджера [Текст] : Учебное пособие / С.Д. Резник, А.А. Сочилова; Под ред. С.Д. Резника. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 224 с.

Читайте также: