Межпредметные связи на уроках географии доклад

Обновлено: 18.05.2024

Вложенные файлы: 1 файл

межпредметные связи на уроках географии.doc

6. Знатоки природы

Каждая природная зона имеет свои растительные и животные объекты, на которые необходимо обратить внимание туристов. Просим представителей агентств рассказать о природных объектах: 1) сахарный клен; 2) секвойя; 3) вилорог;4) скунс; 5) кактус.

Мы знаем, что на государственном флаге Канады изображен кленовый лист. Он украшает и форму канадских хоккеистов. Что это за растение, которое стало национальным символом? Это клён сахарный – один из самых высоких видов клёна. Его деревья растут на востоке Северной Америки и достигают высоты 40 метров. Это стройное дерево с пышной кроной, но оно знаменито не своей красотой. Своей славой он обязан тому, что был единственным источником сахара для местных жителей, а потом и для первых переселенцев из Европы. Его делали из кленового сока, который выделялся весной до появления листьев, и добывали его так же, как берёзовый сок в средней полосе России. В 19 веке в Канаде было налажено производство кленового сахара и сиропа. Сейчас его делают только для туристов в юго-западных штатах США.

Секвойя – это род вечнозелёных хвойных деревьев. Стройный ствол достигает высоты 110 метров и диаметр 6- 10 метров. Живёт до 4-5 тысяч лет. Сейчас растёт лишь вдоль западного побережья США. Секвойей назвал дерево австрийский ботаник в честь выдающегося вождя одного из американских племён. “Ещё никто не видел секвойю, умирающую от старости” - утверждает главный лесничий национального парка секвой. Те же стволы, которые покоятся на земле, упали не из–за возраста, а по причине стихийного бедствия.

Некоторые копытные животные ещё бродят на Земле, потому что люди, прекратив их истребление, взялись за охрану. К ним относятся животные, обитающие в степях Северной Америки – вилороги. Вилороги самые быстроногие животные, а по выносливости они уступают только гепардам. На исходе лета они собирают себе семью. В одной семье может быть до 15 самок. Вилорогов так назвали из-за характерных крючковатых рогов. Рога есть и у самцов и у самок, но у самок они меньше и тоньше.

Американская вонючка - так в США называют небольшое животное, обитающее в районе Гудзонова залива. Длиной этот зверёк всего 40 см, его мех блестяще-черного цвета с белыми полосами. Живет он в береговых кустарниках, а также любит скалистые местности. У этих зверьков нет никаких средств защиты, кроме подхвостной железы, которая содержит удивительно противную пахучую жидкость. Её запах настолько едкий, что никто не может выдержать его более нескольких секунд.

Семейство двудольных. Растения с очень оригинальным внешним видом. Лишь два рода кактусов покрыты листьями. Кактусы распространены от 59 0 с. ш. до 52 0 ю. ш. в Северной Мексике. Опунция – род кактусов с плоскими ветвями. Стелющиеся кустарники, реже деревья. У опунций крошечные листья 2-5 мм. Произрастают в саваннах и пустынях. Цветки кактусов опыляются насекомыми или колибри. Плоды ягодообразные, очищенные идут в пищу.

Учитель: - Многие растения и животные стали символами государств Северной Америки.

Орел, сидящий на кактусе и держащий в когтях змею – символ, сохранившийся на государственном гербе Мексики, означает, что добро всегда будет торжествовать над злом.

На флаге Канады – лист сахарного клёна.

На гербах Гренады – броненосец; Содружества Доминики – пальма, лев, попугай; Кубы – пальма.

На гербе США изображен традиционный орел: американская разновидность – лысый орёл с коричневым оперением крыльев и редкими белыми перьями на голове. В его когтях оливковая ветвь (символ мира) и пучок стрел (символ войны), в клюве – лента с девизом: “Из многих – один…”.

Каждый штат США имеет свой девиз, свою песню, дерево, цветок, птицу. Так, символом штата Нью-Йорк – одного из садоводческих штатов – является яблоко. Штат Мэн называют “штатом сосны”, Канзас – “штатом подсолнечника”, Миссисипи – “штатом магнолии”.

7. Защита проектов

Учитель: - Вы показали хорошие знания природных особенностей Северной Америки. Все агентства допущены к защите проектов путешествия.

  • Агентство “American Lines”: Нью-Йорк – Филадельфия – Торонто - Сан-Франциско – Лос-Анджелес – Рашмор – Вашингтон
  • Агентство “Золотые ворота”: Сан-Франциско – Гранд-Каньон – Коацакоалькос – Новый Орлеан – Луисвилл - Ниагара-Фолс - Чикаго
  • “Агентство путешествий”: Торонто – Виннипег – Сиэтл - Сан-Франциско – Гранд-Каньон
  • Агентство “Онтарио”: Оттава – Нью-Йорк – Чикаго - Сан-Франциско - Лос-Анджелес – Мехико
  • Агентство “Колорадо”: Вашингтон – Ниагара-Фолс – Кингстон – Гранд-Каньон – Калгари

8. Рекламная пауза

Видеофильм “Каньон Колорадо”. Подсчет баллов по жетонам .

9. Подведение итогов

Вручение сертификатов. Объявление оценок.

Из данной работы следует, что межпредметные связи в обучении рассматриваются как дидактический принцип и условие. Они охватывают цели и задачи, содержание, методы, средства и формы обучения различным учебным предметам.

Межпредметные связи позволяют вычленить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой деятельности учащихся.

Межпредметные связи влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей. Поэтому возможно выделить те связи, которые учитываются в содержании географии, и, наоборот, идущие от географии в другие учебные предметы. Формирование цельного научного мировоззрения требует обязательного учета межпредметных связей.

Комплексный подход в воспитании усилил воспитательные функции межпредметных связей курса географии, содействуя тем самым раскрытию единства природы - общества - человека. В этих условиях укрепляются связи географии как с предметами естественнонаучного, так и гуманитарного цикла; улучшаются навыки переноса знаний, их применение и разностороннее осмысление.

Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.

Основной целью образования в условиях реализации ФГОС является развитие и воспитание интеллектуальной, мобильной, нравственной, ценностноориентированной и творческой личности, способной к саморазвитию. Для достижения данной цели новыми стандартами определены метапредметные компетентности, сформированность которых подтверждает достижение основных результатов обучения.

Межпредметные связи географии

География, как наука, интегрируется со многими предметами школьного курса. По своему содержанию – это наука естественная, обществоведческая, в некоторой степени, гуманитарная. Что позволяет активно использовать межпредметные связи для формирования универсальных учебных действий, особенно, метапредметных.

Использование межпредметных связей помогает реализации нескольких задач:

- Способствует развитию научного стиля мышления.

- Дает возможность изучения материала по разным предметам, как единого целого.

- Помогает формировать целостное представление о явлениях природы, особенностях изучаемой территории во взаимозависимость между ними и событиями, которые к ним связаны.

- Побуждают мыслительную активность, активизируют познавательную деятельность.

- Выявление главных элементов содержания путем построения причинно-следственных связей.

- Повышает доступность усвоения (понимания) материала.

- Использование приемов синтеза и анализа информации, повышает эффективность запоминания.

- Способствует пониманию значения знаний, степени их практичности.

- Позволяет ориентировать изучаемый географический материал согласно специфике профильных классов.

- Формирует нравственные качества, чувства патриотизма.

- Расширяет возможности использования наглядности, технических средств.

- Мотивирует учащихся на поисковую, учебно-исследовательскую деятельность.

- Повышает эмоциональный настрой класса в соответствии с требованиями здоровьесбережения.

Приёмы и формы применения межпредметных связей на уроках географии, тип урока, где они будут использованы, выбирает учитель. Результативность зависит от желания осваивать технологию, от компетентности учителя. Учитель должен обладать обширными знаниями из разных предметных дисциплин, методологически их использовать.

Использование исторических знаний в преподавании географии

Использование исторического материала на уроках географии возможно в рамках изучения всего школьного курса географии. Автор, обобщая опыт, предлагает варианты использования исторических знаний на уроках в 7-11 классах, в которых работает. Наиболее эффективные результаты были получены с использованием содержательных блоков, связанных с событиями Первой и Второй мировых войн, Великой Отечественной войны, Советско-Финской войны, войны во Вьетнаме, Афганской войны, военных конфликтов на территории стран Африки в XX веке.

Приемы использования межпредметных связей географии и истории

1. Актуализации ранее усвоенных знаний и умений. Объяснение нового материала с опорой на ранее известный материал из курсов истории.

2. Использование заданий на доказательство, требующих припоминания главного содержания ранее изученного материала по другим курсам и предметам.

3. Создание проблемных ситуаций на межпредметной основе, постановка проблемных заданий, требующих переноса и обобщения знаний.

4. Проведение интегрированных уроков.

5. Проведение межпредметных конференций.

Выбирая методологические приемы следует учитывать индивидуальные, возрастные особенности аудитории, общий уровень знаний. При подготовке планировать предстоящий урок, его структуру, соответствие приемов и результатов использования привлекаемого материала изучаемой теме. Материал основного урока и время, затраченное на его изучение должны быть приоритетными.

Примеры использования исторических фактов на уроках географии

Вариантов использования исторических фактов достаточно много, их спектр зависит от компетентности учителя. Чтобы используемые приемы межпредметной технологии носили познавательный характер, обучающимся перед их использованием необходимо представить краткую историческую справку, устно, или с использованием фото- и видеоматериалов. Почти все исторические факты военной географии в 7-9 классах носят опережающий характер, они еще не изучались на уроках истории. На уроках в 10-11 классах, наоборот, можно привлекать изученный ранее исторический материал. Роль учителя носит направляющий характер, учитель корректирует и обобщает предложенные варианты решения проблемных ситуаций.

Вопросы для обсуждения, решения проблемных ситуаций :

1. Почему стратегически было оправданным использование танковой техники в качестве основной силы в Курской битве? (особенности рельефа, природной зоны).

4. Предположить, какие стратегические и тактические приемы ведения военных операций можно использовать в условиях изучаемой территории, обосновать свой выбор. Например: использование танковой техники в событиях Курской битвы; снайперы Советско-Финской войны, бетонные доты Заполярья, авиация в Заполярье и на Кавказе, альпинисты и военные егеря на Кавказе и др.

10-11 классы. В зависимости от профиля класса, учитель может выбирать используемый исторический материал по степени его актуальности профильному направлению, уровню сложности. Планировать разные способы действий обучающихся с опорой на ранее изученный материал другого предмета.

Значение межпредметных связей в обучении известно не первое столетие, но в последние годы, в связи с переходом на новое содержание образования, актуальность их использования особенно возросла. Применение межпредметных связей обеспечивает системно-деятельностный подход, способствует эффективности учебно-воспитательного процесса.

Возможность и результативность применения технологии напрямую зависит от компетентности учителя. Основной частной задачей использования межпредметных связей в обучении можно считать активизацию умственной деятельность обучающихся, что способствуют быстрому установлению внутренних связей вновь приобретаемых знаний со знаниями других предметов, уже имевшимися, переход от известного к неизвестному. В широком смысле, без межпредметности в обучении невозможно достижение главной цели – модель выпускника современной школы. Выпускник современной школы – это гармонично развитая интеллектуальная, ценностноориентированная, творческая личность, владеющая разными способами действий в решении любых проблемных ситуаций, стремящаяся к саморазвитию, способная к целостному восприятию окружающей действительности.

Универсальность технологии межпредметного урока заключается в том, что используется эпизодический материал других предметов, не нарушающий структуру урока, сохраняются самодостаточность каждого предмета и урока в соответствии с программой, целями и задачами.

1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 140

2. Боярчук В.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения.-Вологда, 1988.

3. Гурьев А.И. Межпредметные связи – теория и пактика // Наука и образование – Горно-Алтайск, 1998 - № 2. – 204 с.

4. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПР. С.М. Вишнякова. 1999.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897)

Спасибо за отзыв! Исходя из нормативной и социальной практики, да, дети с ОВЗ, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения, социализации.

Предлагаемая в данной работе технология будет как нельзя к месту тем государственным службам, которые уполномочены призвать к порядку аферистов производящих фальсификат и выдающих дешёвую и опасную для здоровья подделку за достаточно дорогой и достойный напиток.

Здравствуйте. Большое спасибо за статью, она очень актуальна, ведь учителя часто в своей работе используют онлайн доски. Сравнительный анализ, приведенный в статье, поможет в выборе наиболее актуальной для проведения занятия онлайн доски.

Здравствуйте! Вы провели большую работу по изучению и сравнению различных онлайн-досок. Также Вы дали прямые ссылки на сайты онлайн досок и отметили достоинства и недостатки досок. У вас получилась действительно полезная и информативная работа, исследование, результаты которого, несомненно, полезны для учителей и студентов, особенно во время частого обращения к дистанционному формату обучения.

Здравствуйте, статья была очень полезной. Как будущему педагогу начальных классов этот материал поможет в организации внеурочной деятельности, а также будет способствовать повышению интереса младших школьников к математике с помощью проведения математических экскурсий. Большое спасибо за статью!

Спасибо за статью! У Вас получилось интересное и информативное исследование. Вы кратко, но содержательно раскрыли особенности трёх платформ для создания интерактивных материалов. Действительно, LearningApps очень прост в использовании и позволяет включать в урок элементы игры или соревновательности, что повышает интерес к предмету. Статья очень полезна, спасибо! В своей предстоящей трудовой деятельности я хотела бы использовать предложенные Вами ресурсы.

Спасибо за статью, она оказалась очень интересной. Впервые узнала о Wordwall. И действительно, данный сервис может помочь школьникам в усвоении знаний, а также эффективному закреплению материала. Попробую использовать данный сервис на практике.

Здравствуйте. В настоящее время, все больше уроков по разным причинам приходится проводить в дистанционном режиме, поэтому статьи, посвященные проведению таких уроков, очень актуальны. Ценность данной статьи заключается в большом количестве практической информации по вопросам организации дистанционных занятий через онлайн-сервис Quizizz. Такая статья будет полезна как учащимся, так и преподавателям!

Соглашусь с тем,что действительно на самих уроках математики совсем не хватает времени показать этот предмет со всех его сторон.Я считаю,что действительно необходимо проводить внеклассные мероприятия по курсу математики,так как полная сфера увлекательного и познавательного материала может заинтересовать абсолютно каждого ребенка. Конспект полностью соответвует заявленной теме статьи и послужит хорошим образцом занимательных уроков для педагогов. Спасибо за работу!

Здравствуйте! Очень полезная информация. Действительно такой подход, как мне кажется, будет интересен детям. Обучающиеся будут выражать заинтересованность, не будет однотипных уроков. Здания с элементами ролевых игр всегда интересны и занимательны. Спасибо за статью!









ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ГЕОГРАФИИ: ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день многими учителями истории выделяется проблема неопределённости личных позиций у школьников и их стремление к пассивному созерцанию, большинство современных школьников не имеют целостного представления о мире. Минимизации указанных проблем способствует интегрированное обучение на основе межпредметных связей. Педагогические условия и приемыих реализации в образовании не новы, однако,как показывает практика,интегрированное обучение носит актуальный характер [1, с. 69]. В связи с этим нами был проведен обзор опыта взаимодействия двух смежных дисциплин: истории и географии.

Одной из ключевых основ, выступающей полем длявзаимодействия учителей истории и географии в рамках интегрированного обучения заключается в том, чтобы учащиеся изучали и использовали картографическую систему, используемуюкак в курсе истории, так и географии через приёмы их скоординированного применения. Межпредметные связи истории и географии при изучении системы карт могут быть дополнены связями с другими дисциплинами школьного курса, например, с литературой, иностранным языком и др.

Приведем еще один пример того, как можно реализовать межпредметные связи истории и географии при организации работы учащихся с картами. В процессе изучения ряда тем по истории возникаетпотребность в уточнении природных условий на изучаемых исторических территориях. Источником такой информации могут выступить географические карты. В то же времяна основе исторических карт можно получить информацию о некоторыхотличительных характеристиках природных условий и общем положении территории, при этом данная информация с исторических карт может быть получена с использованием приёмов работы с географическими картами. В частности, может быть применен прием сопоставительной характеристики,изучаемой территорий (страны)с ранее изученными. Он может быть практически реализованследующем образом:учащиеся анализируют информацию о климатических условиях, о наличии полезных ископаемых, рельефе территории, которые представленына карте трансформируя (оценивая) ее в данные об экономических возможностях региона. Помощь на первых этапах такого рода аналитической работы учащимся оказывает учитель, однако, при системной работе с подобной оценкой по картам школьники с успехом справляются сами. Эффективнее такой прием будет работать на уроках истории в том случае, если учитель географии также его использует, а это возможно только при взаимодействии педагогов и построении скоординированной системы их работы.

Скоординированность работы учителей истории и географии также должна проявляться и при организации работы школьников с контурными картами. Педагогам необходимо предъявлять единообразные требованияк оформлению контурных карт учащимися, способствуя успешному формированию навыка работы с ними, что важно и в рамках уроков истории и на занятиях географии,несмотря на наличие специфических отличий по содержанию работы. Как отмечают учителя истории и географии, одинаково важное значение имеет умение грамотного нанесения надписей названий на контурные карты. Так, общеприняторазмещатьнадписи вытянутых объектов вдоль их направлений,в остальных случаях надписи принято располагатьпо направлению параллелей, в том числе надписи для точечных объектов (городов и поселений). При работе с контурными картами и на уроках истории и географии учителя должны предъявлять единые требования и к качествуих графического оформления, например к равномерному фоновому закрашиванию, перенесению контуров по ориентирам.

Обобщая вышесказанное, отметим, что осознанная и скоординированная работа учителей истории и географиипредопределяет успех школьников в правильном применении исторических карт, а также способствует формированию картографических умений, которые будут полезными в дальнейшем в их повседневной деятельности.

Взаимодействие учителей истории и географии не должно ограничиваться формированиемкартографической культуры школьников и развитии их картографических умений. В рамках данной публикации выделим лишьмалую часть«приёмов практическойреализации межпредметных связей истории и географиив общеобразовательной школе:

‒ объяснение нового материала по истории с опорой на ранее известный учащимся фактический и теоретический материал из предшествующих курсов географии;

‒ историко-географические понятийные диктанты;

‒·система записей, заполнение таблиц по истории русских географических открытий на уроках истории в общеобразовательной школе, способствующих синтезу знаний из разных курсов географии и др.

По нашему мнению, представленные приёмы могут найти свое применение как отдельно на любом из уроков истории, так и могут быть использованы комплексно в рамках интегрированного обучения, что позволит на достаточно высокоэффективном уровне реализовать межпредметные связи на уроках истории и географии, которые можно организовать в форме:

‒ совместных уроков-семинаров, на которых целесообразно организовать, например, разбор и обсуждениетех или иных исторических документов, сохранившихся сведений, архивных материалов и т.п.;

‒ интегрированного урока истории и географии с целью усиления межпредметных связей изучаемого материала и более полного использования его мировоззренческого потенциала (освоение Северо-Восточной Руси и побережья Беломорья, освоение Сибири, юга и юго-востока Руси, продвижение вглубь Сибири до Дальнего Востока, Камчатки, Великая Северная экспедиция Витуса Беринга, планомерного освоения Северного морского пути; исследования на Чукотке, Аляске, экспедиции к Южному полюсу и др.).

Проведенный анализприёмов работы с картой на урокахистории, с точки зрения историко-географического подхода к обучению, позволяет сделать вывод о том, чторассмотренные приемы работы с картой будут способствоватьболее рациональномуих использованиюисторических, географических, в том числе контурных карт, в качестве источников новых знаний;способствовать повышению интересау учащихся к историческим знаниям, что в свою очередь позволит повысить уровень усвоения материала.

Таким образом, использование межпредметных связей в школьном образовании – это важный вектор современной педагогики, который содействует повышению уровня преподавания, в том числе истории и географии.

Список литературы

Глинская, Е. А. Межпредметные связи в обучении / Е. А. Глинская, С. В. Титова. ‒ 5-е изд. ‒ Тула: Инфо, 2017. ‒ 149 с.

Иванова, Н. И. Из истории интегрированного обучения / Н. И. Иванова // Образование и воспитание. ‒ 2016. ‒ № 4 (9). ‒ С. 10‒12.

Ибрахим, А.А. К метапредметным результатам через межпредметные связи (из истории комплексного преподавания) /А. А. Ибрахим//Ученые записки орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. ‒ 2020. ‒ №3.‒ С. 171 ‒173.

Шоган, В. В. Сторожакова, Е. В. Методика преподавания истории в школе: учебное пособие для вузов / В. В. Шоган, Е. В. Сторожакова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 433 с.

Не существует ни одной абсолютно изолированной от других знаний науки. Все они тесно переплетены друг с другом. И задача любого учителя или преподавателя - максимально раскрыть эти межпредметные взаимосвязи. В этой статье мы детально рассмотрим связи географии с другими науками.

Межнаучные связи - что это такое?

Межнаучные (или межпредметные) связи - это взаимосвязи между отдельными дисциплинами. В ходе учебного процесса они должны устанавливаться учителем (преподавателем) и учащимся. Выявление таких связей обеспечивает более глубокое усвоение знаний и способствует более эффективному их применению на практике. Поэтому учителю необходимо акцентировать особое внимание на этой проблеме при изучении любой науки.

Выявление межпредметных связей - это важный фактор построения содержательной и качественной системы образования. Ведь их осознание учеником позволяет ему более глубже познать объект и задачи конкретной науки.

межпредметные связи

Науки, изучающие природу

Система наук, изучающих природу, включает в себя физику, биологию, астрономию, экологию, географию и химию. Их еще называют естественными научными дисциплинами. Пожалуй, главное место среди них принадлежит физике (ведь даже сам термин переводится как "природа").

Взаимосвязь географии с другими науками, изучающими природу, очевидна, ведь у всех у них - общий объект исследования. Но почему же тогда его изучают разные дисциплины?

Все дело в том, что знание о природе очень многогранно, оно включает множество разных сторон и аспектов. И одна наука постигнуть его и описать просто не в состоянии. Именно поэтому исторически сформировалось несколько дисциплин, которые изучают разные процессы, объекты и явления, происходящие в окружающем нас мире.

География и другие науки

Интересно, что вплоть до XVII века наука о Земле была единой и целостной. Но со временем, по мере накопления новых знаний, объект её изучения все более усложнялся и дифференцировался. Вскоре от географии откололась биология, а затем и геология. Позже еще несколько наук о Земле стали самостоятельными. В это время на основе изучения различных компонентов географической оболочки формируются и укрепляются связи географии с другими науками.

Сегодня в структуре географической науки значится не менее пятидесяти различных дисциплин. Каждая из них отличается своими методами исследований. В целом география делится на два больших раздела:

  1. Физическая география.
  2. Социально-экономическая география.

Первая изучает природные процессы и объекты, вторая - явления, которые происходят в обществе и экономике. Зачастую связь между двумя узкими дисциплинами из разных разделов учения может и вовсе не прослеживаться.

С другой стороны, связи географии с другими науками очень тесные. Так, наиболее близкими и "родными" для нее являются:

  • физика;
  • биология;
  • экология;
  • математика (в частности, геометрия);
  • история;
  • экономика;
  • химия;
  • картография;
  • медицина;
  • социология;
  • демография и другие.

Причем на стыке географии с другими науками часто могут формироваться совершенно новые дисциплины. Так, к примеру, возникла геофизика, геохимия или медицинская география.

Физика и география: связь между науками

Физика - это, по сути, и есть чистая наука о природе. Данный термин встречается в работах древнегреческого мыслителя Аристотеля, который жил еще в IV-III ст. до нашей эры. Именно поэтому связь географии с физикой очень тесная.

физика и география связь

Сущность атмосферного давления, зарождение ветра или особенности формирования ледниковых форм рельефа - раскрыть все эти темы очень сложно, не прибегнув к знаниям, полученным на уроках физики. В некоторых школах даже практикуют проведение интегрированных уроков, в которых органично сплетены физика и география.

Связь этих двух наук в рамках школьного образования помогает ученикам глубже познать учебный материал и конкретизировать свои знания. Кроме того, она может стать инструментом формирования познавательного интереса у школьников к "смежной" науке. Например, ученик, который ранее не очень ладил с физикой, может вдруг полюбить её на одном из уроков географии. В этом заключается еще один важнейший аспект и польза межпредметных связей.

Биология и география

Связь географии с биологией, пожалуй, наиболее очевидна. Обе науки изучают природу. Вот только биология концентрирует свое внимание на живых организмах (растения, животные, грибы и микроорганизмы), а география - на абиотических её компонентах (горные породы, реки, озера, климат и т. п.). Но поскольку связь между живыми и неживыми компонентами в природе очень тесная, это значит, что и данные науки априори связаны.

связь географии с биологией

На стыке биологии и географии сформировалась абсолютно новая дисциплина - биогеография. Главный объект её изучения - биогеоценозы, в которых и взаимодействуют биотические и абиотические компоненты природной среды.

Эти две науки также объединяет вопрос рационального природопользования. В поисках правильного ответа на него географы и биологи консолидируют все свои усилия.

Экология и география

Эти две науки взаимосвязаны настолько тесно, что иногда предмет их исследования даже отождествляют. Решение любой экологической проблемы просто невозможно без обращения к аспектам географической науки.

Особенно прочной является связь экологии с физической географией. Она вылилась в формирование совершенно новой науки - геоэкологии. Впервые этот термин ввел Карл Тролль в 1930 годах. Это комплексная прикладная дисциплина, изучающая структуру, свойства и процессы, которые проходят в среде обитания человека, а также других живых организмов.

Одной из ключевых задач геоэкологии является поиск и разработка методов рационального природопользования, а также оценка перспектив устойчивого развития конкретных регионов или территорий.

Химия и география

Еще одна дисциплина из класса естественных наук, которая имеет довольно тесные связи с географией, - это химия. В особенности она взаимодействует с географией почв и почвоведением.

связь экологии с физической географией

На основе этих связей возникли и развиваются новые научные отрасли. Это, в первую очередь, геохимия, гидрохимия, химия атмосферы и геохимия ландшафтов. Изучение некоторых тем географии просто невозможно без соответствующих знаний химии. Прежде всего речь идет о следующих вопросах:

  • распространение химических элементов в земной коре;
  • химическая структура почвы;
  • кислотность грунтов;
  • химический состав вод;
  • соленость океанической воды;
  • аэрозоли в атмосфере и их происхождение;
  • миграция веществ в литосфере и гидросфере.

Усвоение данного материала учащимися будет проходить более эффективно в условиях интегрированных уроков, на базе лабораторий или кабинетов химии.

Математика и география

Отношения между математикой и географией можно назвать очень близкими. Так, научить человека пользоваться географической картой или планом местности без элементарных математических знаний и навыков невозможно.

связь математики с географией

Связь математики с географией проявляется в существовании так называемых географических задач. Это задания:

  • на определение расстояний по карте;
  • на определение масштаба;
  • на вычисление высоты горы по температурным градиентам или градиентам давления;
  • на расчеты по демографическим показателям и тому подобное.

Кроме этого, география в своих исследованиях очень часто использует математические методы: статистический, корреляционный, балансовый, метод моделирования (в том числе компьютерного) и другие. Если же говорить о экономической географии, то математику и вовсе можно смело назвать её "сводной сестрой".

Картография и география

Связь этих двух научных дисциплин ни у кого не должна вызывать ни малейших сомнений. Ведь карта - это язык географии. Без картографии эта наука просто немыслима.

Существует даже особый метод исследований - картографический. Он заключается в получении нужной для ученого информации из различных карт. Таким образом, географическая карта из обычного продукта географии превращается в источник важных сведений. Данный метод исследований применяется во многих учениях: в биологии, истории, экономике, демографии и так далее.

История и география

"История есть география во времени, а география - это история в пространстве". Эту необычайно точную мысль выразил Жан-Жак Реклю.

связи географии с другими науками

История связана исключительно с общественной географией (социальной и экономической). Так, при изучении населения и экономики конкретной страны нельзя обойти стороной её историю. Таким образом, юный географ априори должен в общих чертах разбираться в исторических процессах, которые протекали на определенной территории.

В последнее время в среде ученых появляются идеи о полной интеграции этих двух дисциплин. А в некоторых вузах уже давно созданы смежные специальности "История и география".

Экономика и география

География и экономика также очень близки. По сути, результатом взаимодействия между этими двумя науками стало появление совершенно новой дисциплины под названием экономическая география.

Если для экономтеории ключевым является вопрос "что и для кого производить", то экономическую географию интересует прежде всего другое: как и где производятся те или иные блага? А еще данная наука пытается выяснить, почему производство того или иного продукта налажено именно в этой (конкретной) точке страны или региона.

взаимосвязь географии с другими науками

Экономическая география зародилась еще в середине XVIII века. Её отцом можно считать величайшего ученого М. В. Ломоносова, который ввел в обиход этот термин в 1751 году. Вначале экономическая география носила чисто описательный характер. Потом в сферу её интересов вошли проблемы размещения производственных сил и урбанизации.

На сегодняшний день экономическая география включает в себя несколько отраслевых дисциплин. Это:

  • география промышленности;
  • сельского хозяйства;
  • транспорта;
  • инфраструктуры;
  • туризма;
  • география сферы услуг.

В заключение.

Все науки связаны друг с другом в большей или меньшей степени. Связи географии с другими науками также довольно тесные. Особенно если речь идет о таких дисциплинах, как история, физика, химия, биология, экономика или экология.

Одна из задач современного учителя - выявить и показать ученику межпредметные связи на конкретных примерах. Это крайне важное условие для построения качественной системы образования. Ведь от комплексности знания напрямую зависит эффективность его применения для решения практических задач.

Читайте также: