Культурные практики в доу доклад

Обновлено: 05.07.2024

В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в педагогическом образовательном процессе появились некоторые изменения и дополнения. К ним относятся культурные практики. Требованием Стандарта стало являться иное, чем ранее представленное о содержании образования. Это требование сводится к освоению ребенком различных культурных практиках, а никак раньше приобретению конкретных знаний, умений и навыков.

С точки зрения Н.Б. Крыловой, культурные практики дошкольника — это обычные для ребенка этого возраста (привычные, повседневные) способы самостоятельной деятельности, а также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности (т.е. творчество) и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.

Проектирование культурных практик в образовательном процессе идет по двум направлениям:

1. Культурные практики на основе инициатив самих детей

Это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками.

2. Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми

Направляются воспитателем на развитие самостоятельной активности детей, основываются на поддержке детских инициатив и интересов.

Выбор культурных практик направлен на обогащение культурного опыта, самостоятельности поведения и деятельности, позитивной социализации и индивидуализации дошкольников.

Перед тем как применять культурные практики педагогу важно ответить на следующие вопросы:

- Насколько инициируемые культурные практики позволяют решать поставленные образовательные задачи?

- Какие деятельностные умения осваивают дети?

- Какие творческие умения осваивают дети?

- Какие способы общения и сотрудничества осваивают дети?

- Какие чувства и эмоции развиваются у детей?

- Развивается ли самостоятельность и инициативность у детей?

В основном культурные практики организуются во второй половине дня . Они ориентированы на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.

Задачи , которые определяют содержание культурных практик:

получение опыта игровой деятельности как результат и способ познания мира;

освоение детьми социокультурных норм поведения, деятельности, отношений как способ интеграции в ближайшем социуме;

приобретение опыта исследовательской деятельности и познавательных действий как способа преобразования окружающего мира.

Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер и реализуется через:

совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.

Музыкально-театральная и литературная гостиная - форма организации художественно- творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.

Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха.

Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи и т.д.

Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

Новое содержание образования основывается на развитии универсальных культурных умениях ребенка. Такие умения интенсивно формируются как раз в дошкольный период, а потом совершенствуются в течении всей его жизни. Культурные практики – это продуктивный путь решения наиболее важных проблем современного образования, обеспечивающего индивидуальный подход к каждому ребенку. ​​​​​​​

Из вышесказанного можно сделать вывод: к культурным практикам можно отнести всё разнообразие исследовательских, социально - ориентированных, коммуникативных,

Крылова Н.Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике // Личность в социокультурном измерении: история и современность: Сб. статей. М.: Индрик, 2007. С. 132–138.

Лихачев Д.С. Русская культура: Сб. / Сост. Л.Р. Мариупольская. М.: Искусство, 2000.

Автор: Михеева Елена Михайловна

Организация: МДОАУ Детский сад № 21

Населенный пункт: Оренбургская область, г. Новотроицк

«Скажи мне – и я забуду,

покажи мне – и я запомню,

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества. В основу реализации задач ФГОС ДО положен культурологический и деятельностный подход в педагогике. Культурологический подход определяет воспитание как способ приобщения ребенка к ценностям мировой и национальной культуры, развития его творческих способностей и наклонностей, защиту его прав и здоровья. Условием реализации культурологического подхода в педагогике является диалог культур – личностной культуры ребенка и педагогической культуры воспитателя, специалиста.

Практика (букв.) – это

  • усилия, прилагаемые человеком к разрешению выдвигаемых жизнью задач,
  • многократное повторение, упражнение,
  • источник опытности, умения,
  • в основе практики лежат знания и способности человека,
  • деятельность человека, способ создания материальной и духовной культуры.
  • содержание, качество и направленность его действий и поступков;
  • индивидуальные особенности (оригинальность и уникальность) его действий;
  • принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок;
  • принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения.

Н.Б.Крылова считает, что культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма. А также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба.

Культурные практики – это обычные для ребенка (привычные) способы самоопределения, саморазвития и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и со-бытия с другими людьми. Это также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов

При развитой системе культурных практик ребенку необходимо не столько воспитание, как педагогическая поддержка, сотрудничество, общий душевный настрой (забота) взрослого и ребенка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом (интересом).

До школы культурные практики ребёнка вырастают на основе взаимодействия с взрослыми, а также на основе его постоянно расширяющихся самостоятельных действий (собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирования, фантазирования, наблюдения-изучения-исследования.

Культурные практики ребенка охватывают разные сферы активности дошкольников в образовательном процессе детского сада. По мнению Н.Б. Крыловой, к культурным практикам можно отнести все разнообразие социально-ориентированных, организационно-коммуникативных, исследовательских, практических, художественных способов действий, которые предпринимает дошкольник в своем опыте самостоятельно или при поддержке воспитателя и взаимодействии с ним.

Проектирование культурных практик в образовательном процессе идет по двум направлениям.

На самостоятельную деятельность детей в режиме дня отводится три-четыре часа в день (в зависимости от возраста детей).

Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми. Эти культурные практики направляются воспитателем на развитие самостоятельной коммуникативной, исследовательской, творческой и социальной активности дошкольников и основываются на поддержке детских инициатив и интересов. Культурные практики проектируются воспитателем в соответствии с решаемыми образовательными задачами. Выбор культурных практик связан непосредственно с содержанием комплексно-тематического планирования образовательного процесса и направлен на обогащение культурного опыта, самостоятельности поведения и деятельности, чувств и позитивной социализации и индивидуализации дошкольников.

Комплексно-тематическое планирование позволяет органично сочетать культурные практики, инициируемые педагогом, и свободные культурные практики, инициируемые детьми. Ценность тематического планирования состоит в возможности интеграции разного образовательного содержания, активизации познавательного и практического опыта детей, объединения детей в увлекательной совместной игровой, познавательно-исследовательской, художественной и практической деятельности.

Проектирование культурных практик предъявляет особые требования к содержанию и организации образовательного процесса, взаимодействию взрослых и детей, конструированию предметно-развивающей среды. Они могут быть реализованы через событийно-творческую направленность жизнедеятельности дошкольников в детском саду и выбор воспитателем тактики педагогического сопровождения ребенка с учетом особенностей и проблем его индивидуального развития.

Вместе с тем следует особо подчеркнуть, что независимо от ведущей темы, в каждом совместном проекте происходит интеграция детского опыта. Перед детьми открываются возможности для осуществления культурных практик познания, совместного творчества, сотрудничества, коммуникации, эмоционального обмена и взаимной поддержки. В этом проявляется интегративная сущность культурных практик.

Ситуации выбора становятся эффективным средством развития культурных практик, инициативы и самостоятельности детей, если:

  • отвечают интересам дошкольника;
  • строятся на принципах постепенного усложнения и расширения круга проблем, требующих выбора самостоятельного решения;
  • обеспечивают нарастание субъектной позиции ребенка в выборе содержания и средств организации своей деятельности;
  • ориентируются на осознание ребенком роста своих возможностей.

В детском саду атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения создается воспитателем. Его цель возбудить интерес детей к участию в ситуациях выбора, желание делать и самостоятельно осуществлять индивидуальный или коллективный выбор деятельности с учетом интересов и склонностей.

Развивающий эффект будет иметь прежде всего такая ситуация выбора, которая вытекает из потребностей и мотивов самого ребенка, связывается с его интересами, завершается определенным лично значимым результатом (познавательным, эмоциональным, практическим, нравственным). Это дает пищу для познания ребенком своих возможностей. В ситуациях выбора ребенок всегда проявляет свое личностное отношение к способам и процессу достижения цели.

По своей методической инструментовке ситуации выбора выступают в образовательном процессе как:

  • ситуации, проектируемые воспитателем, в целях развития культурного опыта, самостоятельности, инициативы, творческого самовыражения детей;
  • ситуации, спонтанно (естественно) возникающие в жизни детей. Такие ситуации воспитатель превращает в развивающие, создавая условия для того, чтобы ребенок овладевал новыми для него культурными практиками, т.е. средствами и способами взаимодействия с миром.

По мере накопления личного опыта, ситуации выбора усложняются и требуют от ребенка большей самостоятельности в выборе решения. Поведение ребенка в ситуации выбора помогает педагогу увидеть, как он осваивает культурный опыт, насколько самостоятелен и инициативен, какова общая направленность его активности, насколько ребенок открыт новому или предпочитает привычные, стереотипные действия.

Что же можно считать культурной практикой?

Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно -ролевая, режиссерская,

игра-драматизация, строительно-конструктивные игры).

Ситуации общения и накопления положительного социально -

эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе

жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении

которой они принимают непосредственное участие.

Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и

применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике,

содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам

оформление художественной гал ереи, книжного уголка или библиотеки

Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) -

форма организации художественно -творческой деятельности детей,

предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных

произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя

и детей на литературном или музыкальном материале.

Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий,

преимущественно игр ового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), Сюда

относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.

Международный центр проблем детсва и образования International center for the childhood and education (ICCE) Научно-­‐практический журнал “Ребёнок и Общество” ONLINE Scientific Journal “Child and Society”

Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организ

взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Иногда досуг организуется как

Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность

общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

Примерные виды и формы культурных практик

Виды и формы работы

Младший дошкольный возраст

Совместная игра воспитателя с детьми

- Сюжетно-ролевая игра - Режиссерская игра - Игра-инсценировка; игра – драматизация; - Игра-экспериментирование

Старший дошкольный возраст

Совместная игра воспитателя с детьми

В старшем дошкольном возрасте добавляются: Игры – экспериментирования могут перерастать в режиссерскую или сюжетно- ролевую игру. Театрализованные игры (кукольный театр, настольный театр, театр теней, театр марионеток и т.д.)

Младший дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Все возрастные группы

Старший дошкольный возраст

Чтение художественной литературы

- группировка произведений по темам - длительное чтение - циклы рассказов - чтение периодической печати (на примере ознакомления с детскими журналами)

Културные практики, представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых. В качестве основы событийности в группе детей выступают хронотопы воображаемой ситуации, игровой роли и игровых правил. При этом закладываются основы событийности во взаимоотношениях детей и взрослых. Культуроформирующее свойство игры связано с тем, что она способствует переводу основных жизненных координат ребенка в систему координат детского коллектива и согласует каждую из них, не уничтожая ее своеобразия, с координатами взрослого мира и общечеловеческой культуры. Она отражает противоречия и единство пространства и времени бытия ребенка и взрослого в коллективно распределенной (образовательной - взрослого и самостоятельной -ребенка)деятельности. Модель данного процесса можно представить следующим образом:

- целевой блок, связанный с согласованием задач участников взаимодействия: ребенка, педагога и детского коллектива;

- содержательный блок, характеризующий пространство игрового общения и игровой культуры в группе через конституирующие компоненты игр, возникающих как по инициативе взрослых, так и детей: воображаемую ситуацию, игровую роль и игровые правила;

- организационно-деятельный блок, позволяющий использовать опыт игрового общения и взаимодействия, формирования игровой культуры в качестве условия и средства планирования и контроля образовательного процесса, формы и метода организации образовательного пространства в группе детского сада.

Кроме практики организации непосредственно образовательной деятельности, в дошкольной группе обычно формируются свои культурные практики взаимодействия детей и педагогов, детей между собой в ходе режимных моментов и организации самостоятельной деятельности. Здесь очень важно понимание педагогом методических приемов, направленных на регулирование общения детей в процессе совместной деятельности. Например, к ним относятся:

-объяснение необходимости работать дружно, ориентируясь на общий результат при демонстрации способов совместно-раздельных и совместно-последовательных, совместно распределенных действий;

- обучение детей взаимопомощи советом, показом, совместным со сверстником выполнением дела, указанием на то, что выполнять работу за другого — не означает помочь ему, а напротив, сделать хуже: не дать возможности научиться делать это самому;

- напоминание последовательности этапов совместной работы и опережающее одобрение ее результатов как результатов коллективного труда;

- разъяснение детям моральных правил поведения, в которых были бы даны образцы поступков с точки зрения их влияния на формирование положительных взаимоотношений в детском коллективе.

Методы реализации культурных практик в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей делятся на несколько групп в зависимости от их направленности.

Первое направление - реализация системы творческих заданий, ориентированных на познание объектов, ситуаций, явлений. Они способствуют накоплению творческого опыта познания действительности через изучение объектов, ситуаций, явлений на основе выделенных признаков (цвет, форма, размер, материал, назначение, время, расположение, часть - целое). Рассмотрению их в противоречиях, обусловливающих их развитие, моделированию явлений, учитывая их особенности, системные связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития систем. Используемые методы: наглядно-практические, сериации и классификации (традиционные) и формирования ассоциаций, установления аналогии, выявления противоречий (нетрадиционные) и др. Основными формами работы с детьми являются занятия и экскурсии.

Третье направление - реализация системы творческих заданий, ориентированных на преобразование объектов, ситуаций, явлений, которая способствует приобретению творческого опыта в осуществлении фантастических (реальных) изменений внешнего вида систем (формы, цвета, материала, расположения частей и др.). Изменению внутреннего строения систем - учету при рассмотрении системы свойств, ресурсов, диалектической природы объектов, ситуаций, явлений. Среди традиционных методов работы - экологические опыты и экспериментирование с изобразительными материалами, среди нетрадиционных - метод фокальных объектов и синектики, усовершенствования игрушки, развития творческого мышления и творческого конструирования. Основные формы работы - конкурсы детско-родительского творчества (традиционно), организация подгрупповой работы детей в лаборатории (нетрадиционно).

Четвертое направление - реализация системы творческих заданий. Она ориентирована на создание новых объектов, ситуаций, явлений, которая обеспечивает развитие умений создания оригинальных творческих продуктов на основе получения качественно новой идеи субъекта творческой деятельности, ориентирование при выполнении творческого задания на идеальный конечный результат развития системы, переоткрытия уже существующих объектов и явлений с помощью элементов диалектической логики. Среди традиционных методов работы здесь выступают диалоговые методы и методы экспериментирования. Среди нетрадиционных - методы проблематизации, мозгового штурма, развития творческого воображения. Основные формы работы - организация детских выставок (традиционно), проектной деятельности детей и взрослых (нетрадиционно). При этом существуют виды нетрадиционной техники создания творческого образа, в частности изобразительного.

На основе культурных практик ребенка формируются его привычки, пристрастия, интересы и излюбленные занятия, обогащается опыт общения со взрослыми, сверстниками и младшими детьми, приобретается собственный нравственный, эмоциональный опыт сопереживания, заботы, эмпатии, помощи. Таким образом, культурные практики включают обычные (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и события с другими людьми и поэтому обеспечивают реализацию универсальных культурных умений ребенка, включают готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм.

Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования культурных практик в амплификации детского развития. Для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.

В настоящее время много говорят и пишут о том, каким должен быть современный детский сад. Активно внедряются новые подходы и технологии, разрабатываются новые компетенции и культурные практики.

Детский сад в современных условиях немыслим без качественного и эффективного образовательного и воспитательного процесса. Этому способствует применение игровых культурных практик и использование интеграционной технологии при планировании совместной образовательной и свободной деятельности педагога с детьми. Использование игровых культурных практик способствует организации конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности, что помогает развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий дошкольников.

Для лучшего усвоения программного материала необходимо использовать виды деятельности, доступные, понятные и интересные детям. В приоритете должна быть игровая деятельность, как ведущий вид деятельности дошкольного возраста.

Учиться, играя! Эта идея давно привлекала педагогов и воспитателей. Применить эту идею на практике сумел Ш.А. Амонашвили. Он показал, как через игру можно ввести ребенка в сложный мир познания.

За время моей многолетней педагогической практики я пришла к выводу, что для повышения результатов образовательной работы с детьми хорошо себя зарекомендовал комплексно – игровой метод организации НОД.

Игровая форма совместной деятельности с детьми создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые помогают максимально раскрыть потенциальные возможности дошкольников. Игровая технология охватывает определенную часть образовательного процесса, объединенную общим содержанием, сюжетом, персонажем. Сюжетная основа занятия может быть беспредельно разнообразной. В свое работе при организации совместной деятельности с детьми я использую:

· Известные и придуманные игры (дидактические, сюжетно-ролевые, игры – путешествия)

· Персонажи любимых детских произведений

· Специально изготовленные пособия (рисунки, разрезные картинки, лото…)

Важное место среди многообразия игрового занимательного материала занимают дидактические игры и игровые упражнения. Это игры с правилами, которые были специально созданы с целью решения конкретных образовательных и воспитательных задач.

В своей работе я люблю использовать:

· Игры – загадки. Дошкольники любят разгадывать загадки и придумывать их. Эти игры развивают умение анализировать, обобщать, рассуждать, делать выводы.

Дидактические игры универсальны. Их можно использовать на любом этапе комплексного тематического игрового занятия. Важно правильно выбрать вид игры и определить цели и задачи игры в зависимости от её места в структуре занятия. Так, в начале занятия игра должна заинтересовать детей, привлечь их внимание, настроить на активную деятельность. Здесь можно использовать игры – сюрпризы, проблемные ситуации. В середине занятия игра направлена на усвоение темы, нового материала. Для этого подойдут игры – путешествия, игры – поручения, игры – беседы. На заключительном этапе хорошо использовать игры поискового характера: игры – предположения, игры – загадки.

Для организации совместной деятельности, при которой ребёнок сможет активно проявить самостоятельность, инициативность при выборе способа работы и умение использовать личный накопленный опыт помогут культурные практики:

· Игровые (сюжетные игры, игры с правилами, дидактические игры, подвижные игры)

· Познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование

· Чтение художественной литературы

· Поиск Художественно-эстетическая деятельность

· Совместные праздники и тематические развлечения

· Практические культурно-гигиенические навыки по самообслуживанию

· Игровые занятия – путешествия

· Занятия со сказочным сюжетом

Использование культурных игровых практик при проведении интегрированных игровых занятий позволяет заинтересовать всех детей, стимулирует у них желание предлагать разные варианты решений, помогает избежать страха перед ошибкой.

При применении интегративной технологии педагог имеет возможность использовать знания из разных образовательных областей в одном занятии. Это способствует повышению мотивации детей и развитию у них познавательного интереса; расширяет кругозор и развивает коммуникативные навыки; способствует снятию напряжения и скованности.

Интегративное объединение не является произвольным. Интеграция материала должна строиться так, чтобы знания из разных образовательных областей дополняли и обогащали друг друга.

Так, например, при формировании представлений о геометрических фигурах решаются следующие задачи:

· Учить детей видеть знакомые формы в окружающих их предметах и использовать их в быту (социально – личностная линия развития)

· Развивать эстетические чувства, связанные с красотой и точностью линий в узорах, при соединении и комбинировании фигур (художественно – эстетическая линия развития)

· Развивать связную речь, обогащать активный словарь ребёнка (познавательно – речевая линия развития)

· Формировать практические навыки по преобразованию фигур, составлению из них форм и предметов (конструктивно – продуктивная линия развития)

· Учить применять математические знания и умения в игровой деятельности с опорой на личный опыт (личностно-ориентированная линия развития).

В своей практике я применяю комплексную образовательную деятельность, при которой используются разные виды культурных практик для решения задач, связанных одной темой. Например: прежде чем нарисовать осень, дети рассматривают иллюстрации по теме, проводят наблюдения, составляют рассказы об осени, читают стихи, поют песни. При этом один вид деятельности преобладает , а другие его дополняют и создают творческий эмоциональный настрой. Эта практика применяется и для подготовки и проведения сюжетно-ролевых игр (до проведения игры воспитатель с детьми читают художественные произведения, рассматривают иллюстрации, проводятся беседы и разыгрываются соответствующие теме игры ситуации).

Опираясь на всё, выше сказанное, я разработала тематическое планирование комплексной сюжетно-игровой образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений и сенсорному развитию с использованием логоритмических речевых и двигательных упражнений и художественного творчества у младших дошкольников.

Совместная деятельность строится по общей структуре:

· Дыхательная, голосовая или психогимнастика

Кроме обязательных элементов использую дополнительные: игры на развитие познавательных качеств, мимические упражнения, игры – имитации, игры-загадки и т. д. Количество тип и характер дополнительных элементов выбираю исходя из задач каждого отдельного занятия, они должны соответствовать теме занятия и характеру персонажей, используемых в игровой деятельности.

Для примера хочу привести планирование комплексной сюжетно-игровой образовательной деятельности для детей 3 – 4 лет на осенний период.


Культурные образовательные практики— эффективное средство развития интересов ипознавательных действий дошкольников

Киндерова Ольга Ивановна, воспитатель

В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность.

В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в педагогическом образовательном процессе появились такие изменения и дополнения как культурные практики.

Требованием Стандарта является иное, чем ранее, представление о содержании образования… Оно сводится к освоению ребенком различных культурных практик, а не к приобретению конкретных знаний, умений и навыков.

Культурные практики — это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это обычные для ребенка (привычные) способы самоопределения, саморазвития и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и со-бытия с окружающими.

Культурные практики — это также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.

Культурные практики дошкольника

До школы культурные практики ребёнка вырастают на основе взаимодействия с взрослыми, а также на основе его постоянно расширяющихся самостоятельных действий (собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирования, фантазирования, наблюдения, изучения, исследования. На основе культурных практик ребёнка формируются его привычки, пристрастия, интересы и излюбленные занятия, а также в известной мере черты характера и стиль поведения. В рамках культурных практик развивается доминирующая культурная идея ребёнка, часто становящаяся делом всей его последующей жизни. Культурные практики ребёнка обеспечивают его активную и продуктивную образовательную деятельность. Культурные практики ребёнка — это продуктивный путь решения наиболее острых проблем современного образования, обеспечивающего индивидуализацию для каждого ребёнка.

Зачем нужны культурные практики?

Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества. Еще одно важное свойство культурных практик — это скрытое воспитание, скрытое образование в целом. Его еще можно назвать фоновым знанием….

Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности. Самостоятельность ребенка дошкольного возраста неразрывно связана с проявлением его инициативы.

Освоение культурных практик способствует дифференциации сфер инициативы ребенка: как созидающего волевого субъекта (в продуктивной деятельности), как творческого субъекта (в игровой деятельности), как исследователя (в познавательно-исследовательской деятельности), как партнера по взаимодействию и собеседника (в коммуникативной практике).

Виды культурных практик вдошкольном образовании:

поисково-исследовательские, коммуникативные, художественные, фантазирование, творческая деятельность, продуктивные, коллекционирование, экспериментирование, игра, проектные способы и формы действий ребенка. К культурным практикам можно отнести всё разнообразие исследовательских, социально-ориентированных, организационно-коммуникативных, художественных способов действий. В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика.

Организация культурных практик

Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер. В культурных практиках создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.

При организации культурных практик следует помнить о том, что детям необходимо не столько воспитание, как педагогическая поддержка, сотрудничество, общий душевный настрой (забота) взрослого и ребенка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом (интересом).

Таким образом, культурные практики нуждаются в особом педагогическом сопровождении, при котором педагог намеренно приглушает свою субъективность в пользу ребенка. Только при таком условии они становятся средством становления самостоятельной деятельности ребенка и развития его инициативы.

Культурные практики иразвитие ребенка

Н. Б. Крылова — кандидат философских наук считает, что для того, чтобы стать субъектом культурной деятельности, ребенку нужна особая собственная практика, особые собственные пробы сил.

Детство — это «ростки нового культурного уклада жизни, которые могут прорасти только в пространствах автономных культурных практик, где дети по-своему, совсем не так, как хотелось бы взрослым, входят в человеческую культуру и современную цивилизацию, становясь ее авторами.

Культурные практики вобразовании

Культурные практики — это продуктивный путь решения наиболее острых проблем современного образования, обеспечивающего индивидуализацию для каждого ребёнка.

Сюжетно — ролевые игры исходят от детей, мы присоединяемся для того, чтобы повернуть игру детей в нужное русло, помочь расширить игровой сюжет за счет введения новых ролей.

Очень часто темы культурных практик появляются из наблюдений. Например, на прогулке мы наблюдаем за снегом. Дети начинают задавать вопросы: Почему снег бывает липким? Как он тает? Чистый ли снег на самом деле? И много других вопросов. Тогда после сна наша группа превращается в лабораторию, и мы исследуем на опытах то, что детей заинтересовало. Дети сами опытным путем отвечают на свои же вопросы. Обычно такая деятельность захватывает всех детей.

Детское экспериментирование как культурная практика преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты, позволяет успешно развивать у детей любознательность, активность, стремление самостоятельно находить решение проблем. Детям интересны разные виды экспериментов. Самыми интересными экспериментами являются реальные опыты с настоящими предметами и их свойствами (вода, лед, снег, воздух и т. п.), что помогает ребенку освоить существенные признаки неживой природы, растительного мира.

У детей возникают и такие вопросы, на которые мы предлагаем родителям найти ответы в музее или библиотеке. Таким образом, некоторые семьи посетили краеведческий музей, в частности Тагаева Е. Ю. с дочерью Ульяной. После посещения музея Ульяна рассказала детям много интересного и смогла ответить на возникающие у детей вопросы.

Коллекционирование — одна из эффективнейших форм культурных практик дошкольников, позволяет углублять познавательные интересы детей. Собирать можно все, что угодно: конфетные фантики, тематические картинки или открытки, камни. Разумно организованное коллекционирование воспитывает культуру познания, развивает познавательные умения, формирует у детей представления о значимости коллекций. В процессе коллекционирования используются методы и приемы, ориентированные на развитие у детей умений замечать новое, неизвестное, задавать вопросы. Коллекционирование повышает продуктивность интеллектуальной деятельности дошкольников за счет формирования способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения.

Трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

Темы и организацию культурных практик также совмещаем с традициями группы, такими как:

Это позволяет обогатить представления детей об окружающем мире, профессиях устами профессионалов родителей; развивает познавательный интерес, коммуникативные навыки у детей. Результатом детско-родительских встреч является повышение родительского авторитета, укрепление детско-родительских отношений, укрепление позитивного отношения родителей к дошкольному учреждению и участия в образовательном процессе.

Совместная игра направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры, приобретение и повторение ребенком различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, и общественных структурах с взрослыми, сверстниками.

Процесс овладения культурными практиками дошкольниками–

это процесс приобретения универсальных культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде. В ходе культурных практик дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, учатся находить ответы на все интересующие их вопросы в различных источниках, пытаются самостоятельно придумывать объяснения на возникающие вопросы. Дети учатся принимать собственные решения, опираясь на свои знания, умения в различных видах деятельности. И, самое главное, дети хорошо овладевают устной речью, могут выражать свои мысли и желания. Таким образом, с помощью культурных практик реализуются целевые ориентиры на этапе завершения ФГОС ДО:

– ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;

– проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и других;

– способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Все культурные практики представляют собой элемент детского творчества. В процессе творческой деятельности изменяется и сам ребенок — формы и способы его мышления, личностные качества, — сам ребенок становится творческой личностью.

  1. Запесоцкий А. С. Образование: философия, культурология, политика. — М.: Наука, 2002., с. 141
  2. Иванов А. В. Культурная педагогическая среда общеобразовательного учреждения как условие развития личности ребёнка. — М.: АПКиППРО, 2005.
  3. Крылова Н. А. Свободное воспитание в семье и школе: культурные практики детей. М.: Сентябрь, 2007.
  4. Крылова Н. А. Новые ценности образования: Культуросообразная школа. Вып. 11. — М., Народное образование, 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): культурных практик, Культурные практики, культурные практики, темы культурных практик, организации культурных практик, Организация культурных практик, Культурные практики ребёнка, универсальных культурных умений, культурных практик ребёнка, различных культурных практик, культурных практик вдошкольном, свойство культурных практик, культурных практик вподготовительной, культурных практик дошкольников, рамках культурных практик, Освоение культурных практик, автономных культурных практик, культурных практик дети, организацию культурных практик, помощью культурных практик.

Читайте также: