Развивающий подход в обучении доклад

Обновлено: 17.05.2024

Развивающее обучение – это система организации обучения, которая способствует включению внутренних механизмов развития личности обучающихся и наиболее полной реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

Основы теории развивающего обучения были заложены Выготским в 30-е годы XX века при рассмотрении им вопроса о соотношении обучения и развития.

В 30-е годы XX века господствовали 3 основных подхода к решению этого вопроса. В трактовке сторонников 1 подхода (Фрейд, Пиаже и др.) развитие человека не зависит от обучения. Обучение рассматривалось как процесс, который так или иначе должен быть согласован с ходом развития, но сам по себе в развитии не участвующий.

Согласно этой теории, развитие должно совершить определенные законченные циклы и определенные функции должны созреть прежде, чем школа может приступить к обучению конкретным знаниям и умениям ребенка. Циклы развития всегда предшествуют циклам обучения. В рамках 2 подхода (Джеймс, Торндайк и др.) обучение отожествлялось с развитием, которое истолковывалось как накопление человеком разного рода привычек в процессе обучения. По этой теории любое обучение является развивающим.

В 3 теории (Коффка и др.) сделана попытка преодолеть крайности двух первых подходов. Развитие рассматривается как процесс, от обучения не зависимый, а само обучение, в ходе которого ребенок приобретает новые формы поведения, мыслится тождественным с развитием. С одной стороны, развитие готовит и делает вариантным процесс обучения, с другой стороны, обучение стимулирует процесс развития.

Выготский не согласился ни с одной из этих теорий. Согласно Выготскому, существует единство, но не тождество процессов обучения и внутренних процессов развития. С его точки зрения, обучение не есть развитие. Но, правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения сделались бы невозможными.

Принципы развивающего обучения:

– обучение на высоком уровне сложности;

– ведущая роль теоретических знаний;

– высокий темп обучения;

– осознание школьником процесса учения;

– систематическая работа над развитием всех учащихся.

Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у учащихся потребность в овладении специальными знаниями и умениями, в создании новой схемы решения проблемы, новых способов действия. На первый план выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний, но и поиск и разработка оригинального плана решения задач.

Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащихся в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи.

Развивающее обучение — что это за система организации в педагогике

Развивающее обучение — это система организации обучения, которая ориентируется на потенциальные возможности ребенка. Основывается на концепции Л.С.Выготского, по которой обучение опережает развитие ребенка, чтобы стать движущей силой и средством развития.

Содержание, методы и формы развивающего обучения основываются на закономерностях развития ребенка.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Чему способствует, как влияет на развитие личности

Обучение и развитие тесно связаны. Обучение идет впереди и стимулирует развитие.

Теоретические основы и особенности развивающего обучения

Теория РО опирается на следующие положения:

  1. РО — активно-деятельный тип обучения, который осуществляется с помощью разных видов деятельности.
  2. Опирается на закономерности развития, уровень и особенности ребенка.
  3. Опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие.
  4. Направлено на развитие личности в целом.
  5. Ориентируется на зону ближайшего развития.
  6. Ребенок является полноценным субъектом познавательной деятельности.
  7. Применяет продуктивные методы: анализирующее наблюдение, дискуссия, моделирование, рефлексивная ситуация, квазииследовательский метод.
  8. Целенаправленная учебная деятельность, в которой ребенок сознательно ставит цели, задачи и творчески их достигает.
  9. Осуществляется путем решения учебных задач.
  10. Представляет собой коллективную мыследеятельность и деловое общение.
  11. Использует дедуктивный подход к формированию понятий и способов мышления.

Чтобы реализовать развивающее обучение, необходимо не только знать содержание программ, владеть методами обучения, но и разбираться в психологии, учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Методические подходы РО:

Развивающее обучение — особый вид обучения, который отличается специфическим подходом к определению и реализации целей, содержания и взаимодействия учеников с учителем и между собой.

Принципы развивающего обучения

РО поддерживает партнерские отношения между учеником и учителем на уроке и придерживается следующих принципов:

  1. Главная роль теоретических знаний.
  2. Высокий уровень трудности.
  3. Быстрые темпы обучения.
  4. Осознание школьниками процесса учения.
  5. Целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся.
  6. Между учащимися преобладают коллективно-распределительные отношения, опорой которых является диалог.

Что является главной целью

Цель РО — развитие личности, ее способностей. Для достижения цели структура урока составляется таким образом, чтобы обеспечить учащимся условия для развития, подготовить к самостоятельному освоению знаний, поиску истины.

Виды и формы развивающего обучения

Основные формы организации учебной деятельности на уроке в системе РО:

  1. Фронтальная работа. Ученики выдвигают версии, учитель их обобщает, управляет работой, координирует ее. Постепенно эти функции делегируются нескольким учащимся: кто-то фиксирует версии, кто-то делает обобщения и т.д.
  2. Парная работа. Это способ сократить время на поиск версий и обучать детей взаимопомощи, продемонстрировать навыки обучения других.
  3. Групповая работа. Основной вид организации РО. Между детьми распределяются роли координатора, секретаря, докладчика, оформителя, эксперта, критика и т.п. Ученики поэтапно осваивают способы групповой работы, занимаются поисково-исследовательской работой в условиях сотрудничества, обсуждают итоги работы на общем занятии. Ученики разрабатывают оригинальный план решения задачи, ищут способ проверки решения с помощью самостоятельно выявленных новых связей и зависимостей.
  4. Индивидуальная форма. Высший этап проявления способности к саморазвитию. Эффективна для творческих заданий, социально-значимых и социально-признаваемых проблем.

РО отличается подходом к оценке учебной деятельности учеников. Работа оценивается с точки зрения умственных возможностей ребенка. Оценка отражает его индивидуальное развитие. Если он работает на пределе своих возможностей, то заслуживает высшей оценки, даже если это не лучший результат относительно возможностей других учащихся.

Отметки важны как стимулирующее средство, которое убеждает всех учеников в том, что они способны развиваться и достигать успеха. Задача учителя — вывести каждого ученика в режим развития, пробудить инстинкт познания и самосовершенствования.

В педагогике до сих пор стоит вопрос об определении видов РО. К развивающему можно отнести отечественные авторские системы и школы:

  • В.А.Сухомлинского;
  • Е.А.Ямбурга и А.Н.Тубельского;
  • педагогический опыт С.Н.Лысенковой,
  • В.Ф. Шаталова.

В контексте РО для средней и старшей школы рассматривают проблемное обучение А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова. Для начальной школы оно связано с именами:

  • Л.В. Занкова;
  • Ш.А. Амонашвили;
  • П.Я. Гальперина;
  • Н.Ф. Талызиной.

Традиционно в качестве примера РО рассматривают дидактическую систему Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.

Особенности учебной деятельности по Эльконину-Давыдову

Ведущая роль в формировании интеллекта отводится теоретическому знанию. Необходимо сформировать у учащихся основы теоретического мышления, которое предполагает способность человека постигать суть явлений.

Принципы РО Д.Б.Эльконина-В.В Давыдова:

  1. Основой являются теоретические знания и способы их применения.
  2. Каждый учебный предмет — своеобразная проекция науки, в сжатой форме обучающийся воспроизводит процесс получения знания.
  3. Теоретическое мышление формируется у обучающихся в ходе активной познавательной деятельности.

Учебная задача на уроке решается в такой последовательности:

  1. Педагог или ученики формулируют учебную задачу.
  2. С помощью учителя дети определяют причинно-следственные связи между изучаемыми объектами.
  3. Учащиеся моделируют выделенные отношения в предметной, графической и буквенной формах.
  4. Дети преобразуют модель отношений для изучения их свойств в чистом виде.
  5. Класс определяет систему частных задач, решаемых общим способом.
  6. Выполняется контроль за выполнением предыдущих действий.
  7. Происходит оценка усвоения общего способа, как результата решения данной учебной задачи.

Учебная деятельность по Эльконину-Давыдову — это деятельность по изменению самого ученика.

Мельникова Кристина Эдуардовна


Оскольский политехнический колледж

Непрерывное развитие общества требует формирования индивидуальной, яркой, прагматичной, независимой личности, способной быстро ориентироваться и адаптироваться в социуме. В связи с этим актуальной задачей педагогической деятельности является поиск новых методов обучения, отвечающим потребностям современной личности и общества.

Одним из современных методов обучения является личностно-развивающий подход. Разработка теории личностно-развивающего обучения тесно связана с идеей гуманизации образования. Гуманизация — это реализация принципа мировоззрения, основой которого является уважение к людям, забота о них, убеждение в их больших возможностях к самосовершенствованию.[1]

В основе гуманизации образования лежит человеколюбие, признание за обучаемыми права на всестороннее развитие, создание для этого соответствующих условий. Гуманизация образования подразумевает ориентацию процесса обучения на развитие и саморазвитие личностных качеств обучающихся, на приоритеты общечеловеческих ценностей и взаимодействия личности и социума.

Гуманизация образовательной деятельности направлена на создание таких форм и методов обучения и воспитания, которые обеспечивают эффективное раскрытие индивидуальности учащегося, его познавательных интересов. При этом необходимо создать такие условия, при которых учащийся будет проявлять интерес к процессу обучения, получения новых теоретических и практических знаний и окажется максимально вовлечен в образовательный процесс.

Для реализации гуманистического обучения требуется соблюдение следующих принципов:

  • изучение и знание индивидуальных особенностей (темперамент, характер, взгляды и др.),
  • диагностирование и познание реального уровня сформированности личностных качеств;
  • постоянное привлечение каждого воспитанника к адекватной для него и нарастающей по сложности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности,
  • своевременное выявление и устранение причин, не позволяющих достижение основной цели,
  • оперативное изменение тактики воспитания в случаях появления новых условий и обстоятельств,
  • максимальная опора на собственную активность личности,
  • сочетание воспитания с самовоспитанием личности,
  • ориентирование студентов в выборе целей, методов, форм самовоспитания.[2]

Потребность гуманизации повлекла за собой необходимость разработки иных подходов к теории обучения в педагогической деятельности. Это привело к пересмотру принципов современного образования и педагогической науки и утверждению в общественном сознании и практике обучения идеи гуманизации образования.

Эта идея нашла отражение в педагогике сотрудничества. Под педагогикой сотрудничества понимается установление гуманных взаимоотношений между участниками педагогического процесса. В центре внимания педагогики сотрудничества — уникальная целостная личность, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей. Под сотрудничеством здесь понимается идея совместной развивающей деятельности педагогов и учащихся, объединенная взаимопониманием, познанием духовного мира друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.[3]

Особенность данного подхода заключается в ориентации на свойства личности обучающегося, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с ее способностями. Технологии личностной ориентации направлены на поиск методов и средств обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого учащегося.

Целями педагогики сотрудничества является:

  • переход от педагогики требований к педагогике отношений;
  • гуманно-личностный подход к обучаемому;
  • единство процесса воспитания и обучения.

Главными задачами при таком подходе являются:

  • раскрытие индивидуальных познавательных возможностей каждого учащегося;
  • развитие его индивидуальных способностей;
  • содействие ему в самосознании, самореализации и саморазвитии.

Личностно-развивающий поход в преподавательской деятельности подразумевает концентрацию внимания педагога на личности обучающегося, заботе о развитии его интеллекта, гражданского чувства ответственности, а также духовного воспитания и раскрытии творческого потенциала.

Целью личностно-развивающего обучения также является создание таких условий для полноценного развития личности обучающегося, которые способствуют выработке следующих качеств:

Личностно-развивающее образование предполагает ориентацию на обучение, развитие и воспитание учащихся с учетом их индивидуальных особенностей: возрастных, физиологических, интеллектуальных, психологических. С учетом образовательных потребностей учащихся необходимо ориентироваться на различный уровень сложности доступного материала. При этом возможно выделять группы учащихся по знаниям и способностям в профессиональной направленности, но рассматривать каждого учащегося как уникальную индивидуальную личность.[5]

Таким образом, в личностно-развивающем обучении учащийся становится субъектом деятельности, целостно осуществляет ее на всех этапах, осознает процесс обучения и управляет им. Преподаватель в свою очередь организатором и координатором деятельности учащегося, в процессе которой учит его осуществлять целеполагание, осваивать способы учебной деятельности, формировать навыки самоанализа. Основная задача при этом сводится к обеспечению самоопределения личности в социуме, ее саморазвитие и открытие новых знаний и способов деятельности.

Гост

ГОСТ

Понятие развивающего обучения

Развивающее обучение - направление в теории и практике образования, которое ориентируется на развитие нравственных, познавательных и физических способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей.

В тридцатые годы двадцатого века Л. С. Выготским были заложены основы теории развивающего обучения. Он рассмотрел при этом вопросы соотношения развития и обучения.

Немецкий психолог О. Зельц в те же тридцатые годы двадцатого века провел некоторый эксперимент, который продемонстрировал, как влияет обучение на умственное развитие обучающихся. Существовали в то время три подхода к решению данного вопроса.

При первом подходе (З. Фрейд, Ж. Пиаже и А. Гезелл) считалось, что развитие человека вовсе не зависит от обучения. Обучение, в свою очередь, рассматривалось как процесс, который должен быть согласован с ходом развития человека. Однако в самом процессе развития обучение не участвовало. Согласно данной теории, развитие должно было совершить определенные конечные циклы, а определенные функции должны созреть раньше, чем школа сможет приступить к обучению некоторым навыкам и знаниям ребенка. А циклы развития, в свою очередь, должны всегда предшествовать циклам обучения.

По предложению второго подхода (У. Джеймс, Э. Торндайк и другие) обучение сравнивалось с развитием. А развитие понималось как накопление человеком различных привычек в процессе обучения. Сторонники этого подхода считали, что определенно всякое обучение является развивающим.

В третьей теории (К. Коффка и другие.) была сделана попытка преодолеть крайности двух первых подходов. Развитие в этом подходе понимается как процесс, который не зависит от обучения, но само обучение считается равным развитию. В ходе обучения дети приобретают новые формы поведения и отношения.

Сторонники данного подхода полагали, что развитие делает возможным сам процесс обучения, а обучение стимулирует процесс развития. Эта теория, с одной стороны, полагает, что процесс развития и обучения не зависят друг от друга, а с другой стороны, данная теория находит взаимосвязи этих двух процессов.

Однако Л. С. Выготский не соглашался ни с какой из этих теорий, а сформулировал собственную гипотезу о соотношении обучения и развития. По мнению Выготскому, существует единство, но не тождество процессов обучения и внутренних процессов развития.

Когда Выготский обосновывал свою гипотезу, он изложил содержание основного генетического закона развития психических функций человека. И этот закон является основой для его теории.

Выготский считал, что любая высшая психическая функция в развитии детей появляется два раза. Первый раз — как коллективная деятельность, а второй раз — как индивидуальная деятельность.

Учебная деятельность в развивающем обучении

Когда ребенок приобретает способность учиться, то с этого момента он перестает быть ведомым взрослым человеком. Он становится человеком, который также может обучать самого себя, менять себя. Но такое умение очень редко выделяется из ряда всех остальных школьных умений.

По мнению Д. Б. Эльконина учебная деятельность - это такая деятельность, в которой воспитывается способность к изменению самого себя. Если переход ребенка к саморазвитию к концу начальной школы произошел, то это значит, что появился развивающий характер начального обучения, что обучение осуществляется по законам учебной деятельности.

Учебная деятельность - это система таких условий обучения, которые делают возможным развитие младшего школьника: появление у него способности к изменению самого себя.

Обосновал необходимость освоения теоретических понятий В.В. Давыдов. В соответствии со способами получения определенных новых знаний, а также в соответствии со способом восхождения от абстрактного к конкретному и строится вся учебная деятельность. Однако мышление обучающихся в процессе всей учебной деятельности имеет некоторые сходности с мышлением ученых. Потому что ученые посредством теоретических понятий, обобщений и содержательных абстракций и получают результаты своих исследований.

Когда ученики приступают к овладению определенным учебным предметом, они сначала при помощи учителя анализируют материал, выделяют в нем какие — либо сходности, общее отношение. Так, они понимают, что данный учебный материал проявляется во множестве других частных отношениях. И именно так ученики строят содержательную абстракцию данного предмета. А при продолжении анализа учебного материала, школьники раскрывают связь исходного отношения с его проявлениями. И в этом случае получают содержательное обобщение изучаемого предмета.

Ученики используют в дальнейшем содержательное обобщение и абстракцию для выделения других более частных абстракций, а также для объединения их в конкретном учебном предмете. Это происходит с помощью учителя.

Таким образом, хоть учебная деятельность обучающихся и развертывается в соответствии со способом изложения продуктов духовной культуры, которые уже были получены другими людьми, но внутри этой деятельности в определенной форме сохраняются ситуации и действия, которые были присвоены реальному созданию этих продуктов. Именно благодаря этому способ их получения воспроизводится в сознании каждого из школьников в сокращенном виде.

Развивающее обучение

Когда ученики систематически выполняют учебную деятельность, у них развиваются теоретическое мышление и сознание. Это происходит наряду с усвоением теоретических знаний.

Учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущим видом деятельности, то есть главным среди остальных видов деятельности, которые выполняют дети. Именно потребность в учебной деятельности и побуждает детей к усвоению теоретических знаний, мотивы к усвоению способов их построения, которые направленны на решение задач в учебе.

Такой путь усвоения знаний имеет две характерные ему лишь черты:

  1. мысль школьников при этом усвоении движется от общего к частному целенаправленно
  2. это усвоение направлено на выявление обучающимися условий происхождения содержания усваиваемых ими понятий.

Особенности учебной деятельности по Эльконину - Давыдову

По мнению Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова учебная деятельность является:

  1. общественной по форме своего осуществления (то есть, она осуществляется в соответствии с общественно выработанными нормами);
  2. общественной по своему смыслу (то есть, она является общественно значимой и общественно оцениваемой);
  3. общественной по своему содержанию (то есть, в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, которые были накоплены человечеством).

Учебная деятельность — это такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом обучаемом.

Это деятельность является деятельностью по изменению самого себя. Это значит, что продутом этой деятельности являются те изменения, которые произошли в самом субъекте в ходее выполнения этой деятельности.

Учебная деятельность (сокращенно УД), как уже указывалось, это деятельность направленная, которая имеет своим содержанием овладение обобщенными способами действия в сфере научных понятий. Она должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть только мотивы, непосредственно связанные с ее содержанием, то есть мотивы приобретения обобщенных способов действий, или мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Личные успехи, личное совершенствование приобретает тем самым глубокий общественный смысл.

Читайте также: