Численность юристов в россии доклад

Обновлено: 02.07.2024

В России 3 декабря отмечается День юриста. Хороший повод про них (про нас) поговорить.

Сколько в стране юристов?

А вот информация на начало 2012 года:

По состоянию на декабрь 2012 года была такая информация:

Как видно, проблемы с количеством нет, есть проблемы с качеством.

Какой статус и авторитет сегодня у юристов в России?

Естественно, сразу мы вспоминаем про Владимира Путина и Дмитрия Медведева.

На самом деле, это нормально, когда высшие должности в государстве занимают юристы.

Вот, например, информация по США:

Однако сегодня у россиян отношение к юристам, в том числе, стоящим во главе государства, мягко скажем, неоднозначное.

Действительно, какую можно дать оценку как юристам не только президенту и премьеру, но и многим членам Совета Безопасности Российской Федерации, руководителям Администрации президента, руководителям (и заместителям руководителя) всех силовых ведомств, прокуратуры? Руководителям и членам профильных комитетов по законодательству в Государственной Думе и в Совете Федерации? Как можно оценить деятельность судей Верховного Суда?

Несомненно, все они юристы. В том смысле, что имеют высшее юридическое образование, знают законы и умеют их, при желании, применять.

Но как так вышло, что при таком подкованном по юридической части руководстве страны, у нас ни в одной сфере жизни почти не осталось Права?

Конституция, чьё двадцатилетие мы будем отмечать в этом месяце, в части прав и свобод человека действует весьма условно.

Правоохранительные органы и суды живут какой-то своей жизнью, превратившись в замкнутые в себе корпорации, и от которых ждешь только неприятностей.

О каком Праве можно говорить в стране, где сотни следователей и прокуроров, под прикрытием сотен судей, по указанию с самого верха совершенно безосновательно разоряют крупнейшие компании, сажают их руководителей и сотрудников за решётку? Где выборы – это спецоперация, в которой задействованы тысячи чиновников, полицейских, следователей, прокуроров, судей с четким распределением ролей и единственной целью – лишить граждан избирательного права?

Так в чем причина?

Как представляется, одна из причин – в качестве юридического образования наших нынешних руководителей.

Если почитать их биографии, доступные на официальных сайтах, то можно заметить, что подавляющее большинство из стоящих ныне у руля государственного управления юристов получили высшее юридическое образование не просто во времена Советского Союза, но даже и до горбачёвской перестройки.

А что такое тогда было Право? – Возведённая в закон воля господствующего класса (позднее – всего народа). А на самом деле — приказ начальства. И если я начальник – я это право и творю, как хочу.

И вот сейчас они стали самыми главными начальниками в стране. Так что же может помешать реализации их представлений о целесообразности?

Да и о правах человека в том смысле, в каком мы говорим сейчас, речи тогда не было.

Кроме того, часто высшее юридическое образование, особенно руководителями правоохранительных ведомств, получено не в гражданских вузах и университетах, а в военных или связанных с государственной безопасностью учебных заведениях. Не берусь утверждать, но могу предположить, что такое юридическое образование имеет специфику, а именно: на первом плане всегда решение государственных задач, а уж потом всякие права человека.

Как нетрудно заметить, из этого ряда выбиваются такие юристы как, например, Дмитрий Медведев или председатель Высшего Арбитражного Суда Антон Иванов. Они получили образование уже в конце восьмидесятых.

Но консервативное крыло в руководстве явно превалирует.

Надо заметить, что в течение девяностых годов прошлого века и в первой половине нулевых российские юристы, не самом деле, неплохо потрудились. Был подготовлен и принят целый пакет кодексов и фундаментальных законов. Правоприменительная практика также развивалась в направлении всё большего учёта государством и обеспечения прав различных субъектов отношений.

Но с середины нулевых с Олимпа подули холодные ветры. Вертикаль власти всё больше требовала опоры на административный ресурс, а не на право. Начальство требовало решения задач всеми доступными средствами. Из органов государственной власти стали выдавливать специалистов с принципами и заменять их людьми более гибкими, более лояльными к пожеланиям начальства. Заработал отрицательный отбор. В значительной степени это касается и юристов.

Конечно, и сегодня в органах государственного управления, в спецслужбах, в правоохранительных ведомствах, в прокуратуре, особенно в среднем звене, трудится большое количество высококвалифицированных юристов, получивших современное образование, прекрасно представляющих себе, что такое Право. Но все они вынуждены действовать в узком коридоре возможностей из предложенных обстоятельств.

Также и в судах. Нормальных грамотных и порядочных судей не так уж мало. Но руководством система выстроена так, что идти наперекор – себе дороже.

Не будем здесь говорить про корпус корпоративных юристов, которые целиком заняты отстаиванием интересов бизнеса. Не будем говорить про адвокатов, также занятых, в основном, своими процессами. Но возникает вопрос, а как же наш профессорско-преподавательский состав вузов и университетов? Одна тысяча двести факультетов, говорите? Это те люди, которые готовят нашу высококвалифицированную смену, молодых юристов? Это те люди, которые по определению должны знать и понимать, что под высочайшим руководством страна двинулась вовсе не в сторону правового государства, а в прямо противоположную?

Плюс студенты. 800 тысяч.

И где общественные организации юристов? Почему мы не слышим их голос?

На самом деле, это вопросы не праздные. Что делать порядочному офицеру спецслужбы, следователю, полицейскому, прокурору, судье, если перед ним стоит непростой выбор: совершить подлость в угоду начальству или отказаться? Увольняться? Пусть в системе на одного честного человека станет меньше? А к кому обратиться за поддержкой? Кто мог бы защитить добросовестного сотрудника лучше, чем сильная профессиональная и авторитетная общественная организация? И где они?

У нас есть АЮР. Ассоциация юристов России. В 2005 году созданная путём объединения двух общественных организаций – Союза юристов России и Российского союза юристов. Под патронажем Владимира Путина. И все этажи управления которой с самого верха до низа нашпигованы представителями действующей власти. Да, она предоставляет определенные возможности для обсуждения тех или иных вопросов, предоставляет какие-то карьерные возможности для молодых юристов, но не более.

Однако я убежден, что в государственном аппарате и в судах приспособленцы всё же не займут окончательно все ключевые позиции, а напротив, специалисты с современным пониманием Права и жизненной необходимости для страны демократических Свобод* и Прав человека со временем потеснят косное руководство с советским и охранительным менталитетом.

А в стране будет, наконец, создана сильная независимая общественная организация юристов. Просто нашим выдающимся юристам, коих немало, надо осознать насущную необходимость создания такой организации.

Авторы ставили перед собой цель – дать структурное описание рынка. Статистика и конкретные факты, по мнению исследователей, должны помочь в дискуссии о реформировании института судебного представительства и повышении качества юридической помощи. Тем более, что в 2017 году возможно будет принят закон об адвокатской монополии, то есть делегировании эксклюзивного права на всё судебное представительство адвокатуре. До этого момента законодателям желательно понимать, насколько потенциально может увеличиться численный состав адвокатуры. Авторы исследования подчеркивают, что сейчас оценки количества практикующих юристов без адвокатского статуса сильно разнятся: от 100 тыс. до 1 млн человек. При этом реальное количество практикующих юристов не известно даже государству.

Откуда авторы брали данные?

Обзор подготовлен с использованием базы данных Ruslana, в которой содержится информация по всем юридическим лицам России, Украины и Казахстана. Информацию собирает компания Bureau van Dijk (BvD), созданная в 1991 году.

Доступ к базе данных был предоставлен одному из авторов данного отчета (Д. Скугаревскому) в ходе обучения в докторантуре Женевского института международных исследований и развития (The Graduate Institute of International and Development Studies).

База данных Ruslana является субпродуктом базы данных Orbis. В свою очередь Orbis — это глобальная база данных по юридическим лицам многих стран мира, она аккумулирует информацию из более 150 статистических источников и охватывает более 200 млн компаний. Ruslana содержит информацию только по российским (7 млн), украинским (1,5 млн) и казахским компаниям (0,5 млн). В российском случае основными источниками данных являются: Росстат, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовым рынкам, Вестник государственной регистрации, Банк России и другие источники.

Выгрузку данных произвели 31.07.2016. На тот момент в базе находилось 142 тыс. организаций с первичным кодом деятельности 69.10. После исключения из базы организаций и лиц, не имеющих отношения к рынку юридических услуг (см. выше), в ней осталось 132 тыс. организаций, из которых 40 тыс. имеют статус недействующих. Данный отчет построен в первую очередь на анализе действующих организаций.

Структура обзора

Обзор содержит сведения:

Основные выводы исследователей


Институте проблем правоприменения (The Institute for the Rule of Law) создан в 2009 году в составе Европейского Университета в Санкт-Петербурге.

Миссия ИПП — содействие судебной реформе и утверждению принципа верховенства права в России. Направления деятельности — проведение научных исследований, публикации и доведение до сведения широкой общественности их результатов, инициация общественных дебатов, выработка стратегических рекомендаций для всех заинтересованных сторон, включая тех, кто принимает решения, а также развитие обучающих программ.

Деятельность института поддерживается Сбербанком, Фондом Кудрина по поддержке гражданских инициатив, Российским научным фондом, компанией АФК-Система и Европейским университетом в Санкт-Петербурге.

Европейский Университет в Санкт-Петербурге (ЕУСПб) был учрежден в 1994 году и начал свою работу как обучающая аспирантура по социальным наукам в 1996 году. Благодаря высокому профессионализму и уникальному научному потенциалу Европейский университет приобрел репутацию одного из самых динамичных и современных образовательных учреждений страны.

Количество юристов в России

Количество юристов в России на сегодняшний день достаточно велико. Этот факт был отмечен даже Дмитрием Медведевым во время его нахождения на посту Президента РФ. Кроме юристов также возросло и количество экономистов. Преобладание данных профессий среди абитуриентов вызвано большим уровнем дохода этих специалистов. Но несмотря на значительно возросшее число специалистов в сфере юриспруденции, предложение рабочих мест осталось практически на прежнем уровне.

В соответствии с данными Росстата, лишь половина выпускников юридических факультетов смогли найти работу по специальности. Пятая часть всех студентов, окончивших юридический факультет, относится к Московской области и самому городу Москве. Но не стоит думать, что количество юристов в России соответствует высокому уровню качества судопроизводства. Часто можно увидеть громкий судебный процесс, в котором могут участвовать юристы с невысоким уровнем квалификации.

Причиной такого роста числа специалистов в юридической сфере обусловлено потребностью России в высококвалифицированных работниках, которые помогут стране выйти на высокий международный уровень оказания услуг и соответствовать тем, высоким требованиям, предъявляемым к таким странам. К примеру, после того, как Российская Федерация вступила в ВТО, было выявлено большое количество недочетов системы обучения специалистов, а также нехватка квалифицированных работников. Возможно, это и послужило буму в сфере образования по подготовке юристов, адвокатов и судей.

Количество юристов в России может быть урегулировано предлагаемым количеством мест в высших учебных заведениях. Предполагая будущий рост потребности в профессиональных юристах, вузы стремятся подготовить большее количество мест. Благодаря такой дальновидной политике, нынешнее количество юристов в России, получивших образование, но не работающих по специальности, очень высоко. Отчасти это обусловлено тем, что качество образования не соответствует требованиям юридической сферы. Большое количество выпускников не достаточно образованы и сведущи в юриспруденции.

Работа таких неквалифицированных кадров способна подорвать доверия населения к честности и справедливости соблюдения закона в стране. Недоверие к судебной системе может привести к решению споров между гражданами в несанкционированном порядке, нежелательным конфликтам и правонарушениям.

Конечно, в филиале N-ского государственного машиностроительного института могут оказаться прекрасные профессора и даже заочное обучение может быть блестяще организовано. И наоборот, мощнейший столичный университет может оказаться местом, где даже студенты очного отделения проводят 4–5 лет в блаженном ничегонеделании и получают дипломы без знания предмета. Однако статистика помогает увидеть ряд социальных закономерностей.

В мировой практике есть группа специальностей, которые предполагают последующую работу, связанную с ответственностью за жизнь и здоровье людей. Заочное образование в таких сферах невозможно или почти невозможно. Это медицина, строительство, ряд инженерных отраслей. Каким бы слабым ни был вуз, в котором человек учился, предполагается, что его 5–7 лет ежедневно мучили лекциями и практикумами, благодаря которым в его сознании что-то отложилось. Обычно к этим специальностям предъявляются дополнительные требования, например диплома недостаточно для того, чтобы стать практикующим специалистом, – в России так обстоят дела с медициной. В большинстве стран в число таких специальностей входит и юриспруденция. Не без оснований предполагается, что неквалифицированный юрист не менее опасен для жизни и здоровья людей, чем малограмотный врач или неумелый строитель. В России правоведение исключено из этой группы. Сегодня оно одно из направлений массового поточного образования, весьма слабо связанного с какими-либо требованиями к качеству специалистов. Сам факт, что юридический факультет смогли открыть практически все вузы страны и что образование стало преимущественно заочным, говорит о том, что в России правоведение стало одной из форм базового бакалавриата. Это, в свою очередь, значит, что диплом юриста говорит о его держателе столь же мало, сколь диплом, скажем, менеджера.

Почему так происходит? Во-первых, в советское время юристы практически утратили профессиональную автономию и высокий профессиональный статус. Юрист, особенно работающий за пределами правоохранительных органов, рассматривался как обычный клерк, да еще и узкоспециализированный.

В-третьих, даже там, где формально можно работать и без юридического образования, возникает иллюзия его полезности. Практически любой чиновник, сотрудник крупной компании, директор небольшой фирмы – все они сталкиваются с постоянно и хаотично меняющимся регулированием, убийственно низким качеством правовых актов, их нечитабельностью. Многие в этой ситуации поддаются иллюзии, что юридическое образование, пусть даже и заочное, спасет им жизнь, или о том, что работник с юридическим дипломом будет лучше понимать происходящее.

Авторы – научный сотрудник и ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)

Читайте также: