Вокальная и инструментальная музыка 5 класс доклад

Обновлено: 04.07.2024

Обозначает всё это исполнение музыки. Но не всегда. Например, музицированием редко обозначают концертное исполнение или звучание парадного марша, танцев. А вот игру на музыкальных инструментах или пение в быту при небольшой аудитории, для самих себя, друг для друга – дома, в камерных залах или на воздухе, - обычно называют музицированием. Музицирование – очень важный показатель музыкальной культуры общества, да и культуры вообще, так же как чтение, занятия поэзией, участие в любительском театре, рисование, рукоделие и т.д., то есть любой вид активного приобщения к искусству в виде собственного творчества, независимо от того, профессиональное оно или любительское.

ВложениеРазмер
vokalnaya_i_instrumentalnaya_muzyka_-_tsvetnaya.doc 55.5 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Музыка – ( инструментальная и вокальная )

« Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает:

В этих словах А.С.Пушкина о музыке сказано так много, что можно и книг не писать. Музыка – вид искусства в котором мысли и чувства выражены звуками.

Обозначает всё это исполнение музыки. Но не всегда. Например, музицированием редко обозначают концертное исполнение или звучание парадного марша, танцев. А вот игру на музыкальных инструментах или пение в быту при небольшой аудитории, для самих себя, друг для друга – дома, в камерных залах или на воздухе, - обычно называют музицированием. Музицирование – очень важный показатель музыкальной культуры общества, да и культуры вообще, так же как чтение, занятия поэзией, участие в любительском театре, рисование, рукоделие и т.д., то есть любой вид активного приобщения к искусству в виде собственного творчества, независимо от того, профессиональное оно или любительское.

не программная и т.д. По сравнению с вокальной музыкой у инструментальной есть потери и преимущества. Она уступает вокальной в непосредственности и теплоте человеческого голоса, но превосходит её в разнообразии и богатстве тембров, регистров, диапазона, скорости смены звуков, долготе тянущегося звука, комбинациях тембров и т.п., всего не перечислишь. Именно поэтому выразительные возможности инструментальной музыки неисчерпаемы, и ей подвластны самые разнообразные эмоции и образы. Недаром древние греки считали инструментальную музыку высшим, божественным искусством.

Нет ничего прекраснее человеческого голоса. Говорят, что каждый инструмент хорош настолько, насколько он приближается к голосу, А голос – это инструмент музыканта-вокалиста.

Большинство из нас, не задумываясь, назовёт Фёдора Ивановича Шаляпина как эталон певца. Но далеко не каждый знает, что дело не только в его замечательном голосе, но и в выдающемся артистизме, который воздействует на нас даже с дисков старинных пластинок.

Голос, конечно, главный предмет заботы вокалиста. Для того, чтобы этот инструмент служил долго, был выносливым, - требуется основательная тренировка, постановка голоса (бывает, впрочем, природная), ведь человеческий голос – инструмент тончайший и хрупкий. Тренировка заключается во владении дыханием, мышцами горла, рта и лица.

Но для музыканта, как известно, инструмент – это ещё не всё. Душа, музыкальность, интеллект – словом, личность – вот важнейшее условие для рождения настоящего певца. Но и актёрские данные необходимы. Иначе, кто же поверит тому образу, который заключён в исполняемом произведении?

Голос человека, его тембр, тон, вибрация говорят о человеке гораздо больше, чем он подчас хотел бы. И как бы ни был красив от природы тембр, как бы ни была высока вокальная техника, - слава и популярность певца обеспечивается только комплексом, сочетанием профессиональных и человеческих качеств. Это счастливое сочетание характерно для выдающихся певиц XIX века Дж.Гризи и А.Патти, для наших современников И.С.Козловского и Н.А.Обуховой, М.Кабалье и Д.Фишера-Дискау.

Владение вокалом, обеспечивающее чистое и выразительное пение, даёт возможность с наибольшей точностью донести до слушателя замысел автора и доставить ему подлинное наслаждение. Существуют десятки методик обучения пению. Это тонкое и кропотливое искусство, первенство в котором уже на протяжении трёх-четырёх столетий удерживают итальянские мастера. Под влиянием итальянской школы сложились и другие национальные школы, в том числе и русская. Однако манеру пения обычно определяет репертуар. Так, Владимир Атлантов, например, поёт русскую музыку в русской манере, а итальянскую – в итальянской, которой он владеет в совершенстве.

Вокальная музыка самая древняя и вечная. Она неотделима от текста, от слов. Её образный диапазон – от древнейших обрядовых заклинаний до филосовских откровений. Колыбельные песни и литургии, любовная лирика и гимны, опера и джаз, оратория и рок, старинный романс и песня протеста – всё это вокальная музыка.

Любое соединение певческих голосов представляет собой вокальный ансамбль. Строго говоря, даже хор. В музыкальной практике сложились как типичные небольшие вокальные ансамбли: дуэты, трио, квартеты, октеты. Эти ансамбли бывают смешанные, а бывают однородные: женские или мужские. Надо добавить, что вокально-ансамблевое музицирование имеет свойство доставлять людям особое удовольствие. В эпоху Ренессанса это было одним из любимейших занятий, да и позже, в XVIII – XIX веках, домашнее и салонное музицирование, как правило, включало в себя и ансамблевое пение, Много поют и народные умельцы и любители пения. Городские жители сейчас, к сожалению, поют совсем мало, всё больше слушают. Петь, слушая свой голос вместе с остальными, подстраиваться, вместе переживать музыку – одно из самых радостных занятий. Если вы никогда не пробовали, попробуйте, не пожалеете!

Что касается хоровой музыки, которая тоже относится к вокальной, то о ней нужно говорить отдельно, поскольку это явление особое.

Поскольку музыка исполняется не только одним человеком – солистом, но гораздо чаще – несколькими, а то и многими музыкантами, то всякий коллектив исполнителей, от двух человек до тысячных масс,- это ансамбль. Но употребляется это слово в музыке обычно в двух значениях.

Первое: ансамблем, как правило, называют небольшой коллектив музыкантов, от двух до десяти – пятнадцати человек.

Второе: под ансамблем часто подразумевают слаженность исполнения.

Когда трогают струны гитары, кажется, что трогают струны твоей души. В этой тайне нашего родства с этим инструментом, наверное, и заключается разгадка его необыкновенной истории. Из всех инструментов нового времени гитара самая старая: в XIII веке она была уже широко известна в Испании. И несмотря на это, популярность гитары продолжает расти. По мере того, как сменяются эпохи и музыкальные стили, в ней раскрываются новые возможности и новые качества. Но самое поразительное заключается в том, что гитара не имеет социальных и жанровых границ. Она доступна и простолюдину и аристократу, равно любима ими. На гитаре одинаково хорошо звучит аккомпанемент к старинному или цыганскому романсу и уникальные джазовые импровизации Александра Дольского, сюиты И.С.Баха и рок-музыка.

Более того, гитара не знает национальных границ. В каждой стране, где она приживается, гитара становится народным инструментом, обогащая новую культуру. Песни итальянские и русские, английские и негритянские, испанские и французские звучат под гитару так, словно родина гитары каждая из этих стран.

Гитара прекрасно звучит с голосом и с органом, с хором и духовыми инструментами. Неповторима и ни с чем несравнима гитара соло или дуэт гитар. Испанский стиль сольной игры на гитаре ( фламенко ) обладает предельной экспрессией, романтической взрывчатостью, требует от исполнителя сочетания феноменальной техники игры с огромной внутренней эмоциональностью. Всеми этими качествами обладает выдающийся исполнитель в стиле фламенко Пако де Лусия.

Крупнейшим гитаристом современности был Андре Сеговия. Для него писали музыку многие композиторы Западной Европы и Латинской Америки. Выдающиеся советские гитаристы А.М.Иванов-Крамской и Л.Ф.Андронов унаследовали традиции русской гитарной школы, у истоков которой были прославленные гитаристы А.О.Сихра (1773 – 1850) и М.Т.Высоцкий (около 1791 – 1837).

Классическая гитара шестиструнная. Известная нам семиструнная гитара представляет собой национальный русский вариант, привившийся частично и в Польше. Сегодня в век техники появились модернизированные разновидности инструмента: гавайская гитара ( с металлическими струнами), оркестровая (или джазовая) и конечно-же электрогитара.

Древнейший, интернациональный, универсальный и, по-видимому, вечный инструмент, он необходим многим, начиная от маленьких детей, обожающих игрушечные барабанчики (гроза взрослых, страдающих от шума),-кончая всеми разновидностями оркестров и всеми жанрами серьёзной музыки. О роли барабанов в эстраде, рок-музыке и джазе много можно и не говорить. Их без него просто не было бы.

Воспроизведение ударных звуков так же необходимо человеку, как и пение. Оно выражает естественную потребность в ритме и движении и связано прежде всего с ходьбой, маршем и танцем, а также с обрядами. У многих народов ритм и звуки барабана имеют ритуально-магический смысл. Особенно распространён барабан в Африке. Не потому ли, что её солнечные народы обладают такой природной двигательной активностью, какую европейцам трудно даже представить? Любопытно, что барабан каждый народ, видимо, изобретал сам. Ведь это всего лишь кусок кожи животного, натянутый на полый корпус или раму, да палочки, которые всегда найдутся, хотя и ладони рук прекрасно годятся для игры на барабане.

Из всех разновидностей барабана в нашу эпоху в Европе используются две: большой и малый барабан. Большой барабан, на котором играют деревянной колотушкой с мягким наконечником, имеет звуки от приглушенно-мрачных – до мощных и грозных. На малом барабане играют с помощью двух деревянных палочек. Его звук сухой и резкий, на нём великолепно получаются дробь и сложные ритмические фигуры.

Поскольку звук барабана не имеет высоты, ноты записывают на одной строчке.

Младенец, играющий с погремушкой, уже приобщается таким образом к ударным инструментам. А если вспомните, какое удовольствие вам в раннем детстве доставляло позвенеть крышками и сковородками, побарабанить по деревяшкам и т.д., вы поймёте, какое место в жизни человека занимает эта столь примитивная форма музицирования. Первыми ударными были деревянные инструменты. Следующими – те, что делались из кожи животных, натянутой на полый корпус. Наконец, последние появились металлические.

Большинство ударных инструментов не имеют точной высоты звука (барабаны, кастаньеты, трещотки, бубны, тамтам и др.). Поэтому их роль прежде всего ритмическая, хотя очень важен и тембр, богато окрашивающий оркестр или ансамбль. Но немало инструментов, имеющих определённую высоту. Это колокола и колокольчики, литавры, ксилофон, гонг, челеста и др. Они используются как мелодические и гармонические. Их тембр также чрезвычайно важен.

Ударные инструменты имеют столь же большое значение в оркестре и ансамбле, сколь струнные и духовые. Очень велика их роль в джазе (в который они пришли вместе с африканским фольклором) и конечно, в рок-музыке, где они являются одним из главных инструментов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Не существует единого, четкого определения музыкального жанра, постольку существует великое множество его классификаций.

Нередко приходится слышать о разделении музыки на народную и композиторскую, народную и классическую, классическую и эстрадную, классическую и современную и т.д. При этом все вышеперечисленные жанры подразделяются, в свою очередь, на вокальные и инструментальные.

Музыкальный жанр – это концепт, включающий в себя разнородные явления, начиная с песни, танца и марша и заканчивая оперой, балетом и симфонией.

В некоторых случаях понятие жанра тесно сближается со стилем. Ведь чтобы определить жанр какого-либо музыкального произведения, нужно, как и при определении его стиля, выделить набор определенных черт, позволяющих причислить это музыкальное произведение к какой-то конкретной группе произведений и отграничить от других групп.

И в случае определения жанра, и в случае определения стиля музыкального произведения, обычно учитываются и оцениваются такие составляющие музыкального языка, как музыкальная форма (строение музыкального произведения), его метроритмические и темпоритмические особенности, присутствие или отсутствие определенных интонаций, ладогармонические и фактурные особенности и целый ряд других. Но при определении стиля, помимо перечисленных, большую роль играют агогика, характер артикуляции и штрихи.

Невозможно перепутать, например, оперу, которую принято относить к вокальному жанру, с балетом, который относится к инструментальному жанру. Но зато и балет, и оперу объединяет то, что они относятся к театральным музыкальным жанрам.

Говоря о театральных жанрах, приходим к определению жанра через функциональность. С древних времен музыка выполняет в человеческом обществе определенную роль. Уже тогда, на заре человечества, песня (вокальный жанр) и ритуальный танец (инструментальный жанр) сопровождают человека на протяжении всей жизни. С древности ведет свое происхождение и марш (преимущественно, инструментальный жанр), который сопровождает самые значимые события: ритуальные жертвоприношения, свадьбы, военные походы, торжества и похороны.

Песню, танец и марш также принято причислять к жанрам. Д. Кабалевский называл их тремя китами музыки. В свете такой классификации, любое музыкальное произведение (или отдельные его фрагменты и части, если это крупная форма), независимо от того, вокальное оно или инструментальное, рассматривается с точки зрения принадлежности его либо к песенному, либо к танцевальному, либо к маршевому жанру.

Для вокальной музыки, конечно, больше характерна песенность, но это вовсе не означает, что в инструментальных произведениях песенность не может присутствовать. Например, существуют, как вокальные, так и инструментальные баллады, романсы, арии и т.д.

Итак, к вокальному жанру относится, прежде всего, песня. Можно сказать, что из песни вырастает само понятие вокальный жанр.

Невозможно перечислить все произведения, относящиеся к данному жанру. Только народных песенных жанров великое множество. Это и колыбельные, и свадебные, и застольные, и трудовые, и, в конце концов, воровские песни.

Баллады и романсы – яркие примеры вокально-инструментального жанра. Существует также ансамблевая вокальная музыка: мотеты, канты. Особенно популярна такая музыка становится в эпоху Возрождения.

К вокальным жанрам относятся произведения, написанные для хора. В Средние века хоровая музыка обслуживала, в основном, нужды церкви. Основные хоровые жанры: хоралы, кантаты, оратории.

В эпоху барокко зарождается и продолжает развиваться и доныне один из важнейших вокальных жанров – опера.

Песенный или вокальный жанр в настоящее время живет и развивается в современной эстрадной музыке.

Танец и марш относятся к инструментальным жанрам.

Танцев, так же, как и песен, великое множество. Вальс, мазурка, полька, полонез, контрданс, котильон и другие историко-бытовые танцы были неотъемлемой частью балов XIX века. А в эпоху барокко из еще более старинных танцев начали формироваться важнейшие жанры инструментальной музыки – сюита и старинная соната. Тогда же появляются кончерто grossi.

Позднее, в классическую эпоху, возникают инструментальные жанры, дожившие до наших дней: камерная соната, концерт и симфония. В произведениях этих жанров используются песенные, танцевальные и маршевые темы.

Музыка, в которой ведущая роль принадлежит голосу, называется вокальной. Она может быть написана для одного, двух или множества исполнителей, причем как с сопровождением, так и без него. Жанры вокальной музыки, так же как и инструментальной, пройдя долгий путь развития, формировались под влиянием общественных функций искусства.

Жанры вокальной музыки:

Появилась еще в незапамятные времена. Она объединяет литературный текст с довольно простой запоминающейся мелодией. Этот самый древний и первичный жанр, в ходе своей эволюции, широко дифференцировался. Первые песни, созданные народом, передавали все многообразие сельской жизни (календарно-обрядовые, семейно-бытовые, хороводные и плясовые). С течением времени появляются более профессиональные авторские сочинения.

Этот жанр камерной вокальной музыки сформировался во второй половине девятнадцатого века. Романсом называется музыкальное произведение, написанное для голоса с сопровождением (арфа, фортепиано, гитара). При этом задача аккомпанемента заключается в более полном раскрытии содержания сочинения, передающего глубоко лиричные и тонкие переживания автора. К этому жанру обращались такие известные композиторы, как П. Чайковский, М. Мусоргский, А. Алябьев, М. Глинка, С. Рахманинов и др.

Так называется музыкальное произведение, написанное на легендарный или исторический сюжет. Оно несет в себе повествовательное, эпическое и в то же время лирическое начало. Первые музыкальные баллады появились в Шотландии и Англии. Они исполнялись солистом в сопровождении хора, повествуя о различных исторических, сатирических или драматических событиях. Основоположником этого жанра в вокальном искусстве считается Ф. Шуберт.

Вокальное произведение для одного голоса с аккомпанементом, соответствующее драматическому монологу, обычно в составе оперы, оперетты, оратории или кантаты.

  1. Вокализ (Вокализ из к\ф «Русалочка, Анна Руднеева)

Раньше вокализы сочинялись преподавателями пения для учебных целей, как этюды для голоса, и не имели художественного значения. Теперь это самостоятельные художественные произведения для голоса с сопровождением (например концерт для голоса с оркестром). Увлекаются сейчас вокализацией на несколько голосов.

  1. Ансамбль (It`s sand, Man - вокальный ансамбль Эва)

для двух исполнителей — дуэт,

для трех — трио, или терцет,

для четырех исполнителей — квартет,

для пяти исполнителей — квинтет,

для шести — секстет,

для семи — септет,

для восьми — октет, и т. д.

Поют еще и вместе по 20 — 30 человек и это уже называется хор.

  1. Хор (Jingle Bells в исполнении хора МВД)

Хор — это прежде всего певческий коллектив, исполняющий вокальную музыку. Но хор — это и музыкальное произведение, написанное для хорового исполнения.

Хоры бывают разные прежде всего по составу исполнителей: однородные — отдельно детский, женский или мужской, и смешанные, когда одновременно или в разных сочетаниях в хоре участвуют и детские, и женские, и мужские голоса.

Хоры бывают одноголосные, когда все вместе поют одну мелодию, и многоголосные, когда у каждого голоса своя мелодия.

Хоры поют а capella, то есть без сопровождения, и с инструментальным сопровождением.

В хоре все голоса сливаются в единое могучее звучание, а потому хоровая музыка воплощает в себе переживания больших народных масс. Так, во всяком случае, хор используется в опере.

  1. Канон (В. А. Моцарт. Канон "Аллилуйя". Исполняет молодежный вокально-хоровой ансамбль "Ирис")

Это такое исполнение одной мелодии хором, когда каждый голос (а их два, три, четыре, а то и больше) начинает петь одну и ту же мелодию, с нарочитым опозданием, один за другим.

Рефлексия.

  1. Что нового вы узнали на уроке?
  2. Что интересного вы узнали на уроке?
  3. А что было не интересного на уроке сегодня?
  4. Какие жанры вокальной музыки вы знали? А какие жанры узнали?
  5. Какой жанр вокальной музыки вам показался наиболее интересным? Почему?

Песня без слов – жанр камерной инструментальной музыки, получивший распространение в творчестве композиторов-романтиков, как правило, лирического содержания.

Романс – пьеса для голоса с музыкальным сопровождением, написанная на стихотворный текст, как правило, лирического содержания.

Обязательная литература

  1. Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

История музыкальной культуры развивалась таким образом, что песенные жанры постепенно стали переходить в инструментальную музыку. Партию, которую раньше пропевал голос, теперь стал исполнять музыкальный инструмент, соответственно, без литературного текста. Такие инструментальные произведения по фактуре часто напоминают свои вокальные прообразы: инструмент, как и голос, исполняет мелодию с аккомпанементом, иначе говоря, музыкальным сопровождением. Названия этих пьес тоже часто соответствуют их вокальным первоисточникам: вокализ, песня, ария, романс, серенада и другие. Выразительность музыкальных интонаций, характерный тембр и расширенный, по сравнению с голосом, диапазон инструмента не только компенсируют отсутствие текста, но и способны передать больший спектр чувств, переживаний и эмоциональных состояний. Отсутствие текста даёт слушателям больше свободы в восприятии музыки: каждый человек индивидуален, и у каждого в сознании возникают от прослушивания различные образы…

Рассмотрим подробнее некоторые жанры, характерные как для вокальной, так и для инструментальной музыки.

Также мы можем послушать эту пьесу в исполнении разных музыкальных инструментов, благодаря чему музыка приобретает другой характер и оттенки настроения.

Голос в этой музыке звучит как инструмент, а инструмент – как голос! Это возможно благодаря родству речевой и музыкальной интонации, лежащей в основе как разговорного, так и музыкального языка.

Другой жанр, пришедший в инструментальную музыку из вокальной – это песня без слов. В самом названии уже заложено определение этого жанра.

Ещё один жанр, который успешно существует как в вокальной, так и в инструментальной музыке – это романс.

Романс – пьеса для голоса с музыкальным сопровождением, написанная на стихотворный текст, как правило, лирического содержания.

Трудно найти жанр, который был бы столь популярен и сохранял свою актуальность на протяжении нескольких веков. Со временем романс стал использоваться и в инструментальной музыке.

Примеры заданий из тренировочного модуля

№ 1. Какой из музыкальных жанров предназначен для исполнения голосом?

На уроке рассматриваются жанры, которые предполагают песенную основу. Марш и вальс сопровождают движение, строевой шаг или танец.

Правильный ответ: романс.

№ 2. Что из предложенных вариантов отсутствует в вокализе?

Читайте также: