Европейский кодекс поведения для медиаторов доклад

Обновлено: 19.05.2024

Настоящий Кодекс устанавливает ряд принципов, к которым может добровольно присоединиться любой медиатор под свою собственную ответственность. Кодекс предназначен для применения во всех видах медиации по гражданским и коммерческим делам.

Организации, оказывающие услуги медиации, также могут взять на себя эти обязательства, потребовав от своих медиаторов соблюдения данного кодекса. Организации могут обнародовать информацию о тех мерах, которые они предпринимают для обеспечения соблюдения кодекса со стороны своих медиаторов, к примеру, посредством обучения, оценки и контроля их деятель­ности.

Приверженность кодексу не должна вступать в противоречие с национальным законодательством или правилами, установленными в отдельных профессиях.

Организации, оказывающие услуги медиации, могут разрабатывать более детальные кодексы, адаптированные к определенному контексту, типу предла­гаемых медиационных услуг или к отдельным сферам, таким, как медиация в семей­ных отношениях или в сфере потребления.

1. КОМПЕТЕНТНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ МЕДИАТОРОВ

1.1. Компетентность медиатора

Медиаторы должны быть компетентны и хорошо осведомлены в процедурах медиации. Это подразумевает надлежащее обучение, непрерывное обновление знаний и практики медиации в соответствии со стандартами и принципами их аккредитации.

1.2. Назначение медиатора

Медиатор согласовывает со сторонами подходящее время для проведения медиации. Прежде, чем назначить встречу медиатор обязан убедиться в собственной компетентности для проведения данной медиации, и, по требованию сторон, предоставить информацию относительно своего опыта и практики медиации.

1.3. Реклама услуг медиации

Медиаторы вправе рекламировать и продвигать свои услуги профессиональным, правдивым и достойным образом.

2. НЕЗАВИСИМОСТЬ И БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ

2.1. Независимость и нейтралитет медиатора

Медиатор не должен действовать, или, начав работу, должен приостановить деятельность, при обнаружении обстоятельств, которые могут повлиять на его независимость или вызвать конфликт интересов. Обязанность выявления таких обстоятельств является непременной обязанностью медиатора в течение всего про­цесса медиации.

К таким обстоятельствам относятся:

- личные или деловые отношения медиатора с одной из сторон;

- финансовая или иная заинтересованность медиатора в результате медиации, прямая или косвенная;

- наличие факта сотрудничества медиатора или любого другого работника его же фирмы с одной из сторон в каком-либо качестве помимо медиации.

В этих обстоятельствах, по согласию сторон, медиатор может начать или про­должить медиацию в том случае, если он уверен в своей способности сохранять пол­ную независимость и нейтральность для обеспечения абсолютной беспри­страст­ности.

2.2. Беспристрастность медиатора

Медиатор всегда должен действовать беспристрастно, ставя перед собой в качестве приоритетной задачи оказывать равные услуги обеим сторонам во имя осуществления самой медиации.

3. СОГЛАШЕНИЕ О МЕДИАЦИИ, ПРОЦЕСС, УРЕГУЛИРОВАНИЕ И ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ

3.1. Процедура медиации

Медиатор должен убедиться, что стороны понимают особенности процесса медиации, а также роль медиатора и самих сторон в этом процессе.

Медиатор должен принять все необходимые меры, чтобы еще до начала медиации стороны поняли все положения и условия соглашения о медиации, включая в особенности какие бы то ни было дополнительные условия в отношении обязательств медиатора и сторон касательно конфиденциальности.

Соглашение о медиации, по договоренности сторон, должно быть составлено в письменной форме.

Медиатор должен надлежащим образом проводить процедуру медиации, принимая во внимание различные обстоятельства дела, включая возможный дисбаланс сил и нормы права, а также брать в расчет любые пожелания сторон и необходимость быстрого урегулирования спора. Стороны должны выразить добровольное согласие с медиатором в отношении правил и способов, которыми будет проводиться медиация.

Медиатор, если сочтет это необходимым, может выслушивать стороны по отдельности.

3.2. Справедливость процесса медиации

Медиатор является гарантом того, что стороны, вовлеченные в процесс, име­ют равные возможности.

Медиатор может прекратить медиацию и сообщить сторонам, если сочтет это умест­ным, в случае, если:

- готовящееся соглашение, по мнению самого медиатора, в соответствии с обстоятельствами дела и его компетентностью, не будет иметь законной силы или окажется незаконным;

- если медиатор сочтет, что продолжение медиации вряд ли приведет к урегулированию.

3.3. Завершение процесса медиации

Медиатор должен принимать все необходимые меры, чтобы гарантировать возникновение согласия сторон на основе полноценной и достоверной информации, и понимания условий соглашения.

Стороны могут отказаться от медиации в любое время, без объяснения при­чин

Медиатор может, по согласию сторон, в рамках своей компетентности, информировать стороны относительно того, как они могут оформить соглашение и сделать его выполнимым.

3.4. Вознаграждение медиатора

Если предварительной договоренности не существовало, медиатор должен всякий раз предоставлять сторонам полную информацию относительно способа вознаграждения, который он планирует применить. Медиатор не должен соглашаться на медиацию прежде, чем способ его вознаграждения не будет принят всеми заинтересованными сторонами.

Медиатор должен соблюдать конфиденциальность в отношении всей информации, полученной в процессе медиации, включая и сам факт того, что медиация имела место или будет происходить. Исключениями считаются случаи, затрагивающие основы государственных интересов и требования законодательства. Любая информация, полученная медиатором от одной из сторон в рамках конфиденциальности, не будет раскрыта им другой стороне без разрешения первой, за исключением тех случаев, когда этого требует законодательство.

ЕВРОПЕЙСКИЙ КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ МЕДИАТОРОВ

  • Настоящий Кодекс устанавливает ряд принципов, к которым может добровольно присоединиться любой медиатор под свою собственную ответственность. Кодекс предназначен для применения во всех видах медиации по гражданским и коммерческим делам.
  • Организации, оказывающие услуги медиации, также могут взять на себя эти обязательства, потребовав от своих медиаторов соблюдения данного кодекса. Организации могут обнародовать информацию о тех мерах, которые они предпринимают для обеспечения соблюдения кодекса со стороны своих медиаторов, к примеру, посредством обучения, оценки и контроля их деятельности.
  • В соответствии с кодексом медиация - это любой процесс, где две или более сторон соглашаются на привлечение третьей стороны - в дальнейшем "медиатора" - чтобы помочь сторонам решить спор посредством соглашения без судебного решения и вне зависимости от того, как этот процесс может быть назван или обычно называется в том или ином государстве.
  • Приверженность кодексу не должна вступать в противоречие с национальным законодательством или правилами, установленными в отдельных профессиях.
  • Организации, оказывающие услуги медиации, могут разрабатывать более детальные кодексы, адаптированные к определенному контексту, типу предлагаемых медиационных услуг или к отдельным сферам, таким, как медиация в семейных отношениях или в сфере потребления.

1. КОМПЕТЕНТНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ МЕДИАТОРОВ

1.1 Компетентность медиатора

  • Медиаторы должны быть компетентны и хорошо осведомлены в процедурах медиации. Это подразумевает надлежащее обучение, непрерывное обновление знаний и практики медиации в соответствии со стандартами и принципами их аккредитации.

1.2 Назначение медиатора

  • Медиатор согласовывает со сторонами подходящее время для проведения медиации. Прежде, чем назначить встречу медиатор обязан убедиться в собственной компетентности для проведения данной медиации, и, по требованию сторон, предоставить информацию относительно своего опыта и практики медиации.

1.3 Реклама услуг медиации

  • Медиаторы вправе рекламировать и продвигать свои услуги профессиональным, правдивым и достойным образом.

2. НЕЗАВИСИМОСТЬ И БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ

2.1 Независимость и нейтралитет медиатора

  • Медиатор не должен действовать, или, начав работу, должен приостановить деятельность, при обнаружении обстоятельств, которые могут повлиять на его независимость или вызвать конфликт интересов. Обязанность выявления таких обстоятельств является непременной обязанностью медиатора в течение всего процесса медиации.

К таким обстоятельствам относятся:

- личные или деловые отношения медиатора с одной из сторон;

- финансовая или иная заинтересованность медиатора в результате медиации, прямая или косвенная;

- наличие факта сотрудничества медиатора или любого другого работника его же фирмы с одной из сторон в каком-либо качестве помимо медиации.

  • В этих обстоятельствах, по согласию сторон, медиатор может начать или продолжить медиацию в том случае, если он уверен в своей способности сохранять полную независимость и нейтральность для обеспечения абсолютной беспристрастности.

2.2 Беспристрастность медиатора

  • Медиатор всегда должен действовать беспристрастно, ставя перед собой в качестве приоритетной задачи оказывать равные услуги обеим сторонам во имя осуществления самой медиации.

3. СОГЛАШЕНИЕ О МЕДИАЦИИ, ПРОЦЕСС, УРЕГУЛИРОВАНИЕ И ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ

3.1 Процедура медиации

  • Медиатор должен убедиться, что стороны понимают особенности процесса медиации, а также роль медиатора и самих сторон в этом процессе.
  • Медиатор должен принять все необходимые меры, чтобы еще до начала медиации стороны поняли все положения и условия соглашения о медиации, включая в особенности какие бы то ни было дополнительные условия в отношении обязательств медиатора и сторон касательно конфиденциальности.
  • Соглашение о медиации, по договоренности сторон, должно быть составлено в письменной форме.
  • Медиатор должен надлежащим образом проводить процедуру медиации, принимая во внимание различные обстоятельства дела, включая возможный дисбаланс сил и нормы права, а также брать в расчет любые пожелания сторон и необходимость быстрого урегулирования спора. Стороны должны выразить добровольное согласие с медиатором в отношении правил и способов, которыми будет проводиться медиация.
  • Медиатор, если сочтет это необходимым, может выслушивать стороны по отдельности.

3.2 Справедливость процесса медиации

  • Медиатор является гарантом того, что стороны, вовлеченные в процесс, имеют равные возможности.
  • Медиатор может прекратить медиацию и сообщить сторонам, если сочтет это уместным, в случае, если:

- готовящееся соглашение, по мнению самого медиатора, в соответствии с обстоятельствами дела и его компетентностью, не будет иметь законной силы или окажется незаконным;

- если медиатор сочтет, что продолжение медиации вряд ли приведет к урегулированию.

Европейский Кодекс (European Code of Conduct for Mediators) был разработан инициативной группой практикующих медиаторов (посредников), представляющих более 30 европейских организаций, имеющих дело с альтернативными способами разрешения споров, при поддержке Европейской Комиссии и принят на конференции в Брюсселе 02.06.04 г. НП "ЛИГА МЕДИАТОРОВ" разделяет принципы, изложенные в "Европейском Кодексе поведения медиаторов", и предлагает ознакомится с его содержанием.

КОДЕКС

профессиональной этики медиатора-посредника

1. Общие положения.

1. Кодекс формулирует:

  • Определение основных понятий,
  • Виды деятельности медиаторов,
  • Морально-этические и принципы профессиональной деятельности медиатора,
  • Отношения медиатор-медиатор,
  • Отношения медиатор-клиент.

2. Определение основных понятий.

Медиатор – специалист, обладающий навыками организации и проведения переговоров в роли третьей стороны в условиях конфликта.

Конфликтологический посредник - медиатор, осуществляющий подготовку сторон к медиации с соблюдением принципов медиации.

Клиент - сторона конфликта, обратившаяся за помощью к процедуре досудебной медиации или примирения.

Медиация - процедура добровольных переговоров с участием третьей нейтральной стороны с целью урегулирования или разрешения конфликта/спора.

Эффективная медиация - проведенная с учетом интересов сторон-участников переговоров, в результате которой достигнуто примирение, урегулирование или разрешение конфликта, оформленное в виде медиативного или мирового соглашения с взаимно обеспеченными к исполнению обязательствами сторон.

3. Виды деятельности, осуществляемые медиатором:

  • подготовка к медиации, организация, сопровождение и проведение переговоров;
  • консилиация (челночные консультации при подготовке к медиации)
  • консультирование участников конфликта при подготовке к медиации;
  • конфликтологический коучинг.

2. Правила профессиональной деятельности медиаторов

1. Морально-этические нормы.

  • Следить за соответствием результатов своей работы интересам общества в целом, стремиться к профессионализации и гуманизации управленческих отношений и повышению уровня деловой культуры в российском обществе.
  • Способствовать развитию своего профессионального сообщества, в том числе через передачу коллегам своего опыта и методов работы, помощь друг другу в поиске клиентов, взаимную поддержку в трудных консультационных случаях и т.п.
  • Прилагать усилия для информирования общества (общественности) о преимуществах профессионального подхода к переговорам и эффективности медиации и других методов (процедур) разрешения конфликтов.
  • Медиатор обязан уважать ценности и интересы участников медиации.
  • Относиться к коллегам по профессии в духе уважения, доверия и благожелательного сотрудничества;
  • Обеспечивать в своей деятельности высокие уровень культуры общения, в любой ситуации стремиться сохранять выдержку и личное достоинство.
  • Соблюдать культуру речи, поведения, внешнего вида.
  • Уважать религиозные и моральные убеждения, ценности и права личности клиентов и коллег. Не допускать дискриминации личности по признакам возраста, пола, образования, вероисповедания, идеологии, социальной и национальной принадлежности и других различий.
  • Хранить профессиональную тайну (гарантировать конфиденциальность). Правила сохранения профессиональной тайны распространяются на факт обращения к медиатору, включая имена и названия клиента; все документы, собранные медиатором в ходе подготовки к переговорам или обследования; сведения, полученные медиатором от клиентов; информацию о клиенте, ставшую известной медиатору в процессе работы; содержание рекомендаций клиенту, условия соглашения об оказании помощи, включая денежные расчеты между медиатором и клиентом. Правила сохранения профессиональной тайны распространяются на помощников и стажеров медиатора.

Медиатор не вправе:

  • Совершать действий, которые могли бы причинить ущерб чести и достоинству профессии медиатора.
  • Допускать проявления антигуманного отношения к людям и невнимания к их законным интересам.
  • Умышленно вводить в заблуждение Клиента и\или другую сторону.
  • Использовать в личных целях или в интересах третьих лиц сведения, собранные в ходе профессиональной деятельности.
  • Привлекать клиентов обещанием исхода переговоров в их пользу.
  • Допускать высказывания, умаляющие честь и достоинство других участников переговоров, даже в случае их нетактичного поведения;
  • Принимать заказ, если его исполнение будет препятствовать исполнению другого, ранее принятого заказа.
  • Привлекать лиц, обращающихся к медиатору, путем занижения установленных тарифов более, чем на 20 процентов от средних на рынке медиативных услуг.
  • Допускать проявления разногласий со своими коллегами или критики в их адрес, в присутствии клиентов.

Закон и нравственность в профессии медиатора выше воли клиента. Никакие пожелания, просьбы или указания Клиента, направленные к несоблюдению закона или нарушению правил, предусмотренных настоящим Кодексом, не могут быть исполнены медиатором.

2. Принципы профессиональной деятельности медиатора.

2.1. Медиатор обязан поддерживать и совершенствовать свои знания и навыки в области медиации и переговорного процесса.

2.2. Медиатор должен браться за исполнение заказа в тех случаях, когда он владеет навыками, позволяющими сделать процесс медиации управляемым, успешным и эффективным.

2.3. Медиатор должен убедиться, что все стороны, вовлеченные в конфликт, присутствуют на процессе или имеют своих представителей.

2.4. Медиатор должен остановить медиацию в случае, если увидит (поймет), что стороны не хотят договариваться и лишь имитируют медиацию.

2.5. Медиатор должен сохранять нейтральность, т.е. обеспечить независимое, беспристрастное отношение к каждой из сторон, обеспечить сторонам равные права на участие в процессе.

2.6. Медиатор должен отказаться от процесса, если считает, что более не может сохранять нейтральность.

2.7. Медиатор должен сделать специальное заявление и выйти из процесса в случае, если он находится в каких-либо социальных и профессиональных отношениях с любым из участников конфликта или его представителем, участвующем в процессе.

2.8. Какие-либо обещания оказать предпочтение одной из сторон, категорически запрещены.

2.9. У медиатора не должно быть какой бы то ни было заинтересованности в сроках урегулирования конфликта и в каком-либо варианте соглашения.

2.10. Медиатор должен обеспечить конфиденциальность, т.е. вся информация, полученная медиатором от Клиента является конфиденциальной и не подлежит оглашению или передаче третьим лицам без специального на то разрешения Клиента, и если иное не указано в законе.

2.11. Присутствие посторонних лиц при проведении медиации допускается только при согласии сторон.

2.12. Информация, доверенная медиатору одной стороной, в ходе процесса, не должны передаваться другой стороне без предварительного на то согласия стороны или лица, давшего эту информацию.

3. Отношения Медиатор – Клиент

3.1. Медиатор обязан сообщить Клиенту достоверную информацию о своей квалификации и опыте.

3.2. Перед началом работы медиатор должен проинформировать Клиента о предполагаемых мероприятиях их содержании, очередности проведения, стоимости (включая порядок и форму оплаты), и последствиях каждого из них.

3.3. В случаях, когда решение о применении дополнительных мероприятий принимается уже в ходе работы, медиатор должен объяснить, каковы могут быть последствия их проведения или непроведения и предоставить участникам возможность обратиться к специалисту для проведения этих мероприятий.

3.4. Медиатор не должен принимать вознаграждения или ценные подарки (кроме гонорара) за выполнение своих обязанностей.

3.5. Медиатор не должен убеждать Клиента в том, что применение процедуры медиации как способа урегулирования спора имеет преимущества перед разрешением спора в суде, арбитражном суде или третейском суде.

3.6. Клиент может в любое время отказаться от продолжения работы с медиатором.

4. Отношения Медиатор-Медиатор

4.1. Медиатор не должен вступать в переговорный процесс, если другой медиатор уже участвует в нем, без предварительного согласования со сторонами.

4.2. В тех случаях, когда в процессе принимает участие более одного медиатора, каждый из них обязан предоставлять своим коллегам информацию, необходимую для совместной деятельности, и проявлять вежливость при общении с ними.

4.3. Опытному медиатору следует способствовать подготовке новых профессиональных медиаторов в данной сфере.

5. Ответственность медиаторов-посредников Лиги.

За нарушение положений настоящего Кодекса медиатор-посредник Лиги может быть привлечен к ответственности, установленной Комиссией по этике.

6. Порядок внесений в настоящий Кодекс изменений / дополнений.

Изменения/дополнения в настоящий Кодекс могут быть внесены в Комиссию по этике Лиги Генеральным директором и утверждены Координационным Советом Лиги.

Медиация является очень старым инструментом международного права. Если заглянуть в глубь истории, то ее можно встретить там, где без принятия различий дальнейшее движение вперед было невозможно или обязательного к исполнению решения можно было скорее добиться переговорами, нежели через нормы или иерархический порядок. Так, например, конец Тридцатилетней войне был положен благодаря медиации.

Тем не менее, медиация в сегодняшнем виде появилась только во второй половине двадцатого столетия. Сначала она обосновалась в США, Англии и Австралии и позже появилась в Европе - Франции, Бельгии, Нидерландах, Германии, Австрии, Италии, Швейцарии.

С применением медиации стало понятно, что в некоторых случаях возможности этого метода во многом превосходят судопроизводство. Медиация требует не выработки односложной позиции, а допущения принятия различий в точках зрения, в интересах сторон. Придя к осмыслению этого факта, страны Европы, имеющие богатую традициями, хорошо функционирующую систему правосудия, взяли этот метод на вооружение, интегрировав медиацию в правовую систему.

Медиация, в том виде как она применяется сейчас, является продуманным, отточенным методом и структурированным процессом. В тоже время она остается междисциплинарной областью, где объединяются юриспруденция, психология, социология, конфликтология и другие науки.

Востребованность медиации в современном цивилизованном обществе во многом связана с глобализацией, способствующей упразднению иерархии и росту взаимосвязей. Это отражается на всех уровнях общественного устройства - в семье, в мире экономики и труда, в государственной управленческой практике. Процессы происходящие в современном мире порой требуют новых неординарных подходов к разрешению возникающих споров и конфликтов.

Медиация в ее современном понимании начала развиваться во второй половине XX столетия, и прежде всего в странах англосаксонского права - США, Австралии, Великобритании. Затем она постепенно стала распространяться и в Европе. Первые попытки применения медиации, как правило, предпринимались при разрешении споров в сфере семейных отношений. Впоследствии медиация получила признание при урегулировании конфликтов самого широкого круга. Были приняты и документы международного уровня: Нью-Йоркская конвенция ООН 1958 г. "О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений", Согласительный регламент Комиссии международного права ООН (ЮНСИТРАЛ), Директива Европейского Парламента и Совета Европейского союза 2008/52/ЕС от 21 мая 2008 г. "О некоторых аспектах посредничества (медиации) в гражданских и коммерческих делах" и др.

Впоследствии в международной практике для разрешения правовых конфликтов стали применяться следующие примирительные процедуры, а именно: урегулирование спора самими сторонами путем переговоров (negotiation); урегулирование спора с помощью независимого посредника, который способствует достижению сторонами соглашения (mediation, conciliation); урегулирование спора с помощью посредника-арбитра, который в случае недостижения соглашения уполномочен разрешить спор в порядке арбитража (med-art); урегулирование спора с участием руководителей предприятий, их юристов и третьего независимого лица, возглавляющего слушание дела (mini-trial) .

Институт медиации на сегодняшний день создан и функционирует в таких странах, как США, Германия, Великобритания, Китай, Гонконг, Корея, Индия, Австрия, Япония и др. Причем причины, обусловливающие необходимость создания данного института, различны в каждой стране. Скажем, в Японии приверженность деловых кругов к альтернативным методам разрешения споров традиционно была связана с этической стороной, а именно негативным отношением к выбору государственного суда как способа урегулирования разногласий. Например, в США, где вся система права направлена на то, чтобы большинство споров разрешалось добровольно до суда, судья самостоятельно может прервать суд и посоветовать сторонам поработать с медиаторами.

В западных странах медиация достигла такого уровня востребованности, что стало целесообразно, а иногда и необходимо ее законодательное регулирование. Так, в США издали Единый закон о медиации ((Uniform Mediation Act), объединивший более 2500 существовавших до этого в США законов регулировавших посредническую деятельность в различных Штатах и сферах ее применения. ООН опубликовала для хозяйственного права Модельный закон о международных коммерческих примирительных процедурах (Model Law on International Commercial Conciliation (UNICITRAL)).

В 2003 году в Австрии был принят Федеральный закон о медиации. Европейская комиссия в 2004 году поддержала Кодекс поведения для медиаторов, разработанный для того, чтобы медиация получила больше доверия в отдельных европейский странах.Той же цели служит проект директивы, имеющий силу закона, который в настоящее время обсуждается европейскими государствами и должен быть опубликован и утвержден в 2006 году.

МЕДИАЦИЯ В РОССИИ

После 1917 года практика использования медиаторов была ликвидирована по политическим и идеологическим соображениям, и первые попытки её восстановления начались лишь в 1990-е годы, но на протяжении 20 лет они не имели правовой основы.

Впервые об институте медиации в России на государственном уровне было заявлено на первой международной конференции "Медиация. Новый шаг на пути построения правового государства и гражданского общества" в 2005 г., которая была проведена Аппаратом полномочного представителя Президента в ЦФО совместно с Межрегиональным центром управленческого и политического консультирования (ООО "МЦУПК").

Деловые круги, юристы, ученые и общественные деятели активно поддерживали идею законодательного закрепления альтернативных методов рассмотрения правовых конфликтов. Сегодня медиация оказалась в центре внимания предпринимателей и делового сообщества России. Так, при Российском союзе промышленников и предпринимателей была создана Объединенная служба медиации, при Торгово-промышленной палате РФ - Коллегия посредников, при Комиссии по совершенствованию правосудия Ассоциации юристов России создана Подкомиссия по альтернативным методам разрешения споров и медиации, так как задача медиатора состоит в том, чтобы помочь сторонам найти поле для достижения компромисса, определить его условия и заключить соглашение об урегулировании спора.

Читайте также: