Доклад на тему воспитание младших школьников

Обновлено: 22.04.2024

Автор: Борода Зоя Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 45
Населённый пункт: г.Ставрополь Ставропольский край
Наименование материала: Доклад
Тема: Нравственное воспитание младших школьников
Раздел: начальное образование

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность.

Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в

современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее

подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии,

школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается,

окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия

на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники)

ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на

еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня

нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности,

определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим

людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д.

Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что

они не только информируют младшего школьника о нормах поведения,

утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о

последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для

происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами

окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием

устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного

образования определяется не только преемственностью ее с другими

и неповторимой ценностью этой ступени

становления и развития личности ребенка.

эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к

активно - деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение

главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного

В научном обосновании обновления содержания образования начальной

ступени положена современная идея развивающего обучения, как носителя

определенных умений, навыков, субъекта учебной деятельности, автора

собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами

разных культур в соответствии со своими индивидуально-возрастными

Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных

А.С.Макаренко, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность

основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы

дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного

Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки

будущих учителей к нравственному воспитанию школьников (М.М.Гей,

А.А.Горонидзе, А.А.Калюжный, Т.Ф.Лысенко и др.)

Проблемой нашего исследования является создание педагогических

условий для нравственного воспитания школьников в процессе учебной

деятельности. Для решения данной проблемы учителю требуется не только

знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и

формировании учебной деятельности.

Сущность и природа нравственности.

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к

понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы,

правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы

выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для

одной половине духовного быта, противоположный умственному, но

сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится

добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с

достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина.

Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое

самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности,

С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы

видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-

разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном

совершенного достоинства . Ведь о нравственной красоте говорят по поводу

добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного,

А Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит

литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества.

Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность

людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к

роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает

нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В

свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль,

тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие

от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но

опираясь на принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается

силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При

предписывающих, как следует поступать. Из всего этого мы можем сделать

вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той

А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что

необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению

Василий Андреевич говорил: «Никто не учит маленького человека:

«Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего

нравственного воспитания. Если человека учат добру- учат умело, умно,

настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко,

но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно

убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло,

честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию

ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего

поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона

воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К. Бабанский,

такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми

нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях.

Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях

современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и

усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании

возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных

понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают,

изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее

значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным

Рассматривая систему нравственного воспитания, Н.Е. Ковалев, Б.Ф.

Райский, Н.А. Сорокин различают несколько аспектов:

Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний

учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических

задач, а внутри класса – единство действий всех учащихся.

деятельности нравственным воспитанием.

В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также

взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных

качеств у детей.

В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и

в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста

и умственного созревания детей.

В формировании личности младшего школьника, с точки зрения С.Л.

Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств,

составляющих основу поведения.

В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных

категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях

окружающих, собственных поступках.

Учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей,

обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности

для овладения учащимися приемами,

умственных и нравственных задач.

Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении

школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель

всегда является для учащихся примером нравственности и преданного

отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем

этапе развития общества особенно актуальны.

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания

следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его

отсрочены во времени.

Существенным признаком процесса нравственного воспитания является

его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается

с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения

целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип

реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.

Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя

Все факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие

личности школьника, И.С. Марьенко разделяет на три группы: природные

(биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со

приобретает необходимый опыт нравственного поведения.

На нравственное формирование личности оказывают воздействие

многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в

направленные на выработку определенного рода отношений.

Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность

возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов

деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и

ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его

Развитие морального сознания ребенка происходит через восприятие и

осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей и

педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с

ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает

отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения,

принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков.

Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут

быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть

соответствия между требованиями должного поведения и внутренней

готовности к этому.

воспитания школьников позволяет сделать вывод о том, что учеными

наработаны интересные подходы к данному вопросу, которые можно взять

на вооружение при повышении нравственного воспитания школьников.

Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные

воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным

средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной

период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост.

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании

всесторонне развитой личности.

школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:

1) Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок

добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более

чем где- либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение

их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое

осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства,

то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из

справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников

умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он

2) Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как

утверждают психологи, дети 6-7-летнего возраста не могут удерживать свое

внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети

начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы,

поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.

3) Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с

поведения можно разбить на 3 уровня:

Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения,

данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша

К 10-11-ти годам необходимо, чтобы подросток умел учитывать

состояние окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им,

но и было бы приятным.

Бессмысленно говорить о втором уровне нравственного воспитания,

если не освоен первый. Но именно такое противоречие наблюдается среди

подростков: они хотят понравиться окружающим людям, но не обучены

4) Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и

практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона,

Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует

реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где

происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.

5) Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и

сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).

Среди основных задач, которые ставит современное общество перед

народным образованием, выделяется актуальная задача воспитания активной

сознательной творческой личности.

Младший школьник в процессе учебы в школе постепенно становится

не только объектом, но и субъектом педагогического воздействия, поскольку

Вне всяких сомнений, воспитание детей – сложный, тонкий и ответственный процесс. Тем более воспитание ребенка младшего школьного возраста, когда под влиянием семьи, учителя, систематического обучения, детского коллектива, формируются и закрепляются основные черты, в той или иной степени определяющие развитие личности ребенка, а следовательно и его будущего.

Цели и задачи воспитания младшего школьника

Основной целью воспитания школьника является оказание помощи личности во всестороннем развитии, т.е. высшей целью становится высоконравственный гражданин, воспитанный в духовных и культурных традициях России.

Перед воспитательным процессом школьников младших классов стоит целый ряд общечеловеческих задач, которые решаются в контексте национального воспитательного идеала.

Вот основные из них:

  1. гармоничное развитие личности с учетом ее природных и социальных возможностей с учетом требований общества;
  2. воспитание инициативного, ответственного и компетентного гражданина;
  3. формирование основ морали, способности к духовному развитию;
  4. прививание школьнику основных общенациональных ценностей;
  5. формирование эстетических ценностей и чувств;
  6. развитие способности к трудолюбию, к преодолению трудностей.

Воспитание младшего школьника в семье

Традиционно главным институтом воспитания и развития ребенка является семья. Те основы, которые ребенок получает в семейной обстановке сохраняются с ним на всю жизнь. В семье закладывается фундамент для создания полноценной личности, которая уже к поступлению в первый класс практически наполовину сформирована. Значительная роль семьи, как основному институту образования, отводится также потому, что ребенок находится в семейной обстановке длительное время.

Основная задача родителей — достижение душевной гармонии, нравственного единения с ребенком. Процесс воспитания не должен быть отпущен родителями на самотек, нельзя оставлять ребенка предоставленному самому себе, наедине с самим с собой. В семье, где царит любовь и радость, нежность и забота, оптимизм и душевность, ребенок развивается полноценным, психически здоровым, нравственно развитым человеком. От родителей ребенок перенимает абсолютно все: как внимание и доброжелательность, так и неуважение, грубость, злость, раздраженность.

Все родители хотят, чтобы их ребенок вырос высоконравственным, ответственным, благоразумным и порядочным человеком. Родители могут ему в этом помочь, подавая хороший пример своими поступками, проявляя любовь, сочувствие и заботу по отношению к малышу.

Воспитание младшего школьника в школе

В возрасте 6-7 лет жизнь ребенка меняется кардинальным образом – он идет учиться в школу. С этого момента претерпевают изменения все сферы его жизни – отношения с окружающими его людьми, общение со сверстниками, виды деятельности.

Основным занятием младшего школьника теперь становится учеба, которая меняет организацию его жизни в связи с появлением новых обязанностей. Родные и близкие ребенка также начинают воспринимать малыша по-другому. В связи с началом обучения происходит перестройка всех познавательных процессов ребенка, приобретающих свойства, характерные взрослым людям.

Для того чтобы у ребенка развивались навыки общения, умения преодоления трудностей адаптации и тревожности требуются различные формы коллективной работы в учебной и внеучебной деятельности младшего школьника. И чем эта работа интереснее и разнообразнее, тем быстрее ребенок овладеет такими мыслительными процессами, как сравнение, общение, обобщение.

Игры ребенка с началом его образования тоже меняются, так как ребенок начинает привносить в них свой опыт, полученный в ходе обучения, новые открытия и знания. В дошкольном возрасте ребенку были интересны ролевые, подвижные и ситуативные игры. Школьнику же нравятся игры, где можно проявить свои интеллектуальные способности. Поэтому важно для успешного обучения младшего школьника максимально использовать элементы игры в ходе уроков.

Ребенок, переступивший порог школы, конечно же, рассчитывает на учебный успех, и в том случае, если этого не случается, малыш переживает целую гамму негативных чувств, а это оказывает отрицательное воздействие на восприятие, память, мышление, самоощущение ребенка. Поэтому важно поддерживать у младшего школьника позитивно окрашенные чувства и выстраивать цепочку — удивление-радость-интерес в процессе обучения.

Воспитание ребенка — ежедневный непрерывный процесс. Поэтому важно, чтобы малыш вел разнообразную, содержательную и познавательную жизнь. Познание мира с его неизбежными трудностями, приобретение новых навыков и умений, общение друзьями, приобщение к труду и общественно полезной деятельности — эти процессы для ребенка должны проходить радостно и увлекательно. Только тогда воспитание ребенка становится эффективным.

Роль семьи в воспитании ребенка сложно переоценить, но так же значимо и участие школы в образовательном процессе. И только при совместной, кропотливой работе родителей и учителей происходит формирование высоконравственной личности младшего школьника.


Воспитание детей – это всегда была не простая задача. Много выдающихся педагогов писали на эту тему свои труды и давали свою оценку этому процессу. Идет переориентация ценностей у детей, о чем говорят социологи.

Сегодняшний день особенно обостряет эту проблему, так как в современном мире растут наркомания, преступность, беспризорность. Поэтому, воспитание младших школьников в современной педагогике занимает одно из главных мест.


Воспитание – это серьезный процесс для ученика и учителя

Как и в любой работе, здесь также имеются свои трудности. Организация воспитательного процесса должна постоянно развиваться, получать новшества, учитывая жизненные факторы. От того, какое решение в той или иной ситуации примет педагог, может завесить не только итог поставленной проблемы, а и судьба и жизнь ребенка. На вопрос о том, как нужно воспитывать детей, еще никто не придумал однозначного ответа. Схемы, которые уже наработаны педагогами, не всегда приносят успех, так как жизненные ситуации не всегда одинаковы. Кроме того, педагог должен иметь не только теоретическую подготовку, а и практические навыки, а они приходят со временем. Воспитание школьника происходит не только во время воспитательного часа, не только тогда, когда учитель объясняет, как правильно поступить в возникшем конфликте, воспитание происходит ежеминутно. Педагог своим поведением, своими поступками косвенно воспитывает школьника.


Несколько трудностей воспитательного процесса


Большое влияние на наших детей имеет интернет, кино, масс-культура. И это еще одна из тех проблем, которые поднимаются в процессе воспитания. Сегодня в приоритете воспитателей и родителей должно стоять здоровье детей, их здоровый образ жизни. Поэтому, воспитательный час по зож для младших школьников – это одна из обязательных тем.


Школьники в наше время имеют низкий уровень культуры, мало читают и не имеют мотивации к учебе. Руководствуясь тем, что сегодня все покупается за деньги, ребята не понимают того, что учеба нужна. Поэтому, воспитывая поколение раннего школьного возраста, одна из задач педагогов – достучаться до сердец детей и заложить в них фундамент мудрых истин.

Проблемы в воспитании младшего школьного поколения на этом не заканчиваются. В современной администрации школы стало очень много полномочий, в учителя становится все меньше прав, он не всегда может защитить себя.

Большую роль играет финансовая обеспеченность педагога, он должен иметь как моральную мотивацию идти на работу, так и материальную. Воспитания школьников будет длиться столько, сколько будет существовать человечество.

Нравственное воспитание младших школьников

В педагогике это процесс формирование нравственных качеств, типа характера, привычек, навыков и взглядов, которые влияют на повседневные отношения.

Цель – формирование нравственного поведения, мышления, сознания.

Нравственное воспитание младших школьников

Специфика нравственного воспитания в том, что его невозможно обособить, программировать, разрабатывать конкретные методы и средства воздействия. Это та красная нить, которая начинается с колыбели и проходит через все виды, ступени или стадии воспитания на протяжении всей жизни.

Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста

Младший школьник, это, по сути своей, вчерашний выпускник детского сада. В этом возрасте дети крайне восприимчивы ко всему, что касается нравственных аспектов жизни. Они умеют сострадать, бескорыстны и добры. Знания, полученные ими в процессе воспитания, становятся опорными. Они регулируют их поведение, мотивы, желание и влияют на их выбор. Поэтому от уровня нравственного воспитания зависит не только характер школьника, но и вся его будущая жизнь, отношения в семье и в социуме, жизненная позиция и профессиональные успехи .

Возраст 7-10, в этом плане, является фундаментом. Не просто важно, а необходимо заложить в голову подросших детей максимум позитивного и светлого. Эффект будет, поверьте. Результат воспитательной работы проявится уже в подростковом возрасте, и будет постепенно проявляться до самой его зрелости. Такая специфика у нравственного воспитания. Но особенно ярко проявляется его отсутствие. Агрессия среди подростков стала чумой нашего времени. Об этом мы не только слышим, но и наблюдаем вопиющие факты, события и трагедии, к которым приводит агрессия и жестокость молодежи. Подростки берут оружие, они не просто бьют, они убивают. Эта злость не вселяется в них внезапно, она – результат нехватки положительного нравственного воспитания вкупе с повальным переизбытком негативного опыта, примеров и актов жестокости по отношению к самим детям. Нужно ли говорить о том, зачем в школе нравственное воспитание?

Нравственное воспитание в начальной школе

То, что воспитание идет из семьи, мы все знаем. Но далеко не всегда семьи нашего общества обладают нужными знаниями в области воспитания, моральными качествами и дорожат моральными человеческими ценностями. Если в вопрос воспитания оставить полностью на семье, то до катастрофы нам не далеко. Поэтому образовательные институты несут большую ответственность по воспитанию подрастающего поколения. В школе работают грамотные специалисты, знающие психологические и физиологические особенности детей. Начальная школа – фундамент воспитания, поэтому перед педагогами младших классов стоит огромная задача – учить и воспитывать одновременно.

Схема средств нравственного воспитания

Средства нравственного воспитания:

  1. Пример. Пример, как средство воспитания, по праву стоит на первом месте. В первую очередь дети смотрят, а не слушают. Педагог может учить, объяснять и рассказывать о добре, чистоте и нравственности, но, если он (она) срывается на учеников, закрывает глаза на факты буллинга в классе, разделяет учеников по материальному уровню и позволяет себе (бывает и такое) нецензурную брань – из ее уроков дети вынесут именно это. Личный пример педагога – волшебная палочка в нравственном воспитании.
  2. Работа с родителями. Не менее важна, чем пример. Потому, как (вернемся выше) основы воспитания лежат именно в семье. Научить семьи воспитывать, проводить беседы с родителями, приглашать на собрание школьного психолога, говорить о проблемах в классе, не бояться озвучить перед родителями сложную ситуацию. Многие педагоги, столкнувшись с конфликтами в классе, боятся говорить об этом с родителями, чтобы не дать усомниться в свей компетентности. Это ошибка. Родители имеют право и должны знать, что происходит с их детьми в школе (ведь здесь они проводят половину дня). Обсуждать, беседовать, учить родителей быть примером для детей – основное средство воспитания нравственности.
  3. Чтение художественной литературы. В рамках школьной программы или нет – не важно. Важно, чтобы содержание книги отвечало поставленной задаче – воспитание высоконравственной личности. Долго думать над выбором литературы не придется – практически все произведения классиков, рекомендованных школьной программой, попадают под эти требования. Просто чтение без анализа будет неэффективным. Анализировать прочитанную литературу дети должны под руководством педагога. Здесь педагог должен быть очень внимателен. Часто в этом ошибаются сами педагоги, разделяя поведение героев на черное и белое. Узкое мышление приведет в будущем к конфликтным ситуациям.

Нужно учить детей видеть хорошие черты в характерах негативных героев, рассуждать с ними, почему они поступают плохо, что им не хватает, что нужно сделать, чтобы герой перестал так вести себя.

Учить детей осуждать поступок, а не человека. «Мальчик (герой книги) соврал маме. Он совершил плохой поступок, но это не значит, что он плохой. Он соврал, потому, что боялся наказания, боялся ответственности. Но он хороший и любит маму. Вывод не может быть один. Здесь их несколько:

  1. Нужно уметь нести ответственность за свои поступки;
  2. Ложь рано или поздно вскроется;
  3. Чтобы человек не боялся сказать нам правду, нужно уметь эту правду принимать, слушать и прощать (здесь уже о маме).

В любой ситуации всегда ответственность двух сторон. И этому тоже нужно учить детей.

Программа по нравственному воспитанию в начальной школе

Нравственное воспитание в школе отмечается министерством образования как наиважнейшее средство для создания гармоничного общества в будущем. Работа ведется педагогами на протяжении всей образовательной деятельности и вне ее. Для осуществления образовательной деятельности по воспитанию нравственности, педагог разрабатывает программу в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

При написании авторской программы, педагог руководствуется следующими нормативными документами:

Программа реализуется в течение всего учебного года в три основных этапа:

Читайте также: