Куклотерапия доклад с презентацией

Обновлено: 02.07.2024

Куклотерапия – это:
раздел арт-терапии, использующий в качестве
основного приема психокоррекционного воздействия
куклу как промежуточный объект взаимодействия
ребенка и взрослого (родителя, педагога, врача).
метод психологической помощи детям, подросткам и
взрослым, заключающийся в коррекции их состояний и
поведения
посредством
кукольного
театра,
разработанный
детскими
психологами
И.
Я.
Медведевой и Т. Л. Шишовой;
Куклотерапия - это терапия с помощью кукол
2

Нарушения, при которых
применеятся куклотерапия:
- различные отклонения в развитии речи;
- эмоциональная неуравновешенность;
-
тревожность,
страхи;
- проблемы в общении.
4

Куклотерапия помогает
решить следующие задачи:
-
расширение
репертуара
самовыражения
ребенка и взрослого;
- достижение эмоциональной устойчивости и
саморегуляции;
- коррекция отношений в системе ребенокродитель;
5

Куклотерапия выполняет
следующие функции:
коммуникативную - установление эмоционального
контакта, объединение детей в коллектив;
релаксационную – снятие эмоционального
напряжения;
воспитательную – психокоррекция проявления
личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
развивающую – развитие психических процессов
(памяти, внимания, восприятия и т.д.), моторики;
обучающую – обогащение информацией об
окружающем мире.
6

Методики, использующие кукол
в арт-терапии:
1. Экспрессивная проективная
арт-терапия
(автор Л. Лебедева, г. Ульяновск).
Основная идея — изготовление
и манипулирование бумажными
пальчиковыми куклами.
Самодельная кукла, надетая на палец, помогает
ребенку рассказать какую-либо историю и как бы не от
первого лица сообщить о своих проблемах и
переживаниях. На каждом занятии изготавливаются
новые бумажные куклы, одна или несколько, по
желанию ребенка.
7

Методики, использующие кукол
в арт-терапии:
3. Архетипическая марионетка
(автор Т. Колошина, Институт психотерапии, Москва).
Клиенту предлагается сделать куклу, которая больше
всего похожа на некое определенное им состояние, или
могла бы сыграть его в марионеточном театре, или
помогла бы ему объяснить другим людям, что с ним
происходит.
Архетипический вариант
работы с марионеткой
состоит из двух этапов:
- изготовление куклы;
- последующая
терапевтическая работа с ней.
9

Куклотерапия помогает:
● проработать конфликтную ситуацию для всей семьи и
найти пути выхода из нее;
● приобрести
навыки
адекватного
выражения
своих
чувств;
● создать человеку талисман-помощник, дающего прилив
сил и радости, который сохраняется после завершения
работы;
● развить творческие способности, умения выражать
эмоции, характер, а также образное мышление.
10

Терапевтическое создание кукол
Создание куклы является динамическим и видимым
процессом рефлексии как над схемой и образом тела,
так и над собственным понимаем мира
Каждый арт-объект, изготовленный человеком, и в
частности кукла, есть персонифированным символом,
который отражает качества личности создателя и
особенности его отношений с миром.
Кукла является проекцией человеческой телесности в
её эмоциональной, личностной, культурной и
физической уникальности.
11

Терапевтическое создание кукол
Второй этап – это работа с продуктом творчества – куклой.
Созданный образ куклы исполняет роль объектов, на которые
переносится внимание клиента, в результате чего он легко
может рассказать кукле то, чего возможно стесняется или
смущается рассказать другим. Происходит на подсознательном
уровне смена неэффективных стратегий поведения на более
эффективные.
Анализ куклы позволяет активизировать природное чувство
самоосознания некоторых особенностей своей личности, поиска и
раскрытия внутренних энергетических и эмоциональных ресурсов.
Анализ начинается с ощущений в момент создания творческого
продукта (куклы), в том числе телесных ощущений (в помощь –
ранее зафиксированные записи в дневнике наблюдений). Далее
анализ чувств и эмоций от образа в целом проводится при помощи
следующих вопросов.
14

Вопросы для саморефлексии после создания
терапевтичной куклы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Какие чувства и состояния Вы испытали в процессе
изготовления куклы?
Обратите внимание на то, что особенно нравится Вам в кукле.
Каким качествам это могло бы соответствовать в Вас?
Обратите внимание на то, что не нравится Вам в кукле. Каким
качествам это могло бы соответствовать в Вас? Какое
отношение у Вас к этим качествам? То, что в кукле не
нравится, связано с Вашими установками, запретами,
ограничениями. Осознайте это ограничение. Подумайте, Ваше
ли оно, или оно принадлежит кому-то из Вашего окружения?
Каково послание этой куклы для вас? Какие способы
реагирования и/или модели поведения она Вам подсказывает?
Что послание куклы может значить для Вас в связи с
событиями Вашей жизни и в соответствии с Вашим запросом?
Чем было полезным для Вас занятие с куклой?
15

Выводы
При помощи куклотерапии в форме игры можно разобраться с
психологическими травмами, воссоздав происходящее, понять,
что именно выступило в роли травмирующего фактора, и показать
решение.
Работая с куклой, можно не только воспроизвести проблему
или какой-либо сценарий, а еще и показать свои чувства и мысли.
Таким образом, в ходе куклотерапии можно научиться лучше
понимать не только себя самого, но и окружающих. Такой подход
позволяет достичь большего взаимопонимания.
Куклотерапия
позволяет
объединить
интересы
ребенка/взрослого и коррекционные задачи психолога в игровой и
безболезненной форме.
16

Алгоритм создания куклы:
1.Записать на ткани для
головы цель.
2. Записать на ткани для юбки
3 простых действия, которые
необходимо сделать, для
того, чтобы продвинуться к
цели.
3. На ткани для рук прописать
3 бонуса, которые Вы
получите, когда достигнете
цели.
22

Вопросы для саморефлексии после создания
терапевтической куклы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Какие чувства и состояния Вы испытали в процессе
изготовления куклы?
Обратите внимание на то, что особенно нравится Вам в кукле.
Каким качествам это могло бы соответствовать в Вас?
Обратите внимание на то, что не нравится Вам в кукле. Каким
качествам это могло бы соответствовать в Вас? Какое
отношение у Вас к этим качествам? То, что в кукле не
нравится, связано с Вашими установками, запретами,
ограничениями. Осознайте это ограничение. Подумайте, Ваше
ли оно, или оно принадлежит кому-то из Вашего окружения?
Каково послание этой куклы для вас? Какие способы
реагирования и/или модели поведения она Вам подсказывает?
Что послание куклы может значить для Вас в связи с
событиями Вашей жизни и в соответствии с Вашим запросом?
Чем было полезным для Вас занятие с куклой?
23

Куклотерапия — это метод психологической помощи детям, заключающийся в коррекции поведения и эмоционального состояния. Разработанный детскими психологами И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой. Данный метод призван помочь в устранении переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, а также корректировать речь, снижать уровень тревожности и агрессивности.

Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребёнка и взрослого.

Функции куклотерапии

коммуникативная — формирование эмоционального контакта детей в коллективе; релаксационная — снятие эмоционального перенапряжения;

воспитательная — психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

развивающая — развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д., моторики;

обучающая — обогащение информацией об окружающем мире.

Коррекционно- воспитательные задачи:

. Развитие познавательной сферы ребенка.

2. Развитие эмоционально-волевой сферы.

3. Формирование коммуникативных навыков.

4. Обогащение представления об окружающем мире.

5. Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.

6. Активизация и развитие речи.

7. Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.

8. Коррекция отношений в системе ребенок-родитель

В куклотерапии используются такие варианты кукол

куклы - марионетки,

пальчиковые куклы,

теневые куклы,

веревочные куклы,

плоскостные куклы,

перчаточные куклы,

ростовые куклы.

Куклы марионетки

Такая кукла состоит из головы и платья с вшитыми рукавами, она очень проста в управлении: одна нить служит для управления головой, другая — руками. Кукла может иметь одно лицо или сменные лица (что позволяет ребенку моделировать различные эмоции, а может быть без лица (что позволяет ребенку фантазировать — в каком настроении находится герой куклы).

Пальчиковые куклы

Наиболее простым вариантом пальчиковых кукол являются шарики, на которых нарисованы различные выражения лиц, различные персонажи. Пальчиковые куклы могут также изготавливаться из плотного картона в виде небольших цилиндров, размер которых подбирается по размеру пальцев ребенка.

Теневые куклы

Верёвочные куклы

Веревочные куклы являются многофункциональными. Они эффективны для проработки у детей проблем идентификации, общения, повышенной тревожности. Такая кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.

Плоскостные куклы

Перчаточные куклы

Перчаточные куклы традиционно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображений сказок.

Ростовые куклы

Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека.

Куклотерапия может применяться в различных формах: как в групповой так и в индивидуальной работе. Сюжет может быть специально написан для данной ситуации или подобран по темам учебных программ.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

 КУКЛОТЕРАПИЯ-как метод коррекционной работы с детьми с овз

Описание презентации по отдельным слайдам:

 КУКЛОТЕРАПИЯ-как метод коррекционной работы с детьми с овз

КУКЛОТЕРАПИЯ-как метод коррекционной работы с детьми с овз

Куклотерапи́я — это метод психологической помощи детям, заключающийся в корр.

Куклотерапи́я — это метод психологической помощи детям, заключающийся в коррекции поведения и эмоционального состояния. Разработанный детскими психологами И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой. Данный метод призван помочь в устранении переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, а также корректировать речь, снижать уровень тревожности и агрессивности.

Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного при.

Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребёнка и взрослого.

Функции куклотерапии коммуникативная — формирование эмоционального контакта д.

Функции куклотерапии коммуникативная — формирование эмоционального контакта детей в коллективе; релаксационная — снятие эмоционального перенапряжения; воспитательная — психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций; развивающая — развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д.), моторики; обучающая — обогащение информацией об окружающем мире.

Коррекционно - воспитательные задачи: 1. Развитие познавательной сферы ребенк.

Коррекционно - воспитательные задачи: 1. Развитие познавательной сферы ребенка. 2. Развитие эмоционально-волевой сферы. 3. Формирование коммуникативных навыков. 4. Обогащение представления об окружающем мире. 5. Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики. 6. Активизация и развитие речи. 7. Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций. 8. Коррекция отношений в системе ребенок-родитель

Куклотерапия как метод основан на процессах общения ребенка с любимым героем.

Куклотерапия как метод основан на процессах общения ребенка с любимым героем мультфильма, сказки или любимой игрушкой. Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой социальной проекции являются куклы. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка сменяется поведенческими эмоциональными реакциями и снятием нервно-психического напряжения. Игра с куклой — это тот мир реальности, в котором живет ребенок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи педагога, дает возможность самого естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребенка с целью ее коррекции или психопрофилактики.

В куклотерапии используются такие варианты кукол куклы - марионетки, пальчико.

В куклотерапии используются такие варианты кукол куклы - марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы, веревочные куклы, плоскостные куклы, перчаточные куклы.

Куклы - марионетки Такая кукла состоит из головы и платья с вшитыми рукавами.

Куклы - марионетки Такая кукла состоит из головы и платья с вшитыми рукавами, она очень проста в управлении: одна нить служит для управления головой, другая — руками. Кукла может иметь одно лицо или сменные лица (что позволяет ребенку моделировать различные эмоции), а может быть без лица (что позволяет ребенку фантазировать — в каком настроении находится герой куклы).

Пальчиковые куклы Наиболее простым вариантом пальчиковых кукол являются шарик.

Пальчиковые куклы Наиболее простым вариантом пальчиковых кукол являются шарики, на которых нарисованы различные выражения лиц, различные персонажи. Пальчиковые куклы могут также изготавливаться из плотного картона в виде небольших цилиндров, размер которых подбирается по размеру пальцев ребенка.

Плоскостные куклы Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанн.

Перчаточные куклы Перчаточные куклы традиционно используются для детских куко.

Перчаточные куклы Перчаточные куклы традиционно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображений сказок.

Куклотерапия может применяться в различных формах: как в групповой так и в и.

Куклотерапия может применяться в различных формах: как в групповой так и в индивидуальной работе. Сюжет может быть специально написан для данной ситуации или подобран по темам учебных программ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация содержит материалы по здоровьесберегающим технологиям (куклотерапия). Данный вид работы с дошкольниками помогает расширить у них кругозор, развивать моторику рук, речь и т.д.

Куклотерапия

Здоровьесберегающая технология

Гульманова Наталья Петровна, старший воспитатель дошкольных групп

Куклотерапия - метод комплексного воздействия на детей, предполагающий использование кукол и театрализованных приемов для профилактики и коррекции эмоционально-личностных проблем у ребенка.

Цель: формирование основы культуры здоровья через сохранение и укрепление психического здоровья детей.

Задачи: 1. совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений ; 2. развивать способы выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять;

3. обучать способам адекватного телесного выражения эмоций, чувств, состояний и др.

Функции куклотерапии коммуникативная - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив; релаксационная – снятие эмоционального напряжения; воспитательная – психокоррекция проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций; развивающая – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), моторики; обучающая – обогащение информацией об окружающем мире.

Функции куклотерапии

  • коммуникативная - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
  • релаксационная – снятие эмоционального напряжения;
  • воспитательная – психокоррекция проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
  • развивающая – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), моторики;
  • обучающая – обогащение информацией об окружающем мире.

Показаниями для применения метода "Куклотерапии" являются:

Этапы куклотерапии

Традиционная тряпичная кукла.

Наши предки изготавливали её не только для игры. Куклы были для них членами семьи. Они передавали опыт и традиции поколений, служили оберегами. Дети принесли кусочки ткани, и у нас открылась мастерская по изготовлению куколок.

Изготавливая куклу, я рассказывала детям о ней. У родителей куклы тоже вызвали живой интерес. Эта тема стала интересна не только детям, но и их родителям. Дорого то, что сделано своими руками, да и традиции нашего народа бережно будут храниться в их памяти.

Читайте также: