Питер пауль рубенс картины с описанием доклад

Обновлено: 02.05.2024

Питер Пауль Рубенс (Pieter Paul Rubens; родился 28 июня 1577 — умер 30 мая 1640 гг.) — фламандский художник XVII века, величайший представитель стиля барокко в мировом изобразительном искусстве. Выдающийся живописец религиозного и портретного жанров, автор множества картин на мифологическую, пейзажную и историческую тематики, изображений обнаженной натуры. Питер Пауль Рубенс заслужил признание еще при жизни, воспитал талантливых учеников и собрал огромную коллекцию произведений живописи.

Питер Пауль Рубенс умел наладить хорошие отношения с представителями высшей власти разных стран Европы. Художник часто и весьма успешно выполнял дипломатические поручения венценосных особ. Испанский монарх даже даровал ему дворянство, а английский король — пожаловал титул рыцаря.

Биография Питера Пауля Рубенса

Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года в небольшом немецком городке Зигене, куда его родители перебрались из Фландрии из-за религиозных преследований. Через 10 лет умер отец будущего художника и вскоре после этого печального события мать с детьми вернулась в Антверпен.

Мальчик с ранних лет обнаружил способности к обучению. Особенно легко ему давались иностранные языки. В иезуитской школе он в совершенстве обучился латыни и познакомился с античной культурой. Рубенс постоянно совершенствовал свои знания в лингвистике и на протяжении многих лет свободно общался с людьми не только на родном голландском, но и на французском, немецком, итальянском, английском и испанском языках.

В 14 лет подросток уговорил мать отдать его на обучение живописи. Первым наставником Рубенса стал пейзажист и график Тобиас Верхахт (Tobias Verhaecht), дальний родственник матери. Затем Питер продолжил учебу у портретиста Адама ван Ноорта (Adam van Noort) и самого известного мастера живописи в Антверпене тех времен — Отто ван Веена (Otto van Veen).

В 1600 году Рубенс уехал в Италию, где благодаря своему умению заводить знакомства и таланту живописца сумел поступить на службу к герцогу Мантуи. В составе свиты Винченцо Гонгазы он побывал во многих центрах итальянского искусства: Риме, Флоренции, Милане, Генуе.

В 1605 году герцог Гонгаза назначил Рубенса послом и отправил к испанскому королю с коллекцией картин. Здесь молодой живописец быстро завоевал уважение и даже получил предложение занять должность придворного художника, но отказался от высокой чести и отправился в Мантую.

В 1608 году Рубенс вернулся во Фландрию, вступил в брак с Изабеллой Брант и открыл свою мастерскую. Она пользовалась огромным успехом, нередко желающие несколько лет ждали очереди, чтобы попасть на обучение к мастеру. Художник вел обеспеченную жизнь, получал множество заказов и творил в разных жанрах.

В 1622 году Мария Медичи пригласила Рубенса в Париж для украшения своей резиденции — Люксембургского дворца. Королева-мать заказала художнику 24 картины, и с этой задачей он блестяще справился.

Смерть жены в 1626 году стала тяжким ударом для мастера. На 4 года он отошел от искусства и занялся дипломатической службой: принимал участие в переговорах и выполнял официальные миссии в столицах Англии и Испании.

В декабре 1630 года уже немолодой Рубенс женился во второй раз на 16-летней Елене Фоурмен. Он обожал свою новую возлюбленную и написал множество ее портретов. Елена родила Питеру 5 детей и оставалась музой до самой кончины художника.

Умер Питер Пауль Рубенс 30 мая 1640 года, оставив наследникам огромное по тем временам состояние — 400 000 флоринов. Благодаря чему вдова и дети могли жить безбедно долгие годы.

Судьба благосклонно отнеслась к Питеру Паулю Рубенсу. Его произведения почти не критиковали при жизни, художник вел роскошную жизнь и был нарасхват у богатых заказчиков. А сегодня картины великого мастера украшают экспозиции музеев и коллекции богатейших ценителей искусства.

Самые известные картины Рубенса

Очень сложно выбрать наиболее известные картины Рубенса. Его кисти по самым скромным оценкам искусствоведов принадлежит более 1400 полотен. Но все же некоторые шедевры достойны отдельного упоминания:

Картинами Питера Пауля Рубенса можно любоваться долго. А посетители портала Very Important Lot в любой момент могут принять участие в аукционах искусства. Сайт также дает возможность купить картины напрямую у современных художников.

Два сатира

Талантливый живописец, дипломат и коллекционер Питер Пауль Рубенс (1577-1640) был выходцем из Фламандского региона Бельгии, который носил название Фландрия. Его считали одним из основателей популярного в Европе в XVII-XVIII веках художественного направления и архитектурного стиля барокко. По мнению современников художника, он обладал хорошо развитым интеллектом и природным даром видеть гармонию в окружающем мире.

  • Детство
  • Творческий путь
  • Техника и стиль
  • Влияние на мир искусства
  • Личная жизнь
  • Смерть
  • Интересные факты

Детство

Живописец появился на свет 28 июня 1577 г в немецком городке Зиген. Его отец работал юристом. Помимо мальчика в семье воспитывалось пятеро детей. Через некоторое время семья поменяла место жительства и перебралась в Кельн. Когда Рубенсу исполнилось 10 лет, его отец скоропостижно скончался. Мать приняла решение вернуться в родной город Антверпен, расположенный в Бельгии.

Показать таблицу
Историческая справка
Годы жизни 28 июня 1577 — 30 мая 1640
Страна Голландия
Жанр Портреты, живопись
Стиль Барокко
Сюжеты Портреты, история, пейзаж

Будущий художник получил хорошее образование. Он обучался каллиграфии и другим предметам в иезуитской школе. В процессе обучения мальчик овладел 7 иностранными языками, интересовался историей и отличался от своих сверстников феноменальными способностями по запоминанию важных исторических дат и событий.

Союз Земли и Воды

Союз Земли и Воды

В 13 лет мальчик стал пажом графини де Лален, проживающей в Ауденарде. За счет покровителей ему удалось продолжить образование.

Через год Рубенс стал обучаться живописи. Первые навыки он получил у голландского пейзажиста Тобиаса Верхахта. Затем продолжил свое обучение с фламандским живописцем Адамом Ван Ноорта. После этого начинающий художник получил приглашение посещать мастерскую Отто ван Веена, который преклонялся перед искусством Возрождения. Благодаря владельцу мастерской Питер Рубенс стал увлекаться античным направлением.

Творческий путь

Принято выделять три основных этапа развития творчества живописца. Если кратко, то это:

  1. Ранний этап — до 1620 г.
  2. Зрелое творчество (1620-1630 г).
  3. Поздний этап.

С 1600-1608 гг Рубенс провел в солнечной Италии. Там он выполнил на заказ большое количество портретов.

Ранний этап

Большую популярность мастер приобрел в самом начале своего творческого пути. Из Италии он вернулся в связи с полученным печальным известием: в Антверпене умерла его мать. Рубенс сильно переживал утрату, у него появились мысли стать монахом.

Но перестать рисовать картины он не смог. Живописец регулярно получал заказы от состоятельных горожан. Ему было предложено начать работу при дворе известного в городе эрцгерцога Альберта.

Битва амазонок

Битва амазонок

Охота на львов

Охота на львов

Изображенные люди и животные экспрессивны, каждый из них будто бы находится в динамике. Эту работу сравнивают с трудами Микеланджело, которыми художник увлекался во время стажировки в Италии.

Зрелое творчество

Начиная с 1620 г, Рубенс стал выполнять заказы, поступившие от французской королевы Марии Медичи. Это были полотна исторического жанра. Художнику был заказан цикл работ, предназначавшихся для декорации помещений нового королевского замка. Овдовевшая королева хотела украсить его эпизодами из своей жизни с умершим королем.

Охота на кабана

Охота на кабана

Работа над первой серией картин была окончена в 1625 г. Завершить вторую серию, посвященную правлению умершего короля, автор не успел. Для придания картинам выразительности мастер использовал аллегорические и мифологические образы.

Похищение дочерей Левкиппа

Похищение дочерей Левкиппа

Известной на весь мир картиной из этого цикла стала работа, посвященная прибытию французской королевы в Марсель. Мария Медичи на полотне изображена во весь рост. Одетая в нарядное платье она сходит с галеры на берег, приветствуют госпожу божества стихии морских глубин. Над ней витает в далеких облаках Слава, дающая всем знать о прибытии королевы в порт. Канаты, сброшенные с корабля, привязывают наяды, сопровождающие свою повелительницу.

Поздний этап

На закате творческого пути в результате долгих лет непрерывной работы живописец заболевает подагрой. Заболевание не поддается лечению и начинает быстро прогрессировать. Но оптимистический настрой не покидает мастера.

Техника и стиль

В рисунках Рубенс проявил уникальный дар, внося через них в повседневную жизнь яркие краски, самобытность и колорит. Рисуя свои первые картины, художник сумел подчеркнуть свойственную ему манеру: он тщательно прорисовывал детали пейзажа и фона, которые находились на заднем плане портрета человека. Технику работы итальянских мастеров живописи художник перенес на свои картины.

Этюд головы девочки (Клара Серена Рубенс)

Этюд головы девочки
Клара Серена Рубенс — дочь Рубенса от первой жены Изабеллы Брант

В течение всего творческого пути живописец постоянно находился в поиске: собственного художественного стиля, новых решений передачи цвета, способов подачи объема и формы. К каждому заказу он относился с особым трепетом и всегда находил уникальный подход к написанию будущих шедевров.

Влияние на мир искусства

Рубенс был истинным художником стиля барокко. Учтивый, образованный человек, талантливый художник и дипломат он стал самым известным фламандским живописцем своего времени.

Написанные им картины пользовались большой популярностью по всей Европе. Творчество гениального художника внесло огромный вклад в развитие живописи на территории европейских стран. Он стал одним из основателей фламандского метода.

Воздвижение Креста

Воздвижение Креста

Школа Питера Пауля Рубенса оказала огромное влияние на становление фламандской живописи. Одним из его последователей стал Ван Дейк.

В 2017 г в Лондонской Национальной галерее состоялось открытие новой секции, посвященной наследию двух гигантов в мире искусства: Рубенса и Рембрандта. Этих мастеров объединяет одно: их влияние на становления искусства своего времени и на последующие за ними поколения художников.

Личная жизнь

Первой женой талантливого живописца стала Изабелла Брант. Избранница была дочерью статс-секретаря. Женился мастер по большой взаимной любви. После бракосочетания живописец изобразил себя с любимой женщиной.

Автопортрет с Изабеллой Брант

Автопортрет с Изабеллой Брант

Через 4 года мастер женился во второй раз на молодой племяннице Изабеллы. Ее звали Елена Фоурмен. Вскоре после женитьбы он стал владельцем поместья Стен, на территории которого был построен красивый замок.

В этот период художник полностью посвятил себя любимому занятию: он перестал заниматься деятельностью дипломата. В браке появились на свет пятеро детей. Семья счастливо жила вдали от города, живописец писал сельские виды, полные гармонии и красоты.

Смерть

Начиная 1635 г, приступы подагры стали тяжелыми и изматывающими. В 1638 г была полностью поражена правая рука, из-за чего Рубенс лишился возможности писать. Болезнь все время прогрессировала, мешая полноценно наслаждаться жизнью. Умер художник от сильного приступа подагры 30 мая 1640 г. В последние минуты жизни рядом с ним была любимая жена и их дети.

Интересные факты

Когда великого фламандского живописца не стало, его жена Елена решила уничтожить полотна, на которых муж изобразил ее в обнаженном виде. Картины были сохранены для потомков благодаря вмешательству короля Нидерландов. Через священника он уговорил вдову сохранить шедевры.

Портрет женщины с четками

Портрет женщины с четками

Творческий путь гениального творца Питера Рубенса стал мировым достоянием. Его картины размещены в лучших музеях мира. Регулярно проводятся выставки, посвященные творчеству фламандского мастера. Полюбоваться на великие полотна живописца приезжают люди из разных уголков земли.

Рубенс

Другое

Гениальный фламандский живописец Питер Рубенс славился своим трудолюбием, талантом и неподражаемым стилем живописи. Огромный спрос на его полотна ещё при жизни вынудили художника открыть огромную творческую мастерскую. У него работали и учились такие именитые мастера как Ван Дейк и Снейдерс. Рубенс занимался эскизами, делал наброски, планировал композицию, а всю черновую работу выполняли подмастерья, доводил картины до конца сам мастер. Рубенс славился динамичностью своих картин и особым стилем написания человеческой фактуры в стиле ню. Картины Рубенса находятся на самых почётных местах многих музеев планеты. Пришло время узнать о некоторых из них более подробно.

Самые знаменитые и популярные картины Рубенса:

Избиение невинных (Избиение младенцев)(масло, размер холста 142×182 см). 1610

Избиение невинных

Безжалостные воины с мечами буквально раздирают несчастных детей. Матери пытаются сопротивляться, но бесполезно. Трупами детей усыпана улица города. Защищая свою дочь и внука, пожилая женщина голыми руками схватила острый меч, но грязная кровавая рука убийцы схватила её за лицо и бросает на землю. Смотреть на эту картину без содрогания невозможно. Питер Рубенс показал весь ужас и сумасшествие этого страшного события.

Отцелюбие римлянки (масло, холст 140×180 см). 1612

Отцелюбие римлянки

Сюжет этой картины почерпнут из античных текстов. За основу взята легенда о поступке преданной дочери Перо. Попав в тюрьму, старый Кимон голодал, и чтобы спасти отца, дочь пробралась в темницу и накормила его своим грудным молоком. Это так поразило и умилило тюремщиков, что старик был отпущен на свободу, а дочь помилована.

Мимо такого сюжета Рубенс пройти не мог, и результатом его трудов стало великолепное по колориту и композиции полотно. Ярко-алое платье Перо символизирует жизнь и милосердие.

Благодаря императрице Екатерины II, которая купила полотно Рубенса в период своего царствования, этот шедевр хранится в Государственном Эрмитаже.

Четыре эскиза головы мавра

Четыре эскиза головы мавра

Этот не совсем обычный для Рубенса эскиз долгое время считали спорным. Его авторство приписывали Ван Дейку, но после эксперты в большинстве своём сделали вывод, что этот эскиз всё же принадлежит кисти Рубенса.

Венера перед зеркалом (масло, дерево, 124×98 см). 1615

Венера у зеркала

Великолепная белокурая красавица совершает утренний туалет, обратившись спиной к зрителю. Её лицо отражается в зеркале, которое держит пухлый Амур. Темнокожая прислужница расчёсывает длинные шелковистые волосы Венеры. Они золотыми струями стекают вниз по рукам служанки. В этой картине великолепно всё: и безупречная композиция, и колорит. Но более всего восхищает мастерски написанное обнажённое тело богини. Оно словно источает свет. Художник всегда старался как можно реальнее передать красоту женского тела. Великолепные рельефные формы позволили художнику играть со светотенью, использовать массу оттенков тёплых и холодных тонов, в результате чего, нельзя не восхищаться изгибом спины и молочной нежностью кожи красавицы.

Даниил в яме со львами. 1616

Лучшие картины Рубенса: Даниил в яме со львами

Ветхозаветная книга Даниила рассказывает о том, как библейский герой был осуждён проводить ночь в логове львов за поклонение Богу, а не персидскому царю Дарию. Здесь изображено следующее утро, когда Даниил благодарит Бога за то, что он пережил ночь благополучно. Для богословов образ Даниила, освобождённого из пещеры, символизировал воскресение Христа из гроба.

Рубенс мастерски сочетал реализм и театральность, чтобы оказать сильное эмоциональное воздействие. Например, несколько львов смотрят прямо на зрителя, создавая предположение, что зритель находится в том же пространстве, что и львы, и поэтому, подобно Даниилу, испытывает ту же угрозу, что и дикие хищники. Эта непосредственность усиливается тем фактом, что звери изображены в натуральную величину на огромном холсте и изображены с убедительным реализмом. Дополняет эту правдивость драматическое освещение и преувеличенная эмоциональность молитвенной позы Даниила.

Старушка и мальчик со свечами. 1617

Старушка и мальчик со свечами

На картине изображена старуха, смотрящая вперёд. Она прикрывает глаза от света свечи. Мальчик, стоящий чуть позади неё, поднёс свою свечу, чтобы поджечь её. Панно расписано в стиле Караваджо, работы которого Рубенс видел в Италии. Этот стиль характеризуется захватывающими эффектами света и натурализма.

Рубенс не писал эту картину для продажи. Вероятно, он использовал её в качестве учебного материала для учеников в своей мастерской.

Похищение дочерей Левкиппа (масло, холст, 224×211 см). 1618

Лучшие картины Рубенса: Похищение дочерей Левкиппа

Портрет Клары Серены Рубенс (масло, 37×27 см). 1618

Портрет Клары Серены Рубенс

Свою старшую и любимую дочь Клару Питер Рубенс рисовал очень часто. Её точёное личико можно узнать и на многих картинах художника. Этот портрет очень маленький, тёплый, он изображает милого, румяного ребёнка с непослушной прядкой волос. Нежное личико тщательно выписано прозрачными мазками, а широкими, размашистыми мазками мастерски прорисованы светло-русые волосы и тёмный фон. Едва обозначенный белый голландский воротник оттеняет личико и подчёркивает очарование девочки.

Союз Земли и Воды (масло, холст 222×180 см). 1618

Лучшие картины Рубенса: Союз Земли и Воды

Это аллегорическое монументальное полотно было написано в честь исторического события — долгожданного снятия осады Голландии и выхода страны к морю. Современные искусствоведы эту аллегорию объясняют как союз двух стихий и начал — Земли и Воды, Женщины и Мужчины. Этот союз вечен, и ни один не может существовать без другого. Композиционное решение картины построено по принципу пирамиды. Богиня, представляющая Землю — яркое светлое пятно на картине. Её за руку держит грозный Нептун, представляющий Воду. Он повёрнут лицом к богине, и спиной к зрителю. Мощные мышцы загорелой спины играют под действием света и тени. Внизу полотна, у ног Земли и Воды плещутся тритоны и возвещают об этом событии, дуя в морские раковины.

Персей и Андромеда (масло, масло 99×139 см). 1622

Персей и Андромеда

Мастерство Рубенса видно в мельчайших деталях. Волнистые мазки на крупе лошади создают форму и придают шкуре натуральности. Безумное выражение лица Горгоны добавляет картине драматизма. Безупречный герой в римских латах награждается лавровым венком самой богиней победы Никой. Радостные Амуры суетятся у ног героев, а нежный румянец на щеках Андромеды предвещает чувства зарождающейся любви.

Три грации (масло, дерево 221×181 см). 1623

Лучшие картины Рубенса: Три грации

С этой картиной Рубенс никогда не расставался, и только после его смерти она была куплена испанским королём Филиппом IV. Как жалко, что most-beauty не может показать вам эту работу без мозайки в некоторых местах, ведь действительно, здесь нет ничего неприличного. Но обязательства перед партнёрами заставляют нас замазывать всю красоту обнажённого тела.

Свояченица Сусанна. 1622–1625

Свояченица Сусанна

Женщина на портрете не была надёжно идентифицирована, но ей с большой вероятностью могла быть Сюзанна Ланден, которая являлась старшей сестрой будущей второй жены Рубенса, Хелены Фурмент. Если идентификация верна, портрет, вероятно, относится ко времени свадьбы Сюзанны с её вторым мужем, Арнольдом Лунденом, в 1622 году.

Портрет камеристки инфанты Изабеллы (масло, дерево 63,5×47,8 см). 1626

Лучшие картины Рубенса: Портрет камеристки инфанты Изабеллы

Изящный портрет камеристки инфанты испанского двора выполнен на деревянной доске небольшого размера. Предположительно, на картине изображена дочь художника Клара Евгения. Белый гофрированный воротник по испанской моде освежает лицо девушки, которая изображена на тёмном фоне. Портрет выполнен в технике лессировки, когда предыдущий слой просвечивается сквозь прозрачные верхние мазки. Нежное лицо девушки романтично и задумчиво, а кокетливый локон выбивается из строгой причёски. Этот локон узнаваем на всех портретах дочери художника.

Портрет Изабеллы Брант (масло, холст 86×62 см). 1626

Портрет Изабеллы Брант

Рубенс обладал уникальными качествами психолога, что для художника очень важно. Тонкий, внимательный, как портретист, Рубенс был великолепен. Портрет Изабеллы Брант, жены художника, выполнен незадолго до её смерти. Он весь пропитан любовью и нежностью к своей подруге и любимой женщине. Нет намёка на близкую кончину, хотя болезнь уже подобралась к Изабелле. Она изображена молодой и привлекательной, с манящей улыбкой. Лишь молитвенник в её руках подсказывает о приближающейся смерти.

Агарь в пустыне. После 1630

Лучшие картины Рубенса: Агарь в пустыне

История Агарь рассказана в книге Бытия, Глава 21. Агарь была египетской рабыней Авраама, с которой у них родился сын Измаил. Жена Авраама ревновала и просила мужа изгнать их в пустыню. Там они были чудесным образом спасены от смерти от жажды.

Модель, вероятно, вторая жена Рубенса Хелена Фурмент. Несмотря на ветхозаветную обстановку, Фрумент одета и причёсана по моде Фландрии 1630-х годов, что делает эту картину неоднозначной игрой между портретом и библейской историей.

Сатурн, пожирающий своего сына. 1636

Сатурн, пожирающий своего сына

Жуткая картина Рубенса, изображающая Сатурна (Кроноса по греческим мифологиям), пожирающего своего сына, вызывает у зрителя оторопь и настоящий ужас. По преданиям, Сатурну пророчили смерть от руки своего сына, с тех пор он пожирал каждого своего отпрыска. Художник словно застал за этим занятием древнего бога. Искажённое личико младенца от страшного укуса своего родителя источает боль, и, кажется, что слышен его крик. Реалистичность происходящего, зеленовато-синие тона картины делают её воистину страшной, от которой бегут мурашки по телу. Только настоящий мастер может вызвать подобные ощущения у зрителя от картины.

Пейзаж с радугой (масло, 151×384 см). 1638

Лучшие картины Рубенса: Пейзаж с радугой

Среди грандиозных живописных полотен у Рубенса есть прекрасные пейзажи, которые только подчёркивают разносторонность художника. Пейзаж с радугой написан в последние годы жизни художника, когда он уже мог позволить себе отказаться от масштабных заказов и писать в удовольствие. Огромные просторы с лесами и полями, уходящими вдаль, захватывают всё четырёхметровое полотно. На переднем плане мирно пасущееся стадо коров, крестьяне занимаются своими обыденными делами по сбору урожая. Сельская идиллия после дождя подчёркивается радугой, раскинувшейся во всё небо. Волшебство и сияние облаков делают небо фантастически красивым. Радуга освещает тёплым светом верхушки деревьев, у леса в речушке плещутся гуси. После жизни в городе сельская жизнь Рубенса внесла в его творчество спокойствие и умиротворение.

Хотите посмотреть на самые известные и красивые пейзажи в мире? Most-beauty даёт вам эту возможность.

Последний автопортрет

Последний автопортрет

В композиции преобладают тёмные тона. Лицо, рука и воротник являются единственными яркими акцентами в этой картине. Хотя Рубенс был воспитан испанской знатью и посвящён в рыцари королём Англии, его решение представить себя членом аристократии, тем не менее, вызывает удивление: он неоднократно дистанцировался от жизни при дворе. В последние годы своей жизни он в значительной степени освободился от обязанностей придворного и дипломата, разделив своё время между своей городской резиденцией в Антверпене и загородным замком близ Элевейта.

Послесловие

Автопортрет Рубенса

Мастерство Рубенса было широко известно при жизни художника. Его слава гремела по всей Европе. Но, огромное количество работ не сделало художника обычным ремесленником. Каждое его творение пропитано любовью к живописи и является настоящим шедевром изобразительного искусства. Мы попытались написать о самых красивых работах Питера Пауля Рубенса, но это оказалось непосильной задачей. Этот нидерландский живописец за всю свою жизнь написал огромное количество различных картин, каждая из которых обладает своей красотой, историей. Ниже мы разместим ещё несколько его картин без описания, но это лишь вершина айсберга…

Святая Домицилла, поддерживаемая святым Нереем и святым Ахиллесом Римским. 1608

Святая Домицилла, поддерживаемая святым Нереем и святым Ахиллесом Римским. 1608

Поклонение волхвов. 1609

Лучшие картины Рубенса: Поклонение волхвов. 1609

Воздвижение Креста. 1610

Воздвижение Креста

Самсон и Далила. 1610

Лучшие картины Рубенса: Самсон и Далила. 1610

Прикованный Прометей. 1612

Прикованный Прометей

Снятие с креста. 1614

Лучшие картины Рубенса: Снятие с креста

Голова Медузы. 1617–1618

Голова Медузы

Два сатира. 1619

Лучшие картины Рубенса: Два сатира

Падение проклятых. 1620

Падение проклятых

Успение Пресвятой Девы Марии. 1626

Лучшие картины Рубенса: Успение Пресвятой Девы Марии

Минерва защищает мир от Марса. 1929–1930

Минерва защищает мир от Марса

Сад любви. 1633

Лучшие картины Рубенса: Сад любви

Осенний пейзаж с видом на замок Стен. 1636

Осенний пейзаж с видом на замок Стен

Последствия войны. 1639

Лучшие картины Рубенса: Последствия войны

Автор статей, поэт-песенник, профессор эрудированных наук.

Люблю жизнь и интересуюсь всеми областями знаний, и по возможности делюсь ими со всеми.


Питер Пауль Рубенс по праву считается одним из величайших фламандских художников 17 века. Его картины хранятся в лучших галереях мира, а многие работы живописца визуально известны даже тем, кто никогда не слышал его имени. Самые известные картины Рубенса с названиями и описанием представлены далее в этой статье.

Краткая биография художника

Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года в Зигене (Германия), в состоятельной и знаменитой семье ремесленников и торговцев. Когда будущему художнику было 8 лет, семья Рубенс переехала в Кельн (Германия), где юноша обучался гуманитарным наукам сначала в иезуитской школе, а затем в богатой светской, изучал греческий язык и проявлял способности феноменальной памяти. В 13 лет, благодаря семейным связям, Питер Пауль был устроен на должность пажа к бельгийской графине де Лален. Но быть придворным юноша не хотел, и уже через год начал обучаться живописи. Его первым известным наставником стал художник Отто ван Веен.

В начале 1600-х годов начинающий художник совершил путешествие по Италии и Испании, где очень сильно был вдохновлен школой старых мастеров. Картины Рубенса с названиями "Автопортрет в кругу веронских друзей", "Положение во гроб", "Геркулес и Омфала", "Гераклит и Демокрит" были написаны именно в этот период. Им было выполнено множество копий с известных картин итальянских и испанских художников, например Рафаэля и Тициана.

Фрагмент автопортрета художника

После путешествия, которое длилось более 8 лет, Питер Пауль Рубенс приехал в бельгийский город Антверпен, а уже в 1610 году, в Брюсселе, получил звание придворного живописца от герцога Альбрехта. Множество картин Рубенса с названиями, содержащими имена самого герцога и его жены Изабеллы Клары Евгении, появились в тот период, так как правящая чета не хотели расставаться с художником - их влияние очень поспособствовало творческому успеху и признанию Рубенса. Но он все-таки не захотел оставаться в Брюсселе, вернулся в Антверпен и женился на Изабелле Брант, которая стала его любимой моделью и матерью троих детей. В 1611 году художник приобрел для себя и семьи огромный дом-мастерскую, и с этого момента начался особенно плодотворный период его творчества. Ничто не стесняло художника - он был обеспечен деньгами и временем, а также получил достаточно навыков для свободного творчества.

За все время художественной работы Питер Пауль Рубенс написал более 3000 картин, многие из них оказали влияние на творчество последующих поколений художников. Он не был новатором, но отточил классический фламандский стиль до невероятного уровня живости и красоты.

В 20-х годах 17 века Рубенс освоил еще и дипломатическую карьеру. Этому поспособствовала плодотворная работа при дворе Марии Медичи. Теперь художник регулярно посещал Англию и Францию по политическим вопросам.

В 1626 году от чумы скончалась 34-летняя жена Рубенса. После этого потрясения он на время оставил живопись и углубился в политическую и дипломатическую деятельность. Теперь его миссии распространились на Данию и Испанию, но сложная политическая обстановка и изгнание Медичи вызывали неприязнь к Рубенсу со стороны других дипломатов, однажды они напрямую заявили, что "не нуждаются в художниках". Он еще пытался завязать политические связи, но окончательно оставил эту сферу в 1635 году.

Но в самый разгар дипломатической деятельности, в 1630 году, художник вновь серьезно взялся за кисти и принял решение снова жениться - избранницей 53-летнего Рубенса стала 16-летняя купеческая дочь Елена Фоурмен. С того момента она стала главной моделью и вдохновительницей художника, он написал с нее множество портретов, а также использовал для изображения мифических и библейских героинь. Елена родила Рубенсу пятерых детей, однако прожить с ней ему довелось всего десять лет. Художник скончался от подагры 30 мая 1640 года.

Автопортреты

Автопортрет 1623 года

Портреты Питера Пауля Рубенса, который он писал сам, превышают количество автопортретов любого из художников до него. Да и после сравниться с ним в этом мог только Рембрандт. Рубенс любил и классические автопортреты, и наделение собственным лицом какого-нибудь героя сюжетной картины. Первой подобной работой стал "Автопортрет в кругу веронских друзей", написанный в 1606 году в Италии. Интересно, что на полотне лицо автора отличается от лиц его друзей - он словно подсвечен невидимым источником и единственный смотрит прямо на зрителя.

А самым знаменитым автопортретом можно считать написанный в 1623 году - практически ни одна биография Рубенса не обходится без данной картины, репродукция которой и представлена выше. Еще один знаменитый портрет - "Четыре философа" 1611 года, о нем более подробно будет рассказано далее. Последним автопортретом художника стала картина, написанная за год до его смерти, в 1639-м. Ее фрагмент представлен в подзаголовке "Краткая биография художника". А вот еще несколько картин, в которых фигурирует портрет автора:

"Страшный суд"

Фрагмент картины

Под названием "Страшный суд" у Рубенса есть две картины, и обе находятся в мюнхенской галерее "Старая пинакотека". Первая из них, фрагмент которой представлен выше, была написана в 1617 году. Она выполнена маслом на деревянной панели размером 606 на 460 см, поэтому вторую картину, размер которой 183 на 119 см, часто именуют "Малым Страшным судом". Большую часть полотна занимают простые смертные, буквально разбросанные в разные стороны силой снизошедшего к ним Христа. Некоторые из них одеты, некоторые обнажены, но на всех лицах ужас и отчаяние, а кого-то и вовсе утаскивают демонические существа. Бог в виде Иисуса Христа изображен в самом верху картины по центру, от него исходит свет, вместо одежды - ярко-красное полотно, а за его спинами - не то святые, не то умершие, которые уже попали в рай. По бокам от Иисуса выделяются Дева Мария и Моисей со святыми скрижалями в руках.

На второй картине, которую Рубенс написал в 1620 году, можно увидеть будто бы продолжение или вариацию первого полотна. Несмотря на меньший размер, полотно более вытянутое, Бог вновь на самом верху, но теперь появилось и изображение ада. Грешники сыпятся в бездну, где их встречают радостные черти, а ангелы с трубами не позволяют людям забраться наверх, обороняясь от них щитами.

Алтарные триптихи

Триптих

Для Рубенса алтарные работы стали одним из основных видов художественной деятельности в период с 1610 по 1620-й. Алтарными они называются потому, что художник писал их в основном для украшения церкви, а некоторые и вовсе прямо в церкви, чтобы уловить правильно падение света в том месте, где полотно будет находиться. За это время Рубенсом было создано семь картин с распятием, пять - демонстрирующих момент снятия с креста и три с его воздвижением, а также много других изображений Христа, святых и библейских сюжетов. Но самые известные среди них - триптихи, которые находятся в Соборе Антверпенской Богоматери. Триптих "Воздвижение креста Господня", фрагмент которого можно увидеть на главном фото этой статьи, художник создал в 1610 году для алтаря старинной церкви Святого Вольбурга, а на свое сегодняшнее место картины попали в 1816 году. Триптих "Снятие с креста" (можно увидеть выше) создавался уже конкретно для Собора, в котором находится по сей день, с 1612 по 1614 год. Многие называют это монументальное полотно самым лучшим произведением Рубенса, а также одной из лучших картин эпохи барокко вообще.

"Союз земли и воды"

Фрагмент картины

Картина Рубенса "Союз Земли и Воды", написанная в 1618 году, находится в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург). Полотно, изображающее богиню Земли Кибелу, морских богов Нептуна и Тритона, а также богиню Викторию, обладает сразу несколькими смыслами. Нептун и Кибела заключают союз, нежно держась за руки и глядя друг на друга, их венчает Виктория, а сын Нептуна Тритон, поднявшись из морской глубины, трубит в раковину. В первую очередь сюжет олицетворяет божественную связь женского и мужского начал, так как для художника полная обнаженная женщина всегда была символом земного, плодородного, естественного. Но лично для Рубенса "Союз Земли и Воды" был еще и намеком на трудное положение фламандцев, лишенных выхода к морю в период голландской блокады. Самым же простым толкованием можно считать мифологическое единение двух стихий, ведущее к мировой гармонии. Так как полотно, находясь в Эрмитаже, считалось достоянием, в 1977 году в СССР были выпущены почтовые марки с этой картиной.

"Три грации"

Фрагмент картины

Еще одна из самых известных картин художника была написана в последний год его жизни - 1639-й. Полотно с изящным названием "Три грации" хранится в испанском Музее Прадо. На ней в излюбленной манере художника в неких райских кущах изображены три обнаженные полные женщины, олицетворяющие древнеримских граций - богинь веселья и радости. В Древней Греции этих богинь звали харитами. Они плавно кружатся в танце, обнявшись и глядя друг на друга, по-видимому, в приятной беседе. Несмотря на одинаковые фигуры, изображение которых у Рубенса всегда включало исключительно плавные, округлые линии без единого угла, он внес различие между женщинами в цвете волос. Светлая блондинка стоит в светлой части пейзажа на фоне неба, шатенка, наоборот, изображена на фоне деревьев, а между ними, на рубеже света и тьмы, гармонично выписалась рыжеволосая богиня.

"Два сатира"


Картина Рубенса "Два сатира" продолжает тему мифологических существ. Она была написана в 1619 году и в настоящее время тоже находится в мюнхенской "Старой пинакотеке". В отличие от большинства монументальных работ художника, это полотно обладает сравнительно небольшим форматом - всего 76 х 66 см. В древнегреческой мифологии сатирами называли спутников Диониса - бога виноделия, жизнерадостных лесных демонов с козлиными ногами и рогами. Известно, что сатирам было не лень делать только две вещи - развратничать с нимфами и пить вино. Рубенс изобразил два противоположных типажа сатиров - тот, который находится на заднем плане, явно больше предпочитает алкоголь. Его сухощавое лицо и стекающие по чарке излишки свидетельствуют об этом. На переднем же плане явно изображен сладострастец - похотливые взгляд и ухмылка буквально пронзают зрителя, а нежно сжимаемая в его руке гроздь винограда заставят смутиться даже самого искушенного зрителя.

"Персей освобождает Андромеду"

Фрагменты картин

Выше можно увидеть фрагменты трех картин. Первая принадлежит кисти Ламберта Сустриса - "Персей освобождает Андромеду". Она была написана в середине 16 века. Именно эта работа вдохновила Рубенса на создание своего первого полотна с таким же названием в 1620 году. Изменив несколько плоскую средневековую манеру Сустриса, художник практически дословно воспроизвел позы героев и общий мифологический сюжет (второй фрагмент). Данная картина хранится в Картинной галерее Берлина.

Спустя два года Рубенс вновь обратился к сюжету о Персее и Андромеде и написал еще одну картину с таким же названием (третий фрагмент). Несмотря на небольшую разницу, здесь уже в большей мере раскрыт характерный стиль художника - богиня победы Ника вновь венчает головы персонажей, а вокруг порхают маленькие амуры. Несмотря на то что Персей - древнегреческий герой, он облачен в костюм римского воина. Как и "Союз Земли и Воды", эта картина принадлежит собранию Государственного Эрмитажа.

"Венера перед зеркалом"

Фрагмент картины

В своей картине 1615 года "Венера перед зеркалом" Рубенс в некоторой мере повторяет сюжет, созданный ранее Тицианом, в котором полуобнаженная Венера смотрится в зеркало, придерживаемое амуром. Однако присутствующая рядом с Венерой Рубенса чернокожая служанка позволяет думать, что его Венера - вовсе не богиня, а земная женщина, склонная к божественному самолюбованию. По своему обычаю, художник вновь изобразил пышнотелую белокожую женщину без одежды, но с золотыми украшениями и тонким, полупрозрачным полотном у ног. Служанка то ли расчесывает, то ли просто перебирает красивые золотые волосы своей госпожи. В настоящее время полотно хранится в венском музее Коллекции Лихтенштейнов.

"Четыре философа"


В картине 1611 года "Четыре философа" Рубенс, помимо себя, изобразил скончавшегося в этом году любимого брата Филипа, ученого философа Юста Липсия и его ученика Яна Воверия. Также на полотно попал Мопс - любимый пес Липсия, преклонивший голову на коленях Воверия. Особой сюжетной подоплеки в картине нет: как и "Автопортрет с веронскими друзьями", написанный по поводу смерти Липсия в 1606 году, картина является посвящением близким людям Рубенса и времени, которое он успел провести рядом с ними. Увидеть полотно можно во флорентийском Палаццо Питти.

"Охота на львов"


С 1610 по 1620 год художник был увлечен написанием охотничьих сюжетов. Достигнув огромного мастерства в изображении человеческого тела, он хотел соединить его с только осваиваемой демонстрацией тел крупных животных. Одно из самых известных полотен на эту тему у Рубенса - "Охота на львов", написанное в 1621 году. Противостояние человеческого оружия и сил диких животных ярко показано в смелом противостоянии двух мускулистых львов семи охотникам, половина из которых атакуют верхом на лошадях. Один из львов готов растерзать поверженного наземь охотника с кинжалом, другой зубами стащил охотника с коня, вцепившись когтями в тело животного. Несмотря на то что этого льва колют сразу тремя копьями, он разозлен и не отступает, и только меч одного из охотников дает надежду победить разъяренного зверя. Один из охотников лежит без сознания с зажатым в руке ножом. Особенно интересным в этой картине является факт совместной охоты восточных и европейских персонажей - это становится ясно из их одежды и вооружения. В настоящее время картина хранится в мюнхенской "Старой Пинакотеке".

Портреты возлюбленных

Фрагменты портретов Изабеллы Брант и совместного автопортрета

Довольно большое собрание составляют картины Рубенса с названиями, содержащими имя его первой жены Изабеллы Брант. Как правило, это либо ее личные портреты, либо совместные автопортреты четы. На подборке репродукций выше можно увидеть:

  • "Портрет леди Изабеллы Брант" (конец 1620-х).
  • "Портрет Изабеллы Брант" (1610 год).
  • "Портрет Изабеллы Брант" (1625 год).
  • "Автопортрет с Изабеллой Брант" (1610 год).

Последняя картина считается одной из лучших в портретной живописи художника. Он и его молодая супруга изображены невероятно живо, будто на фотографии - сложно поверить, что герои не запечатлены сиюминутно. Одной из самых прекрасных деталей данного полотна можно назвать руки возлюбленных и их нежное соприкосновение, передающее любовь и взаимодействие лучше, чем если бы герои просто смотрели друг на друга. В настоящее время полотно тоже хранится в мюнхенской "Старой Пинакотеке".

Фрагменты портретов Елены Фоурмен и совместного автопортрета

Портреты Елены Фоурмен, которые можно увидеть выше, стали основным сюжетом живописи Рубенса в последние годы его жизни. Представлены фрагменты следующих полотен:

Портрет Елены Фоурмен

Но самым известным портретом Елены Фоурмен кисти ее мужа считается написанный в 1630-м году, репродукция которого представлена выше. На нем 16-летняя молодая жена изображена в великолепном выездном наряде, красивой бархатной шляпке в голландском стиле и с двумя нежными цветками розы, прижатыми к животу. Считается, что в этот период вторая супруга Рубенса уже была беременна, и именно это олицетворяют цветы у живота. Полотно находится в гаагской Королевской художественной галерее Маурицхейс.

Питер Пауль Рубенс, картины и творчество художника

Питер Пауль Рубенс (Зиген, Вестфалия, 1577 — Антверпен, 1640) был художником феноменальной талантливости, яркий представитель и основоположник барокко, работал в жанрах: портрет, пейзаж и историческая живопись.

Автопортрет - Питер Пауль Рубенс

Автопортрет — Питер Пауль Рубенс

Пребывание в Италии

Главные произведения на этом пути — это Триптих плп иезуитской церкви в Мантуе (1605, музеи в Мантуе, Антверпене и Нанси); Конный портрет герцога Лермийского (1604); Крещение (1604—1606), Обрезание (1606, Сант-Амброджо, Генуя); Поклонение пастухов (1608, Городская пинакотека, Фермо).

Произведения зрелого периода

По возвращении на родину (1609) Рубенс получил должность придворного художника регентов Нидерландов и организовал процветающую мастерскую. Построение форм активной в Антверпене светотеневой моделировкой (Воздвижение креста,1610) и опыты передачи ночного освещения (Поклонение волхвов, Прадо, Мадрид) сменяются поиском цветовой гармонии (Снятие с креста, 1611—1614).

Рубенс работал в жанре мифологической живописи (ок. 1613—1618: Пьяный силен; Битва амазонок, Старая пинакотека), в религиозной живописи (ок. 1616—1619: Мадонна невинных), писал портреты и крупные декоративные циклы, фрески в церкви иезуитов в Антверпене (1620) и картоны для ковров, заказанных французским королем Людовиком XIII (Жизнь Константина, 1622—1623).

Живя в Антверпене, Рубенс часто совершал Поездки по Европе, во время которых были созданы многие значительные произведения: Поклонение волхвов (ок. 1624), Мир и Война, Елена Фоурмен с сыном (1635), холсты для лондонского Уайтхолла (1634), оформление Toppe де ла Парада близ Мадрида (1638).

Пейзажи, к написанию которых Рубенс обратился в последний период жизни (Пейзаж с радугой, женского тела 1636; Возвращение крестьян с полей, 1637), раскрывают его восприятие природы, окрашенное сильным эмоциональным порывом, лирическое и почти романтическое, что в ином ключе передают и его картины с обнаженными фигурами (Три Грации, Шубка, Музей истории искусства, Вена).

Картины Питера Пауля Рубенса (с названием)

Андромеда - Питер Пауль Рубенс (1638)

Битва амазонок (ок. 1613—1618, Мюнхен)

Венера в шубе - Питер Пауль Рубенс (ок. 1630-1640 Музей истории искусства, Вена)

Венера в шубе (ок. 1630-1640 Музей истории искусства, Вена)

Возвращение крестьян с полей - Питер Пауль Рубенс (1637, Галерея Питти, Флоренция)

Возвращение крестьян с полей (1637, Галерея Питти, Флоренция)

Воздвижение креста - Питер Пауль Рубенс (1610, собор Антверпена)

Воздвижение креста (1610, собор Антверпена)

Даниил в логове львов (1615)

Елена Фоурмен с сыном - Питер Пауль Рубенс (1635, Старая пинакотека, Мюнхен)

Елена Фоурмен с сыном (1635, Старая пинакотека, Мюнхен)

Замерзающая Венера - Питер Пауль Рубенс (1614)

Замерзающая Венера с (1614)

Изабелла - Питер Пауль Рубенс (1609)


Кардинал Инфанта (1634)

Конный портрет герцога Лермийского - Питер Пауль Рубенс (1604, собрание Савия)

Конный портрет герцога Лермийского (1604, собрание Савия)

Крещение - Питер Пауль Рубенс (1604—1606, Королевские музеи изящных искусств, Антверпен)

Крещение (1604—1606, Королевские музеи изящных искусств, Антверпен)

Мадонна невинных - Питер Пауль Рубенс (ок. 1616—1619, Лувр, Париж)

Мадонна невинных -(ок. 1616—1619, Лувр, Париж)

Мир и Изобилие - Питер Пауль Рубенс (ок. 1633-1634)

Мир и Изобилие (ок. 1633-1634)

Обрезание - Питер Пауль Рубенс (1606, Сант-Амброджо, Генуя)

Обрезание (1606, Сант-Амброджо, Генуя)

Пейзаж с радугой, женского тела - Питер Пауль Рубенс (1636, Старая пинакотека, Мюнхен)

Пейзаж с радугой, женского тела (1636, Старая пинакотека, Мюнхен)

Поклонение волхвов (1618 — 1619 , Прадо, Мадрид)

Поклонение волхвов - Питер Пауль Рубенс (ок. 1624, Королевский музей изящных искусств, Антверпен)

Поклонение волхвов(ок. 1624, Королевский музей изящных искусств, Антверпен)

Читайте также: