Условия жизни на планете земля 2 класс доклад

Обновлено: 18.05.2024

Мы — земляне. Все известные нам страны, города, леса и океаны расположены на одной планете — Земля. Она относится к Солнечной системе. Солнечная система — это восемь планет, вращающихся вокруг одной звезды — Солнца. Кроме Земли, в систему входят Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.

Земля — третья планета по удалению от Солнца. И единственная из всех планет нашей системы, на которой есть жизнь. Почему?

Ученые считают, что существует много условий, необходимых для возникновения жизни на планете. Это и температурный режим — не слишком жаркий и не слишком холодный, — и наличие воды, и атмосфера, в которой должен быть ряд определенных элементов, и многое другое. Ни одна планета Солнечной системы, за исключением Земли, не отвечает всем требованиям. На Меркурии слишком жарко, на Уране очень холодно, на Венере совсем нет атмосферы. Зато наша планета как будто создана для того, чтобы на ней зародилась жизнь.

Наша сегодняшняя статья поможет вам ближе познакомить ребенка с нашей удивительной планетой, рассказать об истории возникновения Земли, ее месте в космосе, строении и других интересных фактах.

Описание планеты Земля для детей

Земля — не самая большая из планет Солнечной системы. Наоборот, она одна из самых маленьких — меньше нее только Меркурий и Венера. Но при этом радиус Земли — 6 тыс. 371 километр.

детям про планету Земля

В древности люди не знали, что Земля имеет форму шара. Они представляли себе что-то вроде круглой плоской тарелки. Только после того как мореплаватели обошли вокруг Земли и вернулись в то же место, стало понятно, что наша планета — шар. Теперь в этом нет сомнений: мы много раз видели фотографии Земли, сделанные из космоса. На многих снимках, кстати, хорошо видны моря, горы и даже крупные города.

Вращение Земли

Земля, как и другие планеты Солнечной системы, совершает сложное вращение: вокруг Солнца и вокруг своей оси (воображаемой линии, проходящей через центр планеты). Причем вокруг Солнца Земля движется не по кругу, а по эллипсу — это такой вытянутый круг.

Именно благодаря этому вращению на Земле наступают день и ночь, а лето сменяется зимой.

С временем суток все понятно: день — на той части планеты, которая в данный момент повернута к Солнцу, ночь — на противоположной. Полный оборот вокруг своей оси Земля делает приблизительно за 24 часа — за это время на Земле проходят сутки.

С временами года сложнее. Полный оборот вокруг Солнца Земля делает за 365 дней. Многие думают, что смена времен года связана с удаленностью Земли от Солнца. Но это не совсем так. Значительно сильнее на температуру воздуха влияет угол наклона Земли по отношению к Солнцу. Дело в том, что ось Земли (вокруг которой происходит вращение) наклонена по отношению к Солнцу больше чем на 23 градуса. И во время вращения солнечные лучи падают на Землю по-разному. Если прямо — наступает лето, если под углом — холодает. Чем больше наклон, тем холоднее.

Самые прямые лучи достаются экватору, потому там почти всегда ровная теплая погода, а крайние точки Земли — полюса — так сильно наклонены, что солнце скользит по поверхности и не согревает землю. Поэтому в Арктике и Антарктике холодно даже летом.

Как появилась планета Земля?

У ребенка наверняка возникнет вопрос о том, как образовалась наша планета. Ученые могут только делать предположения на этот счет — точного ответа у них нет.

Постепенно под влиянием разных процессов, происходивших в глубине, на поверхность поднимались различные вещества. Одни превращались в воду, другие участвовали в формировании атмосферы. Происходило это медленно: ученые считают, что на образование океанов и поверхности ушло более 200 миллионов лет.

Из чего состоит планета Земля?

Ребенку будет интересно узнать и про строение нашей планеты. Земля, если представить ее в разрезе, состоит из нескольких слоев.

Строение Земли для детей

В самом центре — ядро, твердое внутри и жидкое снаружи. Его состав — сплавы металлов, в основном железо и никель. Ядро занимает большую часть диаметра земли, оно величиной с планету Марс. Различают внутреннее и внешнее ядро. Эта часть земли очень горячая, причем чем глубже, тем горячее. Добраться до такого уровня невозможно, но, по мнению ученых, температура внутри ядра может быть больше, чем на Солнце — до 7 тысяч градусов.

Земная кора — верхняя часть твердой земли. По сравнению с другими слоями она тонкая. Бывает континентальная и океаническая кора. Слой континентальной коры достигает 40–50 километров, а под океанами — 5–10. Кора составляет около 1% массы Земли.

Земную кору и верхнюю часть мантии называют литосферой.

А гидросферой — всю водную часть поверхности Земли, в которую входят Мировой океан, воды и ледники, подземные воды.

Получается, что для поверхности, покрытой водой, гидросфера расположена над литосферой.

Еще выше — атмосфера. Это уже не часть планеты, а ее газовая оболочка, которая находится над Землей и вращается вместе с ней.

Состав земной атмосферы, а конкретнее — содержание в ней кислорода, сыграл ключевую роль в возникновении жизни на Земле.

Кроме кислорода, в атмосфере Земли присутствует азот и другие газы. А благодаря озоновому слою в атмосфере Земля защищена от большей части ультрафиолетового излучения Солнца.

Как зарождалась и развивалась жизнь на планете

Миллионы лет планета Земля оставалась необитаемой. Ученые нашли подтверждение тому, что живые организмы появились на Земле около 3-4 миллиардов лет назад, в дoкeмбpийcкий период развития Земли. Конечно, это еще не те животные, к которым мы привыкли, а простейшие — микроорганизмы.

Более развитые животные и растения появились позже — во время, которое называют фанерозоем. Этот период делится на 3 эпохи: пaлeoзoй, мeзoзoй и кaйнoзoй. Во время палеозоя появились беспозвоночные, насекомые и рыбы; мезозой подарил нам динозавров, а кайнозой — млекопитающих. Это случилось больше 65 миллионов лет назад, и до сих пор считается, что млекопитающие — высший этап развития для живых организмов. Человек — это млекопитающее.

Вам может быть интересно:

Необъяснимо, но факт: многие дети обожают динозавров. Если ваш ребенок тоже с восторгом смотрит мультфильмы и листает картинки с этими удивительными гигантскими существами, предлагаем вам нашу статью с интересными фактами про динозавров для детей.

Материки и океаны

71% территории Земли покрыт водой. Суша существует в виде шести материков: Евразия; Африка; Северная и Южная Америки, Антарктида и Австралия. Самый большой материк — Евразия, самый маленький — Австралия.

планета Земля для детей

На Земле четыре океана. Они соединены между собой (это так называемый Мировой океан), но при этом сильно отличаются — температурой, особенностями дна, соленостью. Тихий океан — самый большой и глубокий, второй по величине — Атлантический, третий — Индийский (по сравнению с Атлантическим он меньше, но глубже). А самый маленький — Северный Ледовитый океан. Он еще и самый холодный, потому что расположен у Северного полюса и частично покрыт льдом.

На нашей планете различают четыре климатических пояса — это территории, которые как будто опоясывают планету. В одном поясе по всей Земле примерно одинаковые условия для жизни: температуры, влажность, осадки.

По самому центру Земли идет экваториальный пояс. Здесь погода почти не меняется в течение года — лето, идут дожди и около +25 градусов.

Тропических поясов два, они находятся по обе стороны от экваториального. Здесь сухо и тепло, но разница между летом и зимой уже очевидна: зимой может быть около +15 градусов, зато летом — до +50.

Климат с холодной зимой и теплым летом нам знаком. Он характерен для умеренных поясов. Их тоже два, и они расположены после тропических по направлению от экватора.

На полюсах Земли расположены арктические пояса. Здесь холоднее всего, особенно зимой. Но и летом температура редко поднимается выше нуля.

Конечно, это деление условно. Климат не меняется резко при переходе от одного климатического пояса к другому. Существуют переходные полюса: два субэкваториальных, два субтропических и два субполярных, где проявляются характеристики соседних полюсов. Если плавно двигаться от одного пояса к другому, изменений в погоде практически не заметно. Но если перелететь на самолете, разница ощущается.

Погода в разных точках Земли зависит не только от расстояния от экватора, но и от рельефа. Основные виды рельефа на Земле — горы и равнины.

По площади равнины занимают большую часть суши. Мы можем это увидеть на карте или глобусе. Ни них равнины и горы в зависимости от высоты обозначаются зеленым, желтым или коричневым цветом. Самые высокие горы — темно-коричневые (Гималаи, Анды, Кавказ).

Самая высокая точка суши в мире — гора Джомолунгма в Гималаях — 8848 метров над уровнем моря. А самая низкая находится в океане, это Марианская впадина (на 11022 метра ниже уровня моря).

Луна — спутник Земли

Ученые считают, что Луна образовалась после падения на Землю какого-то большого космического объекта. От Земли оторвался кусок, который попал на ее орбиту и стал ее спутником.

Теперь Луна не только освещает Землю по ночам (кстати, светит она не сама по себе, а отраженным светом Солнца), но и влияет на земные процессы. Например, приливы и отливы на водных поверхностях вызваны именно силой притяжения Луны — самого близкого к Земле объекта. Между Луной и Землей — 384 400 километров. По космическим меркам это сравнительно немного, поэтому Луна — самый изученный космический объект для землян. И единственный, на котором побывал человек.

Изучая историю Земли, мы практически не задумываемся о том, что планета продолжает меняться. Потихоньку двигаются материки, тают ледники, происходят перемены в атмосфере, беднеет животный мир.

К сожалению, большинство перемен — не в лучшую сторону. Они вызваны не естественной эволюцией, а деятельностью людей, не берегущих планету.

blogArticleAd-image

blogArticleAd-image

Способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания и мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

ВложениеРазмер
урок окружающего мира во 2 классе по ФГОС 111.5 КБ
usloviya_zhizni_na_planete_zemlya_19.ppt 2.23 МБ

Предварительный просмотр:

Тип урока :открытие новых знаний

Способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания и мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД : умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД : умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД : умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование к уроку: - смайлики (для самооценки),- презентация ,-видео анимации к уроку, условные знаки

Добрый день, ребята!

Долгожданный дан звонок

Улыбнитесь друг другу и мне.

Это поможет преодолеть трудности.

Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположен на парте учебник, тетрадь, пенал. хрестоматия

- Почему это важно? Выскажите свои мысли

-А вы со мной согласны?

Сегодня на уроке мы будем работать и в конце урока вы оцените свою работу . В конце урока подведем итог.

2 Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Беседа :– Отгадайте загадку:

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад, и стар,
Что она – большущий шар.

Учитель: – Да, это наша прекрасная планета Земля, которую мы изучаем на уроках окружающего мира. Как вы думаете почему я загадала эту загадку? Откройте учебник на с.41-44.Чем мы будем заниматься на уроке. Выбор заданий – выставление на доске знаков условных

Будем высказывать предположения

Заглянем в словарик

Есть новый условный знак письмо

3. Выявление места и причин

Работа по рисунку с32 учебника

Ответы на вопросы учителя

Помнишь ли ты что Земля является одной из планет Солнечной системы? Вернись к рисунку на с. 32

Что вы знаете о планете Земля?

Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца за 365 дней. Солнечные лучи принося тепло, свет

На нашей планете есть растения и животные Показ картин с изображением природы

Что нужно им для жизни? (кислород для дыхания, солнечное тепло вода для питья)

Какой у вас возник вопрос ?

Есть ли жизнь на других планетах или только на нашей планете Земля

4 Построение проекта выхода на затруднения

Постановку цели урока и плана действий

Какая цель нашего урока? ( ответить на затруднение)

Как вы думаете , с какой темой мы познакомимся на уроке . Сформулируйте тему.

Познакомимся с условиями жизни на планете Земля. Слайд

- Наметим наш план действий:

Что мы должны сделать?

1. Сами попробуем ответить на вопрос, какие условия жизни есть на Земле

2.Почитаем статью в учебнике и сопоставим наши предположения .

3.Поработаем с иллюстрациями и ответим на вопросы

4. Применим новое знание .Где и как мы будем искать ответы на вопросы?

5. Реализация построенного проекта

Вопросы перед показом анимации

Как вы думаете ,почему только на нашей планете есть

жизнь? Правы мы били в своих высказываниях.

А какое из условий наиболее важное ? Как вы думаете7

Как вы думаете , что необходимо для жизни на Земле ?

Предположения детей (Тепло ,свет, вода, почва. воздух)

Почему , вы назвали эти условия.

Как вы думаете ,почему только на нашей планете есть

Правы мы били в своих высказываниях.

А какое из условий наиболее важное ? Как вы думаете7

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Работа по учебнику с. 42

Чтение по цепочке и ответы на вопросы

А чего еще много на Земле? (воздух)

чтение о воздухе

А что такое воздух? ( Смесь газов)

А какие вы знаете газы?

Чтение в учебнике.

Посмотрите на круговую диаграмму. каких газов больше? Меньше?

- 5 часть на нашей планете составляет кислород- 21%

7 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа со словарем.

Выполнение заданий в тетради №23 стр 17.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Работа со словарём.

Прочитайте в словарике , что такое атмосфера?

Влияет ли атмосфера на жизнь Земли?

Атмосфера – важнейшее условие жизни на Земле. Большинство живых существ, как бы велики или малы они не были , нуждаются в кислороде., именно в таком количестве и в сочетании с другими газами он существует в атмосфере. Есть углекислый газ- который выдыхаем .А итак же и другие газы.

Дочитайте текст. Выпишите условия, необходимые для жизни на Земле.

-Выполним задание в тетради №23 стр 17.

Проверка выполнения . Слайд

Вывод: 1. Для жизни на Земле необходимы вода, воздух, свет , тепло.

2. Сочетание всех этих условий есть только на земле.

3. Воды на земле больше, чем суши.

4. Землю окутывает слой воздуха – атмосфера, которая богата кислородом и пригодна для дыхания.

- Чтобы запомнить названия газов воздуха, которые участвуют в дыхании, выполним упр 24 в тетради.с 17

Запись Кислород углекислый газ

8 Включение в систему знаний повторения

Работа по рисунку учебника с.43

Рассмотрим рисунки в учебнике и выскажем предположение, какой вред может быть нанесён природе человеком.

Вывод: в результате деятельности человека нарушились взаимосвязи между объектами природы. Спиленное дерево, непотушенный огонь привели не только к гибели растений, но и нанесли вред животным, для которых эти растения служили пищей или укрытием.

Ответы на вопросы

Почему мы должны беречь деревья, кустарники, травы, цветы? ( Кислород)

Как люди используют живую и неживую природу? Можно ли утверждать , что для человека живая природа важнее, чем неживая? Как ты относишься к природе?

В природе все взаимосвязано. Для человека важна живая так и неживая природа.

9 Домашнее задание

По выбору по уч. с. 41-44- приготовить рассказ об условиях жизни на планете Земля.

Хр. с. 29 Прочитать статью «Зачем Земле воздушное покрывал составить план

рассказа Памятка к уроку принести необходимый материал и оборудование: газета, цветные стекла, лист белой бумаги. стакан , ручные часы

10 Рефлексия УД на уроке

Самооценка учебной деятельности

Какая тема урока была?

- Какую цель ставили? Достигли цели?

-Чему вы научились на уроке?

Какие умения формировали? (Умение работать с информацией, умение объяснять, слушать друг друга.)

Расскажите по схеме:

– Кто доволен сегодня своей работой ?

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из смайликов уроке, используя один из смайликов

Я работал отлично на уроке и доволен

Я работал хорошо. но могу лучше

Я работал не в полную силу на следующими уроке буду работать лучше

Стихотворение о природе

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.

Выход детей с листочками –Почему у вас на столах листы?

Прощание с осенью.

Спасибо природе за красоту

Спасибо за урок

Технологическая карта к уроку

Земля наш общий дом (окружающий мир 2 класс)

Окружающий мир

Вода — главный источник жизни

Человек почти на 80% состоит из воды, впрочем, как и большинство других живых организмов. Ученые сходятся во мнении, что в первичном бульоне зародилась жизнь на планете. Также нет никаких сомнений в том, что без живительной жидкости не выживет ни одно живое существо на Земле. Справедливости ради стоит отметить, что и подводные обитатели нуждаются в воде, поскольку в ней содержится не только водород, но и кислород. Таким образом, химический элемент H2O всегда был и будет компонентом, который зарождает и поддерживает жизнь.

Одна из главных особенностей воды состоит в том, что это единственное вещество на планете, которое может находиться сразу в трех агрегатных состояниях. Более подробно об этом можно узнать на уроках физики и химии в средней школе:

  • твердое — вода замерзает при температуре ниже 0 градусов по Цельсию, после чего превращается в лед;
  • жидкое — при температуре от 1 до 100 градусов вода находится в жидком состоянии;
  • газообразное — при отметке около 100 градусов вода превращается в пар.

Земля наш общий дом сочинение

Вода принимает активное участие в организации климата на планете. Испаряясь, она превращается в облака и тучи, которые затем разносят осадки в виде дождя и снега по всей планете. Так и происходит круговорот воды в природе.

Океаны и моря — это дома для многих растений, рыб и даже млекопитающих, которые способны жить только в этих условиях. Если все водоемы вдруг исчезнут, это приведет к неминуемой гибели сотен тысяч животных видов.

Хоть вода не содержит в себе металла, она отлично проводит электрический ток. По этой причине рекомендуется не касаться бытовых приборов мокрыми руками.

В воде содержится большое количество питательных микроэлементов, необходимых растениям. Попадая в почву, она всасывается корнями деревьев и травы, что гарантирует нормальную жизнедеятельность.

Воздух — газовая оболочка планеты

Переоценить значение воздуха в жизни человека просто невозможно. Даже организмы, которые обитают в воде и под землей, зависят от газовой оболочки планеты. В воздухе содержится больше 90% кислорода, необходимого для жизни всего живого на Земле. Газовая оболочка покрыта озоновым слоем, который отражает ультрафиолетовые лучи, испускаемые Солнцем.

Земля наш общий дом

Без озона Земля быстро перестанет быть пригодной для существования — вся вода высохнет, а в почву проникнет радиация.

Несмотря на то что воздух, вода и солнечный свет являются одинаково значимыми для человека, без кислорода жизнь попросту невозможна — все живое погибнет в течение нескольких секунд (в то время как без воды можно прожить пару суток). Но если все организмы на планете дышат, почему же в этом случае воздух не кончается?

Причина тому — зеленые растения, проводящие процесс фотосинтеза. Деревья, кустарники и даже трава поглощают углекислый газ, а вместо него выделяют кислород. Вот почему в лесу всегда дышится легче, чем в городе.

Почва — кормилица всего живого

Создавая доклад или проект про Землю, стоит упомянуть о почве — той части планеты, которая обладает плодородием, то есть содержит в себе большое количество полезных микроэлементов. Если в мире будут одни лишь камни, то растения не смогут на ней существовать, не будет лесов и садов, а кислород рано или поздно закончится. Так что переоценить значение почвы в жизни человека и всего сущего очень трудно.

Сочинение на тему земля наш общий дом

Как появляется на нашей родной планете плодородная земля? После смерти все живое (растения, животные, насекомые), начинают разлагаться на микроэлементы, которые затем попадают в землю. Разложению также подлежат продукты жизнедеятельности животных и человека. Перепревший навоз более известен садовникам в качестве перегноя. Это идеальный материал для посадки практически любой овощной или плодовой культуры.

Таким образом, жизнь неразрывно связана с почвой. Растения из нее появляются на свет, а после смерти все живое разлагается и возвращается в землю. И хотя в теории можно создать искусственную почву из компоста, она все равно не сравнится с посадочным материалом, который находится в естественных условиях.

Формирование почв в лесах и на лугах происходит в течение нескольких десятков лет, поэтому в ней находится очень много питательных элементов.

Тепло и энергия от Солнца

Наша планета находится в Солнечной системе. Самой крупной звездой в ней является Солнце. Этот гигантский шар расположен на большом расстоянии от Земли, но все же он способен обогревать планету до температуры, которая считается комфортной для жизни. Забавно, но если бы наша планета находилась чуть-чуть ближе к горящей звезде, то все живое на ней погибло бы, поскольку Солнце испепелило бы все дотла.

В то же время отдаленность от Солнца гарантирует экстремально низкие температуры и невозможность жизни на планете.

Таким образом, Земля находится на идеальном расстоянии от Солнца, ведь даже на самом холодном материке Антарктиде существует жизнь.

Сочинение на тему земля наш дом

Помимо тепла Солнце дарит всему живому на планете энергию в виде солнечной радиации. Если бы растения и животные каждый день не испытывали солнечного тепла, то со временем они стали бы страдать от различных заболеваний, возникших по причине ослабленного иммунитета. Со временем все живое на планете попросту бы вымерло, а Земля стала бы непригодной для жизни.

Но нельзя не отметить, что в тех местах, где в воздухе находятся озоновые дыры, Солнце способно оказывать пагубное влияние на все живое. Именно поэтому воздух и солнечная радиация должны гармонично сосуществовать друг с другом, а человек не должен препятствовать этому.

Глобальные проблемы

К сожалению, в процессе жизнедеятельности человека возникает огромное количество экологических проблем разного масштаба, которые со временем могут привести к тому, что планета окажется непригодной для жизни. В погоне за богатством и славой люди забывают, как важно ценить окружающий мир.

На сегодняшний день человечеству грозят следующие глобальные проблемы:

Проект про землю

  1. Загрязнение. Речь идет о водоемах, почве и даже воздухе. Множество фабрик и заводов, которые занимаются производственной или перерабатывающей деятельностью, оставляют после себя отходы, загрязняющие планету. Несмотря на активную борьбу экологов с такими фабриками, их с каждым годом становится все больше.
  2. Вырубка лесов. Страшно представить, что станет с планетой, на которой полностью исчезнут леса. А ведь именно к этому, судя по всему, и стремится человечество, вырубая миллионы деревьев ежегодно и строя на территории бывших лесов города и заводы. В Китае люди уже чувствуют нехватку кислорода. Что же будет дальше?
  3. Уничтожение плодородных почв. В последнее время участились лесные пожары, в результате которых тысячи гектаров плодородной почвы становятся непригодными для посадки и посевов. Кроме того, фермеры используют луга и поля в качестве пастбищ, что тоже негативно отражается на состоянии почвы.

Планета — наш общий дом. Если каждый человек начнет заботиться о сохранении места, в котором живет, то это остановит надвигающиеся угрозы.

Однако важно помнить, что любая выброшенная мимо урны бумажка или срубленное дерево сокращает срок жизни планеты, ухудшает качество жизни ее обитателей.

Общий дом

Эссе на тему земля наш общий дом

  1. Система жизни на планете устроена таким образом, что все в ней взаимосвязано. Даже незначительное растение или насекомое прямо или косвенно оказывает влияние на процесс жизнедеятельности других видов.
  2. Круговорот всего живого в природе. Аналогично тому, как вода испаряется, а затем выпадает в виде осадков, на планете идет круговорот микроэлементов. Смерть одного растения или животного дает право на жизнь другому организму.
  3. Глобальные катастрофы приводят к изменению жизни многих обитателей Земли. Высохнет один водоем — погибнут не только рыбы, но и многие животные и растения, которые обитали и росли у его берегов.

Люди должны заботиться о чистоте дома, в котором живут. Ведь именно человек в большинстве случаев провоцирует появление глобальных природных катаклизмов, которые приводят к изменению природы. Нельзя не отметить, что только в силах людей сохранить жизнь для многих разновидностей растений и животных. Если бы не было заповедников и Красной книги, то снежный барс или красный мак уже давно перестал бы существовать.


Земля – это дом для каждого человека. Но также на ней обитают животные, растения, бактерии. От благополучия Земли зависит качество нашей жизни, поэтому важно заботиться о родной планете.

Что мы получаем от Земли?

Как бы сильно не продвинулись люди на пути технического прогресса, они всё же неотрывно связаны с природой. Она обеспечивает нас множеством ресурсов.


Рассмотрим важнейшие из них:

  • Вода. Человек состоит из воды на 70%, и не может прожить без нее даже 6 дней. Хотя большая часть поверхности Земли покрыта океанами, находящаяся в них вода непригодна для питья, так как содержит много соли. Уже сегодня многие регионы мира испытывают дефицит пресной воды.
  • Воздух. Воздух необходим людям для дыхания, причем человеческий организм очень требователен к составу воздуха. Например, повышение концентрации углекислого газа до 5% приводит к головным болям, но и отсутствие углекислого газа в воздухе крайне опасно для человека. Но воздушная оболочка играет и другую важную роль. Без нее все океаны быстро бы вскипели, а температура колебалась бы от – 173°С до +127°С – именно так происходит на лишенной воздуха Луне.
  • Продовольствие. Почти вся еда, потребляемая людьми, получается из природы. Фрукты и злаки выращиваются на плодородной почве, а мясо человек получает от животных, которые также питаются растениями (и другими животными).

Воздействие человека на Землю

Возможности нашей планеты велики, но не беспредельны. В последние века деятельность человека привела к серьезным изменениям на Земле, которые в свою очередь негативно отразились и на самом человеке.


Из-за вырубки лесов их площадь сильно сократилась. В Европе почти не осталось крупных лесных массивов. В результате уменьшилась и численность животных, обитающих в лесу.


Выбросы промышленности и транспорта привели к ухудшению качества воздуха во многих городах. Появилось такое явление, как смог. Это искусственный туман, вызванный загрязнением атмосферы. При смоге падает видимость на дорогах, а многие люди страдают от заболеваний легких. Например, во время смога в Лондоне в 1952 г. погибло более 12 тыс. человек.


Другое последствие загрязнения атмосферы – это глобальное потепление. Дело в том, что один из главных выбросов промышленности – это углекислый газ. Он способен создавать так называемый парниковый эффект. Чем больше концентрация углекислого газа в атмосфере, тем выше средняя температура воздуха. Из-за роста температуры многие страны столкнулись с очень сильной жарой в летние месяцы и ростом территории пустынь (этот процесс называется опустыниванием).


Загрязняется и вода. В океанах есть настоящие моря из промышленного мусора. Вода во многих реках вблизи крупных городов не пригодна для питься и даже для плавания в ней. Уже сегодня ряд стран сталкивается с дефицитом пресной воды.


Во второй половине XX в. стало ясно, что чрезмерная эксплуатация природных ресурсов планеты может привести человечество к катастрофе. Земля не способна выдержать ту нагрузку, которую на нее оказывает человек. Но если природа планеты будет разрушена людьми, то сами люди от этого и пострадают, так как не смогут получать продовольствие, чистый воздух и воду от Земли.

Как защитить природу Земли?

В последние годы правительства стран мира делают акцент на экологию. Происходит развитие источников энергии, не связанных с выбросом углекислого газа. Такими источниками являются течение рек, приливы морей, солнечный свет, ветер.


Большой проблемой являются выхлопы транспорта. Их сокращают тремя способами:

  • стимулируют людей отказываться от личных автомобилей и пользоваться общественным транспортом;
  • ужесточают требования к автомобилям – они должны выбрасывать меньше вредных веществ;
  • заменяют обычные автомобили электромобилями, у которых вообще нет выбросов в атмосферу.

Подведение итогов

Человек использует ресурсы планеты для обеспечения своей жизни. Но эти ресурсы ограничены и при чрезмерном использовании истощаются. Истощение природы опасно для человека и может привести к катастрофе.

Читайте также: