Критериальное оценивание на уроках русского языка и литературы доклад

Обновлено: 28.04.2024

Глубочайшим свойством человеческой природы
является страстное стремление людей быть
оценённым по достоинству.
У. Джеймс
Одним из важных компонентов процесса обучения является оценивание.
В последнее время учителями школ ведётся поиск новых форм оценивания, которые позволили бы педагогу объективно оценить знания учащихся, повысить учебную мотивацию и учебную самостоятельность - ведь сегодня перед ними стоит задача – не передать определённую сумму знаний, умений и навыков, а сформировать такие умения, которые позволят ученику успешно учиться дальше, адекватно оценивать свои силы и возможности. С целью повышения качества образования, формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к изучению русского языка, помимо традиционной пятибалльной системы оценивания, мы в своей практике используем такой вид оценивания как оценивание по критериям.
Под оцениванием по критериям понимается процесс оценивания, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующий формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
Данная система оценивания позволяет:
- возможность определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса;
- возможность получить объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за всё время обучения;
- дифференцировать значимость оценок, полученных обучающимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий контроль, домашняя, творческая и др. виды работ);
- отражать текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда;
- повысить объективность оценки знаний. [2]
Оценивание осуществляется по заранее определённым критериям. Уровень учебных достижений каждого ученика (знания, умения, навыки) оценивается по критериям и показателям, выделенным в соответствии с требованиями ГОСО РК.

Уровни учебных достижений
Критерии Показатели
(ожидаемые действия ученика)
минимальный воспроизведение знаний, умений и навыков(1-3 балла) - узнает, различает объекты; выполняет действия на копирование (повторение определений, понятий, перечисление свойств);
- умеет актуализировать элементарные знания, факты: приводить примеры, использовать основные понятия из учебника;
- воспроизводит учебный материал с опорой на помощь, без обобщений и выводов;
- выполняет стереотипные учебные задания по образцу;
- испытывает затруднения в применении отдельных предметных и общеучебных интеллектуальных умений;
- допускает ошибки (не более 3 3 существенных и не более 5 5 несущественных ошибок)

достаточный понимание (интерпретация и преобразование знаний, умений и навыков)
(4-6 баллов) - осознанно, полно воспроизводит учебный материал (самостоятельно, последовательно, с примерами, обобщениями и выводами);
- умеет преобразовывать словесную информацию в формулы, уравнения, таблицы, графики, схемы;
- умеет сравнивать на основе описания фактов и явлений, определять причины сходства и различия;
- может использовать знания для объяснения явлений;
- выполняет типовые задания по обобщенному алгоритму;
- допускает в работе несущественные ошибки (3-5);
- применяет специальные предметные и общеучебные интеллектуальные умения под контролем учителя.
оптимальный применение освоенного учебного материала в стандартной ситуации (использование и интеграция полученных знаний, умений и навыков)
(7-9 баллов) - может оперировать учебным материалом в знакомой ситуации; умеет обобщать, классифицировать, систематизировать, анализировать и синтезировать известные сведения и факты;
- может использовать знания для прогнозирования явлений;
- умеет выявлять и устанавливать причинно-следственные связи на основании сведений, приведенных в учебнике, предполагать и описывать последствия, вытекающие из имеющихся данных;
- демонстрирует овладение алгоритмами специальных предметных действий, самостоятельно решает учебные задания, содержащие подзадачи с явными связями между ними;
- применяет специальные предметные и общеучебные интеллектуальные умения с незначительной помощью учителя;
- допускает единичные несущественные ошибки (не более 3) в работе и может устранить их.
высокий применение освоенного учебного материала в нестандартной ситуации (моделирование, трансформация комплексных знаний, умений и навыков)
(10-12 баллов) - осознанно оперирует материалом как в знакомой, так и в незнакомой ситуациях, при этом использует самостоятельно усвоенные дополнительные сведения;
- может осуществлять творческий перенос знаний, приводить примеры из различных источников и областей знания; использовать необходимые наглядные средства, схемы, графики, обосновывать выводы;
- может устанавливать связи между содержанием различных тем и разделов учебного предмета, а также межпредметные связи; объяснять причины сходства и различия, выявлять существующие связи, взаимное влияние фактов, событий, процессов;
- выделяет главный и второстепенный материал; применяет полученные знания для выполнения нестандартных заданий, связанных с реальными жизненными проблемами;
- возможно наличие 1-2 недочетов, самостоятельно исправляемых учащимся;
- самостоятельно и свободно применяет предметные и общеучебные интеллектуальные умения как в учебной деятельности, так и в повседневной жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты перед нами стоит новая задача – научить ребёнка самостоятельно добывать знания. Для этого необходимо сформировать у учащихся способность к саморазвитию, самообучению и самоконтролю. Развитию этих способностей способствует умение учащихся оценивать учебные ситуации и результаты выполнения учебных задач, которые стоят перед ними на уроке.

С внедрением ФГОС стала распространяться система формирующего оценивания.

Таким образом, актуальность обусловлена потребностью современного учителя в введении новых подходов к оцениванию образовательных результатов.

Формирующее оценивание направлено на то, чтобы ученик сам мог оценить свои учебные результаты, выявить пробелы в знаниях, а самое главное – мог определить, что ему необходимо делать, чтобы продвинуться дальше, чтобы улучшить собственные достижения. В основу данной системы легли следующие правила:

1. Учебные цели должны быть открытыми и понятны для детей.
2. Оценивание должно быть критериальным.
3. В оценивании должны участвовать сами ученики.
4. Рефлексия должна стать обязательным этапом оценивания.
5. На любом этапе учебной работы школьник должен иметь возможность получить обратную связь.
6. Оценивание должно быть непрерывным.

Эти принципы совпадают с новыми подходами в системе оценивания в условиях перехода на ФГОС ООО.

Для себя я определила значимость использования формирующего оценивания в возможности корректировки действий учителя-ученика в процессе изучения предмета с опорой на промежуточный результат.

В своей педагогической практике я использую Критериальное оценивание, что позволяет:

Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей.

Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха.

Получать доказательства уровня обученности ребенка.

На уроках русского языка я применяю такие техники: самооценивание через заполнение учебной документации

Формативный опрос

Деепричастие – это____________________________часть речи, которая отвечает на вопросы_________________, __________________, сохраняет признаки глагола:________________, ___________________, _______________________ и как наречие __________________. В предложении является _______________________.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КРИТЕРИАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНИВАНИЮ

РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Учитель русского языка и литературы

Костанайская область, Тарановский район, с. Елизаветинка

Всякая оценка предполагает в качестве собственного

мерила определенную цель и имеет смысл и значение

только для того, кто признает эту цель.
Вильгельм Виндельбанд

Развитие образовательных процессов на современном этапе развития общества, колоссальный опыт педагогических инноваций, итоги психолого-педагогических исследований, требуют изменения в отношении оценки. Система оценивания является основным интегрирующим условием школьного образовательного пространства, главным средством мониторинга и диагностики проблем в обучении.

В связи с обновлением содержания образования встал вопрос об изменении подходов к оцениванию, так как традиционная система изжили себя и не является объективным показателем обученности учащихся. На смену пятибальной системе постепенно вводится критериальное оценивание. Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений обучающихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности обучающихся.

Политика нашего государства работает в том ключе, чтобы современный выпускник овладел функциональной грамотностью. Но в то же время встала проблема об оценивании грамотности такого ученика. Всегда существовали самые разные способы оценивания ЗУН. В процессе исторического развития менялись лишь виды, приемы выставления отметок, например нынесуществующая 5-бальная система оценивания существует с 1837 года. Как показывает практика данная шкала не в полной мере отражает действительную картину.

Итак, чтобы разобраться, что такое критериальное оценивание, необходимо познакомиться с понятиями:

hello_html_4460b6a6.jpg

Рис. 1 Понятия критериального оценивания

Формулировки в дескрипторах зависят от конкретного критерия и представлены в виду утверждений, содержащих ключевые качественные характеристики степени освоения данной предметной задачи.

В настоящее время главное внимание в образовании уделяется не столько выяснению того, в какой мере обучающиеся усвоили основные знания, сколько выявлению их способности применять их для решения практических, познавательных, ценностно-ориентационных и коммуникативных задач [2].

Подходы к оцениванию изменились и теперь оценка - для обучения. Все направлено на то, чтобы мотивировать учащегося к обучению. Формативное оценивание несёт формирующую, стимулирующую и мотивирующую функции и используется для того, чтобы выяснить, достигнуты ли поставленные учебные цели. Оно позволяет соотносить результаты оценивания с поставленными целями. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. В качестве критериев оценивания могут выступать планируемые учебные умения как предметные, так и метапредметные [3].

Критерии и алгоритм выставления оценки заранее известны и учителю, и ученикам. Они могут вырабатываться ими совместно. Для этого можно выработать алгоритм, которым будут пользоваться все участники урока.

Алгоритм совместной (учитель - учащиеся) разработки критериев

Предложить каждому учащемуся один-два критерия, по которым будет оцениваться работа.

Записать на доске предложенные критерии.

Выбрать в процессе обсуждения приоритетные критерии.

Установить балл за каждый критерий.

Такой способ, по моему мнению, подойдет для оценивания выразительного чтения наизусть стихотворений.

Пример критериев оценивания по литературе за чтение стихотворения наизусть

КРИТЕРИИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ НАИЗУСТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ

Называет фамилию и имя автора, название стихотворения

Соблюдение пауз и темпа

Нет ошибок в рифме и словах

выполнены правильно все требования

Допускает неточности в чтении стихотворения или читает точно, но невыразительно

Рассказывает стихотворение при помощи 1-2 подсказок класса или учителя, невыразительно читает,

не называет автора и название стихотворения

Не выучил или не может рассказывать без помощи

Система оценивания строится таким образом, чтобы учащиеся участвовали в оценочной деятельности, приобретая навыки и привычку к самооценке. То есть результаты учебной деятельности оцениваются не только учителем, но и самими учащимися.

Развитие способностей учащихся к самостоятельной оценке результатов своей работы позволяет им оценить собственные успехи в той или иной деятельности, а также определить возможные действия по их улучшению. Поэтому для этого также разрабатываются критерии, четко определяющие уровень учебных и личностных достижений.

hello_html_m4a4f1490.jpg

Критериальное оценивание делится на формативное оценивание и суммативное. Суммативное является итоговым оцениванием (контрольный срез, тест, диктант и др.) и показывает результат обученности учащихся за заданный период времени .

Контрольная работа

1А. От данных глаголов образовать все возможные формы причастия:

2А. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Объясните графически орфограммы

От надвигающ…йся туч…, в ни…ко стел…щ…мся туман…, (не)греющее солнце, (не)смолкающие до ночи сверчки, комната (не)освеще…а, жева…ый, (не)гаше…ая известь, сваре…ый картофель, купле…ый торт, жаре…ые в сковороде.

3В. Замените сложное предложение простым с причастным оборотом

Заросли травой парковые дорожки, которые давно не чистили садовники.

4В. Объедините данные предложения так, чтобы получилось простое предложение с причастным оборотом. Расставьте знаки препинания при причастном обороте

Рушились снежные валы. Которые подточили солнцем.

Бумажные флотилии терпели бедствие. Разливающиеся лужи.

Современное критериальное оценивание, в соответствии с Федеральными государственными требованиями, с ФГОС, не предусматривает никакого соперничества между учащимися, но осуществляется по заранее определенным критериям.

ВложениеРазмер
kriterialnaya_otsenka_znaniy_umeniy_i_navykov_obuchayushchihsya_po_russkomu_yazyku_i_literature.docx 89.78 КБ

Предварительный просмотр:

Критериальная оценка знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку

Современное критериальное оценивание, в соответствии с Федеральными государственными требованиями, с ФГОС, не предусматривает никакого соперничества между учащимися, но осуществляется по заранее определенным критериям.

• Критерий представляется как цель, ожидаемый результат образования, а оценивание по любому из критериев – это определение степени приближения ученика к данной цели.

• Качественно критерии отражают различные стороны деятельности учащегося с учетом специфики предметов.

• Количественное содержание критериев определяется баллами (уровнями достижений) и соответствующими им описаниями, поясняющими уровень достижений по данному критерию.

• Понятие критерия имеет качественное и количественное содержание

Функции критериального оценивания:

обучающая, контролирующая, развивающая, воспитывающая, диагностическая, мотивационная.

Задачи критериального оценивания:

• Определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса;

• Анализ достижения учениками краткосрочных целей и результатов обучения в соответствии с учебной программой;

• Мониторинг индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития ученика;

• Мотивирование учащихся на устранение имеющихся пробелов в усвоении учебной программы;

• Дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности;

• Мониторинг эффективности учебной программы;

• Обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями для выявления особенностей организации учебного процесса и усвоения учебного материала.

• Оценивается только работа учащегося;

• Работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее;

• Учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей;

• Оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.

Описание системы оценки результатов в соответствии с ФГОС

  1. Оцениванию подлежат результаты предметные, метапредметные и личностные.

Результаты ученика- это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе).

Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.

  1. Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель . Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.


Количество отметок определяется по числу решённых задач

Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.

Оценивание состоит из двух процессов: сравнение достижений (неудач) учащегося с его прежними достижениями (неудачами) и соотношение достигнутых результатов со стандартами обучения (желательность хороших оценок). Критерии оценивания создаются вместе с учащимися, что помогает формировать самооценку у детей.

Деятельность учителя в системе оценивания должна быть следующей:

- обязательное обсуждение с учащимися критериев оценивания работ;

- обязательное выделение умений, за которые можно похвалить ребенка;

оценивание только работы ученика, а не его самого;

- обсуждение успехов (неуспехов) учащегося исключительно при индивидуальной беседе с родителями или учеником.

Контроль и оценивание успехов/неуспехов учащихся являются важной составляющей процесса обучения и одной из главных задач педагогической деятельности учителя. Вместе с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) этот компонент должен соответствовать современной педагогической и методической наукам, требованиям общества, основным приоритетам и целям образования в начальном звене школы.
Система проверки и оценивания учебной деятельности школьников не может ограничиваться только контролем за усвоением знаний и выработкой умений и навыков по определенному учебному предмету. Она ставит более важные социальные задачи:

– определение степени овладения умениями по использованию знаний, то есть соответствие обучения современным целям образования;

– развитие у учащихся навыков самостоятельной оценки результатов своих действий, умения контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.

Объектами оценивания являются:

  1. Учебные работы (таблицы, схемы по темам урока, презентации, опорные конспекты)
  2. Контрольная работа (итоговая по разделу).
  3. Самостоятельная работа (итоговая по теме).
  4. Проверочная работа (по теме урока).
  5. Тестовые задания.
  6. Устный ответ.
  7. Домашнее задание.
  8. Чтение наизусть.
  9. Творческая работа (письменный ответ, сочинение, иллюстрации к произведениям).
  10. Учебный проект.
  11. Учебно-исследовательская работа.

Общими критериями для любой работы ученика является знание, понимание и оперирование знаниями; применение умений и навыков на практике; способность перерабатывать информацию, взаимодействовать с учителем, в паре, в группе с одноклассниками. Все критерии предъявляются ученикам в начале учебного года и размещаются на информационном стенде в кабинете.

Информация для учащихся

1. Правильный отбор материала, его анализ (сравнение, обобщение, классификация).

2. Наличие собственных суждений, их аргументация (цитирование, комментарий).

3. Умение привлечь внимание слушателей (риторические приёмы).

4. Терминологическая и речевая грамотность.

5.Научный стиль изложения.

  1. Ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий.
  2. Обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и из других источников.
  3. Излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
  4. Речь выразительна, эмоциональна.

Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

  1. Излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил.
  2. Не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры.
  3. Излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
  4. Речь невыразительна.

ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл.

Примечание: Оценивается не только единовременный ответ, но и рассредоточенный во времени (ученик отвечает на протяжении урока).


В статье рассматривается современный подход к оцениванию учебных достижений учащихся на уроках русского языка.

Описание разработки

Система оценивания в учебно-образовательной структуре уникальна, так как является тем самым гибким инструментом в руках опытного педагога, тем фактором, который двигает весь школьный процесс, это, по сути, механизм осуществления диагностической связи между учеником, учителем и родителями. Зачем нужна реформа системы оценивания сегодня?

В последние годы не только в российской, но и в западной педагогике идет процесс переосмысления системы оценки достижений учащихся в школе. Главную роль приобретает развитие мотивации достижения успеха, то есть формирование ключевых компетенций учащихся.

Всех волнует вопрос, как сформировать в ученике такие способности, которые позволят выпускнику школы легко влиться в социум, а позднее быстро найти работу в нашем современном обществе и приносить пользу стране.

В последнее время всё чаще мы слышим о так называемом критериальном оценивании, который пока идёт как эксперимент в отдельно взятых школах страны. Чтобы понять, что такое критериальное оценивание, проведём мысленный эксперимент. Условно разделим традиционный результат обучения в школе, наши знаменитые ЗУНы, на три части. В одной окажутся только знания, которые приобрёл школьник за все годы учёбы; в школе; в другой – только умения, которыми он овладел; в третьей – только навыки, которые у него сформировались. Знания будем оценивать по некоему критерию А, умения – по критерию Б, а навыки – по критерию С.

Статья по русскому языку Критериальное оценивание на уроках русского языка

Критерий представляется как цель, как ожидаемый результат образования, а оценивание по любому критерию – это определение степени приближения ученика к данной цели. Кроме того в каждой предметной области есть и другие цели обучения, которые также могут стать критериями (например критерий D-навыки презентации, словесного и материального оформления и представления какой –либо работы) и т. д.

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

Система оценивания в учебно-образовательной структуре уникальна, так как является тем самым гибким инструментом в руках опытного педагога, тем фактором, который двигает весь школьный процесс, это, по сути, механизм осуществления диагностической связи между учеником, учителем и родителями. Зачем нужна реформа системы оценивания сегодня?

В последние годы не только в российской, но и в западной педагогике идет процесс переосмысления системы оценки достижений учащихся в школе. Главную роль приобретает развитие мотивации достижения успеха, то есть формирование ключевых компетенций учащихся.

Всех волнует вопрос, как сформировать в ученике такие способности, которые позволят выпускнику школы легко влиться в социум, а позднее быстро найти работу в нашем современном обществе и приносить пользу стране.

В последнее время всё чаще мы слышим о так называемом критериальном оценивании, который пока идёт как эксперимент в отдельно взятых школах страны. Чтобы понять, что такое критериальное оценивание, проведём мысленный эксперимент. Условно разделим традиционный результат обучения в школе, наши знаменитые ЗУНы, на три части. В одной окажутся только знания, которые приобрёл школьник за все годы учёбы; в школе; в другой – только умения, которыми он овладел; в третьей – только навыки, которые у него сформировались. Знания будем оценивать по некоему критерию А, умения – по критерию Б, а навыки – по критерию С.

Критерий представляется как цель, как ожидаемый результат образования, а оценивание по любому критерию – это определение степени приближения ученика к данной цели. Кроме того в каждой предметной области есть и другие цели обучения, которые также могут стать критериями (например критерий D-навыки презентации, словесного и материального оформления и представления какой –либо работы) и т.д.

Читайте также: